УДК: 614.2: 614.88: 616-036.12
оценка кратности обращений больных за скорой
медицинской помощью
Виталий Леонидович Пайков*, МаринаМинтдиновна Воронцова Станция скорой медицинской помощи, г. Казань, Россия
Поступила 22.12.2015; принята в печать 26.02.2016.
Реферат DOI: 10.17750/KMJ2016-432
Цель. С использованием разработанной терминологии (критериев) проанализировать кратность обращений населения за скорой медицинской помощью.
Методы. Объектом изучения служили карты вызовов больных, обратившихся за скорой медицинской помощью в течение 2012-2014 гг. в г. Казани. Для оценки кратности обращений больных за скорой медицинской помощью использованы следующие критерии, предложенные нами: разовые обращения, редкие (от 2 до 4 раз в год) и частые — при вызовах скорой медицинской помощи 5 раз и более в течение 1 года.
Результаты. Общая обращаемость на станцию скорой помощи г. Казани в 2014 г. в сравнении с 2012 г. увеличилась на 8,8%, а число выполненных вызовов — на 12,3%. Отмечено уменьшение количества выполненных вызовов с разовыми обращениями больных за скорой медицинской помощью на 5,4%, а их доли в структуре выполненных вызовов — на 8,3%. При обращениях населения от 2 до 4 раз, а также 5 раз и более в год регистрировалось увеличение числа выполненных вызовов на 31 и 69%, доли в структуре выполненных вызовов — на 4,8 и 4,3%, числа больных — на 29,5 и 67% соответственно. В структуре выполненных вызовов в 2014 г. в сравнении с предыдущими годами произошло увеличение доли вызовов за счёт неотложной помощи (непрофильные обращения), как в целом (на 3,2%, по сравнению с 2012 г.), так и с учётом кратности обращений (от 2,9 до 3,59%).
Вывод. Проведённое исследование показало необходимость развития мониторинга обращений населения за скорой медицинской помощью в зависимости от их кратности в течение года; выявленные особенности обращений населения создают основу для решения организационных задач первичного звена здравоохранения, что повысит эффективность работы скорой медицинской помощи.
Ключевые слова: скорая медицинская помощь, кратность обращения.
ASSESSING FREQUENCY OF SEEKING EMERGENCY HEALTH SERVICE BY PATIENTS
V.L. Paykov, M.M. Vorontsova
Ambulance station, Kazan, Russia
Aim. To analyze frequency of seeking emergency health service by population using the developed terminology (criteria).
Methods. The call cards of patients who sought emergency medical care during 2012-2014 in Kazan were the object of the study. To assess the frequency of seeking emergency health service by patients, the following criteria proposed by us were used: single call, rare (from 2 to 4 times a year) and frequent — when calling ambulance occurred 5 times or more within 1 year.
Results. Total number of calls to ambulance station in Kazan in 2014 compared to 2012 increased by 8.8%, while the number of executed calls — by 12.3%. A decrease in the number of executed calls for the single ambulance call by 5.4% and in their proportion in the structure of the executed calls by 8.3% was registered. In population calls from 2 to 4 times and 5 times or more per year an increase in the number of executed calls by 31 and 69%, in proportion in the structure of the executed calls by 4.8 and 4.3%, in the number of patients by 29.5 and 67% respectively was registered. In the structure of executed calls in 2014 compared to previous years, there was an increase in the proportion of calls due to urgent care (inappropriate calls) both in total number (by 3.2% compared to 2012), and taking into account calls frequency (from 2.9 to 3.59%).
Conclusion. Performed study has shown the need for development of monitoring of the population calls for emergency medical care, depending on their frequency during a year; identified features of the population calls form the basis for the addressing the organizational tasks of primary health care, which will increase the efficiency of the ambulance.
Keywords: emergency medical care, calls frequency.
