JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2017 - V. 24, № 2 - P. 172-177
УДК: 616.31-053-084:31
ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СНИЖЕНИЕ
ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ДЕТЕЙ КАРИЕСОМ
А.А. СМОЛИНА, В.В. КУНИН, Ж.В. ВЕЧЕРКИНА, Н.В. ЧИРКОВА, И.В. КОРЕЦКАЯ
Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н.Бурденко, ул. Студенческая, 10, г. Воронеж, Воронежская область, 394000, Россия
Аннотация: снижение уровня стоматологической заболеваемости у детей и подростков, в первую очередь кариозного поражения зубов - приоритетное направление современной стоматологии, так как имеет высокую интенсивность и распространенность. А здоровое состояние полости рта является важным определяющим фактором уровня здоровья в будущем. В понимании комплексной заботы о здоровье человека на первый план выступает профилактическая точка зрения. Детский возраст является наиболее значимым и благодатным периодом жизни человека в вопросах стратегии сохранения стоматологического здоровья. Одним из лидирующих способов в решении данной проблемы является индивидуальная и профессиональная гигиена полости рта. Комплексные программы профилактики занимают ведущее место в повышении ее показателей и снижении риска возникновения заболеваний населения. Отношение к профилактике в настоящее время становится все более мотивированным, так как позволяет гораздо эффективнее, экономичнее сохранить здоровое состояние полости рта и предупредить возникновение стоматологических заболеваний и улучшить качество жизни и ее восприятие.
Ключевые слова: стоматология, дети, кариес, профилактика, мотивация.
ASSESSMENT OF ORGANIZATIONAL MEASURES TO REDUCE MORBIDITY OF CHILDREN WITH
CARIES
A.A. SMOLINA, V.A. KUNIN, ZH.V. VECHERKINA, N.V. CHIRKOVA, I.V. KORETSKAYA
Voronezh State Medical University, Studencheskayast., 10, Voronezh, Voronezh region, 394000, Russia
Abstract. Reduction in the level of dental morbidity in children and adolescents, in the first place, carious lesions of teeth is a priority direction of modern dentistry, since it has a high intensity and prevalence. A healthy oral condition is an important determinant of the level of health in the future. In the understanding of complex concern for human health, a preventive point of view is at the forefront. Children's age is the most significant and fertile period of human life in matters of strategy, the preservation of dental health. One of the leading methods in the solution of this problem is the individual and professional hygiene of the oral cavity. Comprehensive prevention program plays a significant role in improving its performance and reducing the risk of diseases. Attitude to prevention is currently becoming more motivated as it allows a much more efficient, more economical to maintain a healthy mouth and prevent dental diseases and improve the quality of life and its perception.
Key words: stomatology, children, caries, prevention, motivation.
На сегодняшний день наряду с приоритетными вопросами политического и экономического характера, улучшение состояния здоровья населения детского возраста является одной из главных задач государства. Здоровье детей - залог сохранения и укрепления здоровья населения страны в целом [7]. С сожалением приходиться констатировать, что стоматологическая заболеваемость у детей из года в
год прогрессирует. В настоящее время кариозное поражение зубов, ставшее уже серьезной проблемой здравоохранения, является среди детского и взрослого населения самым распространенным стоматологическим заболеванием здравоохранения [3]. На протяжении многих лет вопросу поражаемости кариесом зубов у детей, дошкольного и школьного возраста, посвящено значительное количество научных
исследований [2].
Несмотря на развитие методов профилактики, совершенствование традиционных методов и использование современных атрав-матических технологий лечения распространенность кариеса зубов остается высокой, особую тревогу представляет высокий уровень множественного кариеса у детского населения. Данная проблема остается актуальной и активно изучается не только российскими, но и зарубежными учеными [1,11].
На сегодняшний день существует большое количество теорий возникновения кариеса зубов, которые признаются мировым сообществом стоматологов [4].
1. Химико-паразитарная теория.
2.Физико- химическая теория.
