Научная статья на тему 'ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИИ (НА ПРИМЕРЕ ПАО «МЕГАФОН»)'

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИИ (НА ПРИМЕРЕ ПАО «МЕГАФОН») Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
988
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / СТРАТЕГИИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ / КОМПАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коваленко М.С., Половникова Н.А.

Оценка конкурентоспособности компании и выработка мероприятий по ее повышению весьма актуальны для всех участников рынка. Компании, уделяющие внимание вопросам оценки и повышения конкурентоспособности, получают дополнительную прибыль, повышают производительность и эффективность использования своих ресурсов и успешно развиваются. В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с оценкой конкурентоспособности и методы, применяемые для ее проведения. Для более глубоко изучения вопроса в статье проведен анализ оценки конкурентоспособности ПАО «Мегафон», с использованием ряда методов. В ходе проведенного анализа было выявлено, что компания занимает лидирующую позицию по зоне покрытия и второе место по выручке и количеству абонентов сотовой связи, охватывает все большее количество потребителей на рынке и строит свой бизнес на максимальном удовлетворении потребностей пользователей, честной конкуренции и информационной открытости. Все это позволяет ей достичь одного из важных конкурентных преимуществ, путем сотрудничества с «Российскими железными дорогами» в области информационной безопасности, внедрения технологий интернета, импортозамещения цифровых решений и развития услуг технологической и корпоративной связи, в том числе совместную разработку, пилотирование и реализацию проектов в области интернета вещей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE COMPANY'S COMPETITIVENESS (USING THE EXAMPLE OF MEGAFON)

The assessment of the company's competitiveness and the development of measures to improve it are very relevant for all market participants. Companies that pay attention to the issues of evaluation and improving competitiveness receive additional profits, increase productivity and efficiency of using their resources and develop successfully. This article discusses issues related to the assessment of competitiveness and the methods used for its implementation. For a more in-depth study of the issue, the article analyzes the assessment of the competitiveness of Megafon, using a number of methods. During the analysis, it was revealed that the company occupies a leading position in terms of coverage area and second place in terms of revenue and the number of cellular subscribers, covers an increasing number of consumers in the market and builds its business on maximum satisfaction of user needs, fair competition and information openness. All this allows it to achieve one of the important competitive advantages through cooperation with Russian Railways in the field of information security, the introduction of Internet technologies, import substitution of digital solutions and the development of technological and corporate communication services, including joint development, piloting and implementation of projects in the field of the Internet of Things.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИИ (НА ПРИМЕРЕ ПАО «МЕГАФОН»)»

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИИ (НА ПРИМЕРЕ

ПАО «МЕГАФОН»)

М.С. Коваленко, студент

Н.А. Половникова, канд. экон. наук, доцент

Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I

(Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-9-89-93

Аннотация. Оценка конкурентоспособности компании и выработка мероприятий по ее повышению весьма актуальны для всех участников рынка. Компании, уделяющие внимание вопросам оценки и повышения конкурентоспособности, получают дополнительную прибыль, повышают производительность и эффективность использования своих ресурсов и успешно развиваются. В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с оценкой конкурентоспособности и методы, применяемые для ее проведения. Для более глубоко изучения вопроса в статье проведен анализ оценки конкурентоспособности ПАО «Мегафон», с использованием ряда методов. В ходе проведенного анализа было выявлено, что компания занимает лидирующую позицию по зоне покрытия и второе место по выручке и количеству абонентов сотовой связи, охватывает все большее количество потребителей на рынке и строит свой бизнес на максимальном удовлетворении потребностей пользователей, честной конкуренции и информационной открытости. Все это позволяет ей достичь одного из важных конкурентных преимуществ, путем сотрудничества с «Российскими железными дорогами» в области информационной безопасности, внедрения технологий интернета, импортозамещения цифровых решений и развития услуг технологической и корпоративной связи, в том числе совместную разработку, пилотирование и реализацию проектов в области интернета вещей.

Ключевые слова: конкурентоспособность, методы оценки конкурентоспособности, стратегии повышения конкурентоспособности, технологический суверенитет, компания.