Повышение уровня организации экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе и улучшение оперативности работы станций и отделений скорой медицинской помощи (СМП) невозможны без изучения деятельности учреждения [2].
Один из основных показателей, отражающих работу станций и отделений СМП, — обращаемость населения за СМП, которая определяется как отношение общего количества обращений за СМП в год к количеству населения, умноженное на 1000. Это единственный показатель обращаемости в статистике станций и отделений СМП, который не учитывает, как часто обращается
Адрес для переписки: pvl05@rambler.ru 432
один и тот же пациент за СМП в течение года.
Актуальность проблемы определяется тем, что в последние годы отмечается высокий уровень обращаемости населения за СМП, в том числе пациентов с хроническими заболеваниями [1-3]. Всё это формирует предпосылки для разделения обращений больных за СМП по их частоте в течение года и проведения анализа.
В доступной литературе мы не встретили публикаций, касающихся разделения обращений больных за СМП по их частоте в течение года, в связи с чем предприняли попытку представить собственную терминологию обращений населения за СМП по их частоте в течение года.
Цель исследования — с использованием разработанной терминологии (критериев) проанали-
Таблица 1
Обращаемость населения в г. Казани за скорой медицинской помощью в течение 2012-2014 гг.
зировать кратность обращений населения за СМП.
Объектом изучения служили карты вызовов больных, обратившихся за СМП за 2012-2014 гг. в Казани.
Для того чтобы формировать терминологию обращений населения за СМП в зависимости от частоты обращений на 1 больного в год, необходимо пояснить, что она возможна только при наличии данных о пациенте. Вследствие этого обращения населения за СМП условно разделили на две большие группы.
1. Уточнённые обращения населения за СМП, или обращения населения при установлении данных о пациенте. При наличии выполненного вызова бригадой СМП использовали информацию из документов больного.
2. Неуточнённые обращения за СМП, или обращения при отсутствии данных о пациенте.
Кроме этого, в соответствии с предложенной нами терминологией мы выделяем три формы обращений населения за СМП в зависимости от кратности их в течение года: разовые обращения, редкие и частые. О редком обращении за медицинской помощью речь велась в тех случаях, когда число обращений в год составляло от 2 до 4 раз. При частых обращениях населения число обращений составляло 5 раз и более в течение года.
Результаты исследования показали, что в течение последних 3 лет прослеживался рост количества обращений больных на станцию СМП г. Казани. Общая обращаемость на станцию СМП в 2014 г. в сравнении с 2012 г. возросла на 8,8%
(табл. 1). При этом обращало на себя внимание то обстоятельство, что увеличилось количество выполненных вызовов на 12,3%. Это было обусловлено уменьшением количества отказов самих больных либо отказов старшего врача оперативного отдела станции СМП от выезда бригады на вызов в связи с несоответствием их обращения по номеру «03».
Результаты анализа динамики кратности обращений населения за СМП в г. Казани в течение последних 3 лет представлены в табл. 2:
1) уменьшение количества выполненных вызовов с разовыми обращениями больных за СМП на 5,4%, а их доли в структуре выполненных вызовов — на 8,3%;
2) при обращениях населения за СМП от 2 до 4 раз в год, а также 5 раз и более регистрировалось увеличение числа выполненных вызовов на 31 и 69%, а их доли в структуре выполненных вызовов — на 4,8 и 4,3% соответственно.
Число больных, обратившихся за СМП с кратностью 1 раз в течение года, в 2014 г. в сравнении с 2012 г. уменьшилось на 5,5%. Среднее количество выполненных вызовов на 1 больного при числе обращений населения за СМП от 2-4 раз в год увеличилось с 2,39 до 2,43 раза в год, а абсолютное число больных — на 29,5%. При числе обращений больных за СМП 5 раз и более в течение года среднее количество выполненных вызовов на 1 больного увеличилось с 7,6 до 8,4 раза в год. Обращал на себя внимание тот факт, что абсолютное число таких пациентов увеличилось на 67%.
