Научная статья на тему 'Оценка конкурентоспособности предприятия и характеристика ее уровня'

Оценка конкурентоспособности предприятия и характеристика ее уровня Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
310
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВНУТРЕННЯЯ ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / НЕЧЕТКИЕ МНОЖЕСТВА / ТРАПЕЦИЕВИДНЫЕ ФУНКЦИИ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ / INTERNAL POTENTIAL COMPETITIVENESS OF THE ENTERPRISE / ECONOMIC-MATHEMATICAL MODEL / INDISTINCT SETS / TRAPEZOID FUNCTIONS OF AN ACCESSORY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фокина Елена Владимировна

В условиях глобализации мировой экономики важнейшим показателем результа-тивности производственно-хозяйственной деятельности предприятия является оценка его конкурентоспособности. Получив в процессе анализа количественную оценку кон-курентоспособности предприятия (КСП), необходимо разработать инструмент ее ин-терпретации. В статье приведена одна из моделей получения оценки КСП, и предложе-но использование теории нечетких множеств для распознавания ее уровня.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the conditions of economic globalisation the major indicator of effectiveness of the industrial-economic activity of the enterprise is the estimation of its competitiveness. Having received the quantitative estimation of competitiveness of the enterprise (CE) during the proc-ess of the analysis, it is necessary to devise the method of its interpretation. In the article one of models of reception of the estimation of CE is presented, and the use of the theory of indis-tinct sets for recognition of its level is offered.

Текст научной работы на тему «Оценка конкурентоспособности предприятия и характеристика ее уровня»

РАЗДЕЛ 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СТАТИСТИКИ

Фокина Е.В.

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ЕЕ УРОВНЯ

В современных условиях чрезвычайно актуальными для всех стран мирового хозяйства становятся проблемы повышения конкурентоспособности как самих хозяйствующих субъектов, так и создаваемых ими объектов (товаров или услуг).

Оценка конкурентоспособности является исходным пунктом мер, направленных на повышение ее уровня.

Общепринятой методики оценки конкурентоспособности предприятия в настоящий момент в России нет, но и в зарубежной, и в отечественной литературе уже накоплен значительный опыт в данной области.

Как правило, модель оценки КСП характеризуется тетрадой вида

а«, в, б>,

где I - набор частных оценочных показателей; а - вес показателей; в -способ нормирования оценок показателей; Б - способ их свертывания (агрегирования) [1].

Далее рассматривается подробнее каждый элемент данной тетрады применительно к модели оценки КСП, которую можно трактовать как оценку внутренней потенциальной конкуренто-

способности предприятия. Эта модель реализуется в рамках экспресс-методики определения стратегического положения предприятия [2].

Для формирования оценочных

балльных значений ац (г = 1, т, ] = 1, п)

показателей I используется метод экспертных качественных оценок, которым затем присваиваются баллы (таблица 2). Информационной базой здесь являются заполненные в электронном виде опросные листы «Анализ внутренней среды» (образец такого листа приведен в таблице 1). Степень объективности заполнения анкет руководством и топ-менеджерами предприятия вызывает определенные опасения, поэтому после получения результата необходимо рассчитать степень согласованности экспертов - коэффициент конкордации.

Определение весовых коэффициентов к оценочным показателям а осуществляется на основе метода прямого сравнения экспертами показателей по важности с использованием формализованной процедуры сбора и математической обработки информации.

Таблица 1. Анализ внутренней среды

Составляющие внутренней среды Важность фактора, в баллах от 10 до 1 Проявления фактора на предприятии

очень сильное сильное удовл. слабое очень слабое (от-сутст)

I. Организация

1. Эффективность организационной структуры предприятия 8

2.

