и полифаги с основой рациона в виде тлей. К ним относятся фоновые виды, обитающие как в кронах деревьев и кустарников, так и на травах. Мицетофагия характерна только для одного вида - Psylloboria vigintiduopunctata.
Таким образом, на распределение божьих коровок, как и других организмов, влияет множество условий среды, таких как рельеф, освещённость, температура, влажность, растительность и др. При этом известно, что важнейшими из них являются влажность и связанный с ней портрет растительности.
По видовому составу и численности особей кок-цинеллиды наиболее богато представлены на мезофит-ных лугах и поймах рек с зарослями кустарников. Здесь складываются наиболее благоприятные микроклиматические условия и наблюдается наибольшая концентрация тлей. В данных биотопах зафиксировано 12 и 11 видов соответственно.
Фауна кокцинеллид антропогенных биотопов (городские насаждения, парки, рудеральная растительность) не отличается своеобразием и демонстрирует наибольшее сходство с фауной мезофитных лугов и зарослей кустарников в поймах рек.
Наиболее многочисленными видами божьих коровок на территории Курганской области являются Adonia variegate, Adalia bipunctata, Coccinella septempunctata и Propylea quathuordecimpunctata, которые, тем самым они играют важную роль в снижении численности вредных насекомых и поэтому могут выступать в качестве перспективных объектов для борьбы с тлями в условиях садовых и парковых хозяйств.
Список литературы
1 Коротяев Б. А., Лобанов А. Л., Украинский А. С. Список
видов божьих коровок (Coccinellidaee) фауны России. URL: www.zin.ru/animalia/coleoptera/rus/cocc_ru.htm.
2 Кузнецов В. Н. Сем. Coccinellidaee - Божьи коровки //
Определитель насекомых Дальнего Востока СССР. 1992. - Т. 3, Ч. 2. - С. 333-376.
3 Тюмасева З. И. Итоги и задачи изучения кокцинеллид Урала //
Успехи энтомологии на Урале. - Екатеринбург, 1997. -С. 63-67.
4 Уткин Н. А. Простейшие и беспозвоночные Курганской
области. Список известных видов. - Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 1999. - С. 363.
5 Яблоков-Хнзорян С. М. Обзор семейства жуков-кокцинел-
лид фауны СССР // Зоологический сборник. Институт зоологии АН Армянской ССР. - 1983. - С. 94-161.
6 Sasaji H. Coccinellidae. Fauna Japonica. Acad. Press of
Japan, 1971. - 340 p.
УДК 61.612.6 Л.В. Прояева
Курганский государственный университет
ОЦЕНКА НЕКОТОРЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ ПОДРОСТКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТАДИИ ПОЛОВОГО СОЗРЕВАНИЯ
Аннотация. Определили стадию полового созревания у испытуемых. Исследовали следующие показатели внимания: объем и распределение, избирательность, концентрацию, а также уровень переключае-мости. Изучали следующие виды памяти испытуемых: кратковременную зрительную и слуховую, долговременную слуховую. Оценили уровень психофизиологического развития подростков 11-14 лет в зависимости от стадии полового созревания.
Ключевые слова: половое созревание, внимание, память.
L.V. Proyaeva Kurgan State University
EVALUATION OF SOME MEASURES OF ATTENTION AND MEMORY IN ADOLESCENTS IN RELATION TO THE STAGE OF PUBERTY
Abstract. The stage of puberty was identified in the subjects. The research investigated the following parameters of attention: amount and distribution, selectivity, concentration, and level of flexibility. The following types of memory were studied in the subjects: short-term visual and aural, long-term aural. The level of physiological development in the adolescents of 11-14 years old was assessed in relation to the stage of puberty. Keywords: puberty, attention, memory.
ВВЕДЕНИЕ
Подростковый период является критическим этапом онтогенеза и сопровождается очень важными морфологическими и функциональными изменениями в организме. В подростковом возрасте, а именно в 1216 лет, начинают бурно развиваться вторичные половые признаки. У девочек начинается менструация, причем отмечено, что возраст начала менструации постоянно уменьшается: от 16 лет (примерно 150 лет назад) до 14 лет (в начале ХХ века). В наши дни пубертатный период у девочек наступает в среднем на одиннадцатом году жизни. К 12-15 годам у мальчиков начинается рост волос на лице, теле, подмышеч-
ных впадинах. Все эти процессы запускаются под действием гормонов, которые начинают активно вырабатываться в организме [1; 8; 9].
