ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010
10. Сулейманов, И. И. Производственная физическая культура : учеб. пособие / И. И. Сулейманов. — Омск : ОГИФК, 1989. - 30 с.
11. Тихонова, И. В. Организационно-методические особенности подготовки кадров по специальности 0307 «Физическая культура» в условиях интеграции среднего и высшего профессионального образования : автореф. дис.... канд. пед. наук / И. В. Тихонова. — Краснодар, 2002. — 24 с.
12. Бойков, Е. П. Физическая подготовка студентов к условиям профессиональной деятельности инженера-электромеханика водного транспорта : автореф. дис. ...канд. пед. наук / Е. П. Бойков. — Омск, 2001. — 28 с.
13. Загорский, Б. И. Профессионально-прикладная физическая подготовка/Б. И. Загорский//Теория и методика физического воспитания. — М. : Физкультура и спорт, 1976. — Т. 2. — С. 71-78.
14. Ильинич, В. И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов: научно-методические и организационные основы / В. И. Ильинич. — М. : Высшая школа, 1978. - 144 с.
15. Бальсевич, В. К. Физическая культура для всех и каждого/ В. К. Бальсевич. — М.: Физкультура и спорт, 1988. — 208 с.
16. Волков, Л. В. Система направленного развития физических способностей учащихся в разные возрастные периоды : автореф. дис.... д-ра пед. наук / Л. В. Волков. — М., 1986. — 40 с.
17. Угрюмов, С. В. Профессионально важные психофизические качества для управления автомобилем / С. В. Угрюмов //
Омский научный вестник. — 2006. — №9(47). — С. 305 —309.
18. Бальсевич, В. К. Физическая активность человека / В. К. Бальсевич. — Киев : Здоровья, 1987. — 223с.
19. Топчиян, В. С. Возрастные особенности развития скорости бега / В. С. Топчиян // Легкая атлетика. — 1995. — № 8. — С. 31-32.
20. Филиппович, В. И. Развитие двигательной функции детей в процессе физического воспитания / В. И. Филиппович // Советская педагогика. — 1967. — №5. — С. 23 —30.
21. Азарова, И. В. Особенности планирования скоростносиловой подготовки детей младшего и среднего школьного возраста / И. В. Азарова, И. Т. Лысаковский // Современные аспекты планирования подготовки юных спортсменов:тез. VTI Всесо-юзн. науч.- практ. конф. — М., 1981. — С. 5-6.
УГРЮМОВ Сергей Викторович, директор Омского колледжа профессиональных технологий Адрес для переписки: e-mail: [email protected] БЕБИНОВ Сергей Евгеньевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.09.2009 г.
© С. В. Угрюмов, С. Е. Бебинов
уДК79‘ О. П. ГОЛОВЧЕНКО
Р. В. ЛИТВИНОВ
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,
г. Омск
ОЦЕНКА ЛОВКОСТИ ФУТБОЛИСТОВ
В статье рассмотрены необходимость оценки ловкости футболистов, требования к оценке этого качества и предложена новая методика комплексного тестирования.
Ключевые слова: футбол, ловкость, оценка.
Известно, что кроме старания и хорошей физической подготовки футболисту высокой квалификации необходима ловкость (1,2).
Ловкость — это сложное комплексное психофизическое качество, позволяющее игроку на поле мгновенно, без подготовки правильно выполнить необходимое в той или иной ситуации двигательное действие [1,3]. Ловкость футболиста проявляется в действиях с мячом и без мяча в постоянно меняющихся ситуациях. Передвижения, определяемые постоянно меняющейся ситуацией, ведение мяча, обводка противника, отбор и удары по мячу требуют от игрока кроме силы, быстроты, пластики движений и выносливости еще и ловкости. Более того, длительность и напряженность разнообразных по техническому обеспечению и климатическим условиям насыщенных единоборствами футбольных поединков, спортивного сезона, а также всей футбольной карьеры игрока существенно повышают требования к уровню развития ловкости, поскольку она по мере утомления резко снижается. Не случайно основоположник ки-
незиологии Н. А. Бернштейн в своей классификации уровней движений поставил ловкость на самое высокое место, оставив остальным физическим качествам только фоновые предпосылки для ее развития [ 1 ].
