ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2024. Том 59. № 4
ВОПРОСЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ А. С. Тулупов1
Институт проблем рынка РАН (Москва, Россия) УДК: 338.2
doi: 10.55959^ШШ-0105-6-59-4-1
ОЦЕНКА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ2
Оценка уровня национальной безопасности без преувеличения является стратегическим направлением исследований в области обеспечения устойчивого социально-экономического развития. В настоящем исследовании поставлена цель показать критические недостатки применяемых на сегодняшний день подходов оценки национальной безопасности и предложить систему индикаторов, максимально охватывающих все базовые составляющие национальной безопасности и удовлетворяющие официально принятым национальным целям и стратегическим задачам развития Российской Федерации. Методологической основой исследования являются как научные, так и нормативные правовые документы по проблематике оценки и обеспечения безопасности, устойчивому развитию. В качестве главных научных инструментов работы применены экономический и системный виды анализа, включая понятийный контент-анализ и информационное моделирование. В результате проведенного исследования предложена система показателей оценки в зависимости от основных видов безопасности, формирующих национальную безопасность. При этом показано, что дальнейшее развитие подходов оценки национальной и отдельных видов безопасности требует системного рассмотрения с учетом многоаспектности возникающих взаимосвязей и их последствий. Применяемый подход соответствуют данной нами трактовке национальной безопасности, определяемой в виде состояния защищенности от внутренних и внешних угроз, при котором системно обеспечиваются все виды безопасности и сохраняется устойчивость ее индикаторов. Полученные результаты имеют широкое прикладное назначение и рекомендуются к использованию как министерствам и ведомствам, так и научно-исследовательским и учебным организациям при решении задач оценки и обеспечения национальной и отдельных видов безопасности, в том числе в целях разработки нормативной документации, научных и учебных изданий.
Ключевые слова: национальная безопасность, оценка, индикаторы, виды безопасности, стратегические задачи развития.
1 Тулупов Александр Сергеевич — д.э.н., профессор, заведующий лабораторией Института проблем рынка РАН; e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-8114-5460.
2 Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-01458 «Обеспечение национальной безопасности на базе теоретико-методологического и расчетно-методического инструментария устойчивого развития», https://rscf.ru/project/22-28-01458/
© Тулупов Александр Сергеевич, 2024 ЩЦП^Н
LOMONOSOV ECON. JOUR. 2024. VOL. 59. No. 4
Цитировать статью: Тулупов, А. С. (2024). Оценка национальной безопасности Российской Федерации. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика, 59(4), 3—23. https:// doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-59-4-1.
A. S. Tulupov
Market Economy Institute RAS (Moscow, Russia) JEL: Q01, E20, C82, H56, O10
NATIONAL SECURITY ASSESSMENT FOR THE RUSSIAN FEDERATION3
National security assessment is a strategic direction of research in ensuring sustainable socio-economic development. This study aims to highlight the critical shortcomings of current national security assessment approaches. The authors propose a system of indicators to assess the components of national security which satisfies the officially adopted national goals and strategic objectives of the development in the Russian Federation. The methodological basis of the study is both scientific and regulatory documents on assessing and ensuring safety, as well as sustainable development. The main scientific tools used in the work are: economic and systemic types of analysis, including conceptual content analysis and information modeling. The study develops a system of assessment indicators depending on the main types of security that form national security. At the same time, it shows that further development of approaches to assessing national and individual types of security requires systematic consideration, taking into account the multifaceted nature of emerging relationships and their consequences. The approach used corresponds to our interpretation of national security, defined as protection from internal and external threats, in which all types of security are systematically ensured and the stability of its indicators is maintained. The findings have a widely applied purpose and can be recommended for ministries and departments, research and educational organizations in assessing and ensuring national and specific types of security, including developing regulatory documentation, scientific and educational publications.
Keywords: national security, assessment, indicators, safety types, strategic development objectives.
To cite this document: Tulupov, A. S. (2024). National security assessment for the Russian Federation. Lomonosov Economics Journal, 59(4), 3-23. https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-59-4-1.
Введение
Оценка национальной безопасности является актуальнейшим направлением исследований на сегодняшний день. Только зная реальное состоя-
3 The study was supported by the Russian Science Foundation grant No. 22-28-01458 "Ensuring national security on the basis of theoretical-methodological and methodical tools for sustainable development", https://rscf.ru/en/project/22-28-01458/
ние дел с уровнем обеспечения того или иного вида безопасности, можно своевременно адресно применить тот или иной инструмент регулирования для улучшения необходимых характеристик. Вместе с тем, на сегодняшний день не существует единого общепринятого перечня индикаторов, охватывающих все аспекты обеспечения национальной безопасности.
Изучение материалов по проблематике оценки национальной безопасности показало, что исследователи определяют уровень национальной безопасности по различным перечням индикаторов, например, приведенных в разделе VI (Стратегия, 2015), но данная редакция одноименной стратегии на сегодняшний день утратила свою силу, а в новом варианте (Стратегия, 2021) данный раздел отсутствует, при этом говорится о необходимости государственного мониторинга состояния национальной безопасности (ст. 115). Ряд исследователей оценивает национальную безопасность по неофициальным перечням индикаторов (Мудрецов, Тулупов, 2011). Например, в работе (Макаров и др., 2020) используются 28 показателей, сгруппированных в шесть тематических блоков (ресурсы, экономика и производство, уровень жизни населения, финансовые, вооруженные силы, наука и инновации). Выделим также Положение (Совет, 2015), содержащее более 60 критериев, в которые входят показатели из Стратегии 2015 г. Следующий подход определения уровня национальной безопасности состоит в оценке защищенности от потенциальных вызовов и угроз (Николаенко, 2023). Отдельная группа исследователей оценивает состояние национальной безопасности путем анкетирования высококвалифицированных экспертов в данной области (см., например, (Горшков и др., 2011)). Такой подход кажется нам слишком субъективным. Кроме того, все вышеперечисленные подходы оценки не охватывают в полном объеме базовые составляющие национальной безопасности.
