Научная статья на тему 'ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ'

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
341
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КОМПАНИИ / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ФАКТОРЫ / ВЛИЯЮЩИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Игнатьева А.А., Половникова Н.А., Дмитриев М.В.

Оценка конкурентоспособности строительной компании и выработка мероприятий по ее повышению актуальна для всех участников строительного рынка. Инвестору она позволяет снизить риски невозврата капитала и повысить гарантии получения прибыли, поставщикам и подрядчикам знание уровня конкурентоспособности позволяет быть уверенными в платежеспособности предприятий, позволяет получить дополнительную прибыль, повысить производительность, эффективно использования свои ресурсов и успешно развиваться. Заказчик может быть уверен, что получит качественную строительную продукцию в указанные сроки и по договорной цене. В данной статье проведен анализ существующих методов оценки конкурентоспособности компании и выявлены факторы на нее влияющие. Учитывая важность оценки конкурентоспособности строительной компании для всех участников строительного рынка, предложено использовать для оценки конкурентоспособности критерии, используемые при выборе подрядчика при проведении конкурсных процедур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVENESS ASSESSMENT OF A CONSTRUCTION COMPANY

Assessment of the competitiveness of a construction company and the development of measures to improve it is relevant for all participants in the construction market. It allows the investor to reduce the risks of non-return of capital and increase the guarantees of profit, for suppliers and contractors, knowledge of the level of competitiveness allows them to be confident in the solvency of enterprises, allows them to get additional profit, increase productivity, use their resources efficiently and develop successfully. The customer can be sure that he will receive high-quality construction products within the specified time and at the agreed price. This article analyzes the existing methods for assessing the competitiveness of a company and identifies the factors influencing it. Taking into account the importance of assessing the competitiveness of a construction company for all participants in the construction market, it is proposed to use the criteria used to assess the competitiveness when choosing a contractor during competitive procedures.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ»

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ

А.А. Игнатьева, студент

Н.А. Половникова, канд. экон. наук, доцент

М.В. Дмитриев, студент

Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I

(Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-10-1-173-177

Аннотация. Оценка конкурентоспособности строительной компании и выработка мероприятий по ее повышению актуальна для всех участников строительного рынка. Инвестору она позволяет снизить риски невозврата капитала и повысить гарантии получения прибыли, поставщикам и подрядчикам знание уровня конкурентоспособности позволяет быть уверенными в платежеспособности предприятий, позволяет получить дополнительную прибыль, повысить производительность, эффективно использования свои ресурсов и успешно развиваться. Заказчик может быть уверен, что получит качественную строительную продукцию в указанные сроки и по договорной цене. В данной статье проведен анализ существующих методов оценки конкурентоспособности компании и выявлены факторы на нее влияющие. Учитывая важность оценки конкурентоспособности строительной компании для всех участников строительного рынка, предложено использовать для оценки конкурентоспособности критерии, используемые при выборе подрядчика при проведении конкурсных процедур.

Ключевые слова: конкурентоспособность; конкурентоспособность продукции; конкурентоспособность компании; методы оценки конкурентоспособности; факторы, влияющие на конкурентоспособность.

Оценка конкурентоспособности строительного предприятия помогает всем участникам строительного рынка, инвестору позволяет снизить риски невозврата капитала и повысить гарантии получения прибыли, поставщикам и подрядчикам знание уровня конкурентоспособности позволяет быть уверенными в платежеспособности предприятий. Заказчик может быть уверен, что получит качественную строительную продукцию в указанные сроки и по договорной цене.

Строительная организация, уделяющая внимание повышению конкурентоспособности, получает дополнительную прибыль, повышает производительность и эффективность использования ресурсов. Потребитель же с повышением конкурентоспособности получает более качственную строительную продукцию по меньшим ценам. Поэтому, в настоящее время, оценка конкурентоспособности строительных организаций весьма актуальна для всех участников строительного рынка.

Единого, общепринятого определения понятия конкурентоспособности, как и методики ее оценки в настоящее время не существует, что свидетельствует о важности, сложности и многогранности исследований в данной области.

Ученые исследуют конкурентоспособность разных объектов, это и конкурентоспособность товаров (продукции), и конкурентоспособность работника, конкурентоспособность компании и конкурентоспособность отрасли, а также конкурентоспособность страны в целом. Важно отметить многоуровневый характер конкурентоспособности.

