УДК 338.43/636
DOI: 10.21209/2227-9245-2020-26-6-137-148
ОЦЕНКА МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
ASSESSMENT OF GOVERNMENT SUPPORT MEASURES FOR AGRICULTURE
IN THE TRANSBAIKAL REGION
M. А. Латышева,
Институт природных ресурсов, экологии и криологии СО РАН, г. Чита [email protected]
M. A. Latysheva,
Institute of Natural Resources, Ecology and Cryology SB RAS, Chita
Статья посвящена актуальной проблеме развития АПК и его важной отрасли - сельского хозяйства. Особую роль в саморегулировании отрасли играет государство, так как мотивация и ресурсы в распоряжении отдельных хозяйствующих субъектов не позволяют обеспечить эффективное функционирование и положительную динамику. Забайкальский край по объему производственной продукции сельского хозяйства занимает 63 место в РФ, в фактических ценах объем равен 22 903,4 млн р., что составляет 0,43 % относительно общей доли произведенной продукции в России. Доля сельского хозяйства в структуре ВРП Забайкальского края занимает 7,62 %. Для развития отрасли государство разработало программу и ряд подпрограмм для регионов. Авторы уделили внимание подпрограммам развития сельского хозяйства, разработанным для Забайкальского края.
Животноводство является значимой подотраслью сельского хозяйства края, доля которого составляет 74,97 %.Наблюдается негативная ситуация в подотрасли, а именно снижение производства продукции по многим показателям. Меры государственной поддержки сельского хозяйства, направленные на развитие подотрасли животноводства в крае, формируют отрицательные и положительные тенденции. Значительная часть денежных средств, а именно 41,7 % от общей суммы финансирования, приходится на подпрограмму, косвенно влияющую на ситуацию в подотрасли.
Рассмотрены методы оценки реализации мероприятий, предлагаемых для развития отрасли. Выявлена необъективность методов, которые формально свидетельствуют о положительной тенденции, что не приводит к реальному росту объемов производства продукции. Сделан вывод, что при увеличении финансирования не наблюдается роста производства продукции животноводства, целевые показатели зачастую не достигали плановых значений. Используемая региональными органами управления методика оценки эффективности реализации программ (подпрограмм) не нацелена на динамичный рост отрасли в целом
Ключевые слова: АПК; сельское хозяйство; животноводство; государственная поддержка; меры; программа; подпрограмма развития; уровень реализации; целевые показатели; оценка эффективности
А. M. Алексеев,
Забайкальский государственный университет, г. Чита [email protected]
M. Alekseev,
Transbaikal State University, Chita
The article is devoted to the actual problem of agro-industrial complex development and its important branch -agriculture. The state plays a big role in self-regulation of the branch, as motivation and resources in disposal of hotel economic entities do not allow to provide effective functioning and positive dynamics. The Transbaikal region ranks 63rd in the Russian Federation in terms of the volume of agricultural production, and in actual prices it is equal to 22,903.4 million rubles, which is 0.43 % of the total share of production in Russia. The share of agriculture in the GRP structure of the Transbaikal Territory is 7.62 %. The government has developed a programs and a number of subprograms for the regions to develop the industry. The authors paid attention to agricultural development subprograms developed for the Transbaikal region.
137
© M. А. Латышева, A. M. Алексеев, 2020
Animal husbandry is a significant sub-industry in the agricultural sector, which accounts for 74.97 % of the region's total. Today, there is a negative situation in the sub-industry, namely a decrease in production by many indicators. Measures of state support of agriculture aimed at development of livestock sub-branch in the region form negative and positive trends. A significant part of money, namely 41.7 % of the total amount of financing, falls on the sub-program, which indirectly affects the situation in the sub-branch.
The authors have considered the methods of evaluation of the implementation of measures proposed for the development of the industry. The bias of methods which formally testify to a positive tendency that does not lead to real growth of volumes of production is revealed. The conclusion is made, that at an increase in financing there is no growth of production of animal industries, target indicators often did not reach planned values. The methodology used by regional authorities to assess the efficiency of programs (subprograms) implementation is not aimed at the dynamic growth of the industry as a whole
Key words:agro-industrial complex; agriculture; animal husbandry; state support; measures; program; development subprogram;level of delivery; target indicators; effectiveness evaluation
Б ведение. Агропромышленный комплекс (АПК) занимает особое место в экономике разных стран, в том числе и России. АПК включает в себя совокупность отраслей, которые объединены единой целью - доведение до конечного потребителя продуктов питания и товаров из сельскохозяйственного сырья. Сельское хозяйство - это крупная отрасль АПК, является особой сферой материального производства и входит в состав национального хозяйства РФ [3].
