Научная статья на тему 'Оценка кредитоспособности контраген тов и создание резервов под возможные потери по дебиторской задолженности на предприятии'

Оценка кредитоспособности контраген тов и создание резервов под возможные потери по дебиторской задолженности на предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
801
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка кредитоспособности контраген тов и создание резервов под возможные потери по дебиторской задолженности на предприятии»

КРЕДИТ

ОЦЕНКА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ КОНТРАГЕНТОВ И СОЗДАНИЕ РЕЗЕРВОВ ПОД ВОЗМОЖНЫЕ ПОТЕРИ ПО ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Л. В. БРЫЧКИН,

заместитель начальника кредитного управления АКБ "Еврофинанс "

В современной экономике России все большее распространение получает продажа товаров с рассрочкой или отсрочкой платежа. Данное обстоятельство обусловлено тем, что коммерческий кредит является довольно эффективным средством стимулирования продаж. Вместе с тем неисполнение или несвоевременное исполнение покупателями своих обязательств по оплате отгруженной им в кредит продукции могут привести к серьезным негативным последствиям, поскольку выручка от реализации является основным источником формирования собственных финансовых ресурсов пред-нриятия — прибыли и амортизации, служит источником покрытия ранее авансированных затрат на производство и реализацию продукции.

В этой ситуации продавец прежде всего должен соизмерять величину дополнительных доходов, которые он может получить в связи с ростом объема продаж продукции, с риском потерь, сопряженных с предоставлением отсрочки или рассрочки платежа, а также своевременно предпринимать меры по снижению сумм потерь или смягчению последствий этих потерь для предприятия. Указанный риск потерь называется кредитным риском и его «измерение» в мировой и отечественной практике осуществляется путем оценки кредитоспособности контрагентов.

Оценка кредитоспособности предприятия осуществляется на основе анализа, который направлен на выявление объективных результатов и тенденций в финансовом состоянии фирмы, ее деловом обороте, и является неотъемлемой час-

' Брычкин А. В. Кредитный риск как объект управления на предприятии//Финансы и кредит. № 15 (105). 2002. С. 72.

2 Федеральный Закон «О банках и банковской деятельности», ст. 26.

тью работы банка или финансовой службы предприятия по определению возможности кредитования контрагентов.

Как уже отмечалось в предыдущих авторских публикациях, существует ряд способов оценки кредитоспособности предприятия для измерения кредитного риска, сопряженного с конкретной кредитной операцией1. К основным способам оценки кредитоспособности, которые могут быть применены предприятием, следует отнести анализ финансово-хозяйственной деятельности и делового риска предприятия.

Анализ перспективной платежеспособности на основе прогноза денежных потоков предприятия в большинстве случаев не может быть использован предприятием для оценки кредитоспособности, в связи с недоступностью соответствующих источников информации. Предприятия обычно не предоставляют друг другу собственные прогнозы движения денежных средств, хотя такие документы обычно предоставляются кредитующим банкам. Объяснить причины возникновения именно такой практики затруднительно, хотя можно предположить, что она основана на неверном убеждении, что банки в силу закона обязаны сохранять предоставленные клиентом сведения (так называемая «банковская тайна»). Вместе с тем закон обязывает кредитные организации гарантировать тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит Федеральному закону2. Таким образом, сведения, предоставленные клиентом могут быть отнесены или не отнесены банком самостоятельно к сведениям, составляющим банковскую тайну.

Применение каждого из указанных способов оценки по отдельности, по мнению автора, не позволяет комплексно подойти к определению кредитоспособности предприятия, не учитывает сложную структуру кредитного риска и большое количество факторов, воздействующих на него. В этой связи, для использования на предприятии необходимо рекомендовать подходы, заключающиеся в проведении комплексного анализа кредитоспособности компаний на базе двух основных способов оценки: анализа финансово-хозяй-ственной деятельности и делового риска предприятия. Именно на двух указанных способах оценки кредитоспособности базируется предлагаемая автором модель, рассмотренная в данной статье.

Хотя автор и не ставит своей целью сравнение и анализ различных методик оценки кредитоспособности, поскольку эта тема уже достаточно освящена, по мнению автора, предлагаемая модель оценки кредитоспособности предприятия обладает следующими основными достоинствами:

1. Многогранность. Предлагаемая система предназначена для комплексной оценки кредитоспособности предприятия. Так помимо общепризнанных показателей ликвидности и платежеспособности, предлагаемая в рамках модели методика анализа финансово-хозяйственной деятельности включает показатели деловой активности (оборачиваемости), позволяющие выявить действительную платежеспособность компании. Кроме того, в методике присутствуют группы показателей рентабельности и структуры капитала, с помощью которых можно определить способность компании заработать средства для обслуживания кредита и общий уровень финансового риска, выражающийся в достаточности собственного капитала. Формальный анализ финансово-хозяйственной деятельности дополняется анализом делового риска предприятия. Анализ делового риска важен, например, поскольку в российской практике такие события как смена акционеров компании или ее менеджмента могут сильно повлиять на финансовые результаты и ликвидность предприятия.

2. Применимость. Расчет показателей предлагаемой методики анализа финансово-хозяйственной деятельности возможен на основе данных российской бухгалтерской отчетности. Актуальность и важность данного аспекта объясняется тем, что некоторые показатели, используемые в основном в зарубежной практике, требуют знания капитализации компании, рассчитанной исходя из рыночной стоимости ее акций, или амортизации и т.д. Поскольку расчет показателей фи-

нансового состояния сопряжен с большим объемом арифметических вычислений, автором была разработана соответствующая электронная таблица в формате Microsoft Excel.

3. Отсутствие дублирования. В методике анализа финансово-хозяйственной деятельности отсутствуют дублирующие, аналогичные по смыслу показатели, как, например, доля собственных средств в пассивах и соотношение заемных и собственных средств.

Основными источниками информации для оценки кредитоспособности предприятия являются: бухгалтерская отчетность, информация, раскрываемая предприятием в соответствии с требованиями действующего законодательства, информация, полученная от специализированных организаций, сведения, предоставленные самим предприятием, опыт работы с данным предприятием других лиц, а также данные, полученные на месте.

Системы показателей, применяемых для формализованной оценки кредитоспособности на основе анализа прошлой финансово-хозяйственной деятельности предприятия, зависят от национальной и международной практики подобного анализа, предпочтений авторов соответствующих методик, а также от индивидуальных интересов кредитора. Автором была сделана попытка выделить ключевые показатели, которые могут быть рассчитаны в большинстве случаев по данным отечественной финансовой отчетности. Рассмотрим программу анализа прошлой финансово-хозяй-ственной деятельности фирмы, включающую в себя указанные выше ключевые показатели.

На взгляд автора, программа оценки кредитоспособности предприятия на основе анализа финансово-хозяйственной деятельности фирмы должна включать следующие этапы:

1) подготовительный этап;

2) оценка имущественного положения предприятия;

3) анализ структуры капитала предприятия;

4) анализ ликвидности и платежеспособности предприятия;

5) анализ уровня рентабельности предприятия;

6) оценка деловой активности;

7) определение финансового рейтинга контрагента.

Дадим характеристику этапов анализа финан-сово-хозяйственной деятельности и соответствующих групп показателей.

Подготовительный этап. Анализ финансово-хозяйственной деятельности следует начинать с изучения пояснительных записок к имеющимся годовым финансовым отчетам. Это необходимо

для того, чтобы оценить условия работы компании в отчетных периодах, определить тенденции основных показателей деятельности, качественные изменения в имущественном и финансовом положении фирмы, а также уяснить основные особенности учетной политики. Целесообразно, по мнению автора, использовать финансовую отчетность как минимум за два полных истекших года, поскольку это позволяет выделить устойчивые тенденции в изменении основных финансовых показателей. На основании полученной таким образом информации выявляется общая направленность финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Затем, в случае наличия необходимых расшифровок по балансовым счетам, выделяются просроченная дебиторская и кредиторская задолженность, просроченные кредиты банков и прочие займы, состав финансовых вложений, основных средств и производственных запасов с точки зрения их ликвидности.

Группа показателей, характеризующих имущественное положение предприятия, содержит следующие компоненты:

1. Сумма хозяйственных средств, находящихся в распоряжении предприятия. Данный показатель дает обобщенную стоимостную оценку активов, числящихся на балансе предприятия. Расчет данного показателя производится на основании баланса-нет-то, который получается из бухгалтерского баланса после вычитания регулирующих статей и его группировки показателей по экономическому содержанию (табл. 1). К регулирующим статьям относятся непокрытые убытки, задолженность учредителей по вкладам в уставный капитал и собственные акции, выкупленные у акционеров (вычитаются из фондов собственных средств).

