Научная статья на тему 'Оценка конкурентоустойчивости авиационной компании'

Оценка конкурентоустойчивости авиационной компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2085
335
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
конкурентоспособность / конкурентоустойчивость / авиационный транспорт / организационно-экономический анализ / competitiveness / competitive stability / aviation transport / organizational and economic analysis

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А И. Тихонов

В данной статье автором рассматривается экономическая оценка конкурентоустойчивости авиационных компаний. Конкурентоустойчивость предполагает наличие у компании реальной и потенциальной возможности обеспечить её превосходство над собственными конкурентами в самых разных условиях при необходимом требовании непрерывного совершенствования основных бизнес-процессов. Это новое экономическое понятие, которое более полно определяет устойчивость организации на рынке в определенный период времени, чем традиционно используемый термин конкурентоспособность. Предлагается новый современный метод определения конкурентоустойчивости компании с помощью определения таких количественных величин, как конкурентные ресурсы, потенциальные возможности и успешные факторы. В статье проведен организационно-экономический анализ отрасли авиационных перевозок. Выявлены ключевые предпосылки обеспечения конкурентоустойчивости ведущих авиационных компаний. Особенно подробно рассмотрены экономические параметры эффективности деятельности одной из лучших в мировой авиационной отрасли компаний – ПАО «АЭРОФЛОТ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE COMPETITIVENESS STABILITY OF AVIATION COMPANY

In this article, the author considers the economic assessment of the competitiveness of aviation companies. Competitiveness implies that a company has a real and potential opportunity to ensure its superiority over its own competitors in a variety of conditions, with the necessary requirement of continuous improvement of the main business processes. This is a new economic concept that more fully defines the stability of an organization in the market over a certain period of time than the traditionally used term competitiveness. A new modern method is proposed for determining the competitiveness of a company by determining quantitative quantities such as competitive resources, potential opportunities and successful factors. The article provides an organizational and economic analysis of the airline industry. The key prerequisites for ensuring the competitiveness of leading aviation companies have been identified. The economic parameters of the performance of one of the best companies in the global aviation industry – «AEROFLOT», are examined in detail.

Текст научной работы на тему «Оценка конкурентоустойчивости авиационной компании»

современных условиях // Вестник академии знаний. - 2018. - № 24 (1). - С. 39-47.

Sources:

1. Litvinenko G. N. Material stimulation of labor of agricultural workers / G. N. Litvinenko, A. P. Sokolova, A.V. Karmanova, N. D. Karmanova / / Polytematic network electronic scientific journal of the Kuban state agrarian University (Scientific journal of kubgau). - Krasnodar: Kubgau, 2017. - No. 10(134). - Pp. 801-811.

2. Rarov I. V., Belova L. A. Modern trends in the development of agriculture in Russia / Scientific support of the agro-industrial complex / / collection of articles based on the materials of the 71st scientific and practical conference of students on the results of research in 2015. Ministry of agriculture of the Russian Federation; Kuban state agrarian University named after I. T. Tru-bilin - 2016. - Pp. 596-599.

3. Sokolova A. P. Investment activity in agriculture: new opportunities and solutions / A. p. Sokolova, V. E. Gorislavskaya. KANT. - 2014. - No. 4(13). - P. 25-31

4. Sokolova A. P. Use of modern technologies in agriculture as a factor of increasing the efficiency of the industry / A. p. Sokolova, L. Y. Boginovich, E. A. Kabannik / / Economics and entrepreneurship. No. 11 (88), 2017. - Pp. 907-911

5. Sokolov, A. P. the development of economically sustainable crop production / A. P. Sokolov, L. Y. Bogunovic, G. N. Lytvynenko // Proceedings Of The Kuban State Agrarian University. - Krasnodar, Issue # 2 (53), 2015. Pp. 50-54

6. Sokolova A. P. Economic efficiency of the organization of on-farm storage of table grapes / A. p. Sokolova, O. A. Su-khareva, G. F. Bershitskaya / / Proceedings of the Kuban state agrarian University. - 2013. - No. 42. - Pp. 38-41.

7. Sukhareva, O. A. Efficiency of resource potential use by agricultural organizations of the Krasnodar territory / O. A. Sukhareva / / SB. based on the materials of the 73rd scientific conference. Conf. teachers'. - Krasnodar: Kuban state agrarian University, 2018. - Pp. 579-580.

8. Adamenko A.A., Khorolskaya T.E., Ananikov T.Sh. The use of a system of indicators of the effectiveness of the economic entity according to the financial statements // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018 .-- No. 29 (6). - S. 10-14.