3. Биологическая теория.
4.Протеолизно- хелатная теория.
5.Трофоневротическая теория.
6. Рабочая концепция кариеса зубов по А.И. Рыбакову, которая базируется на установлении влияния на разных этапах развития разнообразных эндогенных и экзогенных факторов на формирование, функцию и структуру зубных тканей.
Кариес это динамический длительный процесс, который включает периоды деминерализации эмали слабыми органическими кислотами микробного фактора с последующей реминерализацией эмали секретом слюнных желез. Согласно литературным источникам, можно сделать вывод, что на данный момент подчеркивается ведущая роль кариесогенному потенциалу зубного налета («биопленка») в развитии всех стоматологических заболеваний [10]. А одним из предраспалогающих факторов высокого риска патологии твердых тканей зубов, как молочных, так и постоянных, является невысокий уровень значимости стоматологического здоровья в системе жизненных ценностей и низкий показатель мотивации детского населения к его сохранению. Одним из лидирующих способов в решении данной проблемы является выработка стойкой мотивации к соблюдению гигиены полости рта, ведь детский возраст наиболее перспективен для получения хороших показателей при проведении профилактических мероприятий.
Существует и другая не менее важная причина, вследствие которой распространенность стоматологических заболеваний остается высокой - это боязнь посещения врача - стоматолога (стоматофобия), зачастую сформированная в детском возрасте. Поэтому крайне важно при проведении стоматологического просвещения, выступающего лидирующим компонентом комплекса профилактических мероприятий, с детским населением отводить этому вопросу немаловажную роль с учетом психоэмоционального восприятия различных возрастных категорий детского населения [9].
Цель исследования - разработка и внедрение индивидуальных планов профилактических мероприятий для формирования мотивации у детей к улучшению стоматологического статуса.
Материалы и методы исследования. Согласно оценке эффективности гигиенического обучения и воспитания детского населения, проводимых в настоящее время профилактических мероприятий с помощью анкетирования и интервьюирования разных возрастных категорий, направленных на повышение уровня стоматологической грамотности у детей недостаточно. Для выполнения поставленной цели была разработана комплексная программа для разных возрастных групп детского населения школьного возраста с учетом их физического и психоэмоционального развития:
1. Оценка стоматологического статуса, уровня гигиенических знаний и профилактики стоматологических заболеваний у детей.
Согласно поставленной цели научного исследования снижения распространенности уровня тревожности, поведенческих проблем, ассоциированных с врачом - стоматологом и показателя распространенности кариеса у детей проведено анкетирование и обследовано 40 человек от 6 до 16 лет.
Анкета о стоматологическом здоровье ребенка включала в себя следующие вопросы:
1.Ф.И.О. ребенка___
2.Пол ребенка
3.Сколько полных лет__
4. Источники получения информации по стоматологическому здоровью: телевидение, реклама, интернет, врач стоматолог, (нужное подчеркнуть).
5. Как часто вы посещаете врача стоматолога? Раз в 2 года, Раз в год, раз в 6 мес., свой вариант__
6. Основные причины посещения врача стоматолога: острая боль, необходимость лечения зубов, необходимость удаления зубов, потребность в ортодонтическом лечении, для профилактического осмотра (нужное подчеркнуть).
7. Какой пастой чистите зубы?_
8. Сколько раз в день чистите зубы?_
9. Чистите до или после еды?__
10. Продолжительность чистки зубов?_
11. Как часто меняется Зубная щетка и какой она жесткости?__
12. Используете Вы дополнительные средства гигиены (ополаскиватели полости рта, флосы, жевательные резинки)?__
13. Характер питания ребенка (регулярное, нерегулярное; пища грубая или механически обработана; преобладание мясной, молочной, растительной пищи, мучных изделий, сладкого (нужное подчеркнуть).
14. Имеются ли у ребенка общие заболевания (пищеварительной системы, органов дыхания, сердечно - сосудистой системы, обмена веществ, нервные заболевания, болезни крови, частые ОРВИ, не имеет, свой вариант)?
