УДК 613.164+613.6441:656.2
ОЦЕНКА НАСЕЛЕНИЕМ ШУМА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА (по данным опроса и словесно-ассоциативного эксперимента)
Проф. A.M. Волков, кандидаты мед. наук И. Л. Карагодина, А. И. Цысарь и С. А. Солдаткина, В. В. Шишкина
Всесоюзный научно-исследовательский институт гигиены железнодорожного транспорта Министерства путей сообщения СССР, Москва, и Московский научно-исследовательский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана
Проходящие по территории крупных городов железнодорожные линии служат интенсивным источником шума. В связи с широким жилищным строительством многие новые микрорайоны оказываются расположенными вблизи различных железнодорожных объектов (пассажирским и сортировочным станциям, депо, путям и вокзалам).
В нашу задачу входило изучение реакции населения, проживающего в домах-новостройках, расположенных в черте Москвы на расстоянии 40— 300 м от железнодорожных путей. Детальное круглосуточное исследование шумового режима на жилой территории и в квартирах, проведенное с помощью электроакустической аппаратуры «Брюль и Къер», показало, что акустический дискомфорт здесь обусловлен в основном шумом проходящих товарных, пассажирских и электропоездов, а также их сигналами. Так, в 7 м от продольной оси железнодорожного пути суммарные уровни звука, создаваемого движением подвижного состава, достигают 91—93 дбА, причем наиболее шумным является движение электропоездов. Спектры шума, вызываемого подвижным составом, имеют среднечастотный характер с максимумом звуковой энергии в области 500—800 гц. Одновременно довольно высокие уровни шума (95—99 дбА) отмечаются при подаче звуковых сигналов.
Шумы, возникающие при прохождении поездов и подаче ими сигналов, распространяются особенно интенсивно на открытой территории. Уровни звука значительно снижаются на первых50—100л, где потеря звуковой энергии на каждое удвоение расстояния составляет в среднем 6—10 дбА; в интервале 100—200 м от источника шума это снижение равно 8 дбА и в интервале 200—300 м — всего лишь 2—3 дбА. Однако даже при удалении от железнодорожных путей на 300 м уровень шума превышает фоновые данные на 12 дбА.
При расположении жилых домов торцами к железнодорожным путям звуковая энергия беспрепятственно проникает на территорию микрорайона. Так, на расстоянии 40 м уровни шума при движении поездов составляют 79 дбА, на расстоянии 100м — 76 дбА, на расстоянии 200 м — 74 дбА, а в наиболее удаленной точке (250 м)—59—64 дбА. Следовательно, территория на расстоянии до 250 м от железнодорожных путей характеризуется неблагоприятным акустическим режимом и непригодна для отдыха взрослых и пребывания детей на открытом воздухе. При таком расположении домов железнодорожные шумы свободно проникают не только на территорию микрорайона, но и в жилые квартиры.
В жилых помещениях торца здания, удаленного на расстояние 40 м от источника шума, с окнами, обращенными в его сторону, создаются крайне тяжелые акустические условия; максимальные уровни шума при открытых окнах достигают 84 дбА. В домах на расстоянии 150—200 м от железнодорожных путей уровни шума составляют 60—67 дбА, а на расстоянии 250—300 м 57—63 дбА. При закрытых окнах шум в помещениях уменьшается на 13— 18 дбА.
Движение поездов в пределах обследованного микрорайона круглосуточное, высокоинтенсивное. В наиболее напряженные часы количество поездов достигает 30 пар в час, даже поздно ночью, когда движение заметно уменьшается, шумовой комфорт отсутствует. Как видно из табл. 1, в течение ночи
Таблица 1
Данные исследования числа поездов и количества звуковых сигналов, слышимых в доме-
новостройке
Время суток
Количество звуковых сигналов
абс.
Количество поездов
электропоезда
пассажирские
товарные
23 часа 15 мин.— 0 часов 14 мин.
