Научная статья на тему 'ОЦЕНКА НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ'

ОЦЕНКА НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ / НДС / ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ / TAX INCOME / CONSOLIDATED BUDGET / VAT / INCOME TAX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гуринович А.С., Головач Д.А., Конончук И.А.

В данной статье проанализированы налоговые доходы консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2015-2017 гг. Выявлены причины изменения отдельных видов налогов, главным образом, влияющих на налоговые поступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION OF TAX INCOME OF THE CONSOLIDATED BUDGET OF THE REPUBLIC OF BELARUS

This article analyzes the tax revenues of the consolidated budget of the Republic of Belarus for 2015-2017. Identify the causes of changes of individual types of taxes, mostly affecting tax revenues.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

УДК 336

Гуринович А.С. студент 3 курса Головач Д.А. студент 3 курса факультет «Банковское дело» Конончук И.А. доцент кафедра финансов Полесский государственный университет

Беларусь, г. Пинск ОЦЕНКА НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

В данной статье проанализированы налоговые доходы консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2015-2017 гг. Выявлены причины изменения отдельных видов налогов, главным образом, влияющих на налоговые поступления.

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ, НДС, ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ

Gurinovich A.S. Golovach D.A. the students 3 courses, Faculty of Banking Kononchuk I.A.

Associate Professor of the Department of Finance

Polessky State University Belarus, Pinsk

ESTIMATION OF TAX INCOME OF THE CONSOLIDATED BUDGET OF THE REPUBLIC OF BELARUS

This article analyzes the tax revenues of the consolidated budget of the Republic of Belarus for 2015-2017. Identify the causes of changes of individual types of taxes, mostly affecting tax revenues.

TAX INCOME, CONSOLIDATED BUDGET, VAT, INCOME TAX

Одним из показателей финансового состояния Республики Беларусь является эффективность управления доходами и расходами консолидированного бюджета Республики Беларусь. Тема формирования и использования консолидированного бюджета весьма актуальна на сегодняшний день, так как непосредственно связана с проблемой территориальных бюджетов, которые являются основой для обеспечения регионального и местного самоуправления.

Консолидированный бюджет является индикатором эффективности, проводимой в стране бюджетно-налоговой политики, отражая наиболее

приоритетные направления финансирования, зависимость бюджета от

доходных источников, уровень централизации, налоговую нагрузку на экономику и иные качественные показатели.

Преобладающая доля доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь традиционно формируется за счет налоговых поступлений (за 2017 год - 83,2 %) (Рисунок).

0,40

100% 15,97

80%

60% 83,65

40%

20%

0%

0,94 15,44

83,60

4,01 12,77

83,2

2015 год 2016 год 2017 год

■ Налоговые ■ Неналоговые ■Безвозмездные поступления

Рисунок - Структурно-динамический анализ доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2015-2017 гг., % Примечание: Источник - собственная разработка на основе [2] По сравнению с 2016 годом налоговые поступления сократились на 0,4 п.п. Неналоговые доходы в 2017 году по сравнению с 2016 годом также сократились на 2,67 п.п. Безвозмездные же поступления в 2017 году по сравнению с 2015 увеличились более чем в 4 раза.

Аккумулируя в своем распоряжении значительные финансовые средства, государство через налоговый механизм оказывает существенное влияние на развитие различных секторов экономики, проведение активной социальной политики. Устанавливая определенный перечень налогов, налоговые льготы, ставки и определяя объекты, государственный налоговый менеджмент определяет структуру налоговых поступлений консолидированного бюджета и возможности экономического развития страны.

Так, наибольший удельный вес в структуре налогов в Республике Беларусь приходится на НДС: его доля с каждым годов увеличивается. Несмотря на постоянное снижение доли подоходного налога, он занимает важное место по удельному весу в доходах консолидированного бюджета. В тройку налогов по наполняемости бюджета входят налоги от ВЭД (Таблица 1).

