Научная статья на тему 'Оценка конкурентоспособности продукции угольной промышленности'

Оценка конкурентоспособности продукции угольной промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1138
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ОЦЕНКА / УГОЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ / УГОЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПОТРЕБИТЕЛЬ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬ / КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITIVENESS / EVALUATION / COAL PRODUCTION / COAL INDUSTRY / CONSUMER / PRODUCER / COMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сыздыкова Э. Ж., Сыздыкова Д. И., Ламбекова А. Н.

В статье рассмотрена проблема оценки конкурентоспособности продукции угольной промышленности, также предложена модель оценки конкурентоспособности продукции и описан каждый этап данной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF PRODUCT COMPETITIVENESS OF COAL INDUSTRY

The article deals with problem of assessing the competitiveness of the products of the coal industry, also suggested is the evaluation model of the competitiveness of products and the each step of the model is described.

Текст научной работы на тему «Оценка конкурентоспособности продукции угольной промышленности»

УДК 339.137(574)

Э.Ж. Сыздыкова

канд. экон. наук, доцент, кафедра бухгалтерского учета и аудита, Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова, г. Караганда, Казахстан

Д.И. Сыздыкова

магистр, ст. преподаватель, кафедра бухгалтерского учета и аудита, Карагандинский государственный университет им. Е. А. Букетова, г. Караганда, Казахстан

А.Н. Ламбекова

магистр, ст. преподаватель, кафедра бухгалтерского учета и аудита, Карагандинский государственный университет им. Е. А. Букетова, г. Караганда, Казахстан

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Аннотация. В статье рассмотрена проблема оценки конкурентоспособности продукции угольной промышленности, также предложена модель оценки конкурентоспособности продукции и описан каждый этап данной модели.

Ключевые слова: конкурентоспособность, оценка, угольная продукция, угольная промышленность, потребитель, производитель, конкуренция.

E.Zh. Syzdykova, Karaganda State University, Karaganda, Kazakhstan

D.I. Syzdykova, Karaganda State University, Karaganda, Kazakhstan

A.N. Lambekova, Karaganda State University, Karaganda, Kazakhstan

ASSESSMENT OF PRODUCT COMPETITIVENESS OF COAL INDUSTRY

Abstract. The article deals with problem of assessing the competitiveness of the products of the coal industry, also suggested is the evaluation model of the competitiveness of products and the each step of the model is described.

Keywords: competitiveness, evaluation, coal production, coal industry, consumer, producer, competition.

Угольная промышленность является важной составляющей по обеспечению потребности экономики в энергии. Республика Казахстан входит в десятку крупнейших производителей угля на мировом рынке, а среди стран СНГ занимает третье место по запасам, второе по добыче и первое место - по добыче угля на душу населения. Структура потребления угля непрерывно меняется, например, в последние годы отмечается снижение использования угля в бытовом секторе и на транспорте, при росте его использования на электростанциях, коксохимических заводах и в сельском хозяйстве. При этом в современных условиях развития экономики важно стремиться к качеству и конкурентоспособности угольной продукции. Конкуренция является движущей силой

развития общества, главным инструментом экономии ресурсов, повышения качества товаров и уровня жизни населения. Состязание товаропроизводителей развивает экономику, так как прекращают деятельность не отвечающие требованиям рынка предприятия и организации и остаются функционировать только конкурентоспособные.

В результате анализа литературных источников, посвященных проблемам оценки конкурентоспособности продукции, а также изучения годовых отчетов и технологических схем угольных предприятий Карагандинской области, можно сделать вывод, что наибольшее влияние на конкурентоспособность такой продукции оказывают следующие факторы [3]:

1. Качество продукции - является основным фактором, влияющим на конкурентоспособность угольной продукции. Наибольшим спросом среди угольных предприятий пользуется продукция наивысшего качества. Это объясняется тем обстоятельством, что угольщикам для выпуска востребованной на рынке продукции, а также снижения расходов на ее выпуск, необходимо получать сырье с повышенным уровнем чистоты. Следовательно, при оценке конкурентоспособности угольной продукции на первое место выходит фактор качества.

2. Транспортные расходы - также влияют на конкурентоспособность угольной продукции. Одной из проблем казахстанской угольной отрасли является географическая отдаленность производителей и потребителей угольной продукции.

3. Возможность комплексного использования угля. Учитывая тот факт, что на казахстанском рынке угля наблюдается низкая степень конкуренции ввиду значительной концентрации отрасли, при оценке конкурентоспособности угольной продукции особое значение имеет такой фактор, как комплексность использования сырья. Возможность комплексного использования сырья определяется также потребностью потенциальных потребителей и уровнем научно-технического прогресса. На наш взгляд, для производителей угольной продукции важное значение должен иметь фактор комплексного использования угля.

