Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2016. № 2
Оценка общей результативности агломераций (ПСА) в социально-экономическом развитии промышленно-сырьевого потенциала
Севера и Центрального региона России
Assessment of overall performance agglomeration in socio-economic development the industrial and raw material potential of North and the Central region of Russia
УДК 338.45
С. П. Болотов, Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина (Сыктывкар, Россия)
Н. А. Михальченкова, Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина (Сыктывкар, Россия)
Е. И. Еремеев, Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина (Сыктывкар, Россия)
S. P. Bolotov, Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin» (Syktyvkar, Russia)
N. A. Mihalchenkova, Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin» (Syktyvkar, Russia)
E. I. Eremeyev, Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin» (Syktyvkar, Russia)
Целью исследования являлась оценка общей результативности агломераций [ПСА] в социально-экономическом развитии промышленно-сырье-вого потенциала Севера и Центрального региона России. Решение проблемы исследования даст возможность обоснования нового научного знания об оценке эффективности управления процессами формирования промышленно-сырьевого потенциала. По результатам исследования произведена апробация методики оценки общей результативности агломераций [ПСА] в социально-экономическом развитии промышленно-сырьевого потенциала Севера и Центрального региона России.
Ключевые слова: промышленно-сырьевая агломерация, освоение, потенциал, оценка влияния, социально-экономическое развитие, экономические образования
The aim of the study was to evaluate the overall performance of agglomerations [PSA] in the socio-economic development of the industrial and raw material potential of the North and Central region of Russia. The solution will enable the study of the problem justify new scientific knowledge on the evaluation of the effectiveness of management processes of formation of industrial and raw potential. According to a study carried out testing methodology for assessing the overall
© Болотов С. П., Михальченкова Н. А., Еремеев Е. И.,
2016
performance of agglomerations (PSA) in the socio-economic development of the industrial and raw material potential of the North and Central region of Russia.
Keywords: industrial agglomeration and raw material, development, potential, impact assessment, socio-economic development, economic education
Введение
Негативным последствием преобразований недавнего времени в экономике страны стала разрозненность и разобщенность социально-экономического пространства Севера [5]. Ввиду отказа от централизованного государственного администрирования народного хозяйства возникла значительная экономическая дифференциация отдельных муниципальных образований по бюджетной обеспеченности социальных обязательств, повлекшая за собой снижение уровня жизни и предоставления базовых социальных услуг; вместе с тем устаревшие технологические приемы хозяйствования постоянно увеличивают антропогенную нагрузку на экологическую среду [4]. Интеграционные процессы могут стать способом восстановления темпов и уровня развития экономики Севера, позволят консолидировать экономические возможности смежных муниципальных районов, сгладить в них социальные разрывы [6]. При этом
Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2016. № 2
необходимо учесть, что именно сырьевой сектор экономики нашей страны обладает естественными конкурентными преимуществами, его модернизация позволит усилить влияние добывающих и перерабатывающих отраслей народного хозяйства России в международном разделении труда [7].
Цель исследования заключается в оценке вклада общей результативности агломераций (ПСА] в социально-экономическом развитии промышленно-сырьевого потенциала Севера.
Реализация цели потребовала постановки и решения следующих задач:
1] апробировать методический подход к оценке общей результативности агломераций (ПСА] в социально-экономическом развитии промышленно-сырьевого потенциала Севера;
2] обосновать особенности методического подхода к оценке влияния развития промыш-ленно-сырьевого потенциала на социально-экономическое развитие Севера.
Теория исследования
Значительный опыт в области исследований методического инструментария оценки влияния территориальных экономических образований на социально-экономическое развитие Севера накоплен в трудах таких ученых, как Е. А. Захарчук, В. С. Бочко, И. В. Макарова,
B. Г. Логинов, Ю. Н. Нестеренко, Н. Ю. Власова,
C. Ю. Юрпалов, В. А. Ятнов, А. Ф. Пасынков, М. Б. Петров, А. Г. Шеломенцев, О. В. Губина, В. Н. Лаженцев, А. А. Калинина, О. В. Бурый, Т. Е. Дмитриева, В. П. Луканичева, Л. В. Чайка, А. И. Чужмаров. В широком перечне трудов данных исследователей особое внимание уделено проблемам развития Севера и предложению вариантов решения означенных проблем.
Гипотеза исследования состоит в том, что реализация предложенного подхода может стать способом повышения эффективности ис-
пользования потенциала Севера России через интеграцию и кооперацию отраслевых направлений развития экономики посредством использования синергетического эффекта от выстраивания институтов межотраслевого взаимодействия.
