Научная статья на тему 'Оценка критической температуры перехода в хрупкое состояние конструкционных сталей, эксплуатирующихся в Арктическом регионе'

Оценка критической температуры перехода в хрупкое состояние конструкционных сталей, эксплуатирующихся в Арктическом регионе Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
102
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
критическая температура / механизм перехода / хрупкое разрушение / конструкционные стали / арктический климат / critical temperature / transition mechanism / brittle fracture / construction steels / Arctic climate

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Петрова Лариса Георгиевна, Белашова Ирина Станиславовна, Демин Петр Евгеньевич, Фролов Михаил Анатольевич

В статье рассмотрены вопросы перехода в хрупкое состояние распространенных углеродистых и легированных конструкционных сталей, применяющихся, в том числе, в условиях пониженных температур. Данная информация может быть полезна экспертам (специалистам) при исследовании причин разрушения металлических изделий из конструкционных сталей, используемых в сооружениях и технике, включая автомобильной, которые эксплуатируются в условиях сильно отрицательных температур (например, в условиях Арктики).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Петрова Лариса Георгиевна, Белашова Ирина Станиславовна, Демин Петр Евгеньевич, Фролов Михаил Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of the critical temperature of transition to brittle state of construction steels operating in the arctic region

The article discusses the issues of transition to a brittle state of common carbon and alloy construction steels, used in conditions of low temperatures. This information may be useful to experts (specialists) in the study of the causes of destruction of metal products made of structural steels used in metal constructions and machinery, including automotive, which are operated in conditions of very negative temperatures (for example, in the Arctic).

Текст научной работы на тему «Оценка критической температуры перехода в хрупкое состояние конструкционных сталей, эксплуатирующихся в Арктическом регионе»

Научная статья УДК 621.785.53

Оценка критической температуры перехода в хрупкое состояние конструкционных сталей, эксплуатирующихся

в Арктическом регионе

Лариса Георгиевна Петрова 1 Ирина Станиславовна Белашова 2, Петр Евгеньевич Демин 3, Михаил Анатольевич Фролов 4

1 2 3 4Московскии автомобильно-дорожныи государственный технический университет (МАДИ), Москва, Россия

1 petrova_madi@mail.ru

2 irina455@inbox.ru

3 petr-demin@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-8469-1432

4 michcool@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы перехода в хрупкое состояние распространенных углеродистых и легированных конструкционных сталей, применяющихся, в том числе, в условиях пониженных температур. Данная информация может быть полезна экспертам (специалистам) при исследовании причин разрушения металлических изделий из конструкционных сталей, используемых в сооружениях и технике, включая автомобильной, которые эксплуатируются в условиях сильно отрицательных температур (например, в условиях Арктики).

Ключевые слова: критическая температура, механизм перехода, хрупкое разрушение, конструкционные стали, арктический климат

Благодарности: материал подготовлен в рамках научных исследований по проекту №FSFM-2020-0011 (2019-1342), экспериментальные исследования проведены с использованием оборудования центра коллективного пользования МАДИ.

Для цитирования: Петрова Л. Г., Белашова И. С., Демин П. Е., Фролов М. А. Оценка критической температуры перехода в хрупкое состояние конструкционных сталей, эксплуатирующихся в Арктическом регионе // Проблемы экспертизы в автомобильно-дорожной отрасли. 2023. № 2(7). С. 59-70.

Original article

Evaluation of the critical temperature of transition to brittle state of construction steels operating in the arctic region

Larisa G. Petrova 1 Irina S. Belashova 2, Peter E. Demin 3, Mikhail A. Frolov 4

1, 2, 3, 4 Moscow Automobile and Road Construction State Technical University (MADI), Moscow, Russia

1 petrova_madi@mail.ru

2 irina455@inbox.ru

3 petr-demin@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-8469-1432

4 michcool@mail.ru

Abstract. The article discusses the issues of transition to a brittle state of common carbon and alloy construction steels, used in conditions of low temperatures. This information may be

© Петрова Л. Г., Белашова И. С., Дёмин П. Е., Фролов М. А., 2023

useful to experts (specialists) in the study of the causes of destruction of metal products made of structural steels used in metal constructions and machinery, including automotive, which are operated in conditions of very negative temperatures (for example, in the Arctic).

