РАЗДЕЛ 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СТАТИСТИКИ
Фокина Е.В.
ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ЕЕ УРОВНЯ
В современных условиях чрезвычайно актуальными для всех стран мирового хозяйства становятся проблемы повышения конкурентоспособности как самих хозяйствующих субъектов, так и создаваемых ими объектов (товаров или услуг).
Оценка конкурентоспособности является исходным пунктом мер, направленных на повышение ее уровня.
Общепринятой методики оценки конкурентоспособности предприятия в настоящий момент в России нет, но и в зарубежной, и в отечественной литературе уже накоплен значительный опыт в данной области.
Как правило, модель оценки КСП характеризуется тетрадой вида
а«, в, б>,
где I - набор частных оценочных показателей; а - вес показателей; в -способ нормирования оценок показателей; Б - способ их свертывания (агрегирования) [1].
Далее рассматривается подробнее каждый элемент данной тетрады применительно к модели оценки КСП, которую можно трактовать как оценку внутренней потенциальной конкуренто-
способности предприятия. Эта модель реализуется в рамках экспресс-методики определения стратегического положения предприятия [2].
Для формирования оценочных
балльных значений ац (г = 1, т, ] = 1, п)
показателей I используется метод экспертных качественных оценок, которым затем присваиваются баллы (таблица 2). Информационной базой здесь являются заполненные в электронном виде опросные листы «Анализ внутренней среды» (образец такого листа приведен в таблице 1). Степень объективности заполнения анкет руководством и топ-менеджерами предприятия вызывает определенные опасения, поэтому после получения результата необходимо рассчитать степень согласованности экспертов - коэффициент конкордации.
Определение весовых коэффициентов к оценочным показателям а осуществляется на основе метода прямого сравнения экспертами показателей по важности с использованием формализованной процедуры сбора и математической обработки информации.
Таблица 1. Анализ внутренней среды
Составляющие внутренней среды Важность фактора, в баллах от 10 до 1 Проявления фактора на предприятии
очень сильное сильное удовл. слабое очень слабое (от-сутст)
I. Организация
1. Эффективность организационной структуры предприятия 8
2.
Таблица 2. Перевод качественных оценок экспертов в баллы
Качественная Очень сильное Сильное Удовлетвори- Слабое Очень слабое
оценка тельное (отсутствует)
Количественная 5 4 3 2 1
оценка
Экспертам требуется в тех же опросных листах проставить балл важности показателя от 10 до 1 в порядке убывания их значимости. Затем рассчитывается вес каждого показателя в группе Лу как отношение важности
фактора Ъу (у = 1, р) к суммарному баллу группы, и веса групповых показателей Лк как среднее значение весовых коэффициентов показателей группы Вк (к = 1,7).
Метод нормирования в основан на взвешивании частных оценочных показателей путем перемножения оценок показателей и их весовых коэффициентов по каждой группе.
Для свертки (агрегирования) частных оценочных показателей Б применяется аддитивная модель
К = £ Лк х Л к , (1)
к = 1
где Лк — оценочные групповые показатели - индикаторы конкурентоспособности предприятия; Лк - весовые коэффициенты, показывающие вклад отдельных групповых показателей при формировании аддитивного интегрального показателя.
Достоинством аддитивной модели свертки является ее простота реализации и достоверность значений интегрального показателя в случаях нулевых значений единичных оценочных показателей.
Экономико-математическая модель оценки уровня конкурентоспособности предприятия, которая характеризует его внутренний потенциал, приведена на рисунке 1.
При получении оценки конкурентоспособности предприятия в приведенной модели не используются объективные показатели бухгалтерской отчетности, поэтому рекомендуется использовать данную методику в комплексе с другими, более объективными моделями получения оценки КСП.
Большинство показателей I, которые используются в процессе оценки конкурентоспособности предприятия, либо плохо поддаются количественному измерению, но вместе с тем оказываются хорошо понимаемыми на вербальном уровне в системе качественных оценок, либо представлены в различных единицах измерения, что также требует их перевода в систему качественных оценок. Таким образом, границы определения (степень проявления) показателей попадают в область так называемых «нечетких», или «размытых», множеств.
Размытое множество есть класс объектов, в котором может и не быть резкой границы между объектами, входящими и не входящими в этот класс [3]. Или математически: «Пусть Х множество (конечное или бесконечное) и х - элемент из Х.
Размытым множеством А на множестве Х называется совокупность пар вида (х, цА(х)), где х е Х и цА(х) -функция от х, принимающая значения от 0 до 1 и называемая функцией принадлежности нечеткому множеству А.
