Научная статья на тему 'Оценка образовательного потенциала молодых поколений населения в регионе'

Оценка образовательного потенциала молодых поколений населения в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
365
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ГРУППЫ НАСЕЛЕНИЯ / ОЦЕНКА УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ / REGION / RETROSPECTIVE ANALYSIS / DIFFERENTIATED GROUPS OF POPULATION / EDUCATION LEVEL ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поташева Ольга Вячеславовна

Исследуется влияние факторов социально-экономического развития экономики на уровень образовательного потенциала дифференцированных по возрасту групп молодых поколений населения в регионе. На основе сравнительного анализа данных переписи населения делаются выводы об изменении накопленного образовательного потенциала в период с 2002 по 2010 г. Рассмотрены особенности и существующие причины качественного изменения структуры численности молодых поколений населения по уровню образования в период между переписями населения в России. Выявлено увеличение доли молодого поколения в возрасте 25-34 лет с уровнем достигнутого высшего профессионального образования. В результате определена взаимосвязь факторов развития миграционных, инвестиционных процессов в экономике региона и изменения доли занятости специалистов по уровню образования. Методом экономико-математического моделирования определено, что производительность труда в регионе тем выше, чем быстрее происходит рост занятых в экономике региона специалистов с высшим уровнем профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Поташева Ольга Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE EDUCATIONAL POTENTIALOF THE YOUNGER GENERATIONS OF THE REGION’S POPULATION

The influence of social and economic development factors on the level of educational potential of age-differentiated younger generation groups of the population in the region is investigated. Based on a comparative analysis of census data, conclusions are made about the changes in the accumulated educational potential between 2002 and 2010. The peculiarities and reasons for the qualitative change in the number of younger generation representatives with reference to the level of education during the period between the censuses in Russia are examined. An increase in the proportion of the younger generation (aged 25-34) with higher professional education is revealed. As a result, the interrelation is determined between the development factors of migration and investment processes in the regional economy and the change in the share of professionals’ employment depending on their level of education. By using the method of economic mathematical modeling, we have determined that the faster the growth in the number of specialists with the highest level of professional education engaged in the regional economy, the higher the labor productivity in the region.

Текст научной работы на тему «Оценка образовательного потенциала молодых поколений населения в регионе»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2017, № 2 (46), с. 31-39 31

УДК 330.88

ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЫХ ПОКОЛЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНЕ

© 2017 г. О.В. Поташева

Поташева Ольга Вячеславовна, к.э.н.; научный сотрудник Института экономики Карельского научного центра РАН, Петрозаводск e-mail: LelyaPotasheva@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 10.04.2017 Статья принята к публикации 26.04.2017

Исследуется влияние факторов социально-экономического развития экономики на уровень образовательного потенциала дифференцированных по возрасту групп молодых поколений населения в регионе. На основе сравнительного анализа данных переписи населения делаются выводы об изменении накопленного образовательного потенциала в период с 2002 по 2010 г. Рассмотрены особенности и существующие причины качественного изменения структуры численности молодых поколений населения по уровню образования в период между переписями населения в России. Выявлено увеличение доли молодого поколения в возрасте 25-34 лет с уровнем достигнутого высшего профессионального образования. В результате определена взаимосвязь факторов развития миграционных, инвестиционных процессов в экономике региона и изменения доли занятости специалистов по уровню образования. Методом экономико-математического моделирования определено, что производительность труда в регионе тем выше, чем быстрее происходит рост занятых в экономике региона специалистов с высшим уровнем профессионального образования.

Ключевые слова: регион, ретроспективный анализ, дифференцированные группы населения, оценка уровня образования.

Обеспечение региональных рынков труда кадрами практико-ориентированных специалистов, обладающих высокой квалификацией и многофункциональными умениями, - задача, которую ставит Правительство РФ перед системой образования. Решение этой задачи видится в разработке механизмов и инструментов, влияющих на подготовку востребованных и квалифицированных кадров, особенно с учетом половозрастной структуры рабочей силы, и выступает главным ориентиром стратегического планирования социально-экономического развития регионов страны.

