МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ
Оценка медицинским персоналом сети негосударственных поликлиник подходов к оценке и контролю лечебно-диагностического процесса Волнухин А. В.
Волнухин Артем Витальевич / Volnukhin АгЧет Vitalyevich - кандидат медицинских наук,
ассистент, кафедра семейной медицины, Институт профессионального образования Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова Минздрава России, г. Москва
Аннотация: непрерывный контроль лечебно-диагностического процесса по ключевым параметрам необходим для обеспечения и улучшения качества медицинской помощи. Он обеспечивается работой администрации и способствует эффективной работе медицинской организации. Косвенным критерием его эффективности может служить удовлетворенность медицинского персонала организацией этого процесса. В статье представлены результаты оценки эффективности организации контроля лечебно-диагностического процесса в сети негосударственных поликлиник, а также анализ мнения медицинского персонала. Сделаны предложения по оптимизации контроля лечебно-диагностического процесса.
Ключевые слова: контроль лечебно-диагностического процесса, медицинский персонал, негосударственная поликлиника.
В работах многих авторов отмечается роль организации контроля лечебно-диагностического процесса и оценки его эффективности для обеспечения и улучшения качества медицинской помощи [1-3]. Он обеспечивается работой администрации и способствует эффективной работе медицинской организации. Основными критериями его эффективности являются частота дефектов медицинской помощи, медицинская эффективность, социальная эффективность. Косвенным критерием может служить удовлетворенность медицинского персонала организацией этого процесса.
Внешняя экспертиза 1070 законченных случаев обращения в сеть негосударственных поликлиник города Москвы выявила 4822 дефекта оказания медицинской помощи, из них 97,3% было связано с лечебно-диагностическим процессом. Медицинская эффективность составила только 67,6%. Недостаточная приверженность врачебным назначениям, косвенно свидетельствующая о недостаточной социальной эффективности, отмечалась в 18,9% случаев.
Социологический опрос медицинского персонала (п=241) подтвердил результаты экспертизы. Организация работы по контролю лечебно-диагностического процесса в сети негосударственных поликлиник была высоко оценена только 58,9% респондентов (рис. 1).
Рис. 1. Структура оценок медицинским персоналом системы контроля лечебно-диагностического процесса (%)
Недостаточно высокий процент респондентов, удовлетворенных эффективностью работы как администрации, так и поликлиники в целом (62,7% и 55,1% соответственно) (табл. 1), связан с приоритетом экономических показателей над качественными, что не может оказывать благоприятного влияния на качество медицинской помощи. Кроме того результатом контроля являются штрафные санкции, эффективность которых сомнительна, а демотивирующее влияние на сотрудников очевидно.
Таблица 1. Анализ оценок медицинскими работниками параметров, характеризующих организацию работы сети негосударственных поликлиник
Параметры, характеризующие организацию работы сети негосударственных поликлиник Оценки Средний балл Ранг
Очень хорошо (5 баллов) Хорошо (4 балла) Средне (3 балла) Плохо (2 балла) Очень плохо (1 балл)
% % % % %
Эффективность работы администрации 27,1 35,6 24,6 10,2 2,5 3,7±1,2 1
Эффективность работы поликлиники 20,9 34,2 34,6 8,1 2,2 3,5±1,1 2
Сложившаяся ситуация объясняется формальностью подходов и отсутствием ее глубокого анализа руководителями. На это указывает средняя значимость (6-й ранг из 10), присвоенная данному направлению работы представителями администрации поликлиник сети (п=46).
Таким образом, существующая организация контроля лечебно-диагностического процесса не эффективна, как с медицинской и социальной точек зрения, так и с позиции удовлетворенности медицинского персонала. Руководству необходимо пересмотреть свое отношение к этой функции управления. Требуется изменить критерии оценки, сместив акцент с экономических показателей на медицинские и социальные. В качестве инструментов, вместо штрафов, следует применять материальные и нематериальные стимулы улучшения качества медицинской помощи.
Литература
1. Вишняков Н. И., Стожаров В. В., Муратова Е. Ю. Экономика здравоохранения, 1997. № 2. С. 26-29.
2. Jamtvedt G., Young J. M., Kristoffersen D. T. et al. Audit and feedback: effects on professional practice and health care outcomes (Review) // The Cochrane Library, 2007. Т. 2. [Electronic resource]. URL: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/12917891/ (date of access: 27.12.2016).
3. Prathibha Varkey, Reller M. Katherine, Resar Roger K. Basics of Quality Improvement in Health Care // Mayo Clin Proc., 2007. Vol. 82. № 6. P. 735-739.