Keywords: critical temperature, transition mechanism, brittle fracture, construction steels, Arctic climate

Acknowledgements: the material was prepared within the framework of scientific research under project No. FSFM-2020-0011 (2019-1342), experimental studies were conducted using the equipment of the MADI collective use center.

For citation: Petrova L. G., Belashova I. S., Demin P. E., Frolov M. A. Evaluation of the critical temperature of transition to brittle state of construction steels operating in the arctic region. Automotive and Road expert evaluation. 2023;(2):59-70. (in Russ).

Введение

Большинство автопроизводителей разрешают эксплуатацию стандартных моделей автомобилей в диапазоне температур от -30 °С до +45 оС. К деталям машин, эксплуатирующихся в северных регионах, предъявляются более жесткие требования по температурному режиму работы, в связи с чем особое значение приобретает проблема снижения порога хладноломкости сталей.

Для нынешнего времени характерно повышенное внимание к Арктическому региону в силу сырьевых, транспортных, военных и геополитических причин. Ажиотаж носит глобальный характер, поскольку интерес к нему проявляют не только страны арктической зоны, но и другие государства. В России освоение северных территорий и морей является жизненно необходимым для экономического развития страны и является государственным приоритетом в соответствии с Указом Президента РФ от «05» марта 2020 года № 164 [1].

Понимание значения Арктики для России сформировалось давно, началом ее исследования можно считать путешествие Семёна Ивановича Дежнёва Северным морским путем (СМП) в Тихий океан ещё в 1648 году. В дальнейшем освоение СМП сопровождалось постройкой морских и речных портов, созданием сети аэродромов, дорожной и военной инфраструктуры. Как следствие, в настоящее время 80% мирового населения Арктики приходится на Россию, что сделало её безусловным лидером в сфере освоения Арктического региона [2].

Освоение Арктики требует разработки и применения материалов, обеспечивающих как надежное функционирование техники и сооружений, так и комфортные условия жизни и работы людей [3]. В условиях арктического климата на материалы влияют специфические факторы [4]:

— длительное воздействие низких температур;

— значительные перепады температур в течение года, особенно в континентальной зоне (от -60 до +40 °С);

— сильные ветровые нагрузки;

— высокая влажность в морской зоне;

— оледенение и налипание снега;

— наличие ледяного покрова в акватории морей;

— высокая солнечная радиация в полярный день и др.

Особую суровость арктическому климату придает сочетание отмеченных факторов, например, наличие влаги и низких температур, цикличность переходов через нулевую температуру, что вызывает чередование процессов размораживания/замораживания.

В связи с вышеизложенным, для сооружений и техники, в том числе автомобильной, при их эксплуатации в Арктике, одним из основных требований является надёжная работа при сильно отрицательных температурах (до -60 °С и ниже).

Наиболее уязвимым материалом в арктических условиях при таких отрицательных температурах является сталь. Негативное воздействие низких температур на основной современный конструкционный материал проявляется в виде хладноломкости [5]. Хладноломкость сталей вследствие их ненадлежащего качества явилась причиной многих катастрофических разрушений и аварий техногенного характера [6]. Сейчас является непреложным регламент работы стали, не позволяющий эксплуатировать изделие ниже ее порога хладноломкости, т.е. температуры, при которой происходит переход металла в хрупкое состояние.

Способность материалов сопротивляться хрупкому разрушению при низких температурах окружающей среды характеризует их хладостойкость, на которую влияет как состав самой стали (содержание углерода, наличие примесей, легирующих элементов) [7], так и структура металла [8], которая может быть целенаправленно сформирована способами термической обработки.

Целью настоящей работы является исследование влияния традиционных способов термообработки углеродистых и легированных конструкционных сталей на их порог хладноломкости для потенциальной оценки предела безопасных температур эксплуатации. Данная информация может быть полезна экспертам (специалистам) при исследовании причин разрушения металлических изделий из конструкционных сталей, используемых в сооружениях и технике, включая автомобильной, которые эксплуатируются в суровых условиях отрицательных температур (например, в условиях Арктики).