Система образования в современном мире выполняет одну из важнейших функций - многократно увеличивает число специалистов, готовых к участию в экономической деятельности. Россия уверенно занимает высокие позиции в рейтинге ведущих стран мира по доле взрослого населения, имеющего среднее профессиональное и высшее образование [1, с. 11]. Однако вклад образования в социально-экономическое развитие России - как страны в целом, так и ее отдельных регионов - пока еще недостаточно оценен. Разнообразие подходов исследователей к решению этой проблемы свидетельствует о многофакторности и сложности оценки роли образования в жизни общества, государства и личности. Выбор показателей, на основе которых выполняются исследования [2, 3], обуслов-

лен историко-культурными, психологическими, социокультурными, социально-демографическими, экономическими аспектами.

Ряд исследований связан в большей степени с оценкой отдачи от инвестиций в образование, с дисбалансом на региональном рынке труда и прогнозом востребованности кадров, с анализом эффективности развития сети образовательных услуг в регионе. В этой связи в качестве результатов работы сегодня появляется большое количество рейтингов и независимых оценок, которые пока еще в целом не дают полной картины влияния совокупности социальных и экономических факторов на формирование человеческого капитала через образование.

Рассмотрим, к примеру, подход Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, цель которого - оценка потенциального вклада образования в экономику России и ее регионов. Этот вклад ученые рассчитывают как результат умножения численности выпускников 11-х классов школ и организаций профессионального образования на среднюю заработную плату работников, имеющих соответствующий уровень образования, а затем соотносят с ВВП России и ВРП субъектов федерации [4].

Указанный вклад, рассчитанный учеными, является именно потенциальным, поскольку на рынок труда выйдут не все выпускники (особенно это относится к выпускникам школ).

В России, с одной стороны, до сих пор почти 25% занятых в экономике не имеют профессионального образования, с другой - занимаемые рабочие места очень часто не соответствуют уровню образования, достигнутому работником.

Другим примером является опыт оценки образовательного потенциала регионов России Н. Екимовой посредством создания «рейтинга, в котором основной акцент сделан на высшее образование - Рейтинг образовательного потенциала регионов России. Это связано, прежде всего, с тем, что именно на высшее образование ложится ответственность за подготовку профессиональных кадров, являющихся основой инновационного развития России» [5].

Интересен подход М.З. Хачатурова и В.Н. Федорова к оценке образовательного потенциала территории. На их взгляд, элементами, создающими образовательный потенциал, являются прежде всего элементы инфраструктурного комплекса. Для сравнительного анализа уровня образовательного потенциала территории авторы предлагают использовать индекс хозяйственного развития отрасли, который позволил бы оценить «образовательно-экономический потенциал различных территорий с учетом их площади и населения» [6, с. 236]. Выделяя образовательный потенциал как один из ведущих факторов, положительно влияющих на развитие территорий, они в то же время отмечают, что он является территориально неоднородным показателем. Неравномерное распределение образовательного потенциала создаёт ряд проблем, таких как резкая централизация системы образования, малая доступность на большей территории региона и т.д. [6, с. 237].

В научной литературе встречается и такой подход к оценке образовательного потенциала: через индекс 1Р, учитывающий образовательный уровень экономически активного населения [7]. Исследователями замечено, что индекс 1Р медленно снижается, т.к. его составляющая -образовательный потенциал - зависит от демографических показателей и объясняется, прежде всего, тем, что экономически активное население приобрело определенный уровень образования ранее, в 60-80-х гг. Вынужденный уход из школы 2 млн детей и подростков в 70-х годах и переход от обязательного полного среднего к 9-летнему образованию уже дали о себе знать в итогах микропереписи населения России в 1994 году.

В полной мере тенденция к снижению образовательного потенциала, по мнению авторов, скажется в ближайшие годы по мере вхождения в активную жизнь детей и подростков, родившихся в 90-х годах. В то же время проявляется и фактор роста 1Р. Численность студентов на 10 тыс. чело-

век населения с середины 1990-х годов стала возрастать вследствие высоких требований рынка к уровню профессиональной подготовки специалистов и доступности платного образования [7].

