Научная статья на тему 'Оценка Концепции проекта предпринимательского кодекса Республики Казахстан'

Оценка Концепции проекта предпринимательского кодекса Республики Казахстан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
638
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ / ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО / РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМА-ТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ / КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ КОДЕКС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жукенов Олжас Жиенбаевич

Автор статьи анализирует четвертую редакцию концепции Предпринимательского кодекса Республики Казахстан на предмет обоснованности разработки проекта кодекса, направленного на регулирование предпринимательских отношений в Республике Казахстан. В статье предприня-та попытка оценки возможной эффективности в случае принятия вышеуказанного нормативного правового акта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка Концепции проекта предпринимательского кодекса Республики Казахстан»

Жукенов Олжас Жиенбаевич,

магистрант 2-го курса Казахского гуманитарно-юридического университета,специальность: «Гражданское право»

ОЦЕНКА КОНЦЕПЦИИ ПРОЕКТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

В настоящее время сотрудниками Института законодательства Министерства юстиции Республики Казахстан усиленными темпами ведется работа, направленная на исполнение поручения заместителя Руководителя Администрации Президента Республики Казахстан Т.С. Донакова от 13 января 2011 года №51-11.30 по разработке проекта Предпринимательского кодекса [1].

Согласно пункту 2 Правил организации законопроектной работы в уполномоченных органах Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 августа 2003 года №840, первым этапом законопроектной деятельности уполномоченных органов является разработка концепций законопроектов [2].

На сегодняшний день рабочей группой разработано порядка четырех вариантов концепций проекта кодекса, что свидетельствует о предпринятых попытках усовершенствования подходов к обоснованию необходимости принятия кодекса, определения его предмета, способов регулирования и иных немаловажных аспектов проектируемого нормативного правового акта.

Попробуем дать оценку качества, обоснованности принятия проекта; определить его возможную эффективность, а также выявить возможные отрицательные последствия принятия проекта в качестве нормативного правового акта посредством анализа последнего (четвертого) варианта Концепции Предпринимательского кодекса.

Итак, в разделе 2 Концепции проекта Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее - Концепция ПК) «Обоснование необходимости разработки законопроекта» отражены основные проблемы, для решения которых ведется разработка проекта предпринимательского кодекса, то есть они, по мнению его авторов, являются исходными. В качестве таковых, согласно содержанию раздела 2 Концепции, выступают следующие.

Во-первых, это проблема роста количества нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность. Причем

авторы выдвигают опасения по поводу того, что нет законодательных пределов и гарантий ограничения его дальнейшего роста. «В настоящее время законодательство о предпринимательской деятельности представляет собой огромный массив нормативных правовых актов различной отраслевой принадлежности. При этом нет законодательных пределов и гарантий ограничения его дальнейшего роста; невозможно удовлетворить каждую новую отрасль или вид предпринимательства «своим» законом», - отмечают они [1].

Однако, на наш взгляд, такие гарантии не в состоянии дать и предлагаемый для принятия предпринимательский кодекс, в котором, по замыслу его разработчиков, будут преобладать бланкетные (отсылочные) нормы, призванные обеспечить гибкость и приспосабливаемость к меняющейся политико-экономической обстановке в стране. Бланкетные нормы, в свою очередь, будут отправлять правоприменителей к неопределенному кругу нормативных правовых актов, постоянный рост которых обусловлен как раз таки изменяющейся политико-экономической обстановкой.

Таким образом, особенность предлагаемого проекта Предпринимательского кодекса, выраженная в бланкетности его норм, не сможет препятствовать «размножению» специальных законов и подзаконных актов, а, следовательно, проблемы, очерченной разработчиками Концепции, кодекс решить также не в состоянии.

Кроме того, согласно Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года №858 (далее - Концепция правовой политики), «В целях повышения эффективности нормот-ворческой деятельности необходимо продолжить работу по систематизации действующего законодательства, дальнейшей консолидации в разрезе отраслей законодательства; освобождению его от устаревших и дублирующих норм, восполнению пробелов в правовом регулировании, устранению внутренних противоречий в действующем праве;

№ 1-2 (29-30) 2013 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан

минимизации отсылочных норм в законах и расширению практики принятия законов прямого действия в рамках круга вопросов, по которым в соответствии с Конституцией могут приниматься законодательные акты» [3].

Из приведенного однозначно следует, что одно из направлений политики государства к повышению эффективности нормотворческой деятельности - сведение к минимуму доли отсылочных норм в законах. Однако авторы Концепции ПК призывают «воспринять как неизбежность» обилие бланкетных норм в проекте кодекса, что вступает в противоречие с одним из направлений Концепции правовой политики, наставляя предпринимательское законодательство на путь регресса.

Обосновывая необходимость принятия кодекса, авторы Концепции ПК также выделяют следующую проблему: «Гражданский кодекс, призванный быть стержнем для всего частного, в том числе предпринимательского законодательства, не в состоянии отразить все многообразие базовых правоотношений в современной экономике, и тем более, регламентировать публичные отношения в сфере предпринимательства» [1].

При этом в пункте 4 Концепции ПК отмечается: «Предметом регулирования законопроекта являются общественные отношения, возникающие в связи с государственным регулированием предпринимательской деятельности, и определяющие основные правовые, экономические и социальные условия и гарантии, обеспечивающие свободу предпринимательства в Республике Казахстан». То есть суть Предпринимательского кодекса будет сведена к регулированию только публично-правовых отношений. Соответственно, и характер предлагаемого законодательного акта будет чисто публичным, а значит, ПК будет иметь лишь дополняющее значение в регулировании предпринимательских отношений наряду с Гражданским кодексом.