Термин «конкурентоспособность» можно встретить как на макроэкономическом, так и микроэкономическом уровне, он многогранен и как экономическое явления прочно вошел в сферу экономики, занял важное место в исследованиях зарубежных и отечественных ученых. При этом не существует единого универсального определения, по мнению ученых все зависит от объекта или предмета, к которому он применяется. В тоже время отсутствие однозначной трактовки самого понятия «конкурентоспособность», рассматриваемых методов оценки и путей повышения конкурентоспособности в исследованиях зарубежных и российских ученых не снижает всеобщее признание значимости проблемы конкурентоспособности для теории и практики. Повышение конкурентоспособности национальной экономики и ее

хозяйствующих субъектов является важной стратегической задачей. Чтобы занять своем место на рынке и активно развиваться, компании вынуждены заниматься исследованием состояния рынка, вопросами конкуренции на данном рынке, исследованием конкурентоспособности своей и конкурентов. Только постоянная работа по управлению конкурентоспособностью компании позволяет ей эффективно использовать свой конкурентный потенциал для успешной работы.

Конкурентоспособность компании рассматривается как совокупность ее основных характеристик, которыми являются потенциал организации, условия внешней и внутренней среды, способствующие созданию уникального продукта.

Оценка конкурентоспособности компании представляет собой тщательный ана-

лиз технологических, производственных, финансовых и маркетинговых возможностей компании; определяет потенциальные возможности компании и меры, которые стоит предпринять для сохранения и улучшения своих позиций в том или ином секторе рынка.

В последние годы исследователями активно осуществлялся поиск решения проблемных вопросов в области формирования и совершенствования методов оценки конкурентных позиций субъектов предпринимательства в рыночной экономике [1, 2], формирования конкурентного преимущества и оценки конкурентоспособности предприятий [3, 4], оценки отраслевой и региональной конкурентоспособности [5, 6] и конкурентного преимущества предприятий [7, 8], оценки конкурентоспособности ресурсного потенциала предприятия [9].

Для выявления сильных и слабых сторон компании, возможностей и угроз используется SWOT-анализ, который в дальнейшем, с их учетом, позволит разработать

Для анализа конкурентоспособности предприятия применяют различные методы, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы, в целом все основные методы оценки конкурентоспособности можно свести к следующим группам: матричные, сравнительные, коэффициентные, графические.

Рассмотрим применение некоторых из них на примере компании -ПАО «МегаФон». Компания представляет широкий спектр услуг мобильной и местной связи, кабельного цифрового телевидения, мобильного и широкополосного доступа в интернет, системы видеонаблюдения и активно развивается в сфере цифровых технологий. Основные главными конкурентами компании являются ПАО «МТС» и ПАО «ВымпелКом». Результаты сравнительного анализа представим в таблице 1.

рекомендации по повышению конкурентоспособности компании.

SWOT-анализ ПАО «МегаФон» представлен в таблице 2.

Таблица 2. SWOT-анализ ПАО «МегаФон»

Сильные стороны Слабые стороны

1.Большая зона покрытия 2.Гибкая тарифная политика 3.Лояльность клиентов 1.Высокие цены 2.Сложность тарифных планов 3.Плоха система справочного сервиса 4.Большие издержки на обслуживание сети

Возможности Угрозы

1.Снижение уровня конкуренции 2.Повышение уровня доходов населения 3.Рост спроса на доп. услуги 1.Снижение цены у конкурентов 2.Расширение зоны покрытия у конкурентов 3.Увеличения числа конкурентов

Таблица 1. С

завнительныи анализ предлагаемых услуг

Критерий Мегафон МТС

Тарифные планы В разнообразии решений для доступа к всемирной паутине безусловным лидером является Мегафон. Здесь представлены полноценные линейки для смартфонов и планшетов, включая ряд дополнительных опций и инте-граций с популярными сервисами Мобильные ТелеСистемы позволяют активировать дополнительные подписки и функции на уже действующие линейки ТП. Также в качестве огромного преимущества можно выделить наличие полноценного безлимита в высокой скоростью

Зона покрытия Функция беспроводной передачи данных доступна во всех регионах обслуживания. С подробными спецификациями можно ознакомиться на соответствующей странице официального сайта В результате многочисленных синтетических тестов цифры указывают на то, что интернет быстрее у МТС в некоторых регионах, что стоит учитывать при оформлении договора обслуживания

Стоимость обслуживания Данный параметр остается на конкурентоспособном уровне у обоих представителей. Выбор зависит исключительно от ваших потребностей для комфортной повседневной работы

Как видно из таблицы 2 недостатком компании выступает высокая стоимость, а также сложность и непонятность тарифных планов для абонентов.

