Научная статья на тему 'Оценка нервно-психического развития детей грудного возраста в зависимости от вида вскармливания'

Оценка нервно-психического развития детей грудного возраста в зависимости от вида вскармливания Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1189
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник Авиценны
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / NEUROPSYCHIC DEVELOPMENT / ВСКАРМЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ / FEEDING OF INFANTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бабаева Лола Абдунаимовна, Гафуржанова Х.А.

С целью оценки нервно-психического развития (НПР) были обследованы 120 детей грудного возраста, которые были подразделены на 3 группы в зависимости от характера вскармливания: I группа дети, находившиеся на грудном вскармливании, II группа на смешанном и III группа -на искусственном. На основании обследования детей и опроса матерей было выявлено, что в I группе, доля детей, имевших соответствующее возрасту развитие, составила 92,5%; умеренную задержку 5,0%, а задержку НПР имели только 2,5% детей. Во II группе задержка НПР составила 2,5%, умеренная задержка во II и III группах 7,5%. В III группе отмечалась задержка НПР в 12,5% случаев (р<0,05), проявляющаяся в снижении показателей когнитивного, речевого, двигательного, сенсорного и эмоционального развития. Своевременная оценка выявленных нарушений НПР у детей позволит осуществить комплекс корригирующих и профилактических мероприятий, направленных на предупреждение более глубоких нарушений психической сферы ребёнка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бабаева Лола Абдунаимовна, Гафуржанова Х.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of neuropsychic development of infants depending on the feeding type

In order to assess neuropsychic development (NPD) were examined 120 infants who were di-vided into 3 groups in dependence on feeding type: I group children who were breastfed, II group a mixed and group III on the artificial feeding. Questionnaire survey of mothers found that among children in group I the proportion of children who had age-appropriate development was 92,5%; moderate delay 5,0% of children and delay of NPD had only 2,5% of infants. In children from group III noted the delay of NPD in 12,5% of cases (p<0,05), which manifests it-self in the reduction of cognitive, speech, motor, sensory and emotional development. The pro-portion of children with normal levels of the NPD decrease din 80%. Timely evaluation of iden-tified NPD violations children will allow to implement a set of corrective and preventive measures aimed at preventing deeper violations of psychic in child.

Текст научной работы на тему «Оценка нервно-психического развития детей грудного возраста в зависимости от вида вскармливания»

| Терапия

НАУЧНО-МЕДИЦИНСКИЙ ЖУРНАЛ «ВЕСТНИК АВИЦЕННЫ»

таджикского государственного медицинского университета

имени абуали ибни сино

Оценка нервно-психического развития детей грудного возраста в зависимости от вида вскармливания

Л.А. Бабаева, Х.А. Гафуржанова

Кафедра пропедевтики детских болезней ТГМУ им. Абуали ибни Сино

С целью оценки нервно-психического развития (НПР) были обследованы 120 детей грудного возраста, которые были подразделены на 3 группы в зависимости от характера вскармливания: I группа - дети, находившиеся на грудном вскармливании, II группа - на смешанном и III группа -на искусственном.

На основании обследования детей и опроса матерей было выявлено, что в I группе, доля детей, имевших соответствующее возрасту развитие, составила 92,5%; умеренную задержку - 5,0%, а задержку НПР имели только 2,5% детей. Во II группе задержка НПР составила 2,5%, умеренная задержка во II и III группах - 7,5%. В III группе отмечалась задержка НПР в 12,5% случаев (р<0,05), проявляющаяся в снижении показателей когнитивного, речевого, двигательного, сенсорного и эмоционального развития.

Своевременная оценка выявленных нарушений НПР у детей позволит осуществить комплекс корригирующих и профилактических мероприятий, направленных на предупреждение более глубоких нарушений психической сферы ребёнка.

Ключевые слова: нервно-психическое развитие, вскармливание детей первого года жизни

Актуальность. Изучение проблем нервно-психического развития ребёнка первого года жизни связано с тем, что в настоящее время большое количество детей имеют отклонения от норм психомоторного развития в виде снижения показателей когнитивного, речевого, двигательного, сенсорного и эмоционального развития [1,2]. Нервно-психическое (психомоторное) развитие (НПР) подразумевает качественное изменение психических, речевых и двигательный функций, отражающих уровень биологического созревания ребёнка.

