Научная статья на тему 'ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ДОБАВОК, ОБОГАЩЕННЫХ ПОЛИНЕНАСЫЩЕННЫМИ ЖИРНЫМИ КИСЛОТАМИ'

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ДОБАВОК, ОБОГАЩЕННЫХ ПОЛИНЕНАСЫЩЕННЫМИ ЖИРНЫМИ КИСЛОТАМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / БИФИДОБАКТЕРИИ / ПОЛИНЕНАСЫЩЕННЫЕ ЖИРНЫЕ КИСЛОТЫ / ХОЛЕСТЕРИН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Замбалова Н. А., Дарбакова Н. В., Буянтуева Л. В.

Статья посвящена расчету конкурентоспособности биологически активных добавок (БАД), обогащенных полиненасыщенными жирными кислотами. При разработке БАД источниками полиненасыщенных жирных кислот служило кедровое и льняное масло. Расчет конкурентоспособности, проводимый с учетом целевой себестоимости, нормативных и технических показателей, свидетельствует о том, что наиболее высокой конкурентоспособностью обладает биологически активная добавка с кедровым маслом вследствие более высоких вкусоароматических характеристик. Для оценки конкурентоспособности инновационных пробиотических биологически активных добавок, обогащенных полиненасыщенными жирными кислотами, был выбран метод расчета по интегральному показателю, так как он наиболее полно отражает все факторы, влияющие на конкурентоспособность товара. Таким образом, проведенные исследования и расчеты с учетом себестоимости и потребительских предпочтений свидетельствуют о конкурентоспособности пробиотических биологически активных добавок, обогащенных полиненасыщенными жирными кислотами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Замбалова Н. А., Дарбакова Н. В., Буянтуева Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ASSESSMENT OF COMPETITIVENESS OF THE INNOVATIVE DIETARY SUPPLEMENTS ENRICHED WITH POLYNONSATURATED FATTY ACIDS

The article is devoted to the calculation of the competitiveness of dietary supplements rich in polyunsaturated fatty acids. When developing dietary supplements sources of polyunsaturated fatty acids were cedar and flaxseed oil. Calculation of competitiveness, conducted with the target cost, regulatory and technical indicators, suggests that dietary supplement with cedar oil due to higher flavoring characteristics has the highest competitiveness. In order to assess the competitiveness of innovative probiotic dietary supplements rich in polyunsaturated fatty acids, the method of calculation was chosen by the integral indicator, as it fully reflects all the factors affecting the competitiveness of the goods. Thus, studies and calculations, taking into account production costs and consumer preferences indicate the competitiveness of probiotic dietary supplements rich in polyunsaturated fatty acids.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ДОБАВОК, ОБОГАЩЕННЫХ ПОЛИНЕНАСЫЩЕННЫМИ ЖИРНЫМИ КИСЛОТАМИ»

Н.А. Замбалова, канд. экон. наук, доц., e-mail: tmmp@esstu.ru.

Н.В. Дарбакова, канд. техн. наук, доц., e-mail: ndarbacova@mail.ru;

Л.В. Буянтуева, аспирант, e-mail: tmmp@esstu.ru Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ

УДК 577.115.3:641.1/.3

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ДОБАВОК,

ОБОГАЩЕННЫХ ПОЛИНЕНАСЫЩЕННЫМИ ЖИРНЫМИ КИСЛОТАМИ

Статья посвящена расчету конкурентоспособности биологически активных добавок (БАД), обогащенных полиненасыщенными жирными кислотами. При разработке БАД источниками полиненасыщенных жирных кислот служило кедровое и льняное масло. Расчет конкурентоспособности, проводимый с учетом целевой себестоимости, нормативных и технических показателей, свидетельствует о том, что наиболее высокой конкурентоспособностью обладает биологически активная добавка с кедровым маслом вследствие более высоких вкусоароматических характеристик. Для оценки конкурентоспособности инновационных пробиотических биологически активных добавок, обогащенных полиненасыщенными жирными кислотами, был выбран метод расчета по интегральному показателю, так как он наиболее полно отражает все факторы, влияющие на конкурентоспособность товара.