В сложившейся ситуации отсутствия единого полного перечня индикаторов определения состояния национальной безопасности обратимся к официальным показателям оценки ее составляющих отдельных видов безопасности.
Проведенный анализ показал, что для одних направлений развития национального хозяйства существуют стратегии и другие официальные документы обеспечения безопасности (например, Стратегии национальной, экономической, экологической безопасности РФ, Концепция общественной безопасности, Доктрины информационной, энергетической, военной безопасности), а для других — отсутствуют. При этом в одних официальных документах обеспечения отдельных видов безопасности предусмотрен учет соответствующих индикаторов оценки, а в других подобные индикаторы отсутствуют (например, в Концепции общественной безопасности, Доктринах информационной, энергетической, военной безопасности), хотя декларируется необходимость оценки и мониторинга
состояния того или иного вида безопасности, а также делаются отсылки к другим документам, которые еще не разработаны.
Важно отметить, что существующие для отдельных видов безопасности официальные перечни индикаторов не в полной мере характеризует все аспекты обеспечения соответствующего вида безопасности (Tulupov et al., 2020). При этом для базовых направлений национального хозяйства существуют официальные документы, содержащие показатели, характеризующие развитие, которые не всегда удовлетворяют критериям обеспечения соответствующего вида безопасности, но могут быть использованы в качестве основы при выработке соответствующих индикаторов безопасности.
Индикаторы оценки
С учетом выделенных нами базовых видов безопасности в системе национальной безопасности (Тулупов, 2023), дополненных в (Тулупов и др., 2023; Tulupov et al., 2023), будем формировать перечень показателей оценки безопасности национального хозяйства по основным видам безопасности.
При построении соответствующего перечня показателей оценки национальной безопасности исходили из необходимости соблюдения следующих критериев:
1) набор показателей должен в полной мере охватывать все составляющие национальной безопасности;
2) каждый предлагаемый показатель должен быть рассчитываемым или определяемым в том числе на основе официальной статистической информации (Единая, н.д.; Федеральная, н.д.);
3) показатели должны удовлетворять национальным целям и стратегическим задачам развития, изложенным в (Указ, 2018, 2020, 2024);
4) показатели должны соответствовать официальным документам РФ в области устойчивого социально-экономического развития (см., например, (Стратегия, 2024, 2021; Климатическая, 2023));
5) необходим учет специфики и увязка с реализуемыми в настоящее время национальными проектами.
В соответствии с вышеизложенными критериями в исследовании приведены показатели оценки составляющих национальной безопасности в зависимости от вида обеспечиваемой безопасности.
Общественная безопасность
В (Концепция, 2013, п. 1) указано, что общественная безопасность является частью национальной безопасности, а ряд исследователей данный вид безопасности относят к важнейшей составляющей национальной безопасности. При этом следует констатировать отсутствие в данной области официального набора индикаторов. Поскольку под общественной
безопасностью официально понимается «состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (Концепция, 2013), в большинстве подходов исследователи предлагают для данного вида безопасности показатели, характеризующие только различные виды правонарушений. На наш взгляд, данная область намного шире и должна измеряться не только различными видами нарушений, но и характеристиками органов правопорядка, а также принимаемыми мерами по обеспечению общественной безопасности.
Кстати, применяемые показатели «Коэффициент преступности» и «Коэффициент преступной активности», на наш взгляд, не информативны, поскольку из первого показателя, рассчитываемого через отношение совершенных преступлений к численности достигшего уголовной ответственности населения, выбывает население, еще не достигшее возраста уголовной ответственности. Кроме того, не учитываются масштаб, тяжесть, количество участников в каждом преступлении. Во втором показателе также выпадает достаточно большое количество населения, поскольку учитывается только активное население. Нами также не использовались дублирующие друг друга показатели. Например, применяемый «Коэффициент судимости» пересекается с показателями совершенных преступлений, поскольку чем больше преступлений, тем соответственно и выше коэффициент судимости.
В итоге предлагается следующий набор индикаторов.
1. Обеспеченность кадровым составом органов правопорядка, % от необходимого количества.
2. Материально-техническое обеспечение правоохранительных служб, % от необходимого количества.
3. Количество федеральных, региональных, муниципальных и отраслевых целевых программ, направленных на обеспечение общественной безопасности.
4. Уровень преступности с учетом количества преступлений, преступников и пострадавших по типу, роду, виду и другим категориям преступлений4.
5. Уровень раскрываемости преступлений, % от количества зарегистрированных преступлений.
4 Направленность (против личности, в сфере экономической деятельности, в сфере общественного порядка, против государственной власти, в области военной службы, против безопасности человечества); вид (кража, грабеж, разбой, мошенничество, вымогательство, незаконный оборот наркотиков и оружия, убийство и покушение, хулиганство, умышленное причинение вреда здоровью, взяточничество, занятие запрещенной деятельностью); тяжесть (малой, средней тяжести, тяжкие, особо тяжкие); организованность (ситуативные и организованные); форма вины (умышленные и по неосторожности).
6. Количество преступлений, совершенных лицами, ранее совершавшими преступления.
7. Удельное количество преступлений, совершенных несовершеннолетними.
8. Удельный вес преступлений, совершенных в общественных местах.
9. Удельный вес преступлений, совершенных лицами без постоянного источника дохода.
10. Количество административных правонарушений.
11. Количество самоубийств, случаев суицида на общее количество населения.
12. Социальная неудовлетворенность общества (количество несанкционированных митингов и пикетов, а также количество участников от общей численности населения).
13. Межнациональные и межконфессиональные (религиозные) конфликты.
14. Уровень террористической и экстремистской деятельности (количество выявленных и пресеченных случаев).