9. Bondarenko L.V., Trityak Yu.A. Directions for improving the efficiency of agricultural production in modern conditions // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018 .-- No. 24 (1). - S. 39-47.

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-00042

А.И. Тихонов - заведующий кафедрой «Управление персоналом», к.т.н., Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), [email protected],

A.I. Tikhonov - Head of Department «Human Resource Management», Candidate of Technical Sciences, Moscow Aviation Institute (National Research University).

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОУСТОЙЧИВОСТИ АВИАЦИОННОЙ КОМПАНИИ ASSESSMENT OF THE COMPETITIVENESS STABILITY OF AVIATION COMPANY

Аннотация. В данной статье автором рассматривается экономическая оценка конкурентоустойчивости авиационных компаний. Конкурентоустойчивость предполагает наличие у компании реальной и потенциальной возможности обеспечить её превосходство над собственными конкурентами в самых разных условиях при необходимом требовании непрерывного совершенствования основных бизнес-процессов. Это новое экономическое понятие, которое более полно определяет устойчивость организации на рынке в определенный период времени, чем традиционно используемый термин конкурентоспособность. Предлагается новый современный метод определения конкурентоустойчивости компании с помощью определения таких количественных величин, как конкурентные ресурсы, потенциальные возможности и успешные факторы. В статье проведен организационно-экономический анализ отрасли авиационных перевозок. Выявлены ключевые предпосылки обеспечения конкурентоустойчивости ведущих авиационных компаний. Особенно подробно рассмотрены экономические параметры эффективности деятельности одной из лучших в мировой авиационной отрасли компаний -ПАО «АЭРОФЛОТ».

Annotation. In this article, the author considers the economic assessment of the competitiveness of aviation companies. Competitiveness implies that a company has a real and potential opportunity to ensure its superiority over its own competitors in a variety of conditions, with the necessary requirement of continuous improvement of the main business processes. This is a new economic concept that more fully defines the stability of an organization in the market over a certain period of time than the traditionally used term competitiveness. A new modern method is proposed for determining the competitiveness of a company by determining quantitative quantities such as competitive resources, potential opportunities and successful factors. The article provides an organizational and economic analysis of the airline industry. The key prerequisites for ensuring the competitiveness of leading aviation companies have been identified. The economic parameters of the performance of one of the best companies in the global aviation industry -«AEROFLOT», are examined in detail.

Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентоустойчивость, авиационный транспорт, организационно-экономический анализ.

Keywords: competitiveness, competitive stability, aviation transport, organizational and economic analysis.

В настоящее время, в условиях высокой конкуренции для компаний высокотехнологичных областей, усиливается значимость решения проблем повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции. В ка-

честве необходимого условия успешного функционирования любой компании в рыночной экономике выступает эффективное использование его собственных и приобретенных материальных и нематериальных активов.

Уровень конкурентоспособности конкретной компании вне зависимости от ее отраслевой принадлежности, тесно коррелирует с уровнем производимой ею продукции. с компании преимущественно выступает как обязательное условие выпуска конкурентоспособной продукции. Тогда как конкурентоспособная продукция выступает важным условием обеспечения конкурентоустойчивости на уровне предприятия.

Обеспечение эффективного использования конкурентных преимуществ компании в качестве основы конкурентоустойчивости выступает в качестве одной из наиболее важных стратегических задач любого предприятия. Степень конкурентной устойчивости предприятия зависит от уровня внутрифирменного взаимодействия, специфики организации бизнес-процессов, качества квалификации персонала, степени эффективности самой системы управления. Конкурентоустойчивое предприятие не только обеспечивает успешность своей текущей конкурентной позиции, но и создает устойчивый базис для эффективной деятельности в перспективном периоде. Такие обстоятельства связаны с тем, что в конечном итоге обеспечение конкурентоспособности, как выпускаемой продукции, так и конкурентоустойчивости организации, становится наиболее важной целью процесса управления устойчивостью абсолютно любой компании.

Такое положение вещей связано с распространением новой экономической категории «конкуренто-устойчивость». Конкурентоустойчивость выступает, как способность компании противостоять собственным конкурентам в условиях усиления конкурентного давления с их стороны. Конкурентоустойчивость предполагает наличие у компании реальной и потенциальной возможности обеспечить её превосходство над собственными конкурентами в самых разных условиях при условии непрерывного совершенствования основных бизнес-процессов. Конкурентоустойчивость предприятия характеризуется как динамический процесс специфических отношений между производителями одной и той же или аналогичной продукции. Другими словами, конкурентоустойчивость организации - это стабильность положения на рынке одного игрока относительно иного.

