Научная статья на тему 'Оценка необходимости применения сложного комплекса оборудования при осуществлении допуска водителя на линию'

Оценка необходимости применения сложного комплекса оборудования при осуществлении допуска водителя на линию Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
582
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОТОСПОСТОБНОСТЬ / УТОМЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР / ВОСПРИЯТИЕ / ВНИМАНИЕ / ТЕСТИРОВАНИЕ ПО ТАБЛИЦЕ ШУЛЬТА ПЛОТОНА / PERFORMANCE / FATIGUE / PROFESSIONAL SELECTION / PERCEPTION / ATTENTION / TESTING ON THE TABLE SCHULTE PLOTON

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Саакян Самсон

В статье представлены методы и пути приема водителей методом психофизиологического тестирования. Указаны те пункты, на которые стоит больше обращать внимание при организации дорожного движения. Внедрение данной методики в транспортных компаниях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Саакян Самсон

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Estimate the need for a complex set of equipment for admission a driver to the route

The paper presents the methods and ways of receiving drivers using psycho-physiological testing. Identified items that are worth paying more attention at the organization of the traffic. The introduction of this technique to the transport companies.

Текст научной работы на тему «Оценка необходимости применения сложного комплекса оборудования при осуществлении допуска водителя на линию»

Саакян Самсон

Saakyan Samson ООО «Даф Сервис Москва» Daf Servis Moskva Ltd.

Мастер - приемщик Mechanical foreman E-Mail: samson8702@mail.ru

Оценка необходимости применения сложного комплекса оборудования при осуществлении допуска водителя на линию

Estimate the need for a complex set of equipment for admission a driver to the route

Аннотация: В статье представлены методы и пути приема водителей методом психофизиологического тестирования. Указаны те пункты, на которые стоит больше обращать внимание при организации дорожного движения. Внедрение данной методики в транспортных компаниях.

Ключевые слова: работоспостобность, утомление, профессиональный отбор,

восприятие, внимание, тестирование по таблице Шульта Плотона.

The Abstract: The paper presents the methods and ways of receiving drivers using psycho-physiological testing. Identified items that are worth paying more attention at the organization of the traffic. The introduction of this technique to the transport companies.

Keywords: Performance, fatigue, professional selection, perception, attention, testing on the table Schulte Ploton.

Введение

Увеличение объема автомобильных перевозок в условиях безопасности дорожного движения является основной задачей автомобильного транспорта. Решение этой задачи должно осуществляться комплексно, с учетом возможностей всех звеньев системы «водитель - автомобиль - дорога - среда» (ВАДС). Первостепенное значение при этом приобретает человеческий фактор. По статическим данным, 70 - 80 % дорожно-транспортных происшествий (ДТП) происходит из-за ошибок водителей. Ошибка - это результат неверного действия, т.е. действия не достигшего цели. У водителя это выражается в неправильных, преждевременных или запаздывающих действиях или их отсутствии при управлении автомобилем в условиях быстро меняющейся дорожной обстановки и особенно в критических ситуациях. К ошибкам относится и любое нарушение водителем Правил дорожного движения (ПДД), что часто приводит к ДТП.

Ошибки водителя обусловлены различными негативными факторами: плохими

дорогами, неудовлетворительной организацией дорожного движения, техническим

несовершенством или неисправностью автомобиля, неблагоприятными погодными условиями, ограниченной видимостью, высокой плотностью транспортного потока, а также управлением автомобилем на больших скоростях. Одним из направлений снижение числа ошибок водителей по этим причинам является максимальный учет психофизиологических особенностей и возможностей водителей при конструировании новых и совершенствовании серийных автомобилей, строительстве и обустройстве автомобильных дорог, а также научная организация труда водителей с учетом влияние на их состояние и работоспособность

окружающей среды и времени суток. Однако возникновение и исход критических ситуаций в значительной степени зависит от своевременных и правильных действий водителей, поэтому повышение их надежности является важнейшей задачей, без решения которой невозможно обеспечить безопасность дорожного движения.

Проблема надежности водителя связана с ролью человеческого фактора, под которым понимают совокупность всех физических и психических свойств личности и их влияние на успешность трудовой деятельности водителя. Организация перевозок, обеспечивающих высокую эффективность и безопасность движения, требует от инженера дорожного движения глубоких и разносторонних знаний. Он должен иметь хорошую подготовку не только по автомобильной технике, дорожному делу, организации дорожного движения, прикладной математике, теории автоматизированных средств управления и другим техническим наукам, но и по той дисциплине, которая необходимо для оптимизации труда водителя и повышения его надежности.