Составленный баланс-нетто анализируется с точки зрения его структуры и динамики отдельных видов имущества и источников его формирования (вертикальный и горизонтальный анализ).

Таблица 1

Форма баланса-нетто и методика его составления

Наименование позиций № строки Используемые показатели бухгалтерского баланса и методика расчета

АКТИВ

Внеоборотные активы:

Нематериальные активы 1 Стр. 110

Основные средства 2 Стр. 120

Незавершенные капитальные вложения 3 Стр. 130

Долгосрочные финансовые вложения 4 Стр. 140

Прочие внеоборотные активы 5 Стр. 150 + Стр. 230

Итого внеоборотных активов 6 Сумма п.п. 1-5

Текущие активы:

Незавершенное производство 7 Стр. 213

Авансы поставщикам 8 Стр. 245

Производственные запасы 9 Стр. 211 + Стр. 212 + Стр. 213 + Стр.217 + Стр. 220

Готовая продукция и товары 10 Стр. 214 + Стр. 215

Счета к получению 11 Стр. 240 - Стр. 245- Стр. 244

Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения 12 ; Стр. 250+ Стр. 260 - Стр. 252

Прочие 13 Стр. 270

Итого текущих активов 14 Сумма п.п. 7-13

ИТОГО АКТИВОВ 15 п. 6 + п. 14

ПАССИВ

Собственные средства:

Акционерный капитал 16 Стр. 410+ Стр. 420 - Стр. 252 - Стр. 244

Накопленный капитал 17 Стр. 490 + 640 + 650 - п. 16 - Стр. 216

Итого собственных средств 18 п. 16 + п. 17.

2. Доля активной части основных фондов. Под активной частью основных фондов в большинстве случаев понимаются машины, оборудование и транспортные средства. Расчет данного показателя производится на основании данных годовой бухгалтерской отчетности как отношение стоимости активной части основных средств к стоимости всех основных средств. Рост данного показателя в динамике обычно расценивается как благоприятная тенденция.

3. Коэффициент износа. Данный показатель характеризует долю стоимости основных средств, списанную на затраты предприятия в предыдущих периодах, и рассчитывается как отношение суммы начисленного износа к среднегодовой стоимости основных средств. Обычно данный показатель используется в анализе как характеристика состояния основных средств. Упомянутый выше показатель рассчитывается на основании данных годовой бухгалтерской отчетности.

4. Коэффициент обновления. Показывает долю новых основных средств в имеющихся на конец отчетного года основных средствах. Рассчитывается на основании годовой бухгалтерской отчетности как отношение стоимости введенных в эксплуатацию основных фондов за отчетный период к стоимости основных фондов на конец года.

При проведении анализа целесообразно сравнить коэффициент обновления по активной части основных фондов с коэффициентом обновления по всем основным фондам и выяснить, за счет какой части основных фондов в большей степени происходит их обновление. Более высокий коэффициент обновления по активной части основных фондов, чем по всем основным фондам, свидетельствует, что их обновление на предприятии осуществляется в большей степени за счет активной части и при прочих равных условиях положительно влияет на производственный потенциал фирмы и, следовательно, на ее кредитоспособность.

5. Коэффициент выбытия. Показывает, какая часть основных средств, имевшихся на начало года у предприятия, выбыла из эксплуатации за отчетный период. Рассчитывается на основании данных годовой отчетности как отношение стоимости выбывших за период основных средств к стоимости основных средств на начало года.

Коэффициент выбытия также целесообразно определять по всем основным фондам и активной их части. В случае превышения коэффициента выбытия по активной части основных фондов над коэффициентом выбытия по всем основным фондам производственный потенциал предприятия может снизиться, что отрицательно повлияет на его кредитоспособность.

Анализ структуры капитала предприятия производится с целью выявления степени зависимости компании от источников заемных средств. Группа показателей, позволяющая определить структуру капитала, представлена следующими элементами:

1. Собственные средства предприятия представляют собой сумму средств, предоставленных учредителями (собственниками), то есть акционерного капитала, и заработанных в процессе деятельности средств, то есть накопленного капитала. Акционерный капитал включает уставный капитал за вычетом неоплаченной его части и собственных акций, выкупленных у акционеров, и добавочный капитал. Накопленный капитал в своем составе имеет фонд накопления, фонд потребления, фонды социальной сферы, средства фондов специального назначения, а также нераспределенную прибыль прошлых лет и отчетного года, доходы будущих периодов, целевые финансирования и поступления (в части, предоставленной на безвозвратной основе), резервы предстоящих расходов и платежей. В случае наличия по балансу непокрытых убытков прошлых лет или отчетного года полученная величина накопленного капитала корректируется на сумму этих убытков.

2. Заемные средства предприятия складываются из долгосрочных (срок более одного года) кредитов-банков и прочих займов, краткосрочных (срок менее одного года) кредитов банков и прочих займов, кредиторской задолженности и прочих заемных средств. Анализ структуры и динамики заемных средств предприятия проводится в случае необходимости по методике, аналогичной методике анализа собственных средств.

3. Величина собственного оборотного капитала характеризует часть источников собственных средств предприятия (в абсолютной сумме), которая используется для покрытия текущих активов. Рассчитывается как разность между величиной источников собственных средств компании и суммой основных средств, незавершенного строительства, прочих долгосрочных вложений и нематериальных активов. В международной практике применяется показатель чистого оборотного капитала. Его основное отличие от собственного оборотного капитала состоит в том, что в состав собственных средств предприятия включаются долгосрочные заимствования (чистый оборотный капитал может быть рассчитан как разность между текущими активами и текущими обязательствами). По мнению автора, показатель чистого оборотного капитала более объективен, поскольку в современных условиях использование долгосроч-

ных заемных источников для финансирования текущей деятельности при сохранении приемлемого уровня финансового риска может быть более выгодно предприятию, чем использование собственных источников. Кроме того, долгосрочные заимствования не ухудшают в краткосрочном плане ликвидность компании.

4. Коэффициент концентрации собственного капитала (коэффициент автономии) характеризует долю собственных средств предприятия в общей сумме средств, авансированных в его деятельность. Данный коэффициент рассчитывается как отношение суммы собственных средств предприятия на отчетную дату к сумме хозяйственных средств, находящихся в распоряжении предприятия на ту же дату. Рост коэффициента автономии свидетельствует об увеличении финансовой независимости предприятия, снижении риска финансовых затруднений в будущих периодах. Такая тенденция, с точки зрения кредиторов, повышает гарантии погашения предприятием своих обязательств. В качестве нормативного значения коэффициента автономии, как правило, используется минимальное значение 50%. Однако в сезонных отраслях в период увеличения потребности в оборотных средствах нарастает доля заимствований в структуре капитала, поэтому фактическое значение данного показателя может быть хуже нормативного, что, однако, не свидетельствует о долгосрочном росте зависимости от источников заемных средств. Здесь также имеют место соображения, приведенные в отношении чистого оборотного капитала и возможности использования долгосрочных кредитов и займов для финансирования деятельности предприятия.

5. Коэффициент маневренности собственного капитала показывает, какая часть собственных средств предприятия используется для финансирования текущей деятельности, то есть вложена в оборотные средства. Рассчитывается как отношение разности между суммой собственных средств предприятия и стоимостью внеоборотных активов, то есть основных средств, нематериальных активов, долгосрочных финансовых вложений и прочей иммобилизации, к сумме собственных средств предприятия. Высокие значения коэффициента маневренности собственного капитала положительно характеризуют кредитоспособность предприятия.

6. Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными средствами характеризует часть стоимости запасов и затрат, которая профинансирована за счет собственных источников формирования оборотных средств. Рассчитывается как отношение величины собственных источников

финансирования оборотных средств к сумме запасов и затрат предприятия. Нормативным значением данного показателя считается 50%-70%, однако, по мнению автора, имеет смысл анализировать исключительно его динамику, поскольку в отраслях с сезонным производственным циклом (например, сельское хозяйство) значение этого коэффициента может быть чрезвычайно низким. Рост коэффициента обеспеченности запасов и затрат собственными средствами свидетельствует об увеличении финансовой устойчивости предприятия.

