Научная статья на тему 'Оценка мнения руководителей сестринских служб о стандартизации сестринской деятельности'

Оценка мнения руководителей сестринских служб о стандартизации сестринской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
78
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕСТРИНСКАЯ СЛУЖБА / NURSING SERVICES / СЕСТРИНСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / STANDARDIZATION / АНКЕТИРОВАНИЕ / QUESTIONNAIRE / NURSING CARE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Анохина Ю.В., Камынина Н.Н.

Проведено анкетирование среднего медицинского персонала по вопросам стандартизации сестринской деятельности. В целом отношение к стандартизации положительное, но респондентам не хватает знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Анохина Ю.В., Камынина Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The nursing care managers' attitude to standardization in medicine

The questionnaire was made to assess nursing care managers' attitude toward standardization in health care. Respondents showed positive reaction to implementation of medical standards but there is lack of knowledge in the field.

Текст научной работы на тему «Оценка мнения руководителей сестринских служб о стандартизации сестринской деятельности»

ОЦЕНКА МНЕНИЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СЕСТРИНСКИХ СЛУЖБ О СТАНДАРТИЗАЦИИ СЕСТРИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ю.В. Анохина, H.H. Камынина

Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова

Успешность применения стандартов во многом зависит от руководителей медицинских организаций и их структурных подразделений. Однако анализ документов, определяющих содержание управленческой деятельности руководителей сестринских служб, показал, что отсутствует прямое указание на необходимость стандартизации сестринской деятельности в целом и использование стандартов сестринской деятельности в частности.

Нами проведено исследование мнения руководителей сестринских служб по вопросам стандартизации сестринской деятельности. Для этого была разработана анкета, содержащая 30 вопросов открытого и закрытого типа.

Опрошено 26 человек, из них: 15 главных медицинских сестер, 1 старшая медсестра, 4 заместителя директора медицинских училищ по практическому обучению, 1 заместитель главного врача, 1 преподаватель, 2 медицинские сестры, 1 заведующая организационно-методическим отделом по работе с сестринским персоналом, 1 специалист этого отдела.

Большинство опрошенных (12 человек, 46,1 %) были в возрасте 46—55 лет, 7 человек (27 %) — 56 лет и более. Опрошенные имели различный стаж работы в представленных должностях — от 3 до 30 лет, в среднем 11,2 года. Высшую квалификационную категорию имели 16 человек (61,5 %), первую — 2 человека (7,7 %). Один анкетируемый имел звание заслуженного работника здравоохранения. Из всех оп-

рашиваемых 6 человек (23 %) имели публикации за 2004 г., в том числе в журналах «Главная медсестра», «Дезинфекционное дело», «Медицинская сестра».

Опрос показал, что медицинскую литературу читает 100 % анкетируемых: медицинские журналы — 23 человека (88,5 %), учебные издания — 17 человек (65,3 %), рекламные проспекты — 15 человек (57,7 %) и медицинские газеты — 12 человек (46,1 %). Наиболее предпочитаемые медицинские журналы: «Главная медицинская сестра» — 22 человека (84,6 %), «Сестринское дело» — 18 человек (69,2 %), «Медицинская сестра» — 17 человек (65,3 %). Журнал «Экономика здравоохранения» читает

7 человек (27 %), «Проблемы стандартизации в здравоохранении» — 2 человека (7,7 %). При этом особый интерес для опрошенных представляют разделы публикаций, где освещаются приказы, касающиеся сестринской деятельности, и вопросы санитарно-эпидемиологического режима (табл. 1).

О стандартизации в здравоохранении знают 24 человека (92,3 %). Указали, что знают о принятых нормативных документах, 20 (76,9 %), а о разрабатываемых — 10 человек (38,5 %). О стандартизации в сестринском деле знают 23 человека (88,5 %), о принятых документах — 19 человек (73 %), о разрабатываемых —

8 (30,7 %). Так, о протоколах ведения больных «Пролежни» знает 21 опрашиваемый (80,7 %), «Сердечная недостаточность» — 11 (42,3 %),

ПРОБЛЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ, 12, 2007

Таблица 1 Разделы медицинской литературы, представляющие наибольший интерес для опрошенных

«Артериальная гипертензия» (которая еще только в проекте) — 10 (38,4 %), «Железодефицитная анемия» — 1 анкетируемый (3,9 %).

Ответы на вопрос об источнике получения информации о данных документах отличались разнообразием. Наиболее частым источником информации являются журналы (особенно «Главная медсестра», конференции и курсы повышения квалификации (табл. 2).

Используют документы системы стандартизации в своей работе 18 человек (69,2 %), хотели бы использовать 7 респондентов (27 %), не хотели бы — 4 (15,3 %), не дали ответа — 15 (57,7 %).

Таблица 2

Источник получения информации о нормативных документах системы стандартизации в здравоохранении

Мнения по поводу препятствий на пути использования данных документов» также отличались разнообразием. Среди прочих были, например, такие ответы:

• нет информации о вновь принятых документах и приказах;

• трудности в документировании, слишком объемно, отнимает много рабочего времени;

• препятствия со стороны врачей — не знают и не хотят знать о данных документах;

• неприемлемы для работы в амбулатор-но-поликлинической сети, необходимо разработать новые;

• большой объем дополнительной работы, нехватка времени и др.

При этом 22 человека (84,6 %) ответили, что считают использование нормативных документов по стандартизации необходимым.

