Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ОБРАЗА БУДУЩЕГО В СОЗНАНИИ МОЛОДЕЖИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ'

ОЦЕНКА ОБРАЗА БУДУЩЕГО В СОЗНАНИИ МОЛОДЕЖИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
82
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ БУДУЩЕГО МОЛОДЕЖИ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ ОБРАЗАБУДУЩЕГО МОЛОДЕЖИ / ОЦЕНКА ОБРАЗА БУДУЩЕГО МОЛОДЕЖИ / THE IMAGE OF THE FUTURE OF YOUNG PEOPLE / SOCIOLOGICAL RESEARCHES ON EVALUATION OF THE IMAGE OF THE FUTURE OF YOUNG PEOPLE / EVALUATION OF THE IMAGE OF THE FUTURE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сотков Олег Леонидович

В статье рассматриваются значимость влияния различных факторов на формирование образа будущего молодежи, оценка благоприятности их образа будущего. На основании первичных данных проведен краткий анализ оценки окраса образа будущего, факторов, влияющих на формирование образа будущего, которые складывается в сознании у молодежи Тюменской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE IMAGE OF THE FUTURE IN THE MIND OF YOUNGPEOPLE IN THE TYUMEN REGION

The article discusses the importance of the influence of various factors on the formation of the image of the future of young people, evaluation of favorability of their image of the future. On the basis of primary data, a brief analysis is given of the kind of the image of the future, factors that influence the formation of the image of the future which are formed in the mind of young people in the Tyumen region.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ОБРАЗА БУДУЩЕГО В СОЗНАНИИ МОЛОДЕЖИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ»

Продолжение табл. 5

Порядковый номер эффективности Стратегии Условная эффективность

6 Повышение квалификации, прохождение обучающих курсов, семинаров 18,55

7 Приложение минимума труда для сохранения гарантированного дохода 12

8 Спонтанное, непреднамеренное, незапланированное поведение 11,73

Используя это на производстве, заблаговременно ставя целью модернизацию указанных выше стратегий, можно улучшить личные показатели эффективности, добиться либо продолжения процесса развития системы ценностей, либо сохранения достигнутых показателей не только в краткосрочном периоде.

Список литературы_

1. Кибанов А. Я. Управление персоналом организации. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 638 с.

2. Одегов Ю. Г., Руденко Г. Г. Управление персоналом. - М.: Юрайт, 2014. - 513 с.

3. Резник Т. Е., Резник Ю. М. Жизненные стратегии личности // Социологические исследования. -1995. - № 12.

4. Гибсон Д. Л., Иванцевич Д., Донелли Д. Х. Организации: поведение, структура, процессы. -М.: ИНФРА-М, 2000. - 660 с.

_Сведения об авторе

Рябкова Людмила Анатольевна, аспирант кафедры математических методов в экономике, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, тел. 8(3452)449856, e-mail: Luidmila-mme@yandex.ru

Ryabkova L. A., Post-graduate at the Department of Mathematical Methods in Economics, Industrial University of Tyumen, phone: 8(3452)449856, e-mail: Luidmila-mme@yandex.ru_

УДК 316

ОЦЕНКА ОБРАЗА БУДУЩЕГО В СОЗНАНИИ МОЛОДЕЖИ

ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

EVALUATION OF THE IMAGE OF THE FUTURE IN THE MIND OF YOUNG

PEOPLE IN THE TYUMEN REGION

О. Л. Сотков

O. L. Sotkov

Ключевые слова: образ будущего молодежи; социологические исследования оценки образа

будущего молодежи; оценка образа будущего молодежи Key words: the image of the future of young people; sociological researches on evaluation of the image of the future of young people; evaluation of the image of the future

В статье рассматриваются значимость влияния различных факторов на формирование образа будущего молодежи, оценка благоприятности их образа будущего. На основании первичных данных проведен краткий анализ оценки окраса образа будущего, факторов, влияющих на формирование образа будущего, которые складывается в сознании у молодежи Тюменской области.

The article discusses the importance of the influence of various factors on the formation of the image of the future of young people, evaluation of favorability of their image of the future. On the basis

of primary data, a brief analysis is given of the kind of the image of the future, factors that influence the formation of the image of the future which are formed in the mind of young people in the Tyumen region.

Ожидание будущего всегда являлось одним из сильных факторов влияния на поведение людей. Оно всегда было загадочным и непредсказуемым, выступало феноменом, влияющим на поведение и сознание как человека, так и социума, так как будущее представляет собой огромную ценность для человека и человечества, являясь «вместилищем» как потенций и надежд, так и страхов [1]. Каждый человек так или иначе в своем сознании планирует совершить (или не совершать) какие-либо поступки в будущем или ожидает какой-либо результат от своих действий, которые будут иметь влияние на его будущее. При этом сознание человека создает некий образ будущего, который и строится на основании собственных субъективных ожиданий от собственного будущего.