При этом принятие предпринимательского кодекса, по нашему мнению, существующего положения не изменит, поскольку аналогичная ситуация в регулировании предпринимательских отношений уже сложилась на сегодняшний день: публично-правовые отношения, не охваченные Гражданским кодексом, регулируются в отдельных законах, основным из которых является Закон Республики Казахстан «О частном предпринимательстве».

Возникает резонный вопрос: происходит ли систематизация предпринимательское законодательство при разработке предпринимательского кодекса? Для того чтобы дать ответ на поставленный вопрос необходимо обратиться к теории права.

Как отмечал Алексеев С.С., систематизация законодательства - это целенаправленная работа

законодателя по упорядочению и приведению в единую систему действующих законодательных актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения. В основе такой работы лежат знания о системе права, ее отраслях и подотраслях.

Целями систематизации являются: создание стройной системы законов, обладающей качествами полноты, доступности и удобства пользования нормативными актами, устранение устаревших и неэффективных норм права, разрешение юридических коллизий, ликвидация пробелов и обновление законодательства [4, с. 265].

Кодификация же представляет собой систематизацию наивысшего уровня, заключающуюся в объединении нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность. Поэтому кодификация - наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации.

Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (кодексе, своде законов).

В качестве признаков кодификации можно выделить следующие:

1) ею имеют право заниматься только специальные органы;

2) в итоге появляется новый нормативный акт - кодекс;

3) кодифицированный акт выступает основным среди всех иных, действующих в данной сфере [5, с. 188-189].

Анализ Концепции ПК через призму вышесказанного наводит на следующие выводы. Во-первых, в ходе разработки проекта Предпринимательского кодекса объединения множественных нормативных актов в единый, логически цельный акт не произойдет, поскольку предлагаемый кодекс (по замыслу) будет состоять из норм, отсылающих к неопределенному кругу нормативных актов. Во-вторых, ввиду того, что предлагаемый кодекс, как отмечают его авторы, планируется создать сугубо публично-правовым, то основным среди всех иных, действующих в данной сфере, он объективно быть не сможет, поскольку предметом предпринимательского права, отраслевым регулятором которого призван стать Предпринимательский кодекс, выступают как минимум две группы правоотношений: публично-правовые и частноправовые. Соответственно, если Предпринимательский кодекс регулирует только публичные правоотношения, то частные все равно остаются в сфере регулирования Гражданского кодекса.

На основании изложенного можно заключить, что предлагаемый в Концепции ПК законодательный акт, вне всякого сомнения, признаками кодекса как результата «кодификации» не обладает. С его принятием произойдет простая замена понятия «закон» (под которым подразумевается действующий на сегодняшний день Закон Республики Казахстан «О частном предпринимательстве») понятием «кодекс» (Предпринимательский кодекс Республики Казахстан), который попросту пополнит постоянно растущую нормативную массу, регулирующую отношения, не вошедшие в содержание Гражданского кодекса.

Список литературы

1. Концепция проекта предпринимательского кодекса Республики Казахстан/ http://www.arbitrage. kz/1361

2. Постановление Правительства Республики Казахстан от 21 августа 2003 года №840/ http:// adilet.zan.kz/rus/docs/P030000840_

3. Указ Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года №858 «О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года»/ http://adilet.zan.kz/rus/docs/ U090000858_

4. Теория государства и права. (Учебник) Авторы: Алексеев С.С., Архипов С.И. и др. М.: Норма, 2005. — 496 с.

5. Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Юристъ, 2001. - 304 с.

• • • • •

Мацаланыц авторы Цазацстан Республикасындагы кэЫпкерлж цатынастарын реттеуге багытталган кодекс жобасыныц эз1рлеудег1 нег1здемел1к нысанына Цазацстан Республикасы КэЫпкерлж кодексi тужырымдамасыныц тврт1нш1 редакциясын талдаган. Мацалада жогарыда корсетшген нормативтж цуцыцтыц акттщ цабылданган жагдайында тиiстi тшмдшШн багалау шарасы алдын ала цолданылган.

Туйш создер: цуцыц, зац гылымдар, азаматтыц цуцыц, ктпкерлж цатынастарды реттеу, коммерциялыц цызмет, Кэсiпкерлiк кодеmi.

Автор статьи анализирует четвертую редакцию концепции Предпринимательского кодекса Республики Казахстан на предмет обоснованности разработки проекта кодекса, направленного на регулирование предпринимательских отношений в Республике Казахстан. В статье предпринята попытка оценки возможной эффективности в случае принятия вышеуказанного нормативного правового акта.

Ключевые слова: право, юридические науки, гражданское право, регулирование предпринимательских отношений, коммерческая деятельность, Предпринимательский кодекс.

The author ofthe article analyzes the fourth edition of entrepreneurial Code ofthe Republic of Kazakhstan concept for reasonableness of development the project of legal act directed to regulate the entrepreneurial relations in Republic of Kazakhstan. An attempt to estimate the potential efficiency in case of adoption the shown above legal act was made in the article.

Keywords: right, jurisprudence, civil law, regulation of the enterprise relations, commercial activity, Enterprise code.

ЖYкенов Олжас Жиенбай^лы,

Каза^ зац гуманитарльщ университетшщ 2-курс магистранты, «Азаматтьщ мамандыгы

^азакстан Республикасы Кэсшкерлж кодека жобасыныц т^жырымдамасын баFалау

Жукенов Олжас Жиенбаевич,

магистрант 2-го курса Казахского гуманитарно-юридического университета, специальность «Гражданское право»

Оценка концепции проекта Предпринимательского кодекса Республики Казахстан

Zhukenov Olzhas Zhiyenbayevich,

undergraduate 2 courses of the Kazakh humanitarian and legal university, specialty "Civil law"

Assessment of the concept of the draft of the Enterprise code of the Republic of Kazakhstan

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.