Для оценки научно-образовательного потенциала экономически активного населения региона, по мнению М.И. Плутовой, необходимо использовать совокупность показателей. Комплексность такой оценки включает: численность и структуру экономически активного населения в целом, а также в зависимости от уровня образования; влияние уровня образования на безработицу и занятость населения; уровень жизни населения, а также доходы работников образовательной отрасли, которые влияют на качество обучения [8].

Таким образом, с одной стороны, становится общеизвестным, что образование по сравнению с другими сферами экономики имеет наиболее широкие, устойчивые и сильные обратные связи со своей макросредой, так как воспитывает, обучает и выпускает целые поколения специалистов, которые в своей дальнейшей деятельности начинают определять изменения самой среды. С другой стороны, система образования в большей степени, чем какая-либо другая сфера, испытывает на себе воздействие этой макросреды, являясь, по существу, ее слепком.

Анализ предлагаемых выше подходов к оценке роли образовательного потенциала в экономическом развитии региона в процессе взаимосвязи факторов влияния показывает, что он определяется не только за счет инвестиций в сферу образовательных услуг и институциональных изменений организации системы образования. В современных механизмах управления развитием территории основным субъектом выступает человек - гражданин, проживающий и ведущий экономическую деятельность в регионе.

С этой точки зрения целью нашего исследования оценки образовательного потенциала становится изучение его структуры и изменений по дифференцированным группам его носителей во времени. Тогда образовательный потенциал мы можем рассматривать в качестве элемента экономического, инновационного фактора развития региона, а его роль - выступать источником развития экономически активной деятельности региона. При этом стратегическое видение развития экономики территории действительно сможет опираться на соответствующий образовательный потенциал населения по качественным и количественным показателям и создавать условия его ориентированности на региональный рынок труда.

Табнкра 1

Рост доли населения с высшим образованием по дифференцированным поколенческим группам по данным переписей населения России в 2002 и 2010 г._

Рост показателя 2010 года к 2002 году по субъектам СЗФО Рейтинг регионов СЗФО по индексу роста образовательного потенциала с уровнем высшего профессионального образования

Поколение 15-24 лет Поколение 25-34 лет Поколение 35-44 лет

Республика Карелия 133% 8 155% 8 99% 6

Республика Коми 127% 10 173% 4 103% 4

Архангельская область 135% 7 176% 3 110% 2

Вологодская область 156% 4 182% 2 101% 5

Калининградская область 173% 1 170% 5 97% 8

Ленинградская область 166% 2 204% 1 107% 3

Мурманская область 131% 9 151% 10 98% 7

Новгородская область 139% 6 155% 9 95% 9

Псковская область 159% 3 159% 7 92% 10

г. Санкт-Петербург 153% 5 165% 6 111% 1

В нашем исследовании подход к оценке образовательного потенциала основывается на изучении поколенческо-возрастной структуры дифференцированных групп экономически активного населения в возрасте от 15 до 45 лет по уровню достигнутого образования [9, с. 150]. Акцент на трех молодых поколениях в исследовании связан с проблемой вступления молодых специалистов на региональный рынок труда и пополнением, замещением ими рабочей силы в отраслевой структуре экономики.

Измерение образовательного потенциала молодых поколений населения региона строится на основе сравнительного анализа данных государственной статистики, сопоставимых по субъектам РФ. Показателями сравнения являются: динамика средней годовой численности занятых в экономике по уровню образования, численность населения по возрастной структуре и уровню достигнутого образования (с высшим профессиональным образованием, с профессиональным специальным и начальным образованием, со средним общим образованием), индекс валового регионального продукта [10, с. 127].

В качестве объекта исследования выбран Северо-Западный ФО (СЗФО) и входящие в его состав субъекты РФ. СЗФО представляет собой совокупность разных по экономическим характеристикам регионов: приграничные и северные территории, периферийные и центральные, а так-

же город федерального значения Санкт-Петербург. На примере северного приграничного депрессивного региона - Республики Карелия проводится сравнительный ретроспективный анализ уровня образовательного потенциала, выявление факторов его формирования и создание экономико-математической модели оценки эффективности использования образовательного потенциала в социально-экономическом развитии.