Объектом исследования является Север как организационно-экономическое пространство формирования и развития промышленности.
Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, складывающиеся в процессе формирования и развития промышленно-сырьевого потенциала Севера.
Основные методы исследования: системный анализ, сводка и группировка данных, метод сравнения и аналогий, метод обобщений, проектного подхода в рамках практики обоснования и реализации управленческих решений.
Методика оценки общей результативности агломераций (ПСА) в социально-экономическом развитии промышленно-сырьевого потенциала Севера
Апробацию методики предлагается производить с использованием интегрального агломерационного показателя (7], представляющего:
т
Уа = . С1)
]=1
где ] — порядковый номер агломераций (в исследовании количество агломераций ] = 1, 2, 3]; т — количество анализируемых агломераций (т = 3].
На основе предложенного в методике шкалирования показателя Ya. по доверительным интервалам: низкий уровень (0,100—0,200], средний уровень (0,201—0,300], высокий (более 0,300] — и полученных значений показателей результативности агломераций (табл. 1] по соответствию заданным доверительным ин-
Таблица 1
Анализ показателя результативности агломераций ПСА
Период Yaj Горнорудной Yaj Нефтегазовой Yaj Лесопромышленной Y a
2008 0,111 0,192 0,212 0,515
2009 0,103 0,280 0,244 0,б2б
2010 0,122 0,27б 0,318 0,71б
2011 0,107 0,239 0,174 0,521
2012 0,198 0,302 0,223 0,723
2013 0,211 0,250 0,225 0,б8б
КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ СЕВЕРА
Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2016. № 2
Таблица 2
Результаты анализа (шкалирования) интегрального показателя результативности агломераций за анализируемый период (2008—2013 гг.)
Название агломерации Уровень интегрального показателя результативности агломераций (Уа/)
Горнорудная низкий уровень
Нефтегазовая средний уровень
Лесопромышленная средний уровень
тервалам можно отнести горно-рудную агломерацию в категорию «низкий уровень» (однако к 2013 году повышение до категории «средний уровень», нефтегазовая агломерация уверенно держится в «среднем уровне») лесопромышленная агломерация также относится к «среднему уровню» (табл. 2).
Результаты исследования
Общий интегральный показатель результативности Ya промышленно-сырьевых агломераций (см. табл. 1) свидетельствует о значительном вкладе агломераций в достижение результата социально-экономического развития субъекта (в ВДС), особенно в 2010 г. (0,716) и 2012 г. (0,723).
Проведем анализ степени вклада ПСА в социально-экономическое развитие РК. Значение показателя ВДС Республики Коми в конечной точке анализируемого периода принято на основе Прогноза социально-экономического развития республики до 2020 года (610,98 млрд руб.). И если на начальной точке анализа (2008 г.) вклад ПСА в общий объем ВДС республики был 79,4 %, то прогнозируемый (2020 г.) по базовому варианту вклад ПСА составит уже около 82 %, что свидетельствует о позитивных агломерационных сдвигах.
Однако следует учитывать инерционность экономического развития: отдача от вложений в основной капитал и другие направления развития агломерации происходит не сразу, а с некоторым временным лагом (запаздыванием) и, кроме того, отмечается недостаточный абсолютный рост количественных показателей (вложений в агломерацию) [4].
В период 2009—2010 гг. характерен рост интегрального показателя результативности для лесопромышленной агломерации. Это связано с вводом новых мощностей (очереди СТЕП на Монди СЛПК) целлюлозно-бумажного производства.
Выполнен прогноз показателей результативности и валовой добавленной стоимости анализируемых агломераций методом линейной экстраполяции по трем вариантам, таким как пессимистический, базовый, оптимистический (табл. 3).
Анализ инвестиционного обеспечения экономического роста Республики Татарстан
Внешние условия относительно развития инвестиционных процессов в Республике Татарстан состоят в следующем. В инерционном варианте предполагается, что темп роста
Таблица 3
Прогноз показателей результативности промышленно-сырьевых агломераций РК
Период Ya пессим. Ya ср. Ya оптим. ВДС агл. пессим. ВДС агл. ср. ВДС агл. оптим.
