Научная статья на тему 'Оценка налогового потенциала территории при реализации государственных программ стимулирования бизнеса'

Оценка налогового потенциала территории при реализации государственных программ стимулирования бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
18
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
AlterEconomics
ВАК
Область наук
Ключевые слова
налоговый потенциал / бюджет / регион / налоговое поступления / налогооблагаемые ресурсы / синергетический дуализм / оценка налогового потенциала / модель налогового потенциала / tax potential / budget / region / tax revenues / taxable resources / synergetic dualism / analyzing tax potential / tax potential model

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рогачев Александр Сергеевич, Логинов Михаил Павлович

Государственная поддержка в виде национальных проектов и программ направлена на развитие малого и среднего предпринимательства, однако действующее налоговое законодательство не в полной мере способствует этому. Целью исследования является проведение оценки налогового потенциала территории в условиях реализации государственных механизмов стимулирования регионального развития. Для достижения цели проведен анализ фискального, ресурсного, институционального, межбюджетного, результативного, воспроизводственного и трансакционного подходов к оценке налогового потенциала территории, а также выполнено сравнение существующих методов его оценки. Предложено расширить имеющийся ряд теоретических подходов системным и инвестиционным. В основе системного подхода лежит база налогообложения территории с учетом региональной теневой экономики и влияния государства; инвестиционный подход опирается на синергетический дуализм финансовых возможностей налогооблагаемых субъектов и источников доходов с одной стороны, с другой стороны, на возможность увеличения размеров налогооблагаемой базы до максимально возможного на данной территории. Синергетический эффект налогового потенциала в рамках инвестиционного подхода реализуется за счет субсидирования государством развития территории, привлечения инвестиций, увеличения валового регионального продукта, а границы роста показателей роста синергетического эффекта определяют границы роста налогового потенциала. В статье представлены результаты моделирования налогового потенциала и оценки его изменения при применении авторской субсидированной системы налогообложения для Свердловской области. Также приведены результаты расчета объема налоговых поступлений за счет субсидированной системы налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей Свердловской области. Установлено, что использование данной системы налого­обложения для малого бизнеса позволит в 2024 г. увеличить налоговый потенциал Свердловской области на 2,54 % по сравнению с 2021 г. Полученные результаты могут служить базисом для проведения дальнейших исследований накопления и активизации налогового потенциала территорий и найти свое применение в деятельности органов региональной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analyzing Tax Potential in the Context of Regional Development Initiatives

This study addresses the challenge of aligning state support, primarily in the form of national projects, with the development of small and medium-sized businesses. The realization of this task, however, is hampered by the existing tax legislation. The aim of this study is to assess the tax potential of a particular region (Sverdlovsk region, Russia) within the broader framework of regional development initiatives. The study relies on a variety of methods, including fiscal, resource-based, institutional, inter-budgetary, productive, reproductive, and transactional methods for assessing the tax potential of the region. Additionally, the study compares these methods and shows the need to expand the theoretical framework to include systemic and investment approaches. The former considers factors such as the regional shadow economy and state influence in assessing the tax base, while the latter focuses on financial capabilities, income sources, and the potential for expanding the tax base. The investment approach aims for a synergetic effect through state subsidies, attracting investments, boosting the gross regional product, and setting the limits for tax potential growth. The article presents findings from modeling the tax potential and assessing its evolution when applying a specially designed subsidized taxation system for Sverdlovsk region. It also offers insights into the anticipated increase in tax revenues for businesses and individual entrepreneurs in Sverdlovsk region resulting from the implementation of this tax system. The findings demonstrate that the implementation of this taxation system, particularly for small businesses, is projected to increase the tax potential of Sverdlovsk region by 2.54 % by 2024 when compared to the baseline year of 2021. These results can serve as a foundation for further research on the accumulation and activation of tax potential in various regions and offer valuable insights for regional authorities in their decision-making processes.

Текст научной работы на тему «Оценка налогового потенциала территории при реализации государственных программ стимулирования бизнеса»

(«d:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ СТАТЬЯ

https://doi.Org/10.31063/AlterEconomics/2023.20-3.9 ^

УДК 336.1 OPEN ¿access

JELH2

Оценка налогового потенциала территории при реализации государственных программ стимулирования бизнеса1

Александр С. РОГАЧЕВ « Михаил П. ЛОГИНОВ 2) ©, Наталья В. УСОВА 3) И ©

12 3 Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург, Российская Федерация

Для цитирования: Рогачев, А. С., Логинов, М. П., Усова, Н. В. (2023). Оценка налогового потенциала территории при реализации государственных программ стимулирования бизнеса. AlterEconomics, 20(3), 663-690. https://doi.org/10.31063/AlterEconomics/2023.20-3.9

Аннотация. Государственная поддержка в виде национальных проектов и программ направлена на развитие малого и среднего предпринимательства, однако действующее налоговое законодательство не в полной мере способствует этому. Целью исследования является проведение оценки налогового потенциала территории в условиях реализации государственных механизмов стимулирования регионального развития. Для достижения цели проведен анализ фискального, ресурсного, институционального, межбюджетного, результативного, воспроизводственного и трансакционного подходов к оценке налогового потенциала территории, а также выполнено сравнение существующих методов его оценки. Предложено расширить имеющийся ряд теоретических подходов системным и инвестиционным. В основе системного подхода лежит база налогообложения территории с учетом региональной теневой экономики и влияния государства; инвестиционный подход опирается на синергетический дуализм финансовых возможностей налогооблагаемых субъектов и источников доходов с одной стороны, с другой стороны, на возможность увеличения размеров налогооблагаемой базы до максимально возможного на данной территории. Синергетический эффект налогового потенциала в рамках инвестиционного подхода реализуется за счет субсидирования государством развития территории, привлечения инвестиций, увеличения валового регионального продукта, а границы роста показателей роста синергетического эффекта определяют границы роста налогового потенциала. В статье представлены результаты моделирования налогового потенциала и оценки его изменения при применении авторской субсидированной системы налогообложения для Свердловской области. Также приведены результаты расчета объема налоговых поступлений за счет субсидированной системы налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей Свердловской области. Установлено, что использование данной системы налогообложения для малого бизнеса позволит в 2024 г. увеличить налоговый потенциал Свердловской области на 2,54 % по сравнению с 2021 г. Полученные результаты могут служить базисом для проведения дальнейших исследований накопления и активизации налогового потенциала территорий и найти свое применение в деятельности органов региональной власти.

Ключевые слова: налоговый потенциал, бюджет, регион, налоговое поступления, налогооблагаемые ресурсы, синергетический дуализм, оценка налогового потенциала, модель налогового потенциала

1 © Рогачев А. С., Логинов М. П., Усова Н. В. Текст. 2023. AlterEconomics. 2023. Т. 20. № 3

RESEARCH ARTICLE

Analyzing Tax Potential in the Context of Regional Development Initiatives

Alexander S. ROGACHEV « Mikhail P. LOGINOV 2) © , Natalya V. USOVA 3) И ©

12 3 Ural State University of Economics, Ekaterinburg, Russian Federation

For citation: Rogachev, A. S., Loginov, M. P., & Usova, N. V. (2023). Analyzing Tax Potential in the Context of Regional Development Initiatives. AlterEconomics, 20(3), 663-690. https://doi.org/10.31063/AlterEconomics/2023.20-3.9

Abstract. This study addresses the challenge of aligning state support, primarily in the form of national projects, with the development of small and medium-sized businesses. The realization of this task, however, is hampered by the existing tax legislation. The aim of this study is to assess the tax potential of a particular region (Sverdlovsk region, Russia) within the broader framework of regional development initiatives. The study relies on a variety of methods, including fiscal, resource-based, institutional, inter-budgetary, productive, reproductive, and transactional methods for assessing the tax potential of the region. Additionally, the study compares these methods and shows the need to expand the theoretical framework to include systemic and investment approaches. The former considers factors such as the regional shadow economy and state influence in assessing the tax base, while the latter focuses on financial capabilities, income sources, and the potential for expanding the tax base. The investment approach aims for a synergetic effect through state subsidies, attracting investments, boosting the gross regional product, and setting the limits for tax potential growth. The article presents findings from modeling the tax potential and assessing its evolution when applying a specially designed subsidized taxation system for Sverdlovsk region. It also offers insights into the anticipated increase in tax revenues for businesses and individual entrepreneurs in Sverdlovsk region resulting from the implementation of this tax system. The findings demonstrate that the implementation of this taxation system, particularly for small businesses, is projected to increase the tax potential of Sverdlovsk region by 2.54 % by 2024 when compared to the baseline year of 2021. These results can serve as a foundation for further research on the accumulation and activation of tax potential in various regions and offer valuable insights for regional authorities in their decision-making processes.

Keywords: tax potential, budget, region, tax revenues, taxable resources, synergetic dualism, analyzing tax potential, tax potential model

1. Введение

В условиях достаточно высокого уровня дифференциации территории по уровню социально-экономического развития государством реализуются различные механизмы стимулирования регионального развития. При этом социально-экономическое развитие территории в современной России строится на основе реализации национальных проектов, социально-экономических и отраслевых стратегий за счет использования доходов бюджетов различных уровней и различных программ стимулирования регионального и местного развития. Развитие регионов находится в прямой зависимости не только от стратегического видения приоритетных направлений развития, текущего социально-экономического развития и внешнеэкономической ситуации, но и от величины налоговых поступлений в бюджет, определяемой налоговым потенциалом территории.

Категория «налоговый потенциал» появилась впервые в 1993 г. благодаря экспертам Всемирного банка. В свою очередь, в России данная категория появилась в 2000-х гг. В Бюллетене Счетной палаты РФ под налоговым потенциалом понимается «максимально возможная сумма поступлений в условиях действующего на-

логового законодательства»1. В настоящее время в законодательстве отсутствует четкое определение понятия «налоговый потенциал»; о нем можно найти упоминание в Бюджетном кодексе (ст. 131, 138, 142.1)2. Так, налоговый потенциал трактуется как налоговая база в расчете бюджетной обеспеченности поселения (ст. 142.1), района (ст. 138) или субъекта РФ (ст. 131).