Для водителей необходимы следующие основные качества:

Надежность водителя - это его способность безошибочно управлять автомобилем в любых дорожных условиях в течение всего рабочего времени. К основным факторам, определяющим надежность водителя, относятся его профессиональная пригодность, подготовленность и высокая работоспособность.

Профессиональная пригодность водителя определяется по состоянию здоровья, психологическим и личностным качеством. Пригодность по состоянию здоровья устанавливается при медицинском освидетельствовании. Психологическая пригодность - это соответствие психологических и личностных качеств требованиям водительской деятельности. Нередко такие качества водителя, как воля , самообладание, смелость, решительность, быстрая сообразительность , скорость восприятия и реакция, решают исход критической ситуации. В основе этих и других , важных для надежной деятельности водителя, качеств лежат особенности протекания его психических процессов, материальной основой которых является деятельность кары головного мозга.

Подготовленность водителя определяется уровнем его профессиональных знаний и навыков, которые приобретаются в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности. Хорошая подготовка водителя выражается в наличии широкого диапазона навыков, доведенных до уровня автоматизма действий и обеспечивающих правильные и своевременные действия в критических дорожных условиях.

Высокая работоспособность - это состояние человека , позволяющее ему выполнять работу с высокой производительностью и высокими качественными показателями в течение определенного времени. Высокая работоспособность имеет большое значение для обеспечения надежности водителя. При снижении работоспособности водитель может допустить грубые ошибки при управлении автомобилем, которые нередко приводят к ДТП. Работоспособность снижается после приема алкоголя, наркотиков, при заболевании, утомлении, в состоянии сильного нервного возбуждения или в угнетенном состоянии. Сохранение высокой работоспособности водителей обеспечивается рациональной организацией их труда и отдыха, а также контроля их состояния перед рейсом и в пути, что позволяет своевременно отстранять от управления автомобилем лиц, состояние которых создает угрозу возникновения ДТП.

Надежность водителя зависит и от состояния других звеньев системы: автомобиля, дороги и среды движения.

Информация - это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством.

На продуктивность деятельности оператора оказывает влияние его индивидуальные особенности, особенности потока информации и условия деятельности.

К индивидуальным особенностям оператора относятся психологические и личностные качества, уровень его профессиональной подготовки, возраст, физические данные и состояние здоровья.

При получении, переработке информации и ее реализации в деятельности водителя различают пять этапов.

Первый этап - прием информации. На этом этапе происходит активное обнаружение, выделение и восприятие нужных сигналов из окружающей обстановки, т.е. идет поиск необходимой информации для обеспечения безопасности дорожного движения из многообразного информационного потока. Источником информации для водителя являются объекты, находящиеся на проезжей части дороги, состояние дороги и среды движения, придорожное пространство , светофоры, дорожные знаки, показания приборов, шум двигателя и шум, возникающий при трении колеса с автомобильной дорогой, вибрация и другие сигналы , несущие информацию , необходимую для ориентировки в дорожной обстановке.

Второй этап - переработка информации, которая происходит путем опознания, оценки и сопоставления поступающей информации, что позволяет составить целостное представление о состоянии объекта управление (автомобиля), его положении по отношению к другим участникам движения. Воспринимаемая ситуация оценивается водителем с целью ее сохранения или изменения. Для восприятия и оценки ситуации иногда требуется мгновение, но в сложных случаях это время может увеличиваться, что иногда объясняется и недостатком необходимой информации. Важным фактором в процессе переработки информации является прогнозирование - предвидение изменения дорожной обстановки и выполнение действий, упреждающих возможность возникновения аварийной ситуации.

Третий этап - принятие решений. Если из оценки ситуации следует, что решение однозначно, то выбора решения не происходит. При наличии нескольких способов возможных решений водитель выбирает оптимальный вариант. Однако при этом увеличивается время принятия решения. Оно увеличивается и при особо ответственном решении. Быстрота и правильность решений зависят от профессионального опыта и индивидуальных психофизиологических особенностей водителя. При виде перебегающего дорогу пешехода у водителя возникают модели движущегося пешехода и автомобиля , и если сопоставление всей текущей информации и прошлого опыта позволяет оценить ситуацию как безопасную, он может даже не тормозить. Динамика таких моделей, возникающих в каре головного мозга водителя, опережает изменение обстановки, что позволяет водителю прогнозировать свои действия.

