Научная статья на тему 'ОЦЕНКА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ'

ОЦЕНКА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕДИТОСПОСОБНОСТЬ / ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ / КРЕДИТНЫЙ РИСК / КРЕДИТОР / ЗАЕМЩИК / РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кируца Г.А., Ковров Д.Ю.

В современном мире использование кредитных ресурсов является неотъемлемым элементом экономического развития хозяйствующих субъектов. Однако данный инструмент применяется не только различными организациями, но и органами власти. Кредитование органов власти сопряжено с определенными особенностями, которые рассмотрены в представленной статье. В статье рассмотрены основные подходы к оценке кредитоспособности регионов в российской практике и представлены основные подходы к рейтингованию субъектов Российской Федерации. Помимо этого на примере Архангельской области проведен анализ кредитоспособности областного бюджета по основным бюджетным характеристикам с целью определения возможности кредитования областного бюджета для финансирования текущих расходов органов власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREDIT SCORING OF THE ARKHANGELSK REGION

In the contemporary world, using of credit resources is the integral element of economic development of business. However, this tool is used not only various organizations, but also authorities. Lending of authorities are accompanied by certain features, which are considered in the submitted article. In article the main approaches to an assessment of solvency of regions in the Russian practice are considered and the main approaches to rating of regions of the Russian Federation are presented. In addition on the example of the Arkhangelsk region the analysis of solvency of the regional budget for the main budgetary characteristics for definition of a possibility of crediting of the regional budget for the purpose of financing of operating costs of authorities is carried out.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 336.3

Кируца Г.А. доцент

Высшая школа экономики, управления и права Северный (Арктический) федеральный университет

имени М.В. Ломоносова Ковров Д.Ю. ведущий консультант Агентство стратегических разработок Архангельской области

Россия, г. Архангельск

Kirutsa G., associate professor Higher School of Economics, management and law Northern (Arctic) federal university named of M. V. Lomonosov

Russia, Arkhangelsk Kovrov D., leading consultant Agency of strategic developments of the Arkhangelsk region

Russia, Arkhangelsk ОЦЕНКА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация:

В современном мире использование кредитных ресурсов является неотъемлемым элементом экономического развития хозяйствующих субъектов. Однако данный инструмент применяется не только различными организациями, но и органами власти. Кредитование органов власти сопряжено с определенными особенностями, которые рассмотрены в представленной статье.

В статье рассмотрены основные подходы к оценке кредитоспособности регионов в российской практике и представлены основные подходы крейтингованию субъектов Российской Федерации.

Помимо этого на примере Архангельской области проведен анализ кредитоспособности областного бюджета по основным бюджетным характеристикам с целью определения возможности кредитования областного бюджета для финансирования текущих расходов органов власти.

Ключевые слова: кредитование, кредитоспособность, платежеспособность, кредитный риск, кредитор, заемщик, рейтинговая оценка региона.

CREDIT SCORING OF THE ARKHANGELSK REGION

Abstract: In the contemporary world, using of credit resources is the integral element of economic development of business. However, this tool is used

not only various organizations, but also authorities. Lending of authorities are accompanied by certain features, which are considered in the submitted article.

In article the main approaches to an assessment of solvency of regions in the Russian practice are considered and the main approaches to rating of regions of the Russian Federation are presented.

In addition on the example of the Arkhangelsk region the analysis of solvency of the regional budget for the main budgetary characteristics for definition of a possibility of crediting of the regional budget for the purpose of financing of operating costs of authorities is carried out.

Keywords: credit activities, solvency, paying capacity, credit risk, creditor, borrower, rating score of the region.

Одной из основных функций банковской системы является организация кредитования субъектов экономики, населения и государственных финансовых органов.

Развитие кредитных отношений приобретает особое значение для расширения сферы производства и обращения, повышения финансовой устойчивости заемщиков, развития деловой активности регионов.

Одной из особенностей банковского кредита является наличие кредитного риска, то есть вероятность неисполнения заемщиком своих обязательств по кредитному договору в части своевременного погашения основного долга и процентов при возникновении экономических, политических и частных факторов и нарушения технологии кредитного процесса.