Конкурентоустойчивые компании обладают следующими свойствами:

1. Достаточность с целью обеспечения конкурентоспособности и стратегического развития.

2. Адаптивность к изменениям внешней среды, а также научно-техническому развитию.

3.Стабильность, определяемая техническим циклом и заданным периодом времени.

4. Саморегулирование и саморазвитие относительно динамики внутренней среды.

5. Гибкость с целью обеспечения конкурентоспособности и развития компании.

Таким образом, конкурентоустойчивость показывает долю рынка и конкурентоспособность компании, и выступает как предпосылка достижения конкурентных преимуществ. К числу ключевых предпосылок обеспечения конкурентоустойчивости обычно относят:

1. Конкурентную активность, выступающую в качестве итога реализации конкурентной стратегии, а не формой проявления реактивного поведения компании.

2. Конкурентное поведение, основанное на соответствующей конкретному концептуальному уровню технологии в качестве совокупности последовательно реализуемых мероприятий.

3. Адекватность реализуемых действий условиям внешней среды и потенциалу компании.

4. Наличие оперативной реакции на изменения условий внешней среды, создаваемой на базе организационного опыта функционирования на определенных рынках.

Реализация таких предпосылок в практической деятельности, в основном, возможна в рамках проак-тивного подхода к управлению конкурентоустойчивостью, используемого в условиях труднопредсказуемости внешней среды и прерывистого характера происходящих в ней изменений. Управление конкурентоустойчиво-стью компании происходит на базе соблюдения следующих требований:

1. Обязательность анализа механизма действия экономических законов.

2. Знание механизма действия законов организации структур и процессов.

3. Соблюдение требований совокупности научных подходов к управлению.

4. Ориентация на конкретные рынки и потребности.

5. Системная автоматизация управления.

Рассмотрим конкурентоустойчивость известной во всем мире компании - ПАО «Аэрофлот». В отрасли гражданской авиации России «Аэрофлот» является крупнейшим игроком, на долю которого приходится 40,5% авиаперевозок на российском рынке, а темпы роста показателей с большим отрывом опережают иные авиакомпании РФ. ПАО «Аэрофлот» является головной компанией Группы «Аэрофлот», куда входит вместе с подконтрольными ей авиакомпаниями «Россия», «Победа» и «Аврора». В 2018 г. Группой «Аэрофлот» было перевезено 55,7 млн. пассажиров. Она успешно развивается на основе мультибрендовой платформы, дающей возможность каждой дочерней компании занимать собственную рыночную нишу.

Авиакомпания «Аэрофлот» нацелена на укрепление и повышение своего позитивного корпоративного имиджа, который выступает важнейшим средством стимулирования интереса постоянных клиентов и инвесторов и привлечения новых, способствующим устойчивому развитию компании, росту продаж и увеличению прибыли, в условиях растущего конкурентного давления со стороны зарубежных авиакомпаний. По данным Годового отчета в 2018 г. авиакомпанией «Аэрофлот» было перевезено 35,8 млн. пассажиров, что на 8,9% превышает результат 2017 г., а занятость пассажирских кресел составила 80,5%. Исследование контент-анализа показало следующую статистику отзывов авиапассажиров (Таблица 1).

Таблица 1.

Исследование контент-анализа НЛО «АЭРОФЛОТ»_

Наименование https://www.airlines-inform.ru https://otzovik.com https://www.tripadvisor.ru

Отрицательные 41% 41% 10%

Нейтральные 13% 9% 8%

Положительные 46% 50% 82%

Видно, что положительных отзывов намного больше, чем отрицательных или нейтральных. Пассажиры, в-основном, довольны сервисом в процессе обслуживания, а также комфортом перелета и питанием на борту. Анализ контента самих отзывов пассажиров показал основные ценности авиакомпании, что именно они ценят в ней или чем недовольны (Таблица 2).

Среди наиболее важных ценностей для пассажиров выступает качество еды и напитков (видимо, из-за длительности перелетов), скорость процедуры регистрации и посадки, немаловажна также и своевременная доставка багажа, а также обслуживание клиентов в процессе приобретения билетов.