Учитывая вышеизложенное, предлагается модель, которая позволит оценить уровень конкурентоспособности угольной продукции предприятий посредством расчета трех показателей:

1. Рентабельность продукции. Данный показатель является наиболее важным, поскольку отражает размер прибыли, приходящейся на каждый тенге реализованной продукции. Рентабельность продукции является обобщающим показателем, который позволяет оценить величину полученной прибыли по отношению к затраченным производственным ресурсам, рассчитывается по формуле 1:

Р =-П-, (1)

г + З, +(Зы * к,)+(Зоб, * к)+v

где

Р - рентабельность ,-го вида готовой продукции, тг/тг;

П — валовая прибыль на единицу ,-го вида продукции, тг;

Звск - затраты на вскрышу, распределенные на себестоимость ,-го вида продук-

ции пропорционально выбранной в учетной политике базе распределения, тенге;

Зд - затраты на добычу /-го вида продукции, ;

За - затраты на агломерацию /-го вида продукции, тенге;

Зоб - затраты на обогащение /-го вида продукции, тенге;

Зпр - прочие затраты на единицу /-го вида продукции, тенге;

К1, К2 - поправочные коэффициенты, учитывающие степень обработки исходного угля:

• К1 = 1, если уголь подвергается агломерации, К1 = 0, если уголь не проходит стадии агломерации;

• К2 = 1 , если уголь проходит стадию обогащения, К2 = 1 , если обогащение угля не требуется.

Максимальное удовлетворение потребностей покупателей через величину прибыли находит свое отражение в числителе показателя. В знаменателе отражена величина полных затрат, понесенных предприятием для выпуска /-го вида продукции, или производственная себестоимость продукции. Согласно установившейся практике на угольных предприятиях применяется попередельный метод учета затрат. При данном методе прямые издержки производства формируются не по видам продукции, а по переделам. Отдельно исчисляется себестоимость продукции каждого передела, даже если речь идет о выпуске нескольких видов продукции. Косвенные расходы распределяются пропорционально установленным базам. Перечень переделов обуславливается особенностями технологического процесса [1 ].

2. Транспортные расходы зависят от вида используемого транспорта. В Казахстане доставка угольной продукции до конечного потребителя осуществляется посредством железнодорожного транспорта. Сумма транспортных расходов оговаривается в долгосрочных контрактах на поставку продукции.

В целях оценки влияния транспортных расходов на конкурентоспособность угольной продукции по формуле 2 рассчитывается их доля для каждого вида продукции.

Кт - доля транспортных расходов в оптовой цене /-го вида продукции, %;

Зт - затраты на транспортировку /-го вида продукции до конечного потребителя, установленные в контракте, тг /т.;

Цопт - оптовая цена /-го вида продукции, тг/т.

3. Коэффициент комплексного использования угля

Ф.Д. Ларичкиным в работе отмечается, что «наиболее обобщающим показателем уровня использования многокомпонентного сырья является коэффициент комплексности, рассчитываемый как отношение стоимости извлеченных в товарную продукцию ценных компонентов к их стоимости в сырье по тем же ценам» [2]. Показатель комплексного использования угля позволяет оценить возможный потенциал роста рентабельности продукции за счет увеличения массы прибыли, полученной от реализации

(2)

где

товарной продукции и, снижения расходов на первичных стадиях технологического процесса путем их распределения на несколько видов продукции (формула 3):

У Ц * K * K

= —-—-, (3)

У кС1 * Ц w

где

р - коэффициент комплексности;

Ц - цена z'-го полезного компонента в готовой продукции, тг.;

Ки - коэффициент извлечения i-го полезного компонента в готовую продукцию;

Кс - содержание i-го полезного компонента в исходном сырье.

В итоге модель оценки конкурентоспособности угольной продукции представляет собой следующую систему показателей:

1. Р, =-------> max [P > 20%].

г Зс,+зд1 + (Зы * K)+(зм * К)+з^ 1г J

з

2. Кт = —^ * 100% ® min [5% < Km < 40%].

Ц onmi

У Ц * K * K

3. р = ^±---iL ® 1.

У K, * Ц

Все показатели имеют характер различного направления: уровень рентабельности должен повышаться, расходы на транспорт должны стремиться к минимуму, коэффициент комплексности - стремится к единице. Для оценки конкурентоспособности угольной продукции вышеперечисленных показателей надо установить оптимальные значения.

Уровень рентабельности продукции имеет динамичный характер и должен стремиться к максимуму. Рентабельность отражает уровень прибыльности продукции, т.е. при каком объеме затрат суммы выручки будет достаточно для образования дохода. Изучение отчетности и стратегических проектов инновационного развития угольных предприятий выявило, что норма прибыли на единицу угольной продукции составляет 15-20%. Результаты анализа рентабельности угольной продукции позволили установить, что средний уровень рентабельности составляет 20%, т.е. за оптимальный предлагается принять уровень рентабельности продукции, равный 20%. Таким образом, при положительной динамике уровня рентабельности и его превышении оптимального значения, можно говорить о повышении конкурентоспособности оцениваемой продукции.

Путем проведения расчетов установлено, что доля транспортных расходов в оптовой цене продукции угольных предприятий составляет от 5 до 40%, таким образом в качестве оптимального уровня можно принять уровень транспортных расходов, не превышающий 40%. Наиболее удаленный пункт поставки будет соответствовать максимальному значению. В случае превышения доли транспортных расходов в оптовой цене продукции 40%, приведет к снижению конкурентоспособность этой продукции.