Важно отметить, что бизнес несет высокую налоговую нагрузку, а это приводит к уходу предприятий малого и среднего бизнеса в теневой сектор экономики, и, как следствие, сокращаются налоговые поступления в региональные и местные бюджеты, снижается налоговый потенциал государства и региона, что негативно влияет на решение социально-экономических задач. Для стимулирования развития малого и среднего предпринимательства, по мнению авторов, необходимо проведение дополнительных исследований по совершенствованию налоговых режимов на основе развития теоретических и методических подходов к определению налогового потенциала территории.

2. Теоретические подходы к категории «налоговый потенциал»

На протяжении всего времени существования категории «налоговый потенциал» она постоянно пересматривается (дополняется, уточняется). Эволюция содержания экономической категории «налоговый потенциал территории (государства или страны, региона (субъекта), муниципального образования)» демонстрирует использование различных подходов.

Наиболее известным является фискальный подход, которому посвящено значительное количество работ. Так, Ф. С. Агузарова и С. К. Токарева в своей работе пишут: «Под налоговым потенциалом подразумевается предельно вероятная и допустимая сумма налоговых платежей и сборов в конкретном экономическом пространстве» (Агузарова, Токарева, 2013, с. 11).

Л. Л. Игонина считает, что «налоговый потенциал региона как экономическая категория выражает совокупность финансовых отношений, складывающихся по поводу трансформации налоговых ресурсов региона в налоговые доходы бюджета, эффективность которой определяется степенью паритетности фискальной и регулирующей функций налогообложения в условиях достигнутого уровня развития экономической системы и ее институциональной организации» (Игонина, 2012, с. 198).

«Понятие „налоговый потенциал" трактуется как максимально возможная сумма поступлений налогов и сборов в условиях действующего налогового законодательства на территории данного субъекта Российской Федерации» (Джусоева, 2012).

В свою очередь Г. Л. Попова считает, что «налоговый потенциал региона — это максимально возможный объем поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет региона с учетом сложившихся существенных внутренних и внешних факторов, определяющих уровень финансово-экономического развития региона» (Попова, 2012, с. 7-8).

В. А. Шабашев и Т. Т. Маликайдаров предлагают следующий подход: «Налоговый потенциал региона — экономическая категория, представляющая собой оптималь-

1 Счетная палата РФ (2007). Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации, 1(109). URL: https:// ach.gov.ru/statements/ (дата обращения: 09.08.2022).

2 Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от от 14.07.2022 № 264-ФЗ). URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 09.08.2022).

ную величину налоговых поступлений в бюджет на определенной территории, действующей в заданном правовом и экономическом поле, при максимально эффективном использовании всех имеющихся ресурсов данной территории в условиях существующей системы налогообложения» (Шабашев, Маликайдаров, 2015, с. 286). Кроме фискального подхода авторами были систематизированы подходы к налоговому потенциалу в публикациях отечественных и зарубежных ученых периода 1995-2020 гг. (табл. 1).

Как видно из таблицы 1, при рассмотрении налогового потенциала большинство авторов придерживаются фискального подхода, но в то же время ряд исследователей рассматривают его с точки зрения ресурсного, институционального, межбюджетного, результативного, генерирующего либо трансакционного подходов.

Таблица 1

Эволюция дефиниций «налоговый потенциал в целом» и «налоговый потенциал региона» в соответствии с подходами к их содержанию за период с 1995 г. по настоящее время

Table 1

Evolution of Définitions for the Concepts "Overall Tax Potential" and "Régional Tax Potential"

from 1995 to the Present

№ Авторы (год публикации) Наименование подхода

1 Л. М. Архипцева (2008); О. В. Бобылев и Л. Р. Слепнева (2013); О. В. Богачева (2000); А. Б. Паскачев (2001); А. С. Каратаев (2010) и др. Фискальный

2 О. Г. Фокина1; Н. М. Залуцкая (2012) Ресурсный

3 Т. Ю. Кортьева (2014) Институциональный

4 Т. Б. Сумская и В. И. Клисторин (2004)2; Д. Н. Слободчиков (2010)3 Межбюджетный

5 Е. С. Осипова (2006) ; М. С. Шемякина (2016)4 Результативный

6 Т. Ф. Юткина (2000)5; И. В. Вачугов (2003)6 Генерирующий

7 Н. И. Яшина, Е. В. Поющева и А. В. Комиссаров (2012) Трансакционный

8 Авторский подход Системный, инвестиционный

Источник: составлено авторами.

1 Фокина, О. Г. (2012). Формирование и реализация налогового потенциала региона на основе гармонизации интересов экономических субъектов: автореф. дисс. ... канд. экон. наук. Орел, 24. URL: https:// viewer.rsl.ru/ru/rsl01005014041?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 29.10.2022).

2 Сумская, Т. В. (2004). Укрепление бюджетного потенциала муниципальных образований (на примере Новосибирской области): автореф. дис. ... канд. экон. наук. Новосибирск, 225. URL: https:// www.dissercat.com/content/ukreplenie-byudzhetnogo-potentsiala-munitsipalnykh-obrazovanii-na-primere-novosibirskoi-obla (дата обращения: 29.10.2022).

3 Слободчиков, Д. Н. (2010). Налоговый потенциал в системе регулирования межбюджетных отношений: автореф. дисс. ... канд. экон. наук. Йошкар-Ола, 24. URL: https://www.dissercat.com/conten1/ nalogovyi-potentsial-v-sisteme-regulirovaniya-mezhbyudzhetnykh-otnoshenii (дата обращения: 30.10.2022).

4 Шемякина, М. С. (2016). Развитие методического обеспечения управления налоговым потенциалом региона и его муниципальных образований: автореф. дисс. ... канд. экон. наук. Москва, 26. URL: https://Viewer.rsl.rn/ru/rsl01006647274?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 27.10.2022).

5 Юткина, Т. Ф. (2000). Налоги и налогообложение: учеб. Москва: ИН-ФРА-М, 429.

6 Вачугов, И. В. (2003). Теоретические основы и пути повышения налогового потенциала региона: дисс. ... канд. экон. наук. Нижний Новгород, 24. URL: https://www.dissercat.com/content/teoreticheskie-osnovy-i-puti-povysheniya-nalogovogo-potentsiala-regiona (дата обращения: 09.09.2022).

Рис. 1. Подходы зарубежных авторов к категории «налоговый потенциал» Источник: составлено авторами Fig. 1. International Approaches to the Category of "Tax Potential"

Анализируя различные подходы к категории «налоговый потенциал», отметим, что ученые раскрывают ее через две характеристики: совокупность налогооблагаемых ресурсов и совокупность налоговых поступлений. Авторы рассматривают или одну, или одновременно обе характеристики, которые являются между собой зависимыми, так как от объема налогооблагаемых ресурсов зависит объем налоговых поступлений.

Как отмечают в своей работе Д. М. Гаджикурбанов и И. В. Бердичевский, в зарубежных источниках используются категории «tax capacity» («налоговая емкость») и «tax potential» («налоговый потенциал»), через которые характеризуется процесс мобилизации и формирования налоговых ресурсов (Гаджикурбанов, Бердичевский, 2015). Также авторы подчеркивают, что отсутствует четкое разграничение между этими экономическими категориями. Ф. Шнайдер, А. Бюн и К. Э. Монтенегро определяют в качестве условия увеличения налогового потенциала искоренение теневой экономики1.

Рассмотрим содержание понятия «налоговый потенциал», которые предлагают зарубежные авторы (рис. 1).

Опираясь на исследованные труды и материалы, авторы предлагают дополненную классификацию подходов к категории «налоговый потенциал» (табл. 2).

Как видно из данных таблицы 2, авторами предложены системный подход, основанный на учете влияния теневого сектора экономики, а также инвестиционный подход и метод синергетического дуализма применительно к налоговому потенциалу, учитывающие реализацию синергии за счет совокупности факторов.

Отмечая глубокую изученность сущности понятия «налоговый потенциал», авторами предлагается рассматривать его в условиях перманентной трансформации налогового законодательства, что выражается в изменениях относительно объектов и элементов налогообложения: размеров налоговых ставок. Подобной позиции частично придерживались А. Н. Волошина и Т. И. Федорова (Волошина, Федорова, 2002).

Таким образом, авторами предлагается несколько определений налогового потенциала территории.

1 Schneider, F. (2010). Shadow Economies All over the World: New Estimates for 162 Countries from 1999 to 2007. The World Bank. Policy Research Working Paper 5356, 52. URL: documents1.worldbank.org (дата обращения: 09.09.2022).

Таблица 2

Классификация подходов «налоговый потенциал»

Table 2

Classification of Approaches to "Tax Potential"

№ Наименование подхода Содержание терминов

1 Фискальный, или доходный Максимально возможная сумма налоговых поступлений, которую при действующей системе налогообложения возможно собрать на конкретной территории. (Цепелев, 2022)

2 Ресурсный Совокупный объем налогооблагаемых ресурсов определенной территории

3 Институциональный Способность субъектов налоговых отношений формировать поток налоговых платежей на определенной территории

4 Смешанный, или межбюджетный Налоговый потенциал представляет собой источник доходной части бюджета и тем самым обеспечение решения за счет межбюджетного регулирования, социально-экономических задач дотационных регионов (Мурзина, 2019)

5 Результативный Налоговый потенциал рассматривается с точки зрения нормативного подхода, т. е. учитываются заданные целевые ориентиры, а также необходимый уровень обеспеченности государства как источниками налоговых доходов, так и собственными налогооблагаемыми ресурсами (Гаджикурбанов, 2015)

6 Воспроизводственный Налоговый потенциал является результатом проходящего в экономике воспроизводственного процесса

7 Генерирующий В рамках одного из подходов налоговая система оказывает сдерживающее воздействие на перспективы экономического развития. При этом важно отметить, что изъятие части доходов у хозяйствующих субъектов не оказывает негативного влияния на экономический потенциал, т. к. большая часть от этих налоговых доходов вновь поступит в экономику для решения ключевых задач социального характера

8 Трансакционный Максимально возможная от всех налогоплательщиков региона сумма всех возможных к получению налогов и сборов, учитывающая как риски неуплаты налогов и сборов, так и потенциально возможные к начислению дополнительные суммы от штрафов за налоговые правонарушения и пени

9 Системный подход (предложен авторами) Система существующей и потенциальной базы налогообложения территории с учетом негативного эффекта региональной теневой экономики и положительного / отрицательного влияния государства

10 Инвестиционный подход и метод синерге-тического дуализма (предложен авторами) Синергетический дуализм финансовых возможностей налогооблагаемых субъектов и источников доходов, с одной стороны; с другой стороны, возможность увеличения размеров налогооблагаемой базы до «потолка возможностей территории». Синергия реализуется за счет субсидирования государством развития территории, привлечения инвестиций, увеличения ВРП, при этом увеличение налогооблагаемой базы осуществляется не линейно, а экспоненциально

Источник: составлено авторами.