На уровне конкретного заемщика основным фактором кредитного риска является готовность и способность заемщика действовать в соответствии с основными принципами банковского кредитования: возвратностью, срочностью и платностью кредита, а также качеством заемщика. Для соблюдения этих принципов важным является качество принятого обеспечения кредита, соблюдение лимитов кредитного риска.

Основными видами кредитного риска можно назвать риск неправильной оценки финансового и экономического состояния, кредитоспособности и платежеспособности заемщика, риск переоценки стоимости предмета залога и возможности его реализации.

Понятие «кредитоспособность» более узкое, чем «платежеспособность» - это возможность исполнения обязательств по кредитному договору, в отличие от способности и возможности заемщика своевременно погасить все виды задолженности. Наиболее приемлемым на наш взгляд является определение: под кредитоспособностью региона понимают способность данного региона получить кредитные ресурсы, а также своевременно и в полном объеме расплачиваться по своим обязательствам. Цель анализа кредитоспособности - определить уровень риска и эффективное управление данным риском. По результатам анализа

банком принимается решение о целесообразности предоставления кредитных ресурсов.

Новая экономическая энциклопедия под редакцией Е.Е. Румянцевой дополняет это определение такими показателями, как аккуратность заемщика при расчетах по ранее полученным кредитам, его текущее финансовое положение и перспективы его изменения, способность при необходимости мобилизовать денежные средства из различных источников [1].

Банковская практика выработала значительное число систем оценки кредитоспособности заемщиков, отличающихся числом показателей, применяемых в качестве составных частей рейтинга заемщика, а также различными подходами к характеристикам и выбору приоритетов у них.

Кредитный рейтинг региона - это комплексная оценка способности региональных органов государственной власти к полному и своевременному выполнению долговых обязательств по обслуживанию и погашению займов с учетом прогноза возможных изменений экономической среды и социально-политической ситуации [2].

Наиболее распространена рейтинговая система оценки кредитного риска, основанная на ранжировании и определении значений различным факторам деятельности потенциального заемщика, способных привести к погашению долга. Оценка количественных и качественных характеристик кредитоспособности заемщика определяет итоговую рейтинговую оценку и принятие решения о возможности выдачи кредита.

Созданное в 2000 году Национальное рейтинговое агентство (НРА) использует при рейтинговании участников финансового рынка данные анализа прошлой и текущей финансовой отчетности.

Рейтинг кредитоспособности Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» представляет собой мнение агентства относительно способности и готовности субъекта Российской Федерации или муниципального образования своевременно и в полном объеме выполнять свои финансовые обязательства на основе информации, предоставляемой администрацией субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Наряду с показателями, характеризующими экономику, включая финансовое состояние региона, учитываются показатели налоговых поступлений (объем, структура, уровень собираемости, концентрация налоговой базы), показатели состояния социальной сферы, банковской системы региона, сбалансированности регионального бюджета, его дефицит (профицит), текущие доходы и расходы, размер долговой нагрузки (структура государственного долга и затраты на его обслуживание, прогноз величины нагрузки) и т.д. Наряду с качеством регионального управления рассматривается кредитная история по выполнению регионом долговых обязательств [3].

Рейтинговое агентство «РИА Рейтинг» рассчитывает индекс

кредитоспособности путем агрегирования трех групп оценочных показателей:

долговая нагрузка; состояние бюджета; состояние экономики региона.

На основании этих показателей рассчитывается индекс кредитоспособности региона (ИКР) для определения места региона по значению интегральной оценки. Индекс кредитоспособности региона рассчитывается по формуле:

ИОр - ИОтп ИКР = р гаг

ИОтах - ИО^ , где

ИОр - интегральная оценка региона;

ИОтт - минимально возможная интегральная оценка региона; ИОтах - максимально возможная интегральная оценка региона.

