Научная статья на тему 'Оценка критерия согласия распределения потока отказов на основе эмпирических данных'

Оценка критерия согласия распределения потока отказов на основе эмпирических данных Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
52
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ / НАДЕЖНОСТЬ / КРИТЕРИИ СОГЛАСИЯ / ПОТОК ОТКАЗОВ / CIVIL AVIATION / RELIABILITY / CONSENT CRITERIA / FAILURE FLOW

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Герасимова Д.С., Мусонов В.М.

На основе эмпирических данных исследованы параметры надежности авиационных топливомеров. Проведен анализ соответствия потока отказов рассмотренных изделий распределению χ2 Пирсона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE CRITERIA CONSENT OF DISTRIBUTION FLOW FAULTS ON THE BASIS OF EMPIRICAL DATA

The parameters of reliability of aviation fuelers have been investigated on the basis of empirical data. The correspondence between the failure flow of these products is analyzed. Pearson's χ2 distribution was used

Текст научной работы на тему «Оценка критерия согласия распределения потока отказов на основе эмпирических данных»

УДК 629.7.063.6

ОЦЕНКА КРИТЕРИЯ СОГЛАСИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТОКА ОТКАЗОВ НА ОСНОВЕ ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ

Д. С. Герасимова, В. М. Мусонов

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Email: pnk-sibsau.ru

На основе эмпирических данных исследованы параметры надежности авиационных топ-ливомеров. Проведен анализ соответствия потока отказов рассмотренных изделий распределению X2 Пирсона.

Ключевые слова: гражданская авиация, надежность, критерии согласия, поток отказов

EVALUATION OF THE CRITERIA CONSENT OF DISTRIBUTION FLOW FAULTS

ON THE BASIS OF EMPIRICAL DATA

D. S. Gerasimova, V. M. Musonov

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochiy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: pnk-sibsau@mail.ru

The parameters of reliability of aviation fuelers have been investigated on the basis of empirical data. The correspondence between the failure flow of these products is analyzed. Pearson's x2 distribution was used

Key words: civil aviation, reliability, consent criteria, failure flow

Для авиационного оборудования характерна работа в разнообразных, зачастую тяжелых условиях эксплуатации. Основная задача гражданской авиации - это обеспечение безопасности полетов. Так, например, наработка до отказа авиационных топливомеров зависит от многих факторов. К ним относятся обрыв контактов, пробой конденсатора, короткое замыкание, производственные дефекты, а также со временем выходят из строя контакты в местах подключения датчика. Или, как в нашем случае, - выработка ресурса.

Для установки на воздушное судно авиационных датчиков топлива с вышедшим ресурсом, необходимо провести ряд исследований этих агрегатов с целью удостоверения их надежности.

Для многих групп авиационных изделий перевод на эксплуатацию по методам технической эксплуатации до отказа (ТЭО) или технической эксплуатации до предотказного состояния (ТЭП) при их использовании по назначению на ВС определенных типов не представляется возможным. Такое положение имеет место, если на ВС упомянутых типов отказы изделий могут приводить к опасным последствиям, а способы выявления предотказных состояний не разработаны.

В этих случаях при поэтапном увеличении назначенных ресурсов планера воздушных судов возникает задача увеличения (продления) ресурсов и сроков службы изделий бортового оборудования. Такое увеличение и продление может быть осуществлено на основе выполнения работ действующего стандарта ГОСТ В 15.702—83 «Порядок установления и продления назначенных ресурсов, сроков службы, сроков хранения. Основные положения».

Для проведения подконтрольной эксплуатации необходимо:

1. Создать инженерно-техническую комиссию АТК.

2. Назначить ответственными за подготовку ИТП, средств выполнения работ по ПТО, составление перечней изделий АиРЭО, оформление протоколов.

Секция «Техническая эксплуатация электросистем и авионики»

3. Определить ответственных за ежеквартальное оформление сведений по отказам и неисправностям изделий АиРЭО с повышенными сроками хранения и межремонтными сроками службы.

4. Учитывая большой объем ПТО изделий АиРЭО привлечь к работе по усмотрению комиссии инженерный состав по АиРЭО.

5. Изучить «Программу и методические указания о подконтрольной эксплуатации изделий АиРЭО», утвержденную ГосНИИ ГА. [1]

Вышеперечисленные пункты несут определенные экономические затраты со стороны авиапредприятия, когда в свою очередь автор статьи предлагает провести дополнительное исследование для обнаружения заведомо неподходящих для продления элементов без дополнительных затрат.

Ниже представлена наработка датчиков (Табл.1) топливомеров действующей авиакомпании. [3]

Таблица 1

Наработка датчиков топливомеров

№ Агрегата Наработка от начала эксплуатации до первого ремонта, Т1 Наработка от первого до второго ремонта, Т2 Наработка от второго до третьего ремонта, Т3 Наработка от третьего до четвертого ремонта, Т4

1 2457 3640

2 486 816 3837

3 2508 -

4 928 -

5 6052 -

6 3320 5693 1600

7 690 1700 900 1341

8 1965 -

9 190 787

10 2333 4546 5950

11 816 3769

12 5000 3970 619 5750

13 4723 4530 4879 1238

14 2807 944

Используя распределение х2 проведем оценку критерия согласия распределения потока отказов на основе имеющихся данных для каждого элемента, требующего продления.

■ < Тс <■ ъ

2 - 2 7 7

ла л а

— 1— 22

где ^ - суммарное время наработки [2] Полученные результаты представим в виде таблицы 2.

Таблица 2

Результаты расчетов_

Наименование Доверительный интервал для Тс

Топливомер №1 2035,726<Тс<118388,3

Топливомер №2 1083,034<Тс<14455,7

Топливомер №3 837,395<Тс<48699,03

Топливомер №4 309,849<Тс<18019,42

Топливомер №5 2020,701<Тс<117514,6

Топливомер №6 2236,67<Тс<29853,73

Топливомер №7 735,663<Тс<5664,832

Топливомер №9 326,2104<Тс<18970,87

Топливомер №10 2703,688<Тс<36087,2

Топливомер №11 1530,885<Тс<89029,13

Топливомер №12 2436,696<Тс<18763,3

Топливомер№ 13 2441,62<Тс<18801,22

Из полученных данных видно, что агрегаты с наибольшей наработкой (топливомеры под номером №2,6,7,10,12,13 Таблица 1) дают короткие доверительные интервалы для среднего времени безотказной работы. Такие результаты предпочтительны для получения прогноза надежности и дальнейшего использования элементов. Агрегаты с наибольшими интервалами рекомендуется подвергнуть дополнительной проверке перед продлением их ресурсов и дальнейшей установкой на ВС.

Библиографические ссылки

1. ГОСТ В 15.702—83 «Порядок установления и продления назначенных ресурсов, сроков службы, сроков хранения. Основные положения»

2. Воробьев В.Г., Константинов В.Д. Надежность и техническая диагностика авиационного оборудования: учебник. - М.: МГТУ ГА, 2010.

3. Герасимова Д. С. Прогноз наработки агрегатов ВС с истекшим календарным сроком хранения, АПАК, СибГАУ, 2016

© Герасимова Д. С., Мусонов В. М., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.