Так, с точки зрения системного подхода налоговый потенциал трактуется как система существующей и потенциальной базы налогообложения территории с учетом негативного эффекта региональной теневой экономики и положительного / отрицательного влияния государства.

В свою очередь, с точки зрения инвестиционного подхода и метода синергетиче-ского дуализма — синергетический дуализм финансовых возможностей налогооблагаемых субъектов и источников доходов, с одной стороны; с другой стороны, возможность увеличения размеров налогооблагаемой базы до «максимума (потолка) возможностей территории». Синергия реализуется за счет субсидирования государством развития территории, привлечения инвестиций, увеличения ВРП, при этом увеличение налогооблагаемой базы осуществляется не линейно, а экспоненциально.

На рисунке 2 представлена модель налогового потенциала России.

Далее рассмотрим подходы и классификации относительно оценки налогового потенциала. Отметим, что единой или доминирующей методики на данный момент не существует.

Так, методы прямого счета и эконометрические методы в своей работе выделили С. Г. Синельников-Мурылев, П. А. Кадочников и Г. И. Идрисов (Синельников-Мурылев, 2011). Авторы приводят классификацию методов оценки налогового потенциала, в основе которых репрезентативная налоговая система (РНС); регрессионная модель; симуляции с применением фильтра Калмана; метод оценки стохастической границы.

Также представляют интерес и другие подходы. К примеру, А. С. Каратаев в своих исследованиях выделил фискальный, ресурсный и смешанный подходы к оценке налогового потенциала (Каратаев, 2010). В свою очередь, А. А. Волков выбрал два направления расчетов налогового потенциала: прямое и косвенное (Волков, 2012). В. В. Рощупкина предложила классификацию методов оценки налогового потенциала с учетом особенностей протекания финансово-экономических процессов и проведения математических расчетов (Рощупкина, 2013). О. Проценко, У. Рассуханов и А. Цакаев исследовали проблемы оценки регионального налогового потенциала, формирования стратегий его повышения и реализации мер по нейтрализации рисков роста налоговых баз субъекта Российской Федерации (Проценко и др., 2014).

Далее обратимся к зарубежном исследованиям, представляющим интерес в рамках заявленной темы.

Применительно к Узбекистану применена оценка налогового потенциала с использованием индекса налоговых усилий для оценки размера потенциальных налоговых поступлений и величины оптимальной налоговой нагрузки, способствующим максимизации экономического роста. Авторами с помощью математической модели был определен индекс налоговых усилий для Узбекистана, и на основе эконометри-ческого анализа определен оптимальный уровень налоговой нагрузки в Узбекистане на 2000-2019 гг. (Niyazmetov et al., 2023).

Китайскими учеными представлена оценка корреляции между экономическим ростом, налоговыми доходами, уклонением от уплаты налогов и налоговыми реформами в Китае (Wang & Zhang, 2022).

На примере Кувейта рассмотрена взаимосвязь между изменениями в налоговых поступлениях, в нефтяных доходах и ВВП в стране за период с 1998 по 2015 гг. Было выявлено, что влияние изменений налоговых поступлений на изменение ВВП Кувейта незначительно, правительство может рассмотреть вопрос о введении широкомасштабных налогов на потребление и добавленную стоимость в налоговую струк-

-> НДС(1)

Акцизы (2)

НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

п=

НДФЛ (3)

_L

-^ Налог на прибыль организаций (4)

_L

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

—^ Налог на доб. полезных ископаемых (5) - I -

Водный налог (б)

X

£

Сборы за польз, объект, живот, мира (7.1)

Сборы за польз, объект, вод. биол. ресурсов (7.2)_

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ

Государственная пошлина (8)

РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ

Налог на имущество организаций (10)

Налог на игорный бизнес (11)

ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА

МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

^ Земельный налог (13)

^ Налог на имущество физических лиц (14)

Транспортный налог (1 2)

Торговый сбор (1 5)

СНР

^ ЕСХН (16) >1

УСН (17)

^ СРП (18)

ПСН (19)

НПД (20)

^ АУСН (21)

СУБСИДИРОВАННАЯ СИСТЕМА

НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (22)

Нал. на доп. доход от доб. углеводор. сырья (9)

ДОХОДЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

Доходы городских поселен ий(1 3,14,3,1 б,£

БЮДЖЕТНАЯ СТРУКТУРА ПОТЕНЦИАЛА

О

ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА (4, 1, 2, 5, 7.2, 6, 8, 9, 3, 21 (налог), 22 (налог))

ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РФ (10, 11, 1 2, 4,18, 3, 2, 5, 7.1,7.2, 17 (налог), 8, 20, 21 (налог), 1 5,18, 22 (налог))

Доходы муниципальных районов (13,14,3,16,8,19 (налог)

I

Дох. город, округов с внутригор. дел. (1 3,14,3,16,8,19 (налог))

Доходы внутригород. районов (1 3,14)

Ш

Доходы сельских поселений (1 3,14,3,16,8)

Доходы муниципальных округов (13,14,3,16,8,19 (налог)

Рис. 2. Модель налогового потенциала России (составлено по: Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» 5 августа 2000 года №117-ФЗ (ред. от 14.07.2022 №328-Ф3). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/(дата обращения: 14.09.2022); Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 14.07.2022 №264-ФЗ). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 19702/(дата обращения: 09.08.2022))

Fig. 2. Model of Russia's Tax Potential

туру Кувейта и инвестировать доходы от этих налогов в производственную политику, чтобы стимулировать долгосрочный экономический рост (Lawler & Ali Al-Sayegh, 2019).

В свою очередь, на примере Южной Кореи учеными проведен анализ реакции рынка облигаций на снижение стандартной суммы комплексного налогообложения финансового дохода (Lee & Yoon, 2019).

Влияние налоговых льгот на доходы от корпоративного подоходного налога в Сербии представлено в исследовании 2022 г., в котором используются регрессионный и факторный анализ вторичных данных Министерства финансов Сербии за период 2007-2018 гг. Полученные авторами результаты показали, что политика налоговых льгот должна быть детально определена для достижения экономических и социальных целей (Durovic Todorovic et al., 2022).

В 1998 г. было опубликовано исследование, в рамках которого оценивалось налогообложение на миграцию, экономическую эффективность и распределение доходов. Было выявлено, что с большей централизацией рабочей силы и большей экономической неэффективностью связана умеренная политика перераспределения доходов (Bjorvatn, 1998).

На основе данных о налогообложении личных доходов в Канаде за период 1982-1996 гг. авторы оценили функции по установлению налогов в провинциях и выявили положительную реакцию налоговых ставок провинций на изменения в ставке федерального подоходного налога, налоговых ставках конкурирующих провинций и стандартной ставке выравнивания. Кроме того, более сильная реакция на горизонтальную конкуренцию характерна для провинций, не получающих компенсационных трансфертов (Esteller-More & Sole-Olle, 2002).

В исследовании 2021 г. представлена оценка влияния прямых и косвенных налогов, а также государственных расходов на экономический рост в Болгарии за период 1999-2020 гг. Исследователи пришли к выводу, что для стабилизации экономического роста фискальные инструменты могут использоваться только в краткосрочной перспективе, в долгосрочной же перспективе они нейтральны. В краткосрочной перспективе очень эффективны прямые и косвенные налоги, а также государственные расходы. Они могут использоваться для оживления и стабилизации экономического роста. В долгосрочной перспективе рост реального ВВП может быть ускорен только за счет поощрения внутреннего спроса и стимулирования экспорта (Ganchev & Todorov, 2021).

Также была проведена оценка влияния налоговых льгот на занятость путем сравнения изменений в занятости в фирмах, которые участвуют в программах налоговых льгот на занятость, с фирмами, которые этого не делают (Faulk, 2002).

Как мы видим, существует достаточно большое количество исследований, посвященных налогообложению и налоговому потенциалу. При этом достаточно часто разработанные подходы к оценке налогового потенциала сложны для восприятия, что обусловлено одновременным учетом протекающих финансово-экономических процессов, математических расчетов, временных ограничений и абсолютных и относительных величин. Как отмечается, чаще всего модели оценки налогового потенциала являются аддитивными, но также возможно применение и мультипликативных моделей (Осипов, 2010).

В таблице 3 авторами представлены систематизация основных методов оценки налогового потенциала и оценка их эффективности.

а» vi

ы

Сводные данные методов оценки налогового потенциала территории и их эффективность Summary of Methods for Assessing Tax Potential of Regions and Their Effectiveness

Таблица 3 Table 3

n

СГ

Наименование метода

Содержание метода

Формула расчета налогового потенциала

Оценка эффективности

Аддитивный метод (Макушев и др., 2018)

Основывается на оценке и структуре налоговых баз

НПР =уНБ.х—Ц '100

где:

_ налоговые базы по /-му налогу; Т. — налоговая ставка по /-му налогу;

Метод достаточно точен, т. к. учитывает особенности формирования налоговых баз. Метод применим для оценки текущего состояния процессов формирования налоговых доходов на региональном уровне

Метод прямого счета

(Макушев, и др., 2018)

Основан на аддитивном свойстве налогового потенциала. Метод заключается в расчете суммы потенциалов каждого из налогов. В основу вычислений легли объем налоговой базы и предельные ставкам по налогам

НП=£НБ,х£., где:

НП — налоговый потенциал, руб.; НБ7— налоговая база налога /-го, руб.; £ — предельная ставка налога /-го, %.