Значение этого показателя по Архангельской области и Ненецкому автономному округу составило на 1 января 2016 года соответственно 69,7 и 44,7, а среди 83 регионов Архангельская область занимает 43 место, Ненецкий автономный округ - 19 место. По состоянию на 1 января 2017 года индекс кредитоспособности Архангельской области составил 41,8 (58 место).

Разработанная в Архангельской области долгосрочная политика по обеспечению финансовой устойчивости и платежеспособности, минимизации риска неисполнения финансовых обязательств предполагает формирование внутреннего государственного долга. Структура долга включает обязательства, размер которых изложен в таблице 1.

Таблица 1 - Структура государственного долга Архангельской области, млн руб._

Показатели На 1 января

2014 2015 2016 2017

Государственный долг, всего 28636,3 32731,3 37480,2 41015,4

в том числе: - кредиты коммерческих банков - бюджетные кредиты - государственные гарантии 20529,9 7202,7 903,7 21608,4 10682,9 440,0 21608,4 15131,8 740,0 20604,7 19970,6 440,0

Расходы на обслуживание государственного долга 1326,3 1654,5 1414,0 1119,8

2%

1,3%

2,6%

2,0%

I

0,4%

1,1%

8,7%

6,0%

7,7%

0,2%

100% 80% 60% 40% 20% 0%

01.01.2014 01.01.2015 01.01.2016 01.01.2017

■ кредиты коммерческих банков ■ бюджетные кредиты

■ государственные гарантии

Рисунок 1 - Структура государственного долга Архангельской области

Кредиты коммерческих банков («дорогих» заемных средств) занимают в общей сумме государственного долга значительную долю и составляют от 71,7% по состоянию на 1 января 2014 года до 57,6% по состоянию на 1 января 2016 года и до 50,2% по состоянию на 1 января 2017 года.

За рассмотренный период государственный долг Архангельской области увеличился на 43,2%, причем его структура резко изменилась. Представленная ситуация связана с целенаправленной государственной политикой по замещению «дорогих» коммерческих кредитов «дешевыми» бюджетными кредитами. В результате несмотря на увеличение государственного долга Архангельской области практически в 1,5 раза, расходы на обслуживание государственного долга уменьшились.

Основными кредиторами бюджета Архангельской области являются как кредитные организации, расположенные на территории Архангельской области, так и за ее пределами.

Задолженность по кредитам, предоставленным Министерством финансов Российской Федерации значительна, о чем свидетельствуют данные таблицы 2 (без учета отделения ПАО «Сбербанк России»).

Таблица 2 - Структура задолженности Архангельской области по кредитам, млн руб. [4]

Показатели На 1 января

2014 год 2015 год 2016 год 2017 год

I Кредиты и прочие размещенные средства, всего 28453,3 29456,5 26101,5 17837,4

в том числе: - краткосрочные 5223,3 5220,8 6197 7423,8

Показатели На 1 января

2014 год 2015 год 2016 год 2017 год

- долгосрочные 20397,5 21146,5 17269,5 9148,6

- просроченная задолженность 2832,5 3089,2 2635 1265

II Кредиты, предоставленные 16669,6 14416,7 11495,6 7945,7

экономике, всего

в том числе:

- краткосрочные 4474,7 4430,2 3997,5 2887,9

- долгосрочные 9693,1 7182,5 5266,1 4089,8

- просроченная задолженность 2501,8 2804,0 2232,0 968,0

III Кредиты, предоставленные 3196,6 6990,3 8065,5 4489,0

государственным финансовым

органам, всего

в том числе:

- краткосрочные 526,5 561,8 2025,0 4464,0

- долгосрочные 2670,0 6428,5 6040,0 25,0

В соответствии с представленной структурой задолженности Архангельской области можно сделать вывод, что в 2016 году кредитная политика бюджета резко изменилась в сторону краткосрочных заемных средств. Данная ситуация наблюдается по разделу «I Кредиты и прочие размещенные средства», где с начала 2015 года наблюдается тенденция к уменьшению долгосрочных обязательств. Аналогичный тренд отмечается и по разделу III «Кредиты, предоставленные государственным финансовым органам», где долгосрочные обязательства были практически полностью погашены.