При этом по мнению одних ученых выделяется три уровня:

1. конкурентоспособность на уровне фирмы (микроуровень);

2. конкурентоспособность на уровне отрасли (мезоуровень);

3. конкурентоспособность на уровне государства (макроуровень) [1].

Другие предлагают рассмотреть конкурентоспособность в виде пирамиды [2], отражая иерархию конкурентоспособности различных объектов и выделяя при это конкурентоспособность продукции, товара, предприятия (организации, фирмы), отрасли, региона (территории) и страны.

Не зависимо от этого объекта оценки, выделяют несколько неотъемлемых признаков конкурентоспособности как свойства, такие как: относительность (конкурентность); обусловленность; объективность; динамичность, т.е. важно при проведении оценки конкурентоспособности правильно выбрать базу для сравнения, необходимые критерии для ее оценки с учетом специфики рынка и помнить, что

конкурентоспособность - это не статическая величина.

На конкурентоспособность строительной компании оказывает большое количество факторов внешней и внутренней среды, причем степень влияния этих факторов различна и со временем может меняться. Установление и анализ факторов, влияющих на конкурентоспособность - важный момент в управлении современной организацией. Обеспечение эффективности этих процессов требует систематизации факторов конкурентоспособности, на рисунке 1 представлены факторы, влияющие на конкурентоспособность строительной компании.

Рис. 1. Факторы, влияющих на конкурентоспособность организации

При проведении оценки конкурентоспособности строительной компании могут быть использованы различные существующие методы оценки конкурентоспособности хозяйствующего субъекта, так как в настоящее время не существует единой общепризнанной методики. В последние годы исследователями активно осуществлялся поиск решения проблемных вопросов в области формирования и совершенствования методов оценки конкурентных позиций субъектов предпринима-

тельства в рыночной экономике, формирования конкурентного преимущества и оценки конкурентоспособности предприятий, оценки отраслевой и региональной конкурентоспособности и конкурентного преимущества предприятий, оценки конкурентоспособности ресурсного потенциала предприятия.

В таблица 1 приведен список методов оценки конкурентоспособности и их краткое описание.

Таблица 1. Классификация методов оценки конкурентоспособности компании

Метод оценки Характеристика

Тождественный Основан на способах определения уровня качества и (или) конкурентоспособности товара и отождествлении результатов оценки с конкурентоспособностью организации

Аналитический Основан на использовании аналитических зависимостей для определения оценочных показателей

Параметрический Основан на количественном и качественном описании оцениваемых свойств конкурентоспособности с использованием параметров и установлением взаимосвязей между оцениваемыми и сравниваемыми параметрами.

Экспертный Основан на учете мнении и суждений экспертов. Социологические и рейтинговые методы являются разновидностями данного метода.

Статистический Основан на сборе и обработке статистической информации для получения значений оценочных показателей

Комбинированный Основан на использовании сочетания различных методов (аналитического, параметрического, экспертного и др.)

Матричный Оценка основана на использовании матриц SWOT-анализа, Бостонской консалтинговой группы, МсКшеу и др.

Графический Основан на использовании графиков, как правило, многоугольных (шестиугольника, восьмиугольника, радара и т.п.)

«Теории эффективности» Основан на использовании комплексных показателей эффективности (производственные, финансовые, сбытовые) организаций-конкурентов

Интегральный Основан на использовании комплексного метода, объединяющего все оцениваемые показатели

Метод «бенчмаркинга» Главная цель бенчмаркинга - анализ качества и эффективности деятельности партнеров и внедрение их передовых приемов и методов в конкурентном соперничестве для достижения коммерческих успехов компании. Бенчмаркинг - это многофакторное сравнение своей компании или своего предложения на рынке с предложениями, которые делают успешно функционирующие компании-конкуренты. Фактически самый простой способ осуществить бенчмар-кинг - это составить некую таблицу, в которой выписывается анализируемая компания и определяются ее ключевые конкуренты, с которыми будет идти сравнение. Генерируется большой перечень параметров, по которым будет сравниваться компания с конкурентами. Таких параметров может быть любое количество: характеристика продукции, уровень сервиса, дизайн, упаковка, качество работы персонала, географическое покрытие, цены и другие. Далее нужно классифицировать эти параметры и определить приоритетность, какие из них будут наиболее критичными для клиента в выборе, а какие - наименее критичными, и расположить их в порядке убывания.

