Научная статья на тему 'Оценка научных исследований в вузе: текущее состояние и перспективы развития'

Оценка научных исследований в вузе: текущее состояние и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
194
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / SCIENTIFIC RESEARCH / ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ / СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ / SYSTEM OF ORGANIZATION / НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК / RESEARCHER / ОЦЕНКА НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ / SCIENTIFIC RESEARCH FINANCING / SCIENTIFIC RESEARCH ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лукьянова Марина Николаевна

В статье рассматриваются результаты оценки научных исследований в вузах: Российском экономическом университете имени Г. В. Плеханова, Оксфордском и Кембриджском университетах. Показано, что существует большой разрыв в масштабах, структуре финансирования и системе организации научных исследований между российским вузом и мировыми лидерами образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лукьянова Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the results of scientific research assessment in higher educational institutions: the Russian Plekhanov Academy of Economics, Oxford and Cambridge Universities. It is shown that there is a big gap between the Plekhanov Academy and global leaders of education in the scale, structure of financing and the system of scientific research organization.

Текст научной работы на тему «Оценка научных исследований в вузе: текущее состояние и перспективы развития»

НОВОЕ В ОБРАЗОВАНИИ

Канд. экон. наук М. Н. Лукьянова

ОЦЕНКА НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ВУЗЕ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

В статье рассматриваются результаты оценки научных исследований в вузах: Российском экономическом университете имени Г. В. Плеханова, Оксфордском и Кембриджском университетах. Показано, что существует большой разрыв в масштабах, структуре финансирования и системе организации научных исследований между российским вузом и мировыми лидерами образования.

Ключевые слова и словосочетания: научные исследования, финансирование научных исследований, система организации, научный сотрудник, оценка научных исследований.

В свете модернизации экономики России перед системой высшего профессионального образования стоит ряд сложных задач: наряду с повышением качества образовательных услуг переход на инновационный характер развития образования и его интеграцию с наукой. Очевидно, что без этого невозможно создание сбалансированной национальной инновационной системы, основанной не только на обособленных организациях академического и отраслевого профиля (таких, как институты РАН, отраслевые НИИ), но и на вузовской науке.

В настоящее время существуют определенные проблемы в области научных исследований в российских вузах. Проводимое по заказу Федерального агентства по образованию и науки в 2006-2007 гг. исследование показало их некоторые общие черты:

- низкая активность вузов на рынках исследований, разработок и консультационных услуг;

- незначительная доля доходов от НИОКР в общем бюджете вузов;

- низкая активность профессорско-преподавательского состава (ППС);

- отсутствие связи со стратегическими целями, формальный характер стимулирования НИОКР, который базируется на сложившейся методологии оценки качества исследований и системе отчетных показателей (так, зачастую практикуется создание собственных советов по защитам и собственных журналов для улучшения отчетных показателей);

- сильная централизация управления в вузе (что может снижать инициативу и затормаживать процессы самоорганизации в научных коллективах), а также традиционная академическая автономность ППС.

При этом предпосылками для активизации исследований в вузах выступают увеличение государственного финансирования (включая софинансирование исследований для частных компаний с целью поддержки вузов при освоении ими новой сферы деятельности), повышение профессионализма менеджеров вуза, расширение контрактов с предприятиями-потребителями (хоздоговоры) и институтами РАН.

Анализ сложившейся ситуации

Для улучшения ситуации в какой-либо сфере первоначально следует провести ее анализ (диагностику), а затем уже сформулировать цели и разработать программу по их достижению1. Рассмотрим процедуру выполнения научных исследований в ГОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» (РЭУ им. Г. В. Плеханова), а также основные показатели эффективности в данной области.

На начало 2010 г. в РЭУ им. Г. В. Плеханова существовал научно-исследовательский институт, организационная структура которого отражена на рис. 1 (в настоящее время данное подразделение преобразовано в управление организации научно-исследовательских работ -УОНИР).

Рис. 1. Организационная структура НИИ РЭУ им. Г. В. Плеханова

1 В частности, на такой логике основан программно-целевой подход. Подробнее см.: Зин-чук Г. М., Лукьянова М. Н. Разработка программы социально-экономического развития муниципального образования : учебное пособие / под общ. ред. А. В. Орлова. - М. : ГОУ ВПО «РЭА им. Г. В. Плеханова», 2010.

В состав НИИ входили внедренческие центры (научно-исследовательские инновационные и внедренческие центры), в том числе лаборатория микробиологии, лаборатория плодоовощной продукции, лаборатория экспериментального и практического маркетинга, координационный научно-методический совет Минобрнауки РФ на базе факультета информатики РЭУ, центр инновационных научно-педагогических технологий, центр внешнеэкономической деятельности, центр инновационного образования.