Методика исследований

Традиционно порог хладноломкости определяют в серии испытаний на ударный изгиб на образцах с надрезом при разных температурах по ГОСТ 9454-78. Методика определения критической температуры перехода в хрупкое состояние предусматривает фактографическое исследование изломов образцов после испытаний на удар.

Изломы металлов имеют отличительные особенности в зависимости от характера разрушения [9]. Предельные состояния полной пластичности и полной не пластичности металла проявляются в различиях соответствующих изломов -вязкого и хрупкого.

Отличительной чертой вязкого разрушения является предшествующая ему значительная макродеформация. Вязкий излом имеет матовый оттенок и волокнистое строение со следами пластической деформации (рис. 1, а).

Хрупкое разрушение происходит катастрофически быстро под действием относительно невысоких напряжений. Разрушение не сопровождается пластической деформацией. В результате хрупкого разрушения по границам зерен поверхность излома после испытаний выглядит блестящей, кристаллической (рис. 1, б).

При переходе из вязкого состояния в хрупкое меняется вид излома металла: доля вязкой (волокнистой) составляющей в изломе уменьшается, а хрупкой (кристаллической) - увеличивается (рис. 1, б). Температурный порог хладноломкости Т50 определяют как температуру, при которой площадь волокнистой составляющей в изломе равна 50 % (рис. 2).

а б в

Рис. 1. Характерные изломы образцов после испытаний по Шарпи: а - вязкий излом; б - хрупкий излом; в - вязко-хрупкий излом

100

£

90

80 «

Ц 70

¡И I 50

н

¡3° 8 20

§ 10 о

ч 0

/1 / 1

1 1

1 1

1 1

!т 50

-70 -60 -50 -40 -30 -20 -10 0 10 20 Температура, °С

Рис. 2. Определение температуры вязко-хрупкого перехода Т50 по температурной зависимости доли волокнистой составляющей в изломе стали

Критические температуры перехода в хрупкое состояние определяли для углеродистых (0,2...0,5 °С) и легированных сталей после холодной пластической деформации (ХПД) и после различных видов термообработки (табл. 1). Оценку доли вязкой составляющей в изломах образцов проводили после стандартных испытаний в интервале температур от 20 до -140 °С.

Таблица 1

Исследуемые стали и их термообработка_

Сталь ТО 1 ТО 2 ТО 3

СтЗпс Нормализация 920 °С - -

20 Нормализация 900 °С Отжиг 900 °С -

50 Закалка 850 °С + отпуск 450 °С (средний) Закалка 850 °С + отпуск 600 °С (высокий) -

40Г Закалка 840 °С + отпуск 600 °С (высокий) - -

Продолжение таблицы 1

Сталь ТО 1 ТО 2 ТО 3

40ХН Нормализация 850 °С Закалка 830 °С + отпуск 600 °С (высокий) -

09Г2С Нормализация 930 °С Закалка 910 °С + отпуск 580 °С (высокий) -

17ГС Закалка 920 °С + отпуск 200 °С(низкий) - -

10Г2 Нормализация 900 °С Отжиг 900 °С Закалка 900 °С + отпуск 600 °С (высокий)

20ХГР Закалка 880 °С + отпуск 200 °С(низкий) Закалка 880 °С + отпуск 550 °С (высокий) -

18Х2Н4МА Закалка 870 °С + отпуск 200 °С(низкий) Закалка 870 °С + отпуск 610 °С (высокий) -

Результаты и их обсуждение

Анализ структурных факторов, влияющих на переход сталей в хрупкое состояние

К структурным факторам, влияющими на склонность стали к хрупкому разрушению, относятся размер зерна стали, размер и форма возможных включений, а также специфические структурные состояния пластинчатого типа (мартенсит и ферритно-цементитные смеси).