Таблица 2. Перевод качественных оценок экспертов в баллы

Качественная Очень сильное Сильное Удовлетвори- Слабое Очень слабое

оценка тельное (отсутствует)

Количественная 5 4 3 2 1

оценка

Экспертам требуется в тех же опросных листах проставить балл важности показателя от 10 до 1 в порядке убывания их значимости. Затем рассчитывается вес каждого показателя в группе Лу как отношение важности

фактора Ъу (у = 1, р) к суммарному баллу группы, и веса групповых показателей Лк как среднее значение весовых коэффициентов показателей группы Вк (к = 1,7).

Метод нормирования в основан на взвешивании частных оценочных показателей путем перемножения оценок показателей и их весовых коэффициентов по каждой группе.

Для свертки (агрегирования) частных оценочных показателей Б применяется аддитивная модель

К = £ Лк х Л к , (1)

к = 1

где Лк — оценочные групповые показатели - индикаторы конкурентоспособности предприятия; Лк - весовые коэффициенты, показывающие вклад отдельных групповых показателей при формировании аддитивного интегрального показателя.

Достоинством аддитивной модели свертки является ее простота реализации и достоверность значений интегрального показателя в случаях нулевых значений единичных оценочных показателей.

Экономико-математическая модель оценки уровня конкурентоспособности предприятия, которая характеризует его внутренний потенциал, приведена на рисунке 1.

При получении оценки конкурентоспособности предприятия в приведенной модели не используются объективные показатели бухгалтерской отчетности, поэтому рекомендуется использовать данную методику в комплексе с другими, более объективными моделями получения оценки КСП.

Большинство показателей I, которые используются в процессе оценки конкурентоспособности предприятия, либо плохо поддаются количественному измерению, но вместе с тем оказываются хорошо понимаемыми на вербальном уровне в системе качественных оценок, либо представлены в различных единицах измерения, что также требует их перевода в систему качественных оценок. Таким образом, границы определения (степень проявления) показателей попадают в область так называемых «нечетких», или «размытых», множеств.

Размытое множество есть класс объектов, в котором может и не быть резкой границы между объектами, входящими и не входящими в этот класс [3]. Или математически: «Пусть Х множество (конечное или бесконечное) и х - элемент из Х.

Размытым множеством А на множестве Х называется совокупность пар вида (х, цА(х)), где х е Х и цА(х) -функция от х, принимающая значения от 0 до 1 и называемая функцией принадлежности нечеткому множеству А.

Значение функции цА(х) для конкретного элемента х называется степенью (уровнем) принадлежности этого элемента нечеткому множеству А»[4].

Усл. обознач.: г - номер эксперта; ] - номер фактора; т - количество экспертов; к - номер группы; р - количество факторов в группе; I - количество групп

Рис. 1. Экономико-математическая модель оценки уровня КСП

Постановка задачи

1 г

Формирование состава частных показателей, характеризующих деятельность предприятия

Разбивка показателей на группы (блоки)

1 f

Установление весовых коэффициентов значимости частных показателей в каждой группе

, b , где ^ = 1 Ъ" J = Р ' m lb J=1

Л r

Анализ, выводы, рекомендации

Ключевой проблемой при применении методов нечеткого математического программирования является построение функции принадлежности. Применительно к экономическим задачам построение функции принадлежности описано Недосекиным в работе [5].

Данный метод основан на построении трапециевидных функций. Принадлежность может быть описана и по-другому, например, в виде таблицы принадлежности. В случае с трапециевидной функцией принадлежности имеют место следующие правила: верхнее основание трапеции - абсолютная

принадлежность носителя данному классу; все за границами нижнего основания трапеции - абсолютная непринадлежность носителя выбранному классу; наклонные ребра - снижение (рост) уверенности эксперта в классификации. Метод применяется для перевода качественных оценок (выраженных посредством вербальных утверждений - лингвистических переменных) в количественные оценки и наоборот.

В качестве носителя лингвистической переменной определяют отрезок вещественной оси [0,1].