Таким образом, проведенные исследования и расчеты с учетом себестоимости и потребительских предпочтений свидетельствуют о конкурентоспособности пробиотических биологически активных добавок, обогащенных полиненасыщенными жирными кислотами.

Ключевые слова: конкурентоспособность, бифидобактерии, полиненасыщенные жирные кислоты, холестерин.

N.A. Zambalova, Cand.Sc. Economics, Assoc. Prof.

N.V. Darbakova, Cand.Sc. Engineering, Assoc. Prof.

L.V. Buyantueva, P.G.

THE ASSESSMENT OF COMPETITIVENESS OF THE INNOVATIVE DIETARY SUPPLEMENTS ENRICHED WITH POLYNONSATURATED FATTY ACIDS

The article is devoted to the calculation of the competitiveness of dietary supplements rich in polyunsaturated fatty acids. When developing dietary supplements sources ofpolyunsaturated fatty acids were cedar and flaxseed oil. Calculation of competitiveness, conducted with the target cost, regulatory and technical indicators, suggests that dietary supplement with cedar oil due to higher flavoring characteristics has the highest competitiveness. In order to assess the competitiveness of innovative probiotic dietary supplements rich in polyunsaturated fatty acids, the method of calculation was chosen by the integral indicator, as it fully reflects all the factors affecting the competitiveness of the goods. Thus, studies and calculations, taking into account production costs and consumer preferences indicate the competitiveness ofprobiotic dietary supplements rich in polyunsaturated fatty acids.

Key words: competitiveness, bifidobacteria, polyunsaturated fatty acids, cholesterol.

Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия-изготовителя соотносятся между собой как частное и целое. Возможность предприятия конкурировать на определенном товарном рынке напрямую зависит от конкурентоспособности продукции и совокупности экономических методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы. Многоаспектное понятие конкурентоспособности означает соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки, поставки, каналы сбыта, сервис, реклама).

Важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя на эксплуатацию инноваций. Достижение высокого качества производимой продукции -это подход к управлению предприятием, нацеленный на повышение качества в результате инноваций, направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и выгоды для членов предприятия и общества в целом, а следовательно, повышения конкурентоспособности предприятия.

Качество продукции относится к числу важнейших показателей деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной степени определяет выживаемость и успех предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии [5].

Товар, предлагаемый предприятием на продовольственный рынок, проходит проверку на степень удовлетворения потребностей покупателя. Каждый покупатель приобретает тот пищевой продукт, который наиболее полно удовлетворяет его личные запросы.

Оценка конкурентоспособности продукции основывается на исследованиях потребностей покупателя и требований рынка. Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам:

- техническим (свойства товара, область его применения и назначения);

- эстетическим (внешний вид товара);

- эргономическим (соответствие товара свойствам человеческого организма);

- нормативным (соответствие товара действующим нормам и стандартам);

- экономическим (уровень цен на товар, сервисное обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности).

Таким образом, под конкурентоспособностью продовольственного товара понимается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно отличает его от аналогичных товаров конкурентов [1].

Целью работы является исследование конкурентоспособности инновационных биологически активных добавок, обогащенных полиненасыщенными жирными кислотами.

Для оценки конкурентоспособности пробиотических БАД, обогащенных полиненасыщенными жирными кислотами, был выбран метод расчета по интегральному показателю, так как он наиболее полно отражает все факторы, влияющие на конкурентоспособность товара.

Расчет интегрального показателя конкурентоспособности производится по формуле (1):

К = 1нп X (1)

где К - интегральный показатель конкурентоспособности анализируемой продукции по отношению к изделию-образцу; 1нп - групповой показатель конкурентоспособности по нормативным параметрам; 1тп—

групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам; 1эп - групповой показатель конкурентоспособности по экономическим параметрам.