7. Коэффициент обеспеченности долгосрочных инвестиций, показывает долю долгосрочных источников (собственных средств и долгосрочных заимствований), используемых для финансирования основных средств и прочих внеоборотных активов. Данный коэффициент рассчитывается как отношение суммы стоимости основных средств и внеоборотных активов к величине долгосрочных источников (собственных средств, долгосрочных кредитов и займов). Очевидно, что значение данного коэффициента как минимум должно быть ниже единицы, так как большее значение свидетельствует о рискованности политики предприятия в области финансирования внеоборотных активов и может привести к его неплатежеспособности.

Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия проводится с целью выяснения возможности компании отвечать по своим платежным обязательствам в полной сумме и в установленные сроки. Группа показателей ликвидности и платежеспособности состоит из следующих элементов:

1. Коэффициент текущей ликвидности (коэффициент покрытия) дает общую оценку обеспеченности предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочной задолженности, показывая, сколько рублей текущих активов приходится на один рубль краткосрочных обязательств. Рассчитывается как отношение суммы оборотных активов, находящихся в распоряжении предприятия за вычетом долгосрочной дебиторской задолженности и собственных акций, выкупленных у акционеров, к величине его наиболее краткосрочных обязательств. Значение показателя может в значительной степени варьироваться по отраслям и сферам деятельности. В западной аналитической практике приводится критическое минимальное значение данного показателя-200%, однако, по мнению автора, оно может рассматриваться лишь в качестве ориентира, но никоим образом как норматив, поэтому его рост в

динамике обычно расценивается как благоприятная тенденция.

2. Коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности характеризует долю наиболее срочных обязательств предприятия, которые могут быть погашены при условии своевременного осуществления расчетов с дебиторами. Рассчитывается как отношение суммы денежных средств, краткосрочных финансовых вложений за вычетом собственных акций, выкупленных у акционеров, дебиторской задолженности за вычетом просроченной ее части к величине наиболее срочных обязательств предприятия. Таким образом, коэффициент быстрой ликвидности представляет собой модифицированный коэффициент покрытия после исключения из состава числителя наименее ликвидной части текущих активов- запасов и затрат. Низкая ликвидность запасов и затрат обусловливает тот факт, что обычно при вынужденной реализации производственных запасов за короткое время удается выручить далеко не полную стоимость этих активов. В отношении нижнего значения данного коэффициента западные экономисты рекомендуют использовать показатель в 100%, что, по мнению автора, носит довольно условный характер. При анализе динамики коэффициента быстрой ликвидности в современных российских условиях необходимо особое внимание уделять факторам, обусловившим его изменение. Так, если рост коэффициента был связан в основном с неоправданным увеличением дебиторской задолженности, это не характеризует предприятие с положительной стороны.

3. Коэффициент абсолютной ликвидности характеризует долю наиболее срочных обязательств, которые могут быть погашены предприятием немедленно за счет денежных средств в кассе предприятия и на его счетах в банках и реализации краткосрочных финансовых вложений. Рассчитывается как отношение суммы денежных средств и краткосрочных финансовых вложений за вычетом собственных акций, выкупленных у акционеров, к величине наиболее срочных обязательств предприятия. Этот показатель является наиболее жестким критерием ликвидности баланса предприятия. Рекомендуемая нижняя граница значения коэффициента абсолютной ликвидности, приводимая в литературе, - 20%. На практике желательно проводить анализ динамики данного показателя, так как он имеет значительную вола-тильность и, как правило, значительно ниже нормативного уровня. Следует отметить, что высокие значения данного показателя также нельзя рассматривать как положительный фактор, посколь-

ку финансовый рынок в нашей стране находится в зачаточном состоянии и инструменты для краткосрочного инвестирования довольно рискованны, а значительные остатки денежных средств свидетельствуют о неэффективном управлении денежными потоками.

Представленные выше показатели отражают ликвидность баланса предприятия. Для оценки платежеспособности предприятия при наличии необходимых расшифровок автор рекомендует составлять баланс просроченной задолженности и причин неплатежей по состоянию на последнюю отчетную дату.

Анализ деловой активности предприятия производится с целью выяснения эффективности его текущей деятельности. Группа показателей деловой активности включает следующие элементы:

1. Фондоотдача. Данный показатель характеризует величину выручки от реализации продукции, приходящуюся на один рубль основных средств. Рассчитывается как отношение выручки от реализации продукции к средней стоимости основных фондов. Фондоотдача является интегральным показателем эффективности инвестиций предприятия в основные фонды. Несмотря на то, что фондоотдача может существенно различаться по секторам экономики (отраслям), ее уровень по сравнению с уровнем у других предприятий данной отрасли показывает, с одной стороны, насколько эффективно используются основные фонды предприятия, а с другой стороны, может служить свидетельством иммобилизации части основных фондов в непроизводственную сферу.

2. Оборачиваемость оборотных фондов показывает, сколько рублей стоимости реализованной за отчетный период продукции приходится на один рубль оборотных фондов. Рассчитывается как отношение выручки от реализации продукции к средней стоимости оборотных фондов. Значение данного показателя в значительной степени определяется отраслевыми особенностями и политикой в области управления текущими активами. В отраслях с длительным производственным циклом, например в судостроении, оборачиваемость оборотных фондов чрезвычайно низка. Отсутствие какой-либо работы по определению оптимального размера необходимых текущих активов приводит, как правило, к созданию излишних запасов, увеличению дебиторской задолженности, что в свою очередь вызывает снижение показателей оборачиваемости. В то же время сверхнормативные остатки текущих активов вызывают потребность в дополнительном финансировании, что увеличивает издержки по привлечению капита-

ла. В своей практике автор нередко сталкивался с ситуацией, когда предприятие пользовалось банковским кредитом и исправно платило проценты, несмотря на то, что средние остатки по его счетам в банке превышали сумму задолженности по этому кредиту и не приносили адекватного дохода.

3. Оборачиваемость запасов и затрат характеризует реализацию продукции в оценке по полной себестоимости на один рубль запасов и затрат. Рассчитывается как отношение всех затрат на реализованную продукцию за отчетный период к средней стоимости запасов и затрат за этот период.

4. Оборачиваемость дебиторской задолженности показывает величину выручки от реализации продукции на один рубль дебиторской задолженности. Рассчитывается как отношение выручки от реализации продукции за отчетный период к средней величине дебиторской задолженности.

5. Оборачиваемость кредиторской задолженности показывает величину реализованной товарной продукции предприятия в оценке по полной себестоимости на один рубль кредиторской задолженности. Рассчитывается как отношение затрат на реализованную продукцию за отчетный период к средней величине кредиторской задолженности.

Средняя стоимость основных и оборотных фондов предприятия, средняя величина запасов и затрат, дебиторской и кредиторской задолженности определяются по формуле средней хронологической для моментного ряда с равноотстоящими интервалами или упрощенным способом -путем расчета средней на основании данных на начало и конец периода.

Если для анализа используются показатели выручки или затрат на реализованную продукцию за различные по длительности периоды, с целью обеспечения их сравнимости выручку от реализации или затраты на реализованную продукцию следует привести к годовому базису (для квартальных показателей — умножить на четыре).

Показатели деловой активности дополняют группу показателей ликвидности и платежеспособности и позволяют сделать более обоснованное заключение о кредитоспособности предприятия. Например, если коэффициент текущей ликвидности растет за счет увеличения запасов и затрат с учетом снижения их оборачиваемости, то это не свидетельствует о благоприятной тенденции.

Показатели оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности необходимо анали-

зировать в сравнении. Так, если оборачиваемость дебиторской задолженности выше оборачиваемости кредиторской, то эта ситуация является благоприятной, поскольку кредиторская задолженность как заемный источник финансирования имеет в России наименьшую стоимость. Обратная ситуация вызывает некоторые опасения, так как может возникнуть ситуация неплатежеспособности предприятия.

Анализ уровня рентабельности предприятия проводится с целью выяснения эффективности его финансово-хозяйственной деятельности и определения ключевых факторов, влияющих на изменение уровня рентабельности. Группа показателей рентабельности предприятия состоит из следующих коэффициентов:

1. Коэффициент общей рентабельности предприятия характеризует прибыльность вложений предприятия в производственные активы и рассчитывается как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и материальных оборотных средств (запасов и затрат). Влияние факторов, воздействующих на показатель рентабельности предприятия, изучается в динамике, то есть в сравнении с данными за предыдущий отчетный период.

2. Коэффициент рентабельности собственного капитала характеризует эффективность использования собственных средств предприятия, составляющих акционерный капитал (уставный и добавочный капитал) и накопленный капитал (прибыль и фонды) для финансирования его финансово-хозяйственной деятельности. Рассчитывается как отношение балансовой прибыли к средней за анализируемый период величине собственного капитала предприятия.

