Научная статья на тему 'ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ КОНКУРЕНЦИИ / СТОРОНЫ КОНКУРЕНЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ / ФОРМЫ КОНКУРЕНЦИИ / ФУНКЦИИ КОНКУРЕНЦИИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / КОНКУРЕНТНЫЙ ПРОФИЛЬ / МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ / КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зверева Е.В., Блохин М.С.

В данном исследовании рассмотрены аспекты управления конкурентоспособностью организации. В статье представлены сущность конкуренции, ее значимость с точки зрения влияния внутренних и внешних факторов развития любой организации, стремление организаций в повышении конкурентоспособности в условиях изменяющегося строительного рынка и взаимодействия участников инвестиционно-строительной деятельности. Рассмотрены формы конкуренции и показатели конкурентной силы строительных организаций, а также методики определения конкурентоспособности организации с целью определения значимых критериев в оценке эффективности и достижения повышения показателей конкурентоспособности организаций в строительной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE COMPETITIVENESS OF A CONSTRUCTION ORGANIZATION

In this study, aspects of the organization’s competitiveness management are considered. The article presents the essence of competition, its significance from the point of view of the influence of internal and external factors in the development of any organization, the desire of organizations in improving competitiveness in the context of a changing construction market and the interaction of participants in investment and construction activities. Forms of competition and indicators of the competitive force of construction organizations, as well as the methods for determining the competitiveness of the organization in order to determine significant criteria in assessing the effectiveness and achieve increasing the competitiveness of organizations in the construction industry are considered.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Е.В. Зверева, канд. экон. наук, доцент М.С. Блохин, студент

Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I

(Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-3-2-14-17

Аннотация. В данном исследовании рассмотрены аспекты управления конкурентоспособностью организации. В статье представлены сущность конкуренции, ее значимость с точки зрения влияния внутренних и внешних факторов развития любой организации, стремление организаций в повышении конкурентоспособности в условиях изменяющегося строительного рынка и взаимодействия участников инвестиционно-строительной деятельности. Рассмотрены формы конкуренции и показатели конкурентной силы строительных организаций, а также методики определения конкурентоспособности организации с целью определения значимых критериев в оценке эффективности и достижения повышения показателей конкурентоспособности организаций в строительной отрасли.

Ключевые слова: конкуренция, показатели конкуренции, стороны конкуренции, конкурентоспособность организации, формы конкуренции, функции конкуренции строительной организации, конкурентный профиль, методика определения конкурентоспособности организации, конкурентное преимущество.

Современное общество характеризуется жесткой рыночной конкуренцией, в связи с чем, данная категория рассматривается как ведущий фактор успешной деятельности любой организации в изменяющихся рыночных условиях. Конкуренция, единственным мотивом которой является само стремление конкурировать, желание вытеснить кого-то из бизнеса, не слишком страшна. Опасаться следует конкурента, который постоянно стремится улучшить свой бизнес. Компании, которые растут за счет развития и совершенствования, не умирают. Но когда компания перестает задействовать творческий подход, когда считает, что уже достигла совершенства и нужно лишь продолжать производить дальше, не думая о развитии и совершенствовании, ей приходит конец. Проблема управления конкурентоспособностью актуальна по сей день, ибо руководство организации не в полной мере использует современные методы оценки конкурентоспособности и механизмы разработки кон-курентоустойчивых стратегий развития организации.

Теоретические исследования сущности «конкуренции», отражающей ее содержа-

ние и являющейся важной экономической категорией в деятельности любой организации, рассмотрены в работах многих отечественных ученых. Общепринятым в понятии конкуренции считается определение, отражающее состязание, борьбу между экономическими субъектами за рынки сбыта продукции, услуг с целью не только завоевания данных рынков, но и достижения более высоких показателей доходов, прибыли и рентабельности работы предприятия. В связи с этим, важно понимать достоинства и недостатки конкурентов, изучать их проблемы, тем самым обладать всей информацией для достижения увеличения показателей эффективности в отрасли, ибо конкурентоспособность характеризует способность конкретной организации опередить своих основных конкурентов при определенных рыночных условиях.