Показатель К отражает различие между сравниваемой продукцией в потребительском эффекте, приходящемся на единицу затрат покупателя по приобретению и потреблению изделия.

Если К<1, то рассматриваемый товар уступает образцу по конкурентоспособности, а если К>1, то превосходит, при равной конкурентоспособности К=1.

Расчет группового показателя по нормативным параметрам производится по формуле (2):

1нп = Е!=1 Янь (2)

где 1нп - групповой показатель конкурентоспособности по нормативным параметрам; дн - единичный показатель конкурентоспособности по 1-му нормативному параметру.

Отличительной особенностью данной формулы является то, что если хотя бы один из единичных показателей равен 0, что означает несоответствие параметра обязательной норме,

то групповой показатель также равен 0. Очевидно, что товар при этом будет неконкурентоспособен.

Расчет группового показателя по техническим параметрам (кроме нормативных) производится по формуле (3):

W = Н=1 qiх оъ (з)

где ai - весомость i-го параметра в общем наборе из n технических параметров, характеризующих потребность.

Полученный групповой показатель 1тп характеризует степень соответствия данного товара существующей потребности по всему набору технических параметров, чем он выше, тем в целом полнее удовлетворяются запросы потребителей. Основой для определения весомости каждого технического параметра в общем наборе являются экспертные оценки, основанные на результатах маркетинговых исследований.

Расчет группового показателя по экономическим параметрам производится по формуле (4):

1эп = f (4)

где 1эп - групповой показатель по экономическим параметрам; З, Зо - полные затраты потребителя соответственно по оцениваемой продукции и образцу.

Объектами для анализа конкурентоспособности являются БАД с кедровым и льняным маслом.

За базу сравнения выбрали потребность покупателей, определенную в ходе маркетинговых исследований.

Процесс анализа конкурентоспособности состоит из нескольких этапов. На первом этапе определяется общий показатель конкурентоспособности по нормативным параметрам, затем определяется общий показатель по техническим параметрам, третьим этапом является определение экономического параметра конкурентоспособности, на заключительном этапе рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности [2].

Для оценки уровня нормативных параметров использован специальный показатель, который имеет только два значения - 1 или 0. Если продукт соответствует обязательным нормам и стандартам, то он равен 1, если нет, то показатель равен 0.

В качестве нормативных параметров для пробиотических БАД, обогащенных ПНЖК, были выбраны холестеринметаболизирующая активность, количество жизнеспособных клеток бифидобактерий, титр кишечной палочки [4]. Результаты соответствия данных параметров требованиям нормативных документов приведены в таблице 1.

Таблица 1

Нормативные параметры конкурентоспособности БАД

Показатель Значение показателей

БАД с кедровым маслом БАД с льняным маслом

Количество бифидобактерий, КОЕ/см3 2*1011 1*1012

БГКП, см3 10 10

Общий показатель по нормативным параметрам, 1нп 1 1

Оба представленных образца БАД соответствуют нормативным документам, поэтому мы присваиваем каждому параметру показатель, равный 1. Соответственно общий показатель по нормативным параметрам 1нп, рассчитанный как произведение частных показателей по каждому параметру, по анализируемым образцам будет равен также 1.

На втором этапе расчета конкурентоспособности по техническим параметрам необходимо сравнить продукцию с товаром-конкурентом. Оценивать конкурентоспособность, просто сравнивая показатели БАД, методологически неверно. Необходимо знать, насколько эти конкурирующие товары удовлетворяют потребности покупателей и насколько они перспективны по потребительским свойствам.

По результатам анкетирования были выявлены наиболее приемлемые технические параметры для потребителей БАД. Значения частных технических параметров и их коэффициентов весомости представлены в таблице 2. Коэффициенты весомости рассчитаны на основании приоритета требований потребителей.