Лингвистическую переменную «Уровень фактора» с терм-множеством значений «Очень низкий, Низкий, Средний, Высокий, Очень высокий», определенную на 01-носителе, систему

из пяти соответствующих функций принадлежности трапециевидного типа (рис. 2), в совокупности с набором узловых точек а = (0.1, 0.3, 0.5, 0.7, 0.9), которые являются абсциссами максимумов соответствующих функций принадлежности на 01-носителе, называют стандартным пятиуровневым нечетким 01-классификатором. Если существует набор из г = 1,..., п отдельных факторов со своими текущими значениями хг, и каждому фактору сопоставлен свой пятиуровневый классификатор, то можно перейти от набора отдельных факторов к единому агрегированному фактору А, значение которого распознать впоследствии с помощью стандартного классификатора.

1,2 1

0,8 0,6 0,4 0,2 0

0 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 1

Рис. 2. Система трапециевидных функций принадлежности пятиуровневого классификатора

Количественное же значение агрегированного фактора определяется по формуле двойной свертки:

А = Т рг Та^ (х), (2)

где а)■ - узловые точки стандартного классификатора, рг - вес г-го фактора в свертке, - значение функции

принадлежности у-го качественного уровня относительно текущего значения г-го фактора. Далее показатель А может быть подвергнут распознаванию на основе стандартного нечеткого классификатора.

Рис.3. Система трапециевидных функций принадлежности четырехуровневого классификатора

Уровней в классификаторе может быть произвольное число, и все определяется лишь удобством моделирования. Так как в современных условиях развития бизнес а в России редкая фирма может характеризоваться очень высоким уровнем конкурентоспособности, есть смысл рассчитать функции принадлежности, например, для четырехуровневого классификатора (формулы 3-6). Тогда лингвистическая переменная «Уровень показателя» будет характеризоваться терм-множеством значений

«Низкий, Удовлетворительный, Хороший, Высокий».

Функции принадлежности для четырехуровневого классификатора представлены на рис.3.

Применение приведенной в статье модели оценки внутреннего потенциала

предприятия, а также распознавание полученных результатов с использованием теории нечетких множеств, иллюстрируются на примере фирмы КМС, занимающейся производством металлопла-стиковых конструкций и их установкой в г. Ейске Краснодарского края.

1,

0 < x < 0,25

10(0,35-x), 0,25<x < 0,35

^2(x) =

0,35 < x < 1

0 < x < 0,25

1,

0,35 < x < 0,45

Mx)

0,

0,

0,55 < x < 1 0 < x < 0,45

(3)

(4)

10(x-0,25), 0,25<x < 0,35

1 0(0,55 - х), 0,45 < х < 0,55

10(x-0,45), 0,45 < x < 0,55

1, 0,55 < x < 0,65

10(0,75-х), 0,65< х < 0,75

0, 0,75 < x < 1

(5)

(6)

0, 0 < x < 0,65

M4(x) = 10(x - 0,65), 0,65 < x < 0,75

1, 0,75 < x < 1

Результаты расчеты уровня конкурентоспособности фирмы КМС представлены в таблице 3 (см. ниже).

Для перевода количественных показателей оценки факторов внутренней среды, полученных в результате опроса экспертов с применением экспресс-методики, в качественные показатели уровня конкурентоспособности предприятия используется теория нечетких множеств. Для распознавания уровня факторов применяется четырехуровневый классификатор.

Конкурентоспособность предприятия (А) измеряется на основе следующих базовых факторов:

- организации - а^

- инноваций - а4;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- производства - а2;

- маркетинга - а5;

- финансов - а3;

- снабжения и сбыта - а6.

Всем перечисленным базовым факторам а; можно присвоить 01-носитель.

Так как эти факторы измерялись на основе пятибалльной шкалы, совершается переход к 01-носителю на основе простого линейного преобразования (табл. 4).

Количественная оценка интегрального показателя А проводится в рамках стандартной матричной схемы оценки (табл. 5.) (см. ниже).