В структуре АПК России (рис. 1), сельское хозяйство является главным звеном [10]. Оно производит свыше 48 % объема продукции АПК, располагает 68 % производственных основных фондов комплекса, в нем занято приблизительно 67 % работающих в производственных отраслях АПК. В развитых странах в создании конечного продукта основная роль принадлежит третьей сфере АПК.
Рис.1. Структура АПК России /Fig. 1. The structure of the Russian agro-industrial complex Источник: составлено авторами
Многие страны нуждаются в обеспечении собственной продовольственной безопасности и развитии агропромышленного комплекса [2]. Одной из особенностей АПК
считается то, что механизмов саморегулирования в отрасли недостаточно - большая роль отводится государству, как и в других стратегических секторах, где мотивация и
ресурсы в распоряжении отдельных хозяйствующих субъектов не позволяют обеспечить эффективное развитие в масштабах всей экономики. К другим особенностям АПК, предопределяющим особую роль государства, относятся:
- зависимость от природно-климатических условий и смены сезонов;
- высокая энергоемкость и капиталоемкость производства, если говорить о затратах на ресурсы и производственный процесс по сравнению с конечной стоимостью продукции;
- проблемы с доходностью в секторе в целом, так как сельскохозяйственная продукция считается товаром с низкой добавленной стоимостью, а также при попытке экспорта дополнительно облагается высокими пошлинами со стороны стран-импортеров;
- медленная инвестиционная окупаемость;
- в основном слабое распространение технологических инноваций;
- износ оборудования;
- инфраструктурные проблемы.
Развитие сельского хозяйства напрямую зависит от географического положения и климатических условий. В этой связи в России наибольшая доля приходится на южные и юго-западные регионы, остальные регионы в своей экономике имеют среднюю и низкую долю данного сектора [1]. Одной из приоритетных целей государственной политики РФ является развитие АПК в слабо развитых ре-
гионах с неблагоприятным инвестиционным климатом (географическое расположение, климат, инновации, трудовые ресурсы и т. д.), одним из которых является Забайкальский край [13].
Согласно данным статистики, Забайкальский край по объему производственной продукции сельского хозяйства занимает 63-е место в Российской Федерации, в фактических ценах объем равен 22 903,4 млн р., что составляет 0,43 % относительно общей доли произведенной в России продукции [11]. Доля растениеводства в регионе занимает 25,03 %, большую долю составляет животноводство - 74,97 %. Основными видами продукции растениеводства являются пшеница, тритикале, ячмень, овес, семена рапса, картофель, овощи открытого и защищенного грунта [8]. Число предприятий и организаций сельского хозяйства в крае составляет 842 ед. [12]. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций сельского хозяйства составляет 10 757,7 р., что составляет 27 % к среднему уровню [16]. Доля сельского хозяйства в структуре внутреннего регионального продукта Забайкальского края занимает 7,62 % [4].
Высокая доля животноводства, говорит о его значимости в сельском хозяйстве Забайкальского края, следовательно, следует проанализировать производство продукции названной подотрасли, данные представлены в табл. 1.