Для обеспечения сравнимости показателей общей рентабельности и рентабельности собственного капитала предприятия, рассчитанных на основании данных квартальной отчетности с данными годовой отчетности, указанные коэффициенты рассчитываются в процентах годовых.

3. Коэффициент рентабельности продаж характеризует эффективность основной деятельности предприятия. Определяется как отношение прибыли от реализации продукции, работ, услуг к сумме выручки от реализации продукции, работ, услуг за вычетом налога на добавленную стоимость и прочих косвенных налогов.

При практическом осуществлении анализа рентабельности (как и анализа деловой активности) предприятия за ряд квартальных периодов необходимо привести показатели отчета о прибылях и убытках компании к сопоставимой фор-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ме, поскольку данный отчет составляется нарастающим итогом с начала года. Для этого из показателей отчета о прибылях и убытках на последующую дату вычитают соответствующие показатели данного отчета на предыдущую дату.

Анализируя рентабельность в динамике, необходимо принимать во внимание ряд ключевых особенностей показателей рентабельности, существенных для формулирования обоснованных выводов.

Первая особенность связана с временным аспектом деятельности предприятия. Так как коэффициенты рентабельности собственного капитала и общий коэффициент рентабельности предприятия определяются результативностью работы компании только в отчетном периоде, то они не отражают вероятный и планируемый эффект долгосрочных инвестиций. Когда предприятие переходит на новые перспективные технологии, требующие инвестиций в техническое перевооружение производства, то его балансовая прибыль временно снижается и соответственно падают показатели рентабельности. Однако, если стратегия перестройки была выбрана верно, понесенные затраты в дальнейшем окупятся за счет более высокой нормы получаемой прибыли, то есть снижение рентабельности в отчетном периоде нельзя рассматривать как негативную характеристику текущей деятельности.

Вторая особенность определяется проблемой риска. Повышенная прибыль в сочетании с высоким удельным весом заемных средств в структуре источников финансирования деятельности предприятия, может служить сигналом того, что предприятие проводит рискованную финансовую политику. Рискованность финансовой политики в свою очередь может вызвать ситуацию финансовой неустойчивости предприятия, что неблагоприятно отразится на его кредитоспособности.

Третья особенность связана с проблемой отражения и оценки имущества, капитала и финансовых результатов предприятия в российской финансовой отчетности. В частности, числитель и знаменатель показателя рентабельности собственных средств выражены в денежных единицах разной покупательной способности. Числитель динамичен и отражает сложившийся уровень цен на производимую предприятием продукцию в отчетном периоде. Собственный капитал, то есть знаменатель показателя, складывается в течение ряда отчетных периодов и выражен в учетной оценке, которая может существенно отличаться от его реальной стоимости. В частности, в соответствии с действующим положением по бухгалтерскому учету доходов организаций, предприятие опреде-

ляет выручку от реализации и соответственно прибыль по отгрузке продукции (в момент перехода права собственности), за исключением некоторых случаев (например, для предприятий, перешедших на упрощенную систему учета и налогообложения). Однако прибыль можно считать полученной и использовать ее в качестве финансового ресурса и источника формирования фондов предприятия только с момента получения денежных средств, а не в момент отгрузки продукции.

Большое количество коэффициентов не способствует оперативности принятия решений, поэтому определение интегрального показателя, характеризующего состояние финансов со всех сторон предприятия, является актуальной задачей. В этой связи автором была разработана методика рейтинговой оценки финансово-хозяйственной деятельности. Данная методика предполагает следующий алгоритм действий:

1. Ранжирование значений показателей по каждой из групп. Методика присвоения рангов, в том числе интервалы значений финансовых коэффициентов и соответствующие им численные обозначения рангов, варьирующиеся от нуля до трех, приведены в табл. 3. Для некоторых показателей, например для показателей деловой активности, автор не может предложить универсального решения, поскольку они сильно варьируются по отраслям, поэтому для присвоения рангов используется критерий степени изменения показателя.

2. Расчет рейтинга по каждой из групп. Расчет производится по формуле средней арифметической. Веса при этом не применяются, поскольку каждая группа включает в себя взаимосвязанные показатели, как правило, уточняющие и дополняющие друг друга.

3. Расчет финансового рейтинга. Осуществляется по формуле средней арифметической. В зависимости от предпочтений субъекта анализа и других факторов, в числе которых запрашиваемый срок отсрочки или рассрочки платежа, рейтингам различных групп могут быть присвоены соответствующие веса, сумма которых должна составлять 100%. Для краткосрочных коммерческих кредитов (до 12 месяцев), по мнению автора, больший вес должны иметь рейтинги групп коэффициентов ликвидности и деловой активности, для более длительных — рейтинги групп коэффициентов рентабельности, структуры капитала и имущественного положения.

Таблица 2

Методика ранжирования финансовых показателей

Наименование показателей Значение коэффициента Присваиваемый ранг

Показатели имущественного положения

Доля активной части основных средств Существенно выросла 3

Существенно не изменилась 2

Существенно уменьшилась 1

Коэффициент износа основных средств Менее 20% 3

От 20 до 50% 2

Свыше 50% 1

Коэффициент обновления и коэффициент выбытия Коэффициент обновления существенно больше коэффициента выбытия 3

Коэффициент обновления существенно не отличается от коэффициента выбытия 2

Коэффициент обновления существенно меньше коэффициента выбытия 1

Показатели структуры капитала

Коэффициент автономии Свыше 50% 3

От 20 до 50% 2

Менее 20% 1

Коэффициент маневренности собственного капитала Свыше 30% 3

От 10 до 30% 2

Менее 10% 1

Коэффициент обеспеченности долгосрочных инвестиций Менее 75% 3

От 75 до 100% 2

Свыше 100% 1

Обеспеченность запасов и затрат собственными средствами Свыше 50% 3

От 20 до 50% 2

Менее 20% 1

Показатели ликвидности баланса

Коэффициент текущей ликвидности Свыше 200% 3

От 100 до 200% 2

Менее 100% 1

Коэффициент промежуточной ликвидности Свыше 100% 3

От 40 до 100% 2

Менее 40% 1

Коэффициент абсолютной ликвидности Свыше 20% 3

От 5 до 20% 2

Менее 5% 1 .

Показатели деловой активности

Оборачиваемость текущих активов Существенно выросла 3

Существенно не изменилась 2

Существенно уменьшилась 1

Фондоотдача Существенно выросла 3

Существенно не изменилась 2

Существенно уменьшилась 1

Оборачиваемость запасов и затрат Существенно выросла 3

Существенно не изменилась 2

Существенно уменьшилась 1

Оборачиваемость дебиторской задолженности Существенно выросла 3

Существенно не изменилась 2

Существенно уменьшилась 1

Окончание табл. 2

Наименование показателей Значение коэффициента Присваиваемый ранг

Оборачиваемость кредиторской задолженности Существенно выросла 1

Существенно не изменилась 2

Существенно уменьшилась 3

Показатели рентабельности

Рентабельность продаж Существенно выросла 3

Существенно не изменилась 2

Существенно уменьшилась 1

Рентабельность собственного капитала Свыше 40% 3

От 25 до 40% 2

Менее 25% I

Обший коэффициент рентабельности Существенно вырос 3

Существенно не изменился 2

Существенно уменьшился 1

Существенность изменения или отличия одного показателя от другого определяется субъектом анализа самостоятельно. В качестве порога существенности может использоваться изменение или отличие более чем на 5%. Однако в случае, если по каждому отчетному периоду в отдельности порог существенности не превышен, а по результатам нескольких отчетных периодов изменения составят более указанного порога, то такое изменение или отличие может быть признано существенным.

Приведенные интервалы значений показателей (за исключением показателя рентабельности собственного капитала) и соответствующие им ранги, по мнению автора, характерны для большинства промышленных предприятий, производящих продукцию массовым или серийным способом. Что касается коэффициента рентабельности собственного капитала выстроена исходя из предположения, что рентабельность вложений капитала в предприятие для его собственников должна быть выше, чем средняя ставка по банковским депозитам в рублях на срок свыше одного года. В марте 2002 года эта ставка составила в среднем по России 24,8% годовых3.

В случае невозможности расчета того или иного показателя по причине отсутствия необходимой информации присваивается ранг «О». При этом следует учитывать, что показатели имущественного положения рассчитываются на основании данных годовой бухгалтерской отчетности. Поэтому при расчете рейтинга на квартальные даты в качестве рангов показателей имущественного положения используются ранги, определенные по результатам расчета показателей на ос-

3 Бюллетень банковской статистики. № 5 (108). 2002. С. 79.

