Научная статья на тему 'Оценка микрогеометрии поверхности лопаток ГТД на основе анализа их автокорреляционных функций'

Оценка микрогеометрии поверхности лопаток ГТД на основе анализа их автокорреляционных функций Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
61
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Абрамов А. Д.

Предложен новый подход к оценке микрогеометрии поверхностей деталей машин и механизмов после финишной обработки. В основу определения микрогеометрии положен метод, основанный на применении оптико-электронных средств и компьютерных технологий. Приведены результаты оценки микрогеометрии поверхности деталей после шлифования и полирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Абрамов А. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка микрогеометрии поверхности лопаток ГТД на основе анализа их автокорреляционных функций»

Машиностроение

УДК 621.517. 681.142,36 А.Д. Абрамов

ОЦЕНКА МИКРОГЕОМЕТРИИ ПОВЕРХНОСТИ ЛОПАТОК ГТД НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ИХ АВТОКОРРЕЛЯЦИОННЫХ ФУНКЦИЙ

Предложен новый подход к оценке микрогеометрии поверхностей деталей машин и механизмов

после финишной обработки. В основу определения микрогеометрии положен метод, основанный

на применении оптика-электронных средств и компьютерных технологий. Приведены результаты ог/енки микрогеометрии поверхности деталей после шлифования и полирования.

Качество поверхности с точки зрения микрогеометрии во многих случаях является определяющим фактором, влияющим на долговечность и надежность деталей машин при их эксплуатации. Так, например, шероховатость поверхности лопаток авиационных двигателей во многом определяет, причем не в последнюю очередь, долговечность лопаток, расход топлива, а также мощность работы самого двигателя.

В настоящее время о микро- и макронеровностях судят по профилограммам поверхности. Для этого используются бесконтактные и контактные методы, такие как метод интерференции падающего и отраженного светового потока и теневой проекции, растровые и рефлекто-метрические методы, метод слепков, метод ощупывания световым лучом и профильный метод.

Среди профильных методов наибольшее распространение получил щуповой метод, при котором алмазная игла перемещается по поверхности детали. Информация о колебаниях иглы при перемещении по исследуемой поверхности является основой для определения таких параметров шероховатости, как среднеарифметическое отклонение профиля поверхности (Яа), высота шероховатости профиля (Яг) и т.п. [1].

Наряду с несомненными достоинствами профильных методов оценки шероховатости поверхности следует отметить их недостатки:

- аппаратуру для этих методов можно использовать только в лабораторных условиях;

- непосредственно измерять шероховатость можно у деталей ограниченных размеров, как правило, имеющих простые поверхности (плоская, цилиндрическая и т.д.);

- профилограммы не дают комплексной оценки распределения микронеровностей по поверхности детали;

- для многих изделий требуется изготовление специальных оправок;

- для некоторых изделий использование алмазной иглы вообще недопустимо, так как при ее перемещении на исследуемой поверхности остаются микроповреждения.

Рис. 1. Схема исследовательского комплекса: 1 - исследуемая поверхность; 2 - источник параллельного светового потока; 3 - видеокамера; 4 - компьютер; 5 - принтер

В работе предложен новый метод оценки шероховатости поверхности с помощью исследовательского комплекса, который включает оптико-электронные средства (рис. 3) и программное обеспечение, позволяющее обрабатывать видеоизображения исследуемых поверхностей в соответствии с методикой, изложенной ниже.

В качестве исследуемых поверхностей были взяты четыре образца с различной шероховатостью, полученных плоским шлифованием (1—4) из ст. 40, образец (5) изготовлен с помощью полирования абразивными шкурками и образец (6) - эталонная поверхность зеркала.

Для этих же образцов на профилографе модели 8.1-201 Р были записаны профилограммы и определены стандартные параметры шероховатости: образец №1 - Ка= 1.5 мкм, образец №2 -^=0.75 мкм, образец №3 - Яа=0.38 мкм, образец №4 - Яа=0.18 мкм, образец №5 - Яа=0.048 мкм и образец №6 - 1^=0.022 мкм.

