УДК 629.764.001.76 в. Н. БЛИНОВ
В. В. ШАЛАЙ Е. В. ХОДОРЕВА Е. Б. ЧАРУШИНА
ПО «Полет» — филиал ГКНПЦ им. М. В. Хруничева, г. Омск
Омский государственный технический университет
ОЦЕНКА
МАССОВОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАНЕВРИРУЮЩИХ МАЛЫХ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ С ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКОЙ МИКРОТЯГИ НА АММИАКЕ_______________________________
Рассмотрены вопросы формирования массового критерия для оценки эффективности маневрирующих малых космических аппаратов (ММКА) с двигательной установкой микротяги (ДУМИТ) на аммиаке на основе габаритно-массовых моделей (ГММ).
Ключевые слова: двигательная установка, критерий, масса, оценка, электротермический микродвигатель, эффективность, удельный импульс тяги.
Известные подходы к формированию массового критерия для оценки эффективности ММКА с ДУМИТ на аммиаке и электротермическим микродвигателем (ЭТМД) используются для ранних этапов проектирования и обладают низкой точностью расчетного определения масс, поскольку [1]:
— основаны на методе коэффициентов;
— не содержат приведенных масс, связанных с установкой ДУМИТ в ММКА;
— удельный импульс тяги ЭТМД принят постоянным.
Так, например, в соответствии с [1] структурное уравнение приведенной массы ДУМИТ (тпрмит) содержит массы: конструкции ДУМИТ (тк™"1"), топлива тТ, топливного бака (к6тТ), системы электропитания (СЭП), обеспечивающей работу ЭТМД т^Г“д и автоматики ДУМИТ т^-аДУМИТ с энергопотреблением Ш1,Ш2:
Р -1.1 -Э
+ Шт + кб Шт + Шсэп
(1)
где к б — массовый коэффициент топливного бака.
Для повышения достоверности оценки эффективности ММКА с ДУМИТ на аммиаке и ЭТМД на более поздних этапах проектирования рассмотрим пути формирования уточненного массового критерия с использованием габаритно-массовых моделей (ГММ) в части масс, зависящих от массы топлива.
Рассматриваемая принципиальная компоновка ММКА и установка ДУМИТ показаны на рис. 1.
Удельный импульс тяги ЭТМД существенным образом зависит от температуры газообразного аммиака в ЭТМД, которая, в свою очередь, зависит от времени подготовки КДУ к работе, определяемое временем разогрева нагревательного элемента микродвигателя.
Рис. 1. Общий вид ДУМИТ в составе ММКА: а — установка ДУМИТ; б — ДУМИТ в составе МКА
а
+
Ш
ш
ш
б
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (107) 2012 МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ
МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (107) 2012
60
Время работы ЭТМД, мин
Рис. 2. Изменение температуры газообразного аммиака в ЭТМД по результатам натурных испытаний
Опыт эксплуатации ДУМИТ с ЭТМД показал, что для обеспечения надежности ЭТМД путем исключения перегорания нагревательных элементов микродвигателя целесообразно использовать «холодную» схему запуска ЭТМД, при которой газообразный аммиак поступает в микродвигатель с практически одновременной подачей напряжения. В этом случае реализуется сначала выход на постоянный режим работы ЭТМД (ТВ), при котором температура газообразного аммиака стабилизируется, а затем осуществляется работа на постоянном режиме создания тяги (ТР).
На рис. 2 приведен график изменения температуры газообразного аммиака в ЭТМД, полученный по результатам обработки телеметрической информации с эксплуатируемого в составе ММКА ДУМИТ-аналога (потребляемая мощность ЭТМД — 60, 80 Вт, время работы ЭТМД — 10 минут) [2 — 4].
Анализ данного графика для потребляемой мощности 60 Вт показывает, что ЭТМД выходит на режим за 7,0 мин, при этом температура газообразного аммиака составляет более 600 °С и в дальнейшем медленно растет.