15. Незаконное пребывание (миграция) в Российской Федерации иностранных граждан.
16. Количество дорожно-транспортных происшествий с учетом их последствий (летальный исход, травмированные, пострадавшие).
17. Социальная поддержка населения (финансирование, материально-техническое обеспечение), % от необходимого покрытия.
18. Количество природных чрезвычайных ситуаций.
19. Количество чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
20. Количество заблокированных экстремистских и других правона-рушающих интернет-сайтов, отраженных хакерских атак.
Экономическая безопасность
Данный вид безопасности исследован в большей степени. Существуют различные подходы оценки экономической безопасности и разные наборы индикаторов (см., например, (Глазьев, 2014, 2015; Сенчагов, 2020; Городецкий, 2018; Караваева, 2020)). При этом отметим работы С. Н. Бобылева (Бобылев, 2017, 2021), в которых говорится о необходимости применения так называемых экологически очищенных или скорректированных показателей.
Для целей настоящего исследования будем использовать официально утвержденный перечень из 40 показателей, представленных в (Стратегия, 2017а). Для каждого из данного перечня показателей Росстатом5 ведется отдельная статистика, что очень удобно при выполнении расчетных процедур.
5 Федеральная служба государственной статистики. https://rosstat.gov.ru/
Экологическая безопасность
Показатели для данного вида безопасности официально закреплены в (Стратегия, 2017Ь). Кроме того, ведется их официальный статистический учет. По аналогии с экономическим видом безопасности в целях оценки в системе национальной безопасности будем пользоваться официальным перечнем показателей.
Продовольственная безопасность
В (Доктрина, 2020), согласно определению продовольственной безопасности, в разделе III «Показатели продовольственной безопасности и индикаторы их оценки» измерение производится по экономической и физической доступности, продовольственной независимости (включающей пороговые значения для 11 видов сельскохозяйственной продукции), а также соответствию требованиям Евразийского экономического союза.
Здравоохранение
В сфере здравоохранения показатели должны характеризовать как обеспеченность и доступность медицинских услуг, включая покрытие медицинскими учреждениями (с учетом территориальных масштабов нашей страны), укомплектованность необходимыми лекарствами и оборудованием, медицинским персоналом, а также показатели заболеваемости по основным видам болезней и смертности населения, которые должны улучшаться вследствие правильно налаженной работы медицинских учреждений, включая профилактические осмотры, оказание медпомощи, обучение и повышение квалификации персонала.
1. Число больничных и амбулаторно-поликлинических организаций, % от норматива.
2. Укомплектованность больничных и амбулаторно-поликлиниче-ских организаций необходимым оборудованием.
3. Укомплектованность больничных и амбулаторно-поликлиниче-ских организаций квалифицированным персоналом.
4. Число посещений гражданами поликлиник и поликлинических подразделений, в том числе участвующих в создании и тиражировании «Новой модели организации оказания медицинской помощи».
5. Объемы оказанной высокотехнологичной медицинской помощи населению, % выполненных операций от ожидаемого в очереди общего количества.
6. Доля граждан, ежегодно проходящих профилактический медицинский осмотр и(или) диспансеризацию, от общего числа населения.
7. Обслуживание населения скорой медицинской помощью.
8. Рождаемость, младенческая и материнская смертность.
9. Заболеваемость населения по всему спектру заболеваний (болезни системы кровообращения, новообразования, туберкулез, гепатит, наркомания и др.).
10. Смертность от классов болезней (болезни системы кровообращения, новообразования, туберкулез, гепатит, наркомания и др.).
11. Обеспеченность обучением, переподготовка и повышение квалификации врачей и медперсонала по специальностям.
12. Количество отечественных патентов на изобретение, полезную модель или промышленный образец для профилактики, диагностики, лечения заболеваний и последующей реабилитации.
13. Объем экспорта и импорта лекарственных средств и медицинских услуг, %
14. Доля обоснованных жалоб пациентов от общего количества оказанных медицинских услуг.
15. Доля урегулированных обоснованных жалоб пациентов от общего количества таких жалоб6.
Демография
В данной важнейшей области существуют различные наборы показателей и подходы оценки. В качестве примера выделим одно из последних интересных исследований (Еремин и др., 2023), где демографическая безопасность оценивается по пяти частным показателям. С учетом существующих разработок предлагается уровень демографической безопасности оценивать по следующим индикаторам.
1. Численность населения, в % к предыдущему году.
2. Продолжительность жизни (общая, трудоспособная, здоровая / мужчины, женщины)
3. Коэффициент рождаемости.
4. Коэффициент смертности населения.
5. Доля граждан, ведущих здоровый образ жизни.
6. Доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
7. Обеспеченность населения объектами спорта.
8. Программы поддержки как трудоспособного населения, так и пенсионеров.
6 Предлагаемые показатели №14 и №15 являются модификацией существующего индикатора «Доля обоснованных жалоб пациентов, застрахованных в системе обязательного медицинского страхования, на оказание медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования, урегулированных в досудебном порядке (от общего числа обоснованных жалоб пациентов)», который вследствие малой информативности для целей настоящего исследования, в том числе необходимости учета не только урегулированных, но и всего объема обоснованных жалоб трансформирован нами в два отдельных индикатора.
9. Общий коэффициент брачности (на 1000 человек населения).
10. Общий коэффициент разводимости (на 1000 человек населения).
11. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (тыс. чел.).
12. Миграция населения за границу (тыс. чел.)
Культура и образование
Данные направления особенно важны в современный период развития для определения (поддержания) собственной национальной идентичности.