Рассматриваемый метод приводит к существенному завышению уровня налогового потенциала и при этом не учитывается ряд показателей формирования налоговых доходов (задолженность по СНР; недопоступления по налогу в связи с установлением льгот на уровне субъектов РФ; сумма штрафов и пеней по налогам; налоговые доходы от теневой экономики).

При этом метод предоставляет информацию о налоговом потенциале по каждому налогу и допускает перспективную оценку налогового потенциала через планирование налоговой базы

Метод на основе репрезентативной налоговой системы (РНС) (Шаманин, 2016; Примостка, Сушкова, 2009)

Метод заключается в расчете суммы потенциалов каждого из налогов. В основу вычислений легли исчисленные и уплаченные доходы по каждому налогу

НП = ПД х К, где:

НП — налоговый потенциал, руб.; П Д — суммарные исчисленные доходы по /-му налогу в бюджет субъекта РФ, руб.; К — коэффициент собираемости /-го налога по субъекту.

Рассматриваемый метод предоставляет информацию о налоговом потенциале по каждому налогу и допускает перспективную оценку налогового потенциала через планирование налоговой базы

№ Наименование метода Содержание метода Формула расчета налогового потенциала Оценка эффективности

3 Метод на основе репрезентативной налоговой системы (РНС) (Шаманин, 2016; Примостка, Сушкова, 2009) нп° где: КЗ0— коэффициент собираемости по каждому из основных видов налогов; ФН° — фактические поступления по налогу вида 0 в базовом периоде; НП° — начисленные налоговые поступления по налогу 0 в базовом (текущем) периоде.

4 Фактический метод (Горский, 1999) В основу вычислений легли фактические поступления от налогов; сумма налоговой задолженности; сумма налога, приходящегося на льготы, на результатах контрольных работ, налоговые доходы от теневой экономики НПР = Ф + 3 + Л, где: НПР — налоговый потенциал региона; Ф — фактическое поступление налогов; 3 — прирост задолженности за отчетный период; Л — сумма налога, приходящегося на региональные и местные льготы. Метод не допускает перспективную оценку налогового потенциала путем ее планирования. Простота и доступность расчетов

5 Метод на основе индекса налогового потенциала1 Метод характеризуется относительной оценкой налоговых поступлений в консолидированный бюджет субъекта РФ, которая учитывает уровень развития и структуру налоговой базы региона ИНП. = У.хК. , г г готр7 где: ИНП/ — налоговый потенциал /-го субъекта РФ; V' — суммарная величина добавленной стоимости отраслей экономики в расчете на душу населения по данному субъекту, отнесенная к аналогичному показателю в среднем по РФ за предыдущий год; К — поправочный коэффициент на отраслевую структуру экономки /-го субъекта России. Применяется для проведения сравнения уровней расчетной бюджетной обеспеченности субъектов России. При этом не отражается прогнозная величина налоговых доходов субъектов России в абсолютном выражении либо в расчете на душу населения

Наименование метода

Содержание метода

Формула расчета налогового потенциала

Оценка эффективности

п

сг

от гп

п

п н

33

о

от

>

Метод на основе индекса налогового потенциала1

К1п.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■Т. х Б х К +

шром шром шром

+Т. хО. +Т. хО. +Т. X

гетр гетр гтр гтр гторг

О. +Т. хД +Т. X О.

гторг гжкх гжкх гпр гпр

где:

Т. ,Т. , Т. , Т. ,Т. , Т. — средние

: II |к Л! :(1|1 :1|I :1и|И' (ЖКХ Шр г

по России относительные уровни налоговой нагрузки (на промышленность, строительство, транспорт, торговлю, ЖКХ и прочие отрасли экономики); £>. —доли

шром7 : (1|1 :1|1 (Торг7 (ЖКХ (Пр

добавленных стоимостей промышленности, строительства, транспорта, торговли, ЖКХ и прочих отраслей экономики в сумме добавленных стоимостей, учтенных отраслей экономики конкретного субъекта России в текущем году; К. — поправочный коэффициент

¡пром г г г

на отраслевую структуру промышленности субъекта России.

К1........ — Е(Готр * Аотр)

где:

Т — средние по России относительные

огр

уровни налоговой нагрузки на основные отрасли промышленности; £) — доли соответствующих отраслей промышленности в общем объеме продукции /-го субъекта Федерации.

№ Наименование метода Содержание метода Формула расчета налогового потенциала Оценка эффективности

6.1 Метод на основе валового регионального продукта (Регрессионный метод) (Грищенко, 2013) Вычисления основываются на средней налоговой ставке регионов и валовом региональном продукте региона. Налоговые обязательства рассчитываются с помощью коэффициентов, параметров уравнения регрессии но. = с0 + с1 + ВРП., где: НО; — налоговые обязательства региона /-го; CQ + Cj — коэффициенты, параметры уравнения регрессии; ВРП. — валовый региональный продукт региона /-го. Налоговый потенциал регионов более полно отражает валовой региональный продукт, который определяется как суммарная стоимость товаров, работ и услуг, произведенных с использованием экономических ресурсов региона за определенный период времени

6.2 Метод на основе валового регионального продукта (Простой метод) (Шаманин, 2016) Вычисления основываются на средней налоговой ставке регионов и валовом региональном продукте региона. В состав налоговых обязательств входят налоговые доходы, налоговая задолженность и прирост задолженности. НП. = PC х ВРП. где: НП. — налоговый потенциал региона; PC — средняя налоговая ставка; ВРП. — валовый региональный продукт региона; PC =— ВРП где: Н — сумма налоговых обязательств всех регионов; ВРП — валовый региональный продукт всех регионов. Общие налоговые обязательства по региону включают в себя суммарные налоговые доходы, а также прирост задолженности по налогам в бюджетную систему. При этом общие налоговые обязательства рассчитываются исходя из валового регионального продукта и средней налоговой ставки по стране

7 Метод скользящих средних простой2 Суть метода заключается том, что при расчетах среднего уровня происходит определенное «скольжение» по ряду динамики от его начала к концу отбрасывая каждый раз один уровень вначале и добавляя один следующий. нпр; = НПР^1 + НПР^2 +... + НПР^ к где: п — соответствующий период, для которого проводится оценка; к — порядок скользящей средней. Возможность легкой интерпретации результатов решений и простота используемого в методе алгоритма

Наименование метода

Содержание метода

Формула расчета налогового потенциала

Оценка эффективности

Метод скользящих средних простой2

Средний уровень вычисляется из определенного числа первых по порядку уровней ряда, далее средний уровень из такого же числа уровней, начиная со второго, далее, начиная с третьего и т. д.

Метод экспоненциального сглаживания3

Способ сглаживания временных рядов, вычислительная процедура которого включает обработку всех предыдущих наблюдений, при этом учитывается устаревание информации по мере удаления от прогнозного периода

Прогнознп = ау1 + (1-аЩ, где:

Прогнознп — прогнозный объем налоговых поступлений; а — параметр сглаживания; у — фактическое значение исследуемого показателя за период, предшествующий прогнозному;

и — экспоненциально-взвешенная средняя для периода, предшествующего прогнозному.

2

а =-,

и + 1

где:

а — параметр сглаживания;

п — число наблюдений в интервале

сглаживания.

Данный метод прогнозирования считается достаточно надежным и эффективным. В качестве ключевых достоинств метода выделяются простота вычислительных операций, возможность учета весов исходной информации и гибкость описания различных динамических процессов

Суть метода состоит в минимизации суммы квадратиче-ских отклонений между наблюдаемыми и расчетными величинами.

У( + 1 =а хХ+Ь, где:

У" + 1 — прогнозное значение; а,Ъ — коэффициенты; X — условное обозначение времени.

Легкость вычислительной процедуры и хорошие по статистическим свойствам оценки

№ Наименование метода Содержание метода Формула расчета налогового потенциала Оценка эффективности

9 Метод наименьших квадратов (Мандрощенко, Татаренко, 2018) а =

е^-М2/" _ /-11= 1 Ф /-11=1 п п где: Уф — соответствующее значение временного ряда (объем налоговых поступлений); X — условное обозначение времени; п — число наблюдений в интервале сглаживания.

10 Метод синерге-тического дуализма — авторский метод Суть метода заключается в сумме объема субсидирования, объема инвестиций территории, объема валового регионального продукта НПР = ОС + ОИТ + ОВРП, где: ОС — объем субсидирования; ОИТ — объем инвестиций территории; ОВРП — объем валового регионального продукта. Синергетический эффект налогового потенциала реализуется за счет субсидирования государством развития территории, привлечения инвестиций, увеличения валового регионального продукта. Границы роста элементов синергетиче-ского эффекта будут определять границы роста налогового потенциала

Источник: составлено авторами с использованием (Бабин, 2018; Литвинова, 2017;4).

1 Попова, Л. В. (2011). Налоговый анализ: учеб. пособие. Орел: Изд-во ФГОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК», 165.

2 Пугачев, А. А. (2018). Развитие налогового потенциала региона в рамках совершенствования налогового федерализма', дисс. ... канд. экон. наук. Москва, 176.

3 Новикова, Н. В., Поздеева, О. Г. (2008). Прогнозирование национальной экономики: учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 129.

4 Ермакова, Ю. С. (2018). Совершенствованию инструментария оценки налогового потенциала региона в условиях модернизации межбюджетных отношений: авт. дисс. ... канд. экон. наук. Краснодар, 26.

Как видно по данным таблицы 3, существует достаточно большое разнообразие методов оценки налогового потенциала. Учитывая направленность и эффективность каждого из них, авторы предлагают метод синергетического дуализма. Суть метода заключается в сумме объема субсидирования, объема инвестиций территории, объема валового регионального продукта. Синергетический эффект налогового потенциала реализуется за счет субсидирования государством развития территории, привлечения инвестиций, увеличения валового регионального продукта. Границы роста элементов синергетического эффекта будут определять границы роста налогового потенциала.