Проведенные данные позволяют определить средний удельный импульс тяги ЭТМД при выходе на режим и после выхода на режим, тогда выражение для определения характеристической скорости запишется (для 60 Вт):
DV = - ^Уд ln
P ЭТМД
Л -
P УД
^Дмка
1)-Pp
______P УД
Д ТР (N - 1)
P
M
ЭТМД тВ N
PВ т
P уд__________
P
Д Т? N
ЭТМД Г
P3
P УД
(2)
ГДЄ Шмка
сухая масса ММКА без ДУМИТ;
ШДУ — общая масса ДУМИТ;
ШДУ — масса средств адаптации ДУМИТ в состав ММКА;
кГЗ — коэффициент гарантийных запасов рабочего топлива ДУМИТ.
Введем понятие заправляемых запасов топлива ДУМИТ (шТ):
- ЭТМДN
P®
P УД
Ppy
(4)
Примем, что параметры цилиндрического топливного бака со сферическими днищами удовлетворяют требованиям:
k„
. h^, R6
Rсф = R6,
(5)
где кудл — коэффициент удлинения топливного бака; Иб, Яб, Ясф — длина цилиндрической части, радиус цилиндрической и сферической части топливного бака.
Тогда, выражение для объема топливного бака (Уб) примет вид:
Уб = Яб (р кудл + 43 р) = Яб кпр , (6)
где кХл — приведенный коэффициент удлинения топливного бака
С другой стороны,
V6 = Vt + Vn = Vt + Vt k = Vt С1 + k„) = Vt кГ
Yt
;k:
(7)
где тТ, уТ, УТ — масса, удельный вес и объем топлива; УП кп, к^р — объем, коэффициент и приведенный коэффициент газовой подушки.
С учетом (6), (7):
R6
Ш тк7 = k6 3з/шГ; k6
I Т -куМ
Yt k!'
(8)
где ДУ — характеристическая скорость;
РУд — средний удельный импульс тяги ЭТМД при выходе на режим;
РУд — средний удельный импульс тяги ЭТМД после выхода на режим;
М0МКА — стартовая масса МКА;
Рэтмд — тяга ЭТМД;
ТВ — время выхода ЭТМД на режим;
ТР — время работы ЭТМД на режиме;
N — количество включений ДУМИТ.
Стартовую массу ММКА представим в виде:
где кб — коэффициент топливного бака, учитывающий изменение геометрии бака за счет величины удлинения, газовой подушки и плотности топлива.
Используя зависимость толщины цилиндрической части топливного бака заданной геометрии (Иб, Яб) от величины эксплуатационного давления рЭ, получим выражение для массы цилиндрической части топливного бака Шц в виде:
Y
Шц = mT Рэ S 2Р k6 П кв,с куд
Ub
= Шт Р К куд
(9)
ЭТМД
P3
P уд
TN? (1 + кгз), (3)
где Ум, °в — удельный вес и предел прочности на растяжение конструкционного материала;
P
гз
const
P
P
УД
P
P
УД
М0 _ су^ об ад
МКЛ _ Шмкл + Шду + Шду
+
квес — весовой коэффициент, учитывающий увеличение толщины оболочки бака по отношению к минимально допустимой; п — коэффициент безопасности;
б 7
Кб =— 2р кб пкв,с — обобщенный коэффициент цилинд-
Ов
рической части бака.
По аналогии с (5), выражение для массы сферических днищ топливного бака имеет вид:
Э 7 Э б
Шеф = ттР —2ркбпкв,с = ттР К Ов
(10)
Тогда масса топливного бака запишется в следующем компактном виде:
Шб = Шт рЭ Кб”(1 + к,дл) ■
(11)
Шлож = ^ШТ(4р Блож 7лОЖ кб) = ^ШТ клож кб .
(12)
дольный размеры 1 , 1 :
^ ґ ґ поп прод
1поп = 2 кпоп Яб ; 1-род = кпрод (к,дл + 2)Яб
(13)
кТл
Яб
Шду = Шду + Шдб + Ш,вт + Шву + Ши
(17)
тДУ = Шт (рЭ К (1 + кудл)+ штК°“)+ клож кб + 3.5, кг. (19)
Структурное массовое уравнение средств адаптации ДУМИТ к МКА ш ду запишем в виде:
ШДУ = 2тГр + тДУ + 4т^х + тДУ, (20)
где тплр — масса торцевой платы отсека МКА для ДУМИТ;
тДУ — масса платы для установки ДУМИТ в МКА; шст — масса стойки (4 шт.) для закрепления и перемещения ДУМИТ при выставке вектора тяги ЭТМД; шДУ — дополнительная масса конструкции боковых плат МКА для установки ДУМИТ.