Рассмотрим процесс формирования образовательного потенциала по дифференцированным группам молодого поколения в регионе под воздействием факторов, оказывающих влияние на эффективность его применения в экономическом развитии.

Измерение образовательного потенциала по поколенческо-возрастным группам, проведенное на основе данных переписей населения России в 2002 и 2010 г., показывает существенный рост доли молодых поколений с высшим образованием. Динамика этого показателя в разрезе возрастных групп по субъектам СЗФО приводится в таблице 1. По данным расчета можно ранжировать субъекты СЗФО по уровню накопленного образовательного потенциала.

Изменение накопленного образовательного потенциала молодых поколений населения региона по дифференцированным группам в период между переписями населения с 2002 по 2010 год показало, что регионом, где наиболее

Рис. 1. Изменения численности молодых групп населения по уровню профессионального образования по данным переписи населения в Республике Карелия

быстрыми темпами растет численность молодежи с высшим профессиональным образованием, является г. Санкт-Петербург. Причем он становится центром притяжения высококвалифицированных специалистов дифференцированной группы в возрасте 25-34 лет и наиболее активно численно увеличивает долю лиц с высшим профессиональным образованием в возрасте 35-44 лет.

Ленинградская, Калининградская и Псковская области наращивают образовательный потенциал более молодой группы лиц в возрасте 15-24 лет. Наибольший рост наблюдается для группы молодых людей в возрасте 25-34 лет в Ленинградской (204%), Вологодской (182%) и Архангельской (176%) областях.

Так (табл. 1) выглядит рейтинг регионов СЗФО по накопленному образовательному потенциалу по трем молодым поколениям населения с уровнем высшего профессионального образования. Следуя описанной методике, можно построить рейтинги и по уровню начального, среднего профессионального образования, и по уровню достигнутого только школьного образования молодежи.

Далее в качестве примера рассмотрим приграничный периферийный регион СЗФО, Республику Карелия, которая хотя и не занимает лидирующих позиций в рейтинге, но имеет активную позицию в решении проблем прогнозирования востребованности рабочих кадров в экономике региона и разработке мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности своей территории.

В Республике Карелия за период между переписями населения с 2002 по 2010 год, при общем снижении численности населения в возрасте от 15 лет более чем на 50 тыс. человек (9.9%) и занятого в экономике на 46 тыс. человек, наблюдается рост численности специалистов с высшим профессиональным образованием, в первую очередь в возрасте 25-34 лет, во вторую - 15-24 лет (рис. 1).

В ретроспективном контексте оценка образовательного потенциала региона по дифферен-

цированным группам молодых поколений весьма усложняется.

В целом, характеризуя образовательный потенциал по дифференцированным поколенче-ским группам Республики Карелия, следует заметить, что из рассматриваемых дифференцированных групп молодежи наиболее многочисленными на 2010 год являлись две: 25-34 лет и 35-44 лет с уровнем среднего и начального профессионального образования.

Полученные результаты следует рассматривать в качестве индикаторов сложившейся ситуации и определенным ориентиром на будущее, т.к. молодые группы поколений придут на смену более старшим. При этом ухудшить свой качественный уровень - полученное образование они не смогут, но вполне смогут дополнить, повысить свой образовательный потенциал. В то же время сильно может измениться и картина численности представителей молодых поколений, если в регионе не будут создаваться условия благоприятного проживания.

Так как перепись населения в России проводится раз в десятилетие и последние доступные данные датируются 2010 годом, а временной лаг для прогноза велик и снижает уровень его достоверности, дальнейший анализ строится на поиске взаимосвязи доступных наблюдений в периоды между переписями.

Наиболее значимым фактором влияния представляется изменение демографической ситуации, так как наравне с процессом естественного воспроизводства населения происходят миграционные процессы. В динамике естественный прирост населения, например в Республике Карелия, имеет положительную тенденцию роста с 2005 года, но все же находится в отрицательном значении на протяжении последних 15 лет. В 2010 году естественная убыль населения составила - 4.1 на 1000 человек населения. Одной из главных причин сокращения численности населения Республики Карелия остается непрекращающаяся миграция. Главной экономико-географической особенностью

Таблица 2

Специальность подготовки 2013 2014

Экономика и управление 250 405

Юриспруденция 72 130

Техника и технологии строительства 37 22

Клиническая медицина 37 101

Электро- и теплоэнергетика 30 86

Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия 7 270

Информатика и вычислительная техника 18 40

Составлено по данным паспорта Республики Карелия портала Мониторинга трудоустройства выпускников.

