Научная статья на тему 'Оценка непредпринимательскими слоями населения условий для развития предпринимательства в России'

Оценка непредпринимательскими слоями населения условий для развития предпринимательства в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ / РАМОЧНЫЕ УСЛОВИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГЛОБАЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / МЕЖСТРАНОВЫЕ СОПОСТАВЛЕНИЯ / ВЫБОРОЧНЫЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка непредпринимательскими слоями населения условий для развития предпринимательства в России»

3. Впервые в России: Индекс трансформации - 2010 Фонда Бертельсмана / Свободная мысль. 2010. № 7(1614).

4. Freedom in the World 2012, Freedom House

5. http://www.weforum.org/gitr

6. http://www2.unpan.org/egovkb/global_reports/12report.htm

7. http://cpi.transparency.org/cpi2011/results/

М.В. Габелко

ОЦЕНКА НЕПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМИ СЛОЯМИ НАСЕЛЕНИЯ

УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Ключевые слов: предпринимательская активность, рамочные условия предпринимательской деятельности, Глобальный мониторинг предпринимательства, межстрановые сопоставления, выборочные обследования населения.

Для инновационного развития недостаточно сформировать в российской экономике институты развития и обеспечить их ресурсную поддержку в рамках соответствующих государственных программ. Развитие инновационного сегмента МСП можно считать гарантированным лишь тогда, когда оно осуществляется в контексте постоянного возникновения все новых старт-апов - что возможно, как правило, на основе естественной селекции в рамках мощного и постоянного процесса обновления «низового» предпринимательства. Специфические региональные черты рамочных условий предпринимательской деятельности (РУПД) характеризуют социальную среду и государственную политику в области поддержки предпринимательства. В теории предпринимательства в качестве рамочных условий предпринимательской деятельности (Entrepreneurial Framework Conditions - EFC) принято рассматривать совокупность экономических (географическое размещение производств, местная налоговая система и т.п) правовых (законов, подзаконных и нормативных актов и пр.), социальных (общественное мнение, практика СМИ и пр.) и культурологических (трудовые, этические, этнические и т. п. традиции) особенностей поселения или региона, в рамках которого, по преимуществу, осуществляется предпринимательский процесс [4]. При этом в разных странах мнения населения и экспертные оценки РУПД могут совпадать или существенно различаться. Исходя из указанного выше теоретического подхода, статистическое описание РУПД, которые представляют собой совокупность внешних воздействий на формирование предпринимательского потенциала населения той или иной территории, может оказаться инструментом, позволяющим оценить перспективы предпринимательского старта в соответствующей стране или регионе.

Возможности оценки рамочных условий предпринимательской деятельности на основе опроса населения по методологии GEM

Мнение населения относительно состояния и развития рамочных условий предпринимательской деятельности является мощным фактором, обусловливающим вовлечение взрослого трудоспособного населения в предпринимательство [5]. В указанном смысле EFC представляют собой совокупность внешних воздействий на формирование предпринимательского потенциала населения той или иной территории.

Однако, помимо условий внешней среды, на принятие решения о начале или продолжении предпринимательской деятельности оказывает воздействие самооценка индивидом собственных компетенций в этом отношении, то есть (с точки зрения Концепции Программы развития человеческого потенциала ООН) оценка ресурсов