Подростковый возраст - это качественно новый период в развитии человека, когда происходят разнообразные изменения в структуре и функции ряда органов и систем, завершающиеся становлением организма и формированием личности.
В подростковом возрасте подростки начинают правильно рассуждать, концентрировать свое внимание и лучше запоминать необходимый материал [2].
Цель исследования: характеристика некоторых психофизиологических процессов у испытуемых на разных стадиях полового созревания.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании приняли участие 65 человек -учащиеся Большечаусовской основной общеобразовательной школы. Возраст испытуемых составил 1114 лет. После определения стадии полового развития все испытуемые были разделены на 3 группы: II, III, IV стадии соответственно. Далее у испытуемых определяли показатели внимания (объем и распределение, избирательность, концентрацию, уровень переключа-емости), кратковременной зрительной и слуховой памяти, долговременной слуховой памяти.
Половое созревание у мальчиков начинается позднее, по сравнению с девочками. По результатам нашего исследования оказалось, что большинство мальчиков находилось на II стадии - это 15 человек в возрасте 11-13 лет, чуть меньше (13 человек) 12-14 лет -на III стадии и 4 человека в возрасте 14 лет - на IV стадии (рисунок 1).
У мальчиков, как и у девочек, половое развитие происходило неравномерно. Находясь в одной возрастной категории, они были на разных стадиях полового созревания.
В своем исследовании мы изучали такие свойства внимания, как объем и распределение, избирательность, концентрация и переключаемость.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В нормальных условиях психофизиологическое развитие и половое созревание протекают параллельно и взаимосвязанно.
Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме. Особенно важную роль в этом процессе играют гипофиз и щитовидная железа, которые начинают выделять гормоны, стимулирующие работу большинства других эндокринных желез. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие [6].
Результаты исследования показали, что половое созревание испытуемых протекает неравномерно: 9 девочек 11-14 лет находились на II стадии полового созревания, 18 девочек в возрастном периоде 12-14 лет - на III стадии, и 6 девочек в возрасте 14 лет - на IV стадии (таблица 6).
Одни девочки в 12 лет находились на II стадии, другие уже на III стадии полового созревания. Это объясняется тем, что процессы полового созревания находятся в определенной зависимости от наследственных особенностей, типа телосложения ребенка [1; 9].
По результатам исследования, на второй стадии полового созревания находилось 29% девочек, на третьей стадии - 52%, остальные 19% девочек находились на четвертой стадии полового созревания (рисунок 1).
Качественные сдвиги в формировании нейрофизиологических механизмов внимания связаны со структурно-функциональным созреванием лобных отделов коры, обеспечивающих организацию процессов локальной регулируемой активации в соответствии с принятием решения на основе проанализированной информации, мотивации или словесной инструкции. В результате этого в деятельность избирательно включаются определенные структуры мозга, активность других затормаживается, и создаются условия для наиболее экономичного и адаптивного реагирования [5].
В ходе нашего исследования было выявлено, что показатели внимания у девочек на разных стадиях неодинаковы.
IV 19% II! 52% II 29% IV г 14% III 41% II 45%
Рисунок 1 - Распределение испытуемых по стадиям полового созревания (n=65)
Все показатели внимания у девочек, находящихся на второй стадии полового созревания были ниже (от 22 до 36%), чем у девочек, находящихся на третьей стадии (таблица 1).
Изменения, возникающие на этом этапе, обусловлены активацией гипофиза: увеличивается секреция гипофизарных гормонов (соматотропина и фолликуло-стимулирующего гормона), которые влияют на скорость роста и психическое развитие. В результате происходит активация внимания [6].
На III стадии полового созревания происходит процесс активизации половых и щитовидной желез. Щитовидная железа секретирует гормоны тироксин и трийодтиронин, которые участвуют в росте и психофизиологическом развитии, и тем самым происходит дальнейшее развитие внимания [5; 6].