В условиях повышения позиций в конкурентной борьбе для каждой строительной организации неотъемлемой частью является сохранение и повышение собственной конкурентоспособности. Все большее число организаций ориентируется на достижение победы в конкуренции и добивается намеченных целей в результате

постоянных усилий менеджмента в осуществлении эффективной конкурентной стратегии развития и внедрения инновационных технологий в процесс производства. В последние годы на внутреннем строительном рынке происходят постоянные изменения, которые, в свою очередь, подталкивают компании к наращиванию ввода в эксплуатацию новых жилых, коммерческих и складских помещений. Большая часть производимой площади требует применения новых подходов к оценке уровня ее конкурентоспособности. В современной рыночной экономике основной задачей высшего управленческого звена строительной организации является постоянный контроль качества выпускаемой продукции при минимизации затрат. Конкурентное преимущество строительной организации является категорией динамической, ее изменение во времени обусловлено как внешними, так и внутренними факторами, значительная часть которых может рассматриваться в качестве управляемых параметров в повышении эффективности использования экономического потенциала организации. К ведущим показателям конкурентоспособности строительной организации можно отнести: качество и характеристики продукции; репутация строительной компании; производственные возможности, технологический уровень; продвижение продукции, маркетинг и реклама; финансовая устойчивость; относительное положение по издержкам; индивидуальность проекта; обслуживание потребителей и др. Строительная организация, имеющая наиболее наивысшую оценку по каждому показателю, имеет конкурентное преимущество. Масштаб таких преимуществ отражается разницей между оценкой строительной компании и оценками ее конкурентов. Взвешенные оценки по каждому показателю доминируют путем умножения показателя конкурентной силы на его дополнительный вес.

Различают следующие формы конкуренции строительной организации:

1. Внутрипроизводственная - это состязание между персоналом организации, ее структурными подразделениями по направлениям улучшения качества произ-

водимой продукции, снижения ресурсоем-кости.

2. Внутриотраслевая - это состязание между строительными организациями одной и той же отрасли, которые занимаются строительством различных зданий и сооружений, а именно: жилых домов, производственных зданий, автомобильных дорог и железнодорожных путей, школ, театров, бизнес-центров, гостиниц, мостов и др. объектов. Главным объединением строительных организаций является отрасль, в которой они выполняют работы по различным направлениям, отличаются высоким спросом и должны удовлетворять потребностям покупателя. В равной мере, немаловажным является снижение себестоимости, квалификация персонала, расширение и поиск новых рынков, индивидуальность проектов. В качестве примера можно привести деятельность таких компаний, как Самолет, ЛСР, Эталон, ПИК, SETLGROUP и Мегалит.

3. Межотраслевая - это агонистика между отраслями внутри рынка государства за наиболее эффективное использование ресурсного капитала, за выход на внешние рынки, с расчетом на увеличение получаемой прибыли и повышение репутации среди других строительных организаций.

4. Межгосударственная - это агонисти-ка между государством за рынки сбыта продукции, доступ к природным ресурсам, за интеллектуальные ресурсы и сферы влияния. В качестве примера можно привести компанию 1КЕА, которая является компанией мирового уровня, но при этом производство продукции на российском рынке осуществлялось за счет природных ресурсов и производственных мощностей национальной экономики.

Конкуренция непосредственно является рыночным явлением, охватывая всю структуру рыночных отношений - от производства продукции до ее сбыта. К ключевым функциям конкуренции строительной организации можно отнести следующие: выявление рыночной и общественной стоимости продукции; сведение конкретного труда к общественно-необходимому; оптимизация издержек производства; дифференциация масштабов доходов и

прибыли в соответствии с различиями эффективности производств. Рассмотрим некоторые методики определения конкурентоспособности организации:

1. SWOT-анализ - это анализ достоинств и недостатков строительной организации в конкурентной борьбе, демонстрирующий возможности и угрозы. Показатели конкурентного преимущества формируются по блокам: финансы, производство, корпоративная организация и управление, менеджмент и маркетинг, кадровый потенциал и технологии.

2. Методология оценивания конкурентоспособности организации на основе «4Р» основана на сравнительном анализе строительной организации и конкурентов по фундаментальным факторам: продукт, цена, продвижение на рынке и каналы сбыта. «4Р» образуется по заглавным буквам названия этих факторов на английском языке.