© М.В. Габелко, 2013

собственного человеческого капитала [2]. В зависимости от комбинации оценки индивидом внешних возможностей и собственных компетенций к предпринимательству (знаний, навыков, психологической устойчивости к риску и т.п.) изменяется вероятность возникновения (или продолжения и развития) его предпринимательской активности [3]. Это означает, что наблюдаемая предпринимательская активность (на стадии потенциального, раннего или устоявшегося предпринимательства) является своего рода откликом на взаимодействие сложившихся представлений индивида о внешних возможностях для предпринимательства и его собственных способностей (компетенций) к такой деятельности [1, 2, 3]. Только когда в представлениях населения внешние возможности дополняются необходимыми компетенциями, экономика и общество получают социальную страту, которая представляет собой потенциал пополнения предпринимательских рядов. Особенное значение фактор самооценки компетенций оказывает в условиях экономической рецессии и кризиса, в том числе под влиянием негативной экономической информации, распространяемой через СМИ [1]. Следовательно, изучение факторов повышения самооценки населением способностей к бизнесу может дать рычаг для прогнозирования развития предпринимательского потенциала, что в настоящее время остро актуально для российской социально-экономической среды, в том числе из-за возрастающей напряженности на рынке труда и прочих проявлений текущего кризиса. Предпринимательский потенциал - ресурс пополнения предпринимательских слоёв населения, вовлечения нового предпринимательского труда в экономическую систему, формирующийся за счёт непредпринимательского слоя взрослого трудоспособного населения страны.

Анализ данных опроса в рамках Глобального мониторинга предпринимательства (GEM) позволил получить данные для эмпирического анализа тенденций развития необходимых и достаточных условий реализации предпринимательского потенциала населения России [2]. Проведение исследования обеспечила финансовая поддержка Центра фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.

Непредпринимательский слой РФ составляет взрослое население за исключением активных предпринимателей (ранних и устоявшихся). Эта группа очень обширна по составу (92,8% взрослого населения РФ) и неоднородна, в том числе включает 8,4% потенциальных предпринимателей. Основная часть населения РФ не только не имеет отношения к предпринимательству, но не рассматривает начало бизнеса как вариант развития карьеры.

При статистическом анализе оценок населением компетенций (знаний, опыта и навыков) и внешних условий к началу собственного дела учитывались только информативные ответы респондентов: «да», «нет» и «затрудняюсь ответить», а респонденты, отказавшиеся от ответа, были исключены из анализа. Поэтому в составе совокупности населения мы выделили 3 категории населения: оптимисты, пессимисты и сомневающиеся в своих оценках.

Индивидуальное восприятие предпринимательства населением РФ описывают следующие переменные:

1. Можете ли Вы сказать, что Вы лично знакомы с человеком, который за последние два г. начал бизнес?

2. Можете ли Вы сказать, что в следующие 6 месяцев в местности, где Вы проживаете, будут хорошие условия для начала бизнеса?

3. Можете ли Вы сказать, что у Вас есть знания, квалификация и опыт, необходимые для начала нового бизнеса?

4. Можете ли Вы сказать, что страх или недостаточные способности к предпринимательству могут препятствовать Вам в организации бизнеса?

Культурные особенности восприятия предпринимательства населением характеризуют следующие переменные:

1. Согласны ли Вы с тем, что в России большинство людей предпочитает, чтобы все имели одинаковый жизненный стандарт?

2. Согласны ли Вы с тем, что в России большинство людей рассматривает начало нового бизнеса как желательный выбор карьеры?

3. Согласны ли Вы с тем, что в России те, кто успешно организовал новый бизнес, имеют высокий статус и пользуются уважением?

4. Согласны ли Вы с тем, что в России можно часто узнать из средств массовой информации об успешных новых бизнесах?

Оценка россиянами рамочных условий развития предпринимательства

В первую очередь, следует отметить, что оценки национальных и культурных особенностей восприятия предпринимательства активными предпринимателями и непредпринимательской частью населения совпадают, структура распределения ответов для двух сравниваемых групп населения практически не отличается. Однако индивидуальное восприятие условий к началу бизнеса предпринимателями и не предпринимателями существенно расходится. Во многом это объясняется низким уровнем информированности населения о предпринимательстве, менее 35% населения знакомы с начинающими бизнес (рис. 1).

Рис. 1. Распределение мнений относительно РУПД активными предпринимателями и непредпринимательскими слоями населения РФ

Около половины непредпринимателей считает, что обладают недостаточными способностями к предпринимательству. У большинства предпринимателей этот страх преодолен или отсутствует, хотя четверть предпринимателей ощущает недостаточные способности к ведению бизнеса, которые компенсируются опытом.