Специалисты футбола считают, что от умения владеть собственным двигательным аппаратом зависит быстрота и качество выполнения приемов, но при этом отмечают, что нередки случаи, когда футболист, ловко жонглирующий мячом всеми частями тела на тренировках, оказывается беспомощным в простых игровых ситуациях [2].
До сих пор считается, что это качество не имеет критерия для оценки. А учитывая то, что в основе ловкости находятся координационные способности, перенос ловкости от одних упражнений к другим и т.п. [2].
В практике футбола для оценки, развития и сохранения ловкости используются давно известные простые способы [2, 4, 5], практически не определяющие это качество как таковое, весьма относительно связывающие его с футболом и, кроме того, не
позволяющие оперативно (например, перед ответственной игрой) оценить игровые возможности спортсмена.
Основой таких известных способов являются разнообразные прямые или обратные перемещения без мяча или с мячом между определенным образом установленными стойками или другими предметами. Иногда в задание по определению координационных возможностей [2, 5] или «специальной ловкости» [4] футболиста входят 1 — 2 оборота вокруг своей оси, кувырки вперед или назад. При этом тестовые дистанции не соотносятся с футбольным полем, а небольшая протяженность этих дистанций (7 — 10 м или площадка 2 м х 13 м) делает ошибку измерения времени теста ручным секундомером соизмеримой с динамикой результатов в тренировочном процессе.
Что касается рекомендаций по совершенствованию ловкости, то их более чем достаточно — акробатика, слалом, водные лыжи, батут, подвижные и спортивные игры и, конечно, большой круг различных приемов на футбольном поле [2, 4]. То есть необходимы такие упражнения, «...которые в одинаковой мере воздействовали бы и на двигательный, и на вестибулярный, и на зрительный анализаторы» [2].
Вероятно, использование этих рекомендаций в практике футбола приносит определенную пользу, но как ее качественно и количественно оценить? Как определить ценность тех или иных упражнений вообще и применительно к футболу в особенности?
Кроме того, эти же авторы утверждают, что ловкость воспитывается в детском возрасте [2, 4], определяя возрастные интервалы 8 -9 лет как период интенсивного, 10 лет — сенситивного, а 11 — 12 лет — целенаправленного [4], что, во-первых, сомнительно [6], а, во-вторых, не имеет объективного подтверждения. Более того, Н.А. Бернштейн более полувека назад доказал, что ловкость не исчезает и тренируется в течение всей жизни человека [1].
Таким образом, для определения ловкости футболиста как качества, а также его динамики в педагогическом и спортивном процессах подготовки необходима объективная методика ее оценки.
На наш взгляд, подобная комплексная проба, являющаяся по сути дела, инструментом оценки игрового мастерства футболиста и оперативной готовности его к предстоящей игре [7], должна помогать тренеру решать следующие задачи:
а) моделировать игровые ситуации;
б) оценивать внимание, память, глазомер и пространственное воображение футболиста при получении задания на тест и при подготовке к тестированию;
в) непрерывно ориентировать спортсмена на ворота противника, для чего весь комплекс движений он должен выполняться в зоне штрафной площадки, а конечной целью тестирования должны быть футбольные ворота;
г) при выполнении тестового задания давать дифференцированную оценку разнообразным по характеру и нагрузкам на вестибулярный аппарат беговым, акробатическим и ударным действиям испытуемых;
д) оценивать уменье футболиста владеть мячом в ведении, обводке и в завершающей ударной фазе;
е) оценивать его уменье с ходу с одиннадцатиметровой отметки (зона допуска ± 0,5 м) сильно и точно поразить не защищаемые вратарем секторы ворот противника, для чего последние должны иметь необходимые обозначения;
ж) давать общую количественную оценку игро-
вого мастерства и готовности футболиста к игре с обязательным представлением конкретных значений игровой скорости и уровня этого мастерства;
з) обеспечивать простоту восприятия и организации исполнения всем участникам испытаний независимо от возраста и спортивной квалификации;
и) по скорости прохождения отдельных отрезков и всего маршрута в целом обеспечивать графическое построение оценочного профиля, динамика которого охарактеризует процесс участия спортсмена в этапной и многолетней спортивной жизни коллектива.