Кроме того необходимо отметить снижение просроченной задолженности с начала 2015 года, что свидетельствует об укреплении кредитной дисциплины в органах власти.

100% 80% 60% 40% 20% 0%

10,0%

1,7%

18,4%

10,5% I 1 0,1% I

Ж

71,8% 6 6,2%

_ 4

17,7% 2 3,7%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7,1%

1,3%

1,6%

01.01.2014

01.01.2015

01.01.2016

01.01.2017

■ краткосрочные кредиты ■ долгосрочные кредиты

■ просроченная задолженность

Рисунок 2 - Структура кредитов Архангельской области

Согласно долговой книги бюджета Архангельской области основными кредиторами являются 4 кредитные организации (таблица 3).

Таблица 3 - Основные кредиторы бюджета Архангельской области, млн руб.

Банк-кредитор Задолженность на 1 января

2014 год 2015 год 2016 год 2017 год

ПАО «Сбербанк России» 17979,9 14929,9 11179,9 15282,7

ПАО «Банк ВТБ» 2550,0 4250,0 4000,0 4000,0

АО «Россельхозбанк» - 2428,5 2428,5 -

АО «СМП Банк» - - 4000,0 1322,0

ВСЕГО 20529,9 21608,4 21608,4 20604,7

Как видно из структуры кредиторов бюджета Архангельской области в начале 2014 года ПАО «Сбербанк России» обеспечивал практически на 90 % потребность бюджета Архангельской области в кредитных ресурсах. По состоянию на 01 января 2016 года кредитный портфель Архангельской области значительно диверсифицировался и теперь представлен уже четырьмя кредитными организациями. При этом доля ПАО «Сбербанк России» снизилась до 51,7%. В 2017 году тенденция к диверсификации кредитного портфеля изменилась в связи с перекредитованием на более выгодных условиях в ПАО «Сбербанк России».

80%

60%

40%

20%

0%

2,4%

11,2%

I

9,7%

11,2%

6,4% 19,4%

8,5%

7,6%

9,1%

4,2%

1,7%

01.01.2014

01.01.2015

01.01.2016

01.01.2017

■ ПАО «Сбербанк России» ■ ПАО «Банк ВТБ»

■ АО «Россельхозбанк» ■ АО «СМП Банк»

Рисунок 3 - Структура кредиторов бюджета Архангельской области

По срокам предоставления преобладают среднесрочные (более 1 года) кредиты, предоставляемые путем заключения генерального соглашения по возобновляемой кредитной линии. Процентная ставка за кредит ниже, чем по кредитам, предоставляемым нефинансовым организациям, однако она значительна: от 8,64 до 11,19% годовых.

Ставка по бюджетным кредитам федерального бюджета не превышает 1,4% годовых, однако расходы на обслуживание долга банкам за 2014 год составили 1420,2 млн. рублей, за 2015 год - 1306,7 млн. рублей.

Министерство финансов Российской Федерации рекомендовало субъектам Российской Федерации при проведении долговой политики соотносить риски и стоимость заимствований, сокращая расходы на их обслуживание. Для решения этих задач предлагается учитывать такие риски как:

- риск рефинансирования - вероятность того, что заемщик не сможет осуществить новые заимствования для погашения накопленного долга и будет вынужден использовать доходы бюджета на эти цели;

- высокая волатильность процентных ставок может вызвать ситуацию, когда банки будут не готовы предоставлять новые займы или ставка не соответствует рыночной конъюнктуре;

- процентный риск - вероятность увеличения расходы бюджета региона на обслуживание долга в следствие увеличения процентных ставок, особенно при установлении плавающей процентной ставки;

- операционный риск, связанный с низкой степенью автоматизации, высокой частотой изменений, устаревшие информационные системы,

оборудование, подходы к управлению и др. [5]

Рассмотрим процедуру предоставления кредитов областному бюджету на примере Архангельской области. Привлечение кредитных ресурсов в региональные бюджеты осуществляется на основании Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Также в соответствии с постановлением Правительства Архангельской области от 10 ноября 2016 года № 454-пп государственные внутренние заимствования Архангельской области осуществляются министерством финансов Архангельской области от имени Архангельской области путем заключения государственных контрактов по предоставлению кредитными организациями кредитов для финансирования дефицита областного бюджета и (или) погашения долговых обязательств Архангельской области, срок которых превышает срок действия утвержденных в областном законе об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период лимитов бюджетных обязательств на обслуживание государственного внутреннего долга Архангельской области [6].