Коэффициент комплексности характеризуется как дополнительный показатель, дающий возможность судить о потенциале повышения рентабельности продукции

за счет роста массы прибыли путем выпуска новых видов продукции и снижения расходов на начальных стадиях производственного процесса через их перераспределение на несколько видов продукции. Практически любое минеральное сырье является комплексным. Экономическая целесообразность комплексного использования минерально-сырьевой базы определяется развитием научно-технического прогресса и запросами потребителей.

На предприятиях угольной отрасли в качестве направлений комплексного использования угля рассматриваются основные направления промышленного использования угля: производство электроэнергии, металлургического кокса, сжигание в энергетических целях, получение при химической переработке разнообразных (до 300 наименований) продуктов. Коэффициент комплексности должен стремиться к максимальному значению, т.е. к 100%. Если угольное предприятие комплексно использует имеющийся уголь, то это способствует повышению конкурентоспособности его продукции, если нет - то коэффициент комплексности в этом случае будет равен нулю, что отрицательно сказывается на возможности повышения рентабельности.

Таким образом, применение данной модели при проведении оценки конкурентоспособности угольной продукции позволит сделать следующий вывод: чем выше рентабельность продукции и ниже доля транспортных расходов в оптовой цене /-го вида продукции, тем выше конкурентоспособность данного вида продукции. Применение технологий комплексного использования сырья дает предприятию возможность повысить рентабельность продукции путем увеличения массы прибыли и снижения удельных постоянных затрат.

Полученные в результате расчетов значения рентабельности каждого вида продукции, выпускаемой угольными предприятиями, доли транспортных расходов в оптовой цене продукции, а также коэффициента комплексности, характеризующего степень полноты использования угольной базы предприятий, сведены в таблице 1.

Таблица 1 - Сводная оценка конкурентоспособности угольной продукции

Название продукции / показатель УД «Борлы» АО «Арселор-Миттал Темир-тау» АО «Казахстан Инвест Комир» ТОО «Шу-барколь Комир» ТОО «Комир -Куат»

Концентрат

Цена, дол/т 1 451,8 2 871,7 1 221,3 1 168,4 -

Доля транспортных расходов в оптовой 9,8-27,8 5,2-17,7 11,2 14,4 -

цене, %

Рентабельность, 0,23 0,83 0,38 0,07

дол/дол

При сравнении показателей, рассчитанных для продукции разных угольных предприятий Карагандинской области видно, что наиболее конкурентоспособным является концентрат АО «Казахстан Инвест Комир»: цена и транспортные расходы на низком уровне, показатель рентабельности гораздо выше, чем у прочих производителей данного вида угля.

АО «Казахстан Инвест Комир» комплексно использует угольную продукцию, обеспечивая, таким образом, резерв повышения рентабельности. Учитывая этот факт, в качестве одного из путей повышения конкурентоспособности продукции предлагается диверсификация производства и направлений поставок в сторону выпуска нескольких видов продукции и ориентации ее сбыта на внешний рынок.

В результате анализа показателей конкурентоспособности концентратов УД «Борлы» и АО «Арселлор Миттал» видно, что продукция АО «Арселлор Миттал» является более конкурентоспособной: уровень транспортных расходов ниже, а показатель рентабельности выше, чем у продукции УД «Борлы». Сравнение уровня рентабельности на доллар затрат показывает, что концентрат АО «Арселлор Миттал» (83 центов прибыли на доллар затрат) более конкурентоспособен, чем продукция УД «Борлы» (23 цента прибыли на доллар затрат).

При разработке направлений повышения конкурентоспособности продукции УД «Борлы» в качестве положительных моментов отмечено, что уровень затрат на производство концентрата на УД «Борлы» ниже, чем на АО «Арселлор Миттал» на 11% и есть резерв роста рентабельности благодаря комплексному использованию сырьевой базы. Отрицательным моментом является то, что продукция УД «Борлы» имеет худшие качественные характеристики, чем концентрат АО «Арселлор Миттал» (табл. 2).

Таблица 2 - Сравнение качественных характеристик угольных концентратов УД «Борлы» и АО «Арселлор Миттал»

Показатель УД «Борлы» АО «Арселлор Миттал»

Содержание витринита, % 60,0-66,0 68,0-70,0

Прочность получаемого кокса, % 13,0-10,09 4,54-2,63

Таким образом, одним из направлений повышения конкурентоспособности продукции УД «Борлы» является улучшение ее качества, а также расширение сбыта продукции в сторону увеличения экспортных поставок.

Список литературы:

1. Бернштейн А. С. и др. Математические методы и модели в финансовом планировании. - Киев: Наука, 2006.

2. Зайдель Х., Теммен Р. Основы учения об экономике: пер.с нем. - М.: Дело ЛТД, 2004. - 400 с.

3. Корченков Р.В. Экономическая оценка конкурентоспособности продукции железнорудных предприятий КМА. - СПб., 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.