Вид продукции/ Type of production Годы / Year
2014 2015 2016 2017 2018 2019
Всего, тыс. т, в т. ч.: / Total, thousand tons, including:
В живом весе / in live weight 87,2 87,1 89,5 87,3 85,4 86,0
В убойном весе / in slaughter weight 50,6 50,5 52 52,3 49,3 49,4
KPC, тыс. т, в т. ч.: / Cattle, thousand tons, including:
В живом весе / in live weight 53,2 53,6 55,1 54,3 56,7 57,1
В убойном весе / in slaughter weight 29,2 29,9 30,8 31,6 31,7 31,9
Свинина, тыс. т, в т. ч.: / Porcine, thousand tons, including:
В живом весе / in live weight 23,6 23,6 24,5 23,4 18,3 16,8
В убойном весе / in slaughter weight 16,4 15,9 16,5 15,7 12,4 11,4
Таблица 1 / Table 1
Производство продукции подотрасли животноводства в Забайкальском крае в период 2014-2019 гг.* / Production of live stock sub-branch in the Transbaikal region in the period of 2014-2019
Окончание табл. 1
Вид продукции/ Type of production Годы / Year
2014 2015 2016 2017 2018 2019
Баранина и козлятина, тыс. т, в т. ч.: / Ovine and caprine, thousand tons, including:
в живом весе / in live weight 7,1 6,8 6,9 7 7,5 7,9
в убойном весе / in slaughter weight 3 2,8 2,8 3,3 3,4 3,5
Мясо птицы, тыс. т, в т. ч.: / Poultry meat, thousand tons, including:
в живом весе/ in live weight 0,6 0,6 0,6 0,6 0,4 0,3
в убойном весе / in slaughter weight 0,3 0,3 0,3 0,3 0,2 0,2
Другие виды мяса, тыс. т, в т. ч.: / Other meats, thousand tons, including:
в живом весе / inliveweight 2,7 2,6 2,4 2 2,5 3,9
в убойном весе / in slaughter weight 1,4 1,4 1,4 1,1 1,4 2,3
Молоко,тыс. т / Milk, thousand tons 344,5 340,9 334,3 334,1 330,9 330,1
Яйца, млн штук / Egg, million pieces 74,8 73,7 73 72,1 64,6 57,1
Шерсть, в физическом весе тыс. т / Wool, in physical weight thousand tons 1,4 1,2 1,2 1,2 1,1 0,9
"Источник: составлено авторами на основе [9]
Большая часть показателей производства продукции данной подотрасли в натуральном выражении в динамике снижается либо не изменяется, что свидетельствует о негативной тенденции развития (табл. 1).
Для развития сельского хозяйства и улучшения ситуации в отрасли Правительством РФ разработаны меры государственной поддержки, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2006 г № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».
Государственная поддержка сельского хозяйства РФ представляет собой систему финансирования сельскохозяйственных производителей и сельских территорий как безвозмездно, так и на различных льготных условиях, из бюджетов различных уровней. Государственная поддержка осуществляется в рамках реализации государственной программы, которая представляет собой документ стратегического планирования, состоящий из различных мероприятий и задач, направленных на достижение государственных целей.
К государственной поддержке сельского хозяйства в целом по стране относятся программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Кроме этого в каждом регионе России разработаны свои государственные программы по разви-
тию сельского хозяйства и АПК в рамках общей программы РФ [11].
Правительством Забайкальского края разработана государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 годы» (рис. 2).
Цель исследования. Эффективная реализация программы позволит стабилизировать производство продукции сельского хозяйства, увеличить объем производства пищевых продуктов, напитков, повысить уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций. Повысить объем валовой продукции в сопоставимых ценах, в том числе:
- продукцию растениеводства - на 18,8 %;
- продукцию животноводства - на 3,3 %.
Перечень государственных программ
(Забайкальский край), действующих в период 2015-2020 гг., следующий:
- комплексное развитие сельских территорий (2020-2024);
- устойчивое развитие сельских территорий (2015-2019);
- развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (2015-2020).
Подотрасль сельского хозяйства - животноводство является значимой отраслью сельского хозяйства Забайкальского края [5], для ее дальнейшего роста разработана
программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Анализ программы показывает, что четыре подпрограммы имеют прямое отношение к
подотрасли животноводства, три подпрограммы относятся к подотрасли растениеводства и три подпрограммы имеют косвенное отношение как к первой, так и ко второй подотрасли (рис. 3).
Рис. 2. Цели государственной программы Забайкальского края / Fig. 2. Objectives of the state program of the Transbaikal region
Источник: составлено авторами на основе Постановления Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2013 г. № 600. (ред. от 6декабря 2019 г. № 474) «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»
Программа подотрасли животноводства Забайкальского края / Program of animal husbandly subsector in the Transbaikal region
Подпрограммы, имеющие
прямое отношение к подотрасли / Subprograms having direct relation to
subsector
' <
«Развитие подотрасли животноводства, переработки и
реализации продукции животноводства» / "Development of the subsector of animal husbandly, processing and marketing of animal husbandry"
' I '
«Развитие мясного скотоводства» / "Development of meat stockbreeding"
i
«Развитие молочного скотоводства» / "Development of dairy stockbreeding"
I ~
«Поддержка племенного дела, селекции и семеноводства» / "Support for breeding, selection and seed production"
X
Подпрограммы, имеющие косвенное отношение к подотрасли / Subprograms having indirect relation to subsector
I =1
«Техническая и технологическая модернизация» / "Technicalandtechnologicalmoder
i
«Поддержка малых форм хозяйствования» / "Support for small 1 farms"
I
«Обеспечение реализации государственной программы» / "Ensuring tiie implementation of government program"
Подпрограммы, не относящиеся к подотрасли / Subprograms outside subsector
«Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» / "Development of the subsector of crap, processing and marketing of crop products"
I
«Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства» / "Development of horticulture open and protected ground and potato growing"
ZIZ
«Развитие мелиорации
земель сельскохозяйственного назначения» /" Land reclamation development for agricultural purposes "
Рис. 3. Перечень подпрограмм государственной программы Забайкальского края / Fig. 3. List of subprograms of the state program in the Transbaikal region
Источник: составлено авторами на основе Постановления Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2013 г. № 600. (ред. от 6декабря 2019 г. № 474) «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»
В рамках государственных программ крае, предусмотрены меры государственной (подпрограмм) как в целом по России, так и поддержки (табл. 2) в виде мероприятий, фи-по регионам, в том числе в Забайкальском нансируемых из бюджета.