2008 0,515 0,515 0,515 231,7 231,7 231,7
2009 0,626 0,626 0,626 234,5 234,5 234,5
2010 0,716 0,716 0,716 302,6 302,6 302,6
2011 0,521 0,521 0,521 368,0 368,0 368,0
2012 0,723 0,723 0,723 405,7 405,7 405,7
2013 0,686 0,686 0,686 408,7 408,7 408,7
2014 (оценка) 0,755 0,755 0,755 389,0 389,0 389,0
2015 прогноз 0,681 0,717 0,760 351,0 369,5 391,7
2016 прогноз 0,688 0,725 0,768 354,5 373,2 395,6
2017 прогноз 0,743 0,782 0,814 382,9 403,1 419,2
2018 прогноз 0,818 0,861 0,887 421,2 443,4 456,7
2019 прогноз 0,883 0,930 0,948 454,9 478,8 488,4
2020 прогноз 0,945 0,995 1,005 486,7 512,4 517,5
CORPORATE GOVERNANCE AND INNOVATIVE ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE NORTH Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2016. № 2
инвестиций в основной капитал в Российской Федерации в целом составит в 2010 г. 172,7 % к уровню 2005 г., т. е. инвестиции будут увеличиваться в этот период в среднем на 11,5 % в год. Далее темп роста инвестиций в основной капитал в Российской Федерации составит в 2015 г. 115,1 % к уровню 2010 г., т. е. инвестиции будут увеличиваться в период 2011—2015 гг. в среднем на 2,8 % в год. И наконец, темп роста инвестиций в основной капитал в Российской Федерации в целом составит в 2020 г. 123,6 % к уровню 2015 г., т. е. инвестиции будут увеличиваться в период 2016—2020 гг. в среднем на 4,3 % в год. Таким образом, в соответствии с инерционным вариантом прогноза в целом за 2006—2020 гг. ежегодный объем инвестиций в основной капитал в Российской Федерации вырастет в 2,5 раза(параметры развития инвестиционных процессов в Российской Федерации на период до 2020 г. определены в соответствии с вариантным прогнозом, разработанным МЭРТ в рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации].
При реализации инновационного варианта темп роста инвестиций в основной капитал в Российской Федерации в целом составит в 2010 г. 189 % к уровню 2005 г., т. е. инвестиции будут увеличиваться в этот период в среднем на 13,6 % в год. Далее темп роста инвестиций в основной капитал в Российской Федерации составил в 2015 г. 162,5 % к уровню 2010 г., т. е. инвестиции увеличились в период 2011—2015 гг. в среднем на 10,2 % в год. И наконец, темп роста инвестиций в основной капитал в Российской Федерации в целом составит в 2020 г. 161,8 % к уровню 2015 г., т. е. инвестиции будут увеличиваться в период 2016—2020 гг. в среднем на 10,1 % в год. Таким образом, в соответствии с инновационным вариантом прогноза в целом за 2006—2020 гг. ежегодный объем инвестиций в основной капитал в Российской Федерации вырастет почти в 5 раз.
Прогнозный период включает несколько этапов, которые будут различаться характером инвестиционных процессов в Республике Татарстан и параметрами их динамики.
Так, на период до 2010 г. характер и параметры инвестирования в основной капитал определяются уже сформированными на сегодняшний день основными тенденциями в развитии республики, нашедшими отражение в соста-
ве крупных инвестиционных проектов, намечаемых к реализации на ее территории в указанный период, а также инвестиционной конкурентоспособностью Республики Татарстан в привлечении частных инвестиций в среднесрочной перспективе.
Что касается последующих прогнозных периодов, то на период 2011—2020 гг. в инерционном варианте предполагается, что темп роста инвестиций в основной капитал в Республике Татарстан составил в 2015 г. 115,1 % к уровню 2010 г., т. е. инвестиции в основной капитал увеличились в 2011—2015 гг. в среднем на 2,8 % в год, темп роста в 2020 г. составит 123,6 % к уровню 2015 г., т. е. инвестиции в Республике Татарстан будут увеличиваться в 2016—2020 гг. в среднем на 4,3 % в год (указанные параметры полностью соответствуют средним по Российской Федерации за период 2010—2020 гг., определенным инерционным вариантом социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу].
В период 2021—2030 гг. можно ожидать, что ежегодный прирост инвестиций в основной капитал республики составит 4,5 %, т. е. за последнее десятилетие прогнозируемого периода рост объема инвестиций в основной капитал составит в регионе 155,3 % (в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 г.].
Таким образом, в соответствии с инерционным вариантом прогноза за 2006—2020 гг. ежегодный объем инвестиций в основной капитал в Республике Татарстан возрастет так же, как и в Российской Федерации — в 2,46 раза, а в целом к 2030 г. он увеличится по отношению к 2005 г. в 3,82 раза.