■^-Высшее профессиональное (вкл ючая послеву з о вское)

■— Неполное высшее профессионал ьное

Ср еднее пр офесснонально е — Налалъно е пр о ф есснонал ьное Среднее (полное) общее Основное общее

Рис. 2. Изменения численности групп населения по уровню образования по данным переписи населения в Республике Карелия

республики является ее приграничное положение с Финляндией. Влияние границы с европейской страной сказывается на региональном рынке труда, о чем свидетельствуют результаты исследования миграционных потоков. «Влияние глобализации заметно, с одной стороны, в увеличении потока трудовых мигрантов в зарубежные страны, в первую очередь в Финляндию, а также стабильном потоке трудовых мигрантов в столичные регионы, которые являются центрами притяжения для деятельности транснациональных корпораций и других субъектов мировой экономики. Влияние глобализации отрицательно сказывается на трудовом потенциале республики, так как на данный момент значительно преобладает отток трудоспособного населения над его притоком, кроме того, качество трудовых мигрантов, покидающих Карелию, высоко с точки зрения полученного образования. Большая часть трудовых мигрантов - молодые люди. Если рассматривать их по возрастным группам, то первая группа в возрасте 17-22 лет (студенческие годы) составляет 55.1% опрошенных, далее - вторая группа - 23-27 лет -32.3% и третья группа - 28-33 лет включает 5.6% респондентов. Далее, с увеличением возраста мигрантов, их доля в миграционном потоке сильно снижается. Таким образом, наиболее подвижной с точки зрения трудовой миграции группой населения является молодежь» [11].

По данным федерального портала Мониторинга трудоустройства выпускников вузов [12],

за 2013 год доля трудоустроенных выпускников в Республике Карелия составила 85%, в 2014 -83%. В 2013 году 644 выпускника предпочли уехать из региона. По статистике их трудоустройства средняя сумма выплат составила 32 243 рубля, тогда как средняя сумма выплат оставшимся выпускникам в регионе составила 23 818 рублей. Относительный результат трудовой миграции составил 2:5 (отношение числа уехавших из региона выпускников к числу оставшихся). Наибольшую долю уехавших выпускников представляют молодые специалисты по специальностям «Экономика и управление», «Прикладная геология...», «Клиническая медицина», «Юриспруденция» (табл. 2).

Результаты наблюдения Мониторинга показывают, что тенденция трудовой миграции в Карелии продолжается. Основными центрами притяжения наших выпускников становятся г. Санкт-Петербург, г. Москва и соседние с Карелией регионы - Мурманская обл., Вологодская обл., куда возвращаются выпускники, получившие образование. В то же время процент возвращения студентов в Карелию после обучения вне региона сравнительно небольшой.

Не менее важным фактором при оценке образовательного потенциала региона выступает методика статистического учета. Изменения методологических подходов к организации и проведению переписи населения, учету граждан по уровню достигнутого образования не всегда корректно отражают показатели, характеризующие

□ и 55 50 45 ш 40 « % 30 1» 5=25 о Ч 15 10 щ

V 3

Г

1

1

2

2'."' 0 0 2 0 012 0'."' 2 2 0 0 3 2 0 '."'4 2 0 0 5 2 0 0 6 2 0 0 7 2 0 0 8 2 0'."' 9 2 010 2 0112012 2'."' 13 2014

Рис. 3. Изменения структуры занятого населения по уровню образования в Республике Карелия: 1 - высшее профессиональное образование, 2 - общее образование, 3 - среднее профессиональное образование

структуру населения по уровню образования (например, данные о группе лиц, имеющих начальное профессиональное образование, появляются в результатах переписи населения Республики Карелия лишь в 2002 году (рис. 2)).