Известно, что в младенчестве и раннем детстве происходит стремительное развитие всех систем организма ребёнка, формируются все структуры, необходимые для нормального развития интеллектуальных, познавательных и физических способностей, созревают и усложняются моторные и психические функции [3]. При этом темпы НПР здорового ребёнка могут широко варьировать, однако во всех случаях сохраняется определённая последовательность в развитии двигательных и психических функций.

Следует подчеркнуть, что рост и психомоторное развитие являются главными индикаторами здоровья ребёнка, и из большого числа факторов, которые могут влиять на эти процессы, питание занимает

одно из ведущих мест. Согласно литературным источникам, НПР достоверно отличается среди детей, находившихся на различных видах вскармливания [2,4]. Многие исследования показывают, что грудное вскармливание (ГВ) связано с оптимизацией темпов НПР, хотя механизмы этого влияния изучены не полностью. Даже в первые дни жизни дети, получающие грудное молоко, эмоционально и двигательно более активны [5,6].

Доказано положительное влияние ГВ на интеллект ребёнка [7,8]. Мета-анализ 1 Апс^гбоп и соавт. продемонстрировал более высокие результаты когнитивного развития детей, находившихся на ГВ [9]. Лучшее когнитивное развитие, выявляемое в возрасте 6 мес., сохранялось в течение периода детства и подростковом возрасте. Своевременное и рациональное введение прикорма также может играть важную роль в становлении НПР ребёнка.

Цель исследования: оценить нервно-психическое развитие детей грудного возраста в зависимости от вида вскармливания.

Материал и методы. Данные о НПР были получены на основании обследования детей и опроса матерей, проведённого в Центре здоровья №6 г.Душанбе

НАУЧНО-МЕДИЦИНСКИЙ ЖУРНАЛ «ВЕСТНИК АВИЦЕННЫ» Тлтпил

-а таджикского государственного медицинского университета 1сра11ил

имени абуали ибни сино

за период 2012-2015 гг. Среди отобранных детей были выделены три группы в зависимости от характера вскармливания:

I группа - дети, находившиеся на грудном вскармливании (n=40, мальчиков - 24/60,0%, девочек -16/40,0%), средний возраст - 9,5±1,5 мес., II группа

- на смешанном вскармливании (n=40, мальчиков

- 21/52,5%, девочек - 19/47,5%), средний возраст

- 7,9±1,8 мес. и III группа - на искусственном вскармливании (n=40, мальчиков - 20/50,0%, девочек -20/50,0%), средний возраст - 10,1±1,3 мес.

Оценка НПР проводилась по методике Г.В. Пантюхи-ной, К.Л. Печоры, Э.Л. Фрухт [11], которая позволила оценить сроки формирования приобретённых навыков в следующих областях: зрительно-ориентировочные реакции, слуховые ориентировочные реакции, эмоции, движения рук и действия с предметами, общие движения, понимание речи, активная речь. Полученные результаты сравнивали со стандартными данными, используемыми в указанной методике. После определения параметров и линий нервно-психического развития ребёнка выделяли следующие уровни НПР: дети с нормальным уровнем (отставание не более, чем на один эпикризный срок), с умеренно выраженной задержкой (отставание на два эпикриз-ных срока), с выраженной задержкой (отставание на три эпикризных срока и более). При определении уровней развития учитывалось отсутствие умения по каждому показателю в одной линии развития.

Статистическая обработка материала проводилась с использованием программ MS Ехсе1 XP и Statistica 6.0. Вычислялась средняя арифметическая величина (М), среднее квадратичное отклонение (о), средняя ошибка (m). Проводилась оценка статистической значимости различий в сравниваемых группах (р) по

критерию Фишера-Стьюдента (t). Различия считались статис-тически значимыми при значениях р<0,05.

Результаты и их обсуждение. Оценка НПР по линиям развития в декретированные возрастные периоды показала, что держать голову дети I группы стали в 1,2±0,2 мес., и этот показатель у детей II группы составил 1,3±0,3 мес., а у III группы - 1,5±0,3 месяца; переворачиваться со спины на живот дети I и II групп стали в 4,1±0,4 мес., а дети III группы - в 4,4±0,4 мес.; переворачиваться с живота на спину дети I группы, в среднем, стали в 5,1±0,5 месяца, а дети II и III групп - в 5,2±0,4 месяца. Самостоятельно сидеть раньше стали дети II и III групп, в среднем, в 6 месяцев, дети I группы - в 6,2±0,4 месяца. Ползать раньше начали дети II и III групп - в 6,9±0,4 месяцев, а дети I группы - в 7,1±0,3 месяца. Дети I группы стали самостоятельно ходить раньше - в 11,7±0,5 месяца, а дети III группы - в 12,8±0,6 месяца. Низкие показатели ответных эмоциональных реакций наблюдались у детей III группы.