Таблица 2

Технические (качественные) показатели конкурентоспособности БАД

Показатели Коэффициент весомости, di БАД с кедровым маслом БАД с льняным маслом

Консистенция и внешний вид 0,2 5 5

Цвет 0,1 5 5

Вкус и запах 0,4 5 4

Холестеринметаболизирующая активность, % 0,3 5 5

Общий показатель по техническим параметрам, 1тп 1 1 0,92

Следующим этапом в оценке конкурентоспособности БАД является расчет экономических параметров. К таким параметрам относится себестоимость продукта. В данном случае использовались целевая и расчетная себестоимость, полученные при использовании системы «таргет-костинг» [3].

Таблица 3

Экономические показатели конкурентоспособности БАД

Показатели БАД с кедровым маслом БАД с льняным маслом

Целевая себестоимость за флакон объемом в 12 мл 15,37 14,76

Расчетная себестоимость за флакон объемом в 12 мл 15,91 15,34

Общий показатель по экономическим параметрам, 1эп 0,97 0,96

Заключительным этапом является расчет интегрального показателя конкурентоспособности. Расчет производился по формуле (1). При К>1 продукт считается конкурентоспособным. Результаты расчета оформлены в таблице 4.

Таблица 4

Интегральные показатели конкурентоспособности БАД

Показатели БАД с кедровым маслом БАД с льняным маслом

Общий показатель по нормативным параметрам, 1нп 1 1

Общий показатель по техническим параметрам, 1тп 1 0,92

Общий показатель по экономическим параметрам, 1эп 0,97 0,96

Интегральный показатель конкурентоспособности, К 1,03 0,96

Из таблицы 4 видно, что БАД с кедровым маслом является наиболее конкурентоспособной, а БАД с льняным маслом немного уступает ей, что связано со специфическим привкусом вносимого масла.

Выводы

Таким образом, проведенные исследования и расчеты с учетом себестоимости и потребительских предпочтений свидетельствуют о конкурентоспособности пробиотических БАД, обогащенных полиненасыщенными жирными кислотами.

В результате проведенных исследований установлено, что биологически активная добавка с кедровым маслом является наиболее конкурентоспособной вследствие более высоких органолептических характеристик.

Библиография

1. Пеньшин Н.В., Выжанов Ф.Ф. Конкурентоспособность продукции и услуг // Вестник Томского гос. ун-та. - 2009. - № 8 (76). - С. 109-114.

2. Крючкова В.В., Колоденский А.Ю. Конкурентоспособность обогащенных кисломолочных напитков // Молочная промышленность. - 2009. - № 10. - С. 65.

3. Исхаков А.Т. Практическое применение системы целевой себестоимости («таргет-костинг») и «кайзен-костинг» в сельском хозяйстве // Вестник КГФЭИ. - 2009. - № 1 (14). - С. 48-51.

4. Ефремов А.В. Управление и учет затрат при изменении качества продукции на предприятиях по системам таргет-костинг и кайзен-костинг // Вестник АПК Ставрополья. - 2011. - № 3 (3). - С. 91-94.

5. Экономическая теория: учеб. пособие для вузов / под ред. Н.В. Сумцова. - М.: ЮНИТИ, 2003. - 287 с.

Bibliography

1. PenshinN.V., VyzhanovF.F. Competitive products and services // Vestnik of Tomsk State University. - 2009. - N 8 (76). - P. 109-114.

2. Kryuchkova V.V., KolodenskyA.Yu. Competitiveness of fortified milk beverages // Dairy Industry. -2009. - N 10. - P. 65.

3. Iskhakov A.T. The practical application of the target cost («target costing») and «kaizen costing» in agriculture // Vestnik of KSFEI. - 2009. - N 1 (14). - P. 48-51.

4. Efremov A.V. Management and costs accounting by modifying products' quality at enterprises by systems target costing and kaizen costing // Vestnik of Stavropol AIC. - 2011. -N 3 (3). - P. 91-94.

5. Economic theory: a textbook for high schools / Ed. N.V. Sumtsov. - M.: UNITY, 2003. - 287 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.