При рассмотрении уточнённых обращений больных за СМП в целом выяснилось, что среднее количество выполненных вызовов на 1 больного в течение последних 3 лет увеличилось с 1,53 до 1,68 раза в год.
Углублённый анализ обращений больных, часто вызывающих СМП (5 раз и более в течение года), показал, что их целесообразно разделить на две группы:
1) пациенты, которые ежемесячно обращались за СМП;
Характер вызова 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Абс. % Абс. % Абс. %
Выполненные вызовы, для которых 333 252 88,8 364 531 89,6 377 716 89,6
уточнена кратность обращения за
СМП.
В том числе относящиеся к:
- разовым обращениям 196 935 52,5 203 978 50,1 186 238 44,2
- обращениям больных от 2 до 4 раз 104 378 27,8 120 471 29,6 137 452 32,6
в течение года
- обращениям больных 5 раз и более 31 939 8,5 40 082 9,9 54 026 12,8
в течение года
Выполненные вызовы с неуточнён-ной кратностью обращения 41 952 11,2 42 226 10,4 43 670 10,4
Всего 375 204 100 406 757 100 421 386 100
Годы Абс. число обращений Число обращений на 1000 населения Население г. Казани
2012 г 415 121 357,5 1 161308
2013 г. 429 277 365 1 176 187
2014 г. 451 762 379,4 1 190 850
Таблица 2
Структура выполненных вызовов в зависимости от кратности обращений больных за скорой медицинской помощью (СМП) в г. Казани за 2012-2014 гг.
Таблица 3
Характер вызова в зависимости от кратности обращений населения за скорой медицинской помощью (СМП) в г. Казани за 2012-2014 гг.
Характер вызова 2012 г. 2013 г. 2014 г.
От 2 до 4 раз в год Более 5 раз в год От 2 до 4 раз в год Более 5 раз в год От 2 до 4 раз в год Более 5 раз в год
Абс. % Абс. % Абс. % Абс. % Абс. % Абс. %
Первичный 100 756 96,53 33 534 95,43 115 747 96,08 44 608 93,91 132 724 96,56 60 462 93,99
Повторный 2941 2,82 1381 3,93 4007 3,33 2563 5,39 3880 2,82 3375 5,25
Вызов на себя 681 0,65 224 0,64 717 0,59 331 0,7 848 0,62 488 0,76
Всего 104 378 100 35 139 100 120 471 100 47 502 100 137 452 100 64 325 100
Таблица 4
Структура выполненных вызовов бригадами скорой медицинской помощью (СМП) в зависимости
от причин в г. Казани за 2012-2014 гг.
Причины вызовов 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Абс. % Абс. % Абс. %
Неотложная помощь 142 480 37,97 161 032 39,59 173 474 41,17
Внезапные заболевания 117 056 31,2 128 914 31,69 131 734 31,26
Несчастный случай 36 198 9,65 41 190 10,13 42 426 10,07
Перевозки 33 504 8,93 32 625 8,02 29 821 7,08
Прочие 39 891 10,63 36 186 8,9 36 960 8,77
Роды 6075 1,62 6810 1,67 6971 1,65
Всего 375 204 100 406 757 100 421 386 100
Таблица 5
Структура выполненных вызовов в зависимости от кратности обращений населения за скорой медицинской помощью (СМП) в г. Казани за 2012-2014 гг.
Причины вызовов Выполненные вызовы по кратности обращений населения в течение года
2012 г. 2013 г. 2014 г.