Ответы на вопрос «Что было бы полезно знать сестринскому персоналу, руководителю сестринской службы лечебного учреждения о стандартизации» приведены в табл. 3. Наиболее часто респонденты отмечали принятые нормативные документы. Порядок участия в разработке, апробации и рецензировании нормативных документов заинтересовал только 7 (27 %) из 26 человек. Таким образом, лишь небольшая доля респондентов готова принять участие в разработке новых стандартов, большинство хочет лишь знать о готовых документах, о том, что в данный момент существует или в скором времени появится. Также очень небольшая часть интересуется историей стандартизации. Личное

Источник получения информации

Число ответов

абс. %

Журнал «Главная медсестра» 4 15,3

Сестринские конференции / семинары 3 11,5

Курсы повышения квалификации 3 11,5

Медицинские журналы 2 7,7

«Консультант плюс» 2 7,7

Публикации в журналах (без указания 2 7,7

издания)

Друг°е 9 34,6

В том числе:

от главного врача 1 3,9

протоколы имеются в медучилище 1 3,9

документ прислан из Департамента 1 3,9

здравоохранения г. Москвы

из приказа Минздрава России 1 3,9

из учебной и научно-популярной 1 3,9

литературы

Не дали ответа 6 23

Таблица 3

Информация по вопросам стандартизации, необходимая для сестринского персонала

Информация Число ответов

абс. %

Принятые нормативные документы 24 92,3

Разрабатываемые нормативные доку- 18 69,2

менты

Состояние дел в системе стандартиза- 16 61,5

ции на текущий момент

Стандартизация сестринской деятель- 10 38,4

ности в других странах

Порядок участия в разработке, апроба- 7 27,0

ции и рецензировании нормативных

документов

История развития стандартизации ме- 6 23,0

дицинской (сестринской) деятельнос-

ти в РФ

Раздел медицинской литературы Число ответов

абс. %

Приказы 21 80,7

Санитарно-эпидемиологический режим 21 80,7

Организация и управление 19 73

Практический опыт других учреждений 19 73

Кадровая работа 17 65,3

Образование медицинских сестер 17 65,3

Новости 16 61,5

отношение к стандартизации наиболее часто было охарактеризовано как положительное (10 человек — 38,4 %). Не дали ответа 4 человека — 15,3 %.

Небольшая часть опрошенных отметила конкретные преимущества или проблемы стандартизации, например:

• облегчается работа персонала и руководителя;

• необходимы нормативная база, качественное материальное обеспечение, ознакомление со стандартом, обучение сестер и врачей, достаточное время для выполнения стандартов;

• улучшает качество оказываемой помощи населению или оказание медицинских услуг.

Нужно отметить, что руководители сестринским персоналом (а их в числе опрашиваемых большинство) отмечают необходимость стандартизации, но так как имеют разрозненные и скудные знания, не могут четко указать, зачем и для чего стандартизация необходима.

На вопрос о необходимости работы в области стандартизации сестринской деятельности большинство ответило положительно, однако, как и в предыдущем вопросе затруднялось указать конкретные преимущества стандартизации. Присутствовали такие варианты ответа, как:

• стандартизация сестринской деятельности необходима для дальнейшего улучшения работы медсестер или более качественного оказания услуг;

• помогает провести оценку оплаты при выполнении медицинских услуг (страховая медицина), объема выполнения медицинских услуг;

• необходима для единого подхода, повышения уровня знаний и умений медицинского персонала, выработки единомыслия, подготовки молодых специалистов в едином русле с работой в практическом здравоохранении, для более четкого действия медсестер в различных ситуациях;

• для повышения качества подготовки специалистов среднего звена.

Было отмечено, что стандартизация образует стройную понятную систему, но каждое дейст-

вие в алгоритме должно быть научно обосновано и оправдано. Без проведения научных исследований создание стандарта невозможно. Научные исследования должны проводиться на клинической базе. Не дали ответа несколько человек.

Специализированную литературу по стандартизации читают 8 человек (30,7 %), не дали ответа 5 человек (19,2 %), При этом журнал «Проблемы стандартизации в здравоохранении» указали двое из восьми. Остальные ответы таковы: журналы, методические указания, медицинские журналы и газеты, ГОСТы, Сан-Пины, СНИПы.

По мнению анкетируемых, для работы, обучения, получения новых знаний в области стандартизации не хватает:

• личной заинтересованности;

• возможности получения разработанных стандартов, и системы их распространения;

• самих документов-протоколов для сестринского персонала;

• литературы;

• циклов, путевок на обучение, не по всем специальностям есть возможность обучить медсестер и др.

Таким образом, анкетирование руководителей сестринской службы, обзор литературы и существующей на данный момент нормативной базы в области стандартизации в целом и в сестринской деятельности в частности показали следующее. Стандартизация в сестринской области необходима для улучшения качества работы медицинского персонала, повышения качества оказываемой помощи пациенту, для оценки работы медицинских сестер. Большинству руководителей сестринских служб и рядовому персоналу не хватает знаний в области стандартизации сестринской деятельности в рамках контроля и оценки этой деятельности. Они желают получить необходимые знания, но не знают, как и где возможно это сделать. Необходимо отметить, что многие хотели бы получать знания из специально созданного учебно-методического пособия по стандартизации, разработанного специально для сестринского персонала как высшего, так и среднего звена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.