Источниками доходов государства или ее территории являются налоги и сборы, государственные пошлины и специальные налоговые режимы. Каждый источник доходов облагает свой объект налогообложения. Каждый объект налогообложения можно отнести к одному из видов ресурсов (природные, материальные, финансовые). С учетом используемых дотаций и влияния государства налоговый потенциал можно рассматривать с точки зрения предлагаемого авторами системного подхода.

3. Оценка налогового потенциала малого бизнеса в Свердловской области при внедрении субсидированной системы налогообложения

Одним из актуальных направлений федеральной политики в сфере экономики является развитие малого и среднего бизнеса, реализуемое в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»1 и предусматривающее различные меры поддержки бизнеса. Учитывая, что малый и средний бизнес, как правило, функционирует в рамках субъекта РФ или муниципалитетов, перед органами власти ставится непростая задача оценки потенциального увеличения доходов бюджетов всех уровней от роста доли в экономики малого и среднего бизнеса. Как было представлено выше, участие государства, в т. ч. через различные меры поддержки бизнеса, например, через системы, ведет к различным синергетиче-ским эффектам. Одним из таких методов является предлагаемая авторами субсидированная система налогообложения малого и среднего бизнеса, рассмотренная для Свердловской области ниже. Авторами приведен расчет изменения налогового потенциала Свердловской области в результате внедрения субсидированной системы налогообложения малого бизнеса.

В основе предлагаемой авторской методики оценки налогового потенциала лежит авторская общая методика оценки, представленной выше в п. 10 таблицы 3. Суть методики заключается в оценке налогового потенциала малого бизнеса в Свердловской области с учетом налогового потенциала субсидированной системы налогообложения на основе расчета модулей, состоящих из коэффициентов и показателей.

Экспертная оценка позволит оценить изменение налогового потенциала малого бизнеса в Свердловской области, что в свою очередь повлечет изменение показателей модуля. Из чего следует, что требуется провести количественную экспертную оценку модульных показателей.

Количество модульных показателей — девять.

1 Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». URL: https://www.economy.gov.ru/ (дата обращения: 12.08.2023).

1. Валовой региональный продукт.

2. Налоговые доходы областного бюджета.

3. Исчисленные налоги малого бизнеса.

4. Объем средств областного бюджета, направленных на поддержку субъектов малого и среднего бизнеса.

5. Исчисленный налог по специальным система налогообложения малого бизнеса.

6. Количество субъектов малого бизнеса.

7. Количество субъектов среднего бизнеса.

8. Численность занятых в сфере малого и среднего бизнеса.

9. Потенциальные налоги теневой экономки малого и среднего бизнеса.

Все модульные показатели методики изменяются в соответствии с изменением налогового потенциала субсидированной системы налогообложения. Далее исследуем, как изменятся показатели при использовании субсидированной системы налогообложения:

— валовой региональный продукт учитывает налоговые отчисления (ВРГ);

— налоговые доходы областного бюджета формируются под действием налогов соответственно, в т. ч. специальных систем налогообложения (НДОБ);

— исчисленные налоги малого бизнеса формируются под действием специальных систем налогообложения для малого бизнеса (ИНМБ);

— объем финансирования из областного бюджета малого бизнеса зависит от финансового обеспечения, предусмотренного субсидируемой системой налогообложения (ОФОБ);

— количество субъектов малого бизнеса зависит от налоговых отчислений специальных налоговых режимов (КСМБ);

— количество субъектов среднего бизнеса зависит от налоговых отчислений специальных налоговых режимов (КССБ);

— численность занятых в сфере малого и среднего бизнеса зависит от налоговых отчислений специальных налоговых режимов (ЧЗМСБ);

— теневая экономика зависит от налоговых отчислений специальных налоговых режимов (ТЭ).

Анализ показателей был проведен методом экспертных оценок в четырех независимых группах. Оценки экспертов (табл. 4) по исследуемым показателям имеют различные значения, что привело к необходимости использования математического анализа.

Таблица 4

Ранги уровней изменения девяти показателей методики по оценке налогового потенциала малого бизнеса в Свердловской области

Table 4

Ranks of Levels of Changes in Nine Indicators of the Methodology for Assessing the Tax Potential

of Small Businesses in Sverdlovsk Region

№ группы экспертов А (10 %) Б (20 %) В (30 %) Г (40 %) Д (50 %) Е (60 %) Ё (70 %) Ж (80 %) З (90 %) И (100 %)

ВРГ (увеличение)

1 4 3 1 2 7 5 6 8 9 10

2 6 7 1 2 3 4 5 8 9 10

Окончание табл. 4 на след. стр.

Окончание табл. 4

№ А Б В Г Д Е Ё Ж З И

экспертов (10 %) (20 %) (30 %) (40 %) (50 %) (60 %) (70 %) (80 %) (90 %) (100 %)

3 5 6 7 1 2 3 4 8 9 10

4 1 3 2 4 6 5 7 8 9 10

НДОБ (увеличение)

1 3 2 1 6 4 7 5 8 9 10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 2 3 1 4 5 6 7 8 9 10

3 3 4 1 2 5 7 6 8 9 10

4 3 2 1 5 8 9 4 6 7 10

ИНМБ (увеличение)

1 3 1 2 4 5 6 7 8 9 10

2 3 2 1 4 7 5 6 8 9 10

3 4 3 2 1 5 7 8 6 9 10

4 3 2 1 4 6 5 8 7 10 9

ОФОБ (уменьшение)

1 3 4 2 1 5 7 8 6 9 10

2 3 4 2 1 5 7 8 6 9 10

3 3 4 1 2 5 6 7 8 9 10

4 4 3 2 1 10 9 5 6 7 8

ИНССН (увеличение)

1 3 2 1 6 4 7 5 8 9 10

2 2 3 1 4 5 6 7 8 9 10

3 3 4 1 2 5 7 6 8 9 10

4 3 2 1 5 6 4 8 9 7 10

КСМБ (увеличение)

1 3 4 2 1 6 5 7 8 9 10

2 3 2 1 4 5 6 8 7 9 10

3 5 4 3 2 1 6 7 8 9 10

4 5 3 1 2 4 6 7 10 8 9

КССБ (увеличение)

1 2 1 3 5 6 4 7 8 9 10

2 1 2 3 6 4 5 8 7 9 10

3 3 2 1 4 5 6 7 8 9 10

4 1 3 2 4 5 6 7 8 9 10

ЧЗМСБ (увеличение)

1 2 1 4 3 5 7 6 8 9 10

2 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3 2 3 1 6 5 4 7 8 9 10

4 2 1 3 4 6 5 7 8 9 10

ТЭ (уменьшение)

1 1 2 4 3 5 6 7 8 9 10

2 2 1 3 4 5 6 7 8 9 10

3 3 2 1 4 6 5 7 8 9 10

4 1 2 3 5 4 6 7 8 9 10

Источник: составлено авторами Л^егЕсопотсз. 2023. Т. 20. № 3

Наименьший средний ранг показателя НДОБ у уровня В (30 %) равный 1,0 — следовательно, в итоговой ранжировке он получает ранг 1. Уровни А (10 %) и Б (20 %) имеют одинаковые ранги (2,5), значит, с точки зрения экспертов они одинаковы, а потому они должны стоять на 2 и 3 местах и получают средний балл (2 + 3) / 2 = 2,5. Таким образом, рассчитываются средние ранги по каждому следующему показателю. Следующий по величине ранг Г (40 %), и он получает итоговый ранг 4.

Ранжировка по суммам рангов по показателем представлена в таблице 5.

Запись типа «Г < В» означает, что уровень Г предшествует уровню В (т. е. уровень Г наступит вероятнее, чем уровень В). Учитывая тот факт, что по показателю ВРГ уровни Б и Д имеют одинаковый ранг, то по рассматриваемому методу они эквивалентны и объединены в группу (представлены в фигурных скобках).

Далее рассчитаем абсолютное отклонение модульных показателей (табл. 6).

Рассчитаем модульные коэффициенты на планируемый 2024 г. и определим отклонение по сравнению с фактическими коэффициентами 2021 г. (табл. 7).

Таблица 5

Сравнение ранжировок по среднему арифметическому и по медианам

Table 5

Comparison of Rankings by Arithmetic Mean and Medians

Наименование показателя Ранжировка по среднему арифметическому Ранжировка по медианам

ВРГ Г < В < А < Е < {Б, Д} < Е < Ж < З < И В < {А, Б} < Г < {Д, Е} < Е < Ж < З < И

НДОБ В < {А, Б} < Г < {Д, Е} < Е < Ж < З < И В < А < Б < Г < Д < Е < Е < Ж < З < И

ИНМБ В < Б < {А, Г} < {Д, Е}<{Е, Ж} < З < И В < Б < А < Г < {Д, Е} < {Е, Ж} < З < И

ОФОБ Г < В < А < Б < Д < Ж < Е < Е < З < И Г < В < А < Б < Д < Ж < Е < Е < З < И

ИНССН В < {А, Б} < Г < Д < Е < Е < Ж < З < И В < Б < А < Г < Д < Е < Е < Ж < З < И

КСМБ В < Г < Б < {А, Д} < Е < Е < Ж < З < И В < Г<{Б, Д} < А < Е < Е < Ж < З < И

КССБ А < Б < В < Г < Д < Е < Е < Ж < З < И А < Б < В < Г < Д < Е < Е < Ж < З < И

ЧЗМСБ {А, Б} < В < Г < Д < Е < Е < Ж < З < И Б < А < В < Г < Д < Е < Е < Ж < З < И

ТЭ {А, Б} < В < Г < Д < Е < Е < Ж < З < И А < Б < В < Г < Д < Е < Е < Ж < З < И

Источник: составлено авторами.

Таблица 6

Расчет прироста и роста 2024 г. к 2021 г. показателей методики оценки налогового потенциала в Свердловской области

Table 6

Calculation of Growth and Increase in Indicators for Assessing Tax Potential in Sverdlovsk Region for 2024 Compared to 2021

№ Показатели 2021 г. Уровень прироста показателя по экспертным оценкам, % Прирост, 2024 г. Рост, 2024 г.

