Научная статья на тему 'Оценка мирового рынка электроактивных полимеров и перспективы его развития в России'

Оценка мирового рынка электроактивных полимеров и перспективы его развития в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
313
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горлов М. В., Койава Е. С.

В данной статье представлены темпы роста мирового рынка проводящих полимеров и доля России в нём. Рассмотрены возможности создания бизнеса по производству и реализации электроактивных полимеров с использованием метода SWOT-анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rates of increase of the electroactive polymers (EAP) world market and Russia’s role in it are presented. Possibilities of business organization on manufacture and realization of EAP are considered by using a method of the SWOT-analysis.

Текст научной работы на тему «Оценка мирового рынка электроактивных полимеров и перспективы его развития в России»

9

О Л б X U в химии и химической технологии. Том XXV. 2011. № 9 (125)

сти» населения в предмете технологии окрашивания.

Иными словами - от осознания потребителем необходимости использовать качественную продукцию специального назначения зависит то, насколько более качественной и доступной по цене лакокрасочной продукцией будет представлен данный рынок в будущем. Из вышесказанного следует, что необходимо вовлекать покупателей в активный процесс формирования спроса на лакокрасочную продукцию. Здесь важным моментом должна стать грамотно спланированная рекламно-информационная кампания: необходим тщательно продуманный промоушн не только самих новых материалов, но и технологий, применение которых позволит потребителю наиболее эффективно использовать продукт по прямому назначению. При обеспечении должного уровня информационной поддержки станет возможным повысить уровень притязательности покупателей, что что подстегнет спрос на специализированную продукцию и, соответственно, поднимет планку качества для отечественной продукции. Подобные меры также приведут к неизбежному росту стоимости материалов - будет важным при одинаковом уровне качества российской и импортной продукции сохранять более низкие цены на отечественные материалы

Библиографические ссылки

1. Яковлев А.Д. Химия и технология лакокрасочных покрытий. 3-е изд. СПб.: ХИМИЗДАТ, 2008. 448 с.

2. Липсиц И.В. Экономика: Учебник для вузов. М.: Омега-JI, 2004. 656 с.

3. Philip Kotler & oth. Principles of Marketing. 2-d European Edition, Prentice Hall inc., 1999.

УДК 331.51:668.1

M.B. Горлов, E.C. Койава

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия

ОЦЕНКА МИРОВОГО РЫНКА ЭЛЕКТРОАКТИВНЫХ ПОЛИМЕРОВ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ

Rates of increase of the electroactive polymers (EAP) world market and Russia's role in it are presented. Possibilities of business organization on manufacture and realization of EAP are considered by using a method of the SWOT-analysis.

В данной статье представлены темпы роста мирового рынка проводящих полимеров и доля России в нём. Рассмотрены возможности создания бизнеса по производству и реализации электроактивных полимеров с использованием метода SWOT-анализа.

Электроактивные полимеры (ЭАП) - материалы, способные изме-

I II в химии и химической технологии. Том XXV. 2011. № 9 (125)

нять свои размеры и форму под действием электрического тока. Нужно сказать, что подобное свойство некоторых пластмасс было обнаружено давно, но пристальное внимание ученых данная область захватила лишь в 2000 году, когда исследователи Алан Хигер, Алан Мак-Диармид и Хидэки Сиракава получили Нобелевскую премию «за открытие и развитие проводящих полимеров». Сложно сказать, чем конкретно обусловлен такой длительный «научный простой» этой области. На наш взгляд, это могло быть связано с недостаточной изученностью полимерных материалов в целом, их свойств и сфер применения. Достоверно можно говорить только одно: внимание к ЭАП будет неуклонно расти, а, следовательно, и сферы их использования будут постоянно расширяться. Это связано, прежде всего, с технологичностью материалов подобного класса. ЭАП - пластмассы, поэтому им присущи такие свойства, как легкость, гибкость, прочность, ковкость и эластичность. Тот факт, что наряду с вышеперечисленными параметрами, эти материалы будут проявлять электропроводимость подобную металлам, делает их крайне перспективными во всех областях и в первую очередь в качестве замены громоздких вездесущих электроприводов.

На данный момент ЭАП уже показывают достаточный физический «ответ» на электрическое возбуждение и могут быть использованы для создания новых классов приводов, инновационных датчиков и сенсоров. Продукты, основанные на таком «искусственном мускуле» только начинают поступать на рынок, и пальма первенства здесь в очередной раз принадле-жит США. Основными снабженцами рынка являются компании Artificial Muscles Inc. и Strategic Polymer Sciences, Inc.

Согласно новому отчету об исследовании рынка «Проводящие полимеры», глобальный рынок электроактивных полимеров достиг в 2008 г. 1,65 миллиардов долларов. Ожидается увеличение объема до более чем 2,25 миллиардов долларов к 2013 г., что означает совокупные темпы годового роста (CAGR*- compound annual growth rate) в размере 5.4% (см. рис.1).