Таблица 1 - Структурно-динамический анализ налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2015-2017 гг., %_

Доходы 2015 год 2016 год Отклонение, 2017 год Отклонение, +/-

Налоговые доходы, из них: 83,6 83,6 0 83,2 -0,4

Налог на прибыль 8,2 8,2 0 9,2 1

Подоходный налог 13,9 13,8 -0,1 13,7 -0,1

Налоги на собственность 4,6 5,6 1 5,1 -0,5

Экологический налог 0,5 0,5 0 0,5 0

Налог на добычу природных ресурсов 1,9 1,7 -0,2 1,7 0

Акцизы 7,3 7,7 0,4 7,4 -0,3

НДС 27,3 28,9 1,6 29,2 0,3

Налоговые доходы от ВЭД 14,7 12,0 -2,7 11,2 -0,8

Примечание: Источник - собственная разработка на основе [1]

Рост поступлений по налогу на добавленную стоимость в основном обусловлен увеличением налоговой базы налога за счет абсолютного роста объемов продаж, в том числе в оптовой, розничной торговле и транспорте. На протяжении нескольких лет обсуждается возможность увеличения ставки налог на добавленную стоимость. Бесспорно, данный шаг позволит увеличить доходы консолидированный бюджет, но также приведет и к росту цен. Кроме того, не смотря на нейтральность данного налога относительно юридических плательщиков, рост налоговой ставки в условиях налогообложения государств-членов Евразийского экономического союза (например, в России -18%, а в Казахстане - 12%) может негативным образом отразиться на экономической привлекательности Республики Беларусь.

Невысокое значение удельного веса налога на прибыль в структуре налоговых поступлений объясняется снижением рентабельности отечественных субъектов хозяйствования, вызванного неблагоприятными внешними факторами, а также девальвацией белорусского рубля. По официальным данным, размер чистой прибыли белорусских плательщиков в 2016 г. составил 3945 млрд руб., в то время как в 2014 г. - 43361 млрд руб.

Высокое фискальное значение подоходного налога (в 2017 году -13,7 %) является результатом его широкой налоговой базы, масштабным охватом плательщиков, простотой механизма его исчисления и роста средней заработной платы в стране.

По данным таблицы прослеживается увеличение налоговых поступлений от ВЭД в 2017 году (темп роста составил 103,3%). Это обусловлено, главным образом, изменением порядка зачисления вывозных таможенных пошлин в отношении нефти и нефтепродуктов, а также пересмотром в сторону повышения ставки таможенной пошлины на калийные

удобрения, вывозимые с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза.

Несмотря на то, что наблюдается устойчивая тенденция роста доходов консолидированного бюджета, необходимо изыскать новые способы по увеличению доходов бюджета, направленные на изменение его качественной структуры. Упрощение налоговой системы, придание ей стабильности, выработка четких законодательных актов, определяющих правила налогообложения, является главным условием для обеспечения своевременного и полного поступления в бюджет причитающихся государству налоговых средств, повышения эффективности функционирования субъектов хозяйствования [2]. Кроме этого решение проблемы сбалансированности структуры налоговых поступлений в сторону увеличения прямых налогов на основе наращивания объёмов производства, реализации готовой продукции, повышения конкурентоспособности товаров, работ и услуг позволит улучшить инвестиционный климат государства.

Использованные источники:

1. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minfin. gov.by/upload/bp/doklad/2017/yd2017.pdf - Дата доступа: 05.05.2018.

2. Кисель, И.А. Совершенствование налоговой системы как условие повышения эффективности функционирования банковской системы / И.А. Кисель // Банковская система: устойчивость и перспективы развития: материалы III междунар. науч.-практ. конф. по вопр. банк. экономики, Пинск, 17-18 мая 2012 г. / Полес. гос. ун-т ; редкол.: К.К. Шебеко (гл. ред.) [и др.]. -Пинск, 2012. - С. 85-87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.