Самой известной маркетинговой моделью описания конкуренции на рынке, представленных в отечественной и зарубежной литературе является модель Пять сил конкуренции Портера. Рассмотрев направление деятельности

ПАО «Мегафон» при помощи 5-факторной модели анализа конкуренции М. Портера, можно сделать вывод, что наиболее важной и влияющей силой отраслевой конкуренции для ПАО «МегаФон» является -власть потребителей.

Еще один важный момент - конкуренция между существующими компаниями. Остальные три силы, хотя и влияют на конкуренцию в рассматриваемом секторе, но не столь значительны по сравнению с двумя упомянутыми выше.

Следовательно, основная стратегия компании - борьба за потребителя.

Для более наглядного представления сравнения компании ПАО «МегаФон» с ее основными конкурентами построим многоугольник конкурентоспособности.

Многоугольник конкурентоспособности изображен на рисунке 1.

Рис. 1. Многоугольник конкурентоспособности ПАО «МегаФон»

Согласно представленному на рисунке 1. Многоугольнику видно, что компания ПАО «МегаФон» опережает своих конкурентов по такому показателю широта ассортимента, и занимает второе место по

количеству абонентов. Слабые стороны -рынок присутствия и среднемесячная выручка на абонента.

Конкурентные преимущества компании представим в виде таблицы 3.

Таблица 3. Конкурентные преимущества компании ПAO «МегаФон»

Цифровая экосистема ПЛО «МегаФон» обладает наилучшей позицией для создания крупной цифровой экосистемы в России, которую будут использовать цифровые клиенты. В результате сделки с Mail.RuGroup «МегаФон» получил доступ к большей части пользователей Runeta и к компетенции развития и монетизации цифровых услуг. Партнерства телекоммуникационной и интернет компании такого масштаба нет нигде в мире. Это дает нам бесспорное конкурентное преимущество на телеком-рынке. Мы также будем создавать партнерства с глобальными цифровыми брендами.

Инфраструктура На основе созданного технологического преимущества «МегаФон» выстраивает лидерство в цифровых услугах для клиента. Наша задача — к 2Q2Q году стать выбором №1 среди цифровых клиентов по ощутимому качеству связи. Мы продолжим быть технологическими новаторами, используя четырехкратное преимущество в спектре в ключевом для развития 5G диапазоне 26QQ МГц, а также лидерство по количеству базовых станций.

«Первая башенная компания» «МегаФон» энергично реализует проекты повышения операционной эффективности: создана «Первая башенная компания», в которую выделена башенная инфраструктура с возможностью ее последующей продажи, поддерживающие функции объединены в Общем центре обслуживания «ПИКТД», создана платформа «Единого биллинга».

Модель управления «МегаФон» переходит к новой модели управления Для реализации новой стратегии управление бизнесом и процессами было централизовано в Головном Офисе. Одновременно мы перешли на кластерную модель управления регионами, где для каждого кластера будет разработана своя бизнес-стратегия. Это позволило повысить операционную гибкость и увеличить скорость принятия локальных решений. Для исполнения стратегии мы внедряем новые компетенции: развиваем «Управление ценностью клиентов» (Customer Value Management), переходим к управлению процессами на основе анализа Больших данных, усиливаем эффективность проектных команд.

В целом же оценивая конкурентоспособность компании ПАО «Мегафон» можно сказать, что мобильная сеть в настоящее время охватывает все больше потребителей на рынке. «МегаФон» строит свой бизнес на максимальном удовлетворении потребностей пользователей, честной конкуренции и информационной открытости. Занимает лидирующую позицию по зоне покрытия, и занимает второе место по выручке и количеству абонентов сотовой связи.