Первые слова раньше (на 1,5 месяца) стали произносить дети I группы, чем их сверстники - дети III группы. Произносить первые слова дети I группы стали в 8 месяцев, дети II группы - в 8,1 мес., дети III группы - в 9,5 месяца. К году количество произносимых слов (9,2 слова) было больше у детей I группы, чем у их сверстников - детей III группы (6,1 слова).

При проведении сравнительного анализа удельного веса детей, имеющих различный уровень НПР в зависимости от вида вскармливания, были получены следующие результаты (табл.1).

Распределение детей в возрасте 1 года по уровню НПР демонстрирует высокий уровень у детей, находящихся на ГВ (рис.1).

ТАБЛИЦА 1. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ ПО УРОВНЮ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВИДА ВСКАРМЛИВАНИЯ

Уровень I гр. (n=40) II гр. (n=40) III гр. (n =40)

НПР Абс. % Абс. % Абс. % Р

Норма 37 92,5 36 90,0 32 80,0 р1 >0,05 р2<0,05 р3<0,05

Умеренная задержка 2 5,0 3 7,5 3 7,5 р1>0,05 р2<0,05 р3<0,05

Задержка 1 2,5 1 2,5 5 12,5 р1>0,05 р2<0,05 р3<0,05

Примечание: рi - статистически значимые различия относительных величин между детьми I и II групп:

р2 - между детьми II и III групп: р3 - между детьми I и III групп

I Терапия

НАУЧНО-МЕДИЦИНСКИЙ ЖУРНАЛ «ВЕСТНИК АВИЦЕННЫ»

таджикского государственного медицинского университета

имени абуали ибни сино

з норма

РИС. 1. УДЕЛЬНЫЙ ВЕС ДЕТЕЙ ПО УРОВНЯМ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВИДА ВСКАРМЛИВАНИЯ

Как видно из представленных данных, в I группе, доля детей, имевших соответствующее возрасту развитие, составила 92,5%; умеренную задержку -5,0% детей, а задержку НПР имели только 2,5% детей. Нормальное НПР у детей II группы составило 90% случаев, задержка - в 2,5%. 7,5% случаев умеренной задержки отмечалось у детей II и III групп. У детей III группы отмечалась задержка НПР в 12,5% случаев (р<0,05). Соответственно уменьшилась доля детей с нормальным уровнем НПР (80,0%).

Оценка психомоторного развития детей, находящихся на различных видах вскармливания, проведённая К.А. Васютиным (2009 г.), выявила, что у детей, находящихся на ГВ, в 23% случаев, а у детей, находящихся на искусственном вскармливании - в 30% случаев диагностирована темповая задержка психомоторного развития на первом году жизни (р>0,05) [12].

Различия в нервно-психическом развитии детей на первом году жизни, находящихся на различных видах вскармливания, отмечены в работе Л.В. Абольяна и др. Нормальное нервно-психическое развитие отмечалось у 78,2% детей I группы, у 66% - II группы, у 68% - III группы (р>0,05). Задержка развития была выявлена среди детей I группы в 19,8% случаев и в 33% (р<0,05) и 31% случаев во II и III группах, соответственно. У большинства детей к 12 месяцам НПР было оценено как нормальное: у 87% детей I и II групп и у 84% детей III группы. К году жизни 14% детей III группы отставали в НПР по сравнению с 1% (р<0,01) и 2,9% в I и II группах, соответственно (р<0,01) [13]. Сравнительный анализ проведённых нами исследований и литературных данных показал высокие показатели НПР у детей I группы по сравнению с детьми III группы, где отмечалась выраженная задержка НПР.

Таким образом, вскармливание грудным молоком способствует правильному психомоторному раз-

витию детей, которые опережают своих сверстников, находящихся на искусственном вскармливании. У детей, находившихся на искусственном вскармливании, в большинстве случаев, наблюдается задержка нервно-психического развития, проявляющаяся в снижении показателей когнитивного, речевого, двигательного, сенсорного и эмоционального развития. Своевременная оценка возникающих нарушений НПР детей позволит осуществить комплекс корригирующих и профилактических мероприятий, направленных на предупреждение более глубоких нарушений психической сферы ребёнка в будущем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни / под ред. Л.Т.Журба, Е.М.Мастюкова. - М. - 1981.