В инновационном варианте на период 2011—2020 гг. темп роста инвестиций в основной капитал в Республике Татарстан составил в 2015 г. 162,5 % к уровню 2010 г., т. е. инвестиции в основной капитал увеличились в 2011— 2015 гг. в среднем на 10,2 % в год, темп роста в 2020 г. составит 161,8 % к уровню 2015 г., т. е. инвестиции в основной капитал в Республике Татарстан будут увеличиваться в 2016— 2020 гг. в среднем на 10,1 % в год. Указанные параметры полностью соответствуют средним по Российской Федерации за период 2010— 2020 гг., определенным инновационным ва-
Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2016. № 2
риантом социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу. В период 2021—2030 гг. можно ожидать, что ежегодный прирост инвестиций в основной капитал республики составит 5,1 %, т. е. за последнее десятилетие прогнозируемого периода рост объема инвестиций в основной капитал Татарстана составит 164,0 %.
Таким образом, в соответствии с инновационным вариантом прогноза за 2006—2020 гг. ежегодный объем инвестиций в основной капитал Республики Татарстан возрос по сравнению с 2005 г. в 4,82 раза (в Российской Федерации — в 4,97 раза], а в целом к 2030 г. он увеличится по отношению к 2005 г. в 7,9 раза.
В соответствии с разработанным прогнозом предполагается, что для обеспечения решения задач основными направлениями вложения инвестиций в основной капитал в прогнозный период должны стать эффективные наукоемкие и высокотехнологичные производства, составляющие основу постиндустриального развития. В среднесрочной перспективе в числе безусловных инвестиционных приоритетов останутся также добыча и переработка нефти, химическая и нефтехимическая промышленность, электроэнергетика, машиностроение, сельское хозяйство и пищевая промышленность. Реализация ряда крупных проектов по созданию и модернизации транспортной инфраструктуры также потребует значительного объема инвестиций в основной капитал. В то же время решение задачи кардинального повышения качества жизни населения диктует необходимость интенсификации привлечения инвестиций в социальную сферу — в строительство жилья, в жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование, физическую культуру и спорт.
Основным источником финансирования инвестиций в основной капитал в среднесрочной и долгосрочной перспективе будут являться средства частных инвесторов. Доля бюджетов всех уровней не будет превышать 15—20 % от общего объема инвестиций. В связи с намечаемым массовым обновлением основных фондов в составе собственных средств предприятий примерно в 1,5 раза должна увеличиться доля амортизационных отчислений. В составе привлеченных средств в среднесрочной перспективе будет возрастать роль заемных средств других организаций, а в долгосрочной
перспективе — роль банковского кредитования и фондового рынка.
Достижение заданных параметров прогноза, безусловно, позволит Республике Татарстан сохранить свои лидерские позиции по объемам инвестиций в основной капитал как в Приволжском федеральном округе, так и в России. Демонстрируя темпы роста инвестиций в основной капитал на уровне среднероссийских значений, республика закрепит свое лидерство по душевым показателям инвестиционной активности, что позволит сформировать достаточное инвестиционное обеспечение ее экономического роста, успешно решить задачи социального развития.
Для реализации основных приоритетов инвестиционной политики Республики Татарстан в среднесрочной и долгосрочной перспективе должны осуществляться формирование благоприятного инвестиционного климата, дальнейшее развитие инфраструктуры инвестиционной деятельности и повышение эффективности использования различных методов ее государственной поддержки, а также разработка системы мер по переориентации потоков инвестиций в наукоемкие высокотехнологичные отрасли. Таким образом, с учетом основных направлений инвестиционной политики, определенных в Программе социально-экономического развития Республики Татарстан, а также в Программе повышения инвестиционной привлекательности Республики Татарстан показатели результативности и эффективности про-мышленно-сырьевых агломераций РТ могут достичь следующих уровней (см. табл. 4]
Решение задачи формирования благоприятного инвестиционного климата в республике предусматривает дальнейшее совершенствование республиканского инвестиционного законодательства (в части совершенствования правовых механизмов предоставления гарантий и залогов, форм поощрения предприятий, ведущих модернизацию производства, и др.], а также разработку механизмов реализации Федерального закона «О концессионных соглашениях». Формирование инвестиционного имиджа Республики Татарстан как современной экономической площадки, соответствующей международным стандартам ведения бизнеса, должно осуществляться посредством участия в инвестиционных выставках, семинарах, конференциях и публикаций в СМИ,
Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2016. № 2
Таблица 4
Показатели результативности агломераций и эффективности агломерационных процессов РТ
Период Горнорудная Нефтегазовая Лесопромышленная Yai Еа
2008 0.305 0.312 0.246 0.863 1.16
2009 0.299 0.314 0.294 0.908 1.10
2010 0.326 0.316 0.353 0.996 1.00
2011 0.369 0.371 0.269 1.008 0.99
2012 0.346 0.360 0.283 0.988 1.01
2013 0.346 0.354 0.280 0.980 1.02
т. е. с использованием системы политического, дипломатического, информационного воздействия на деловые круги и общественное мнение стран-контрагентов, а также путем создания информационной службы для реальных и потенциальных инвесторов, освещающей деятельность структур государственного управления Республики Татарстан по поддержке инвестиционной и инновационной активности в республике.