Согласно дислокационной теории пластическая деформация металла осуществляется скольжением дислокаций. Сопротивление пластической деформации, выражающееся пределом текучести, тем выше, чем меньше подвижность дислокаций. Свободное перемещение дислокаций тормозится на структурных барьерах, которыми являются нарушения в кристаллической решетке (посторонние атомы, другие дислокации, границы зерен, инородные включения и т.п.). С увеличением тормозящего действия структурных барьеров на движение дислокаций предел текучести возрастает, а вязкость разрушения, как правило, уменьшается.

Различные типы структурных барьеров создают специфическое упрочнение: твердорастворное - упрочнение атомами легирующего элемента (Дотр), деформационное - упрочнение при повышении плотности дислокаций (Дод), зерно-граничное (Доз), дисперсионное (Додч), упрочнение при образовании пластинчатого перлита (Доп). При одновременном действии нескольких структурных факторов каждая компонента упрочнения (До,) вносит свой вклад в суммарный предел текучести:

Дот =1 ДО, . (1)

,=1

Большинство структурных элементов, вызывающих упрочнение, оказывают негативное воздействие на трещиностойкость и порог хладноломкости, но в разной степени, что выражается эмпирическими коэффициентами влияния

(ДТ50 = ЬАо,) (рис. 3). Видно, что твердорастворное, деформационное и дисперсионное упрочнение, а также увеличение доли перлитной составляющей в структуре усугубляют хладноломкость стали.

Рис. 3. Влияние структурных факторов упрочнения на порог хладноломкости ферритно-перлитных сталей [10]

Единственным механизмом упрочнения, который наряду с приростом предела текучести приводит к снижению Т50, является механизм зернограничного упрочнения. Мелкозернистая структура металла благоприятна как для упрочнения, так и для увеличения вязкости и снижения порога хладноломкости. Увеличение суммарной протяженности границ зерен одновременно повышает сопротивление деформации и разрушению, поскольку создает препятствия и для перемещения дислокаций, и для развития трещины. Измельчению зерна стали способствует, в том числе, рациональный выбор режимов термообработки.

Сопоставление хладноломкости сталей после различных видов обработки

В таблице 2. представлен анализ механизмов упрочнения доэвтектоидных сталей, реализующихся при холодной пластической деформации и основных традиционных видах термообработки. Графики температурных зависимостей доли вязкой составляющей в изломе (рис. 4-7) позволяют сопоставить влияние на хладноломкость различных видов обработки, формирующих в стали специфическое структурное состояние и вызывающих разную степень упрочнения. Результаты определения температуры вязко-хрупкого перехода Т50 по этим графическим зависимостям представлены в табл. 3. Полученные закономерности, обсуждаемые ниже, справедливы для всех исследованных сталей.

Таблица 2

Структура сталей и факторы упрочнения в зависимости от способа обработки

Обработка Структура доэвтекто-идных сталей Упрочнение/структурный фактор

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Холодная пластическая деформация (ХПД) Текстура деформации Деформационное упрочнение/ плотность дислокаций

Нормализация Сорбит пластинчатый +феррит Зернограничное упрочнение/ размер зерна

Отжиг Перлит пластинчатый +феррит Упрочнение перлита/размер пластин перлита и величина перлитных колоний, количество перлитной составляющей

Закалка+высокий отпуск (ВО) - улучшение Зернистый сорбит Дисперсионное упрочнение/ дисперсность феррито-цементитной смеси

Закалка+низкий отпуск (НО) Мартенсит Деформационное упрочнение/ плотность дислокаций

Таблица 3

Значения Т50 _ для конструкционных сталей после

Сталь ХПД Отжиг Нормализация Закалка+ НО Закалка+ СО Закалка+ ВО

Ст3пс - 13 - - 27 - - -

20 - - 24 - 30 - - -

50 - - - - - 40 - 55

40Г - 54 - - - - - 90

40ХН - 8 - - 40 - - - 82

09Г2С - 35 - - 50 - - - 60

10Г2 - - 45 - 60 - - - 70

17Г1С - 40 - - 65 - -

20ХГР - - - - 80 - - 100

18Х2Н4МА - - - - 80 - - 110

ш

2 к

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 О

ХПД

Нормализация З+ВО

-140 -120 -100 -80 -60 -40 Температура, °С

-20

20

Рис. 4. Температурные зависимости доли вязкой составляющей в стали 40ХН после ХПД, нормализации и закалки с высоким отпуском (З + ВО)