В случае необходимости привлечения коммерческого кредита для финансирования дефицита областного бюджета или погашения долговых обязательств министерство финансов Архангельской области формирует заявку на осуществление закупки способом электронного аукциона. В заявке указываются основные параметры привлекаемого кредита - размер кредита, ставка по кредиту, срок, вид кредита (кредит, возобновляемая кредитная линия, невозобновляемая кредитная линия и др.), валюта кредита и др. Затем сформированная заявка передается в контрактное агентство Архангельской области, которое размещает заявку на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок.

Затем осуществляются закупочные процедуры, в рамках которых коммерческие банки направляют заявки для участия в аукционе со своими условиями по предоставлению кредитных средств. По результатам аукциона определяется победитель, предложивший наиболее привлекательные условия кредитования. С победителем аукциона министерство финансов Архангельской области заключает государственный контракт.

Рассмотрим на примере методики одного из коммерческих банков кредитоспособность региона путем балльно-рейтинговой оценки Архангельской области. Оценка производится по следующим направлениям.

1. Анализ рейтинга инвестиционной привлекательности и кредитоспособности заемщика

По информации рейтингового агентства Эксперт РА у Архангельской области в 2015 году следующие рейтинги инвестиционной привлекательности:

1) рейтинг инвестиционного климата - «Пониженный потенциал -

умеренный риск (3B1)»;

2) инвестиционный риск - 60 место из 85 субъектов РФ (в 2014 году -62 место);

3) инвестиционный потенциал - 51 место из 85 субъектов РФ (в 2014 году - 48 место).

По информации рейтингового агентства AK&M интегрированный уровень относительной кредитоспособности Архангельской области в 2015 году составляет 41,78 баллов, что составляет 43 место из 85 субъектов РФ (в 2014 году - 44 место).

2. Анализ основных параметров бюджета

В соответствии с бюджетным прогнозом Архангельской области на период до 2028 года в бюджете Архангельской области будет сохраняться дефицит бюджета в долгосрочной перспективе (таблица 4).

Таблица 4 - Прогноз основных параметров областного бюджета, млн

руб. [7]_

Показатель 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год

Доходы 65 577,6 62 020,5 59 210,4 63 140,1 66 013,2 76 970,6

в том числе: налоговые и неналоговые доходы безвозмездные поступления 46 362,1 19 215,4 47 383,2 14 637,3 46 399,3 12 811,1 50 185,8 12 954,3 52 915,3 13 097,9 59 322,4 17 648,2

Расходы 67 954,8 67 566,2 61 705,9 63 140,1 66 013,2 78 166,7

Дефицит бюджета -2 377,3 -5 545,7 -2 495,5 0,0 0,0 -1 196,1

3. Динамика структуры бюджета (представлена в таблице 5)

Таблица 5 - Динамика структуры бюджета Архангельской области в 2011-2015 годах, млн руб.

Показатель 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год

Доходы бюджета 49 151,5 53 909,7 60 749,3 62 830,3 65 577,6

Расходы бюджета 53 845,8 57 744,4 66 234,8 69 904,0 67 954,8

Дефицит бюджета -4 694,3 -3 834,7 -5 485,5 -7 073,7 -2 377,3

Государственный долг 18 386,0 22 169,8 28 636,3 32 731,3 37 480,2

Отношение объема 66,1% 54,7% 67,8% 71,7% 80,8%

государственного долга к

общему годовому объему

доходов бюджета (без учета

объемов безвозмездных

поступлений)

Исходя из представленной структуры бюджета можно сделать вывод, что несмотря на постоянное увеличение доходов бюджета Архангельской области в 2011-2015 годах, расходы бюджета также возрастают. Кроме того, наблюдается постоянный дефицит бюджета, а также рост долговой нагрузки.

