Научная статья на тему 'Оценка контрактной системы государственных закупок'

Оценка контрактной системы государственных закупок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / FEDERAL CONTRACT SYSTEM / СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК / THE SYSTEM OF STATE PROCUREMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисова Елена Рафаиловна

Рассматриваются вопросы нововведений законодательства о контрактной системе государственных закупок, оценка эффективности реализации Федерального закона № 44-ФЗ, проблемы контрактной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF CONTRACT SYSTEM OF STATE PROCUREMENT

The article is devoted to the questions of the innovations of the law of contract system of state procurement, to the evaluation of efficiency of the implementation of the Federal law No. 44-Federal Law, to the issues of the contract system.

Текст научной работы на тему «Оценка контрактной системы государственных закупок»

оставляют в регионе 98% всех налогов. По обрабатывающим производствам, производству и распределению электроэнергии, газа и воды, строительству доля налоговых поступлений, формирующая бюджет субъекта, составляет 57%.

Список литературы

Сильвестрова Т.Я., Александрова Н.В., Бе-логорская А.Н. [и др.]. Налоговый менеджмент: учеб. изд. для студентов экон. специальностей / Чебоксары: ИП Суворов В.Г., 2013. 320 с.

БОЛЬШОВА Лилия Алексеевна — старший преподаватель кафедры мировой экономики и налоговых систем. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]

BOLSHOVA, Lilia Alekseevna - Senior teacher of Department of World Economy and Tax Systems. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]

УДК 346.1

ОЦЕНКА КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

Е.Р. Борисова

Рассматриваются вопросы нововведений законодательства о контрактной системе государственных закупок, оценка эффективности реализации Федерального закона № 44-ФЗ, проблемы контрактной системы.

Ключевые слова: контрактная система, система государственных закупок.

E.R. Borisova. EVALUATION OF CONTRACT SYSTEM OF STATE PROCUREMENT

The article is devoted to the questions of the innovations of the law of contract system of state procurement, to the evaluation of efficiency of the implementation of the Federal law No. 44-Federal Law, to the issues of the contract system.

Keywords: the federal contract system; the system of state procurement.

С 1 января 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), который сменил Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [1]. Основными задачами Закона о контрактной системе являются: изменение принципов работы государственных и муниципальных закупок, перевод их на эффективные и открытые процедуры, усиление механизмов антикоррупционного контроля при расходовании бюджетных средств. Инструменты, заложенные в Законе о контрактной системе, позволяют закупать не только по наименьшей цене, но и с учетом рыночной конкуренции более качественные товары. При этом государственным и муници-

пальным заказчикам предоставляется широкий выбор способов определения поставщика (по сравнению с предыдущим в ФЗ-44 линейка способов расширена с четырех до одиннадцати).

В то же время нормы Федерального закона № 44-ФЗ возлагают на заказчика ответственность не только за формальное соблюдение всех процедур, но и за конечный результат закупки. Заказчику необходимо планировать, обосновывать и отвечать за эффективность закупки. Введенная персональная ответственность работников контрактных служб и контрактных управляющих нацелена именно на эффективность выполнения государственных и муниципальных контрактов.

Правила планирования закупок стали более сложными и жесткими. Так, в соответствии с бюджетным законодательством введена обязанность формирования плана закупок (на трехлетний период), плана графика-закупок

Экономика и управление

55

(на год), а также обоснования закупок (составляется для каждой закупки). По нормам закона, закупки, не предусмотренные документами планирования, не могут быть осуществлены.

Расширен круг лиц, которые должны планировать закупки за счет бюджетных средств по правилам законодательства о контрактной системе. Это не только государственные и муниципальные заказчики, бюджетные учреждения, но и автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, иные юридические лица при получении бюджетных инвестиций и осуществлении капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности. При этом бюджетным учреждениям предоставлено право «вывести» из-под действия Закона №44-ФЗ некоторые виды закупок и осуществлять их по 223-Ф3: это закупки за счет грантов, так называемые контракты «второй руки», а также закупки за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности. Кроме того, Законом № 44-ФЗ регламентированы правила централизации закупок, как на уровне публично-правового образования, так и на уровне главного распорядителя бюджетных средств.

В контрактной системе появились нормы антидемпингового характера. При снижении цены контракта на 25% участник процедуры обязан предоставить финансовое обеспечение, превышающее обеспечение исполнения контракта в полтора раза, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

В целях развития малого и среднего бизнеса определенная доля закупок (не менее 15% совокупного годового объема закупок) должна осуществляться именно у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных организаций.