новании данных последней годовой бухгалтерской отчетности. Ранг «О» присваивается также показателям, принявшим отрицательное значение, независимо от их динамики. К таким показателям могут относиться коэффициенты рентабельности и коэффициенты структуры капитала.

Финансовый рейтинг, рассчитанный по изложенной выше методике, может принимать значения от нуля до трех. При этом, чем выше значение рейтинга, тем более кредитоспособным является предприятие.

Формализованный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия не дает возможности точно оценить кредитоспособность предприятия, поскольку невыясненным остается такой вопрос, как уровень делового риска. Под деловым риском при этом понимается риск того, что кругооборот средств предприятия не завершится в необходимые сроки с ожидаемым эффектом по причинам нефинансового характера. Оценка делового риска предприятия проводится в процессе анализа нефинансовой информации о нем.

В настоящее время анализу нефинансовых (качественных) показателей и оценке кредитных рисков должно уделяться все большее внимание, так как ориентация чисто на количественные методы анализа часто приводит к нивелированию и игнорированию особенностей, присущих конкретному контрагенту или профилю деятельности предприятия, которые влияют на кредитоспособность.

Изучение профиля деятельности компании начинается с определения типа бизнеса и рынка, на котором действует предприятие. Изучение типа бизнеса контрагента связано с идентификацией того, является ли он производственным предпри-

ятием, торгующим, компанией услуг либо сельскохозяйственным предприятием, так как каждая категория деловой активности имеет характерный операционный цикл, определяющий различные потребности в финансировании. Компании одного и того же типа имеют похожие операционные циклы, с одинаковой продолжительностью, потребностью в кредитах и структурой обязательств и активов. Выявление своеобразности операционного цикла предприятия дает возможность определить и оценить факторы, способные нарушить операционный цикл предприятия, что отразится на непрерывности потока его денежных средств, спрогнозировать денежные потоки компании на период кредитования.

Важными моментами являются понимание философии компании, и то, как сама компания рассматривает себя среди ее конкурентов, какие позиции на рынке она занимает. Систематизация данной информации должна помочь получить четкое представление о том, как заемные средства позволят компании достигнуть ее краткосрочных и долгосрочных целей, какая форма заимствования должна быть выбрана и каково может быть конкретное вознаграждение за предоставленные финансовые услуги.

При анализе делового риска значительный вес имеют данные, характеризующие цели создания компании и состав ее собственников. Анализ состава собственников строится на основании устава и иных учредительных документов, которые определяют состав учредителей, направление деятельности, размер уставного фонда, организационно-правовую форму, порядок формирования и использования прибыли, структуру управления и другие вопросы. Для акционерных обществ желательно получить выписку из реестра акционеров, а в случае невозможности ее получения хотя бы получить информацию о крупнейших акционерах. Особое внимание следует обратить на недавние факты смены собственников крупных (свыше 20%) пакетов акций или долей в капитале компании. Смена собственников контрагента может привести к значительным изменениям в его деятельности и существенно увеличивает риск его кредитования.

В процессе анализа необходимо установить: является ли предприятие самостоятельным хозяйствующим субъектом, опирается ли в процессе своей деятельности на филиалы и созданные дочерние структуры, либо сам является участником какого-либо объединения или группы, представляющих так называемые холдинги. При этом изучаются цели создания аффилированных компаний, их географию. Аффилированными компа-

ниями являются компании, связанные общей собственностью, компании, имеющие общих собственников, а также компании, являющиеся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу. Необходимость в глубоком понимании этих вопросов вызвана следующими причинами.

Во-первых, установление истинного финансового потенциала компании, входящей в холдинг и холдинга в целом. Это достигается посредством:

• в частности, исключения двойного счета в оборотах по счетам (часто имеющего место при работе с экспортно ориентированными холдингами или с импортерами, использующими свои дочерние структуры для реализации закупленных товаров в различных регионах стран);

• или/и разделения материальных и финансовых потоков и определения порядка разделения ответственности между членами холдинга;

• или/и определения сумм, причитающихся от аффилированных компаний (дебиторская задолженность), так как часто они бывают неликвидными по природе своей аффилированное™ и отсутствия требований оплатить их. Во-вторых, для холдингов часто характерно

разделение различных функций между его членами: финансированием и, следовательно, получением кредитов занимаются одни, производством и оказанием услуг — другие, сбытом и маркетингом — третьи. Учитывая, что предприятие может рассчитаться с долгами, только если операционный цикл будет завершен, в ситуации распределения стадией закупки, производства и реализации между различными юридическими лицами, крайне важно убедиться в том, что обеспечена согласованность между этими главными «блоками» бизнеса холдинга.

Анализ менеджмента компании должен начинаться с анализа созданной системы управления и с определения роли ключевых фигур в управленческой команде компании, а также важных лиц из среднего управленческого персонала. Основная цель анализа этого показателя — оценить квалификацию, опытность менеджмента компании, его способность и желание коллективно трудиться на «благо компании». Также полезно определить, что цели, к достижению которых стремится команда компании, полностью совпадают с требованиями кредитора компании. Менеджмент является важнейшим фактором, способствующим в долговременном плане выживанию компании.

Во многом характеристика руководителей высшего звена определяет политику компании, на основании которой кредитор оценивает репу-

тацию потенциального контрагента в целом. Поэтому в анализе делового риска одно из ключевых мест занимает оценка компетентности, правдивости, порядочности и искренности намерений погасить задолженность в срок. Моральные качества руководителей, репутация контрагента связаны с его способностью воспроизвести полученные средства для погашения долга. Деловые и моральные качества руководства предприятия (представляющие собой нематериальный, неосязаемый его актив) нелегко поддаются оценке, но для минимизации кредитного риска их следует учитывать, по возможности, реалистично. Характер контрагента обнаруживается в его поведении, в способах и результатах предпринимательства. Поэтому основной способ оценки репутации руководства компании сводится к попытке узнать сл едущее:

1. Профессиональные успехи и корректность выполнения им обязательств по прошлым операциям и перед другими кредиторами. Здесь важно оценить способность руководителя, связанную с умением управлять компанией, ориентироваться на рынке, хорошо знать своих конкурентов.

2. Личные качества руководителей. Такие личные качества, как обязательность и пунктуальность, как правило, свидетельствуют о высоком уровне организации личности руководителя.

3. Производственный климат. Основным показателем производственного климата является текучесть кадров.

4. Организационная структура. Необходимо проанализировать распределение обязанностей между структурными подразделениями и менеджерами, наличие отработанных процедур взаимодействия подразделений внутри компании, четкость должностных инструкций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Грамотное ведение финансовой документации. Цель проведения анализа данного фактора риска состоит в определении способности руководства предприятия постоянно держать в поле зрения его экономические показатели, текущую деятельность, иметь возможность быстро выяснять, насколько эта деятельность успешна с точки зрения прогнозируемых и реальных затрат, производственного и финансового планирования.

Состояние финансовой документации предприятия является одним из важнейших показателей репутации и деловых качеств руководителей предприятия, а также в целом оказывает существенное влияние на уровень делового риска. Зачастую просрочки погашения задолженности возникают по причинам, связанным с несвоевременной подготовкой платежных документов или неправильным отражением суммы обяза-

тельств в бухгалтерском учете. Поэтому при осуществлении анализа целесообразно обратить внимание на следующие аспекты, характеризующие состояние финансовой документации:

• соответствие применяемой на предприятии системы бухгалтерского учета масштабам деятельности;

• соответствие бухгалтерского учета и отчетности предприятия требованиям действующего законодательства;

• наглядность, достоверность, информативность и доступность документов бухгалтерской отчетности;

• наличие функции анализа и планирования финансовой деятельности компании как постоянно проводимой и подконтрольной;

• наличие системы контроля за соответствием результатов деятельности предприятия ранее поставленным задачам.