Решение задачи развития инфраструктуры инвестиционной деятельности предполагает, в частности, создание единого республиканского органа, обеспечивающего проведение республиканской инвестиционной политики на основе механизмов государственно-частного партнерства, — Агентства по привлечению инвестиций Республики Татарстан, совершенствование работы Консультативного совета по иностранным инвестициям, развитие системы предоставления аудиторских, консалтинговых, страховых и оценочных услуг, расширение использования механизмов страхования и перестрахования рисков, совершенствование и оптимизацию использования лизинговых схем в инвестиционном процессе, а также развитие республиканской финансовой инфраструктуры (в том числе развитие финансовых рынков как эффективных инструментов привлечения инвестиций, стимулирование перехода республиканских предприятий и организаций на международные стандарты бухгалтерской отчетности, развитие финансовых институтов и инструментов, обеспечивающих привлечение средств населения в ценные бумаги для реализации приоритетных инвестиционных проектов и др.).
Решение задачи повышения эффективности использования мер государственной поддержки инвестиционной деятельности включает проведение государственной экспертизы инвестиционных проектов, претендующих на государственную поддержку, предоставление государственных гарантий, льгот по нало-
гам и сборам, субвенций и субсидий из бюджета Республики Татарстан и др. Формирование «инвестиционного портфеля» Республики Татарстан предполагает организацию работы по подготовке приоритетных инвестиционных проектов по единому стандарту и формирование их реестра. На основании вышесказанного возможно выстроить прогноз показателей результативности промышленно-сырьевых агломераций РТ (см. табл. 5).
Развитие инновационной инфраструктуры и стимулирование инновационной деятельности республиканских предприятий, нацеленное на переориентацию потоков инвестиций в наукоемкие высокотехнологичные отрасли, предполагает разработку предложений по субсидированию процентных ставок по кредитам предприятия на модернизацию оборудования, выработку мер по установлению кооперационных связей между научными центрами, инновационными организациями и промышленными предприятиями Республики Татарстан для обеспечения оперативного внедрения новых технологий, развитие в республике промышленных округов как производственно-отраслевых комплексов, объединяющих крупные, средние и малые предприятия, в целях стимулирования инновационной, инвестиционной и предпринимательской активности, а также разработку программы создания новых производств в машиностроении, пищевой и легкой промышленности с учетом имеющегося инновационного потенциала республики.
Проводя целенаправленную эффективную инвестиционную политику, Республика Татарстан сможет добиться заметного повышения степени благоприятности инвестиционного климата и, следовательно, привлекательности для иностранных и отечественных инвесторов, что обеспечит устойчивый приток частного капитала в экономику республики, а также повысит эффективность использования бюджетных инвестиционных средств.
Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2016. № 2
Таблица 5
Прогноз показателей результативности промышленно-сырьевых агломераций РТ
Период Общая интегральная агломерационная результативность (Уа] Валовая добавленная стоимость агломераций Валовая добавленная стоимость РТ
2008 0.863 406.2 573.70
2009 0.908 383.48 542.40
2010 0.996 396.06 530.20
2011 1.008 359.16 508.00
2012 0.988 396.66 531.00
2013 0.980 403.56 570.80
2014 1.078 440.16 550.00
2015 1.024 418.15 540.60
2016 1.034 422.33 544.00
2017 1.117 456.12 548.90
2018 1.229 501.73 570.00
2019 1.327 541.87 590.00
2020 1.420 579.80 620.00
Заключение
Анализ прогнозных вариантов экономического роста в регионе, сформированных в рамках инерционного и инновационного сценариев развития Республики Коми и Республики Татарстан, позволил определить условия и основные параметры развития северного и центрального регионов, на базе которых возможно достижение стратегических целей и решение задач, стоящих перед республиками в долгосрочной перспективе: достижение уровня и качества жизни населения, соответствующего стандартам развитых стран мира, на основе формирования модели конкурентоспособной экономики, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста, эффективного использования человеческого капитала и природных богатств республик и соблюдения условий устойчивого развития региональной экосистемы.