4. Исполнение бюджета

Проанализировав исполнение бюджета Архангельской области в период с 2011 по 2015 годы можно сделать вывод, что при анализе наблюдаются существенные повторяющиеся расхождения между плановыми и фактическими показателями бюджета, а также отмечен постоянный дефицит бюджета.

5. Исполнение бюджета по доходам без учета безвозмездных поступлений от бюджетов других уровней в процентах от первоначально утвержденного значения

В соответствии с пояснительной запиской к отчету об исполнении областного бюджета за 2015 год данный показатель составил 103,1%.

6. Отношение объема долговых обязательств к объему доходов бюджета

Объем долговых обязательств Архангельской области по состоянию на 01 января 2016 года составили 37 480,2 млн. рублей.

Расчет отношения объема долговых обязательств к объему доходов 37480,2

бюджета: 46362,1

7. Отношение

1414

- 0,808 < 1

расходов

- 0,031 > 0,15

на обслуживание долга к расходам

дефицита бюджета к объему доходов:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 0,051 < 0,15

бюджета: 46358,9

8. Отношение

2377,3 46362,1

9. Доля трансфертов из фонда финансовой поддержки субъектов РФ в доходах бюджета

Общий объем дотаций за 2015 год в бюджет Архангельской области составил 9 149,6 млн. рублей, в том числе на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности было выделено 6 905,9 млн. рублей.

Расчет доли трансфертов из фонда финансовой поддержки субъектов

-69059 - 0,149 < 0,40

РФ в доходах бюджета: 46362,1 .

10. Просроченная (нерегулируемая) задолженность по долговым обязательствам

Все долговые обязательства Архангельской области за истекший период 2015 года погашались своевременно и в полном объеме.

11. 12 Коэффициент использования лимита привлечения заемных средств от кредитных организаций и Коэффициент использования лимита выдачи гарантий

Данные показатели отсутствуют в открытых источниках информации. Однако исходя из финансового состояния Архангельской области можно сделать вывод о том, что указанные показатели не превышают допустимого

значения - 1.

В результате произведенных расчетов проведем суммарную рейтинговую оценку, на основании которой делается вывод о возможности получения кредита (таблица 6).

Таблица 6 - Рейтинговая оценка Архангельской области

Критерий Значение Количество

рейтинга баллов

1. Анализ рейтинга инвестиционной В 5

привлекательности и кредитоспособности заемщика

2. Анализ основных параметров бюджета Плановый дефицит 0

3. Динамика структуры бюджета С 5

4. Исполнение бюджета С 5

5. Исполнение бюджета по доходам без учета 103,1 15

безвозмездных поступлений от бюджетов других

уровней в процентах от первоначально

утвержденного значения

6. Отношение объема долговых обязательств к 0,808 15

объему доходов бюджета

7. Отношение расходов на обслуживание долга к 0,031 15

расходам бюджета

8. Отношение дефицита бюджета к объему доходов 0,051 15

9. Доля трансфертов из фонда финансовой 0,149 15

поддержки субъектов РФ в доходах бюджета

10. Просроченная (нерегулируемая) задолженность 0 10

по долговым обязательствам (тыс. руб.)

11. Коэффициент использования лимита <1 10

привлечения заемных средств от кредитных

организаций

12. Коэффициент использования лимита выдачи <1 10

гарантий

13. Взаимодействие с банком В 0

14. Кредитная история Положительная 15

ИТОГО 135

Приведенный расчет рейтинговой оценки Архангельской области проведен в соответствии с критериями одного из коммерческих банков. Исходя из проведенного анализа в рамках представленной методики, финансовое положение Архангельской области выглядит достаточно устойчивым и при обращении Правительства Архангельской области в указанную кредитную организацию, кредитные ресурсы могут быть предоставлены.