Косвенно характеризуют деловые качества руководителей предприятия факты невыполнения ими обязательств, установленных в хозяйственных договорах и в законодательстве России, в том числе в налоговой его части. Судебные разбирательства в отношении должника или его должностных лиц могут привести к последствиям, которые значительно ухудшат кредитоспособность предприятия. Например, часть имущества предприятия, включая денежные средства на его банковских счетах, может быть арестована в судебном порядке в обеспечение требований какого-либо кредитора. Еще большие проблемы могут возникнуть у предприятия в случае несвоевременного выполнения им обязательств по уплате налогов и сборов: во-первых, на сумму неуплаченных в установленные законом сроки обязательных платежей начисляется пеня из расчета 1/300 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки; во-вторых, налоговый орган может применить такие меры, как выставление инкассовых поручений к счетам налогоплательщика на взыскание суммы налога и пени в безакцептном порядке, приостановление операций по указанным счетам, что приведет к невыполнению обязательств перед поставщиками, а также наложить с санкции прокурора арест на имущество должника. За отдельные правонарушения в сфере налогообложения закон устанавливает ответственность налогоплательщика в виде штрафов, размер которых может достигать значительных величин, а за уклонение от уплаты налогов предусмотрена уголовная ответственность руководителей предприятия. Кроме того, и налоговый орган, и любой другой кредитор имеют право подать в суд заявление о признании долж-

ника банкротом. Помимо возможности потерь в связи с банкротством должника, даже если кредитор все-таки получит оплату отпущенной с отсрочкой платежа продукции, возникают дополнительные риски: все сделки совершенные должником в период после принятия судом такого заявления и за шесть месяцев до даты принятия, могут быть признаны судом недействительными как ущемляющие интересы кредиторов.

Следующим шагом анализа делового риска предприятия является оценка отрасли, в которой это предприятие функционирует. Для получения сбалансированного представления о наличии отраслевых рисков и их возможного влияния на кредитоспособность предприятия анализируются рынки сбыта компании.

Отраслевой анализ следует начинать с изучения ассортиментного ряда продукции, производимой компанией, доли каждого ее вида на отдельных рынках. Важным моментом является понимание того, как компания сама воспринимает рынок (рынки), на котором оперирует, доли, занимаемые ею, а также их динамику. Так, на реализацию продукции компании существенно влияют качество товаров (изделий), их ассортимент и каналы доставки и распространения, поэтому необходимо оценить, отвечают ли продукция и услуги потребностям рынка.

В дальнейшем необходимо выяснить, в какой мере цикличное развитие конъюнктуры сказывается на сбыте выпускаемой компанией продукции. Основой для этого может служить информация о выручке от реализации компании, данные о структуре продаж. В этой связи необходимо оценить, насколько виды реализуемых товаров и услуг, обеспечивающие оборот, чувствительны к изменениям конъюнктуры (товары класса «люкс» — в большей степени, товары повседневного спроса — в меньшей) и подвержены сезонным или иным циклическим колебаниям спроса.

Для оценки отраслевых рисков необходимо выяснить развитие соответствующей отрасли или рынка, где работает и реализует свою продукцию компания. Место компании на рынке может быть хорошо исследовано, если информация о нем широко доступна (например, производство автомобилей или нефтепродуктов). Может оказаться так, что компания работает в такой области, где возможны лишь приблизительные данные (нет соответствующих торговых ассоциаций или отсутствуют опубликованные данные). Важно, чтобы представление о размерах рынка, позволило оценить место компании на рынке, а также ее потенциал для развития. Общий обзор рынка дол-

жен быть сделан в увязке с основными тенденциями его развития, для того чтобы оценить, растет он или сужается, либо является устойчивым.

Вполне может возникнуть необходимость изучить и оценить не только рынок в целом, но и секторы, в рамках которых действует компания. Например, компания может развивать активность в мебельном бизнесе, однако при этом выпускать товары повышенного качества: продукцию ручного изготовления, не конкурирующую с массовой продукцией заводских поточных линий и имеющую совершенно особый круг потребителей. Соответственно необходимо обозначить точный и полный перечень параметров, определяющих спрос на специфическую продукцию компании.

Затем должна быть исследована взаимосвязь между продукцией и данным сектором рынка, специфические черты которых позволяют считать продукцию относящейся именно к данному сектору рынка, и конкурентные продукты, существующие внутри этого сектора. На основании имеющейся информации должны быть проанализированы сильные и слабые стороны конкурирующих товаров и проведено сравнение их с продукцией компании. Необходимо также оценить адекватность существующей системы сбыта условиям сектора рынка, на котором оперирует компания, а также успешность сбытовой политики предприятия. Для осуществления такой оценки следует проанализировать следующие основные моменты:

• соответствие системы реализации продукции размерам предприятия и специфике отрасли;

• целесообразность дополнительного привлечения специальных дистрибьюторов для реализации продукции компании;

• соразмерность затрат на складирование и доставку продукции потребителю; целесообразность сокращений и децентрализации складируемой продукции.

Должное внимание необходимо уделить жизненному циклу продукции, производимой компанией. Это может быть оценено на примерах продукции, произведенной (реализованной) ранее, то есть речь должна идти о моделях, о технологии изготовления, сроке службы. Это даст представление о том, насколько динамичен рынок, и существует ли необходимость постоянного изменения номенклатуры продукции, ее упаковки и т.д.

Анализируя рынок компании, необходимо изучить географию существующей базы потребителей и поставщиков должника и определение ее возможного воздействия на развитие компа-

нии. Выясняется, прежде всего, степень зависимости предприятия от отдельных крупных клиентов и/или поставщиков, потеря которых сделает бизнес компании неустойчивым. Такая зависимость может повлечь за собой риски, связанные с возможностью иммобилизации средств контрагента в просроченной дебиторской задолженности либо существенным снижением выручки от реализации и прибыли контрагента в результате потери одного или нескольких покупателей. При проведении такого анализа следует обратить внимание на следующие основное моменты:

• добросовестность дебиторов данной компании, наличие просроченной дебиторской задолженности и соотношение срочной и просроченной дебиторской задолженности;

• регулярность либо единичность сделок в рамках бизнеса;

• структура и качество дебиторов, возможность быстрой замены старых контрагентов на новых;

• качество юридического оформления сделок, четкость и понятность контрактов и договоров.

Отдельной статьей для изучения кредитором должна стать ценовая стратегия компании как важнейший инструмент маркетинга. Следует оценить, согласовывается ли стратегия ценообразования компаний с жизненным циклом товара и отраслевого рынка в целом. Это важно, так как динамика сбыта любого товара зависит от того, находится ли данный товар в фазе внедрения (малые объемы сбыта, но возможен быстрый их рост), в фазе роста (большие объемы сбыта, но неизбежно замедление роста и даже нулевой рост) или, наконец, в фазе упадка (снижение объемов сбыта).

Кроме того, предметом анализа должен быть вопрос о наличии у компании системы ценовых модификаций в зависимости от различных рыночных условий сбыта своей продукции. Эта система должна отражать возможные различия ассортимента и ценовой модификации продукта, например, в зависимости от географии реализации. Для регионов России с относительно низкими доходами населения цены реализации, характерные для Москвы, будут неприемлемыми и сбыт будет там затруднительным без их изменения (снижения).

Как компания устанавливает свои цены, как она их пересматривает, что при этом для нее является решающим условием и почему она думает, что эти цены будут обеспечивать прибыль, — это те вопросы, которые должны быть изучены кредитором.

Стратегические планы развития компании напрямую зависят от остроты влияния конкуренции на бизнес компании. Имеется в виду степень активности конкурентов предприятия, стремящихся получить для себя преимущества или укрепить свои позиции на рынке. Первостепенное значение имеет число конкурирующих фирм, их размеры и рыночный потенциал. Общий «универсальный» вывод о влиянии числа конкурентов на остроту конкуренции сделать нельзя. Однако при очень острой конкуренции соперничающих фирм, как правило, много. Если же их мало, то решающее влияние на масштабы конкуренции оказывает развитие рынка. Для оценки конкурентной среды необходимо:

• сделать анализ рыночных позиций заинтересованной в кредите компании с учетом освоения ею тех или иных сегментов рынка, числа ее реальных или потенциальных конкурентов, ее рыночного потенциала;

• понять линию поведения компании в условиях действующей конкуренции (например, в отношении качества и цен, ассортимента и пр.);

• определить влияние на конкуренцию собственных возможностей компании по регулированию цен и связанную с этим свободу маневра и выявить связь между увеличением степени этой свободы и снижением давления конкуренции.

После анализа и оценки продукции, рынков сбыта, влияния конкуренции на развитие компании и связанных с ним рисков следующим информационным блоком, подлежащим исследованию, должно быть наличие специфических производственных рисков. При этом оцениваются наиболее важные участки деятельности компании (парк оборудования, оснащенность офисов, способы и методы производства, производственные мероприятия (в случае если речь идет о производственном предприятии), территориальное размещение производства и требующиеся для него компоненты, реклама, планирование, контроль и др.). Здесь кредитору важно знать, включает ли этот процесс специальные технологии или компоненты, которые присущи только деятельности клиента, или же это типовой процесс с несколькими взаимозаменяемыми источниками поставки необходимых компании комплектующих и сырья. Для детализированной оценки присутствующих производственных рисков аналитик должен обратить внимание на следующие основные моменты:

I. Эффективность производства с учетом имеющихся производственных мощностей, ихдо-

статочности, видов и фактических объемов выпускаемой продукции и контроля за ее качеством.