В 2011 г. оценка условий для начала бизнеса непредпринимательской группой населения очень пессимистична, только 19% этой группы считают условия для старта

благоприятными. Оценка условий предпринимателями оптимистичнее из-за вовлеченности (около 37% предпринимателей назвали условия благоприятными для начала бизнеса).

Таблица 1

Различие оценок условий для начала бизнеса между предпринимательскими _и непредпринимательскими слоями населения РФ_

Категории Активные предприниматели Непредпринимательская часть населения Всего

оптимисты 36,9 19,1 20,4

пессимисты 46,3 55,6 54,9

сомневающиеся 16,8 25,3 24,7

Всего 100 100 100

Среди непредпринимателей, благополучно оценивающих условия старта, преобладает оптимистическое восприятие предпринимательства и отношения к бизнесу в обществе, что крайне отличает эту групп от пессимистов и сомневающихся в оценках условий для начала бизнеса (рис. 2). Все три группы респондентов единодушны в оценке предпочтений стандарта жизни и неспособности к предпринимательству (около 48% не предпринимателей).

Рис. 2. Факторы оценки условий предпринимательского старта непредпринимательскими слоями взрослого населения РФ

Среди оптимистов распространено знакомство с предпринимателями (более 55% оптимистов непредпринимательской группы), хотя среди пессимистов и сомневающихся таких не более 30%. Вдвое больше оптимистов считают свои знания и квалификацию достаточными для начала бизнеса, чем не предприниматели других групп.

Представители различных типов поселений РФ практически единодушны в оценке общественного отношения к предпринимательству и индивидуального восприятия условий начала бизнеса (рис. 3) - уклад жизни не влияет на восприятие

РУПД. В крупных городах с численность жителей более 500 тыс. человек наименьшее число не предринимателей (42%) подтверждает освещение СМИ историй успеха предпринимателей, но это отличие статистически не значимо. В городах с численностью от 100 до 500 тыс. человек преобладает доля не предпринимателей, свидетельствующих о высоком статусе и уважении к людям, успешно организовавшим бизнес, а также рассматривающих начало бизнеса как желательный выбор карьеры.

Рис. 3. Распределение оценок условий для предпринимательской деятельности непредпринимателями в различных типах поселений РФ

Практически нет различий восприятия общекультурных и индивидуальных компонентов РУПД между возрастными группами респондентов (рис. 4). Большинство молодёжи (до 25 лет) поддерживает мнение о начале бизнеса как хорошем выборе для карьеры и высоком статусе успешных предпринимателей, это мнение разделяет преобладающая часть не предпринимателей предшествующих поколений (25-45 лет). Среди представителей старшего поколения (45-55 лет) распространено мнение о предпочтительности одинакового стандарта жизни, а также меньше всего лично знакомых с предпринимателями. Среди самой активной части населения (25-35 лет) наибольшая доля знакомых с начинающими предпринимателями и уверенных в достаточности своих знаний и квалификации для начала бизнеса. Половина не предпринимателей среднего поколения (35-45 лет) признаются, что страх и неуверенность в своих способностях мешают в организации бизнеса. Наибольший разрыв между возрастными группами обнаружен по признаку вовлечённости в предпринимательские сети (личное знакомство с людьми, начинающими или недавно начавшими собственный бизнес).

Рис. 4. Распределение оценок условий для предпринимательской деятельности непредпринимателями в различных возрастных группах РФ

Для оценки перспектив организации нового бизнеса взрослыми трудоспособными индивидами в течение последующих трех лет (с 2012 по 2014 год) использовались только информативные ответы на вопрос «Предполагаете ли Вы - самостоятельно или вместе с другими - в течение следующих трех лет организовать новый бизнес?». Были сформированы три группы респондентов: планирующие, не планирующие и сомневающиеся в прогнозе организации бизнеса.