У испытуемых, находящихся на четвертой стадии полового созревания, по сравнению с испытуемыми на третьей стадии существенно выше был показатель избирательности внимания (на 55,9%) (таблица 1).
Концентрация внимания у девочек, которые на-
ходились на третьей стадии, на 25,9%, а уровень переключаемое™ на 33% меньше, чем у девочек, которые были на четвертой стадии полового созревания.
На IV стадии возрастает активность половых желез, и по системе отрицательных обратных связей тормозится активность гипофиза. В результате снижения избыточных возбуждающих влияний подкорковых структур стабилизируется система корково-подкорко-вых отношений. На этом этапе полового созревания в корково-подкорковых отношениях вновь начинает доминировать кора больших полушарий. В результате у старших подростков показатели внимания более высокие [3; 7].
Таким образом, показатели внимания у девочек были тем выше, чем больше степень полового созревания.
Также мы сравнивали показатели внимания испытуемых одного возраста, но находящихся на разных стадиях полового созревания.
В возрасте 12 лет показатели внимания у девочек, находившихся на разных стадиях, были не одинаковы (таблица 2).
Таблица 1 - Характеристики внимания у девочек на разных стадиях полового созревания (в баллах; п=33)
Стадия полового созревания n Объем и распределение внимания Избирательность внимания Концентрация внимания Уровень переключаемости внимания
II 9 2,3 ± 0,3 2 ± 0,8 3,4 ± 0,8 5 ± 0,4
III 18 4,7 ± 0,5* 4,0 ± 0,7* 6,3 ± 0,5* 7,01 ± 0,1*
IV 6 6,8 ± 0,8* 9,2 ± 1,3* 8,5 ± 0,4* 9 ± 0,3*
Примечания: *р < 0,05 показатели достоверны по сравнению с показателями испытуемых, находящихся на второй стадии полового созревания.
Таблица 2 - Показатели внимания у девочек одного возраста, находящихся на разных стадиях полового созревания (в баллах, п=20)
Возраст n Стадия полового созревания Объем и распределение внимания Избирательность внимания Концентрация внимания Уровень переключаемости внимания
12 6 II 2,1 ± 0,4 3,4 ± 0,7 3,5 ± 0,2 5 ± 0,4
5 III 4,5 ± 0,3* 5,8 ± 0,5* 5,5 ± 0,6* 7,03 ± 0,1*
14 3 III 4,7 ± 0,7 5,5 ± 0,5 5 ± 0,8 7,05 ± 1,2
6 IV 6,5 ± 0,1* 7,8 ± 0,3* 7,02 ± 0,6* 9 ± 0,4*
Примечание:*р < 0,05.
Если сравнивать двенадцатилетних девочек, находящихся на второй и третьей стадиях полового созревания, то объем и распределение внимания у испытуемых на третьей стадии в два раза больше, чем у испытуемых на второй стадии. Различия между этими испытуемыми в избирательности и концентрации внимания составили 42%. Уровень переключаемости внимания был на на 22,6% меньше у испытуемых, находившихся на второй стадии полового созревания.
Объем и распределение внимания у девочек в одинаковой возрастной категории - 14 лет, но находящихся на разных стадиях (третьей и четвертой), различался на 28%. Избирательность внимания также различалась у испытуемых на третьей и четвертой стадии - на 30%. Различия в уровне переключаемости внимания у испытуемых на третьей и четвертой стадиях полового созревания составили 22% (таблица 2).
И наоборот, испытуемые разного возраста (12 и
14 лет), но находящиеся на одной стадии полового созревания (третьей) имели примерно одинаковые показатели внимания.
Таким образом, можно сделать вывод, что показатели внимания в большей степени зависят от стадии полового созревания, нежели от возраста.
У испытуемых мальчиков, находившихся на второй стадии полового созревания, все показатели внимания в среднем на 24% были ниже, чем у испытуемых, находившихся на третьей стадии полового созревания (таблица 3).
У испытуемых, находящихся на четвертой стадии полового созревания, больше всего отличался показатель избирательности внимания (на 45%) по сравнению с испытуемыми, находящимися на третьей стадии.