2. Зависимость производственного процесса от поставщиков сырья и компонентов. Определяется общее количество поставщиков и подрядчиков компании, а также их доли в общем объеме закупаемых сырья, материалов, полуфабрикатов и покупных комплектующих. Кроме того, оценивается возможность быстрого переключения на работу с другими поставщиками.

3. Принципы построения производственной деятельности. Необходимо выяснить, работает ли предприятие при условии наличия конкретных заказов на его продукцию, как например, многие предприятия судостроения, или производит продукцию независимо от наличия заказов, в надежде, что произведенная продукция будет реализована.

4. Согласованность работы производственных участков и сбытовых структур. Следует, в частности, проанализировать адекватность заделов предприятия (остатки в незавершенном производстве), соответствие сроков выпуска продукции, срока ее отгрузки по контрактам, в целом оценить соотношение между количеством продукции на складах и поступающими заказами.

5. Планирование расходов на НИОКР в целях выпуска современной продукции и модернизации парка оборудования. В случае, если предприятие не планирует расходы на НИОКР, это фактически означает, что в долгосрочной перспективе в конкурентной борьбе оно обречено на поражение.

6. Соблюдение технологических, санитарных и экологических норм и правил, а также норм охраны труда. Нарушение компанией обязательных производственных нормативных требований (например, экологических) влечет за собой риск применения к ним штрафных санкций, что уменьшает прибыль компании и может поставить под сомнение возможность полностью и своевременно рассчитаться по своим обязательствам с кредитором. Особое внимание следует уделить оценке степени влияния рисков, возникающих при осуществлении внешнеэкономической деятельности, на бизнес компании. При оценке могут применяться следующие показатели:

• доля внешнеторговых сделок в структуре сбыта и закупок предприятия, распределение экспорта и импорта по странам и связанные с этими странами риски (например, специфи-

ческие риски, возникающие при экспорте продукции в Ирак, или иные подобные государства);

• другие требующие учета риски, связанные с обменными курсами, транспортировкой, базисом поставки, страхованием грузов и платежами;

• оценка контрактов и деятельности зарубежных представительств компании при наличии у него, например, сбытовых структур за рубежом.

Анализ делового риска контрагента может завершаться определением делового рейтинга. Принцип расчета такого рейтинга строится на так называемой «балльной» системе, когда субъект анализа, отвечая на вопросы относительно анализируемого предприятия, в зависимости от вариантов ответов ставит анализируемому предприятию определенную оценку или балл. В зависимости от общего количества набранных баллов определяется буквенное (при попадании набранного количества баллов в тот или иной интервал ему присваивается соответствующий этому интервалу рейтинг, например А, В или С) или численное (в процентах от максимально возможного количества баллов) значение рейтинга. В табл. 3 автор приводит разработанную методику определения делового рейтинга, представляющего собой вопросник, с использованием которого определяется общее количество баллов, набранных предприятием.

При недостаточности информации для ответа на тот или иной ответ используется оценка «О» баллов. Если предприятие набирает от 56 до 66 баллов, ему присваивается наилучший рейтинг «А», от 34 до 55 баллов — рейтинг «В», от 22 до 33 баллов — рейтинг «С», менее 22 баллов — рейтинг «О», означающий, что информации для анализа недостаточно.

Существуют различные способы минимизации кредитного риска, вместе с тем полностью исключить влияние кредитного риска на деятельность предприятия затруднительно. Для создания запаса прочности с целью преодоления негативных последствий кредитных рисков, против которых не нашлось мер противодействия, и сглаживания колебаний прибыли субъекта, подверженного кредитному риску, на предприятиях и в кредитных организациях создаются резервы на возможные потери (резервы по сомнительным долгам).

По мнению автора, нормативная база создания резервов по сомнительным долгам для предприятий противоречива и не учитывает специфической цели этого вида резервов как пассивного метода управления кредитными рисками —

Таблица 3

Методика определения делового рейтинга предприятия

Показатели Характеристика или значение Количество баллов

Оценка рисков, связанных с акционерами (собственниками)

Изменения в составе акционеров (собственников) Изменился собственник, обладающий практически полным контролем 1

Изменился собственник существенного пакета акций (долей или имущества) 2

Существенных изменений не было 3

Роль предприятия в холдинговой структуре Является головной организацией холдинга, централизующей финансовые и товарные потоки, или не входит в холдинги 3

Является одним из ключевых подразделений вертикально интегрированной структуры или многопрофильной группы предприятий, объединенных общими собственниками 2

Является второстепенным подразделением холдинга или группы предприятий

Возможности одного акционера (собственника) влиять на политику предприятия Один или несколько аффилированных собственников имеет большинство мест в Совете директоров и/или может единолично определять состав исполнительных органов предприятия 1

Хотя бы один или несколько аффилированных собственников имеет как минимум одного представителя в Совете директоров или возможность инициировать созыв собрания акционеров (пайщиков) и включать вопросы в повестку заседания 2

Ни один из собственников или групп аффилированных собственников не имеет возможности единолично повлиять на вопросы назначения руководящих органов предприятия или созыв собраний акционеров (пайщиков) или включение вопросов в повестку дня собраний 3

Оценка менеджмента

Успехи управленческой команды Высокие, предприятие существенно улучшило производственные, финансовые и социальные показатели 3

Средние, производственные, финансовые и социальные показатели изменились незначительно 2

Низкие, показатели ухудшаются или остаются неизменными на фоне роста показателей конкурентов 1

Личные качества руководителей Руководители обязательны, пунктуальны, четко выполняют взятые на себя обязательства, при необходимости договариваются об изменении сроков или условий выполнения обязательств 3

Были случаи невыполнения взятых на себя обязательств, но это не является системной практикой 2

Руководство предприятия часто не «держит слова» и не выказывает инициативы в решении возникающих проблем 1

Текучесть кадров Высокая, в том числе в среде высшего и среднего менеджмента I

Средняя, менеджмент, как правило, не меняется довольно длительное время 2

Низкая, предприятие имеет устоявшийся коллектив 3

Организационная структура Полностью соответствует масштабам бизнеса 3

Имеются отдельные недостатки организационной структуры, например, частичное дублирование функций, либо идет процесс реорганизации предприятия 2

Неадекватна масштабам бизнеса, например, ввиду отсутствия формализованных процедур 1

Ведение финансовой документации Финансовая документация ведется четко, регулярно и без существенных ошибок 3

Существуют отдельные недочеты в ведении финансовой документации или существенные ошибки 2

Финансовая документация не ведется, ведется нерегулярно и с постоянными ошибками 1

Продолжение табл. 3

Показатели Характеристика или значение Количество баллов

Оценка отрасли и рынка сбыта

Стадия цикла развития отрасли или сектора экономики, в котором оперирует предприятие Зарождение и развитие 1

Рост 2

Зрелость 3

Спад 1

Конкуренция Высокая: имеется свыше десяти конкурентов 1

Средняя: имеется от пяти до десяти конкурентов 2

Низкая: имеется менее пяти конкурентов 3

Доля предприятия на рынке Предприятие является одним из лидеров рынка 3

Предприятие имеет среднюю долю рынка (не относится к крупнейшим игрокам, но и не является аутсайдером) 2

Предприятие имеет незначительную долю рынка 1

Чувствительность предприятия к изменениям конъюнктуры или неценовым факторам спроса Низкая чувствительность, например, для предприятий производящих товары первой необходимости 3

Средняя чувствительность, изменения спроса не являются катастрофическими 2

Высокая чувствительность, спрос может упасть до нуля в результате неблагоприятных изменений в экономике или влияния неценовых факторов, таких как мода 1

Ассортиментный перечень Достаточно широкий, чтобы падение спроса на один вид продукции существенно не повлияло на выручку предприятия 3

Падение спроса на один вид продукции может существенно повлиять на выручку предприятия 2

Узкий: падение спроса на один вид продукции приводит к катастрофическому сокращению выручки 1

Качество продукции предприятия Лучше чем у конкурентов 3

Примерно аналогично качеству большинства конкурентов 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Хуже, чем у конкурентов 1