Таблица 2 / Table 2
Меры государственной поддержки сельского хозяйства (подотрасли животноводства) Забайкальского края в 2015-2019 гг. / Measures of state support of agriculture (live stock subsector) of the Transbaikal region in 2015-2019
Перечень мер государственной поддержки / List of state support measures Годы / Years
2015 2016 2017 2018 2019
Сельское хозяйство, тыс. р.,в т. ч.: / Agriculture, thousand rubles including: 1 290 468 1 015 491 1 520929 1 305258 2 401 693
подотрасль животноводства, тыс. р., в т. ч.: / subsector animal husbandry, thousand rubles, including: 273 758 183 119 176 293 233 350 1 053 098
Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продуктов животноводства / development of the sub-sector of animal husbandry, processing and marketing of animal husbandry products 92 393,3 53 414,8 88 517,1 69 394,9 892 002,8
Развитие мясного скотоводства / development of meat stockbreeding 153 823,6 102 106,8 62 201,9 37 261,2 32 142,2
развитие молочного скотоводства / development of dairy stockbreeding 27 541,2 27 598,2 25 574,2 26 796,6 32 525,7
поддержка племенного дела, селекции и семеноводства / support livestock breeding, selection and seed 120 792,1 73 216,8 105 593,8 99 898,0 96 427,7
Подотрасль растениеводство, тыс. р., в т. ч.: / subsector of crop, thousand rubles, including: 200 367,6 67 888,8 660 293,8 290 247,4 413 840,6
подпрограммы, имеющие косвенное отношение кподотраслям / subprograms having indirect relation to subsectors, thousand rubles including: 695 550,9 691 266,5 578 748,5 781 660,5 934 754,5
поддержка малых форм хозяйствования / support for small farms 236 296,2 231 428,4 134 290,9 169 984,9 209 243,7
техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие / technical and technological modernization 1 166,5 87 787,8 26 874,2 67 551,2 123 097,0
обеспечение реализации государственной программы забайкальского края / ensuring the implementation of government program 458 088,2 372 050,3 417 583,4 544 124,4 602 413,8
Источник: составлено авторами на основе [6]
Результаты исследования и их обсуждение. Общее финансирование программы развития сельского хозяйства Забайкальского края на протяжении пяти лет составило 7 533,8 млн р. Финансирование подпрограмм, которые имеют прямое отношение к подотрасли животноводства - 1 919,6 млн р., подпрограмм подотрасли растениеводства - 1 572,6 млн р. Остальное финансирование приходится на подпрограммы, кото-
рые имеют косвенное отношение к данным подотраслям - 3 681,9 млн р.
При этом в период 2015-2018 гг. финансирование как в целом программы, так и отдельных подпрограмм, изменялось незначительно, однако в 2019 г. произошло значительное изменение (рис. 4).
Общее финансирование увеличилось более чем в 1,5 раза за счет увеличения подпрограммы «Развитие подотрасли животно-
водства, переработки и реализации продуктов питания».
Значительная часть денежных средств приходится на подпрограмму «Обеспечение реализации государственной программы Забайкальского края» (табл. 3), а именно 41,7 %
от общей суммы финансирования. Тогда как на развитие подотрасли животноводства в крае и реализацию основных мероприятий, напрямую влияющих на основные результаты работы, выделяется 17,8 % от общего финансирования.