Доля авиакомпании «Аэрофлот» в пассажиропотоке Группы «Аэрофлот» составляет 64%. В 2018 г. сеть маршрутов авиакомпании «Аэрофлот» включала 163 регулярных направления в 56 стран мира (включая РФ). Количество регулярных направлений увеличилось на 17,3% относительно 2017 г. В течение 2018 г. авиакомпания «Аэрофлот» выполнила согласно расписанию 82,98% рейсов. Это один из лучших результатов в мировой отрасли. По итогам 2018 г. «Аэрофлот» занял пятое место в мире и второе в Европе по пунктуальности полетов, в рейтинге ведущего британского авиационного издания Flight Global. Это удалось благодаря тому, что авиакомпания приняла ряд эффективных мер, которые помогли ей существенно повысить пунктуальность рейсов. Среди них - строгое выполнение правил посадки на рейс и требований, касающихся перевозки багажа.

Таблица 2

Анализ основных ценностей пассажиров НЛО «АЭРОФЛОТ»

Анализ контента показал https://www.airlines-inform.ru https://otzovik.com https://www.tripadvisor.r u

Удобство кресел 9% 11% 13%

Обслуживание клиентов (в полете) 8% 12% 11%

Обслуживание клиентов (в процессе приобретения билетов) 13% 7% 14%

Чистота в салоне 2% 4% 3%

Еда и напитки 22% 22% 17%

Регистрация и посадка 18% 17% 18%

Наличие пледов 6% 9% 8%

Организация доставки багажа 21% 16% 14%

Иное 1% 2% 2%

Конкурентов авиакомпании «Аэрофлот» можно разделить на 2 основные группы: международные и российские компании. Доля международных перевозок в пассажиропотоке компании более 50%, поэтому международные авиакомпании являются серьезными конкурентами. Российский рынок авиаперевозок высоко кон-

солидирован - на долю четырех крупнейших игроков приходится 40,7% пассажирских перевозок (Рисунок 1). Ближайшими конкурентами Группы «Аэрофлот» являются Группа «Сибирь» - S7, «Уральские авиалинии», Группа «ЮТэйр».

■ Группа "Аэрофлот"

15.2% В ■ Группа Э7

у,7% 20.3% ■ "Уральские авиалинии" Группа "ЮТэйр" Другие российские авиакомпании

Иностранные авиакомпании

Рисунок 1 - Структура российского рынка авиаперевозок по суммарному пассажиропотоку, 2018

год (%)

«Аэрофлот» сегодня является уникальной авиакомпанией среди остальных, как в нашей стране, так и за рубежом, так как именно эта наша компания сумела сформировать яркий бренд, наладить организованную и эффективную деятельность, доставляющая комфорт клиентам. Высокая конкурентоустойчивость и доходность компании дает возможность ей выступать спонсором для многих значимых мировых мероприятий. Подобная корпоративная социальная ответственность значительно повышает информированность населения о самой компании и широком спектре её услуг. Даже те, кто никогда не пользуются услугами авиалиний, в силу различных факторов, знают о российской компании "Аэрофлот".

Согласно исследованию 2018 г., все участники социологического опроса указали, что для авиакомпании важен позитивный имидж, так как без должного имиджа авиакомпания не будет выбрана потенциальными клиентами. ПАО «Аэрофлот» обладает самой большой долей рынка среди всех остальных авиакомпаний. У этой компании есть собственные патенты, которые представляют собой серьезное препятствие для входа новых компаний в авиационную отрасль. Важно отметить, что у ПАО "Аэрофлот" имеется достаточное количество поставщиков топлива, поэтому она имеет возможность выбирать лучших поставщиков, предоставляющих более качественные ресурсы по более низкой цене. Но нередко топливо приобретается на территории иностранных государств, в зависимости от географии маршрутов.

ПАО «Аэрофлот» также имеет много клиентов, которые оказывают доверие компании, большинство из них в отзывах отмечают, что выбор сделан благодаря высокому имиджу и положительным отзывам. Но необходимо отметить, что здесь играет значительную роль цена, поэтому сейчас компания развивает такое новое направление, как лоукост. Существует серьезная конкуренция со стороны услуг железнодорожных перевозок, цена которых значительно ниже, чем авиационных. При этом ПАО «РЖД» непрерывно повышает качество оказываемых услуг, запускает новые поезда, такие как Сапсан и иные аналогичные высококомфортабельные и скоростные перевозки.

Анализ внешней среды большого современного предприятия особенно сложен тем, что в качестве основных характеристик внешней среды выступают ее неопределенность, подвижность, сложность, взаимосвязанность ее факторов.