На сегодняшний день в данных областях реализуются одноименные национальные проекты (Национальные, н.д. а, н.д. Ь). При этом в национальном проекте «Культура» предусмотрены три федеральных проекта: «Культурная среда», «Творческие люди» и «Цифровая культура». А в национальном проекте «Образование» реализуются сразу 10 федеральных проектов: «Поддержка семей, имеющих детей», «Успех каждого ребенка», «Современная школа», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Социальные лифты для каждого», «Цифровая образовательная среда» и «Экспорт образования». Кроме того, статистическая методология расчета ряда показателей культуры и образования, в том числе используемых в статистике ЮНЕСКО, представлена в (Приказ, 2022). На наш взгляд, применяемые в вышеперечисленных документах показатели вполне приемлемы для целей оценки национальной безопасности в сфере культуры и образования.
Энергетическая безопасность
Энергетическая безопасность национального хозяйства должна определяться показателями, характеризующими не только энергетическую отрасль, но и запасы основных видов топливно-энергетических ресурсов (ТЭР). При подготовке индикаторов в области обеспечения энергетической безопасности использовали официальные документы (Доктрина, 2019; Энергетическая стратегия, 2020; План мероприятий, 2021).
В перечне показателей представлены, на наш взгляд, наиболее информативные. Например, ряд исследователей применяет показатель «Производство электроэнергии на душу населения», характеризующий отношение производства электроэнергии к численности населения. На наш взгляд, данный показатель не информативен, поскольку потребление на одного человека зависит от целого ряда факторов. Или показатель «Потребление электроэнергии...», который также зависит в том числе от неэнергетических факторов. Например, потребитель может пользоваться современными энергосберегающими приборами, заметно снижающими потребление. Такой фактор не связан с электроэнергетикой. Часто можно встретить показатель «Энергоемкость ВВП». Данный показатель относится, прежде
всего к экономике, а для энергетики, на наш взгляд, необходимо применять показатель «Энергоемкость ТЭК» или какие-либо его составляющих (электростанций, сетей). Поэтому индикаторы, имеющие опосредованную связь, в приведенном перечне мы не учитывали.
1. Запасы и добыча основных видов традиционных топливно-энергетических ресурсов (газ, уголь, нефть, уран и др.)
2. Потенциал нетрадиционных и возобновляемых источников (энергия солнца, ветра, приливы, волны, геотермальная, биотопливо и т.д.).
3. Производство энергетических ресурсов (бензин, дизельное топливо, масла и др.).
4. Покрытие электрической и тепловой энергией (отношение выработки электроэнергии/мощности источников теплоснабжения и потребности в электроэнергии/тепловой нагрузке с учетом пропускной способности сетей и других ограничений в снабжении потребителей).
5. Обеспеченность собственной электро- и тепловой энергией (отношение выработки к годовому потреблению электро- и теплоэнер-гии).
6. Энергоемкость отраслей ТЭК (расход топливно-энергетических ресурсов на единицу вырабатываемой тепло- и электроэнергии, использование попутного нефтяного газа, потери тепловой и электрической энергии и т.д.).
7. Развитие атомной энергетики (установленная мощность, выбытие и ввод новых мощностей, рентабельность с учетом переработки отработанного топлива и радиоактивных отходов).
8. Ввод нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.
9. Развитие технологий водородной энергетики.
10. Аварийность в топливно-энергетическом комплексе (удельный показатель количества аварий).
11. Коэффициент износа оборудования, электрических, паровых и тепловых сетей (отношение нуждающихся в замене к общему количеству, протяженности).
12. Коэффициент обновления основных фондов, %.
13. Влияние на окружающую среду (отходы, зоны отчуждения, сбросы, выбросы, включая парниковые газы).
14. Инвестиции, затраты и выручка, субсидирование, рентабельность, прибыль ТЭК.
15. Экспорт и импорт ТЭР, технологий (строительство генерирующих и передающих мощностей), электро- и теплоэнергии и другой энергетической продукции.
Отметим, что за рубежом применяют следующие основные индикаторы энергетической безопасности: Energy Trilemma Index, Sustainable
Energy Security Index, International Index of Energy Security Risk, Global Energy Architecture Performance, The IEA Model of Short-term Energy Security. На наш взгляд, данные индикаторы включают слишком много составляющих, из которых не все напрямую оказывают влияние на энергетическую безопасность. При этом не учитывается ряд важнейших факторов, например, собственная обеспеченность ТЭР. Поэтому расчет данных показателей для ТЭК России относит нашу страну на низкие места в общих рейтингах. С таким положением дел можно согласиться, например, в отношении энергоэффективности, но в целом по критерию энергетической безопасности мы опережаем многие западные страны и вышеприведенные зарубежные показатели, на наш взгляд, не совсем информативны.
Информационная безопасность
Одна из приоритетных на сегодняшний день область обеспечения безопасности (Указ, 2020). Также в обновленном варианте (Стратегия, 2021) в качестве национальных интересов Российской Федерации впервые рассматриваются развитие безопасного информационного пространства, защита российского общества от деструктивного информационно-психологического воздействия, а в перечне национальных приоритетов впервые присутствует информационная безопасность.
Определение данного вида безопасности закреплено в (Доктрина, 2016). Отметим также реализуемый в настоящее время национальный проект «Цифровая экономика». Для оценки информационной безопасности предлагаются следующие показатели.
1. Использование интернета населением и организациями, % от общего количества.
2. Доля домохозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети Интернет, %.
3. Доля социально значимых объектов инфраструктуры, имеющих возможность подключения к широкополосному доступу к сети Интернет, %.
4. Использование цифровых технологий в организациях.
5. Использование программных средств в организациях.
6. Использование средств защиты информации в организациях.
7. Индекс развития электронного правительства.
8. Онлайн-взаимодействие населения с органами власти от общей численности населения.
9. Получение населением государственных и муниципальных услуг в электронной форме в общей численности населения.
10. Онлайн-взаимодействие бизнеса с органами власти, в % от общего числа организаций.
11. Доля государственных услуг, функций и сервисов, предоставленных в цифровом виде, без необходимости посещения государственных органов и иных организаций, %.