Эти условия предъявляют жесткие требования к мобилизации источников экономического роста, привлечению в регион трудовых и инвестиционных ресурсов, проведению активной социальной, промышленной, инновационной и инвестиционной политики. Тем не менее имеющийся в Республике Коми и Республике Татарстан потенциал дает возможность их реализации.
Например, в соответствии с предположениями инерционного варианта развития ВРП Татарстана вырастет в 2020 г. в 2,2 раза по сравнению с уровнем 2005 г., в последнее десятилетие периода рост по республике составит 1,8 раза. Рост реальных доходов населения за 2006—2030 гг. составит 4,7 раза. В инновационном варианте предполагается рост ВРП к
2030 г. в 5,7 раза по сравнению с 2006 годом, рост реальных доходов населения — в 7 раз.
При реализации прогнозных вариантов предполагалось, что высокие темпы роста ВРП будут обеспечиваться за счет развития обрабатывающих производств и сферы услуг. В инновационном варианте предполагаются опережающие темпы роста торговли и платных услуг населению, развитие транспортно-логистиче-ских услуг, научно-инновационного сектора, образования, здравоохранения.
Реализация инновационного варианта предполагается при более благоприятных условиях трудообеспечения роста, тем не менее производительность труда должна увеличиться к концу периода в 4,5 раза по сравнению с 2005 годом.
Инновационный вариант требует значительного увеличения инвестиций в экономику и изменения их структуры. Среднегодовые инвестиции, необходимые для реализации инновационного варианта, превышают инвестиции в инерционном варианте в 2 раза. Основным источником финансирования инвестиций в основной капитал в среднесрочной и долгосрочной перспективе будут являться средства частных инвесторов. Доля бюджетов всех уровней не будет превышать 15—20 % от общего объема инвестиций.
В число основных приоритетов инвестиционной политики Республики Коми и Республики Татарстан в среднесрочной и долгосрочной перспективе должны войти формирование благоприятного инвестиционного климата, дальнейшее развитие инфраструктуры инвестиционной деятельности и повыше-
CORPORATE GOVERNANCE AND INNOVATIVE ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE NORTH Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2016. № 2
ние эффективности использования различных методов ее государственной поддержки, а также разработка системы мер по переориентации потоков инвестиций в наукоемкие высокотехнологичные отрасли.
Приведение темпов развития промыш-ленно-сырьевых агломераций (ПСА) в северном и центральном регионах России в соответствие с добывающими мощностями позво-
лит сократить влияние негативных факторов северной специфики на социально-экономическое развитие северных регионов (в частности, повышенных транспортных расходов) и при этом использовать потенциал терри-торрии наиболее продуктивно (увеличить глубину обработки и добавочную стоимость), что повысит результативность и эффективность ПСА.
Список литературы
1. Большаков Н. М., Еремеева Л. Э. Проблемы формирования транспортно-логистической системы западного арктического региона России // Управленческие аспекты развития северных территорий России: Матер. Всерос. науч. конф. (с международным участием) / Коми республиканская академия государственной службы и управления. 2015. С. 34—38.
2. Большаков Н. М., Еремеева Л. Э. Транспортные потоки как фактор развития региональной сети коммуникаций // Наука и техника транспорта. 2015. № 3. С. 31—35.
3. Еремеев Е. И. Методологические положения по развитию промышленно-сырьевых агломераций // Вестник Коми республиканской академии государственной службы и управления. Серия: Теория и практика управления. 2015. № 14 (19). С. 47—51.
4. Еремеев Е. И. Система социально-экономических отношений регионов Севера // Актуальные вопросы современной науки: сборник научных трудов: матер. междунар. (заочной) науч.-практ. конф. / под общ. ред. А. И. Вострецова. 2015. С. 195—198.
5. Еремеев Е. И. Совершенствование процессов управления промышленным потенциалом территории Республики Коми // Управленческие аспекты развития северных территорий России: матер. Всерос. науч. конф. (с международным участием) / Коми республиканская академия государственной службы и управления. 2015. С. 235—239.