3. Методология оценивания конкурентоспособности строительной организации на основе Ламбена. Метод основан на сравнительной оценке конкурентного преимущества строительных компаний, действующий на товарном рынке. Конкурентоспособность формируется по шести критериям (индикаторам) по пятибалльной шкале. Коэффициент конкурентного преимущества определяется как отношение балльных оценок строительных компаний к балльным оценкам лидера. Лидер - это компания, получившая наивысшую суммарную балльную оценку, ей присваивается коэффициент, равный единице. Высокий уровень конкурентного преимущества устанавливается при коэффициенте от 0,9 до 1 баллов. Средний уровень конкурентного преимущества устанавливается при коэффициенте от 0,7 до 0,9. Низкий уровень конкурентного преимущества устанавливается при коэффициенте ниже 0,7 баллов.

4. Методология оценивания конкурентоспособности строительной организации, основанная на комплексном исследовании внутренней среды компании. Методика включает в себя два способа: определение перечня внутренних факторов и оценка их

влияния на эффективность и качество деятельности строительной организации, определение достоинств и недостатков в каждой из функциональных областей.

5. Матричная методология оценивания конкурентоспособности строительной организации была разработана Бостонской консалтинговой группой, общеприменимой для оценки конкурентного превосходства товаров, «стратегических единиц бизнеса» - сбытовая деятельность отдельных компаний и отраслей. Матрица Ансоффа -модель, которая описывает преимущественные стратегии роста строительных компаний на рынке. Модель также называют матрицей «товар - рынок», которая разделяется на четыре фундаментальных сегмента, а именно: существенный рынок и существенный продукт, существенный продукт и новый рынок, существенный рынок и новый продукт, новый рынок и новый продукт. Матрица МсК^еу - модель инструментального портфельного анализа, которая используется для создания стратегии развития каждой ассортиментной группы. Матрица конкурентных сил М. Портера - модель, построенная на основе конкурентной концепции стратегии: в диапазоне внимания компании стоит не только удовлетворение потребностей покупателей, но и конкурирующие силы рынка.

Таким образом, фундаментальное содержание конкуренции строительной организации - это приоритет потребителя, полное удовлетворение его потребностей, конкурентного превосходства продукции. Показатели конкурентной силы для различных строительных компаний неодинаковы, поскольку для одних важное значение имеет показатель значительно низких, чем у конкурентов, издержек, для других -имидж строительной компании, репутация. Каждый показатель конкурентной силы при данной системе оценки имеет краеугольный вес, его значение определяется в зависимости от важности данного показателя для формирования конкурентного успеха на рынке строительной отрасли.

Библиографический список

1. Мокроносов А. Г., Маврина И. Н. Конкуренция и конкурентоспособность: учебное пособие / А. Г. Мокроносов, И. Н. Маврина - Екатеринбург: Изд-ва Урал ун-та, 2014. -194 с.

2. Портер М. Конкурентное преимущество: как достичь результата и обеспечить его устойчивость. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 715 с.

3. Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью организации: учеб. пособие / Р. А. Фатхутдинов. - М.: ЭКСМО, 2005. - 544 с.

ASSESSMENT OF THE COMPETITIVENESS OF A CONSTRUCTION

ORGANIZATION

E.V. Zvereva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor M.S. Blokhin, Student

Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University (Russia, St. Petersburg)

Abstract. In this study, aspects of the organization's competitiveness management are considered. The article presents the essence of competition, its significance from the point of view of the influence of internal and external factors in the development of any organization, the desire of organizations in improving competitiveness in the context of a changing construction market and the interaction of participants in investment and construction activities. Forms of competition and indicators of the competitive force of construction organizations, as well as the methods for determining the competitiveness of the organization in order to determine significant criteria in assessing the effectiveness and achieve increasing the competitiveness of organizations in the construction industry are considered.

Keywords: competition, competition indicators, aspects of competition, organization's competitiveness, form of competition, competition functions of a construction organization, competitive profile, methodology for determining the competitiveness of the organization, competitive advantage.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.