1 Валовый региональный продукт, тыс. руб. 3 038 442 800,00 30 911 532 840,00 3 949 975 640,00

2 Налоговые доходы областного бюджета, тыс. руб. 282 394449,50 30 84 718 334,85 367 112 784,35

Окончание табл. 6 на след. стр.

Окончание табл. 6

№ Показатели 2021 г. Уровень прироста показателя по экспертным оценкам, % Прирост, 2024 г. Рост, 2024 г.

3 Исчисленные налоги малого бизнеса, тыс. руб. 36 344403,20 30 10 903 320,96 47 247 724,16

4 Объем средств областного бюджета, направленных на поддержку субъектов малого и среднего бизнеса, тыс. руб. 1 323 000,00 40 529 200,00 1 852 200,00

5 Исчисленный налог по специальным системам налогообложения малого бизнеса, тыс. руб. 25 960 288,00 30 7 788 086,40 33 748 374,40

6 Количество субъектов малого бизнеса, тыс. ед. 196,14 30 58,84 254,98

7 Количество субъектов среднего бизнеса 0,59 10 0,06 0,65

8 Численность занятых в сфере малого и среднего бизнеса, тыс. чел. 612,062 20 122,41 734,47

9 Потенциальные налоги теневой экономки малого и среднего бизнеса 66 845 741,60 10 6 684 574,16 73 530 315,76

Источник: составлено авторами.

Таблица 7

Расчет модульного коэффициента на планируемый 2024 г. и определение отклонения по сравнению с фактическими коэффициентами 2021 г.

Table 7

Calculation of the Modular Coefficient for the Planned 2024 and Determining Deviations

from Actual Coefficients in 2021

№ модуля Коэффициенты 2021 г. 2024 г. Абсолютное отклонение

1 К н.п. ВРП 0,0085 0,00854 0,00004

К н.п. РБ 0,0919 0,0919 0,00003

К н.п. МБ 0,73242 0,7143 -0,0181

2 К н.п. ОБ 14,27 18,22 3,9462

3 К н.п. СБ к МБ 0,0030 0,0025 -0,0005

4 К н.п. ИН к КП 131958,30 132019,88 61,5834

5 К н.п. ИН к ЧЗ 61500,99 64328,62 2827,6316

6 К н.п. ТЭ 2,15 2,18 0,0332

Источник: составлено авторами AlterEconomics. 2023. Т. 20. № 3

Рассчитаем интегральный показатель для периодов: с 2016 по 2021 гг. и плановый 2024 г. Расчет весовых значений (kj) представлен в таблице 8.

Далее представим динамику интегрального показателя налогового потенциала малого бизнеса Свердловской области с 2016 по 2021 гг. и плановый 2024 г.

Из рисунка 3 следует, что динамика интегрального показателя налогового потенциала малого бизнеса в Свердловской области за период 2016-2021 гг. и планируемый 2024 г. имеет разнонаправленный характер. Абсолютное отклонение 2024 г. к каждому анализируемому году положительное, к 2021 г. составило 0,009, или 2,58 %. Увеличение интегрального показателя в 2024 г. свидетельствует об увеличении налогового потенциала в Свердловской области в результате внедрения субсидированной системы налогообложения.

Таблица 8

Расчет весовых значений модульных показателей

Table 8

Calculation of Weighted Values for Modular Indicators

№ п/п (j-й показатель) Показатели, n Эксперты, m Сумма баллов, Rj Вес, kj (доля)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

J = 1 К н.п. ВРП 10 10 0,21

J = 2 К н.п. РБ 8 8 0,17

J = 3 К н.п. МБ 9 9 0,19

J = 4 К н.п. ОБ 2 2 0,04

J = 5 К н.п. СБ к МБ 6 6 0,13

J = 6 К н.п. ИН к КП 5 5 0,11

J = 7 К н.п. ИН к ЧЗ 3 3 0,06

J = 8 К н.п. ТЭ 4 4 0,09

ИТОГО: — — 47 1,00

Источник: составлено авторами.

0,37 0,36 0,35 0,34 0,33 0,32

0'31 0,315

0,3

0,29

2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024

Рис. 3. Динамика интегрального показателя налогового потенциала малого бизнеса Свердловской

области с 2016 по 2021 гг. и плановый 2024 г. Источник: составлено авторами Fig. 3. Dynamics of the Integrated Tax Potential Indicator for Small Businesses in Sverdlovsk Region from 2016

to 2021 and the Planned 2024

0,357

0,349

0,328 0,336

0,328

0,315

0,3 15

4. Заключение

В современных условиях, когда на страну оказывается санкционное давление, наблюдается уход европейских предпринимателей с национального рынка и активно применяются меры антикризисного регулирования органами власти, в т. ч. Министерством финансов РФ, Федеральной налоговой службой, необходимо не только сохранять достигнутый уровень социально-экономического развития и предпринимательской активности, но и находить новые инструменты повышения привлекательности малого и среднего бизнеса для населения страны. При этом важно иметь возможность зафиксировать, как и какие именно программы и механизмы стимулирования, применяемые органами власти, влияют на изменение налогового потенциала территории.

Авторами были решены следующие научные задачи: дополнен теоретический базис теории налогообложения; предложен методический подход к оценке налогового потенциала территории, который позволяет оценивать не только итоговое значение показателя, но и делать детализацию всех его составляющих элементов; выявлено, что с учетом внедрения субсидированной системы налогообложения в 2024 г. ожидается прирост ряда показателей относительно 2021 г. Так, валовой региональный продукт, налоговые доходы областного бюджета, а также исчисленные налоги малого бизнеса будут демонстрировать, по мнению экспертов, прирост в 30 % каждый. При этом ожидается увеличение количества субъектов малого и среднего бизнеса на 30 % и 10 % соответственно. В свою очередь, численность занятых в сфере малого бизнеса также увеличится на 20 %. Таким образом, на территории Свердловской области будет наблюдаться не только развитие малого и среднего бизнеса, но и реализация мероприятий социально-экономического развития территории.

Дальнейшие исследования по совершенствованию налогообложения предпринимательства могут быть связаны с развитием и структурной трансформацией модели национальной экономики с учетом активного внедрения цифровых технологий.

Список источников

Агузарова, Ф. С., Токаева, С. К. (2013). Теоретические и методологические подходы к оценке налогового потенциала. Terra Economicus, 11 (3-3), 10-13.

Архипцева, Л. М. (2008). Налоговый потенциал: теоретические и практические аспекты использования и планирования налоговых поступлений. Налоги и налогообложение, 7, 39-46.

Бабин, Н. А. (2018). Методы оценки налогового потенциала на основе показателей формирования налоговых доходов. Вектор экономики, 5(23), 37.

Бобылев, О. В., Слепнева, Л. Р. (2013). Методологические подходы к оценке налогового потенциала региона. Проблемы современной экономики, 1 (45), 166-168.

Богачева, О. В. (2000). Налоговый потенциал и региональные счета. Финансы, 2, 29-32.

Валлих, К. (1993). Россия и проблемы бюджетно-налогового федерализма. Под общ. ред. К. Валлих. Москва: Известия, 207.

Волков, А. А. (2012). Выработка методического подхода к оценке налогового потенциала отдельно взятого субъекта Российской Федерации на основе использования регрессионного анализа. Российское предпринимательство, 13 (5), 184-188.

Гаджикурбанов, Д. М., Бердичевский, И. В. (2015). «Налоговый потенциал» в системе экономических категорий. Вестник Финансового университета, 6 (90), 96-106.

Горский, Н. В. (1999). Налоговый потенциал в механизме межбюджетных отношений. Финансы, 6, 28-30.

Грищенко, А. В. (2013). Оценка налогового потенциала региона. Финансовый менеджмент, 4, 62-73.

Джусоева, Л. Х. (2012). Теоретические и практические аспекты использования налогового потенциала региона в планировании налоговых поступлений. Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 4 (40), 32.

Залуцкая, Н. М. (2012). Налоговый потенциал как фактор территориального развития. Вестник Бурятского государственного университета, 2, 44-47.

Зенченко, С. В., Пащенко, М. П. (2008). Бюджетный потенциал региона и проблемы его оценки. Вопросы структуризации экономики, 4, 40.

Игонина, Л. Л. (2012). Развитие налогового потенциала регионов в детерминантах модернизационных процессов. Налоги и финансовое право, 3, 197-202.

Каратаев, А. С. (2010). Инструментарий оценки налогового потенциала крупнейшего налогоплательщика. Вектор науки Тольяттинского государственного университета, 4 (14), 226230.

Каратаев, А. С. (2010). Налоговый потенциал крупнейшего налогоплательщика и его оценка: теория и методология. Йошкар-Ола: ООО «Стринг», 260.

Кортьева, Т. Ю., Архипцева, Л. М. (2012). Формирование и реализация налогового потенциала хозяйствующего субъекта как системный процесс. Налоги и налогообложение, 6, 4-12.

Литвинова, В. В. (2017). Налоговый потенциал территории и его оценка. Иннов: электронный научный журнал, 4 (33), 2.

Макушев, А. Е., Цапулина, Ф. Х., Александрова, Н. В. (2018). Региональные аспекты налогового потенциала (на примере Чувашской республики). Москва: ООО «Русайнс», 116.

Мандрощенко, О. В., Татаренко, А. М. (2018). Оценка методических подходов к налоговому планированию на региональном уровне. Региональная экономика: теория и практика, 16 (11(458)), 2059-2074. https://doi.org/10.24891/re.16.11.2059

Мишачкова, А. Ф., Мигашкина, Е. С. (2010). Налоговая политика города Москвы и пути ее совершенствования. Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов, 6(48), 10-12.

Мурзина, Е. А., Ялялиева, Т. В., Шемякина, М. С. (2019). Понятие «налоговый потенциал» и подходы к его определению. Вестник Евразийской науки, 11 (4).

Осипов, С. Л., Осипова, Е. С. (2010). Вариативные модели измерения налогового потенциала. Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета, 2 (4), 135-143.

Осипова, Е. С. (2006). Налоговый потенциал в системе налоговых и межбюджетных отношений. Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 193.

Паскачев, А. Б. (2001). Налоговый потенциал экономики России. Москва: Издательский дом «МЕЛАП», 400.