0

ш

2 к

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

^^^ Отжиг

рмализация

Высокий отпуск

-140

-120

-100

-80 -60 Температура, °С

-40

-20

20

Рис. 5. Температурные зависимости доли вязкой составляющей в стали 10Г2 после отжига, нормализации и закалки с высоким отпуском

ш

2 к

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

Закалка +средний отпуск Закалка + высокий отпуск

.....

-100 -90 -80 -70 -60 -50 -40 -30

Температура , °С

-20

-10

10

20

Рис. 6. Температурные зависимости доли вязкой составляющей в стали 50 после закалки со средним отпуском и закалки с высоким отпуском

0

0

Рис. 7. Температурные зависимости доли вязкой составляющей в стали 18Х2Н4МА после закалки с низким отпуском (З + НО) и закалки с высоким отпуском (З + ВО)

Влияние холодной пластической деформации

В результате ХПД (рис. 8, а), как и при закалке на мартенсит (рис. 8, б), реализуется деформационный механизм упрочнения стали за счет роста плотности дислокаций. Как видно на рис. 4 и в табл. 3, холодная пластическая деформация, создавая наклеп, в наибольшей степени охрупчивает стали по сравнению с термообработкой (нормализацией, отжигом), в том числе с упрочняющей термообработкой на мартенсит, состоящей из закалки и низкого отпуска (Т50 для стали 17Г1С после закалки с низким отпуском на 25 °С ниже, чем после ХПД).

а б

Рис. 8. Характерные микроструктуры сталей, упрочненных холодной пластической деформацией (а) и закалкой с низким отпуском (б)

Отжиг и нормализация

Как следует из диаграммы на рис. 3, при образовании в доэвтектоидной стали грубодисперсного перлита может произойти существенное повышение порога хладноломкости, что происходит, например, в результате перегрева при отжиге. Для исправления грубозернистой структуры перегретой стали применяется нормализация с образованием тонкопластинчатой ферритно-цементитной смеси (сорбита). Даже при проведении отжига в соответствии с технологическим регламентом (табл. 2) структура перлита оказывается значительно грубее, чем сорбита (рис. 9) Например, толщина Ф+Ц-пластин в стали 45 после нормализации почти в 2 раза меньше, чем при отжиге (0,175 мкм против 0,294 мкм). Формирование более тонкодисперсной ферритно-цементитной смеси при нормализации объясняет более низкие значения порога хладноломкости сталей по сравнению с отжигом даже для низкоуглеродистых сталей с малой долей перлитной составляющей: Т50 на 15 0С ниже для стали 10Г2 (рис. 5) и на 6 0С ниже для стали 20 (табл. 3).

Проведение нормализации позволяет существенно понизить температуру вязко-хрупкого перехода холоднодеформированных сталей за счет снятия наклепа (табл. 3): на 14 °С для стали СтЗпс, на 15 °С для стали 09Г2С и на 32 °С для сред-неуглеродистой никельсодержащей стали 40ХН (рис. 4).

а б

Рис. 9. Изображения ферритно-цементитной структуры стали 45 после нормализации (а) и отжига (б) в растровом электронном микроскопе, х3000 [11]

Закалка с отпуском

Закалка с отпуском применяется как окончательная термообработка для многих деталей из конструкционных сталей, поскольку позволяет сформировать заданный комплекс свойств. Наиболее рациональное сочетание сопротивления деформации и разрушению достигается при проведении закалки стали с последующим высоким отпуском вследствие получения вязкой структуры зернистого сорбита. Термообработка на зернистый сорбит, известная как улучшение, понижает значения Т50 по сравнению с закалкой и средним отпуском (на 15 °С в стали 50, рис. 6), и в особенности, по сравнению с закалкой и низким отпуском. Так, в хладостойких низкоуглеродистых цементуемых сталях проведение улучшения вместо традиционной упрочняющей обработки, состоящей из закалки на мартенсит с низким отпуском, позволяет снизить Т50 на 20 °С в стали 20ХГР (табл. 3) и на 30 °С в стали 18Х2Н3МА (рис. 7).