Рис. 4.Сравнение финансирования подпрограмм, которые связаны с подотраслью животноводствав 2015-2019 гг. / Fig. 4. Comparison of financing for subprograms related to the live stock subsector in 2015-2019
Источник: составлено авторамина основе [6]
Таблица 3 / Table 3
Структура финансирования подпрограммы «Обеспечение реализации государственной программы Забайкальского края» /Structure of financing of the subprogram"Ensuring implementation of the state program in the Transbaikalregion"
Показатели финансирования / Funding levels Годы / Years
2015 2016 2017 2018 2019
Обеспечение реализации государственной программы Забайкальского края, тыс. р.,в т. ч.: / Ensuring the implementation of government program in the Transbaikal region, thousand rubles, including: 458 088,2 372 050,3 417 583,4 544 124,4 602 413,8
Обеспечение деятельности Министерства сельского хозяйства Забайкальского края/ support to the Ministry of Agriculture in the Transbaikal region 57 132,6 53 208,8 74 876,6 81 710,3 72 636,7
Обеспечение деятельности Государственной ветеринарной службы Забайкальского края / provision of the State Veterinary Service in the Transbaikal region 25 641,2 28 009,5 - - 12 981,6
Оказание гос. услуг в рамках реализации гос. программы Забайкальского края, в т. ч.: / Provision of public services under the government program in the Transbaikal region, including: 316 729,1 289 995,2 322 498,4 441 563,0 486 180,8
Окончание табл. 3
Показатели финансирования / Funding levels Годы / Years
2015 2016 2017 2018 2019
Предоставление субсидий ГУ «Читинская государственная заводская конюшня с ипподромом им X. Хакимова» / provision of subsidies to the GA"Chita State Factory Stable with race course named after Kh. Khakimov" 10 250,9 10 853,0 13 763,0 - 24 029,2
Предоставление субсидий ГУ «Забайкальский ботанический сад» / provision of subsidies to the GA "Transbaikal Botanical Gardens" 17 019,6 16 786,2 17 109,3 - 23 410,8
Предоставление субсидий ГУ «Забайкальская краевая ветеринарная лаборатория» и ГУ «Окружная ветеринарная лаборатория» / provision of subsidies to the GA "Transbaikal regional Veterinary Laboratory"and GA "District Veterinary Laboratories" 289 458,6 - - - 202 687,5
Организация и проведение прочих мероприятий по развитию АПК / organization and implementation of other AIC development activities 55 585,3 836,8 6 690,2 8 102,9 18 532,4
Источник: составлено авторамина основе [6]
Ежегодно Министерство сельского хозяйства Забайкальского края составляет от-четв Минэкономразвития, в котором дается пояснение о выполненных мероприятиях в рамках государственных программ, а также суммах предоставленных и потраченных финансовых средств, направленных на их реализацию. В отчетах показана эффективность мер государственной поддержки, которая
представлена в виде соотношения целевых показателей и показателей выполнения основных мероприятий, плановых и фактических значений (табл. 4).
Целевой показатель, с точки зрения государственной программы (подпрограммы) - это показатель, который достигается в ходе реализации основных мероприятий и мероприятий программы (подпрограммы).
Перечень целевых показателей / List target indicators Годы / Years
2015 2016 2017 2018 2019
П* I P Ф** I F П* I P Ф** I F П* I P Ф** I F П* I P Ф** I F П* I P Ф** I F
Подпрограмма «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продуктов животноводства» / Subprogram"Development of the subsector of animal husbandry, processing and marketing of animal husbandry products"
Производство скота и птицы на убой (в живом весе), тыс. т / Production cattle or poultry for slaughter (in live weight), thousand tons 87 85,3 85,5 85,7 85,3 86,6 85,3 85,4 86 85,2
Подпрограмма «Развитие мясного скотоводства» I Subprogram"Development of meat stockbreeding"
Поголовье мясного крупного рогатого скота на конец года, тыс. голов / Live stock of beef cattle at year-end, thousands heads 89,7 89,7 93,8 94 - - 101 103 103,4 105,4
Таблица 4 / Table 4
Целевые показатели подпрограмм, относящиеся к подотрасли животноводства Забайкальского края в период 2015-2019 гг." / Targets for the subprograms related to the live stock subsector of the Transbaikal region in the
period of 2015-2019
Окончание табл. 4
Численность товарного поголовья коров специализированных мясных пород, тыс. голов / Number of commercial cows of specialized meat breeds, thousand heads - - - - 6,59 8,65 7,3 9,58 - -
Подпрограмма «Развитие молочного скотоводства» / Subprogram"Development of dairy stock breeding"
Производствомолока, тыс. т / Milk production, thousand tons 346 341 341 333 342 334 333 331 333,9 329,7