Бизнес-процесс мониторинга и сопровождения заявок, выполняемый подразделением, представлен на рис. 2.

Рис. 2. Схема бизнес-процесса мониторинга и сопровождения заявок

Научно-исследовательские работы (НИР) выполнялись не штатными сотрудниками НИИ, а кафедрами. Таким образом, организация выполнения НИР осуществлялась в логике управления проектами. То есть, с одной стороны, при выполнении работы исполнители подчинялись руководителю темы, а с другой - находились во взаимодействии с руководством НИИ. Например, организационное сопровождение и контроль качества осуществлялись отделом мониторинга и сопровождения проектов. Следует отметить, что в настоящий момент функции УОНИР фактически состоят из координации, сопровождения (информационного, юридического) и составления отчетности по науке.

Для сравнения, в НИУ - Высшей школе экономики существует 26 научных институтов и центров, 25 научно-учебных лабораторий, численность сотрудников которых составляет 791 человек плюс 200 студентов1.

Очевидно, что существующая оргструктура организации НИР в РЭУ им. Г. В. Плеханова фактически не содержит научных сотрудников, которые бы непосредственно занимались только научными исследованиями, а число научных центров и лабораторий с учетом их сотрудников очень мало. Для увеличения объема исследований в несколько раз необходимы реорганизация и привлечение дополнительного персонала.

К основным показателям научной деятельности относится число поданных заявок на участие в конкурсах НИР, которое в 2009 г. в РЭУ увеличилось почти в 5 раз по сравнению с 2008 г. и составило 48 заявок. За I полугодие 2010 г. подано около 40 пакетов документов, что является результатом реструктуризации НИИ и совершенствования бизнес-процессов, а также свидетельствует об эффективности работы отдела мониторинга и сопровождения заявок. Однако при этом наблюдается снижение объемов НИР в 2009 г. (табл. 1) (данные приведены с учетом внутренних грантов и филиалов).

Т а б л и ц а 1

Объем выполненных научно-исследовательских работ в РЭУ им. Г. В. Плеханова*

Год 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Объем НИР, тыс. руб. 3738 3394 4053 10341 14157 14910 34510 37323 38076 33481

* Составлено автором на основании данных из открытых источников.

Анализ источников финансирования за три последних года показал следующую картину (табл. 2):

- вырос объем внутренних грантов;

- снизилась доля Министерства природных ресурсов и экологии

РФ;

1 www.hse.ru/figures/45912.html

- остается большой доля Министерства образования и науки РФ, что понятно, так как РЭУ им. Г. В. Плеханова является его подведомственной организацией;

- список заказчиков остается неизменным.

Т а б л и ц а 2

Источники финансирования НИР в РЭУ им. Г. В. Плеханова*

Наименование заказчика, источника финансирования 2007 2008 2009 Общий итог за 3 года

тыс. руб- % тыс. руб. % тыс. руб. %

Министерство природных ресурсов и экологии РФ 14400 39 13750 36 - 28150

Федеральное агентство по образованию РФ 3093 8 11629 31 7315 22 22036

Ассоциация московских вузов - - - 7 546 23 7546

РЭУ им. Г. В. Плеханова 500 1 1300 3 5370 16 7170

Федеральное агентство по науке и инновациям РФ 6600 18 - - - 6600

Пенсионный фонд РФ - - - 5900 18 5900

Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы 2065 6 3392 9 - 5457

Филиалы РЭУ им. Г. В. Плеханова 4415 12 - - - 4415

ОАО «НК «Роснефть» 2360 6 - - 2000 6 4360

Департамент науки и промышленной политики города Москвы 1343 4 750 2 1750 5 3843

Федеральная служба государственной статистики - 3290 9 - 3290

Российский гуманитарный научный фонд 370 1 400 1 1100 3 1870

ООО «Майкрософт Рус» - 523 1 - 523

ООО «ОПОРА РОССИИ» - 500 1 - 500

Российский фонд фундаментальных исследований - - - 400 1 400

Прочие организации 2178 6 2543 7 2100 6 6820

Общий итог 37323 100 38076 100 33481 100 108880

* Составлено по данным сайта www.rea.ru

Анализ данных о выполненных научно-исследовательских работах за последние три года в разрезе подразделений университета представлен на рис. 3.

2007

ИЭФ ф-т 18%. товароведе-, ния

5%

Финансовый, ф-т

5%

Ф-т бизнеса 2%

Экон.-мат ф-т 10%

Ф-т .маркетинга

9%

Ф-т

менеджмента 44%

ИЭФ 17%

2008

Ф-т бизнеса 2%

Ф-т товароведения 5%

Финансовый ф-т 6%

Экон.-мат ф-т 12%

Ф-т маркетинга 4%

ФДО 10%

Ф-т

менеджмента 38%

Студенты 1%

Ф-т

информатики 2%

Рис. 3. Объем НИР в разрезе подразделений РЭУ им. Г. В. Плеханова,

2007-2009 гг.