Оценка планирующих организовать бизнес практически совпадает с остальными группами не предпринимателей в оценке предпочтительности одинакового стандарта жизни. Скорее всего, это свидетельствует о низких ожиданиях отдачи от своего будущего бизнеса, так как согласуется с оценками, полученными на основе переменных финансирования для активных предпринимателей [2]. По остальным - как общекультурным, так и индивидуальным - характеристикам восприятия предпринимательства планирующие начать бизнес значительно отличаются от сомневающихся и особенно от не планирующих организовать собственное дело. Это различие наиболее существенно в оценке собственных знаний и квалификации, необходимых для начала бизнеса, а также в личном знакомстве с предпринимателями. Среди планирующих начать бизнес доля знакомых с начинающими предпринимателями в 2 раза выше, чем среди тех, кто не задумывается об организации бизнеса (рис. 5).

На рис. 6а проиллюстрирована существенная деформация намерений относительно начала бизнеса, которая происходит в процессе старения населения. Наиболее оптимистичны и активны в отношении предпринимательского старта молодые люди (до 35 лет). В среднем возрасте доля планирующих открытие собственного предприятия сокращается вдвое (с 40% до 20%). У представителей старшего поколения наблюдается дальнейшее снижение индикатора. Аналогичная деформация возрастной структуры зафиксирована для сомневающихся в целесообразности и возможности начать собственное дело. А вот для пессимистов, отвергающих для себя такую

возможность на период 2012-2014 г. распределение по возрастным группам практически равномерно.

Рис. 5. Факторы распределения не предпринимательских слоев взрослого населения РФ по склонности к предпринимательству

б

Рис. 6. Распределение склонности к предпринимательству не предпринимательских слоев взрослого населения РФ в различных возрастных группах (а) и типах поселений РФ (б).

а

На рис. 6б представлены намерения относительно предпринимательского старта в разрезе типов поселений. Основная часть планирующих начать бизнес проживает в городах с численностью до 500 тыс. человек. Однако по доле планирующих начать собственное дело среди непредпринимательских слоёв взрослого трудоспособного населения лидируют малые города (до 100 тысяч жителей); второе место делят между собой города с численность от 500 тыс. до 1 млн. человек и города-миллионеры. По-видимому, в более крупных городах преимущества городского уклада жизни, способствующие предпринимательской активности, декомпенсируются за счёт возрастания конкуренции и повышения барьеров входа на рынок. Кроме того, возможно, в больших городах затруднено вхождение новых людей в предпринимательские сети за счёт ослабления личных связей между жителями (по сравнению с малыми городами).

Краткие выводы

С точки зрения концепции зависимости от предшествующей траектории развития, традиционная для России политика поддержки МСП может рассматриваться как институциональная ловушка (lock-in effect), в которую попало само государство, и выход из которой связан с очень высокими издержками трансформации. Роль предпринимательства в разрушении институциональных ловушек становится очевидной в соответствии с концепцией Й. Шумпетера, определявшего процесс экономического развития как переход экономики «от заданного на каждый данный момент времени центра тяготения к другому» путём «осуществления новых комбинаций» [6].

Таким образом, «правила игры», то есть рамочные условия предпринимательской деятельности, включая государственные институты поддержки предпринимательства, определяют позитивность или негативность оценки условий предпринимательского старта индивидами и могут становиться стимулами или барьерами для ранней предпринимательской активности населения. Следовательно, мнения индивидов относительно РУПД и перспектив их развития не только определяет меру доверия к государству и его политике в отношении предпринимательства, но и формирует самооценку и самовосприятие индивида - как дополнительный фактор активизации (или наоборот - в случае негативной оценки) предпринимательского старта в предстоящем периоде. Использование микроданных проекта GEM-Россия-2011 позволило охарактеризовать особенности оценки населением РУПД, которые определили рождаемость, смертность и выживаемость бизнеса в 2012 г.