15. Подвергается ли ребенок психоэмоциональному напряжению (во время учебы, во время общения со сверстниками, не подвергается)?_
Результатом интервьюирования всех участников программы и обработки полученных данных проведенного анкетирования стало следующее:
1. Учителя не компетентны в должном объеме в вопросах поддержания стоматологического здоровья детей;
2. Значимость проведения индивидуальных профилактических мероприятий полости рта для детей является не приоритетной.
3. Низкий уровень знаний в данной области, отсутствие непрерывного гигиенического воспитания стоматологического характера, отсутствие осознания, что гигиенические мероприятия полости рта окажутся полезными для его здоровья.
Проведенные исследования показали, что кариес зубов является одним из распростра-
ненных стоматологических заболеваний у детского населения.
Клинические методики эпидемиологического обследования включали:
1. оценка гигиенического состояния полости рта:
- упрощенный индекс гигиены полости рта OHI-S (индекс «ИГРУ»).
Интерпретация:
- 0-0,6- хорошо;
- 0,7-1.6-удовлетворительно;
- 1.7-2.5 - не удовлетворительно;
- 2.6 и более - плохо;
- индекс Федорова -Володкиной.
Интерпретация:
- 1,1-1,5- хороший индекс гигиены;
- 1,6-2-удовлетворительный;
- 2.1-2.5 - не удовлетворительный;
- 2.6-3,4 - плохой индекс гигиены;
- 3,5-5 очень плохой индекс гигиены [5].
Данные проведения контролируемой чистки с определением индекса гигиены представлены в табл. 1.
Таблица 1
Данные проведения контролируемой чистки
Обследование детей проходило в три этапа: Возраст ребенка 6-10 лет Возраст ребенка 11-16 лет
1 этап - определение исходного индекса гигиены по приходу детей в школу: Среднее значение индекса 2.5±0,05* Среднее значение индекса 2.2±0,05*
2 этап - определение индекса гигиены спустя час после употребления молочного шоколада: Среднее значение индекса 3,8±0,05* Среднее значение индекса 3,5±0,05*
3 этап - определение индекса гигиены после самостоятельной чистки при помощи зубной пасты и щетки: Среднее значение индекса 2,0±0,05* Среднее значение индекса 1,8±0,05*
Все это свидетельствует о важности внедрения эффективных программ профилактики в нашем регионе на индивидуальном, групповом и популяционном уровнях. Кроме того,
10иККЛЬ ОБ ОТШ МЕБТСЛЬ ТЕСЫК0ШЫЕ8 - 2017 - V. 24, № 2 - Р. 172-177
необходимо обратить внимание на увеличение доступности проведения профилактических мероприятий стоматологического профиля детскому населению с комплексным использованием инновационных методик и материалов, новых форм массовой тематической работы с население [6].
2. Другим направлением к комплексному подходу стала организация демонстрационных профилактических мероприятий при участии специалистов стоматологической службы с использованием современных форм, методов и средств стоматологического просвещения [8].
В результате проведенной работы установлено, что существенно улучшает эффективность профилактических мероприятий применение дифференцированного подхода к выработке у пациентов мотивации и дисциплины к контролю над гигиеническим состоянием полости рта в зависимости от конкретной стадии развития ребенка.
В младшем школьном возрасте игра остается актуальной, но подчиняется уже учебной деятельности и не является ведущей. Положительные результаты повышения уровня стоматологического здоровья дает организация уроков гигиены в игровой форме с использованием фантомов, макетов, и выставок при участии родителей, стоматологов и учителей.
В подростковом возрасте большое значение для школьников приобретает общение со сверстниками, обмен имеющейся информацией. Поэтому для достижения хорошего результата можно использовать коллективные беседы, лекции и практические занятия для мотивации к сохранению стоматологического здоровья и обучению навыкам гигиены полости рта с применением компьютерных презентаций, и наглядных пособий с участием стоматолога и учителей.