Масса торцевой платы с диагональными подкреплениями (ее размеры примем как 1 , 1 ):
' г 1Г 1Т поп прод '
Представим ложементы для установки топливного бака в плате ДУМИТ в виде двух колец заданного сечения (Блож), тогда расчетное уравнение для определения их массы имеет вид:
-А тор Мпоп
2(1 +1 +т/1 + Ґ )р°Т 7
Мпоп -Іпрод V -1-поп Хпрод/-*- сечі
где улож — удельный вес материала ложемента.
Габариты платы для установки топливного бака определяются габаритами бака и габаритами устанавливаемой автоматики. Введем характерные размеры платы прямоугольной формы (поперечный и про-
Тогда, с учетом выреза в плате под топливный бак с размерами 2Яб и (кудл + 2)И6, получим следующее выражение для расчета массы платы:
ш,л =(2 кпоп Шп^д (к,дл + 2)Я2 - 2(к,дл + 2)Я2)кТл Яб 7пл. (14)
Или, с учетом (8):
ш,л =(2 кпоп к,род (к,„ +2) - 2(к,„ +2)) кТл 7пл кб Шт = Шт К. (15)
где К" = (2кпоп кп^д (кудЛ + 2)-2(кудл + 2))кТл 7пл кб — обобщенный коэффициент платы для установки топливного бака;
коэффициент приведенной толщины
- 2(2 кпоп Яб + кпрод (кудл + 2) Яб +
^(2кпоп Яб)2 + (кпрод (кудл + 2)Яб)2 )е:чТ 7Т, (21)
где Рс11еч11в7мл — приведенная площадь сечения и плотность материала балок торцевой платы.
Размеры платы для установки ДУМИТ без диагональных подкреплений также примем как 1 , 1 ,
поп прод
тогда ее масса будет равна:
шДУ - 2(1поп+1,™^::" 7Г - 2(2кпоп Яб+кпрод (ку„+2)Яб)р:г;; 7Г, (22)
где Бсеч” — приведенная площадь сечения балок платы для установки ДУМИТ.
Масса стойки с длиной 1 , площадью поперечного сечения Б и с плотностью материала у для закреп-
ст * ст
ления и перемещения ДУМИТ:
шст - 1стрст7ст - (2Яб + Ьавт + V + ^ ^7ст , (23)
где Иавт, ИБУ — высота выступания автоматики и двух блоков управления относительно топливного бака;
Ьрег — увеличение длины стоек за счет регулирования положения ДУМИТ во время выставки вектора тяги ЭТМД.
Для определения шДА введем постоянный коэффициент массовой нагрузки от массы конструкции
Г“ бок Тк !Тг д ~ —
платы, учитывающий отношение весовой толщины платы к радиусу топливного бака.
Суммарная масса двигательной установки шДУ, зависящая от массы топлива:
ШДу = ШТРЭК°6 (і + кудл )+ ШТКпл + кложкб , (16)
Общая масса двигательной установки тД” включает массы, зависящие от топлива, и массы постоянные: двигательный блок в сборе, блок автоматики с трубопроводами и кронштейнами крепления, блоки управления (основной и резервный) с платой крепления, бортовая кабельная сеть (ШдБ, шавт, шБУ, шБКС ):
в виде:
т6ок
кШ = —п^ = сомі ■ У V
у МКА
(24)
Опыт создания двигательных установок показал, что постоянные массы в соответствии с (13) составляют:
Ші = 0,4 кг; ш =1,5 кг; ш„ =0,8 кг;
ДБ ’ 1 авт ’ 1 БУ ’ 1
шбкс = 0,8 кг (18)
Выражение (20) справедливо для ранних этапов проектирования в виду того, что толщины стенок боковых плат МКА, как правило, определяются требованиями системы обеспечения тепловых режимов, а не прочностными требованиями. Тогда, если ДУМИТ в составе МКА занимает объем УдУ и поперечные габариты МКА определяются габаритами ДУМИТ (что справедливо для данной компоновки МКА):
шКА - кШ Vду - кШ (2 кпоп кпр„д (к„ + 2)Я2)ко„к™ 1„, (25)
где к п^к прод — коэффициенты, определяющие поперечные габариты МКА за счет увеличения 1поп,
1 (13).