Разовая От 2 до 4 раз 5 раз и более Разовая От 2 до 4 раз 5 раз и более Разовая От 2 до 4 раз 5 раз и более
Неотложная помощь 84 995 43,14 40 400 38,71 12 275 38,43 90 261 44,25 48 483 40,25 15 813 39,45 85 800 46,07 58 145 42,3 22 194 41,08
Внезапные заболевания 63 219 32,1 36 802 35,25 14 609 45,74 64 204 31,48 42 286 35,1 18 077 45,1 55 861 30 46 862 34,09 23 523 43,54
Несчастный случай 23 909 12,14 8960 8,58 1673 5,24 25 676 12,59 10 652 8,84 2369 5,91 23 934 12,85 12 357 8,99 3425 6,34
Перевозки 14 629 7,43 13 312 12,75 2577 8,07 13 552 6,64 13 528 11,23 2805 7 10 346 5,56 13 661 9,94 3404 6,3
Прочие 6029 3,06 3141 3,01 696 2,18 5925 2,9 3293 2,73 866 2,16 6289 3,37 3807 2,77 1248 2,31
Роды 4154 2,11 1763 1,7 109 0,34 4360 2,14 2229 1,85 152 0,38 4008 2,15 2620 1,91 232 0,43
Всего 196 935 100 104 378 100 31 939 100 203 978 100 120 471 100 40 082 100 186 238 100 137 452 100 54 026 100
Примечание: в числителе — абсолютное число вызовов, в знаменателе — доля (%).
2) пациенты, которые обращались за СМП в течение года время от времени (или не ежемесячно).
В первом случае число выполненных бригадами СМП вызовов увеличилось в 4,9 раза (с 1022 до 4991 вызовов), а среднее их количество на 1 больного — с 42,6 до 79,2 раза в год соответственно.
Во втором случае абсолютное число выполненных бригадами СМП вызовов увеличилось на 58,6% (с 30 917 до 49 035 вызовов), а среднее их количество на 1 больного — с 7,4 до 7,8 раза в год. 434
Рассмотрение структуры больных, часто вызывающих СМП, в зависимости от возраста показало, что в первом случае все вызовы были связаны с взрослым населением, а во втором 1 из 10 выполненных вызовов был совершён к ребёнку.
Таким образом, в последние годы отмечалось перераспределение больных в зависимости от частоты обращений за СМП в течение года: уменьшение числа выполненных вызовов к больным, обратившимся 1 раз в течение года, и значи-
тельное увеличение выездов к больным с многократными обращениями в течение года.
Изучен характер вызовов в течение суток при многократных обращениях (уточнённых) за СМП в соответствии с предложенной нами терминологией. Как видно из табл. 3, большая часть вызовов были первичными (от 93,7 до 96,6%), реже — повторными и вызовами бригады на себя, которые были связаны с обращением общепрофильных бригад (в первую очередь фельдшерских) за медицинской помощью врачебных или специализированных бригад. При увеличении частоты обращений населения за СМП намечалась тенденция увеличения повторных вызовов в течение суток, а также в определённой степени и вызовов бригады на себя.
При анализе причин вызовов по группам (табл. 4) было выяснено, что основную долю выполненных вызовов составляла неотложная помощь (непрофильные обращения), что свидетельствовало о том, что СМП на протяжении последних 3 лет выполняла не свойственные ей функции, подменяя обязанности участковых врачей и других специалистов территориальных поликлиник, а также медвытрезвителя.
С увеличением кратности обращений больных за СМП (табл. 5) уменьшалась доля вызовов по неотложной помощи (на 4,83±0,02%), несчастным случаям (на 6,7±0,04%), родам (на 1,75±0,001%) и другим причинам (на 0,89±0,03%) и одновременно увеличивалась доля вызовов по внезапным заболеваниям (на 13,6±0,02%) и перевозкам (на 0,58±0,04%).
Увеличение процента вызовов в связи с внезапными заболеваниями у пациентов, часто вызывающих СМП, связано с увеличением доли обращающихся лиц с хроническими заболеваниями (на 12,2±0,04%): гипертонической болезнью с гипертоническим кризом, бронхиальной астмой или хронической обструктивной болезнью лёгких, стенокардией напряжения, а также эпилепсией в периоде приступа.