В целом тенденции изменений численности групп населения по уровню образования проявляют периоды структурных изменений, например, таких как введение всеобщего обязательного среднего образования в 70-х годах в СССР, в результате которого по всей стране 25 млн человек получили среднее образование, в том числе среднюю школу окончили 20 млн юношей и девушек. В СССР в 70-х годах наблюдался рост выпускников профессиональных училищ, выпуск специалистов высшего образования, который в 80-х годах по своим масштабам приблизился к потребностям народного хозяйства.

Период 90-х годов характеризуется резким сокращением численности населения с уровнем школьного образования, «модой» на высшее образование, в том числе путем повышения уровня начального и среднего образования, увеличением доли занятых в экономике специалистов с уровнем среднего профессионального образования.

Влияние инвестиций в основной капитал как одного из экономических факторов формирования образовательного потенциала региона подтверждают результаты наблюдения взаимосвязи между активизаций инвестиционных процессов в ряде регионов СЗФО и оттоком профессиональных кадров из периферийных отсталых регионов. «Инвестиции в обновление основного капитала определяют трудовую мобильность, особенно в молодежной среде. В результате наблюдений можно сделать вывод о том, что центрами притяжения становятся города, активно привлекающие инвесторов и проводящие модернизацию производственного сектора, который благодаря этому становится конкурентоспособ-

ным» [13, с. 142]. В последнее десятилетие наибольшая потребность в специалистах с высшим образованием проявляется с повышательной тенденцией в г. Санкт-Петербурге, Калининградской, Мурманской, Новгородской областях. Неоспоримым фактом можно признать большее сосредоточение производственного потенциала, инновационных предприятий и организаций в г. Санкт-Петербурге. Здесь и в структуре занятого населения представлена самая большая доля персонала с высшим образованием и самая низкая - с уровнем общего образования. Сокращение доли занятых с общим уровнем образования становится объективной закономерностью социально-экономического развития, поскольку усиливаются требования к квалификации персонала и аттестации рабочих мест в связи с усложнением производственных процессов, повышением спроса на качественное обслуживание в секторе услуг.

Однако в ресурсоэксплуатирующих субъектах с преимущественной долей добывающей промышленности после кризиса 2008 года в составе занятого населения значительно уменьшилось число занятых специалистов с высшим образованием.

Изучение динамики численности занятого населения в экономике Республики Карелия по уровню образования за период с 2000 по 2014 год проявило ряд значимых тенденций для развития экономики региона. Во-первых, на протяжении всего периода наблюдения более половины всех занятых в экономике имеют уровень среднего и начального профессионального образования; во-вторых, устойчивый период роста численности занятых с высшим профессиональным образованием начался с 2007 года, и кризисные явления в экономике на этой группе почти не отразились; в-третьих, доля лиц с уровнем достигнутого школьного образования за этот период снизилась более чем на треть (рис. 3).

Таблица 3

Динамика показателей в Республике Карелия, % к 1999 году__

Показатели 2001 2003 2005 2007 2009 2011 2013

Рост ВРП 111.3 121.6 134.0 152.8 127.7 136.3 139.3

Рост среднегодовой занятости 102.2 106.6 105.3 106.7 102 95.4 90.7

Производительность труда 109.0 114.1 127.3 143.3 124.2 142.8 153.6

Рис. 4. Динамика взаимосвязи производительности труда (% к 1999 г.) и индекса роста доли квалифицированных кадров в структуре занятого населения в экономике в Республике Карелия

Исследование эффективности участия заня- 2000 по 2013 годы. Производительность труда

того населения в экономическом развитии показало, что развитие экономики региона определяется уровнем образовательного потенциала рабочей силы. Из представленных в таблице 3 данных следует, что рост ВРП республики зависит от изменения среднегодовой численности занятых в экономике.

Как уже было показано выше, в настоящее время в структуре занятого населения преобладает доля рабочих с уровнем специального и начального профессионального образования, увеличивается доля специалистов с высшим профессиональным образованием.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С целью изучения влияния структуры занятого населения по уровню достигнутого образования на производительность труда в регионе мы ввели индекс роста доли квалифицированных кадров Т£:

Ш = Р1шо + Р2по+ Р3впо, где Р1шо + Р2по+ Р3впо=1, Р1шо - доля занятых в экономике региона с уровнем общего образования, Р2по - доля занятых в экономике региона с уровнем среднего и начального профессионального образования, Р3впо - доля занятых в экономике региона с уровнем высшего профессионального образования.