Оптико-электронная система комплекса была настроена таким образом, что анализируемая поверхность эталонных образцов имела размер 3x2,5 мм. Световой поток падал на исследуемую поверхность под углом 45°. Формат видеокадра, записываемого в память компьютера, составлял 320x240 пикселей. Видеоизображения этих поверхностей приведены на рис. 2.

Образец №4 Образец №5 Образец №6

Р и с. 2. Видеоизображения исследуемых поверхностей

Как видно из приведенных рисунков, выбранные для исследования образцы существенно отличаются друг от друга по внешнему виду.

В полученных видеоизображениях исследуемых поверхностей на каждый пиксель отводилось 3 байта. Следовательно, при использовании черно-белой видеокамеры данная информация является избыточной. В связи с этим на первом этапе было выполнено преобразование исходного изображения поверхности с помощью специально разработанной программы в формат 1 пиксель - 1 байт и при этом удалялся заголовок файла в исходном изображении. Таким образом, диапазон изменения видеосигнала по яркости составил 0 - 255 условных единиц. Характерные изменения уровня яркости по строке видеокадра поверхностей исследуемых образцов приведены на рис. 3.

Анализ уровня яркости видеосигналов показывает, что для шлифованных поверхностей образцов №1,... 4 видеосигналы мало отличаются по амплитуде. С другой стороны, когда мы приходим к полированным поверхностям образцов №5, №6, то амплитуда видеосигнала значительно падает. Это легко объяснить тем, что чем меньше шероховатость, тем большая часть отраженного светового потока проходит мимо объектива, расположенного под углом 90° по отношению к исследуемой поверхности. Из приведенных данных видно, что по амплитуде отраженного сигнала можно отличить шлифованные поверхности от полированных, но различать шлифованные поверхности по шероховатости друг от друга с большой достоверно-

стью не представляется возможным. У полированных поверхностей средняя амплитуда отраженного видеосигнала, как видно из приведенных графиков (образец 5 и 6), также изменяется незначительно. Кроме того, из радиотехники известно, что амплитудная модуляция является самой низкой по критерию помехоустойчивости [3].

и

І !

і'Г'ї

і; а1

0чщ^\ {

V іі' І.

ио м» за 0

Т 'її

ч

Ги

І

III'

І І

%

1320 0

300 920 Лн«с*ль

Образец №1

Образец №2

Образец №3

г ]

N0 92»

Образец №4 Образец №5 Образец №б

Р и с. 3. Уровень яркости видеосигналов исследуемых поверхностей образцов

Для определения признаков, по которым можно достаточно надежно идентифицировать исследуемую поверхность, т.е. отнести ее к тому или иному диапазону шероховатости, была разработана следующая методика, которая существенно отличается от методики, приведенной в работе [2]. Многоградационное по яркости черно-белое изображение преобразовывалось в бинарное по следующему алгоритму. Весь кадр разбивался на окна размером 32x32 пикселя, и в каждом окне подсчитывался средний уровень яркости Вер. Далее яркость каждого пикселя В1 из выделенного окна сравнивалась с Вср в окне и производилось его преобразование по правилу: В|=0РРЬ, если В|>Вср, и В;=00Ь, если В;<Вср, где 1 < I < 1024.