Подпрограмма «Поддрежка племенного дела, селекции и семеноводства» / Subprogram"Support of live stock breeding, selection and seed"
Сохранность племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных, % к уровню предыдущего года / Preservation of breeding stock of farm animals, % as compared to the previous year's level 94,4 94,4 100 100,8 97 92,8 100 100 101,9 79,6
П* - плановое значение показателя / planned value of the indicator Ф" - фактическое значение показателя / factual meaning of the indicator
"Источник: составлено автором на основе отчетов [6]
Заключение. Оценивая целевые показатели подпрограмм в период 2015-2019 гг., имеющих прямое отношение к подотрасли животноводства, можно сделать следующие выводы:
- фактические показатели подпрограммы «Развитие молочного скотоводства» за анализируемый период не достигают плановых значений приблизительно на 7,98 %;
- уровень целевого показателя подпрограммы «Развитие мясного скотоводства» формально свидетельствует о положительной тенденции в отрасли, т. е. его фактическое значение равно запланированному только в 2015 г, в дальнейшем ситуация изменилась в сторону увеличения. Однако это не привело к реальному росту объемов произведенной продукции (см. табл. 1);
- в период действия подпрограмм наблюдаются изменения в смене целевых показателей, т. е. в 2015-2017 гг., а также в 2019 г. подпрограмма «Развитие мясного скотоводства» оценивалась одним показателем, а
именно поголовье мясного и помесного КРС на конец года (тыс. голов), а в период 20172018 гг. подпрограмма оценивалась кроме этого показателя и таким, как численность товарного поголовья коров специализированных мясных пород (тыс. голов);
Уровень эффективности реализации подпрограмм представлен на рис. 4. Оценивая данные показатели можно сделать вывод, что в 2015 г подпрограммы подотрасли животноводства достигли высокого уровня реализации, однако с 2016-2019 гг. их эффективность постепенно снижалась. Так последние три года ни одна из подпрограмм не реализована на высоком уровне и не достигла 95 % (согласно шкале оценки, представленной в Приказе Министерства экономического развития Российской Федерации от 3 февраля 2014 г № 31212 «Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации»).
%
140 120 100 80 60 40 20
2015 i
2016,
2017 i
201S i
i
Развитие подотрасли животноводства/ Development of the subsector of animal husbandr Развитие мясного скотоводства / Development of meat stockbreeding Развитие молочного скотоводства/Development of dairy stockbreeding Поддержка племенного дела / Support livestock breeding3 selection and seed
0
Рис. 5. Значения показателей оценки эффективности реализации подпрограмм, подотрасли животноводства / Fig. 5. Values of subprograms performance evaluation indicators, livestock subsector
Источник: составлено автором на основе [6]
Исходя из анализа и оценки мер государственной поддержки сельского хозяйства Забайкальского края, получены результаты, которые свидетельствуют об увеличении общего финансирования развития сельского хозяйства Забайкальского края к концу 2019 г. на 86 %, наибольший рост отмечается в последний год.
В свою очередь, финансирование подотрасли животноводства в период 20152018 гг. незначительно - 17,01 % от общего финансирования, при этом наибольшая доля приходилась на подпрограмму «Обеспечение реализации государственной программы Забайкальского края», что составило около 35,4 %.
Особый интерес вызывают плановые и достигнутые значения целевых показате-
лей, с помощью которых составляются выводы по эффективности реализации мер государственной поддержки и в целом развитие подотрасли животноводства. Анализ приведенных данных показал, что основной причиной удовлетворительного выполнения целевых показателей стал не рост производства продукции, а их занижение в исходных планах.
Активного развития подотрасли животноводства не наблюдается, а меры, предложенные правительством, в Забайкальском крае не в полном объеме реализуются. Используемая региональными органами управления методика оценки эффективности реализации программ (подпрограмм) не достигает динамичного роста отрасли в целом.
Список литературы _
1. Асеева Т. А., Киселев Е. П., Сухомиров Г. И. Сельское хозяйство Дальнего Востока: условия, проблемы и потенциал развития. Хабаровск, 2020. 162 с.
2. Балаева С. И. АПК и сельское хозяйство в России в условиях импортозамещения // Научное обеспечение инновационного развития агропромышленного комплекса регионов РФ: сб. ст. Лесниково, 2018. С.25-30.
3. Буздалов И. Н. Современное положение в сельском хозяйстве России: системный аграрный кризис продолжается // Общество и экономика. 2018. № 3. С. 75-92.