Для ПАО «МегаФон» слабыми сторонами являются:

- цена на услуги;

- сервисное обслуживание;

- слабая рекламная компания;

- проблемы внедрения 5G.

Основной ее стратегией является стратегия концентрации и сосредоточения своих усилий на обслуживании корпоративных клиентов, что позволяет ей достичь одного из важных конкурентных преимуществ, путем сотрудничества с «Российскими железными дорогами» в области информационной безопасности, внедрения технологий интернета, им-портозамещения цифровых решений и развития услуг технологической и корпоративной связи, в том числе совместную разработку, пилотирование и реализацию проектов в области интернета вещей.

Библиографический список

1. Kamila Zelga. The importance of competition and enterprise competitiveness // World Scientific News. - 2017. - №72. - С. 301-306.

2. Асаул, А.Н. Оценка конкурентных позиций субъектов предпринимательской деятельности / А.Н. Асаул, Х.С. Абаев, Д.А. Гордеев; под ред. д.э.н., профессора, А.Н. Асаула. - СПб: АНО «ИПЭВ», 2007.

3. Оценка конкурентоспособности строительного предприятия / А.Н. Плотников, М.А. Шуваев // М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Саратовский гос. технический ун-т. - Саратов: КУБиК, 2010. - 143 с.

4. Половникова Н.А., Николихина С.А., Бурданова А.В. Влияние рисков на конкурентоспособность строительного предприятия в сфере жилищного строительства // В сборнике: Управление рисками в экономике: проблемы и решения. Труды научно-практической конференции с международным участием РИСКЭ-2018. - 2018. - С. 271-276

5. Акулич О.В. Теория и методы оценки отраслевой конкурентоспособности / М-во образования и науки Российской Федерации, Байкальский гос. ун-т экономики и права. -Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2011. - 271 с.

6. Polovnikova N.A., Chepachenko N.V., Yudenko M.N. Study and Evaluation of the Competitiveness Potential of the Organizations in the Construction Industry// Materials Science Forum. - 2018. - Vol. 931. - P. 1178-1181. DOI: 10.4028/www.scientific.net/MSF.931.1178

7. Береговая И.Б. Система оценки конкурентоспособности предприятий: сущность и методология формирования: монография / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Оренбургский гос. ин-т менеджмента». - Оренбург: ФГБОУ ВПО «ОГИМ», 2011. -149 с.

8. Дружникова Е.П. Формирование и оценка потенциала конкурентоспособности на основе резервов экономического развития предприятия / Е.П. Дружникова, А.И. Никитин, Г.И. Ткаченко. - Белгород, 2011. - 189 с.

9 Стексова С.Ю. Оценка конкурентоспособности и эффективности использования ресурсного потенциала предприятия: монография / Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет». - Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2017.

ASSESSMENT OF THE COMPANY'S COMPETITIVENESS (USING THE EXAMPLE

OF MEGAFON)

M.S. Kovalenko, Student

N.A. Polovnikova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University (Russia, St. Petersburg)

Abstract. The assessment of the company's competitiveness and the development of measures to improve it are very relevant for all market participants. Companies that pay attention to the issues of evaluation and improving competitiveness receive additional profits, increase productivity and efficiency of using their resources and develop successfully. This article discusses issues related to the assessment of competitiveness and the methods used for its implementation. For a more in-depth study of the issue, the article analyzes the assessment of the competitiveness of Megafon, using a number of methods. During the analysis, it was revealed that the company occupies a leading position in terms of coverage area and second place in terms of revenue and the number of cellular subscribers, covers an increasing number of consumers in the market and builds its business on maximum satisfaction of user needs, fair competition and information openness. All this allows it to achieve one of the important competitive advantages through cooperation with Russian Railways in the field of information security, the introduction of Internet technologies, import substitution of digital solutions and the development of technological and corporate communication services, including joint development, piloting and implementation of projects in the field of the Internet of Things.

Keywords: competitiveness, methods of assessing competitiveness, strategies for improving competitiveness, technological sovereignty, company.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.