Значение функции цА(х) для конкретного элемента х называется степенью (уровнем) принадлежности этого элемента нечеткому множеству А»[4].
Усл. обознач.: г - номер эксперта; ] - номер фактора; т - количество экспертов; к - номер группы; р - количество факторов в группе; I - количество групп
Рис. 1. Экономико-математическая модель оценки уровня КСП
Постановка задачи
1 г
Формирование состава частных показателей, характеризующих деятельность предприятия
Разбивка показателей на группы (блоки)
1 f
Установление весовых коэффициентов значимости частных показателей в каждой группе
, b , где ^ = 1 Ъ" J = Р ' m lb J=1
Л r
Анализ, выводы, рекомендации
Ключевой проблемой при применении методов нечеткого математического программирования является построение функции принадлежности. Применительно к экономическим задачам построение функции принадлежности описано Недосекиным в работе [5].
Данный метод основан на построении трапециевидных функций. Принадлежность может быть описана и по-другому, например, в виде таблицы принадлежности. В случае с трапециевидной функцией принадлежности имеют место следующие правила: верхнее основание трапеции - абсолютная
принадлежность носителя данному классу; все за границами нижнего основания трапеции - абсолютная непринадлежность носителя выбранному классу; наклонные ребра - снижение (рост) уверенности эксперта в классификации. Метод применяется для перевода качественных оценок (выраженных посредством вербальных утверждений - лингвистических переменных) в количественные оценки и наоборот.
В качестве носителя лингвистической переменной определяют отрезок вещественной оси [0,1].
Лингвистическую переменную «Уровень фактора» с терм-множеством значений «Очень низкий, Низкий, Средний, Высокий, Очень высокий», определенную на 01-носителе, систему
из пяти соответствующих функций принадлежности трапециевидного типа (рис. 2), в совокупности с набором узловых точек а = (0.1, 0.3, 0.5, 0.7, 0.9), которые являются абсциссами максимумов соответствующих функций принадлежности на 01-носителе, называют стандартным пятиуровневым нечетким 01-классификатором. Если существует набор из г = 1,..., п отдельных факторов со своими текущими значениями хг, и каждому фактору сопоставлен свой пятиуровневый классификатор, то можно перейти от набора отдельных факторов к единому агрегированному фактору А, значение которого распознать впоследствии с помощью стандартного классификатора.
1,2 1
0,8 0,6 0,4 0,2 0
0 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 1
Рис. 2. Система трапециевидных функций принадлежности пятиуровневого классификатора
Количественное же значение агрегированного фактора определяется по формуле двойной свертки:
А = Т рг Та^ (х), (2)
где а)■ - узловые точки стандартного классификатора, рг - вес г-го фактора в свертке, - значение функции
принадлежности у-го качественного уровня относительно текущего значения г-го фактора. Далее показатель А может быть подвергнут распознаванию на основе стандартного нечеткого классификатора.
Рис.3. Система трапециевидных функций принадлежности четырехуровневого классификатора
Уровней в классификаторе может быть произвольное число, и все определяется лишь удобством моделирования. Так как в современных условиях развития бизнес а в России редкая фирма может характеризоваться очень высоким уровнем конкурентоспособности, есть смысл рассчитать функции принадлежности, например, для четырехуровневого классификатора (формулы 3-6). Тогда лингвистическая переменная «Уровень показателя» будет характеризоваться терм-множеством значений
«Низкий, Удовлетворительный, Хороший, Высокий».
Функции принадлежности для четырехуровневого классификатора представлены на рис.3.
Применение приведенной в статье модели оценки внутреннего потенциала
предприятия, а также распознавание полученных результатов с использованием теории нечетких множеств, иллюстрируются на примере фирмы КМС, занимающейся производством металлопла-стиковых конструкций и их установкой в г. Ейске Краснодарского края.
1,
0 < x < 0,25
10(0,35-x), 0,25<x < 0,35
^2(x) =
0,35 < x < 1
0 < x < 0,25
1,
0,35 < x < 0,45
Mx)
0,
0,
0,55 < x < 1 0 < x < 0,45
(3)
(4)
10(x-0,25), 0,25<x < 0,35
1 0(0,55 - х), 0,45 < х < 0,55
10(x-0,45), 0,45 < x < 0,55
1, 0,55 < x < 0,65
10(0,75-х), 0,65< х < 0,75
0, 0,75 < x < 1
(5)
(6)
0, 0 < x < 0,65
M4(x) = 10(x - 0,65), 0,65 < x < 0,75
1, 0,75 < x < 1
Результаты расчеты уровня конкурентоспособности фирмы КМС представлены в таблице 3 (см. ниже).