прод
Библиографический список
Тогда, если выражение (12) имеет размерность «кг»:
1. Блинов, В. Н. К вопросу оценки эффективности использования двигательных установок с электрическими микродви-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (107) 2012 МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ
МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (107) 2012
гателями для решения задач орбитального маневрирования малых космических аппаратов / В. Н. Блинов, Е. Б. Чарушина, В. В. Шалай // Проблемы разработки, изготовления и эксплуатации ракетно-космической и авиационной техники : матер. шестой Всерос. науч. конф., посвящ. памяти гл. конструктора ПО «Полет» А. С. Клинышкова / Федерация космонавтики России [и др.]. — Омск, 2011. — С. 39 — 45.
2. Блинов, В. Н. Исследование динамики запуска электротермических микродвигателей на газообразном аммиаке / В. Н. Блинов, В. И. Рубан, В. В. Косицын // Динамика систем, механизмов и машин : матер. VII Межд. науч.-техн. конф. — Омск, 2009. - С. 171-177.
3. Исследование параметров двигательной установки микротяги на аммиаке по результатам натурных испытаний / В. Н. Блинов [ и др.] // Омский научный вестник. Сер. Приборы, машины и технологии. — 2010. — № 2 (90). — С. 90-93.
4. Рабочие процессы скоростной высокотемпературной газификации жидкого аммиака в условиях глубокого вакуума при истечении через ограниченный объем : отчет по проекту № 2.1.2/7153 аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009 — 2010 годы)» (заключ.) : 38 — 44 / Омский государственный технический университет ; рук. Блинов В. Н.; исполн. : Шалай В. В. [и др.]. — Омск, 2010. — 105 с.
БЛИНОВ Виктор Николаевич, доктор технических наук, профессор, зам. главного конструктора ПО «Полет» — филиала ФГУП ГКНПЦ им. М. В. Хру-ничева.
ШАЛАИ Виктор Владимирович, доктор технических наук, профессор (Россия), заведующий кафедрой «Транспорт и хранение нефти и газа, стандартизация и сертификация», ректор Омского государственного технического университета.
ХОДОРЕВА Елена Викторовна, кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры «Транспорт и хранение нефти и газа, стандартизация и сертификация» Омского государственного технического университета.
ЧАРУШИНА Елена Борисовна, старший преподаватель кафедры «Транспорт и хранение нефти и газа, стандартизация и сертификация» Омского государственного технического университета.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.01.2012 г.
© В. Н. Блинов, В. В. Шалай, Е. В. Ходорева, Е. Б. Чарушина
УДК 629.764.001.76 в. Н. БЛИНОВ
В. В. ШАЛАЙ Е. В. ХОДОРЕВА
ПО «Полет» — филиал ГКНПЦ им. М. В. Хруничева, г. Омск
Омский государственный технический университет
ВЫБОР
И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭЛЕКТРОТЕРМИЧЕСКИХ МИКРОДВИГАТЕЛЕЙ С АВТОНОМНЫМ НАГРЕВАТЕЛЬНЫМ ЭЛЕМЕНТОМ С УВЕЛИЧЕННОЙ ТЯГОЙ
Проведены выбор и представлены результаты экспериментальных исследований электротермических микродвигателей с тягой 0,04 Н, 0,05 Н с автономным нагревательным элементом.
Ключевые слова: электротермический микродвигатель, тяга, удельный импульс тяги.
Проведенные с участием авторов исследования электротермического микродвигатели (ЭТМД) с автономным нагревательным элементом касались ЭТМД с тягой 0,03 Н [1]. Требование по снижению времени орбитального маневрирования малых космических аппаратов выдвинуло актуальную задачу по выбору, созданию и экспериментальным исследованиям ЭТМД с повышенной тягой 0,04 Н, 0,05 Н [2].
В качестве метода выбора принципиальной схемы ЭТМД с автономным нагревательным элементом
повышенной тяги (0,04 Н, 0,05 Н) использован многокритериальный метод — метод структурного проектирования, согласно которому структура ЭТМД представлена в виде множества (рис. 1):
^этмд' ^к), (1)
где Бб — множество структурных параметров, формирующих базовую структуру, используемую для создания ЭТМД как с тягой 0,04 Н, так и для создания ЭТМД с тягой 0,05 Н;