Возрастание показателей внимания у мальчиков так же, как и у девочек, происходило по мере увеличения стадии полового созревания.
У мальчиков, как и у девочек, показатели внимания на разных стадиях, но в одном возрасте различны (таблица 4).
Таблица 3 - Характеристики внимания у мальчиков на разных стадиях полового созревания (в баллах; п=32)
Стадия полового развития п Объем и распределение внимания Избирательность внимания Концентрация внимания Уровень переключаемости внимания
II 15 2,9 ± 0,3 2 ± 0,9 3,5 ± 0,4 5,3 ± 0,4
III 13 4,4 ± 0,6* 4,5 ± 0,6* 6,3 ± 0,7* 7,4 ± 0,2*
IV 4 6 ± 0,9* 8,2 ± 0,2* 8,5 ± 0,5* 9,5 ± 0,3*
Примечания: *р < 0,05 показатели достоверны по сравнению с показателями испытуемых, находящихся на второй стадии полового созревания.
Таблица 4 - Показатели внимания у мальчиков одного возраста, находящихся на разных стадиях полового созревания (в баллах; п=29)
Возраст п Стадия полового созревания Объем и распределение внимания Избирательность внимания Концентрация внимания Уровень переключаемости внимания
12 7 II 2±0,3 3±0,4 3,05±0,3 5,5±0,4
2 III 4,1±0,5* 5,1±0,8* 5,2±0,7* 7,3±0,1*
13 3 II 2,2±0,7 3,3±1,2 3,6±0,6 5 ± 0,8
9 III 4±0,2* 5,5±0,4* 5,7±0,5* 7 ± 0,6*
14 2 III 4,5±0,7 5±0,5 5,5±0,6 7,5 ± 0,5
6 IV 6±0,9* 8,1±0,1* 8±0,2* 9,5 ± 0,2*
Примечание: р < 0,05
Если сравнивать показатели внимания у испытуемых одного и того же возрастного периода - 12 лет, то можно увидеть, что объем и распределение внимания в два раза больше у испытуемых, находящихся на третьей стадии полового созревания, чем на второй стадии.
Разница в концентрации внимания между испытуемыми, которые находились на второй и третьей стадиях, в 13 лет составила 36,8%. Показатели уровня переключаемости, а также объема и распределения внимания у мальчиков различается между второй и третьей стадиями в 13 лет примерно на 27%.
Избирательность и концентрация внимания у испытуемых, которые находились на третьей стадии полового созревания, в среднем на 35% меньше, чем у
испытуемых на четвертой стадии полового созревания одного и того же возрастного периода.
Уровень переключаемости внимания в 14 лет на разных стадиях также различался. Так, разница между третьей и четвертой стадиями составила 21 % (таблица 4).
Показатели внимания у девочек и у мальчиков, находящихся на одних и техже стадиях полового созревания, очень схожи.
Если сравнивать объем и распределение внимания у мальчиков и девочек, находившихся на второй стадии полового созревания, то оно практически одинаково (таблица 5).
Избирательность внимания у мальчиков и у девочек на второй стадии полового созревания практически одинакова.
Стадия полового созревания Объем и распределение внимания Избирательность внимания Концентрация внимания Уровень переключа-емости внимания
Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики
II 2,3 ± 0,3 2,9± 0,3 2,0± 0,8 2,0± 0,9 3,4 ± 0,8 3,5± 0,4 5,0 ± 0,4 5,3± 0,4
III 4,7 ± 0,5* 4,4± 0,6* 4,0 ± 0,7* 4,5 ± 0,6* 6,3±0,5* 6,3 ± 0,7* 7,01 ± 0,1* 7,4 ± 0,2*
IV 6,8 ± 0,8* 6,0± 0,9* 9,2 ± 1,3* 8,2 ± 0,2* 8,5 ± 0,4* 8,5 ± 0,5* 9,0± 0,3* 9,5 ± 0,3*
Примечание: *р < 0,05 показатели достоверны по сравнению с показателями испытуемых, находящихся на второй стадии полового созревания.