Для перевода количественных показателей оценки факторов внутренней среды, полученных в результате опроса экспертов с применением экспресс-методики, в качественные показатели уровня конкурентоспособности предприятия используется теория нечетких множеств. Для распознавания уровня факторов применяется четырехуровневый классификатор.
Конкурентоспособность предприятия (А) измеряется на основе следующих базовых факторов:
- организации - а^
- инноваций - а4;
- производства - а2;
- маркетинга - а5;
- финансов - а3;
- снабжения и сбыта - а6.
Всем перечисленным базовым факторам а; можно присвоить 01-носитель.
Так как эти факторы измерялись на основе пятибалльной шкалы, совершается переход к 01-носителю на основе простого линейного преобразования (табл. 4).
Количественная оценка интегрального показателя А проводится в рамках стандартной матричной схемы оценки (табл. 5.) (см. ниже).
Таблица 3. Оценка уровня внутренней конкурентоспособности фирмы КМС
Средний Сред- Взвешен-
Составляющие внутренней среды балл фактора (блока) няя оценка ная оценка фактора (блока)
I. Организация 8,00 3,52 0,62
Эффективность организационной структуры предприятия 7,67 3,33 0,46
Способность к гибкой адаптации в быстроменяющейся рыночной ситуации 9,00 4,00 0,64
Эффективность процессов найма, подготовки и продвижения всех рабочих 6,67 3,33 0,40
Уровень квалификации сотрудников 8,67 4,00 0,62
Заинтересованность сотрудников в развитии предприятия (мотивация) 9,33 4,00 0,67
Уровень удовлетворения работой 7,33 3,00 0,39
Наличие взаимодействия между отделами 7,33 3,00 0,39
Е 56,00 3,57
II. Производство 7,14 3,33 0,53
Уровень рентабельности производства 8,67 4,00 0,50
Эффективность использования производственных мощностей 7,33 3,33 0,35
Качество оборудования (в зависимости от степени износа) 6,33 3,67 0,33
Производительность оборудования в сравнении с конкурентами 6,33 3,33 0,30
Фондоотдача производства 6,00 3,00 0,26
Автоматизация производственных процессов 6,33 2,67 0,24
Качество выпускаемого товара 9,00 3,67 0,47
Эффективность производственного контроля над продукцией с целью по- 7,67 3,33 0,37
вышения качества и снижения цены
Наличие патентов и лицензий 5,00 2,67 0,19
Себестоимость продукции 7,00 3,67 0,37
Е 69,67 3,39
III. Финансы 6,80 3,33 0,50
Минимизация издержек 6,00 3,00 0,53
Доступность капитала 5,67 3,00 0,50
Финансовая устойчивость предприятия 7,00 3,67 0,75
Уровень прибыльности (инвестиционная привлекательность) 7,67 3,67 0,83
Способность обеспечивать финансирование в требуемом объеме, в кратчай- 7,67 3,33 0,75
шие сроки и по приемлемой стоимости
Е 34,00 3,36
IV. Инновации 7,11 2,78 0,44
Наличие уникальных технологий, недоступных конкурентам 6,33 2,33 0,35
Квалификация и опыт работников лабораторий и ученых 8,00 2,33 0,44
Качество лабораторий и научного оборудования 7,33 2,67 0,46
Частота внедрения новых продуктов и услуг на предприятии 6,67 3,00 0,47
Сроки окупаемости средств, вложенных в разработку новинок 7,00 3,33 0,55
Способность к поиску и внедрению конкурентоспособных базовых технологий 7,33 3,00 0,52
Е 42,67 2,77
V. Маркетинг 8,20 3,63 0,66
Рыночная доля 8,00 3,67 0,36
Продолжение таблицы 3
Оценка качества товаров и услуг потребителями 8,67 4,00 0,42
Известность марки 7,67 3,67 0,34
Степень приверженности потребителей к данной марке 8,67 4,00 0,42
Разработка качественного имиджа и желаемой репутации 8,67 3,33 0,35
Полнота ассортимента 8,33 3,33 0,34
Уровень цен 8,67 4,33 0,46
Эффективность маркетинговых исследований для выявления потребительского сегмента и потребностей 8,00 3,33 0,33
Способность определять конъюнктуру рынка новой продукции и потенциальные угрозы среды 8,00 3,33 0,33