В структуре выполненных вызовов в 2014 г. в сравнении с предыдущими годами произошло увеличение доли вызовов по неотложной помощи, как в целом (на 3,2% по сравнению с 2012 г.), так и с учётом кратности обращений больных за СМП (см. табл. 5).
В 2014 г. по сравнению с 2012 г. при разовых обращениях населения за СМП увеличилась доля неотложной помощи на 2,9%, при обращениях населения от 2 до 4 раз в год, а также 5 раз и более — на 3,59 и 2,65% соответственно.
По данным опроса, проведённого нами ранее, среди больных увеличение процента вызовов по неотложной помощи было обусловлено санитарной непросвещённостью в вопросах места получения первичной медицинской помощи (66,1%) и дефектами в работе территориальных поликлиник (33,9%). Немаловажную роль в этом играла и специфика работы службы СМП: её «безотказность» по приёму вызовов от населения в часы
работы поликлиник [4]. Всё это свидетельствует о необходимости комплексного подхода к решению проблем первичного звена (службы СМП и поликлиник) при координирующей роли управления здравоохранения.
ВЫВОДЫ
1. Проведённое исследование показало необходимость развития мониторинга обращений населения за скорой медицинской помощью в зависимости от их кратности в течение года.
2. Общая обращаемость на станцию скорой медицинской помощи г. Казани в 2014 г. в сравнении с 2012 г возросла на 8,8%. При этом отмечалось уменьшение числа выполненных вызовов к больным, обратившимся 1 раз в течение года, и значительное увеличение их количества к больным, многократно в течение года обратившимся за скорой медицинской помощью. В структуре выполненных вызовов увеличилась доля вызовов по неотложной помощи (непрофильных обращений).
3. С увеличением кратности обращений больных за скорой медицинской помощью увеличивалась доля больных с хронической патологией среди внезапных заболеваний.
4. Выявленные особенности обращений населения за скорой медицинской помощью создают основу для решения организационных задач первичного звена здравоохранения, что обеспечит эффективность работы скорой медицинской помощи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Демиденко Н.Л., Войт Л.Н. Организационные основы и современные проблемы службы скорой медицинской помощи. Вестн. обществен. здоровья и здра-воохр. Дальнего Востока России. 2012; (2). www.fesmu. ru/v02/20122/2012207.aspx. [Demidenko N.L., Voit L.N. Organizational basics and contemporary basics of first aid. Vestnik obshchestvennogo zdorov'ya i zdravookhraneni-ya Dal'nego Vostoka Rossii. 2012; (2). www.fesmu.ru/ v02/20122/2012207.aspx. (In Russ.)]
2. Кузенко П.И. Анализ деятельности служб скорой и неотложной медицинской помощи. Скорая мед. помощь. 2014; (1): 29-32. [Kuzenko P.I. Analysis of emergency and emergency medical aid services activity. Skoraya meditsinskayapomoshch'. 2014; (1): 29-32. (In Russ.)]
3. Мирошниченко А.Г., Стожаров В.В., Барсукова И.М., Линец Ю.П. Скорая медицинская помощь в свете государственной программы развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года. Скорая мед. помощь. 2013; (2): 4-9. [Miroshnichenko A.G., Stozha-rov V.V., Barsukova I.M., Linets Y.P. Emergency medical service in the light of the state program of development of health care of the Russian Federation till 2020. Skoraya meditsinskaya pomoshch'. 2013; (2): 4-9. (In Russ.)]
4. Пайков В.Л., Ишметов Р.П., Акчурина И.И. Причины непрофильной обращаемости взрослого городского населения за скорой медицинской помощью. Казанский мед. ж. 2015; (1): 105-108. [Paykov V.L., Ish-metov R.P., Akchurina I.I. Reasons for inappropriate ambulance calls by adult urban population. Kazanskiy meditsin-skiy zhurnal. 2015; (1): 105-108. (In Russ.)]