4. Валовый региональный продукт Забайкальского края в 2010-2019 годах: стат. сб. Чита: Забай-калкрайстат, 2020. 27 с.
5. Глазырина И. П., Фалейчик Л. М., Фалейчик А. А. Пространственная дифференциация чистых доходов и проблемы сохранения населения в приграничных регионах на востоке России // Известия РАН. Серия географическая. 2020. Т. 84, № 3. С. 341-358.
6. Годовые отчеты о ходе реализации государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» за 2015-2019 гг.
// Министерство сельского хозяйства Забайкальского края. URL: http://mcx.75.ru/gospodderzhka (дата обращения: 12.05.2020). Текст: электронный.
7. Забелина И. А., Делюга А. В. Эколого-экономические тенденции в Байкальском регионе и на Дальнем Востоке в условиях институциональных изменений // ЭКО. 2019. № 5. С. 66-88.
8. Помазкова Н. В. Проблемы и перспективы аренды сельскохозяйственных земель инвесторами КНР // Аграрная Россия. 2018. № 5. С. 43-48.
9. Производство продукции сельского хозяйства Забайкальского края в 2014-2019 годах: стат. сб. Чита: Забайкалкрайстат, 2020. 50 с.
10. Сельское хозяйство в структуре АПК. URL: http://geolike.ru/page/gl_1482.htm (дата обращения: 12.05.2020). Текст: электронный.
11. Сельское хозяйство Забайкальского края. URL: https://ab-centre.ru/page/selskoe-hozyaystvo-zabaykalskogo-kraya (дата обращения: 12.05.2020). Текст: электронный.
12. Социально-экономическое положение городских округов и муниципальных районов Забайкальского края: стат. сб. Чита: Забайкалкрайстат, 2020. 140 с.
13. Столбовская Н. Н., Лесняк Т. И. Сельское хозяйство в России: темпы роста и финансовое обеспечение // Инновационные технологии в машиностроении, образовании и экономике. 2018. Т. 14, № 1-2. С.499-502.
14. Сухомиров Г. И. Инвестиции и государственная поддержка сельского хозяйства в Дальневосточном федеральном округе // Проблемы развития территории. 2015. № 5. С. 156-169.
15. Чибисова И. С. Применение информационных технологий в сельском хозяйстве России // Эпоха науки. 2018. № 13. С. 92-96.
16. Численность населения сельских населенных пунктов Забайкальского края: стат. сб. Чита: За-байкалкрайстат, 2020. 63 с.
17. Monfreda C.,Ramankutty N., Foley J. A. Farming the planet: 2. Geographic distribution of crop areas, yields, physiological types, and netprimaryproduction in the year 2000// Global Biogeochemical Cycles. 2014. Vol.22, No. CD1022. P. 19.
18. Willer H., LernoudJ. The world of organic agriculture. Statistics and emerging trends 2016. URL: http:// www.organicworld.net/yearbook/yearbook-2016.html (дата обращения: 12.05.2020). Текст: электронный.
References _
1. Aseeva T. A., Kiselev E. P., Sukhomirov G. I. Selskoye hozyaystvo Dalnego Vostoka: usloviya, problemy i potentsialrazvitiya (Agriculture of the Far East: conditions, problems and development potential). Khabarovsk, 2020. 16 p.
2. Balaeva S. I. Nauchnoye obespecheniye innovatsionnogo razvitiya agropromyshlennogo kompleksa regionov RF: sb. st. (Scientific support for the innovative development of the agro-industrial complex of the regions of the Russian Federation: collected articles). Lesnikovo, 2018, pp. 25-30.
3. Buzdalov I. N. Obshchestvo iekonomika (Society and Economics), 2018, no. 3, pp. 75-92.
4. ValovyregionalnyproduktZabaykalskogo kraya v2010-2019 godah: stat. sb. (Gross regional product of the Transbaikal Territory in 2010-2019: statistical compilation). Chita: Transbaikalkraistat, 2020. 27 p.
5. Glazyrina I. P., Faleychik L. M., Faleychik A. A. Izvestiya RAN. Seriya geograficheskaya (News of the RAS. Geographical series), 2020, vol. 84, no. 3, pp. 341-358.
6. Ministerstvo selskogo khozyaystva Zabaykalskogo kraya (Ministry of Agriculture of the Transbaikal Territory). URL: http://mcx.75.ru/gospodderzhka (Date of access: 12.05.2020). Text: electronic.