Этот рынок подразделяется на применения проводящих полимеров и природных проводящих полимеров (так называемые ICP). Из этих двух наибольшая часть рынка приходится на долю первых. К концу 2013 г. ожидается рост объема данного сегмента рынка, оцениваемого в 1,48 миллиардов долларов в 2008 г., до 1,9 миллиардов долларов к концу 2013 г., что будет означать CAGR около 5.3%.

На долю ICP пришлось 170 миллионов долларов в 2008 г. Планируется, что объем рынка достигнет 361 миллиона долларов в 2013 году, a CAGR - 15.8%. Не смотря на то, что разработка ICP все еще находится на очень начальной стадии, считается, что этот сегмент значительно увеличит свою долю на рынке, как в объемном, так и в стоимостном выражении, на протяжении ближайших пяти лет. Самым крупным применением для ICP в настоящее время являются конденсаторы, следом за ними идут ESD (антистатика), датчики, текстильные материалы и материалы для коррозионной защиты.

Статистические данные говорят не только о высоком интересе к ЭАП в мире сегодня, но и о больших надеждах на эту отрасль наиболее развитых государств, т.к. наблюдается постоянное увеличение роста рынка. Ситуация

9

О Л 0 X и В химии и химической технологии. Том XXV. 2011. № 9 (125)

такова, что на данный момент 66% всего рынка ЭАП находится в руках Северной Америки, 21.3% - Европы, 9.3% у Японии, остальные 3.3% распределены между другими странами. Какое же место на этом рынке занимает Россия?

На данный момент на долю России в производстве ЭАП приходится менее 0,5% мирового производства проводящих полимеров, включая все интеграции продукта в различные отрасли (Мин. Обороны, Роскосмос и т.д.). Такой низкий показатель может быть обусловлен огромным количест-вом причин, нас же интересует насколько реально поднять его и какая будет от этого выгода.

Рис. 1. Рынок электроактивных полимеров, 2007-2013 гг. ($ миллионов)

Как и любой другой бизнес на начальном этапе (именно на нём находится развитие отрасли проводящих полимеров в России), процесс производства и реализации ЭАП требует больших инвестиций. Они могут поступать либо от государства, либо со стороны частных инвесторов. Остановимся подробнее на втором варианте, т.к. именно он представляется наиболее реальным в сложившейся экономической обстановке и ввиду нынешней политики государства в вопросе наукоёмких проектов.

Частный бизнес интересует выгода. Если просматривается прибыль от инвестирования - будут и частные вложения. Если просматривается большая прибыль от инвестирования - будут и большие частные вложения. С этой точки зрения, проводящие полимерные материалы представляют несомненный интерес для частных инвесторов.

С целью рассмотрения всех аспектов организации бизнеса по производству и реализации ЭАП, воспользуемся методом БХУОТ-анализа, заклю-

С It 0 X tt в химии и химической технологии. Том XXV. 2011. № 9 (125)

чающегося в разделении факторов и явлений на четыре категории: сильные стороны (strengths), слабые стороны (weaknesses), возможности (opportunities) и угрозы (threats) (таблица).

SWOT-анализ компании, занимающейся производством и реализацией электроактивных полимеров.

Положительное влияние Отрицательное влияние

Внутренняя среда Сильные стороны Слабые стороны

Отсутствие конкуренции на внутреннем рынке Отсутствие опытного персонала в области на бирже труда

Принципиально новая технология Большие затраты на производство

Узкая специализация Отсутствие базы потребителей

Большая теоретическая база

Внешняя среда Возможности Угрозы

Большое количество потребителей Низкое качество выпускаемой продукции

Увеличение рентабельности, контроль над затратами Конкуренция на мировом рынке

Плотная интеграция с заводами, получение больших скидок

Выход на мировой рынок

Государственная поддержка (субсидии, гос. заказы)

Развитие нового бизнеса по производству искусственных мышц

Таким образом, очевидно, что развитие рынка ЭАП - длительный и крайне затратный процесс, который, несмотря на это, является чрезвычайно перспективным. Также, совершенно ясно, что должной государственной поддержки это направление не получит и, значит, задача становления данного сектора рынка полимеров ложится полностью на плечи частных инвесторов. Мы считаем, что лучшим способом их привлечения будет развитие недорогого и несложного производства изделий, реализация которых принесёт прибыль в краткосрочный период.

Библиографические ссылки

1. Блайт Э.Р., Блур Д. Электрические свойства полимеров/ пер. с англ. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2008. 376с.

2. Yoseph Bar-Cohen // WorldWide Elecroactive Polymers (EAP) Newsletter, June 2008 (The 19th issue). Vol.10. No.l.

3. Учитель Ю.Г., Учитель М.Ю. SWOT-анализ и синтез - основа формирования стратегии организации. Изд.2. М.: ЛИБРОКОМ, 2010. 328 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.