Концентрация внимания у мальчиков и у девочек, находившихся на второй стадии, существенно не различалась.
Уровень переключаемости внимания у мальчиков и у девочек на второй стадии полового созревания не имел существенных различий.
Кроме характеристик внимания в нашем исследовании были изучены показатели кратковременной и долговременной памяти испытуемых.
Память является одним из познавательных процессов, основой психической жизни личности. Это обусловлено тем, что все остальные психические процессы невозможны без процессов памяти. Мышление не может осуществляться без процессов памяти, так как оно предполагает оперирование понятийным аппаратом и представлениями. Для того чтобы оперировать представлениями и понятиями, необходимо хранить их в памяти [4].
В подростковом периоде происходит перестройка памяти. Механизмы памяти претерпевают значительные изменения с развитием. Память, основанная на простом запечатлевании следа, - сенсорная память - осуществляется на ранних этапах развития. По мере развития сенсорных систем и усложнения процесса восприятия формируется образная память. На ранних этапах развития формируется также память, в основе которой лежит механизм выработки условного рефлекса. Этот вид памяти является базовым в формировании навыка, простых форм памяти. По мере структурно-функционального созревания коры больших полушарий, развития речевой функции формиру-
ется свойственная человеку словесно-логическая память. Человек способен запоминать не только и не столько подробности информации, сколько общие положения. Созревание высших корковых формаций с развитием определяет длительность и постепенность совершенствования этого вида памяти [4; 5].
В ходе нашего исследования было выявлено, что у испытуемых на второй стадии полового созревания показатели как кратковременной, так и долговременной памяти были в среднем на 27% меньше, чем показатели кратковременной слуховой памяти у испытуемых на третьей стадии полового созревания (таблица 6).
В процессе полового созревания происходит активное выделение гормона АКТГ (адренокортикотроп-ный гормон). При изучении влияния АКТГ на процессы памяти было показано, что главная роль в его действии принадлежит фрагменту АКТГ (4-10), который оказывает на эти процессы практически такой же эффект, как и целый гормон. Гормон задней доли гипофиза вазопрессин также обладает ярко выраженным влиянием на память. Есть все основания считать, что АКТГ и вазопрессин либо их фрагменты, образующиеся в организме в результате расщепления гормонов, не только стимулируют запоминание при введении их извне, но и постоянно функционируют в мозге в качестве регуляторов процессов памяти [4; 6].
Кратковременная память у испытуемых, находящихся на четвертой стадии полового созревания, в среднем на 21% была лучше, чем у испытуемых на третьей стадии полового созревания.
Таблица 6 - Показатели памяти у девочек на разных стадиях полового созревания (в баллах; п=33)
Стадия полового созревания п Кратковременная слуховая память Кратковременная зрительная память Долговременная слуховая память
II 9 4,2 ± 0,4 4,1 ± 0,3 3,3 ± 0,4
III 18 6,9 ± 0,3* 6 ± 0,3 * 5,3 ± 0,5 *
IV 6 8,6 ± 0,4* 8,3 ± 0,4 * 7,6 ± 0,3 *
Примечания: *р < 0,05 показатели достоверны по сравнению с показателями испытуемых, находящихся на второй стадии полового созревания.
Долговременное запоминание информации у девочек на четвертой стадии полового созревания было лучше на 30,3% по сравнению с запоминанием информации у девочек, которые находились на третьей стадии полового созревания.
Действие половых гормонов на мозг заключается в активации специфических внутриклеточных рецепторов, которые, в свою очередь, активируют транскрипцию специфических генов. Влияние половых гормонов, в отличие от пептидных, происходит медленнее и длится дольше; они модулируют синтез, выброс и метаболизм нейроактивных медиаторов и рецепторов к ним. Например, эстрогены улучшают вербальную память [4; 6].
В нашем исследовании мы сравнивали показатели памяти испытуемых одного возраста, но находящихся на разных стадиях полового созревания.
Показатели памяти у девочек одного возраста, но находящихся на разных стадиях, были различными (таблица 7).