В юношеском возрасте появляется интеллектуальная зрелость, умение правильно оценивать, работать и мыслить самостоятельно, поэтому проводят семинары, лекции, беседы с использованием печатных материалов, наглядных пособий, обучающих видеофильмов и презентаций. Юноши и девушки старшего школьного возраста озабочены своей внешностью, красотой улыбки, переживают при наличии неприятного запаха изо рта, одновременно с этим, стесняются говорить о своих проблемах. В данной ситуации
коллективные методы обучения гигиеническим навыкам необходимо поменять на индивидуальное просвещение, с участием компетентных специалистов. Данная возрастная группа считается благодатной аудиторией, с точки зрения рекламы. Учебно- профессиональный процесс становится доступным для восприятия, наглядным, информативным, конечной целью которого, выступает побуждение к действию, повышение мотивации к выполнению рекомендаций специалистов в вопросах значимости стоматологической профилактики не благоприятных последствиях при ее невыполнении.
В формировании у детей всех возрастных групп привычки и навыка ухода за полостью рта огромную роль играет педагогическое воздействие родителей и учителей, но лишь компетентный стоматологический персонал, с помощью активного взаимодействия с «маленьким» пациентом, может поспособствовать воспринять полученные знания, чтобы ребенок, в зависимости от типа психологического восприятия информации, сделал выбор в пользу здоровья. Ведь только специалисты в данной области могут с учетом особенностей строения ротовой полости, состояния зубов и десен, общего состояния организма научить ребенка грамотнопроводить гигиенические мероприятия в полости рта с правильно и индивидуально подобранными средствами. Особую роль в профилактике кариозного поражения зубов у детей во всех возрастных группах должна отводиться рекомендациям по снижению кариесогенного потенциала питания. Рацион ребенка должен быть полноценным, включающим достаточное количество белка, витаминов, минералов, необходимо мотивировать детей и родителей на употребление детьми молочных продуктов, овощей и фруктов и употребление твердой пищи. Проводя стоматологическое просвещение с детским населением, родителями, педагогами необходимо сделать упор на то, что полноценность, рационализация питания, а также снижение употребления сладкого до оптимального уровня это путь снижения кариесогенного фактора, повышению самоочищения полости рта и устойчивости к факторам риска возникновения кариозных поражений.
Создавая программы профилактических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости детей кариесом был сделан ак-
ТОиИКЛЬ ОБ ОТШ МЕБТСЛЬ ТЕСЫКОШЫЕ8 - 2017 - V. 24, № 2 - Р. 172-177
цент на основные принципы - коммуникация, информативность, наглядность, доступность для восприятия, лаконичность и выработка мотивации.
Таблица 2
Проблемы, у детей к здоровому образу жизни на регулярной основе
Программа профилактических мероприятий для детей 611 лет Программа профилактических мероприятий для детей 12 лет и старше
Просвещение о стоматологическом здоровье и факторах риска возникновения стоматологических заболеваний Стоматологическое просвещение. Способствовать формированию сознательного отношения к поддержанию стоматологического здоровья
Индивидуальная гигиена полости рта
Рекомендации по грамотному подбору зубных паст, зубных щеток и дополнительных средств гигиены Контролируемые мероприятия по оценке гигиены полости рта
Герметизация фиссур, применение реминерализирующих препаратов Инструктаж о выборе основных и дополнительных средств гигиены, правилам чистки зубов
Проведение профессиональной гигиены полости рта Проведение профессиональной гигиены полости рта
Обеспечениестоматологических кабинетов школ наглядными информативными средствами Определение интервала посещения врача- стоматолога Санация полости рта использованием современных материалов
Мотивация и обучение родителей, детей и учителей Индивидуальная беседа о факторах риска возникновения стоматологических заболеваний: неудовлетворительная гигиена полости рта, вредные привычки
Определение интервала посещения врача-стоматолога
Систематическое просвещение о необходимости лечения зубов на ранних стадиях с использованием современных материалов; профилактика зубочелюстных аномалий Мотивировать к снижению доли кариесо-генных продуктов в пищевом рационе, в том числе сладостей и фаст-фудов
Результаты и их обсуждение. Проведенные мероприятия с детским населением Воронежской области по выработке дисциплины для проведения профилактических мероприятий и грамотности в вопросах сохранения стоматологического здоровья позволили установить следующее:
1. Проблема кариозного поражения у детей занимает одно из лидирующих мест в современной стоматологии, значимость данного вопроса определяется большим спектром экзо-
генных и эндогенных факторов риска его возникновения, широкой распространенностью, особенно у детей школьного возраста, и негативным влиянием на здоровье человека в целом. Гигиеническое воспитание и обучение как метод профилактики стоматологической стоматологических заболеваний целесообразно проводить, как среди детского, так и взрослого населения, апеллируя к личной ответственности за свое здоровье. Своевременно организованная и в полном объеме выполненная профилактическая работа может изменить показатели стоматологического статуса и обеспечить эффективный результат в будущем.