Новые методы в продвижении товаров и рекламе 7,33 3,33 0,30
Е 82,00 3,64
VI. Снабжение и сбыт 8,00 3,43 0,61
Прочность материальной системы и системы управления запасами 8,67 3,67 0,40
Надежность каналов поставки сырья и материалов 8,67 4,00 0,43
Развитие альтернативных источников сырья для минимизирования зависимости от отдельного поставщика 7,33 2,67 0,24
Крепкие длительные отношения с надежными поставщиками 8,33 3,67 0,38
Эффективность применяемой модели сбыта 8,33 3,67 0,38
Ассортимент предлагаемых дополнительных услуг 7,00 2,67 0,23
Своевременность и эффективность перевозки конечных продуктов 8,00 3,67 0,37
Эффективность складского хранения конечной продукции 8,33 3,67 0,38
Соответствие гарантий и гарантийной политики 8,33 3,33 0,35
Способность представлять сменные детали и бюро ремонта 7,00 3,33 0,29
Е 80,00 3,46
Итоговая оценка 3,35
Таблица 4. Результаты опроса экспертов и переход к 01-носителю
Базовые факторы Важность фактора Вес фактора Оценка фактора Уровень фактора на 01-носителе
а1 Организация 8 0,177 3,57 0,71
а2 Производство 7,14 0,158 3,39 0,68
аэ Финансы 6,8 0,150 3,36 0,67
а4 Инновации 7,11 0,157 2,77 0,55
аз Маркетинг 8,2 0,181 3,64 0,73
а6 Снабжение и сбыт 8 0,177 3,46 0,69
Е 45,25 1
Таблица 5. Матрица для оценки интегрального показателя А.
Факторы Функции принадлежности для уровней составляющих факторов Значимости факторов
Низкий Удовлетворительный Хороший Высокий
Ц2 И* Ц4
а: Организация 0 0 0,5 0,5 0,177
а2 Производство 0 0 0,5 0,5 0,158
а3 Финансы 0 0 0,5 0,5 0,150
а4 Инновации 0 0 1 0 0,157
а5 Маркетинг 0 0 0,5 0,5 0,181
а6 Снабжение и сбыт 0 0 0,5 0,5 0,177
Узловые точки 0,2 0,4 0,6 0,8
Расчет применительно к данной таблице дает:
А = (0,6*0,5 + 0,8*0,5)*0,177 + (0,6*0,5 + 0,8*0,5)*0,158 + (0,6*0,5 + 0,8*0,5)*0,150 + 0,6*0,157 + (0,6*0,5 + 0,8*0,5)*0,181 + (0,6*0,5 + 0,8*0,5)*0,177 = 0,68.
Если использовать для определения уровня конкурентоспособности фирмы четырехуровневый классификатор, то «Уровень показателя» на 70% распознается как хороший и на 30% -как высокий.
Несмотря на обилие формул, использование приведенной в статье модели не требует значительных затрат времени и сил - все расчеты максимально упрощены, для обработки результатов анализа экспертами факторов внутренней среды может использоваться табличный процессор MS Excel. Приведенные в таблице 3 факторы внутренней среды в полной мере охватывают инновационную, маркетинговую, производственно-техническую, организационную и кадровую составляющие. Но число факторов можно изменить, если это потребуется. Применение же теории нечетких множеств облегчает понимание уровня конкурентоспособности предприятия: позволяет
определить, насколько хороша или плоха полученная оценка.
Библиографический список
¡.Ковалев В.А. Модели комплексной оценки конкурентоспособности промышленных организаций (На примере промышленности г. Москвы): диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.13. Москва, 2006. - 196 с.
2.Фокина Е.В. Развитие методических основ стратегического позиционирования предприятия // Вестник РГЭУ (РИНХ), № 3 (32), 2010 Ростов-н/Д, с. 116-127.
3.Левнер Е.В., Птускин A.C., Фридман A.A. Размытые множества и их применение. - М.: ЦЭМИ РАН, 1998.- 108 с.
4.Моделирование механизмов функционирования экономики России на современном этапе / Сборник статей под ред. В.З.Беленький. Выпуск 2. - М.: ЦЭМИ РАН, 1998. - 234 с.
5.Недосекин А.О. Методологические основы моделирования финансовой деятельности с использованием нечетко-множественных описаний: диссертация ... доктора экономических наук: 08.00.13. Санкт-Петербург, 2003. - 302
Стр^бСГ