Таблица 3. Оценка уровня внутренней конкурентоспособности фирмы КМС

Средний Сред- Взвешен-

Составляющие внутренней среды балл фактора (блока) няя оценка ная оценка фактора (блока)

I. Организация 8,00 3,52 0,62

Эффективность организационной структуры предприятия 7,67 3,33 0,46

Способность к гибкой адаптации в быстроменяющейся рыночной ситуации 9,00 4,00 0,64

Эффективность процессов найма, подготовки и продвижения всех рабочих 6,67 3,33 0,40

Уровень квалификации сотрудников 8,67 4,00 0,62

Заинтересованность сотрудников в развитии предприятия (мотивация) 9,33 4,00 0,67

Уровень удовлетворения работой 7,33 3,00 0,39

Наличие взаимодействия между отделами 7,33 3,00 0,39

Е 56,00 3,57

II. Производство 7,14 3,33 0,53

Уровень рентабельности производства 8,67 4,00 0,50

Эффективность использования производственных мощностей 7,33 3,33 0,35

Качество оборудования (в зависимости от степени износа) 6,33 3,67 0,33

Производительность оборудования в сравнении с конкурентами 6,33 3,33 0,30

Фондоотдача производства 6,00 3,00 0,26

Автоматизация производственных процессов 6,33 2,67 0,24

Качество выпускаемого товара 9,00 3,67 0,47

Эффективность производственного контроля над продукцией с целью по- 7,67 3,33 0,37

вышения качества и снижения цены

Наличие патентов и лицензий 5,00 2,67 0,19

Себестоимость продукции 7,00 3,67 0,37

Е 69,67 3,39

III. Финансы 6,80 3,33 0,50

Минимизация издержек 6,00 3,00 0,53

Доступность капитала 5,67 3,00 0,50

Финансовая устойчивость предприятия 7,00 3,67 0,75

Уровень прибыльности (инвестиционная привлекательность) 7,67 3,67 0,83

Способность обеспечивать финансирование в требуемом объеме, в кратчай- 7,67 3,33 0,75

шие сроки и по приемлемой стоимости

Е 34,00 3,36

IV. Инновации 7,11 2,78 0,44

Наличие уникальных технологий, недоступных конкурентам 6,33 2,33 0,35

Квалификация и опыт работников лабораторий и ученых 8,00 2,33 0,44

Качество лабораторий и научного оборудования 7,33 2,67 0,46

Частота внедрения новых продуктов и услуг на предприятии 6,67 3,00 0,47

Сроки окупаемости средств, вложенных в разработку новинок 7,00 3,33 0,55

Способность к поиску и внедрению конкурентоспособных базовых технологий 7,33 3,00 0,52

Е 42,67 2,77

V. Маркетинг 8,20 3,63 0,66

Рыночная доля 8,00 3,67 0,36

Продолжение таблицы 3

Оценка качества товаров и услуг потребителями 8,67 4,00 0,42

Известность марки 7,67 3,67 0,34

Степень приверженности потребителей к данной марке 8,67 4,00 0,42

Разработка качественного имиджа и желаемой репутации 8,67 3,33 0,35

Полнота ассортимента 8,33 3,33 0,34

Уровень цен 8,67 4,33 0,46

Эффективность маркетинговых исследований для выявления потребительского сегмента и потребностей 8,00 3,33 0,33

Способность определять конъюнктуру рынка новой продукции и потенциальные угрозы среды 8,00 3,33 0,33

Новые методы в продвижении товаров и рекламе 7,33 3,33 0,30

Е 82,00 3,64

VI. Снабжение и сбыт 8,00 3,43 0,61

Прочность материальной системы и системы управления запасами 8,67 3,67 0,40

Надежность каналов поставки сырья и материалов 8,67 4,00 0,43

Развитие альтернативных источников сырья для минимизирования зависимости от отдельного поставщика 7,33 2,67 0,24