Четвертый этап - выполнение решений, т.е. действия органами управлении и соответствии принятыми решениями. Рабочие движения состоят из двух основных фаз : поисковой (устре5 мление руки или ноги из рабочего положения к определенному рычагу или педали управления) и исполнительной (собственного действия). Скорость и точность действий зависят от степени автоматизации двигательных навыков. При недостаточной автоматизации поисковые действия выполняются сознательно и при контроле зрения. При навыках, доведенных до уровня автоматизма действий, поисковый и исполнительный этапы сливаются в один двигательный акт, который выполняется без участия зрения, но под контролем сознания. Такой способ действий значительно сокращает выполнения решений.

Пятый этап - контроль выполненного действия, который осуществляется с помощью обратной связи, представляющей собой осведомительную информацию о результатах управляющих действий водителя. Основную осведомительную информацию водитель

получает от изменений в положении и динамике автомобиля на проезжей части дороги после выполнения управляющего действия, изменение его соотношения с подвижными и неподвижными объектами на дороге и придорожном пространстве, а также от изменения напряжения мышц и амплитуды движения, изменения положения рычагов, педалей и силы их сопротивления мышечным воздействиям, показаний приборов, изменения интенсивности шума , вибрации и т.п. Вся эта информация по каналам обратной связи поступает к органам чувств и после ее переработки является основой для оценки изменяющейся обстановки, принятие нового решения и выполнения нового действия.

Ощущение, восприятие и острота зрения водителя

Водитель должен своевременно воспринимать и правильно оценивать всю информацию, необходимую для безошибочного управления автомобилем. Эту информацию он получает с помощью психических процессов - ощущения и восприятия.

Ощущение - это отражение в сознание человека отдельных свойств предметов и явлений материального мира, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств. Различают зрительные, слуховые, обонятельные, кожные, двигательные и другие ощущения. При помощи ощущений водитель непрерывно оценивает положение органов управления автомобиля; форму, цвет и размеры подвижных и неподвижных объектов на дороге; звуковые и световые сигналы.

Восприятие - это психический процесс отражения в сознании предметов и явлений в совокупности их различных свойств, связанный с пониманием целостности отраженного. Восприятие является последующим этапом обработки поступающей информации. В нем объединено несколько ощущений , что дает представление о предмете или явлении в виде единого образа. Восприятие включает не только ощущение, но и память, мышление и воображение.

Острота зрения - это способность глаза различать детали крупных предметов или мелкие предметы на значительном удалении от них. Острота зрения определяется минимальным расстоянием между двумя параллельными линиями, при котором глаз воспринимает их раздельно.

При нормальном зрении человек способен различать расстояние между двумя линиями в одну угловую минуту.

Простая и сложная реакция

Простая реакция - это наиболее быстрое, заранее известное одиночное действие на внезапно появляющийся, заранее известный одиночный сигнал. Примером простой реакции является нажатие на кнопку при вспыхивании лампочки или подаче звукового сигнала. Простая реакция не так часто встречается в деятельности водителя, так как самые элементарные формы его реагирования на изменении дорожной обстановки связаны с учетом значения поступающей информации и дифференцировкой ответов. Простые реакции могут быть сенсорными и моторными. При сенсорных реакциях внимание направлено на восприятие сигнала, при моторных - на предстоящее движение. Примером простой реакции водителя является нажатие на педаль тормоза, если он, ожидая красный сигнал светофора, заранее подготовился к этому действию. Простым реакциями водителя являются также реакции при движении в плотных транспортных потоках и при движения автомобиля на гибкой сцепке.

Сложная реакция всегда связана с выбором нужного действия из ряда возможных,

например нажатие на педаль тормоза при появлении пешехода после выбора этого действия как наиболее рационального среди других возможных действий (поворот рулевого колеса, изменение скорости движения, подачи звукового сигнала).

Еще одним важнейшим фактором является психологическая надежность, которая определяется как соответствие психологических и личностных качеств требованиям водительской деятельности.

Такое соответствие достигается психологическим отбором, задача которого заключается в отстранении от обучения или дальнейшей водительской деятельности лиц, психологические или личностные качества которых не могут обеспечить безопасного управления автомобилем, а также целенаправленной тренировки качеств как в процессе обучения, так и при дальнейшей профессиональной деятельности.

Ссылаясь на выше написанное, можно разработать программу профессионального отбора водителей автомобилей по своим индивидуальным особенностям.