В практике термообработки стали в ряде случаев из соображений экономической целесообразности закалку с высоким отпуском на зернистый сорбит заменяют нормализацией с получением сорбита пластинчатого. Однако необходимо учитывать, что при этом может происходить существенное повышение порога хладноломкости. Например, в стали 40ХН проведение нормализации вместо улучшения увеличивает Т50 на 42 °С (рис. 4).

Проведение закалки с высоким отпуском холоднодеформированных улучшаемых сталей снижает Т50: на 36°С в стали 40Г (табл. 3) и на 74 °С в стали 40ХН (рис. 4). Устранению охрупчивающего влияния деформационного упрочнения способствует формирование мелкозернистой и тонкодисперсной структуры.

Заключение

Проведенное сопоставление критической температуры перехода в хрупкое состояние распространенных в технике конструкционных сталей с закономерностями их строения, формирующегося термообработкой, показало следующие закономерности:

- упрочнение наклепом и формирование структуры с повышенной плотностью дислокаций в результате холодной пластической деформации (ХПД) в наибольшей степени охрупчивает стали по сравнению с любым из видов термообработки;

- проведение нормализации существенно снижает порог хладноломкости наклёпанных сталей за счет измельчения зерна. Вследствие формирования тонкопластинчатого сорбита нормализованные стали имеют более низкое значение Т50 по сравнению с отожжёнными сталями со структурой перлита грубопла-стинчатого;

- структура зернистого сорбита, получаемая при закалке и высоком отпуске, обеспечивает минимальное значение Т50 для всех исследуемых сталей по сравнению с другими видами термообработки; данный эффект наиболее значителен для улучшаемых сталей.

Список источников

1. Указ Президента Российской Федерации от 05.03.2020 № 164 "Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года". - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202003050019?ysclid=lik2z8bvgw 117167772&index=1 (дата обращения: 26.04.2023).

2. Хлусова, Е. И. Создание хладостойких конструкционных материалов для Арктики. История, опыт, современное состояние / Е. И. Хлусова, О. В. Сыч // Инновации. - 2018. -№ 11(241). - С. 85-92. - EDN YTENPV.

3. Бузник, В. М. Арктическое материаловедение / В. М. Бузник, Е. Н. Каблов. - Томск: Издательский дом Томского государственного университета, 2018. - 42 с. - (Академические чтения в Томском государственном университете / Министерство образования и науки Российской Федерации, Национальный исследовательский Томский государственный университет; вып. 3).; ISBN 978-5-94621-749-1.

4. Солнцев, Ю. П. Хладостойкие стали и сплавы : учебник для вузов / Ю. П. Солнцев. -Изд. 3-е, стереотип. - Санкт-Петербург : ХИМИЗДАТ, 2017. - 480 с. - ISBN 978-5-93808299-1.

5. Петрова, Л. Г. Хладноломкость металла и катастрофическое разрушение / Л. Г. Петрова. - М.: Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), 2022. - 134 с. - ISBN 978-5-7962-0291-3. - EDN YLTMGJ.

6. Петрова, Л. Г. Металловедческая экспертиза разрушений конструкций по причине хладноломкости: исторический обзор / Л. Г. Петрова // Проблемы экспертизы в автомобильно-дорожной отрасли. - 2022. - № 2(3). - С. 29-46. - EDN PFPGNV.

7. Коленько, Н. В. Влияние структурных факторов на характеристики, определяющие стойкость материалов в условиях отрицательных температур / Н. В. Коленько, Л. Г. Петрова, А. С. Сергеева // Наука и техника в дорожной отрасли : Материалы конференции, Москва, 18 марта 2021 года. Том 2. - Москва: Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), 2021. - С. 74-76. - EDN EFJFHX.