1. Население РФ единодушно в оценке общекультурных и социальных факторов восприятия предпринимательства и предпринимателей, независимо от степени вовлечённости в предпринимательскую деятельность и предпринимательскую среду.

2. Оценки индивидуальных факторов восприятия существенно различаются у предпринимателей и непредпринимательских слоёв населения РФ.

3. Индивидуально определяемые факторы: молодость, позитивная оценка собственных компетенций для начала бизнеса и личное знакомство с начинающими предпринимателями - обусловливают склонность не предпринимателей к предпринимательскому старту.

4. Неуверенность в собственных предпринимательских компетенциях может быть компенсирована соответствующем опытом, в том числе и в результате вынужденного предпринимательства.

5. Оптимистичность населения в отношении предпринимательского старта выше в малых и крупных городах (но не в мегаполисах!), однако структура урбанизации в России приводит к преобладанию среди оптимистов населения средних городов, которые по уровню оптимистичности населения находятся на 2 месте среди поселений различного типа.

Полученные результаты свидетельствуют о необходимости изменить саму модель экономической политики государства в отношении предпринимательства,

переориентировав приоритеты и критерии оценки предприятий и предпринимателей с решения краткосрочных проблем на долгосрочные цели. Нельзя ожидать быстрых, тем более мгновенных результатов в процессе активизации предпринимательского потенциала вообще, и особенно в условиях неуверенности населения в собственных силах и недоверия к внешней среде предпринимательства.

Литература

1. Габелко М.В. Сравнительный анализ мнений населения о перспективах развития предпринимательства в регионах России // Вопросы статистики. 2009. № 7.

2. Национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2011» / Под ред. А.Ю. Чепуренко. - СПб., 2012.

3. Образцова О.И. Национальные институты как фактор активизации предпринимательства: шумпетерианский подход. В кн. «Инновационное развитие экономики России: институциональная среда». - М., 2011.

4. Casero J. C. D., Mogollón R. H., Roldán J. L. Environmental factors that influence the entrepreneurial capacity. An empirical approach from the GEM Project using a structural equation model / LBS, Babson College, 2007.

5. Naudé W., Gries Th., Wood E. and Meintjies A. "Regional determinants of entrepreneurial start-ups in a developing country", Entrepreneurship & Regional Development, 2008,Vol. 20.

6. Schumpeter J. A. Capitalism, Socialism and Democracy. NY: Harper, 1975, с.157

Т.А. Дуброва К.А. Дитковский

СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЫНКА УСЛУГ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Ключевые слова: мобильная связь, рынок услуг связи, многомерная классификация, телекоммуникационный рынок, информационно-коммуникационные технологии.

Рынок услуг связи в Российской Федерации продолжает динамично развиваться, при этом значительная роль отводится сегменту мобильной связи. Сотовые операторы предоставляют всем слоям населения, государственным организациям и коммерческим компаниям широкий спектр услуг, потребность в которых заметно увеличивается из г. в год. При этом во многих странах мира развитие мобильной связи происходит более высокими темпами по сравнению с ростом экономики [1, 2].

В условиях неустойчивости внешней среды и дальнейшего развития рыночной конкуренции возрастает актуальность проведения сравнительного анализа состояния рынков услуг мобильной связи в России, европейских государствах, странах БРИКС и других странах мира. Комплексные сопоставления позволяют обобщить международный опыт, определить характерные черты и факторы развития отечественного рынка услуг мобильной связи. С учетом высокой степени дифференциации в уровне развития рынков услуг мобильной связи в России и других странах мира, практически значимой представляется задача проведения их многомерной классификации. Решение этой задачи позволит определить группы стран, близкие по степени развития рынков услуг мобильной связи, а также выявить происходящие изменения при оценивании устойчивости полученного разбиения во времени (за ряд лет). При этом большой практический интерес представляет выявление взаимосвязи между уровнем развития

© Т.А. Дуброва, К.А. Дитковский, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.