7. Zabelina I. A., Delyuga A. V. EKO (ECO), 2019,no. 5, pp. 66-88.
8. Pomazkova N. V. Agrarnaya Rossiya (Agrarian Russia), 2018, no. 5, pp. 43-48.
9. Proizvodstvo produktsii selskogo hozyaystva Zabaykalskogo kraya v 2014-2019 godah: stat. sb. (Production of agricultural products of the Transbaikal Territory in 2014-2019: statistical compilation). Chita: Transbaikalkraistat, 2020. 50 p.
10. Selskoye hozyaystvo vstrukture APK(Agriculture in the structure of the agricultural sector). URL: http:// geolike.ru/page/gl_1482.htm (Date of access: 12.05.2020). Text: electronic.
11. Selskoye hozyaystvo Zabaykalskogo kraya (Agriculture of the Transbaikal Territory). URL: https://ab-centre.ru/page/selskoe-hozyaystvo-zabaykalskogo-kraya (Date of access: 12.05.2020). Text: electronic.
12. Sotsialno-ekonomicheskoye polozheniye gorodskih okrugov i munitsipalnyh rayonov Zabaykalskogo kraya: stat. sb. (Socio-economic situation of urban districts and municipal areas of the Transbaikal Territory: statistical compilation). Chita: Transbaikalkraistat, 2020.140 p.
13. Stolbovskaya N. N., Lesnyak T. I. Innovatsionnyye tehnologii v mashinostroyenii, obrazovanii i ekonomike (Innovative technologies in mechanical engineering, education and economics), 2018, vol. 14, no. 1-2, pp. 499-502.
14. Sukhomirov G. I. Problemy razvitiya territorii (Problems of development of the territory), 2015, no. 5, pp. 156-169.
15. Chibisova I. S. Epoha nauki (The Epoch of Science), 2018, no. 13, pp. 92-96.
16. Chislennost naseleniya selskih naselennyh punktovZabaykalskogo kraya: stat. sb. (The population of rural settlements of the Transbaikal Territory: statistical compilation). Chita: Transbaikalkraistat, 2020. 63 p.
17. Monfreda C., Ramankutty N., Foley J. A. Global Biogeochemical Cycles (Global Biogeochemical Cycles), 2014, vol. 22, no. CD1022, pp. 19.
18. Willer H., Lernoud J. The world of organic agriculture. Statistics and emerging trends 2016 (The world of organic agriculture. Statistics and emerging trends 2016). URL: http://www.organicworld.net/yearbook/ yearbook-2016.html (Date of access: 12.05.2020). Text: electronic.
Коротко об авторах _
Латышева Мария Александровна, канд. экон. наук, науч. сотрудник Института природных ресурсов, экологии и криологии СОРАН, доцент кафедры экономики и бухгалтерского учета, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: экономика природопользования, региональная экономика, полезные ископаемые, сельское хозяйство [email protected]
Алексеев Алексей Максимович, аспирант, Забайкальский государственный университет; инженер-исследователь, Институт природных ресурсов, экологии и криологии СО РАН, г. Чита, Россия. Область научных интересов: государственные и муниципальные финансы, экономика предприятия, экономика природопользования, сельское хозяйство [email protected]
Briefly about the authors_
Maria Latysheva, candidate of economic sciences, researcher, Institute of Natural Resources, Ecology and Cryology, Russian Academy of Sciences, Siberian Branch (INREC SB RAS); associate professor Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: economics of natural resources, regional economics, minerals, agriculture
AlekseyAlekseev, postgraduate, Transbaikal State University; research-engineer, Institute of Natural Resources, Ecology and Cryology, Russian Academy of Sciences, Siberian Branch (INREC SB RAS);Chita, Russia. Sphere of scientific interests: public and municipal finances, enterprise economy, economics of natural resources, agriculture
Образец цитирования_
Латышева M. A., Алексеев A. M. Оценка мер государственной поддержки сельского хозяйства Забайкальского края //Вестник Забайкальского государственного университета. 2020. Т. 26, № 6. С. 137-148. DOI: 10.21209/2227-92452020-26-6-137-148.
Latysheva M. A., Alekseev A. M. Assessment of government support measures for agriculture in the Zabaykalsky krai // Transbaikal State University Journal, 2020, vol. 26, no. 6, pp. DOI: 10.21209/2227-9245-2020-26-6-137-148.
Статья поступила в редакцию: 16.06.2020 г. Статья принята к публикации: 25.06.2020 г.