В Таблице 3 представлен SWOT-анализ ПАО «Аэрофлот».

Таблица 3

SWOT-анализ ПАО «Аэрофлот»_

1.Сильные стороны: 2.Возможности:

• Поддержка со стороны государства, т.к. компания государственная. • Лидер среди авиакомпаний РФ; • Рост компании • Соответствие высшим международным стандартам обеспечения безопасности, самый высокий уровень безопасности в РФ; • Высокое качество услуг; • Самый современный авиапарк в РФ; • Устойчивое финансовое положение; • Программа корпоративной социальной ответственности; • Программа экологической политики; • Появление рейсов в города — организаторы Чемпионата мира по футболу FIFA • Рост в потребности авиаперевозок в РФ; • Повышение присутствия на рынке; • Возможность взятия основных средств в лизинг, что снижает величину налогов и расходов на ремонт; • Увеличение географии полетов.

3.Слабые стороны: 4.Угрозы:

• Дефицит и высокая текучесть кадров (летный состав); • Неэффективная эксплуатация некоторых линий, уступка местным авиалиниям; • Высокие цены на билеты, с учетом потребительских возможностей граждан РФ; • Новые правила перевозок багажа, введенные в 2018 году. • Конкуренция со стороны западных перевозчиков; • Увеличение конкуренции со стороны авиакомпаний РФ; • Высокие цены на топливо; • Недостаточная поддержка авиапрома со стороны государства. • Валютные риски для компании.

В результате анализа, на основании приведённых данных, можно прийти к выводу, что у компании «Аэрофлот» достаточно много преимуществ. В итоге можно видеть, что с каждым годом увеличивается пассажиропоток и прибыль. Прибыль для многих компаний выступает в качестве основного источника расширения её деятельности, следовательно, ведет к устойчивому развитию и повышению конкурентоустойчивости.

У компании «Аэрофлот» достаточно высокая конкурентоустойчивость, а у ее продуктов - конкурентоспособность. Компания уверенно удерживает значительную долю на мировом и отечественном рынках, и расширяет её, благодаря увеличению географии перелетов, а также за счет иных сегментов, в частности, лоукоста. Она выступает в качестве лидера в Российской Федерации по показателю чистой прибыли и пассажиропотока, которые выступают в качестве доминирующих в авиационной отрасли. Хотя компания «Аэрофлот» является абсолютным лидером по воздушным перевозкам, по общему пассажиропотоку ее опережает ПАО «РЖД».

На основании SWOT-анализа можно отметить, что у компании «Аэрофлот» есть целый ряд сильных сторон, которые дают возможность увеличить уровень компании, несмотря на существующие угрозы. У компании есть и угрозы, которые способствуют быстрому снижению уровня авиакомпании «Аэрофлот», в частности, величина валютного курса, вследствие которого изменяется и цена на топливо и самолеты. Есть и слабые стороны, в частности, недавно введенные правила перевозки ручной клади. В результате таких изменений компания может терять своих клиентов. Чтобы сохранить высокую конкурентоустойчивость в авиационной отрасли компания «Аэрофлот» должна постоянно развиваться, используя инновационные технологии, применяя элементы цифровизации и современные методики управления персоналом.

Источники:

1. Клочков В.В. Организационно-экономические основы обеспечения конкурентоспособности высокотехнологичных производств: на примере авиационного двигателестроения // автореферат дисс. на соискание ученой степени доктор экон. наук. 2007. - 323 с.

2. Батьковский А.М., Ефимова Н.С., Хрусталёв Е.Ю., Калачанов В.Д. Развитие инструментария оценки производства в наукоемких отраслях промышленности // Инновации в менеджменте. 2019. № 1 (19). С. 4-11.

3. Бобков А.А., Чернышева Г.Н. Факторы оценки конкурентоспособности авиационной техники // Территория науки. - 2016. - №6 - С. 3-8.

4. Зеленцова Л.С., Тихонов А.И., Шестакова Е.В. Организационно-экономические инструменты обеспечения кон-курентоустойчивости предприятия авиационного двигателестроения // Монография. - М.: МАИ; 2015 г. -160 с.

5. Краев В.М., Тихонов А.И. Пути повышения конкурентоустойчивости предприятий авиационного двигателестро-

[ // Монография.- Ставрополь: ЛОГОС. - 2019. -201 с.

6. Попова Е.В. Методика оценки конкурентоспособности сложной технической продукции: На примере авиацион-

техники // автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. экон. наук. 2006. - 154 с.