6. Еремеев Е. И. Стратегия развития и планирования организационных структур и производственных процессов // Образование и наука: современное состояние и перспективы развития: сб. науч. тр. по матер. Междунар. науч.-практ. конф. Тамбов, 2015. С. 84—86.
7. Еремеев Е. И. Экономическое развитие промышленного потенциала Севера // Современные тенденции развития науки и производства: сб. матер. III Междунар. науч.-практ. конф. / Западно-Сибирский научный центр; Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева. 2016. С. 244—245.
8. Еремеев Е. И., Шихвердиев А. П., Михальченкова Н. А., Болотов С. П. Функционирование организационно-экономического механизма в условиях институциональных преобразований экономических систем Севера с учетом тенденций глобализации экономических процессов в отраслях промышленности. Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2016. 181 с.
9. Еремеев Е. И., Шихвердиев А. П., Шеломенцев А. Г., Беляев В. Н. Методология развития промыш-ленно-сырьевых агломераций в Северных регионах // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского гос. ун-та. 2014. №3 С. 120—141. URL:http://vestnik-ku.ru/ articles/2014/3/9.pdf (дата обращения: 01.05.2016).
10. Еремеева Л. Э. Влияние транспортных потоков в инфраструктурных преобразованиях транспортной сети Республики Коми в парадигме социально-экономического развития региона // Актуальные проблемы, направления и механизмы развития производительных сил Севера — 2014: матер. Четвертого Всерос. науч. семинара / Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми НЦ УрО РАН. 2014. С. 226—235.
11. Еремеева Л. Э. Проблемы развития транспортно-логистической инфраструктуры Республики Коми // Матер. VIII Междунар. науч.-тех. конф. в рамках года науки Россия — ЕС. Новосибирск, 2015. С. 402—406.
12. О Схеме размещения и развития производительных сил в Республике Коми на период до 2020 года (вместе со «Сводным перечнем инвестиционных проектов Республики Коми Схемы размещения и развития
Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2016. № 2
производительных сил в Республике Коми на период до 2020 года»). Утв. Распоряжением Правительства РК от 14.02.2008 № 39-р (ред. от 21.05.2010).
13. Об утверждении Программы развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года: постановление КМ РТ от 22.10.2008 № 763 // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://consultant.ru. (дата обращения: 10.05.2016).
14. Пространственная парадигма освоения малоизученных территорий: опыт, проблемы, решения / под общ. ред. А. И. Татаркина. Екатеринбург : Институт экономики УРО РАН, 2009. 460 с.
References
1. Bolshakov N. M., Eremeeva L. E. [Problems of formation of transport and logistics system of the Western Arctic region of Russia] Problemy formirovanija transportno-logisticheskoj sistemy zapadnogo arkticheskogo regio-na Rossii [Administrative aspects of the development of the northern territories of Russia Materials of the Scientific Conference (with international participation), Komi Republican Academy of Public Administration and Management], 2015, pp. 34—38.
2. Bolshakov N. M., Eremeeva L. E. Transportnye potoki kak faktor razvitija regional'noj seti kommunikacij [Traffic flows as a factor in the development of a regional network of communications] // Science and Transportation Equipment, 2015, no. 3, pp. 31—35.
3. Eremeyev E. I. Metodologicheskie polozhenija po razvitiju promyshlenno-syr'evyh aglomeracij [Methodological Guidelines for the development of industrial raw agglomerations] // Bulletin of the Komi Republican Academy of Public Administration and Management. Series: Theory and Practice of Management, 2015, no. 14 (19), pp. 47—51.
4. Eremeyev E. I Sistema social'no-jekonomicheskih otnoshenij regionov Severa [The system of social and economic relations between the regions of the North] [Actual problems of modern science. Collection of Scientific Papers: Materials International (correspondence) scientific conference. Edited by AI Vostretsov], 2015, pp.195—198.
5. Eremeyev E. I. Sovershenstvovanie processov upravlenija promyshlennym potencialom territorii respubliki Komi [Improving industrial capacity management processes Komi republic]. [Administrative aspects of the development of the northern territories of Russia Materials of the Scientific Conference (with international participation) Komi Republican Academy of Public Administration and Management, 2015, pp. 235—239.
6. Eremeyev E. I Strategija razvitija i planirovanija organizacionnyh struktur i proizvodstvennyh processov [Strategy development and planning of organizational structures and processes] // Education and science of the current state and development prospects: collection of scientific papers on the materials of the International scientific and practical conference, Tambov, 2015, pp. 84—86.