Оценка рисков, связанных со сбытом

Адекватность системы сбыта Система сбыта налажена таким образом, что может быть реализован практически любой объем продукции, произведенной предприятием 3

Система сбыта в целом налажена, но иногда случаются затоваривания 2

Система сбыта не налажена, продукция отгружается «случайным» покупателям, затоваривания случаются довольно часто 1

Ценовая стратегия Цены в целом соответствуют среднерыночным, имеется обоснованная ценовая стратегия, призванная стимулировать сбыт 3

Цены в целом соответствуют среднерыночным, но ценовая стратегия отсутствует или хуже чем у конкурентов 2

Цены выше среднерыночных для продукции аналогичного качества, обоснованность цен вызывает сомнения 1

Зависимость предприятия от одного покупателя или группы покупателей Низкая, потеря одного или нескольких клиентов существенно не скажется на объемах выручки 3

Средняя, потеря одного или нескольких клиентов существенно скажется на объемах выручки, но не катастрофически 2

Высокая, потеря одного клиента может привести к катастрофическим последствиям 1

Добросовестность дебиторов Высокая, предприятие практически не имеет просроченной дебиторской задолженности 3

Средняя, зачастую возникают просрочки, но безнадежная задолженность отсутствует или ее доля незначительна 2

Низкая, просрочки являются обычной практикой, довольно существенна доля безнадежной задолженности 1

Окончание табл. 3

Показатели Характеристика или значение Количество баллов

Оценка производства

Зависимость от поставщиков Низкая, предприятие имеет возможность выбора из значительного количества поставщиков каждого вида сырья, материалов или комплектующих 3

Средняя, предприятие имеет возможность выбора из незначительного количества поставщиков каждого вида сырья, материалов или комплектующих либо по отдельным видам существует единственный поставщик 2

Высокая, предприятие не имеет возможности выбора поставщиков для основных видов сырья, материалов или комплектующих I

Производственные мощности Мощности предприятия загружены, но существует достаточный резерв мощностей, «узкие» участки отсутствуют 3

Мощности предприятия загружены, но существует достаточный резерв мощностей, хотя имеются отдельные узкие участки 2

Предприятие работает на пределе мощностей. I

Тип производства Предприятие производит продукцию массовым или крупносерийным способом, которая находит сбыт независимо от наличия заказов 3

Предприятие производит продукцию мелкими сериями 2

Предприятие производит продукцию на заказ в соответствии с требованиями заказчика I

Соблюдение технологических, санитарных, экологических норм и правил, а также норм охраны труда Четкое соблюдение всех норм и правил, взыскания отсутствуют 3

Имеются отдельные недостатки, например, несоблюдение экологических норм, но эти недостатки не являются существенными 2

Предприятие постоянно нарушает установленные нормы и правила I

смягчить последствия наступления рисковых событий и сгладить колебания прибыли субъекта, подверженного кредитному риску. В этой связи представляется целесообразным предложить разработанную автором методику создания резервов по сомнительным долгам.

В рамках данной методики всю дебиторскую задолженность предлагается классифицировать в зависимости от уровня кредитного риска (оцененного с помощью изложенных выше в настоящей работе методик определения финансового и делового рейтингов предприятия) в четыре группы: первоклассная, стандартная, сомнительная и безнадежная задолженность. Соответственно в зависимости от того, в какую группу классифицирована задолженность, определяется размер соответствующего резерва и программа действий предприятия в отношении задолженности.

К «первоклассной» относится срочная (не просроченная) задолженность, удовлетворяющая хотя бы одному из следующих критериев: • контрагент имеет финансовый рейтинг не ниже 2,5 и деловой рейтинг «А», либо задолженность обеспечена солидарным поручи-

тельством или залогом векселей, выданных, акцептованных, авалированных или индоссированных (без безоборотной оговорки) другим предприятием, имеющим указанные рейтинги;

• договор с должником предусматривает аккредитивную форму расчетов, аккредитив выставлен или подтвержден банком, надежность которого не вызывает сомнения, например иностранным банком с краткосрочным кредитным рейтингом не ниже A3 по методике рейтингового агентства Standard & Poor's или одним из крупнейших российских банков;

• коммерческий кредит обеспечен банковской гарантий одного из банков, указанных выше, либо солидарным поручительством Российской Федерации, залогом ценных бумаг, обязанными по которым является Российская Федерация или Банк России.

Под первоклассную задолженность резерв по сомнительным долгам не создается, поскольку вероятность потерь по таким коммерческим кредитам минимальна.

К «стандартной» относится задолженность по коммерческим кредитам, являющаяся срочной или

просроченная на срок не более десяти дней, удовлетворяющая одному из следующих критериев:

• контрагент имеет финансовый рейтинг не ниже 1,75 и деловой рейтинг «В», либо задолженность обеспечена солидарным поручительством или залогом векселей, выданных, акцептованных, авалированных или индоссированных (без безоборотной оговорки) другим предприятием, имеющим указанные рейтинги;

• контрагент имеет финансовый рейтинг ниже 1,75 и деловой рейтинг «В» и хуже, но задолженность обеспечена залогом товарно-материальных ценностей или было предоставлено иное обеспечение (за исключением указанного выше при определении первоклассной или стандартной задолженности), позволяющее рассчитывать на полное погашение долга.

Кроме того, к стандартной задолженности следует относить задолженность, которая изначально была классифицирована как первоклассная, но по ней возникала просрочка сроком не более десяти дней (при условии действительности обеспечения и аккредитивов).

По стандартной задолженности рекомендуется создавать резерв в размере средней доли безнадежной задолженности в совокупном портфеле коммерческих кредитов за последние два-три года, но не менее пяти процентов от суммы долга.

Для классификации задолженности как первоклассной или стандартной сумма предоставленного обеспечения должна покрывать максимально возможную сумму задолженности, с учетом процентов, если они предусмотрены договором. Под суммой обеспечения понимается лимит ответственности по гарантиям (поручительствам) либо рыночная стоимость заложенных ценных бумаг, определенная на момент классификации задолженности.

В отношении первоклассной и стандартной задолженности рекомендуется проведение мониторинга исполнения обязательств должником, периодический пересмотр его финансового и делового рейтингов, а также мониторинг стоимости предоставленного обеспечения.

К сомнительной относится задолженность, просроченная на срок от десяти до девяноста дней независимо от наличия обеспечения или аккредитивной формы расчетов либо от величины финансового и делового рейтингов, а также задолженность, удовлетворяющая одному из следующих критериев:

• задолженность является срочной, но не может быть классифицирована как первокласс-

ная или стандартная, и контрагент имеет финансовый рейтинг ниже 1,75 и деловой рейтинг «В» и хуже; • задолженность, ранее классифицированная как стандартная, просрочена на срок менее десяти дней, но является частично обеспеченной, то есть сумма предоставленного обеспечения покрывает лишь часть долга. Под сомнительную задолженность автор рекомендует создавать резерв в размере от 5 до 50% от суммы долга, в зависимости от того, какая часть долга остается непокрытой предоставленным обеспечением (если обеспечение отсутствует, то резерв создается в максимальном размере).

В отношении сомнительной задолженности также необходимо более частое по сравнению с первоклассной и стандартной задолженностью проведение мониторинга финансового состояния контрагента и пересмотр его рейтингов, контроль за состоянием и движением обеспечения (не реже одного раза в неделю).

Задолженность, просроченная на срок свыше девяноста дней, а также иная задолженность, которая не может быть классифицирована ни в одну из указанных выше групп, признается безнадежной. Под безнадежную задолженность создается резерв в размере суммы долга. В отношении безнадежной задолженности должен быть разработан план взыскания, включающий в себя проведение переговоров с должником о мерах, предпринимаемых им для погашения задолженности, например, реализации имущества должника, подписание соглашений о реструктуризации задолженности или о предоставлении отступного, обращение в суд с иском о взыскании суммы долга или о признании должника банкротом.

Следует иметь в виду, что если должник имеет задолженность по нескольким договорам, по одному из которых задолженность, например, классифицирована как безнадежная, а по другим в группу с более низким риском, то вся задолженность с высокой вероятностью в скором времени станет безнадежной. Поэтому при наличии нескольких сумм долга все они классифицируются в одну группу, соответствующую наиболее рискованной сумме задолженности.

Классификацию задолженности, по нашему мнению, необходимо проводить при предоставлении коммерческого кредита, то есть в момент возникновения задолженности, а затем ежемесячно по состоянию на первое число каждого месяца. Соответственно резерв создается одновременно с возникновением долга и затем корректируется в зависимости от изменения суммы долга и группы риска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.