Попова, Г. Л. (2012). Финансово-экономический анализ дифференциации налогового потенциала регионов Центрального федерального округа. Финансовая аналитика: проблемы и решения, 5 (1), 7-17.

Примостка, Л. А., Сушкова, Е. Е. (2009). Налоговый потенциал как важный инструмент налогового регулирования. Науковий вшник: фшанси, банки, швестици, 4 (5), 33-36.

Проценко, О., Рассуханов, У., Цакаев, А. (2014). Регулирование роста регионального налогового потенциала (на материалах Чеченской Республики). Экономическая политика, 1, 140-159.

Рощупкина, В. В. (2013). Оценка налогового потенциала Северо-Кавказского федерального округа. Международный научно-исследовательский журнал, 8(15), 55-58.

Синельников-Мурылев, С. Г. (2011). Налог на прибыль предприятий: анализ реформы 2001 г. и моделирование налогового потенциала регионов. Москва: Ин-т Гайдара, 180.

Цепелев, О. А., Чупракова, К. Е. (2022). Оценка использования налогового потенциала в контексте социально-экономического развития региона. Налоги и налогообложение, 1, 10-27. https://doi.Org/10.7256/2454-065X.2022.1.37560

Шабашев, В. А., Маликайдаров, Т. Т. (2015). Понятие налогового потенциала региона и проблемы его развития. Вестник Кемеровского государственного университета, 4-3(64), 284290.

Шаманин, В. И. (2016). Методика расчета налогового потенциала Астраханской области. Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика, 2, 99-107.

Яшина, Н. И., Поющева, Е. В., Комиссаров, А. В. (2012). Методологические подходы к оценке эффективности бюджетного контроля в современных условиях реформирования бюджетной системы РФ. Финансы и кредит, 18(44), 10-15.

Bjorvatn, K. (1998). Taxation and Migration in a Federal System. International Tax and Public Finance, 5(3), 345-355. https://doi.Org/10.1023/A:1008638311820

Durovic Todorovic, J. N., Dordevic, M. S., Ristic Cakic, M. B. (2022). Do the Effective Tax Incentives Reduce Tax Revenues? Investigating the Paradox of Corporate Income Tax in Serbia. Journal of Tax Reform, 8 (2), 108-126. https://doi.org/10.15826/jtr.2022.8.2.111

Esteller- Moré, A., Solé-Ollé, A. (2002). Tax Setting in a Federal System: The Case of Personal Income Taxation in Canada. International Tax and Public Finance, 9(3), 235-257. https://doi. org/10.1023/A:1016212110137

Faulk, D. (2002). Do State Economic Development Incentives Create Jobs? An Analysis of State Employment Tax Credits. National Tax Journal, 55(2), 263-280. https://doi.org/10.17310/ntj.2002.2.04 Ganchev, G., Todorov, I. (2021). Taxation, Government Spending and Economic Growth: The Case of Bulgaria. Journal of Tax Reform, 7 (3), 255-266. https://doi.org/10.15826/jtr.2021.7.3.102

Lawler, K., Ali Al-Sayegh, F. (2019). Potential Tax Reforms and Kuwait Economic Growth. Bulletin of Taras Shevchenko National University of Kyiv. Economics, 1 (202), 42-48. https://doi. org/10.17721/1728-2667.2019/202-1/6

Lee, S.-Y., Yoon, S. (2019). Relationship between Financial Income Tax Reform and Implicit Tax: Case of South Korean Bond Market. Asian Economic and Financial Review, 9 (8), 964-976. https://doi. org/10.18488/journal.aefr.2019.98.964.976

Lotz, J. R., Morss, E. R. (1970). A Theory of Tax Level Determinants for Developing Countries. Economic Development and Cultural Change, 18 (3), 328-341. https://doi.org/10.1086/450436 Musgrave, R. (1969). Fiscal Systems. New Haven: Yale university press, 397. Niyazmetov, I. M., Rakhmonov, A. S., Otabekov, O. (2023). Economic Growth and Optimal Tax Burden: A Case of Uzbekistan's Economy. Journal of Tax Reform, 9 (1), 47-63. https://doi.org/10.15826/ jtr.2023.9.1.128

Wang, Yu. K., Zhang, Li. (2022). Tax Revenue, Night Lights and Underground Economy: Evidence from China. Journal of Tax Reform, 8 (2), 186-198. https://doi.org/10.15826/jtr.2022.8.2.116

References

Aguzarova, F. S., & Tokaeva, S. K. (2013). Teoreticheskie i metodologicheskie podkhody k otsenke nalogovogo potentsiala [Theoretical and Methodological Approaches to the Assessment of the Tax Potential]. Terra Economicus, 11 (3-3), 10-13. (In Russ.)

Arkhiptseva, L. M. (2008). Nalogovyy potentsial: teoreticheskie i prakticheskie aspekty ispol'zovaniya i planirovaniya nalogovykh postupleniy [Tax Potential: Theoretical and Practical Aspects of Its Use in Planning of Tax Input]. Nalogi i nalogooblozhenie [Taxes and Taxation], 7, 39-46. (In Russ.)

Babin, N. A. (2018). Metody otsenki nalogovogo potentsiala na osnove pokazateley formirovaniya nalogovykh dokhodov [The Methods of Evaluating Tax Potential on the Basis of Indexes of Formation of the Tax Revenue]. Vektor ekonomiki [Vector of Economy], 5 (23), 37. (In Russ.)

Bjorvatn, K. (1998). Taxation and Migration in a Federal System. International Tax and Public Finance, 5(3), 345-355. https://doi.org/10.1023/A:1008638311820

Bobylev, O. V., & Slepneva, L. R. (2013). Metodologicheskie podkhody k otsenke nalogovogo potent-siala regiona [Methodological Approaches to the Assessment of the Tax Potential in the Region (Russia, Ulan-Ude)]. Problemy sovremennoy ekonomiki [Problems of Modern Economics], 1 (45), 166-168. (In Russ.)

Bogacheva, O. V. (2000). Nalogovyy potentsial i regional'nye scheta [Tax Potential and Regional Accounts]. Finansy [Finance], 2, 29-32. (In Russ.)

Durovic Todorovic, J. N., Dordevic, M. S., & Ristic Cakic, M. B. (2022). Do the Effective Tax Incentives Reduce Tax Revenues? Investigating the Paradox of Corporate Income Tax in Serbia. Journal of Tax Reform, 8 (2), 108-126. https://doi.org/10.15826/jtr.2022.8.2.111

Dzhusoeva, L. Kh. (2012). Teoreticheskie i prakticheskie aspekty ispol'zovaniya nalogovogo potent-siala regiona v planirovanii nalogovykh postupleniy [Theoretical and Practical Aspects of the Use of the Tax Potential of the Region in the Planning of Tax Revenues]. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami: elektronnyy nauchnyy zhurnal [Management of Economic Systems: Electronic Scientific Journal], 4 (40), 32. (In Russ.)

Esteller- Moré, A., & Solé-Ollé, A. (2002). Tax Setting in a Federal System: The Case of Personal Income Taxation in Canada. International Tax and Public Finance, 9(3), 235-257. https://doi. org/10.1023/A:1016212110137

Faulk, D. (2002). Do State Economic Development Incentives Create Jobs? An Analysis of State Employment Tax Credits. National Tax Journal, 55(2), 263-280. https://doi.org/10.17310/ntj.2002.2.04 Gadzhikurbanov, D. M., & Berdichevskiy, I. V. (2015). Nalogovyy potentsial v sisteme ekonom-icheskikh kategoriy ["Tax Potential" in the System of Economic Categories]. Vestnik Finansovogo universiteta [Bulletin of the Financial University], 6 (90), 96-106. (In Russ.)

Ganchev, G., & Todorov, I. (2021). Taxation, Government Spending and Economic Growth: The Case of Bulgaria. Journal of Tax Reform, 7 (3), 255-266. https://doi.org/10.15826/jtr.2021.7.3.102

Gorskiy, N. V. (1999). Nalogovyy potentsial v mekhanizme mezhbyudzhetnykh otnosheniy [Tax Potential in the Mechanism of Inter-Budgetary Relations]. Finansy [Finance], 6, 28-30. (In Russ.)

Grishchenko, A. V. (2013). Otsenka nalogovogo potentsiala regiona [Assessment of the Tax Potential of the Region]. Finansovyy menedzhment [Financial management], 4, 62-73. (In Russ.)

Igonina, L. L. (2012). Razvitie nalogovogo potentsiala regionov v determinantakh modernizat-sionnykh protsessov [Development of Tax Potential of Regions in Determinants of Modernization Processes]. Nalogi i finansovoe pravo [Taxes and financial law], 3, 197-202. (In Russ.)

Karataev, A. S. (2010). Instrumentariy otsenki nalogovogo potentsiala krupneyshego nalogopla-tel'shchika [Tools for Assessing the Tax Potential of the Largest Taxpayer]. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta [Science Vector of Togliatti State University. Series], 4 (14), 226-230. (In Russ.)

Karataev, A. S. (2010). Nalogovyy potentsial krupneyshego nalogoplatel'shchika i ego otsenka: teoriya i metodologiya [The tax potential of the largest taxpayer and its assessment: theory and methodology]. Yoshkar-Ola, Russia: LLC "String", 260. (In Russ.)

Kortieva, T. Y., & Arkhiptseva, L. M. (2012). Formirovanie i realizatsiya nalogovogo potentsiala khozyaystvuyushchego sub"ekta kak sistemnyy protsess [Formation and Implementation of a Business Entity's Tax Potentials as a Systemic Process]. Nalogi i nalogooblozhenie [Taxes and Taxation], 6, 4-12. (In Russ.)