Так, у девочек 12 лет, находящихся на второй стадии полового созревания, кратковременная слуховая память на 46%, а кратковременная зрительная - на 32% ниже, чем у девочек этого же возраста, находящихся на третьей стадии полового созревания.
Показатели долговременной памяти у испытуемых 12 лет, находящихся на второй стадии, были на 47,4% меньше, чем у испытуемых, которые находились на третьей стадии полового созревания (таблица 7).
У четырнадцатилетних испытуемых девочек, находящихся на третьей стадии полового созревания,
все виды памяти в среднем на 24% ниже, чем у испытуемых на четвертой стадии.
У мальчиков так же, как и у девочек, происходило изменение памяти в процессе полового созревания (таблица 8).
Показатели кратковременной памяти у испытуемых мальчиков различались в меньшей степени, чем у девочек (в среднем на 18%).
Долговременная память у испытуемых на второй стадии на 23,75% меньше, чем у мальчиков на третьей стадии полового созревания. На третьей и четвертой стадиях наблюдались более высокие показатели памяти (таблица 9).
Как уже ранее отмечалось, когнитивные процессы у подростков в большей степени зависят от стадии полового созревании, чем от возрастного критерия.
Таким образом, можно сделать вывод, что у мальчиков так же, как и у девочек, показатели памяти не зависят от возраста.
В 12 лет кратковременная слуховая память у мальчиков на второй стадии полового созревания была на 42,5% лучше, чем у мальчиков на третьей стадии.
Кратковременная слуховая память у испытуемых на второй стадии полового созревания в 12 лет на 30,7% ниже, чем у тех, которые находились на третьей стадии.
Долговременная память у мальчиков, находящихся на второй стадии полового созревания, на 40% меньше, чем у мальчиков, находящихся на третьей стадии, той же возрастной категории.
В 13 лет показатели кратковременной слуховой
Таблица 7 - Показатели памяти у девочек одного возраста, находящихся на разных стадиях полового развития (в баллах; п=33)
Возраст п Стадия полового созревания Кратковременная слуховая память Кратковременная зрительная память Долговременная память
12 6 II 4 ± 0,1 4,1 ± 0,7 3 ± 0,7
5 III 7,4 ± 0,7* 6 ± 0,5* 5,7 ± 0,3*
14 3 III 7 ± 0,9 6,4 ± 0,8 5,5 ± 0,5
6 IV 9,2 ± 0,3* 8,4 ± 0,4* 7,4 ± 0,1*
Примечание: *р < 0,05. Таблица 8 - Показатели памяти у мальчиков на разных стадиях полового созревания (в баллах; п=32)
Стадия полового созревания п Кратковременная слуховая память Кратковременная зрительная память Долговременная память
II 13 4,6 ± 0,3 4,5 ± 0,2 3,1 ± 0,3
III 12 6,1 ± 0,2* 6,1 ± 0,4* 5 ± 0,5*
IV 4 8,5 ± 0,6* 8,5 ± 0,5* 8 ± 0,1*
Примечания: *р < 0,05 показатели достоверны по сравнению с показателями испытуемых, находящихся на второй стадии полового созревания.
Таблица 9 - Показатели памяти у мальчиков одного возраста, находящихся на разных стадиях полового развития (в баллах; п=32)
Возраст п Стадия полового созревания Кратковременная Кратковременная Долговременная
слуховая память зрительная память память
12 7 II 4,2 ± 0,3 4,3 ± 0,4 3,3 ± 0,4
2 III 7,3 ± 0,4* 6,2 ± 0,9* 5,5 ± 0,5*
13 3 II 4,3 ± 0,2 4,4 ± 0,4 3,6 ± 0,7
9 III 7,4 ± 0,7* 6 ± 0,3* 5,2 ± 0,4*
14 2 III 7,5 ± 0,3 6,3 ± 0,4 5 ± 0,5
6 IV 9,5 ± 0,5* 8,5 ± 0,2* 7 ± 0,5*
Примечание: *р < 0,05.
памяти у испытуемых, находящихся на второй стадии полового созревания, на 42% меньше, чем у испытуемых, находившихся на третьей стадии.
Показатели кратковременной зрительной памяти у мальчиков на второй стадии полового созревания на 26,7% меньше, чем у испытуемых, находившихся на третьей стадии.