Из рис. 3 хорошо видно, что первое место в РЭУ им. Г. В. Плеханова по объемам НИР занимает факультет менеджмента, за исключением 2009 г. По итогам трех лет большая доля НИР приходится на факультет дистанционного обучения, финансовый, инженерно-экономический (по 13% от общей суммы). Увеличился объем работ, выполняемых студентами. В 2009 г. значительно выросла доля факультета дистанционного обучения, что связано с ростом объема заказов со стороны государства на повышение квалификации работников в связи с антикризисной программой, реализуемой на федеральном и региональных уровнях. Можно выделить пятерку лидеров в области выполнения НИР (в порядке убывания мест по данным на 2009 г.): факультет дистанционного обучения, факультет менеджмента, факультет маркетинга, экономико-математический факультет, финансовый факультет. Всего в университете 17 факультетов, включая MBA.

Зарубежный опыт

Для более объективной оценки происходящих процессов обратимся к зарубежному опыту: рассмотрим пример двух ведущих мировых вузов - Оксфордского (University of Oxford) и Кембриджского (University of Cambridge) университетов. В табл. 3 приведены общие сведения о вузах.

Т а б л и ц а 3

Общая информация о вузах*

Оксфордский университет Кембриджский университет

2007-2008 2008-2009 2007-2008

Количество сотрудников, штат. ед. 8706 8921 8807

В том числе: преподаватели 1606,5 1600 1638

научные сотрудники 2614,2 3500 2773

Студенты 20014 23930 17824

В том числе:

бакалавры и специалисты 11917 11734 11608

магистры, аспиранты и докторанты 7580 8101 6216

Из них аспиранты 3600

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

прочие 517 495

Доходы, млн. фунтов (%) 763,4 (100,0) 862,5 (100) 675,9 (100,0)

В том числе:

государственное финансирование** 186,2 (24,4) 195,3 (22,6) 202,3 (29,9)

гранты и договоры на научные исследования 285,3 (37,4) 340,5 (39,5) 243,1 (36,0)

плата за обучение 110,4 (14,5) 122,7 (14,2) 77,3 (11,4)

доходы от инвестиций и эндаумент-фондов 42,6 (5,6) 37,1 (4,3) 41,6 (6,2)

прочие доходы 138,9 (18,2) 166,9 (19,4) 111,7 (16,5)

* Составлено по данным сайтов: www.cam.ac.uk;www.ox.ac.uk

** Осуществляется через особый совет - The Higher Education Funding Council for England (HEFCE) - при Департаменте по науке и инновациям Великобритании (Office of Science and Innovation - OSI) и организацию по финансированию среднего образования - Training and Development Agency for Schools (TDA).

Для сравнения, в РЭУ им. Г. В. Плеханова 1951 сотрудник, из них 887 преподавателей, 18 научных сотрудников; обучается 12250 студентов и 584 аспиранта (включая 175 соискателей).

В табл. 4 отражены структура и источники финансирования НИР по двум выбранным направлениям (одно - экономическое, другое -техническое). Анализ составлен по данным исследования, проведенного в Великобритании в 2008 г.1 При этом доля правительственной поддержки составляет от 40 до 70%. В РЭУ им. Г. В. Плеханова соотношение госфинансирования и хоздоговоров - 20:80 (на 2009 г.), остальные источники отсутствуют.

Т а б л и ц а 4

Источники финансирования научных исследований*

Оксфордский университет Кембриджский университет

2006-2007 2001-2007 2006-2007 2001-2007

млн. фунтов % млн. фунтов % млн. фунтов % млн. фунтов %

Направление «Машиностроение и приборостроение»

Правительственные органы (включая ЕС) 4359,1 58 29603,9 63 12121,6 65 74860,7 71

Благотворительные взносы 281,6 4 2 633 6 434,6 2 1436,7 1

Отечественные и зарубежные компании** 2857,1 38 14361 31 5350,8 29 25877,8 25

Целевые пожертвования 44,1 1 68,8 0 644,2 3 3321,3 3

Всего 7541, 9 100 46666,7 100 18551,2 100 105496,5 100

Направление «Бизнес и менеджмент»

Правительственные органы (включая ЕС) 958,2 33 3553,2 42 494,8 25 4641,9 36

Благотворительные взносы 9,2 0 210 2 917,2 46 4190 32

Отечественные и зарубежные компании** 514,1 18 1094, 2 13 119,5 6 1188 9

Целевые пожертвования 1451,0 49 3561,8 42 457,6 23 2951 23

Всего 2932,5 100 8419,2 100 1989,1 100 12971,0 100

* Источник: Research Assessment Exercise 2008 // REF & RAE. - 2008. - N 1. ** Включая коммерческие, промышленные, общественные.