Само понятие «образ будущего» имеет большое количество значений и используется в различных направлениях гуманитарных наук. Данный термин можно встретить и в психологических, и в социологических, и в исторических работах различных исследователей. В социологии считается, что данное понятие первым стал использовать нидерландский социолог Ф. Полак в работе «The Image of the Future» в 1961 году. В настоящее время существует различное количество взглядов и трактовок термина «образ будущего», но в данной статье мы будем опираться на трактовку понятия «образ будущего», предложенную нашим современным исследователем М. В. Гуреевым: «Образы будущего — это то, что напрямую вытекает из проблем настоящего» [2], так как именно эта трактовка наиболее полно отражает поднятую тему в данной статье.

Таким образом, образ будущего формируется не только на основании оценки индивидуальных поступков и действий, которые могут повлиять на будущее человека, но и на основании иных, более независимых от человека факторов, с которыми он встречается в настоящем. Данными факторами может выступать множество различных элементов современного мира — от экономической и политической обстановки в стране и мире, изменений в ценностной системе социума, в котором проживает человек, до других различных факторов нашего общества, страны, мира. Отечественные исследователи выделяют два основных подхода оценки влияния различных факторов на формирование образа будущего — это монофакторный и полифакторный подходы. В первом подходе наибольшую роль выделяют типу и размеру населенного пункта, в котором проживает человек, как главенствующий фактор, влияющий на формирование образа будущего. Полифакторный подход выделяет несколько факторов, влияющих на формирование образа будущего — мегафакторы (Интернет), макрофакторы (общество, в котором проживает индивид), мезофакторы (место проживания человека), микрофакторы (семья и т. п.) и др. [3].

При этом не стоит недооценивать индивидуализм каждого человека, так как каждый человек воспринимает все происходящее вокруг себя изменения субъективно, по-разному оценивает и предполагает влияние данных факторов на собственное будущее. Соответственно, сформированный образ будущего каждого человека будет также различаться. Но так или иначе любой образ будущего в сознании людей можно разделить на два основных, кардинально отличающихся друг от друга вида: положительный (благоприятный) образ будущего или отрицательный (неблагоприятный).

Следовательно, различные факторы, как и индивидуальные, так и более глобальные, формируют такой образ будущего в сознании человека, который будет отражать его ожидания от будущего, где его жизнь будет иметь либо положительный окрас, либо отрицательный.

Вопрос оценки образа будущего особенно актуален для нынешней молодежи, так как именно для них будущее — это не только их личное, но и всей нашей страны, в которой они будут жить. Наше общее будущее будет формироваться и воспроизводиться под влиянием имеющихся у молодежи ожиданий от него, на основании их образа будущего,

который складывается уже сейчас. Так как специфика настоящей жизни молодежи, их жизненных предпочтений, ценностей и ожиданий и определяет наше будущее «завтра» [4]. Сейчас Россия переживает не самый лучший период, это связано с нарастающим экономическим кризисом, нестабильной геополитической ситуацией в мире и многими другими макрофакторами, которые влияют как и на страну в целом, так и на наше общество. Поэтому особо важно выявить, какой же окрас образа будущего формируется сейчас в сознании современной молодежи.

В мае — сентябре 2015 года в процессе работы над грантом РГНФ № 15-03-00284а «Образ будущего в выборе алгоритма социальной мобильности современной российской молодежью» был проведен массовый социологический опрос среди молодежи, проживающей в Тюменской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах.

Данное социологическое исследование включало в себя выборку молодых людей в возрасте от 15 до 30 лет (выпускники школ, студенты вузов и колледжей, молодые специалисты), в совокупности было опрошено 1 252 респондента. В исследовании был использован целевой (направленный) тип выборки. Методом сбора информации выступал онлайн-опрос с использованием сервиса «SurveyMonkey». Данный способ опроса был выбран, исходя из того, что с помощью него возможно опросить большое количество респондентов, находящихся на обширной территории (Тюменская область, ХМАО и ЯНАО занимают большую территориальную площадь, и населенные пункты находятся в большом отдалении друг от друга). Обработка результатов исследования производилась с помощью статистически-направленной программы IBM SPSS Statistics 19 версии.