8. Шестопалова, Л. П. Методы исследования микро- и наноструктуры материалов : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Наземные транспортно-технологические средства" и бакалавров по направлениям "Наземные транспортно-технологические комплексы" и "Эксплуатация трансп.-технологических машин и комплексов" / Л. П. Шестопалова, Л. Г. Петрова, В. А. Александров ; Московский автомобильно-дорожный гос. технический ун-т (МАДИ). - Москва : МАДИ, 2012. - 183 с. - ISBN 978-5-7962-0124-4. - EDN QNAIWF.

9. Металлофизические основы разработки упрочняющих технологий / В. М. Приходько, Л. Г. Петрова, О. В. Чудина. - Москва : Машиностроение, 2003. - 380 с. - ISBN 5-21703219-7. - EDN QNAPOL.

10. Annealing and Normalizing of AISI 1045 Steel: A Lamellae Analysis / A.L. Yanez, E.A. Nar-vaez, L.F. Salinas, E.A. Bonifaz // International Journal of Metallurgy and Metal Physics. -2020. - Vol. 5(2). - Art. No. 5-053. - DOI 10.35840/2631-5076/9253.

References

1. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 05.03.2020 N 164 "Ob Osnovah gosudarstvennoj poli-tiki RF v Arktike na period do 2035 goda", available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202003050019?ysclid=lik2z8bvgw 117167772&index=1 (26.04.2023).

2. Khlusova E.I., Sych O.V. Innovacii, 2018, no. 11(241), pp. 85-92.

3. Buznik V.M., Kablov E.N. Arkticheskoe materialovedenie (Arctic Materials Science), Tomsk, Izdatelskiy dom Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 2018, iss. 3, 42 p.

4. Solntsev Yu.P. Khladostoikie stali i splavy: uchebnik dlya vuzov (Cold-resistant steels and alloys: textbook for universities), Saint-Petersburg, KHIMIZDAT, 2017, 480 р.

5. Petrova L.G. Hladnolomkost' metalla i katastroficheskoe razrushenie (Cold-breaking metal and catastrophic destruction), Moscow, MADI, 2022, 134 p.

6. Petrova L.G. Automotive and Road expert evaluation, 2022, no. 2(3), pp. 29-46.

7. Kolenevko N.V., Petrova L.G., Sergeeva A.S. Materialy Mezhdunarodnoi konferentsii "Nauka i tekhnika v dorozhnoy otrasli", Moscow, MADI, 2021, vol. 2, pp. 74-76.

8. Shestopalova L.P., Petrova L.G., Aleksandrov V.A. Metody issledovaniya mikro- i nanos-trukturnykh materialov (Methods of research of micro- and nanostructure of materi-alsMoscow, MADI, 2012, 184 р.

9. Prikhodko V.M., Petrova L.G., Chudina O.V. Metallofizicheskie osnovy razrabotki uprochnyay-ushchikh tekhnologiy (Metallophysical foundations of the development of reinforcing technologies), Moscow, Mashinostroenie, 2003, 380 р.

10. Yanez A.L., Narvaez E.A., Salinas L.F., Bonifaz E.A. Annealing and Normalizing of AISI 1045 Steel: A Lamellae Analysis, International Journal of Metallurgy and Metal Physics, 2020, vol. 5(2), art. no. 5:053, doi 10.35840/2631-5076/9253.

Информация об авторах

Л. Г. Петрова - доктор технических наук, профессор МАДИ.

И.С. Белашова - доктор технических наук, профессор МАДИ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

П. Е. Демин - кандидат технических наук, доцент МАДИ.

М. А. Фролов - аспирант МАДИ.

Information about the authors

L. G. Petrova - Doctor of Sciences (Technical), Professor MADI.

I. S. Belashova - Doctor of Sciences (Technical), Professor MADI.

P. E. Demin - Candidate of Sciences (Technical), Associate Professor MADI.

M. A. Frolov - Graduate Student.

Статья поступила в редакцию 15.05.2023; одобрена после рецензирования 27.03.2023; принята к публикации 27.03.2023.

The article was submitted 15.05.2023; approved after reviewing 27.03.2023; accepted for publication 27.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.