7. Eremeyev E. I. Jekonomicheskoe razvitie promyshlennogo potenciala Severa [The economic development of the North's industrial potential] Modern trends in science and industry collection of materials of the III International Scientific and Practical Conference West-Siberian Research Center. Kuzbass State Technical University named after TF Gorbachev, 2016. pp. 244—245.
8. Eremeev E. I., Shihverdiev A. P., Mihalchenkova N. A., Bolotov S. P. Funkcionirovanie organizacionno-jekonomi-cheskogo mehanizma v uslovijah institucional'nyh preobrazovanij jekonomicheskih sistem Severa s uchetom tendencij globalizacii jekonomicheskih processov v otrasljah promyshlennosti [Functioning of the organizational and economic mechanism in the conditions of institutional transformations of economic systems of the North taking into account tendencies of globalization of economic processes in industries] — Syktyvkar: Syktyvkar St. Univ. Publ., 2016. 181 p.
9. Eremeyev E. I., Shihverdiev A. P., Shelomentsev A. G, Belyaev V. N. [Methodology of the industrial raw agglomerations in the Northern regions].Korporativnoe upravlenie i innovacionnoe razvitie jеkonomiki Severa: Vestnik Nauchno-issledovatel'skogo centra korporativnogo prava, upravlenija i venchurnogo investirovanija Syktyvkarskogogos-udarstvennogo universiteta, 2014, no.3, pp.120- 141(In Russ.) Available at: http://vestnik-ku.ru/articles/2014/3/9. pdf (accessed: 01.05.2016).
10. Eremeeva L. E. Vlijanie transportnyh potokov v infrastrukturnyh preobrazovanijah transportnoj seti Respubliki Komi v paradigme social'no-jekonomicheskogo razvitija regiona [The impact of traffic infrastructure in the transformation of the transport network of the Republic of Komi in the paradigm of social and economic development of the region] //Actual problems, directions and mechanisms of development of the productive forces of the North 2014 Proceedings of the Fourth All-Russian Scientific Seminar: Institute of Socio-Economic and Energy Problems of the North, Komi Science Centre, 2014, pp. 226—235.
Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2016. № 2
11. Eremeeva L. E. Problemy razvitija transportno-logisticheskoj infrastruktury Respubliki Komi [Problems of development of the Komi Republic transport and logistics infrastructure] Polytransport Materials of the VIII International Scientific Conference in the framework of science, Russia — EU, Novosibirsk, 2015, pp. 402—406.
12. O Sheme razmeshhenija i razvitija proizvoditel'nyh sil v Respublike Komi na period do 2020 goda (vmeste so «Svodnym perechnem investicionnyh proektov Respubliki Komi Shemy razmeshhenija i razvitija proizvoditel'nyh sil v Respublike Komi na period do 2020 goda, №39-p [Scheme of location and development of the productive forces in the Republic of Komi for the period until 2020 together with the «consolidated list of investment projects of the Republic of Komi and the layout of the development of the productive forces in the Komi Republic for the period till 2020»no 39-p], Moscow, 2008.
13. [Spatial development paradigm poorly studied areas: experience, problems and solutions]. Prostranstvennaja paradigma osvoenija maloizuchennyh territorij: opyt, problemy, reshenija [A. I. Tatarkin, Part. 2, Ekaterinburg, Institute of Economics UB RAS], 2009, 460 p.
14. Postanovlenie KM RT «Ob utverzhdenii Programmy razvitija i razmeshhenija proizvoditel'nyh sil Respubliki Tatarstan na osnove klasternogo podhoda do 2020 goda i na period do 2030 goda ot 22.10.2008, N 763 [Resolution of the Cabinet of the Republic of Tatarstan On Approval of the Development Program and the distribution of the productive forces of the Republic of Tatarstan on the basis of cluster approach to 2020 and for the period till 2030 from 22.10.2008 no 763], Moscow, 2008 (accessed: 10.05.2016).
Для цитирования: Болотов С. П., Михальченкова Н. А., Еремеев Е. И. Оценка общей результативности агломераций (пса) в социально-экономическом развитии промышленно-сырьевого потенциала севера и центрального региона России // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2016. № 2. C. 114—123.
For citation: Bolotov S. P., Mihalchenkova N. A., Eremeyev E. I. Assessment of overall performance agglomeration in socio-economic development the industrial and raw material potential of north and the central region of Russia // Corporate governance and innovative economic development of the North: Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital of Syktyvkar State University. 2016. № 2. Р. 114—123.