0 часов 15 » — 1 час 14 »
1 час 15 » — 4 часа 14 » 4 часа 15 » — 5 часов 30 »
98 48 106 40
98 48 35 32
8 21 21 12
8 21 7 10
8 6
1,7 1,6
9 1
4,7 4,2
(с 23 часов 15 мин. до 5 часов 30 мин.) зарегистрировано движение более 110 поездов, отмечено 292 сигнала, поданного проходящими поездами и сортировочной станцией, находящейся вблизи микрорайона. Это количество сигналов и число поездов распределяются по времени самым различным образом, достигая максимума с 23 часов 15 мин. до 1 часа 15 мин. Из общего количества поездов (53), проходящих в этот период, 39 электропоездов, 10 товарных и 14 пассажирских дального следования. Таким образом, каждые 2—4 мин. фон 30—40 дбА прерывается резким шумом поездов, достигающим 85—90 дбА\ иначе говоря, перепады уровней достигают45—60 дбА. Среднее время слышимости движения электро- и пассажирского поезда, как видно из табл. 2, составляет 30—35 сек., а товарного—120— 130 сек. В течение каждого ночного часа до 15 мин. приходится на ясно слышимое движение
Таблица 2
Среднее время (в сек.) слышимости шума движения поездов из дома-новостройки
Таблица 3
Средняя продолжительность скрытого периода ответной реакции (в сек.) в зависимости от шумового режима квартир
Времв суток Электропоезд Пассажирский поезд Товарный поезд
23 часа 15 мин.—0 часа 14 мин. 29,0 35,6 107,7
0 часов 15 » —1 час 14 » 29,6 30,3 130,0
1 час 15 »—4 часа 14 » 24,3 34,1 115,8
4 часа 15 » — 5 часов 30 » 26,8 33,3 119,7
Расстояние от железной дороги (в м) Максимальный уровень шума при открытых окнах (в дбА) Скрытый период ответной реакции (в сек.) на слова
обще- смысло- вые транспортные
40—100 150—180 250—280 84 67 63 3.3 2,7 2.4 4.3 3,7 3.4
Контроль — 2,6 3,2
поездов, их сигналы и звуки, создаваемые при работе сортировочной станции. Для оценки населением шума железнодорожного транспорта был проведен опрос по специально разработанной анкете, учитывающей характер жалоб и позволяющий выявить субъективную реакцию на изучаемый фактор.
С этой целью опрошено 227 человек, из них а/з женщины. В возрасте до 20 лет было 13 обследованных, 21—40 лет — 101 и старше 41 года — 113. Большинство из них к шуму не адаптированы, так как переехали из тихих районов и в данном микрорайоне живут не более 3—6 месяцев.
Наибольшее количество жалоб предъявляли лица, проживающие в непосредственной близости от железнодорожных путей (в 40—100 м). 126 из 144 опрошенных (87%) жаловались на беспокойство и раздражение. Почти все опрошенные указывали на невозможность проживания в домах, которые
они занимают, из-за шума поездов, сигналов, отсутствия возможности открывать летом окна, смотреть телепередачи, спокойно разговаривать. Жалобы носили резкий, категоричный характер. Беспокойство отмечается жителями круглосуточно, но особенно остро в вечерние и ранние утренние часы. 47—64% опорошенных указывают на нарушение сна — длительное засыпание, частые пробуждения ночью и рано утром. Это связано с интенсивным движением электропоездов до 1 часа и с 5 часов. Внезапное появление звуковых сигналов на относительно низком шумовом фоне вызывает испуг у детей (на что ссылается 21—45% опрошенных), приводит к помехам при выполнении различных видов работ (в 8—24% случаев).
Население, проживающее в домах, удаленных от железной дороги на 150—200 м, испытывает меньшее беспокойство: около 50% опрошенных при закрытых окнах отмечают шум, при открытых же окнах, по словам обследованных, шум вызывает у них беспокойство и раздражение. В домах, удаленных на 250—300 м от железной дороги, шум отчетливо слышен, но его беспокоящее действие зарегистрировано лишь в единичных случаях.
Для объективного выявления возможного влияния шума железнодорожного транспорта с 136 жильцами проводился словесно-ассоциативный эксперимент, позволяющий судить об изменениях нейродинамики, происходящих в коре головного мозга, и состоянии 2-й сигнальной системы человека. Эта методика предназначена для изучения готовности долговременной памяти, характеризуемой быстротой и адекватностью воспроизведения нужной информации. Каждому наблюдаемому предлагали как можно быстрее отве-вечать на слова-раздражители тем словом, с которым этот предмет (явление) можно связать. При этом учитывали скрытое время ответной реакции и характер ответа. Каждому наблюдаемому предлагали 15 слов-раздражителей, из которых 5 были взяты из терминологии железнодорожного транспорта и расположены в определенном чередовании с общесмысловыми словами.
С целью использования этого варианта словесно-ассоциативного эксперимента применительно к массовому обследованию населения проведены наблюдения над 15 студентами, не подвергавшимися влиянию транспортного шума (в дальнейшем — контрольная группа).