Вопросам открытости и прозрачности закупок для государственных и муниципальных нужд в контрактной системе уделено особое внимание. В Законе есть жесткое обязательство заказчика предоставлять достаточно широкий перечень информации для осуществления общественного контроля.

Общественность получила новые полномочия в сфере контроля закупок. Если раньше граждане могли сигнализировать о нарушениях только в правоохранительные органы, то контрактная система наделяет общественные организации и объединения юридических лиц правом обращения в суд от своего имени при выявлении таких нарушений. Нормы Закона о контрактной системе закрепляют обязатель-

ность общественного обсуждения отдельных категорий закупок и устанавливают случаи и порядок проведения обязательного общественного обсуждения таких закупок. Общественные слушания по закупкам (в них может участвовать любой гражданин) проводятся по инициативе заказчика или по обращению общественных организаций и объединений юридических лиц. По результатам слушаний возможны изменения в документах планирования закупок или полная отмена заказа. Не обсуждаются с общественностью только закупки с закрытой формой определения поставщика и закупки у единого поставщика, информация о котором составляет государственную тайну.

Проведенный Открытым правительством в июле 2014 г опрос четырех групп респондентов по оценке контрактной системы в РФ по итогам первого полугодия реализации законодательства о контрактной системы выявил проблемные стороны его применения [2].

Состояние контрактной системы государственных закупок оценивается различными группами участников контрактной системы в среднем на 4,98 балла (из 10 баллов) (рисунок). Максимальную оценку поставили органы власти, осуществляющие контроль в сфере закупок (5,35 балла), наименьшую - представители общественного контроля (4,53 балла). Но в целом показатель в 4,98 балла свидетельствует, что контрактная система работает недостаточно эффективно (только вполовину заложенного потенциала).

На наш взгляд, основными проблемами контрактной системы, которые повлияли на столь низкие показатели реализации Закона о контрактной системы, являются:

- несовершенство технической базы и технического сопровождения контрактной системы;

- бюрократизм, чрезмерная зарегулиро-ванность и, несмотря на введение электронных инструментов, большой документооборот;

- несовершенство нормативно-правовой базы, ее отставание от насущных проблем правоприменительной практики;

- недостаточная квалификация должностных лиц, занятых осуществлением государственных закупок начиная со стадии планирования и завершая этапом исполнения контракта, несоизмеримость их ответственности с оплатой труда. Внедрение контрактной системы требует скорейшего решения одной из главных задач -повышения квалификации соответствующих кадров. Контрактная система, в частности, предусматривает создание контрактных служб или назначение контрактных управляющих, кото-

01: Пожалуйста, оцените, в каком состоянии сегодня находится система госзакупок по шкале от 1 до 10, где 1 - очень плохо, а 10 - очень хорошо

О

ОТКРЫТОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО

5,60

5,40

5,20

5,00

4,80

4,60

4,40

4,20

5,17 5,35

5,05 Средняя оценка

4,82

4,00

■ Закупщик (сотрудник органа власти, осуществляющего закупки)

■ Поставщик (сотрудник организации, являющейся поставщиком) I Орган власти, осуществляющий контроль в сфере закупок

■ Общественный контролер

■ Гражданин

з

Оценка состояния системы государственных закупок по данным Открытого правительства РФ на 03.07.2014 г.

Отвечено: 5526 Пропущено: 1Б2

рые должны минимизировать возможные сбои при госзакупках, для чего требуется выработка стандартов и методологических рекомендаций;

- большие затраты на организацию участия в госзакупках;

- высокие издержки поставщиков на участие в закупках, нецелесообразность участия в малых объемах закупок;

- отсутствие дифференцированного подхода к закупке отдельных видов товаров, работ, услуг;

- недостаточный контроль за добросовестностью поставщика.

Тем не менее результаты реализации Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» показали, что он со-

здал условия для конкуренции в сфере государственных и муниципальных закупок, ограничил субъективные факторы, ввел меры по борьбе с демпингом, открытость, прозрачность и общественное обсуждение закупки. Степень общественного доверия к контрактной системе может повысить ее максимальная открытость, прозрачность процессов закупок, развитие общественного контроля, упрощение закупочных процедур.

Список литературы

1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федер. закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 14, ст. 1652.

2. Открытые госзакупки. URL: Открытое правительство http://open.gov.ru.

БОРИСОВА Елена Рафаиловна - доктор философских наук, кандидат экономических наук, профессор кафедры финансов. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]

BORISOVA, Elena Rafailovna - Doctor of Philosophy, Candidate of Economics, Professor of Department of Finance. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.