Образец №4 Образец №5 Образец №6

Р и с. 4. Бинарные изображения исследуемых поверхностей

Полученные бинарные изображения (рис. 4) позволяют различать поверхности с различной шероховатостью после отмеченной выше механической обработки. Делалось это следующим образом. В бинарном изображении исследуемой поверхности начиная с первой верхней строки выделялась полоса 320x32 пикселя. По центру этой полосы задавался эталон размером 32x32 пикселя. Этот эталон перемещался по всей выделенной полосе с шагом в 1 пиксель. При каждом совмещении эталона с текущим фрагментом бинарного изображения подсчитывалась сумма совпавших пикселей в эталоне и текущем фрагменте. Этой сумме придавалось смысловое значение коэффициента корреляции. Для получения нормированного коэффициента корреляции найденная сумма делилась на 1024. Таким образом, при полном совпадении эталона и текущего фрагмента изображения коэффициент корреляции принимал значение, равное 1, которому в памяти компьютера противопоставлялся байт со значением ОРРН. Нулевом значению коэффициента корреляции при полном несовпадении эталона и текущего фрагмента соответствовал байт со значением ООН. После подсчета автокорреляционной функции в выделенной полосе задавалась следующая полоса того же формата, но смещенная вниз по вертикали на один пиксель, и в ней производились те же самые вычисления, что и в первой полосе. Общее количество таких полос в кадре из 320x240 пикселей было равно 208 штукам, а количество найденных коэффициентов корреляции в полосе составило 298 значений. Таким образом, после обработки всего бинарного кадра получалась многоградационная автокорреляционная поверхность размером 298x208 байт (рис. 5),

Образец № 1

Образец №2

Образец №3

Образец №4

Образец №5

Образец №6

Р и с. 5. Нормированные автокорреляционные поверхности исследуемых образцов

Характерные изменения нормированных корреляционных сигналов приведены на рис. 6.

Их анализ показывает, что в отличие от изменения уровня яркости видеосигналов наблюдается четкая тенденция к увеличению периода корреляционного сигнала с уменьшением шероховатости для шлифованных образцов, а для полированного образца и зеркала - резкое падение амплитуды сигнала с удалением от места взятия эталона. Это также свидетельствует о том, что в данных образцах резко возрастает доля случайной компоненты. Для более четкого выделения отмеченного признака была предложена следующая методика.

Образец №4 Образец №5 Образец №6

Р и с. 6. Графики изменения нормированных корреляционных сигналов исследуемых поверхностей

Образец №4 Образец №5 Образец №6

Р и с. 7. Бинарные изображения двухмерных автокорреляционных поверхностей

Автокорреляционные поверхности, приведенные на рис. 5, также преобразовывались в бинарные. При этом, если исходный пиксель был равен или больше 128 уел. ед., что соответствует коэффициенту корреляции 0,5, его значение принималось равным 0РРН, если меньше 128 уел. ед., ему ставилось в соответствие значение 00Н. Полученные бинарные изображения автокорреляционных поверхностей приведены на рис. 7.

Отметим, что в бинарных автокорреляционных поверхностях также наблюдается направленность процесса резания, в которой чередуются черные и белые полосы. При этом у шлифованных образцов текстура носит более регулярный характер, особенно у образцов с большей шероховатостью. Для получения статистической информации о распределении периодов изменения коэффициентов корреляции на уровне 0,5 по всему бинарному изображению была разработана соответствующая программа.

при шлифовании

при полировании

Результаты подсчета периода Тср (пикселей) для каждого исследуемого образца, а также среднеарифметическое отклонение профиля для исследуемых образцов приведены на рис. 8.

Из приведенных данных видно, что с увеличением шероховатости поверхности Яа разброс Тср повышается. На рис. 8 показаны максимальные и минимальные значения Тср для операций шлифования. Аналогичные данные получены и ка операциях полирования (рис. 9).

Рассмотренная выше методика оценки шероховатостей применялась при оценке шероховатости поверхности профиля пера лопатки I ступени ГТД.

Предварительно профиль лопатки шлифовался накатными абразивными кругами на полировальных бабках.

Лопатка 1 ступени турбины изготовлена из жаропрочного сплава на никелевой основе ЖС6ФИ. Обработка производилась абразивными зернами из электрокорунда белого (24А) с режимами: скорость круга 45 м/с, ручная врезная подача, В производственных условиях шероховатость поверхности определялась визуально по эталонам сравнения. Исследования показали, что шероховатость поверхности по профилю поверхности неравномерна, есть участки с большими рисками. Наличие глубоких рисок повышает время обработки на операции полирования. Полирование производилось на виброконтактном станке ЛВП4 абразивными шкурками на бумажной основе зернами 24А зернистостью 5.