Детальный анализ данных словесно-ассоциативного эксперимента не выявил зависимости скрытого времени ответной реакции от пола, возраста и рода занятий, поэтому мы приводим полученные данные в среднем по каждой группе жильцов. Наиболее существенное влиние на продолжительность скрытого времени ответной реакции в словесно-ассоциативном эксперименте оказывает шумовой режим в квартирах, зависящий от удаления домов от источника шума. Как видно из табл. 3, у населения домов, расположенных в 40—100 м от источника шума и имеющих наиболее неблагоприятный акустический режим, зарегистрирован наиболее длительный скрытый период ответной реакции как на общесмысловые слова (3,3 сек.), так и на слова, связанные с транспортом (4,3 сек).
Улиц, которые проживают в 150—180 м от железной дороги и которыхже-лезнодорожный шум беспокоит в меньшей степени, скрытый период ответной реакции короче по сравнению с жильцами, чьи квартиры расположены в 40—100 м от источника шума (соответственно 2,7 и 3,7 сек). Быстрее всех (в течение 2,4 и 3,4 сек.) отвечали на предлагаемые слова-раздражители жильцы домов, удаленных от железной дороги на 250—300 м. Их показатели близки к данным контрольной группы.
Можно отметить, что скрытое время ответной реакции на все слова у жителей, испытывающих значительное беспокойство от шума, несколько больше, чем у лиц, на которых шум оказывает меньшее влияние. Разница в продолжительности ответных реакций на транспортные и общесмысловые слова, видимо, объясняется тем, что для всех жителей микрорайона железнодорожный транспорт является социально обусловленным средством, служащим, с одной стороны, причиной акустического дискомфорта, а с другой — основным и наиболее удобным видом связи с центром города.
Качественный анализ ответных реакций показал, что у населения, проживающего в дискомфортных условиях, наибольшая продолжительность скрытого времени наблюдалась, когда им предлагали слова «тишина, поезд, станция,транспорт, бессонница ) (4,7 сек.), а в ответах во многих случаях отмечалась связь с шумовым фактором.Так, на слово «тишина» почти 3/t жителей отвечали: «не бывает, редко, шумно»; на слово «бессонница»: «часто, не сплю, из-за поездов, из-за шума»; на слова «поезд, гудок» следовали ответы: «громкий, резкий, шумный» и т. д.
Результаты исследования ассоциативной реакции свидетельствуют о начальных признаках изменения у опрошенных функционального состояния центральной нервной системы, выражающихся в снижении концентрации нервных процессов. Это можно объяснить господствующим очагом возбуждения, обусловленного действием шума и приводящего к замедлению ответных словесных реакций.
Использованный нами вариант словесно-ассоциативного эксперимента адекватно отражает реакцию большого контингента жителей, а полученные данные объективно подтверждают результаты опроса о неблагоприятном влиянии шума железнодорожного транспорта. Даже кратковременное проживание в условиях акустического дискомфорта вызывает у населения не только массовые жалобы, но и изменения функционального состояния центральной нервной системы. В дальнейшем за счет кумуляции постоянных раздражений могут развиться более глубокие изменения нервной системы, способные привести к развитию патологических состояний.
Следовательно, железнодорожный транспорт в черте города служит мощным источником шума, приводящим к нарушению акустического комфорта на жилой территории. Поэтому строительство жилых домов на расстоянии менее 300 м от железнодорожных путей возможно только с применением шумозащитных сооружений.
Поступила 6/IV 1971 г.
THE ASSESSMENT OF THEj RAILWAY TRAFFIC NOISE BY POPULATION
(QUESTIONNAIRE DATA AND VERBAL ASSOCIATION EXPERIMENT)
A. M. Volkov, I. L. Karagodina, A. /. Tsysar, S. A. Soldatkina, V. V. Shishkina
The paper deals with data on high noise levels created by the railway traffic on territories neighbouring with its tracts. The noise causes great inconvenience to the population, 87 per cent of which presented mass complaints. The noxious effect produced by the noise on the central nervous system revealed itself in the prolongation of the latent period in the reply reaction at the time of carrying out the verbal-association experiment.
УДК 613.632:613.155.3:547.222.4
МАТЕРИАЛЫ К ОБОСНОВАНИЮ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ ГЕКСАХЛОРБУТАДИЕНА В ВОЗДУХЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
Канд. мед. наук Г. Е. Потеряева
Центральная научно-исследовательская лаборатория Одесского медицинского института
Гексахлорбутадиен (ГХБД) представляет собой бесцветную жидкость со скипидарным запахом. Для этого соединения характерны следующие константы: температура плавления 21°, температура кипения 215°, удельный вес 1,6820, растворимость в воде 0,5-10"3%.
ГХБД применяют в качестве компонента в жидкостях, предназначенных для передачи механической энергии, в качестве диэлектрика, а также растворителя для хлорирования химических соединений и для получения ИФ спектров.