7. Акопян Д.В., Суворов И.А. Сравнительный анализ понятий «конкурентоустойчивость» и «конкурентоспособ-

ность» на рынке услуг // Вестник ГУУ. - 2019. - №4. - С. 23-28.

8. Клочко Е.Н., Зелинская М.В. Управление конкурентоспособностью современных организаций с помощью совершенствования системы ремонтного обслуживания // Вестник академии знаний. - 2019. - № 30 (1). - С. 102-107.

9. Мирошниченко М.А., Ковалёва А.С. Особенности формирования и развития конкурентных преимуществ компании в условиях становления экономики знаний // Вестник академии знаний. - 2019. - № 35 (6). - С. 138-146.

Sources:

1. Klochkov V.V. Organizational and economic basis for ensuring the competitiveness of high-tech industries: the example of aircraft engine building // Abstract of thesis for the degree of doctor econ. sciences. 2007 . - 323 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Batkovsky A.M., Efimova N.S., Khrustalyov E.Yu., Kalachanov V.D. Development of production assessment tools in high technology industries // Innovations in Management. 2019. No 1 (19). P. 4-11.

3. Bobkov A.A., Chernysheva G.N. Factors for assessing the competitiveness of aviation technology // Territory of Science. - 2016. - No. 6 - P. 3-8.

4. Zelentsova L.S., Tikhonov A.I., Shestakova E.V. Organizational and economic tools to ensure the competitiveness of the aircraft engine industry // Monograph. - M .: MAI; 2015 -160 p.

5. Kraev V.M., Tikhonov A.I. Ways to increase the competitiveness of aircraft engine enterprises // Monograph. - Stavropol: LOGOS. - 2019. -201 p.

6. Popova E.V. Methodology for assessing the competitiveness of complex technical products: On the example of aviation technology // Abstract of thesis. for the degree of cand. econ. sciences. 2006 .-- 154 p.

7. Akopyan D.V., Suvorov I.A. A comparative analysis of the concepts of "competitive stability" and "competitiveness" in

the services market // Vestnik GUU. - 2019. - No. 4. - P. 23-28.

8. Klochko E.N., Zelinskaya M.V. The competitiveness management of modern organizations by improving the system of

repair services // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2019 .-- No. 30 (1). - S. 102-107.

9. Miroshnichenko M.A., Kovaleva A.S. Features of the formation and development of competitive advantages of the com-

pany in the context of the formation of the knowledge economy // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2019 .-- No. 35 (6). - S.

138-146.

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-00043

А.И. Тихонов - заведующий кафедрой «Управление персоналом», к.т.н., Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), [email protected],

A.I. Tikhonov - Head of Department «Human Resource Management», Candidate of Technical Sciences, Moscow Aviation Institute (National Research University).

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ЗА СЧЕТ ОЦЕНКИ КАДРОВЫХ РИСКОВ ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF THE ENTERPRISE FOR THE ASSESSMENT OF PERSONAL RISKS

Аннотация. В статье приведено исследование автором понятийного аппарата и подходов к классификации кадровых рисков. На сегодняшний день продолжаются научные дискуссии на актуальные темы: определения кадрового риска и различных видов его проявления. Автор ставил своей целью показать целесообразность интеграционной оценки кадровых рисков в целях обеспечения экономической безопасности организации. Рассматривая деятельность современных промышленных предприятий, была выявлена явная зависимость конкурентоустойчивости компании от многочисленных вариантов воздействия внешней среды на работу ее сотрудников. Именно в персонале может находиться скрытый источник зарождения и развития рисков. Сами работники предприятия, в свою очередь, могут быть непосредственными объектами воздействия внешних и внутренних рисков. Проведенный организационно-экономический анализ показал, что это может отрицательно сказаться на результатах работы предприятия. В проведенной научно-исследовательской работе был использован собственный подход автора к классификации рисков при проведении их оценки на основе уже известных подходов интеграционных оценок вероятности возникновения рисков работы персонала. На основе разработанных шкал и опросных листов были опрошены эксперты промышленного предприятия, расположенного в Чувашии. В результате проведенной оценки уровня рисковости кадровой работы на промышленном предприятии, были сделаны выводы о необходимости развития системы управления рисками персонала.

Annotation. The article presents a study by the author of the conceptual apparatus and approaches to the classification of personnel risks. Today, scientific discussions on current topics continue: the definition of personnel risk and its various manifestations. The author aimed to show the feasibility of the integration assessment of personnel risks

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.