Р и с. ] 0. Лопатка I ступени турбины авиационного двигателя, профиль поверхности полирован на виброконтактном станке ЛВП-4

/у/чЛм/

а б '

Рис. 10. Коэффициент корреляции (а) и бинарное изображение (б) автокорреляционной

поверхности участка лопатки

Для анализа были взяты участки поверхности лопатки после операции шлифования и полирования. На рис. 10 приведены характерные изменения коэффициента корреляции (а) и бинарная автокорреляционная поверхность (б) выбранного участка полированной лопатки.

Обработка результатов эксперимента показала, что после шлифования Тф = 15,5 пикселя, а после операции полирования Тср = 23,25 пикселя. Нанося эти значения на графики Тср = Р(Яа) (см, рис. 8 и 9), получаем среднее арифметическое отклонение профиля участка лопатки после шлифования, равное 0.52-0,11 мкм и 0.14-0.03 мкм, что вполне согласуется с техническими условиями, предъявляемыми к шероховатостям отмеченных изделий. Аналогичные данные получены и на других участках поверхности лопатки, которые укладываются в данные пределы.

Таким образом, рассмотренный исследовательский комплекс и методика оценки шероховатости поверхностей на основе анализа автоккорялляционных функций, полученных по видеоизображениям этих поверхностей, дают возможность оперативного, не повреждающего поверхность контроля качества изготовления деталей, где щуповые и иные методы неприемлемы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Дутш-Барковскии И.В., Карташова А.Н. Намерение и анализ шероховатости, волнистости и некругл ост н поверхности. М: Машиностроение. 1987. 232 с.

2. Абрамов А.Д., Носов Н.В. Бесконтактный метол оценки шероховатости поверхности крупногабаритных деталей И Высокие технологии в машиностроение: Матер, между нар, науч.-техн. конф. Самара, 2005.

3. Солонина А, И. УдаховичД.А. и др. Основы цифровой обработки сигналов. СПБ.: БХВ Петербург. 2003. 600 с.

Статья поступила в редакгрм) 28 ноября 2006 г.

УДК 20.46 А, И. Гъухенъкий

КОМПЬЮТЕРНЫЙ ВЫБОР ОПТИМАЛЬНЫХ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ

Рассматривается альтернативный метод оптимизаг^ш параметров деталей и умов механизмов и машин, отличающийся от традиционных методов тем, что он не требует составления специальных уравнений и нахождения экстремума функции. Недостаток традиционных методов заключается в том, что они часто сопряжены со значительными мате.ыатическими трудностями. Компьютерные технологии позволяют решать задачи оптимизации параметров деталей и узлов механизмов и машин существенно проще. Это показано на примере выбора оптимальных подшипников качения.

1. Ключевая информация

Подшипники качения рассчитывают на долговечность по динамической грузоподъёмности при частоте вращения кольца п> 1 мин'1 и подбирают по статической грузоподъёмности при п <11 мин'1 при нагружении в неподвижном состоянии.

Динамическая и статическая грузоподъёмности подшипника зависят от его серии, которая связана с габаритными размерами и конструкцией. Всего имеется семь серий: сверхлёгкая, особо лёгкая, лёгкая, лёгкая широкая, средняя, средняя широкая и тяжелая.

Есть два метода выбора подшипников качения [1].

1. Подшипники предварительно подбирают по конструктивным соображениям, а затем рассчитывают их на долговечность и сравнивают её с заданным ресурсом машины или механизма. При этом учитывается динамическая грузоподъёмность, приведённая нагрузка и частота вращения кольца подшипника. Расчётная долговечность подшипника должна быть равна или больше заданного ресурса машины или механизма. А так как нет четкого критерия, по которому можно было бы однозначно выбрать оптимальную динамическую грузоподъёмность подшипника, то задача решается методом проб и ошибок. При некоторых значениях динамической грузоподъёмности долговечность подшипников может оказаться недостаточной, при других - чрезвычайно избыточной. Выбор оптимальных подшипников при таком подходе требует много времени и труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.