12. Занятые в профессиях, связанных с интенсивным использованием ИКТ (по виду экономической деятельности и группам занятий).
13. Подготовка кадров в сфере информационных технологий и смежных областей образования, связанных с интенсивным использованием ИКТ.
14. Численность работников ИКТ в общей численности.
15. Доля затрат организаций и домохозяйств на информационные и коммуникационные технологии.
16. Валовая добавленная стоимость сектора ИКТ, в % ВВП.
17. Инвестиции в основной капитал, в % от общего объема инвестиций в основной капитал.
18. Вклад сектора ИКТ в развитие экономики, % от ВВП.
19. Удельный вес сектора ИКТ в валовой добавленной стоимости (по видам экономической деятельности и странам).
20. Уровень инновационной активности организаций сектора ИКТ.
21. Удельный вес сектора ИКТ в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки, %.
22. Удельный вес затрат на российское программное обеспечение в общем объеме затрат на покупку и аренду программного обеспечения, %.
23. Патентные заявки на изобретения в области ИКТ, поданные российскими заявителями от общемирового, %.
24. Число публикаций российских авторов в области ИКТ в научных изданиях, индексируемых в международных базах данных в общемировом, %.
25. Экспорт и импорт товаров и услуг ИКТ.
26. Доля Российской Федерации в мировом объеме оказания услуг по хранению и обработке данных, %.
27. Средний срок простоя государственных информационных систем в результате неисправностей и компьютерных атак, часов.
28. Удельный вес населения, сталкивавшегося с проблемой заражения вирусами, приведшей к потере информации или времени на их удаление.
Транспортная безопасность
Одной из наиболее устоявшихся и проработанных областей обеспечения безопасности является транспортный комплекс. К сожалению, в области транспорта транспортная безопасность трактуется исключительно в узком смысле своего содержания, в русле защиты от преступных деяний.
Как в (Федеральный закон, 2007), так и в (ГОСТ, 2019) под транспортной безопасностью понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. К данному спорному определению возникает множество вопросов. Например, почему не учитываются массово и часто возникающие на территории нашей огромной страны чрезвычайные ситуации природного характера (наводнения, оползни, пожары и множество других), которые нельзя отнести к «актам незаконного вмешательства». В (Федеральный закон, 2007) под актом незаконного вмешательства понимается «противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий». Наши обоснования по поводу неправомерности столь узкой трактовки понятия «транспортная безопасность» изложены в отдельной статье (Тулупов и др., 2022). Для целей модели «национальной безопасности» под транспортной безопасностью будем понимать защиту не только от противоправных действий, но и явлений природного и техногенного характера, а также широкий перечень характеристик, показывающих вклад транспорта в развитие других отраслей и экономики в целом. При этом не использовали часть официальных показателей транспортной отрасли. Например, в официально применяемом показателе «Индекс качества транспортной инфраструктуры» потребительские свойства определяются на основе экспертного опроса специалистов, поэтому нам данный показатель показался не убедительным. Для оценки транспортной безопасности в системе национальной безопасности предлагаются следующие показатели.
1. Валовая добавленная стоимость отрасли в экономике.
2. Наличие и стоимость основных фондов (с учетом введенных и износа имеющихся).
3. Инвестиции в основной капитал.
4. Ввод в действие производственных мощностей транспорта (автомобильные и железные дороги, трамвайные и троллейбусные линии, метрополитен, порта, магистральные трубопроводы).
5. Производство транспортных средств по основным видам (автобусы, автомобили, вагоны, самолеты, суда и т.д.).
6. Экспорт и импорт транспортных средств и технологий.
7. Динамика перевозки грузов с выделением транзита и грузооборот по видам транспорта (автомобильный, железнодорожный, трубопроводный, морской, водный, воздушный).
8. Место Российской Федерации в рейтинге стран по индексу эффективности грузовой логистики (Logistics Performance Index).
9. Динамика перевозки пассажиров и пассажирооборот по видам транспорта.
10. Транспортная подвижность населения, тыс. пасс-км на одного человека в год.
11. Средняя скорость товародвижения и пассажиропотока по видам транспорта.
12. Транспортная доступность (покрытие транспортной сетью, обеспеченность транспортными средствами, пропускная способность и обеспечение бесперебойной доставки грузов и перевозки населения).
13. Энергоемкость — удельное потребление топлива (бензина, керосина, дизельного топлива и т.д.) и электроэнергии на единицу объема транспортной работы.
14. Обеспеченность персоналом и оплата труда (по сравнению с другими видами деятельности и в среднем по экономике).
15. Подготовка кадров по специальностям и направлениям эксплуатации транспорта.
16. Тарифы на транспортные услуги в соотношении с МРОТ по видам транспорта.
17. Сальдированный финансовый результат (разница прибыли и убытков) по видам транспорта.
18. Аварийность на транспорте (число происшествий вследствие техногенных и природных воздействий, погибшие и пострадавшие, причиненные убытки).
Промышленная безопасность
Учитывая весомую роль промышленности в современной экономической системе, обеспечении занятости населения и вклад в формирование ВВП, отметим важность учета данного вида безопасности.
Как правило, промышленная безопасность трактуется как отсутствие аварийных ситуаций и происшествий на производственных объектах. На наш взгляд, такое определение сужает область обеспечения промышленной безопасности. В (Федеральный закон, 1997) промышленная безопасность отождествляется с безопасностью опасных производственных объектов (ОПО). Безопасность ОПО для вышеприведенного определения полностью подходит по смысловому содержанию. А промышленная безопасность, тем более в системе обеспечения национальной безопасности, должна трактоваться в более широком смысле. При этом безопасность ОПО гораздо уже промышленной безопасности и должна являться ее составляющей.