2. Легонькова Т.И. Влияние различных видов вскармливания на физическое и нервно-психическое развитие детей первого года жизни: результаты 12-месячного наблюдения / Т.И.Легонькова, Е.В.Матвеева // Вопросы современной педиатрии. - 2011. - Т. 10, № 1. - С.22-27.

3. Физиология развития ребёнка: руководство по возрастной физиологии / под ред. М.М.Безруких, Д.А.Фарбер. - М. : Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК». - 2010. - 768с.

4. Golding J. Association between breast-feeding child development and behavior / J.Golding, I.S.Rogers, P.M.Emmett // Early Hum. Dev. - 1997. - Vol.49. -

P. 175-184.

5. Воронцов И.М. Естественное вскармливание детей, его значение и поддержка / И.М.Воронцов, Е.М.Фатеева. - СПб. - 2006. - 260с.

НАУЧНО-МЕДИЦИНСКИЙ ЖУРНАЛ «ВЕСТНИК АВИЦЕННЫ» Тлтпил

-а таджикского государственного медицинского университета 1ера11ил

имени абуали ибни сино

6. Глобальная стратегия по кормлению детей грудного и раннего возраста. - Женева: ВОЗ, ЮНИСЕФ. - 2003. - 34с.

7. Park S. Protective effect of breast - feeding with regard to children's behavioral and cognitive problems / S.Park, B.N.Kim, J.W.Kim // Nutrition Journal. - 2014, 13:111

8. Tozzi A.E. Effect of duration of breast - feeding on neuropsychological development at 10 to 12 years of age in a cohort of health children/A.E.Tozzi, Р. Bisiacchi,V.Tarantino // Dev Med Child Neurol. -2012. - Vol.54, - № 9. - Р843-848.

9. Anderson J.W. Breast-feeding and cognitive development: a meta-analysis/ J. W.Anderson, M.J.Bryan, T.R.Daniel // Am. J. Clin Nutr. - 1999. -Vol.70, № 4. - Р.525-535.

10. Яцышина Е.Е. Роль прикорма в психомоторном развитии ребёнка / Е.Е.Яцышина // Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 2014. -Т.59, № 1. - С.103 - 105.

11. Пантюхина Г.В. Методы диагностики нервно-психического развития детей 1-го года жизни / Г.В.Пантюхина, К.Л.Печора, Э.Л.Фрухт; под ред. В.А.Доскина. - М.: ВУНМЦ. - 1996. - 37с.

12. Васютин К.А. Состояние здоровья детей первого года жизни, находящихся на различных видах вскармливания / К.А. Васютин // Вятский медицинский вестник. - 2009. - № 1. - С.62.

13. Абольян Л.В. Значение исключительно грудного вскармливания для здоровья, физического и нервно-психического развития детей первого года жизни (на примере г.Волгоград) / Л.В.Абольян [и др.] // Педиатрия. - 2005. - № 5. - С.53-57.

АДРЕС ДЛЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ:

Бабаева Лола Абдунаимовна - заведующая кафедрой пропедевтики детских болезней ТГМУ; Таджикистан, г.Душанбе, пр.Рудаки, 139 E-mail: lola.a.babaeva@mail.ru

Summary

Evaluation of neuropsychic development of infants depending on the feeding type

L.A. Babayeva, H.A. Gafurjanova

Chair of propaedeutics childhood diseases Avicenna TSMU

In order to assess neuropsychic development (NPD) were examined 120 infants who were di-vided into 3 groups in dependence on feeding type: I group - children who were breastfed, II group - a mixed and group III - on the artificial feeding. Questionnaire survey of mothers found that among children in group I the proportion of children who had age-appropriate development was 92,5%; moderate delay - 5,0% of children and delay of NPD had only 2,5% of infants. In children from group III noted the delay of NPD in 12,5% of cases (p<0,05), which manifests it-self in the reduction of cognitive, speech, motor, sensory and emotional development. The pro-portion of children with normal levels of the NPD decrease din 80%. Timely evaluation of iden-tified NPD violations children will allow to implement a set of corrective and preventive measures aimed at preventing deeper violations of psychic in child.

Key words: neuropsychic development, feeding of infants

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.