Показатели долговременной памяти у испытуемых в 13 лет различны. Так, показатели долговременной памяти у испытуемых на второй стадии полового созревания на 30,8% меньше, чем у испытуемых на третьей стадии.
В 14 лет наблюдались различия в процессе запоминания информации, в зависимости от стадии полового созревания. Так, кратковременная слуховая память у мальчиков, находившихся на третьей стадии полового созревания, на 21% ниже, чем кратковременная слуховая память у мальчиков, находившихся на четвертой стадии.
Кратковременная зрительная память у испытуемых на третьей стадии в четырнадцатилетнем возрасте на 26% меньше, чем кратковременная зрительная память у испытуемых, которые были на четвертой стадии полового созревания в той же самой возрастной категории.
Долговременная память у мальчиков на третьей стадии полового созревания на 28,6% ниже, чем долговременная память у мальчиков на четвертой стадии.
Также мы сравнивали показатели памяти испытуемых в зависимости от половой принадлежности (таблица 10).
Таблица 10 - Показатели памяти мальчиков и девочек на разных стадиях полового созревания (в баллах; п=65)
Стадия полового созревания Кратковременная слуховая память Кратковременная зрительная память Долговременная память
Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики
II 4,2 ± 0,4 4,6 ± 0,3 4,1 ± 0,3 4,5 ± 0,2 3,3 ± 0,4 3,1 ± 0,3
III 6,9 ± 0,3* 6,1 ± 0,2* 6 ± 0,3* 6,1 ± 0,4* 5,3 ± 0,5* 5 ± 0,5*
IV 8,6 ± 0,4* 8,5 ± 0,6* 8,3 ± 0,4* 8,5 ± 0,5* 7,6 ± 0,3* 8 ± 0,1*
Примечание: *р < 0,05.
Оказалось, что все показатели были примерно одинаковыми у испытуемых, находящихся на одной и той же стадии полового созревания. Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать вывод, что психофизиологические характеристики внимания и памяти тесно связаны с половым развитием, а следовательно, зависят от гормональной регуляции. В своем исследовании мы также убедились в том, что показатели внимания у подростков 11 -14 лет не зависят от возраста и половой принадлежности.
Список литературы
1 Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная
физиология: физиология развития. - М. : Просвещение, 2000. - 300 с.
2 Волков Б. С. Психология подростка. - М. : Академический
проспект, 2005. - 401 с.
3 Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. Н. Возрастная и
педагогическая психология. - М. : Пед. общ. России,
2003. - 500 с.
4 Голубева А. Н. Индивидуальные особенности памяти
человека. М. : Педагогика, 1997. - 367 с.
5 Данилова Н. Н. Психофизиология. - М. : Аксепт - Пресс,
2004. - 368 с.
6 Кураев А. В., Пожарская Б. М. Детская эндокринология. -
Минск : Выш.шк, 2002. - 507 с.
7 Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология
развития, детство, отрочество - М. : Академия, 1998. -417 с.
8 Орлов Е. В. Половое развитие и воспитание детей и
подростков. - М. : Педагогика, 1990. - 201 с.
9 Сонькин В. В., Фарбер Д. А. Половое созревание подрост-
ков. - М. : Флинта, 2000. - 197 с.
УДК 581.1
Ю.А. Ефремова, Т.А. Лушникова Курганский государственный университет
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИОЛОГИИ ПОЧВОПОКРОВНЫХ КУСТАРНИЧКОВ ORTILIA SECUNDA (L.) HOUSE И CHIMAPHILA UMBELLATA (L.) W. BARTON
Аннотация. В статье показаны особенности физиологических процессов у Chimaphila umbellata, Ramischia secunda.
Ключевые слова: Chimaphila umbellata, Ramischia secunda, фотосинтез, дыхание, водный обмен.
Y.A. Efremova, T.A. Lushnikova Kurgan State University
CHARACTERISTICS OF PHYSIOLOGY OF ORTILIA SECUNDA (L.) HOUSE AND CHIMAPHILA UMBELLATA (L.) W. BARTON GROUND-COVER LOW SHRUBS
Abstract. The article describes the characteristics of physiological processes of Chimaphila umbellata and Ramischia secunda.