Промышленная (производственная) безопасность должна характеризовать производственную составляющую национального хозяйства, показывать уровень промышленного развития страны и обеспечения потребностей в товарах и услугах. В качестве показателей промышленной безопасности предлагаются:
1. Ресурсный потенциал (обеспеченность, запасы ресурсов, необходимых для соответствующего вида производственной деятельности).
2. Объем промышленного производства по видам деятельности.
3. Покрытие потребностей национального хозяйства (отношение доли производства к потребностям потребителей — населения, промышленности).
4. Коэффициент износа основных фондов, %.
5. Коэффициент обновления основных фондов, %.
6. Вклад в формирование ВВП.
7. Внедрение инноваций.
8. Импортозамещение.
9. Затраты и выручка, субсидирование, рентабельность, прибыль.
10. Аварийность по видам производств.
11. Уровень безопасности опасных производственных объектов.
12. Среднемесячная оплата труда по отраслям.
13. Влияние на окружающую среду (отходы, зоны отчуждения, сбросы, выбросы, включая парниковые газы).
14. Экспорт и импорт промышленной продукции и технологий.
Военная безопасность
Определение военной безопасности официально закреплено в доктрине РФ (Военная, 2014) и полностью соответствует целям обеспечения национальной безопасности. Военная безопасность для Российской Федерации имеет наиважнейшее значение. И дело не только в происходящем в настоящее время военном противоборстве между нами и странами Запада. Россия является страной, богатой различными видами природных ресурсов, в том числе топливно-энергетическими, не имеющихся в достаточном количестве или вовсе отсутствующих у большинства стран мира (Мудрецов, Тулупов, 2011). Являясь самой большой страной по площади, Россия характеризуется удельной плотностью населения во много раз меньшей, чем у граничащих с нами стран (те же самые Китай или Япония). При этом у многих стран к России имеются территориальные претензии. Имея самую большую протяженность границ, нам необходимо постоянно обеспечивать надежную их защиту. Поэтому и расходы на военно-промышленный комплекс должны быть соответствующие. Многие призывают сократить расходы на ВПК, но они в России и так намного меньше, чем в тех же США. При этом с учетом масштабов нашей страны и возможных угроз нет ничего зазорного в высоких расходах на военно-оборонные цели.
Уровень военной безопасности предлагается мониторить по следующим критериям.
1. Военный бюджет России (от общих направлений расходов бюджета; по отношению к ВВП; в сравнении с ведущими военно-экономическими державами мира по паритету покупательной способности).
2. Численность Вооруженных Сил в соотношении с общей численностью населения.
3. Укомплектованность личным составом по видам и родам войск с учетом как контрактников, так и проходящих службу по призыву, в % от потребности в структуре личного состава.
4. Мобилизационный потенциал населения, численность запаса и пригодных к военной службе, % от общей численности вооруженных сил, а также населения страны.
5. Оснащение вооружением, военной и специальной техникой, в % от потребности.
6. Доля современных образцов вооружения, военной и специальной техники, %.
7. Темпы обновления вооружения и военной техники, в % от общей численности; в % от числа устаревших образцов.
8. Строительство объектов военной инфраструктуры.
9. Материально-техническое обеспечение (эксплуатация и ремонт, продовольствие, обмундирование, ГСМ и т.д.) по видам и родам войск, текущее и стратегические запасы, в % от потребности.
10. Подготовка военных кадров по видам и родам войск, % от потребности.
11. Уровень освоения личным составом учебно-боевых программ, %.
12. Денежное содержание личного состава, по отношению к средней заработной плате по региону дислокации.
13. Социальное и медицинское обеспечение (по видам и родам войск с учетом как контрактников, так и служащих по призыву).
14. Развитие оборонно-промышленного комплекса, доля ВПК в промышленном производстве.
15. Выпуск перспективных образцов вооружений и инновационной продукции в общем объеме военной продукции, %.
16. Экспорт и импорт вооружений (% от общего производства, а также в соотношении с ведущими военными державами).
17. Военно-политическое и военно-техническое сотрудничество, военные союзники и их потенциал.
18. Соотношение военных потенциалов ведущих военных, сопредельных (граничащих), а также воинственно настроенных государств.
Заключение
В отличие от существующих подходов и различных наборов показателей, официально или неофициально используемых для оценки нацио-
нальной безопасности, а также отдельных областей национального хозяйства России, в настоящем исследовании предложена система показателей в зависимости от вида обеспечиваемой безопасности. При этом мы предлагаем как новые показатели, так и используем уже применяемые, часть из которых уточнена и модифицирована.
Комплексный многоаспектный подход рассмотрения исключает присутствующие на сегодняшний день в области обеспечения безопасности перекосы, когда одни виды безопасности (экономическая, экологическая, продовольственная, энергетическая) рассматриваются с широкой позиции, а другие (например, общественная и транспортная) только с позиции возможных нарушений и преступлений, когда выпадают из внимания периодически возникающие инциденты природного характера, а также целый комплекс характеристик качества и обеспечительных мер по поддержанию безопасности.
Представленная система индикаторов оценки национальной безопасности в зависимости от вида обеспечиваемой безопасности удовлетворяет национальным целям и стратегическим задачам развития и предназначена для мониторинга состояния национального хозяйства с целью выработки мер по улучшению выявляемых несоответствий, что позволит действенно обеспечить устойчивое инклюзивное социально-экономическое развитие Российской Федерации.
Список литературы
Бобылев, С. Н. (2017). Устойчивое развитие: парадигма для будущего. Мировая экономика и международные отношения, 3, 107—113. Шр//:<Со1.ощ.10.20542/0131-2227-2017-61-3-107-113
Бобылев, С. Н. (2021). Экономика устойчивого развития. КНОРУС. 672 с.
Военная доктрина Российской Федерации. (2014). Утверждена Президентом РФ 25.12.2014 № Пр-2976.
Глазьев, С. Ю. (2014). О внешних и внутренних угрозах экономической безопасности России. Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы инновационного развития экономики», 13—29.