Lawler, K., & Ali Al-Sayegh, F. (2019). Potential Tax Reforms and Kuwait Economic Growth. Bulletin of Taras Shevchenko National University of Kyiv. Economics, 1 (202), 42-48. https:// doi.org/10.17721/1728-2667.2019/202-1/6

Lee, S.-Y., & Yoon, S. (2019). Relationship between Financial Income Tax Reform and Implicit Tax: Case of South Korean Bond Market. Asian Economic and Financial Review, 9 (8), 964-976. https://doi. org/10.18488/journal.aefr.2019.98.964.976

Litvinova, V. V. (2017). Nalogovyy potentsial territorii i ego otsenka [Territorial Tax Potential and Its Evaluation]. Innov: elektronnyy nauchnyy zhurnal [Innov: scientific electronic journal], 4 (33), 2. (In Russ.)

Lotz, J. R., & Morss, E. R. (1970). A Theory of Tax Level Determinants for Developing Countries. Economic Development and Cultural Change, 18 (3), 328-341. https://doi.org/10.1086/450436

Makushev, A. E., Tsapulina, F. Kh., & Aleksandrova, N. V. (2018). Regional'nye aspekty nalogovogo potentsiala (na primere Chuvashskoy respubliki) [Regional Aspects of Tax Potential (on the Example of the Chuvash Republic)]. Moscow, Russia: Ru-science LLC, 116. (In Russ.)

Mandroshchenko, O. V., & Tatarenko, A. M. (2018). Otsenka metodicheskikh podkhodov k nalogov-omu planirovaniyu na regional'nom urovne [Evaluation of Methodological Approaches to Tax Planning at the Regional Level]. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika [Regional Economics: Theory and Practice], 16 (11(458)), 2059-2074. https://doi.org/10.24891/re.16.11.2059 (In Russ.)

Mishachkova, A. F., & Migashkina, E. S. (2010). Nalogovaya politika goroda Moskvy i puti ee sover-shenstvovaniya [Tax Policy of the City of Moscow and Ways of Its Improvement]. Zhurnal nauchnykh publikatsiy aspirantov i doktorantov [Journal of Scientific Publications of Postgraduates and Doctoral Students], 6(48), 10-12. (In Russ.)

Murzina, E. A., Yalyalieva, T. V., & Shemyakina, M. S. (2019). Ponyatie "nalogovyy potentsial" i podkhody k ego opredeleniyu [The Concept of "Tax Potential" and Approaches to Its Definition]. Vestnik Evraziyskoy nauki [The Eurasian Scientific Journal], 11 (4). (In Russ.)

Musgrave, R. (1969). Fiscal Systems. New Haven: Yale University Press, 397.

Niyazmetov, I. M., Rakhmonov, A. S., & Otabekov, O. (2023). Economic Growth and Optimal Tax Burden: A Case of Uzbekistan's Economy. Journal of Tax Reform, 9 (1), 47-63. https://doi.org/10.15826/ jtr.2023.9.1.128

Osipov, S. L., & Osipova, E. S. (2010). Variativnye modeli izmereniya nalogovogo potentsiala [Variable Models for Measuring Tax Potential]. Uchenye zapiski Komsomol'skogo-na-Amure gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta [Scientific notes of Komsomolsk-on-Amour State Technical University], 2 (4), 135-143. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Osipova, E. S. (2006). Nalogovyy potentsial v sisteme nalogovykh i mezhbyudzhetnykh otnosheniy [Tax Potential in the System of Tax and Inter-Budgetary Relations]. Khabarovsk, Russia: The Far Eastern Institute of Management Publ., 193. (In Russ.)

Paskachev, A. B. (2001). Nalogovyy potentsial ekonomiki Rossii [The Tax Potential of the Russian Economy]. Moscow, Russia: MELAP Publ., 400. (In Russ.)

Popova, G. L. (2012). Finansovo-ekonomicheskiy analiz differentsiatsii nalogovogo potentsiala re-gionov Tsentral'nogo federal'nogo okruga [The Financial and Economic Analysis of Differentiation of the Tax Potential of the Regions of Central Federal District]. Finansovaya analitika: problemy i resheniya [Financial Analytics: Science and Experince], 5 (1), 7-17. (In Russ.)

Primostka, L. A., & Sushkova, E. E. (2009). Nalogovyy potentsial kak vazhnyy instrument nalogovogo regulirovaniya [Tax Potential as an Important Tool of Tax Regulation]. Naukoviy visnik: finansi, banki, investitsiï [Scientific Bulletin: Finance, Banks, Investments], 4 (5), 33-36. (In Russ.)

Protsenko, O., Rassukhanov, U., & Tsakaev, A. (2014). Regulirovanie rosta regional'nogo nalogov-ogo potentsiala (na materialakh Chechenskoy Respubliki) [Regulation of Growth of Regional Fiscal Capacity (On the Materials of the Chechen Republic)]. Ekonomicheskaya politika [Economic Policy], 1, 140-159. (In Russ.)

Roschupkina, V. V. (2013). Otsenka nalogovogo potentsiala Severo-Kavkazskogo federal'nogo okruga [Assessment of Tax Capacity of North Caucasus Federal District]. Mezdunarodnyj naucno-issledovatel'skij zurnal [Research Journal of International Studies], 8 (15), 55-58. (In Russ.)

Shabashev, V. A., & Malikaydarov, T. T. (2015). Ponyatie nalogovogo potentsiala regiona i problemy ego razvitiya [The Concept of the Tax Potential of the Region and the Problems of Its Development]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Kemerovo State University], 4-3 (64), 284290. (In Russ.)

Shamanin, V. I. (2016). Metodika rascheta nalogovogo potentsiala Astrakhanskoy oblasti [The Methods of the Tax Potential Calculation in the Astrakhan Region]. Vestnik Astrakhanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Ekonomika [Vestnik of Astrakhan State Technical University. Series: Economics], 2, 99-107. (In Russ.)

Sinelnikov-Murylev, S., Kadochnikov, P., & Idrisov, G. (2011). Nalog na pribyl'predpriyatiy: analiz reformy 2001 g. i modelirovanie nalogovogo potentsiala regionov [Corporate Income Tax: Analysis of the 2001 Reform and Modelling of Tax Potential of the Regions]. Moscow, Russia: Gaydar Institute Publ., 180. (In Russ.)

Tsepelev, O. A., & Chuprakova, K. E. (2022). Otsenka ispol'zovaniya nalogovogo potentsiala v kontekste sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya regiona [Assessment of the Use of Tax Potential in the Context of Socio-Economic Development of the Region]. Nalogi i nalogooblozhenie [Taxes and Taxation], 1, 10-27. https://doi.org/10.7256/2454-065X.2022.L37560 (In Russ.)

Volkov, A. A. (2012). Vyrabotka metodicheskogo podkhoda k otsenke nalogovogo potentsiala otdel'no vzyatogo sub"ekta Rossiyskoy Federatsii na osnove ispol'zovaniya regressionnogo analiza [Developing a System Approach to Assessing the Tax Potential of a Separate Subject of the Russian Federation on the Basis of Regression Analysis]. Rossiyskoe predprinimatelstvo, 13(5), 184-188. (In Russ.)

Wallich, Ch. (1993). Rossiya i problemy byudzhetno-nalogovogo federalizma [Russia and the Challenge of Fiscal Federalism]. In Ch. Wallich (Ed.). Moscow, Russia: Izvestia Publ., 207. (In Russ.)

Wang, Yu. K., & Zhang, Li. (2022). Tax Revenue, Night Lights and Underground Economy: Evidence from China. Journal of Tax Reform, 8 (2), 186-198. https://doi.org/10.15826/jtr.2022.8.2.116

Yashina, N. I., Pojushcheva, E. V., & Comissioners, A. V. (2012). Metodologicheskie podkhody k otsenke effektivnosti byudzhetnogo kontrolya v sovremennykh usloviyakh reformirovaniya byudzhetnoy sistemy RF [Methodological Approaches to Evaluating the Effectiveness of Budgetary Control in Modern Conditions of Reforming the Budget System of the Russian]. Finansy i kredit [Finance and Credit), 18 (44), 10-15. (In Russ.)

Zalutskaya, N. M. (2012). Nalogovyy potentsial kak faktor territorial'nogo razvitiya [Tax Potential as a Factor of Territorial Development]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta [The Buryat State University Bulletin], 2, 44-47 (In Russ.)

Zenchenko, S. V., & Pashchenko, M. P. (2008). Byudzhetnyy potentsial regiona i problemy ego ot-senki [Budget Potential of the Region and Problems of Its Assessment]. Voprosy strukturizatsii ekonomiki [Issues of structuring the economy], 4, 40. (In Russ.)

Информация об авторах

Рогачев Александр Сергеевич — аспирант кафедры финансов, денежного обращения и кредита, Уральский государственный экономический университет (Российская Федерация, 620144,

г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 62; e-mail: alex2014.rogacheff@mail.ru).

Логинов Михаил Павлович — доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры финансов, денежного обращения и кредита, Уральский государственный экономический университет; http://orcid.org/0000-0003-0831-3004 (Российская Федерация, 620144, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 62; e-mail: port-all@mail.ru).

Усова Наталья Витальевна — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры маркетинга и международного менеджмента, Уральский государственный экономический университет; https://orcid.org/0000-0002-7575-6078 (Российская Федерация, 620144, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта,

д. 62; e-mail: nata-ekb-777@yandex.ru).

About the authors

Alexander S. Rogachev — PhD Student of the Department of Finance, Money Circulation and Credit, Ural State University of Economics (62, 8 Marta St., Ekaterinburg, 620144, Russian Federation; e-mail: alex2014.rogacheff@mail.ru).

Mikhail P. Loginov — Dr. Sci. (Econ.), Associate Professor, Professor of the Department of Finance, Money Circulation and Credit, Ural State University of Economics; http://orcid.org/0000-0003-0831-3004 (62, 8 Marta St., Ekaterinburg, 620144, Russian Federation; e-mail: port-all@mail.ru).

Natalya V. Usova — Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Marketing and International Management, Ural State University of Economics; https://orcid.org/0000-0002-7575-6078 (62, 8 Marta St., Ekaterinburg, 620144, Russian Federation; e-mail: nata-ekb-777@ yandex.ru).

Дата поступления рукописи: 19.05.2023.

Прошла рецензирование: 09.06.2023.

Принято решение о публикации: 22.08.2023.

Received: 19 May 2023.

Reviewed: 09 Jun 2023.

Accepted: 22 Aug 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.