Соотношение респондентов в данном социологическом опросе по полу составило 54,4 % — женщины и 45,6 % — мужчины. Эти показатели близки к реально существовавшему соотношению мужчин и женщин согласно статистическим данным в 2015 г. [5].

В данное социологическое исследование был включен блок вопросов, целью которых было выявление молодежью оценки своего личного образа будущего и образа будущего нашей страны. Далее будут подробно рассмотрены ответы респондентов относительно их оценки образа будущего.

Согласно результатам исследования, респонденты ответили на высказывание «Я испытываю страх перед будущим» следующим образом: 33 % опрошенных испытывают страх перед будущим, при этом 62,7 % не испытывают его.

На высказывание «Я с уверенностью и оптимизмом смотрю в будущее» были следующие результаты: 66,4 % респондентов ответили, что согласны с этим высказыванием, 29,7% дали отрицательный ответ.

Все это указывает на то, что большая часть молодых людей имеют в принципе положительный взгляд на будущее. Но треть опрошенных респондентов все же не так оптимистичны в оценке своего будущего, значит, на это тоже есть причины.

Для более точной информации об оценке образа будущего в конце опроса был задан контрольный вопрос, связанный с оценкой их личного образа будущего: «Насколько Ты уверен в собственном благоприятном будущем?».

Большинство респондентов (58,9 %) ответили, что их благоприятное будущее зависит только от них. 19,4 % опрошенных указывают на то, что все же внешние факторы являются ключевыми при оценке их собственного будущего. Также стоит учесть малое количество ответов, указывающих на неблагоприятную оценку будущего. Причем число респондентов, которые отмечают, что отрицательным будет только их личное будущее (6,5 %), больше тех, кто убежден в провале нашего общего будущего (1,4 %). Лишь 7,3 % опрошенных затрудняются с ответом. Это свидетельствует о том, что молодые люди видят благоприятным не только свое будущее, но и наше общее будущее.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что у большей части молодых людей Тюменской области, ХМАО и ЯНАО в сознании сформировывается благоприятный образ будущего, где ключевую роль играют их субъективные цели, собственные стрем-

ления и действия. Треть указали на то, что на их будущее будут иметь влияние внешние факторы. Можно утверждать, что в настоящее время молодое поколение верит в свое светлое и благоприятное будущее, которого оно сможет достичь своими силами.

Список литературы_

1. Дыдров А. А. Основополагающие черты образа и фрагментарность образа будущего [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://futurologija.ru/texts/osnovopolagayushhiecherty-obraza-i-fragmentarnost-obraza-budushhego (дата обращения: 28.04.2017).

2. Гуреев М. В. Человечество на распутье: образы будущего. Моральный аспект проблемы [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. - 2012. - № 5. - Режим доступа http://human.snauka.ru/2012/05/1054 (дата обращения: 27.04.2017).

3. Легостаева Н. И. Жизненные стратегии «дневной» и «ночной» молодежи Санкт-Петербурга // Мониторинг общественного мнения. - 2013. - № 8 (114). - С. 92-98.

4. Лаца Я. Г. Социальная ситуация социализации и самореализации молодежи современной России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://conf.omua.ru/content/socialnaya-situaciya-socializacii-i-samorealizacii-molodezhi-sovremennoy-rossii (дата обращения: 28.04.2017).

5. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b16_111/Main.htm (дата обращения: 28.04.2017).

_Сведения об авторе

Сотков Олег Леонидович, аспирант направления «Социология культуры» кафедры маркетинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, тел. 89129295550, e-mail: olegsotkov@gmail.com

Sotkov O. L., Post-graduate student of Sociology of Culture at the Department of Marketing and Municipal Management, Industrial University of Tyumen, phone: 89129295550, e-mail: olegsotkov@gmail.com_

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

PROBLEMS AND PROSPECTS OF SCIENCE AND EDUCATION DEVELOPMENT

УДК 376

ФОРМИРОВАНИЕ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

THE FORMATION OF MULTICULTURAL ENVIRONMENT IN HIGHER

INCLUSIVE EDUCATION

В. Д. Байрамов, Л. М. Аллахвердиева, И. Л. Литвиненко

V. D. Bayramov, L. M. Allahverdiyeva, I. L. Litvinenko

Ключевые слова: мультикультурализм; инклюзивное образование; особые образовательные потребности; социально-культурная среда; образовательный процесс Key words: multiculturalism; inclusive education; special educational needs;

socio-cultural environment; educational process

Исследуются проблемы формирования мультикультурной среды в высших учебных заведениях инклюзивного образования. Исследуются вопросы основных факторов, способствующих развитию и реализации личностного потенциала обучаемых на основе обеспечения в вузах осо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.