В результате анализа данных (рис. 4) выявлена взаимосвязь = 0.66) производительности труда и индекса роста доли квалифицированных кадров в структуре занятого населения в экономике Республики Карелия за период с

тем выше, чем быстрее происходит рост занятых в экономике специалистов с уровнем высшего профессионального образования. В последние годы в регионе происходит замещение группы занятых с уровнем общего образования на занятых с уровнем высшего профессионального образования. В то же время динамика доли занятых с уровнем среднего и начального профессионального образования значимо не изменяется.

В настоящее время основными сферами занятости работников в республике выступают организации бюджетной сферы, торговли, обрабатывающие производства и обслуживающие организации жилищно-коммунального хозяйства [14]. В связи с такой ситуацией происходит усугубление проблемы дисбаланса на региональном рынке труда. Все больше вакансий предлагается для кадров средней квалификации. По данным прогноза обеспечения экономики Карелии кадрами, тенденция роста числа выпускников среднего профессионального образования сохранится в перспективе до 2020 года [14].

Оценивая степень ориентированности образовательного потенциала по дифференцированным группам молодого поколения в Республике Карелия на решение задач инновационного развития экономики региона, следует констатировать, что только с ростом инвестиционной привлекательности и появлением крупных промышленных инвестиционных проектов, потре-

бующих создания новых рабочих мест, в структуре образовательного потенциала региона произойдут существенные изменения.

Проведенный ретроспективный анализ образовательного потенциала населения Республики Карелия по уровню достигнутого образования показал, что в результате перехода одной возрастной группы в другую можно наблюдать не только процесс количественного накопления, но и качественный рост групп молодых поколений в достижении высшего образования, стремлении к саморазвитию и повышению уровня квалификации.

Подводя итоги выполненному исследованию по оценке образовательного потенциала молодых поколений населения в регионе, следует выделить ряд положений.

Во-первых, сравнительный анализ данных переписи населения позволяет применить дифференцированный подход к исследованию изменений в процессе накопления образовательного потенциала молодыми поколениями и ранжировать регионы по уровню образовательного потенциала молодых поколений населения. При разработке долгосрочных планов развития территории можно использовать в качестве индикатора образовательный потенциал молодых поколений, т.к. поколения приходят на смену друг другу и при этом повышают уровень своего образования.

Во-вторых, среди факторов, оказывающих влияние на качество формирования образовательного потенциала молодых поколений населения в регионе, наиболее важную роль играет экономический фактор. В этой связи необходимы управленческие решения по развитию инвестиционной деятельности и включению прогноза востребованности специалистов по уровню образования в каждый новой инвестиционный проект, что будет создавать условия обучения и закрепления на территории молодых специалистов.

В-третьих, исследование показало, что общей для регионов СЗФО является тенденция увеличения доли молодого поколения в возрасте 25-34 лет с уровнем достигнутого высшего профессионального образования. Это стало основанием для определения взаимосвязи факторов развития миграционных, инвестиционных процессов в экономике региона и изменения структуры занятости специалистов по уровню образования и возрасту. Методом экономико-математического моделирования определено, что производительность труда в регионе тем выше, чем быстрее происходит рост занятых в экономике региона специалистов с высшим уровнем профессионального образования.

Статья подготовлена в рамках бюджетной научно-исследовательской темы «Экономико-математическое моделирование и прогнозирование адаптации региональных социо-эколого-экономических систем к изменениям мировой экономики, изменениям федеральной политики и другим внешним шокам» (№ 0224-2015-0002).

Список литературы

1. Образование в цифрах: 2016. Краткий статистический сборник / Л.М. Гохберг, И.Ю. Забатурина, Г.Г. Ковалева и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2016. 80 с.

2. Исмагилова Л.А., Матягина Т.В., Смольянинов Н.Е. Дуалистические эффекты формирования профессионально-образовательного менталитета экономически активного населения // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1 (1) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19685 (дата обращения: 19.11.2016).