2. Использование всех форм, методов и средств стоматологического просвещения помогает достичь его конечную цель приобретения мотивации для поддержания здорового состояния полости рта. Родители и преподаватели подтверждают целесообразность актив -ного подхода в области профилактики кариеса зубов и проведения данных методик для улучшения понимания проблемы, повышения знаний, отработки навыка и выработки привычки и дисциплины в вопросах сохранения стоматологического здоровья в конкретных возрастных группах детского населения (табл. 2).
Выводы:
1. Гигиеническое воспитание достигает максимальный эффект, если начато в раннем детском возрасте и этот процесс систематичный и непрерывный.
2. Обучение гигиеническим навыкам должно быть ориентировано на психологические особенности в зависимости от возраста ребенка.
3. Санитарно - просветительские мероприятия по профилактике стоматологических заболеваний необходимо проводить в сочетании активной и пассивной форм работы с детьми в различных возрастных группах, но акцент, прежде всего, должен, направлен на непосредственное взаимодействие и взаимосвязь между агитаторами и агитируемым контингентом.
4. Для создания положительного эффекта воздействия на аудиторию, необходимо обеспечение непосредственной заинтересованности участия в мероприятиях по гигиене полости рта и тесной взаимосвязи врачей- стоматологов, родителей, педагогов, а главное детей, независимо от их возраста.
JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2017 - V. 24, № 2 - P. 172-177
Литература
1. Смолина А.А., Кунин В.А., Вечеркина Ж.В., Чиркова Н.В. Анализ профилактических мероприятий стоматологических заболеваний у детей // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2016. Т.15, № 2. С. 338-341.
2. Морозов А.Н., Корецкая И.В., Шелковникова С.Г., Чиркова Н.В. Использование психолого - педагогических методик в качестве лечебно-педагогических мероприятий на уроках физической культуры в школах // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. 2015. № 62. С. 16-22.
3. Кунин В.А. Инновации в организации работы с населением по гигиене полости рта и профилактике стоматологических заболеваний // Кафедра.
2007. Т.6, №3. С. 78.
4. Кунин В.А., Коровин Е.Н., Сущенко А.В. Классификация и оценка риска стоматологической заболеваемости по территориальным единицам системы медицинского обслуживания населения // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2003. Т.2, №1. С. 71-74.
5. Коммунальная стоматология: учебно - методическое пособие / Морозов А.Н. [и др.]. Воронеж, 2016. 125 с.
6. Кунин В.А., Черницын И.М., Атякшин Д.А., Смолина А.А. Опыт тематической работы с населением по направлению профилактики заболеваний стоматологического профиля // Сборник научных трудов научно-практической конференции «Стоматология славянских государств». Белгород, 2015.
7. Морозов А.Н., Чиркова Н.В., Корецкая И.В., Пшеничников И.А., Борисова Э.Г., Шелковнико-ва С.Г., Попова Т.А., Примачева Н.В., Андреева Е.А. Пропедевтика хирургической стоматологии (учебное пособие) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 3. С. 158-159.