Большинство ДТП происходят из-за ошибок водителя. Часто допускают ошибки водители со слабой профессиональной подготовленностью, при управлении автомобилем в состоянии пониженной работоспособности в результате приёма алкоголя, утомления, болезненного состояния, а также при несоответствии их психофизиологических качеств требованиям водительской деятельности. Особенно снижается надёжность водителя, а следовательно, и увеличивается вероятность ошибок при сочетании этих неблагоприятных факторов. Мужественный, эмоционально устойчивый водитель, с быстрыми и точными реакциями, хорошими оперативными качествами внимания, мышления и памяти даже в состоянии сниженной работоспособности, в неожиданно возникшей опасной ситуации будет действовать более адекватно и правильно, чем водитель, не имеющий таких качеств.

Установлено, что большинство опасных ошибок совершают водители из-за неспособности своевременно и правильно отреагировать на неожиданное изменение дорожной обстановки, что нередко определяется их ограниченными психофизиологическими возможностями. Своевременное выявление и отстранение таких лиц от обучения и управления автомобилем является важным фактором в обеспечении безопасности дорожного движения. Решается эта задача методами профессиональной ориентации, профессионального отбора и профессионального подбора.

Профессиональная ориентация - это система мероприятий, направленных на выявление личностных и психофизиологических особенностей человека для оказания ему помощи в выборе профессии, которая наиболее соответствует его индивидуальным возможностям. Оказание помощи в выборе профессии учащимся старших классов имеет большое государственное значение. Соответствие профессии интересам и способностям человека даёт большое моральное удовлетворение и делает труд более производительным. При отсутствии такого соответствия труд часто превращается в тяжёлую необходимость , вызывает чувство неудовлетворённости, в результате чего производительность его весьма невелика.

Профессиональный отбор - это система мероприятий, позволяющих определять пригодность человека к обучению и дальнейшей профессиональной деятельности по конкретной специальности. Различают относительные и абсолютные специальности. Относительными специальностями может овладеть каждый человек. Абсолютные специальности представляют особые, более высокие требования, и поэтому они не всем доступны. К ним относятся работа лётчиков, космонавтов, подводников, водителей автомобилей и других наземных транспортных средств, операторов сложных систем управления и некоторые другие. Именно к абсолютным специальностям особенно

необходимо определять пригодность человека, что является задачей профессионального отбора.

Профессиональный подбор -- часть профессионального отбора; его задачей является выявление лиц, которые по своим индивидуальным особенностям наиболее соответствуют отдельным видам той или иной деятельности в рамках конкретной специальности. Определение пригодности человека к деятельности водителя при поступлении в автошколу является профессиональным отбором, а определение пригодности к работе к работе водителем автобуса, такси, грузового автомобиля при работе на маршрутах большой протяженностью или испытателем новых автомобилей является профессиональным подбором.

Профессиональный отбор и подбор включают в себя:

Образовательный отбор - выявляет и отстраняет от обучения лиц, знания которых недостаточны для овладения данной специальностью. Для овладения специальностью водителя автомобиля достаточно даже неполного среднего образования, поэтому этот отбор большой роли не играет;

Медицинский отбор - выявляет и отстраняет от обучения или работы лиц, которые по состоянию здоровья непригодны к соответствующей деятельности. Медицинский отбор регламентируется документами, разработанными Министерством здравоохранения;

Психофизиологический отбор - не является одноразовым мероприятием. Он должен проводиться в три этапа. Первый этап - при поступлении в автошколу, т.е. до обучения. Задачей этого этапа является отстранение от обучения лиц, психологические особенности которых не соответствуют требованиям водительской деятельности. Второй этап - во время обучения, задачей которого является углубленное психологическое обследование лиц, с большим трудом осваивающих практическое вождение и основы безопасности управления автомобилем. Целью обследования является установленные связи между плохой успеваемостью и психологическими особенностями обучаемого. Выявление такой связи может помочь в решении вопроса о целесообразности дальнейшего обучения. Третий этап -процессы профессиональной деятельности.

На этом этапе проводится психологический подбор водителей к различным видам водительской деятельности и психологическое обследование водителей с аварийной направленностью, надежность которых вызывает большие сомнения.

Психофизиологический отбор на любом этапе должен проводиться не изолированно, а в тесном взаимодействии с медицинским отбором, с учетом личностных и социологических особенностей человека и его профессиональных характеристик. Выбор средств и методов для психофизиологического отбора определяется целями каждого этапа отбора, которые далеко не однозначны, да и сам состав контингента, подлежащего обследованию, на каждом этапе различен. Поэтому нельзя предъявлять одинаковые требования к лицам, которые только собираются овладевать управлением автомобиля, и к опытным водителям, отбираемым к более сложным видам профессиональной деятельности.