Глазьев, С. Ю. (2015). Создание системы обеспечения экономической безопасности и управления развитием России. Менеджмент и бизнес-администрирование, 4, 12-26.
Городецкий, А. Е. (2018). Экономическая безопасность России: новая стратегия в новых реалиях. Проблемы теории и практики управления, 1, 8-23.
Горшков М. К., Задорин, И. В., & Петухов, В. В. (2011). Национальная безопасность России в оценках экспертов. Институт социологии РАН. 56 с.
ГОСТ Р 56461-2015 6 3.14. (2019). Национальный стандарт Российской Федерации «Безопасность транспортная. Общие требования».
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. (2016). Утверждена Указом Президента РФ от 05.12.2016 № 646.
Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. (2020). Утверждена Указом Президента РФ от 21.01.2020 № 20.
Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации. (2019). Утверждена Указом Президента РФ от 13.05.2019 № 216.
Единая межведомственная информационно-статистическая система (н.д.), https://www.fedstat.ru/
Еремин, В. В., Побываев, С. А., & Сильвестров, С. Н. (2023). О показателях оценки обеспечения демографической безопасности России. Проблемы прогнозирования, 4(199), 104-114. Б01: 10.47711/0868-6351-199-104-114
Караваева, И. В. (2020). Критерии социально-экономической безопасности для России и регионов в новой реальности. Федерализм, 2, 146-161.
Климатическая доктрина Российской Федерации. (2023). Утверждена Указом Президента РФ от 26.10.2023 № 812.
Концепция общественной безопасности в Российской Федерации. (2013). Утверждена Президентом РФ 14.11.2013 № Пр-2685.
Макаров, В. Л., Бахтизин, А. Р., Ильин, Н. И., & Сушко, Е. Д. (2020). Национальная безопасность России. Экономические стратегии, 5(171), 6-23. Б01: 10.33917^-5.171.2020.6-23.
Мудрецов, А. Ф. & Тулупов А. С. (2011). Национальная безопасность (эколого-эконо-мический аспект): понятия, проблемы, решения. ЦЭМИ РАН. 140 с.
Национальные проекты РФ (н.д. а). Национальный проект «Культура». Дата обращения 01.12.2023, https://национальныепроекты.рф/projects/kultura?ysclid=lq1jspc5 &851932106
Национальные проекты РФ (н.д. Ь). Национальный проект «Образование». Дата обращения 01.12.2023, https://национальныепроекты.рф/projects/oЬrazovanie?yscИd=lq1j и1гав141910819
Николаенко, В. С. (2023). Оценка угроз национальной безопасности. Дата обращения 01.12.2023, https://vk.com/doc235209655_675378324?hash=y6iYopuUt7JgtZr2Zzv17 4rFGPQvcq057HLuXUGkXzc
План мероприятий по реализации Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года. (2021). Утвержден распоряжением Правительства РФ от 01.06.2021 № 1447-р.
Приказ Росстата от 31.08.2022 № 609 «Об утверждении официальной статистической методологии по расчету основных показателей статистики образования и культуры».
Сенчагов, В. К. (ред.) (2020). Экономическая безопасность России. Лаборатория знаний. 818 с.
Совет Безопасности РФ. (2015). Положение «Об оценке и государственном мониторинге состояния национальной безопасности Российской Федерации». Дата обращения 01.12.2023, http://www.scrf.gov.ru/news/alInews/970/
Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации. (2024). Утверждена Указом Президента РФ от 28.02.2024 № 145.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. (2021). Утверждена Указом Президента РФ от 02.07.2021 № 400.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. (2015). Утверждена Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683.
Стратегия социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года. (2021). Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.10.2021 № 3052-р.
Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года. (2017а). Утверждена Указом Президента РФ от 13.05.2017 № 208.
Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года. (2017b). Утверждена Указом Президента РФ от 19.04.2017 № 176.
Тулупов, А. С. (2023). Модель национальной безопасности: общие подходы и вопросы построения. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика, 58(3), 181-192. https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-58-3-9.
Тулупов, А. С., Титков, И. А., & Беличко, А. А. (2023). Обеспечение национальной безопасности на новой качественной основе. Стандарты и качество, 11, 28-31. DOI 10.35400/0038-9692-2023-11-209-23
Тулупов, А. С., Титков, И. А., & Беличко, А. А. (2022). Стратегия национальной безопасности РФ: развитие и направления совершенствования. Стандарты и качество, 11, 20-24.
Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
Указ Президента РФ от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».
Федеральная служба государственной статистики (н.д.). https://rosstat.gov.ru/
Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», действующая редакция от 14.11.2023.
Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», действующая редакция от 28.02.2023.
Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года. (2020). Утверждена распоряжением Правительства РФ от 09.06.2020 № 1523-р.
Tulupov, A. S., Mudretsov, A. F., & Prokopiev, M. G. (2020). Sustainable Green Development of Russia. Complex Systems: Innovation and Sustainability in the Digital Age. Springer Nature Switzerland AG. https://doi.org/10.1007/978-3-030-44703-8_15
Tulupov, A. S., Kosobutsky, B. E., Titkov, I. A., & Belichko, A. A. (2023). The Environmental Component of Sustainable Socio-economic Development. Smart Green Innovations in Industry 4.0 for Climate Change Risk Management. Springer Nature Switzerland AG. DOI: 10.1007/978-3-031-28457-1_3
References
Action plan for the implementation of the Energy Strategy of the Russian Federation for the period until 2035 (2021). Approved by Order of the Government of the Russian Federation No. 1447-r of June 01, 2021.
Bobylev, S. N. (2021). Economics of sustainable development. Moscow: KNORUS. 672 p.
Bobylev, S. N. (2017). Sustainability: a paradigm for the future. World economy and international relations, 3, 107-113. DOI: 10.20542/0131-2227-2017-61-3-107-113
Climate doctrine of the Russian Federation (2023). Approved by Decree of the President of the Russian Federation on October 26, 2023 No. 812.