При этом, учитывая особенности получения заказов, большинством подрядных строительных компаний путем участия в конкурсных процедурах, для оценки конкурентоспособности помимо представленных в таблице могут быть использованы коэффициенты конкурентоспособности, связанные успешностью участия компании в них [3] и критерии, применяемые для выбора подрядчика при государственном заказе. Не менее важное значение при оценке конкурентоспособности строительной компании будет занимать и вопрос

оценки конкурентоспособности ее продукции, особенно это актуально для застройщиков. На наш взгляд, при оценке конкурентоспособности строительной продукции важными критериями являются стоимость продукции, соблюдение сроков строительства, качество, надёжность. При этом результаты оценки конкурентоспособности могут быть представлены как в табличной, так и графической форме, пример оценки конкурентоспособности продукции и компании графическим методом представлен на рисунках 2 и 3.

Рис. 2. Оценка конкурентоспособности продукции организаций

АО «ПИК-Индустрия»

Рис. 3. Многоугольник конкурентоспособности

В целом же стоит отметить, конкурентоспособность строительного предприятия - это реальная или потенциальная возможность в существующих для него условиях оказывать услуги по строительству объектов, которые по ценовым и неценовым характеристикам (качество, сроки производства работ) более привлекательны, чем услуги их конкурентов. То есть конкурентоспособность строительного предприятия - это способность производить строительную продукцию, отвечающую требованиям конкурентного рынка, запросам заказчиков (инвесторов) в сравнении с другими строительными предприятиями, представленными на рынке [4]. А процесс оценки конкурентоспособности

компании является достаточно сложным, на данный момент нет универсальной и общепризнанной методики оценки. Для оценки конкурентоспособности могут быть использованы различные методы, при этом как правила все методы не используются одновременно, так как процесс оценки сложный и трудоемкий, выбор методов оценки зависит от целей, для которых она проводится, а от правильности выбора методов оценки и точности ее проведения будет зависеть дальнейшая работа по разработке рекомендаций по повышению конкурентоспособности и эффективности использования конкурентного потенциала.

Библиографический список

1. Каштанова А.А. Подходы к оценке конкурентоспособности предприятия // Актуальные вопросы экономических наук. - 2016. - №50-2. - С. 95-103.

2. Машенцова Л. С. Многоугольник конкурентоспособности как оценка социально-экономического развития крупных городов // Вестник ВГУИТ. - 2016. - №2 (68). - С. 323326.

3. Половникова Н.А. Формирование механизмов повышения конкурентоспособности подрядного строительного предприятия: дис. ... канд. экон. наук. - СПб., 2003. - 162 c.

4. Половникова Н.А., Николихина С.А., Бурданова А.В. Влияние рисков на конкурентоспособность строительного предприятия в сфере жилищного строительства // Управление рисками в экономике: проблемы и решения. Труды научно-практической конференции с международным участием РИСК'Э-2018. Под редакцией С.Г. Опарина. - 2018. -С. 271-276

COMPETITIVENESS ASSESSMENT OF A CONSTRUCTION COMPANY A.A. Ignatieva, Student

N.A. Polovnikova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor M.V. Dmitriev, Student

Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University (Russia, St. Petersburg)

Abstract. Assessment of the competitiveness of a construction company and the development of measures to improve it is relevant for all participants in the construction market. It allows the investor to reduce the risks of non-return of capital and increase the guarantees of profit, for suppliers and contractors, knowledge of the level of competitiveness allows them to be confident in the solvency of enterprises, allows them to get additional profit, increase productivity, use their resources efficiently and develop successfully. The customer can be sure that he will receive high-quality construction products within the specified time and at the agreed price. This article analyzes the existing methods for assessing the competitiveness of a company and identifies the factors influencing it. Taking into account the importance of assessing the competitiveness of a construction company for all participants in the construction market, it is proposed to use the criteria used to assess the competitiveness when choosing a contractor during competitive procedures.

Keywords: competitiveness; product competitiveness; company competitiveness; competitiveness assessment methods; factors affecting the company's competitiveness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.