Методики, используемые для психофизиологического отбора, должны обладать достаточно высокой информативностью, адекватностью и прогностичностью. Информативность - это способность методики давать наиболее полные и всесторонние сведения о состоянии исследуемой функции. Адекватность - соответствие данных, полученных с помощью используемой методики, тем данным, которые можно было бы получить при исследовании этой функции в условиях реальных действительности. Прогностичность - это обеспечение максимального и правильного вероятностного прогнозирования успешного обучения и надежной водительской деятельности обследуемых

лиц.

Обследование при организации и проведении психофизиологического отбора всегда должно быть комплексным. Для определения психофизиологической пригодности необходимо использовать группу приборов и методик, характеризующих основание психофизиологические качества, от которых зависит успешность обучения и надежность будущих водителей. Оценка психофизиологической пригодности или не пригодности должна быть интегральной, с учетом результатов испытания по всем методикам, а также с учетом других данных, полученных в результате медицинского освидетельствования, наблюдения, бесед, изучения документов и т.п. Методики могут быть рекомендованы для психофизиологического отбора только после их экспериментальной проверки и получения статически достоверных данных о наличии достаточно высокой корреляции между показателями методик и оценками по практическому вождению.

В настоящее время широкое применение находят методы психофизиологического отбора, проводимые с помощью персональных ЭВМ. Что позволяет, во-первых, не создавать разнообразные сложные приборы, а во-вторых, широко тиражировать методики отбора по всей стране. К тому же снимется вопрос о юстировке приборов, так как встроенные в ЭВМ таймеры имеют погрешность разброса данных, допустимую для проведения исследовании. На кафедре Организация и безопасность движения, МАДИ разработана программа проведения психофизиологического обследования водителей с помощью ЭВМ. Эта программа включает шесть методик:

• исследования простой сенсомоторной реакции;

• исследование сложной сенсомоторной реакции с выбором; исследование сложной сенсомоторной реакции в навязанном темпе подачи

исследование отдельных качеств внимания с помощью красной - черной

сигналов;

таблицы Шульте - Платонова;

• исследование реакции на движущийся объект;

• исследования некоторых качеств мышления с помощью методики <<У становленные закономерностей».

В результате экспериментальной проверки водителей должно устанавливаться оценки по бальной системе по каждой методике. После обследования даются заключения о профессиональной пригодности водителей транспортных средств и рекомендации о профотборе по отдельным видам автомобильных перевозок.

Надежность водителя в сложных дорожных ситуациях значительной степени обусловлена его резервными психофизиологическими возможностями. Управляя автомобилем, водитель одновременно наблюдает большое количество объектов и выполняет несколько действий. Опытный водитель в любой ситуации выделяет главные факторы, уделяя им основное внимание, а большее число действий выполняет автоматически. При этом он быстро реагирует на неожиданное появление нового объекта, правильно оценивает изменение дорожной обстановки и точными приемами управления предотвращает возникшую опасность. Это возможность, главным образом, потому, что при движении в обычных условиях психофизиологические возможности у опытного водителя исчерпаны не до конца и всегда имеется некоторый резерв, используемый в трудную минуту. Неопытный водитель, напротив, управляет автомобилем почти на пределе своих возможностей и при осложнении дорожной обстановки (особенно внезапном) теряется и ошибается, что нередко приводит к ДТП.

Заключение

Результаты этих экспериментов покажут заметные различия резервных возможностях опытных и неопытных водителей. Это свидетельствует о возможности использования установки как одного из методов отбора водителей к наиболее сложным видам деятельности. В этих же целях может быть использован тахистоскоп с предъявлением испытуемым на ограниченное время различных дорожных ситуаций и объективной оценкой принимаемых ими решений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зырянов Владимир Васильевич. Совершенствование критериев оценки условий движения на городских магистралях. : Дис. ... канд. техн. наук: 05.22.10 Москва, 1982 Клинковштейн Г. И. Организация дорожного движения.

2. Романов А.Н. Автотранспортная психология. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 224 с.

3. Шахова, Ю.А. Профессиональный подбор водителей грузового транспорта в

условиях мегаполиса как инструмент повышения безопасности дорожного движения/ Ю.А. Шахова // Сборник научных трудов студентов и аспирантов факультета «Управление»: Модернизация технологий управления в

автотранспортных системах. - 2010. - С. 296-303.

Рецензент: Кирсанов Константин Александрович, д.э.н., профессор ФГБОУ ВПО ГУУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.