Крепкие длительные отношения с надежными поставщиками 8,33 3,67 0,38

Эффективность применяемой модели сбыта 8,33 3,67 0,38

Ассортимент предлагаемых дополнительных услуг 7,00 2,67 0,23

Своевременность и эффективность перевозки конечных продуктов 8,00 3,67 0,37

Эффективность складского хранения конечной продукции 8,33 3,67 0,38

Соответствие гарантий и гарантийной политики 8,33 3,33 0,35

Способность представлять сменные детали и бюро ремонта 7,00 3,33 0,29

Е 80,00 3,46

Итоговая оценка 3,35

Таблица 4. Результаты опроса экспертов и переход к 01-носителю

Базовые факторы Важность фактора Вес фактора Оценка фактора Уровень фактора на 01-носителе

а1 Организация 8 0,177 3,57 0,71

а2 Производство 7,14 0,158 3,39 0,68

аэ Финансы 6,8 0,150 3,36 0,67

а4 Инновации 7,11 0,157 2,77 0,55

аз Маркетинг 8,2 0,181 3,64 0,73

а6 Снабжение и сбыт 8 0,177 3,46 0,69

Е 45,25 1

Таблица 5. Матрица для оценки интегрального показателя А.

Факторы Функции принадлежности для уровней составляющих факторов Значимости факторов

Низкий Удовлетворительный Хороший Высокий

Ц2 И* Ц4

а: Организация 0 0 0,5 0,5 0,177

а2 Производство 0 0 0,5 0,5 0,158

а3 Финансы 0 0 0,5 0,5 0,150

а4 Инновации 0 0 1 0 0,157

а5 Маркетинг 0 0 0,5 0,5 0,181

а6 Снабжение и сбыт 0 0 0,5 0,5 0,177

Узловые точки 0,2 0,4 0,6 0,8

Расчет применительно к данной таблице дает:

А = (0,6*0,5 + 0,8*0,5)*0,177 + (0,6*0,5 + 0,8*0,5)*0,158 + (0,6*0,5 + 0,8*0,5)*0,150 + 0,6*0,157 + (0,6*0,5 + 0,8*0,5)*0,181 + (0,6*0,5 + 0,8*0,5)*0,177 = 0,68.

Если использовать для определения уровня конкурентоспособности фирмы четырехуровневый классификатор, то «Уровень показателя» на 70% распознается как хороший и на 30% -как высокий.

Несмотря на обилие формул, использование приведенной в статье модели не требует значительных затрат времени и сил - все расчеты максимально упрощены, для обработки результатов анализа экспертами факторов внутренней среды может использоваться табличный процессор MS Excel. Приведенные в таблице 3 факторы внутренней среды в полной мере охватывают инновационную, маркетинговую, производственно-техническую, организационную и кадровую составляющие. Но число факторов можно изменить, если это потребуется. Применение же теории нечетких множеств облегчает понимание уровня конкурентоспособности предприятия: позволяет

определить, насколько хороша или плоха полученная оценка.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

¡.Ковалев В.А. Модели комплексной оценки конкурентоспособности промышленных организаций (На примере промышленности г. Москвы): диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.13. Москва, 2006. - 196 с.

2.Фокина Е.В. Развитие методических основ стратегического позиционирования предприятия // Вестник РГЭУ (РИНХ), № 3 (32), 2010 Ростов-н/Д, с. 116-127.

3.Левнер Е.В., Птускин A.C., Фридман A.A. Размытые множества и их применение. - М.: ЦЭМИ РАН, 1998.- 108 с.

4.Моделирование механизмов функционирования экономики России на современном этапе / Сборник статей под ред. В.З.Беленький. Выпуск 2. - М.: ЦЭМИ РАН, 1998. - 234 с.

5.Недосекин А.О. Методологические основы моделирования финансовой деятельности с использованием нечетко-множественных описаний: диссертация ... доктора экономических наук: 08.00.13. Санкт-Петербург, 2003. - 302

Стр^бСГ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.