8. Заидо Абдулкадер, Морозов А.Н., Вечеркина Ж.В., Чиркова Н.В. Роль антисептической лечебно-профилактической жидкости во время стоматологического приема // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2014. Т.13, №4. С. 847-849.
9. Есауленко И.Э., Чиркова Н.В., Морозов А.Н., Вечеркина Ж.В. Симуляционное обучение в системе подготовки врача-стоматолога для улучшения качества стоматологической помощи // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2015. Т.14, №2. С. 334-337.
10. Кунин В.А., Смолина А.А. Современные концепции работы с населением по повышению уровня индивидуальной гигиены полости рта. Роль поддерживающей гигиены в профилактике стоматологических заболеваний // Дентал Юг «профессиональное стоматологическое издание».
2008. № 5 (54). С. 24-25.
11. Моисеева Н.С., Ипполитов Ю.А., Кунин Д.А., Морозов А.Н., Чиркова Н.В. The use of led radiation in prevention of dental diseases // The EPMA Journal. 2016. Vol. 7, № S 1. С. 24.
References
Smolina AA, Kunin VA, Vecherkina ZhV, Chirko-va NV. Analysis of preventive measures of dental diseases in children. Sistemnyy analiz i upravlenie v biomeditsinskikh sistemakh. 2016;15(2):338-41. Russian.
Morozov AN, Koretskaya IV, Shelkovnikova SG, Chir-kova NV. The use of psychological and pedagogical methods as therapeutic and pedagogical activities at physical education lessons in schools. Nauchno-meditsinskiy vestnik Tsentral'nogo Chernozem'ya. 2015;62:16-22. Russian.
Kunin VA. Innovations in organization of work with the population on oral hygiene and prevention of dental diseases. Kafedra. 2007;6(3):78. Russian.
Kunin VA, Korovin EN, Sushchenko AV. Classification and assessment of the risk of dental morbidity by territorial units of the health care system of the population. Sistemnyy analiz i upravlenie v biomedit-sinskikh sistemakh. 2003;2(1):71-4. Russian.
Morozov AN, et al. Communal stomatology: educational - methodical manua. Voronezh; 2016. Russian.
Kunin VA, Chernitsyn IM, Atyakshin DA, Smolina AA. Experience of thematic work with the population in the direction of prevention of diseases of the dental profile. Sbornik nauchnykh trudov nauchno-prakticheskoy konferentsii «Stomatologiya slavyans-kikh gosudarstv». Belgorodzh 2015. Russian. Morozov AN, Chirkova NV, Koretskaya IV, Pshenich-nikov IA, Borisova EG, Shelkovnikova SG, Popova TA, Primacheva NV, Andreeva EA. Propaedeutics of surgical dentistry (textbook). Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovaniy. 2014;3:158-9. Russian.
Zaido Abdulkader, Morozov AN, Vecherkina ZhV, Chirkova NV. The role of antiseptic treatment and prophylactic fluid during dental treatment. Sistemnyy analiz i upravlenie v biomeditsinskikh sistemakh. 2014;13(4):847-9. Russian.
Esaulenko IE, Chirkova NV, Morozov AN, Vecherkina ZhV. Simulation training in the system of training of a dentist for improving the quality of dental care. Sistemnyy analiz i upravlenie v biomeditsinskikh sistemakh. 2015;14(2):334-7. Russian.
Kunin VA, Smolina AA. Modern concepts of working with the population to improve the level of individual oral hygiene. The role of maintaining hygiene in the prevention of dental diseases. Dental Yug «profes-sional'noe stomatologicheskoe izdanie».
2008;5(54):24-5. Russian.
Moiseeva NS, Ippolitov YuA, Kunin DA, Morozov AN, Chirkova NV. The use of led radiation in prevention of dental diseases. The EPMA Journal. 2016;7(S1):24.