Energy Security Doctrine of the Russian Federation (2019). Approved by Decree of the President of the Russian Federation of May 13, 2019 No. 216.
Energy strategy of the Russian Federation for the period until 2035 (2020). Approved by order of the Government of the Russian Federation No. 1523-r of June 09, 2020.
Eremin, V. V., Pobyvaev, S. A., & Silvestrov, S. N. (2023). On indicators for assessing Russia's demographic security. Problems of Forecasting, 4(199), 104-114. DOI: 10.47711/08686351-199-104-114
Federal Law "On Industrial Safety of Hazardous Production Facilities" (1997) of21.07.97, current version of14.11.2023 (No. 116-FZ).
Federal Law "On Transport Security" (2007) of 09.02.2007, current version of28.02.2023 (No. 16-FZ).
Federal State Statistics Service (n.d.). https://rosstat.gov.ru/
Food Security Doctrine of the Russian Federation. (2020). Approved by Decree of the President of the Russian Federation of January 21, 2020 No. 20.
Glazyev, S. Yu. (2015). Creation of a system for ensuring economic security and managing the development of Russia. Management and Business Administration, 4, 12-26.
Glazyev, S. Yu. (2014). On external and internal threats to Russia's economic security. Proceedings of the international scientific and practical conference "Problems and prospects for innovative development of the economy", 13-29.
Gorodetsky, A. E. (2018). Economic security of Russia: a new strategy in new realities. Problems of theory and practice of management, 1, 8-23.
Gorshkov, M. K., Zadorin, I. V., & Petukhov, V. V. (2011). National security of Russia in expert assessments. Institute of Sociology RAS. 56 p.
GOST R 56461-2015 6 3.14. (2019). National standard of the Russian Federation "Transport safety. General requirements".
Information Security Doctrine of the Russian Federation. (2016). Approved by Decree of the President of the Russian Federation of December 5, 2016 No. 646.
Karavaeva, I. V. (2020). Criteria for socio-economic security for Russia and the regions in the new reality. Federalism, 2, 146-161.
Makarov, V. L., Bakhtizin, A. R., Ilyin, N. I., & Sushko, E. D. (2020). National security of Russia. Economic Strategies, 5(171), 6-23. DOI: 10.33917/es-5.171.2020.6-23.
Military Doctrine of the Russian Federation. (2014). Approved by the President of the Russian Federation on December 25, 2014 No. Pr-2976.
Mudretsov, A. F., & Tulupov, A. S. (2011). National security (ecological and economic aspect): concepts, problems, solutions. CEMI RAS. 140 p.
National projects of the Russian Federation (n.d. a). National project "Culture". Access date 12/01/2023. https://natsional'nyyeproyekty.rf/projects/kultura?ysclid=lq1jspc5 fn851932106
National projects of the Russian Federation (n.d. b). National project "Education". Access date 12/01/2023, https://nationalprojects.rf/projects/obrazovanie?ysclid=lq1ju1ra gl41910819
National Security Strategy of the Russian Federation. (2021). Approved by Decree of the President of the Russian Federation No. 400 of July 02, 2021.
National Security Strategy of the Russian Federation (2015). Approved by Decree of the President of the Russian Federation No. 683 of December 31, 2015.
Nikolaenko, V. S. (2023). Assessing threats to national security. Retrieved December 01, 2023, from https://vk.com/doc235209655_675378324?hash=y6iYopuUt7JgtZr2Zzv174rFG PQvcq057HLuXUGkXzc
Order of Rosstat. (2022). "On approval of the official statistical methodology for calculating the main indicators of education and culture statistics", No. 609 of August 31, 2022.
RF Presidential Edict "On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024" (2018) dated 07.05.2018 (No. 204).
RF Presidential Edict "On the national development of the Russian Federation for the period till 2030" (2020) of 21.07.2020 (No. 474).
RF Presidential Edict "On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030 and for the perspective up to 2036" (2024) of 05.07.2024 (No. 309).
Security Council of the Russian Federation. (2015). Regulations "On assessment and state monitoring of the state of national security of the Russian Federation". Retrieved December 01, 2023, fromhttp://www.scrf.gov.ru/news/allnews/970/
Senchagov V. K. (ed.) (2020). Economic security of Russia. Knowledge Laboratory. 818 p.
Strategy for Scientific and Technological Development of the Russian Federation. (2024). Approved by Decree of the President of the Russian Federation No. 145 of February 28, 2024.
Strategy for the socio-economic development of the Russian Federation with low greenhouse gas emissions until 2050. (2021). Approved by order of the Government of the Russian Federation No. 3052-r of October 29, 2021.
The concept of public security in the Russian Federation. (2013). Approved by the President of the Russian Federation on November 14, 2013 No. Pr-2685.
The Strategy of economic security of the Russian Federation for the period up to 2030. (2017a). Approved by the Decree of the President of the Russian Federation No. 208 of May 13, 2017.
The Strategy of environmental safety of the Russian Federation for the period up to 2025. (2017b). Approved by the Decree of the President of the Russian Federation No. 176 of April 19, 2017.
Tulupov, A. S. (2023). National security model: general approaches and construction issues. Lomonosov Economics Journal, 58(3), 181-192. https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-58-3-9.
Tulupov, A. S., Titkov, I.,A., & Belichko, A.,A. (2023). Ensuring national security on a new qualitative basis. Standards and quality, 11, 28-31. DOI 10.35400/0038-9692-202311-209-23
Tulupov, A. S., Titkov, I. A., & Belichko, A. A. (2022). National Security Strategy of the Russian Federation: development and directions for improvement. Standards and Quality, 11, 20-24.
Unified Interdepartmental Information and Statistical System (n.d.). https://www. fedstat.ru/