Обработка результатов подобного тестирования всех игроков команды известными методами математической статистики позволит не только вывести общую оценку, но и дифференцировать индивидуально-командную подготовку на всех этапах многолетнего тренировочного и соревновательного процессов.
Для решения этих задач нами была разработана комплексная проба, маршрут которой состоял из шести этапов (рис. 1). Учитывая, что во всем мире ворота, вратарская и штрафная площадка с координатой исполнения пенальти имеют постоянные стандартные размеры, а также то, что в процессе тестирования, являющегося необходимой составляющей тренировочного процесса, должно продолжаться формирование стереотипа атаки ворот, дистанция пробы была нами жестко «привязана» к этим постоянным составляющим футбольного поля.
На первом этапе (37,4 м) испытуемый с максимальной скоростью бежит от правого угла штрафной площадки на правый угол вратарской площадки, а затем — на пересечение правой линии штрафной площадки с лицевой линией поля и обратно на место старта, демонстрируя быстрый бег с резкими поворотами при изменении направления движения.
На втором этапе (22,8 м) после не менее трех поворотов в точке старта вокруг своей вертикальной оси, например, по часовой стрелке спортсмен делает также не менее двух кувырков вперед, затем — прыжками во внутренние отверстия зигзагообразно преодолевает 8 автопокрышек диаметром 13 дюймов с выходом в точку начала третьего этапа (двадцатиметровая отметка на внешней линии штрафной площадки), демонстрируя ориентировку в пространстве, точность движений при перемещении по сложной пространственной траектории и работоспособность вестибулярного аппарата. Минимальное количество оборотов и кувырков подобрано экспериментальным путем по характеру воздействия на вестибулярный аппарат испытуемых.
На третьем этапе (25 м) футболист, выполнив не менее трех поворотов вокруг своей вертикальной оси уже, например, против часовой стрелки, делает затем два кувырка назад и, быстро вскочив на ноги, оббегает «змейкой» спиной вперед пять автопокрышек, установленных вертикально с интервалом 2 м между ними — до левого угла штрафной площадки.
На четвертом этапе (23 м) он как можно быстрее преодолевает живое препятствие, «змейкой» пробегая между пятью игроками, стоящими вдоль правой боковой линии штрафной площадки с интервалом 2 м, и имитирующими агрессивное поведение соперников, и в месте пересечения левой границы штрафной площадки с лицевой линией его ждет футбольный мяч (пятый этап — 23 м), с которым испытуемый начинает обратный скоростной зигзагообразный пробег между этими же игроками, продолжающими
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010 ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ
196
ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (86) 2010
3-й этап
Рис. 1. Схема маршрута комплексной пробы для оценки ловкости футболистов.
Старт
9 7 5 3 1 3 5 7 9
7 5 3 1 0 1 3 5 7
00 6 4 2 0 2 4 6 8
Рис. 2. Цифровая разметка створа ворот
свою агрессивную имитацию намерений.
Обогнув маркированный правый угол штрафной площадки (начало шестого этапа — 20,7 м), футболист с максимальной скоростью устремляется к 11метровой отметке и с максимальной силой бьет по воротам, стремясь попасть, например, в «девятку». Для лучшей ориентировки в створе ворот нами развешивалось разделенное на 27 секторов полотно с нанесенными на нем очковыми цифрами (рис. 2). На этом этапе оценивались игровое мышление футболиста в атаке ворот, его ведение мяча и качество удара.