Keywords: Chimaphila umbellata, Ramischia secunda, photosynthesis, breathing, water exchange.
ВВЕДЕНИЕ
Почвопокровные кустарнички соснового леса C. umbellata, O. secunda широко используются в медицинской практике при лечении различных заболеваниях мочеполовой системы. O. secunda - многолетнее травянистое растение со стелющимися стеблями. Листья от продолговато-яйцевидных до широкояйцевидных, с округло-клиновидным основанием и коротко заостренной верхушкой, пильчатые, на тонких черешках. Цветонос с несколькими чешуевидными листьями. Мелкие зеленые цветки собраны в однобокую поникающую кисть. Венчик зеленоватый или белый, почти колокольчатый 3,5-5,3 мм длиной и 1,5-2,5 мм шириной. Пыльники без рожковых придатков, вскрывающиеся на верхушке дырочками. Столбик выдается из венчика; рыльце с 5 широкими лопастями. Плод -коробочка почти шаровидная, 4-6 мм шириной, цветет в первой половине лета. Растет преимущественно в сухих, хвойных, смешанных, реже лиственных лесах, в горах до высоты 1300 м над уровнем моря. С лечебной целью используется трава (стебли, листья, цветки) [1].
C. umbellata - низко стелющийся вечнозеленый кустарничек, растущий из длинных одревесневших подземных побегов и достигающий 15-25 см в высоту. Цветы зимолюбки имеют по пять широко раскрывающихся бело-розовых лепестков. Листья блестящие, зеленые, ланцетовидные, кожистые, зазубренные по краям, от 3 до 8 см в длину, собраны в одну-две мутовки в нижней части побегов. Листья в сушеном виде обладают слабым ароматом, но, если растереть свежие листья, они очень душисты. Вкус сладковато-вяжущий и с приятной горчинкой. Цветет во второй половине июня, июле и начале августа. Собирать можно все лето. Сбор ее очень утомителен, поскольку растения маленькие и практически не образуют куртин. Встречается по всей зоне умеренного климата в Северной Америке, Европе и Азии. Растет зимолюбка в хвойных лесах, предпочитает сухую песчаную почву [1].
Целью работы было изучить особенности физиологии почвопокровных кустарничков семейства Гру-шанковые (Pyrolaceae Dumort.) рамишии однобокой (O. secunda (L.) House) и зимолюбки зонтичной (C. umbellata (L.) W. Barton) в разных условиях произрастания.
1 Методы исследования
Исследования проводились в период летней практики 2014 года на базах островов о. Медвежье (Пету-ховский район); лагеря Курганского государственного университета (КГУ) «Бараба» (Кетовский район); Ботанического сада КГУ; Просветского дендрария (Ке-товский р-н, пос. Старый Просвет). Методы определения интенсивности дыхания и фотосинтеза основаны на учете количества СО2, выделяемого или поглощаемого растением, заключенным в замкнутый сосуд. СО2 , находящийся в колбе после экспозииции растений, поглощается известным объемом щелочи, который титруют соляной кислотой. Одновременно с колбами, в которые помещают растения, ставят контрольные колбы того же объема, но без растительного объекта. Это дает возможность учесть количество СО2, содержащегося в колбе.
Весовой метод учета транспирации основан на определении количества испаренной воды по уменьшению веса целого или части растения. Под водным дефицитом понимают недостающее до полного насыщения клеток количество воды, выраженное в процентах от общего ее содержания при полном насыщении ткани. Определение водоудерживающей способности по Арланду основано на учете потери воды завядающими растениями. Экстракция пигментов основана на их способности растворяться в органических растворителях [4].
2 Результаты исследования
Большая роль в накоплении органического вещества у растений принадлежит энергетическому обмену, важными сторонами которого являются процессы фотосинтеза и дыхания [2; 3]. Анализ проведенных исследований позволил выявить разницу в показателях, характеризующих энергетический обмен, в зависимости от условий произрастания почвопокровных кустарничков. Так, листья C. umbellata, произрастав-