1 Оценка проводилась четырьмя агентствами, занимающимися финансированием высшего образования в Великобритании, включая Higher Education Funding Council for England (HEFCE). Данные средства распределяются правительством через Департамент по науке и инновациям, который в настоящее время переименован в Department for Business, Innovation and Skills. Мероприятие проводилось в разрезе 67 направлений (Unit of Assessment - UOA).

В табл. 5 и 6 проведен анализ объемов НИР на одного сотрудника в разрезе исследуемых вузов, а также в разрезе специальностей.

Т а б л и ц а 5

Оценка научных исследований

Оксфордский университет, 2007-2008 Кембриджский университет, 2007-2008 РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2009

Объем исследований на одного сотрудника (преподаватели и научные сотрудники) - всего, тыс. фунтов 67,6 (2008-2009 -72,4) 55,1 0,8 (36,7 тыс. руб.)

Т а б л и ц а 6

Оценка научных исследований в разрезе специальностей

Оксфордский университет, 2006-2007 Кембриджский университет, 2006-2007 РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2009

Маши-нострое-ние и прибо-рострое-ние Бизнес и ме-недж-мент Машиностроение и прибо-рострое-ние Бизнес и ме-недж-мент Экономика и менеджмент

Число сотрудников, занимающихся исследованиями, штат. ед. 169,8 60,3 320,3 54,9 85

Доходы от научных исследований, тыс. фунтов 7541,9 2932,5 18551,2 1989,2 738 (33190 тыс. руб.)

Объем исследований на одного активного сотрудника, тыс. фунтов 44,4 48,6 57,9 36,2 8,7 (390,5 тыс. руб.)

На первый взгляд по показателю объема НИР на одного сотрудника мы отстаем от ведущих вузов в 50-70 раз. Однако если рассчитать объем на одного активного сотрудника (т. е. непосредственно участвующего в исследованиях), а не на число штатных единиц ППС, то разрыв сократится до 6-10 раз (8,7 тыс. фунтов против 44,4-48,6 тыс. фунтов в Оксфорде и 36,2-57,9 тыс. фунтов в Кембридже в зависимости от специальности). А если еще при этом учесть и уровень покупательной

способности и заработной платы, что было бы экономически обоснованно1, то получается, что объем исследований на одного активного сотрудника составит порядка 39 тыс. фунтов в год. Это показывает, что РЭУ им. Г. В. Плеханова по данному показателю находится на уровне ведущих мировых вузов.

Таким образом, есть несколько показателей, по которым у РЭУ им. Г. В. Плеханова имеется значительный разрыв с зарубежными университетами:

- соотношение числа студентов к числу III 1С (1:14 - в РЭУ; 1:5 -в исследуемых зарубежных вузах);

- число обучаемых и выпускаемых в год аспирантов на одного ППС (в зарубежных вузах примерно в 2-2,5 раза больше, чем в РЭУ);

- число исследований (около 1900 в Оксфорде по сравнению с 40 в РЭУ и порядка 200 в НИУ - ВШЭ в 2009 г.);

- общий объем финансирования НИР (33 млн. рублей, или 0,7 млн. фунтов, в РЭУ по сравнению с 200-300 млн. фунтов в год в исследуемых зарубежных вузах).

Бесспорно, что мы имеем дело (относительно исследуемых зарубежных вузов) с совершенно иныши масштабами научной деятельности, иной скоростью (оборачиваемостью) научныгх исследований.

Улучшению ситуации в сфере научных исследований в РЭУ им. Г. В. Плеханова будет способствовать ряд мер, часть из которых уже реализуется, включая укрепление организационной структуры научными центрами с соответствующим штатом, развитие коммуникаций и диссеминация результатов НИР (обязательным требованием должны стать публикации результатов исследования и их презентация для широкой общественности), привлечение госфинансирования, вовлечение большего числа сотрудников и студентов, проведение внутренних грантов, изменение графика работ (занятий) в связи с участием в НИР.

Список литературы

1. Стратегии развития российских вузов: ответы на новые вызовы / под науч. ред. Н. Л. Титовой. - М. : МАКС Пресс, 2008.

2. Research Assessment Exercise 2008 // REF & RAE. - 2008. - N 1.

1 Средняя зарплата сотрудника в Оксфорде - от 35 до 60 тыс. фунтов в год. Думаю, наши ученые были бы довольны окладом 30-55 тыс. в месяц или около того, что составляет от 350 до 600 тыс. рублей в год, поэтому взят примерный коэффициент 1:10 (производится корректировка показателя объема исследований на одного активного сотрудника в рублях по РЭУ). Здесь важна не бухгалтерская точность, а порядок цифр при расчетах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.