Общее время прохождения тестового маршрута (расчетная протяженность — 151,9 м) и отдельных его этапов давали количественные значения игровой скорости испытуемых во всех аспектах проверки.
Качество ударов футболистов оценивалось визуально и с помощью видеосъемки по двум критериям, первым из которых была сила удара по воротам (сильный удар — коэффициент «1», средний удар — коэффициент «2», слабый удар — коэффициент «3»), а вторым — точность этого удара, определяемая как обратная величина цифры в клетке попадания мяча в створе ворот. Так, при попадании мяча в «девятку» засчитывалась «единица», в «восьмерку» — «двойка», в «единицу» — «девятка». При попадании мяча в нулевую зону (место вратаря), промахе по воротам или при попадании мяча в штангу испытуемому засчитывалась «десятка». Эта цифра, умноженная на коэффициент силы удара, в секундах прибавлялась к общему времени прохождения тестового маршрута (например, лучшее время тестирования при сильном ударе и попадании мяча в «девятку» составляло время прохождения маршрута, увеличенное на одну секунду, а худшее — время прохождения маршрута с прибавкой тридцати секунд).
Практика тестирования в СДЮСШОР-14, в СибГУФК и в СибАДИ показала, что проба кроме определения количественных величин игровой скорости и ловкости удачно оценивала и такие необходимые футболисту качества, как фокусировка внимания, анализ и запоминание задания, сохранение ясности мышления в процессе выполнения пространственно сложных движений, непрерывность в действиях на маршруте, специфические навыки перемещения с мячом и без мяча между игроками-сопер-никами, точность двигательных и ударных действий.
По результатам апробации проба внедрена в педагогический процесс СДЮСШОР-14, о чем имеется соответствующий акт внедрения.
Выводы.
В связи с необходимостью оценки и совершенствования ловкости футболистов нами была разработана, апробирована и внедрена специальная проба и методика ее применения.
С помощью этой методики с достаточной эффективностью [4] оперативно оценивается игровой потенциал футболистов любого возраста и квалификации.
Разработанная методика является действенным средством управления педагогическим процессом подготовки футболистов.
Библиографический список
1. Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн. — М. : Физкультура и спорт, 1991. — 288 с.
2. Футбол : учебник для физ. ин-тов / под ред. П. Н. Казакова — М. : Физкультура и спорт, 1978. — 256 с.
3. Ильин, Е. П. Психомоторная организация человека : учебник для вузов / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2003. — 384 с.
4. Кузнецов, А. А. Футбол. Настольная книга детского тренера. I этап (8 — 10 лет) / А. А. Кузнецов. — М. : Олимпия — Человек, 2007. - 112 с.
5. Шперлинг, К. А. Экспериментальное обоснование методики отбора детей и комплектования учебных групп для занятий футболом : автореф. дис. ... канд. пед. наук / К. А. Шперлинг. — М., 1976. — 22 с.
6. Сальников, В. А. Возрастное и индивидуальное в структуре спортивной деятельности / В. А. Сальников. — Омск : СибАДИ, 2000. — 160 с.
7. Литвинов, Р. В. Игровой потенциал футболистов: понятие, оценка, развитие и совершенствование : мат-лы III Межрегион. конф. «Актуальные вопросы развития детского и юношеского футбола», ноябрь, 2008, г. Омск / Р. В. Литвинов, О. П. Головчен-ко. — Омск : СибГУФК, 2008. — С. 51—57.
ГОЛОВЧЕНКО Олег Петрович, кандидат технических наук, профессор кафедры физического воспитания.
Адрес для переписки: е-шаП: [email protected] ЛИТВИНОВ Роман Викторович, старший преподаватель кафедры физического воспитания.
Адрес для переписки: е-шаП: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.10.2009 г.
© О. П. Головченко, Р. В. Литвинов
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010 ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