3. Левашов В.К. Интеллектуальный потенциал общества: социологическое измерение и прогнозирование // Мониторинг. 2008. №3 (87) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ article/n/intellektualnyy-potentsial-obschestva-sotsюfo gicheskoe-izmerenie-i-prognozirovanie (дата обращения: 20.11.2016).

4. Клячко Т.Л. Прибыль от ума: каков вклад образования в экономику России [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.forbes.ru/mneniya-column/makroekonomika/311163-pribyl-ot-uma-kakov-vklad-obrazovaniya-v-ekonomiku-rossii (дата обращения: 19.11.2016).

5. Екимова Н.А. Образовательный потенциал регионов России // Журнал об инвестиционных возможностях России «Капитал страны» от 24.08.2009 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www. kapital-rus.ru/articles/article/143239/ (дата обращения: 19.11.2016).

6. Хачатуров М.З., Федоров В.Н. Образовательный потенциал как фактор развития территории // Омский научный вестник. 2015. №2 (136). С. 235-237 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ article/n/obrazovatelnyy-potentsial-kak-faktor-razvitiya-territorii (дата обращения: 19.11.2016).

7. Руткевич М.Н., Левашов В.К. Потенциал интеллектуальный [Электрон. ресурс]. Режим доступа: 1^:// ponjatija.ru/node/8761 (дата обращения: 19.11.2016).

8. Плутова М.И. Образовательный потенциал экономически активного населения как результат взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг // Интернет-журнал «Науковедение». 2014. № 6 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/149EVN614.pdf (дата обращения: 19.11.2016).

9. Поташева О.В., Морошкина М.В. Образовательный потенциал региона в зеркале статистики Всероссийской переписи населения // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2015. № 2 (45). С. 146-153.

10. Поташева О.В., Морошкина М.В. Образовательный потенциал региона: содержание и оценка //

Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 2 (40). С. 122-129.

11. Михель Е.А. Влияние глобализации мировой экономики на трансграничные трудовые миграции населения в приграничном регионе (на примере Республики Карелия) // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 31 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: Ы1р://суЬег1ептка .т/агйс1е/п/уНуаше^1оЬа lizatsii-miшvoy-ekonomiki-na-transgamchnye-1шdovye-migratsii-naseleшya-v-prigranichnom-regюne-na-prime ге (дата обращения: 20.11.2016).

12. Мониторинг трудоустройства выпускников [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://graduate. edu.ru/#/?year=2014 (дата обращения: 19.11.2016).

13. Розанова Л.И., Морошкина М.В., Поташева О.В. Экономика знаний: взаимообусловленность формирования новой модели экономического роста и структурных изменений в системе образования // Друкеровский вестник. 2016. № 2. С. 138-147.

14. Моя карьера [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://mycareer.karelia.ru/Economics/Prognose/ BalanceDynamics/Okved (дата обращения: 20.11.2016).

15. Республика Карелия в цифрах, 2016: краткий статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия (Карелиястат). Петрозаводск, 2016. 60 с.

ASSESSMENT OF THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE YOUNGER GENERATIONS OF THE REGION'S POPULATION

O. V. Potasheva

Institute of Economics of the Karelian Research Centre of the Russian Academy of Sciences

The influence of social and economic development factors on the level of educational potential of age-differentiated younger generation groups of the population in the region is investigated. Based on a comparative analysis of census data, conclusions are made about the changes in the accumulated educational potential between 2002 and 2010. The peculiarities and reasons for the qualitative change in the number of younger generation representatives with reference to the level of education during the period between the censuses in Russia are examined. An increase in the proportion of the younger generation (aged 25-34) with higher professional education is revealed. As a result, the interrelation is determined between the development factors of migration and investment processes in the regional economy and the change in the share of professionals' employment depending on their level of education. By using the method of economic mathematical modeling, we have determined that the faster the growth in the number of specialists with the highest level of professional education engaged in the regional economy, the higher the labor productivity in the region.

Keywords: region, retrospective analysis, differentiated groups of population, education level assessment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.