По результатам проведенного исследования можно рекомендовать следующее:

1) для применения бюджетных кредитов с целью замещения задолженности коммерческих банков следует соблюдать значение установленных соотношений банковских кредитов к собственным доходам региона;

2) необходимо диверсифицировать число кредиторов-коммерческих банков, что позволит обеспечить более выгодные условия для региона-заемщика в части процентной ставки за кредит;

3) для поддержания кредитоспособности региона необходимо улучшить качество привлечения средств в региональный бюджет, а частности предлагается сокращение кредиторской задолженности предприятий и организаций по оплате труда, начислениям и перечислениям страховых взносов, а также по оплате коммунальных платежей бюджетными учреждениями и населением.

В свою очередь коммерческим банкам при оценке кредитоспособности региона-заемщика дополнительно предлагается учитывать следующие факторы: занятость населения, динамика денежных доходов населения, кредитное «бремя» и др.

Обязательным, на наш взгляд, является анализ финансового положения и роль в формировании налоговой базы региона по ряду крупнейших налогоплательщиков (клиентов банка-кредитора).

Использованные источники:

1. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия: 4-е изд. / М.: ИНФРА-М, 2011.

2. Попова Е.А. Оценка кредитоспособности государственных и муниципальных образований / Банковское кредитование. 2013. № 6.

3. Рейтинговое агентство «РИА Рейтинг» / Режим доступа - http://riarating.ru.

4. Обзор состояния экономики и банковского сектора Архангельской области и Ненецкого автономного округа.

5. Министерство финансов Российской Федерации. Рекомендации по проведению субъектами Российской Федерации ответственной заемной/долговой политики / Режим доступа -Ы1р://ттйп.ги/ги/ёоситеп^ё_4=104993.

6. Постановление Правительства Архангельской области от 10 ноября 2016 года № 454-пп «О заключении государственных контрактов по предоставлению кредитными организациями кредитов для финансирования дефицита областного бюджета и (или) погашения долговых обязательств Архангельской области, срок которых превышает срок действия утвержденных в областном законе об областном бюджете лимитов бюджетных обязательств на обслуживание государственного внутреннего долга Архангельской области» / Режим доступа - Правовая система «Консультант Плюс».

7. Распоряжение Правительства Архангельской области от 18 февраля 2016 года № 38-рп «Об утверждении бюджетного прогноза Архангельской области на период до 2028 года» / Режим доступа - Правовая система «Консультант Плюс».

УДК 657

Кирюхина Е.Г. место работы ООО «Поллукс» Россия, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский

Kiryukhina E. G.

Place of work of LLC "Vostokinvest" Russia, the Kamchatka Territory, the city of Petropavlovsk-Kamchatsky БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ ОРГАНИЗАЦИИ И АНАЛИЗ ИХ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «ПОЛЛУКС», Г.

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ACCOUNTING OF MATERIAL AND PRODUCTION RESERVES OF THE ORGANIZATION AND ANALYSIS OF THEIR EFFECTIVE USE ON THE EXAMPLE OF LLC "POLLUX", G. PETROPAVLOVSK-

KAMCHATSKY

Аннотация:

Статья посвящена исследованию действующей практики бухгалтерского учета материально-производственных запасов ООО «Поллукс». Рассмотрено документальное оформление и учет поступления, охарактеризован порядок отражения материально-производственных запасов в отчетности ООО «Поллукс» и проведен анализ эффективности использования материально-производственных запасов ООО «Поллукс» в настоящее время. По результатам анализа даны рекомендации по ее повышению эффективности использования материально-производственных запасов в организации.

Ключевые слова: материально-производственные запасы, материалоемкость, материалоотдача, оборачиваемость запасов, период обращения, эффективность, прибыль.

Annotation:

The article is devoted to the investigation of the current practice of accounting for inventories of LLC Pollux. The documentary registration and accounting of receipts is considered, the order of reflecting inventories in Pollux LLC's accounts is described and the efficiency analysis of the use of Pollux's inventories at the moment is analyzed. Based on the results of the analysis, recommendations are given for improving the efficiency of the use of inventories in the organization.

Key words: inventories, material consumption, material output, inventory

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.