Научная статья на тему 'Оценка конкурентоспособности деятельности предприятия как характеристики его экономической устойчивости'

Оценка конкурентоспособности деятельности предприятия как характеристики его экономической устойчивости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
955
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В. М. Ячменева

Рассмотрена конкурентоспособность деятельности предприятия, подходы и методы ее оценки; предложен подход к оценке конкурентоспособности на основе теории нечеткого множественного числа. Определены составляющие конкурентоспособности, показатели, способные раскрыть экономическую сущность конкурентоспособности деятельности предприятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ENTERPRISE COMPETITIVENESS AS ITS ECONOMIC STABILITY PARAMETER

The approach to assessment the enterprise competitiveness on the base of fuzzy index is offered. Components and parameters those are able to reveal economic essences of enterprise competitiveness are defined

Текст научной работы на тему «Оценка конкурентоспособности деятельности предприятия как характеристики его экономической устойчивости»

Посилання на статтю_

Ячменева В.М. Оценка конкурентоспособности деятельности предприятия как характеристики его экономической устойчивости/В.М. Ячменева// Управлшня проектами та розвиток виробництва: Зб.наук.пр. - Луганськ: вид-во СНУ iм. В.Даля, 2007 - №4(24). С. 31-43._

УДК 339.1

В.М. Ячменева

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ХАРАКТЕРИСТИКИ ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ

Рассмотрена конкурентоспособность деятельности предприятия, подходы и методы ее оценки; предложен подход к оценке конкурентоспособности на основе теории нечеткого множественного числа. Определены составляющие конкурентоспособности, показатели, способные раскрыть экономическую сущность конкурентоспособности деятельности предприятия. Табл. 7, ист. 23.

В.М. Ячменева

ОЦ1НКА КОНКУРЕНТОСПРОМОЖНОСТ1 Д1ЯЛЬНОСТ1 ПЩПРИеМСТВА ЯК ХАРАКТЕРИСТИКИ його ЕКОНОМ1ЧНО1 СТ1ЙКОСТ1

Розглянуто конкурентоспроможнють дiяльностi пщприемства, пщходи та методи и оцЫки, запропоновано пщхщ до оцЫки конкурентоспроможност на основi теорп нечiткого множинного числа. Визначенi складовi конкурентоспроможносп, показники, що спроможнi розкрити економiчну сутнiсть конкурентоспроможностi дiяльностi пiдприeмства. Табл. 7, дж. 23.

V.M. Yachmeneva

THE ENTERPRISE COMPETITIVENESS AS ITS ECONOMIC STABILITY PARAMETER

The approach to assessment the enterprise competitiveness on the base of fuzzy index is offered. Components and parameters those are able to reveal economic essences of enterprise competitiveness are defined.

Анализ публикаций и постановка проблемы. В условиях интеграции украинской экономики в ЕС и ВТО конкурентоспособность деятельности предприятия становится его определяющей характеристикой. Решение задач по повышению и поддержке конкурентоспособности деятельности предприятия в рамках интеграции, трансформационных процессов экономики и неопределенности внешней среды становится все актуальнее. Однако, прежде чем принимать управленческое решение относительно повышения или поддержания конкурентоспособности деятельности предприятия как одной из ключевых характеристик его экономической устойчивости, необходимо в первую очередь оценить ее уровень. Предпосылками выбора и обоснования методов оценки конкурентоспособности деятельности предприятия является система

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2007, № 4(24)

показателей, которая отражает конкурентоспособность предприятия и специфику его деятельности.

Проблемами оценки конкурентоспособности деятельности предприятия занимаются отечественные и зарубежные ученые (С.И. Долгов [21], В.Д. Немцов, Л.Е. Довгань [8], С.А. Попов [12], И.3. Должанский, Т.О. Загорная [3], Р.А. Фатхутдинов [16], А.П. Градов [15], Ю.Б. Иванов [6], Н.Я. Калюжнова [7], П.В. Забелин, Н.И. Моисеева [5], В.Ф. Оберемчук [9], А.Э. Воронкова [4], А.Н. Тищенко [14], В.И. Теплов, М.В. Сероштан, В.Е. Боряев, Б.А. Панасенко [13] и другие. Несмотря на обилие работ, проблемы объективной оценки, сочетающей в себе качественные и количественные показатели, решены не полностью. Существующие методы оценки имеют массовые или индивидуальные ограничения в использовании либо являются слишком затратными.

Целью статьи является анализ существующих методов оценки конкурентоспособности предприятия и выбор показателей, отражающих конкурентоспособность деятельности предприятия.

Изложение основного материала. Конкурентоспособность деятельности предприятия рассматривается как характеристика его способности удерживать позиции в конкурентной борьбе на конкретном рынке с аналогичным товаром. В экономической литературе сложилось мнение, что понятие «конкурентоспособность» наиболее полно отражают шесть основных подходов, основанных на конкурентоспособности продукции, конкурентных преимуществах, потенциале предприятия, эффективности производственно-хозяйственной деятельности, способности вести конкурентную борьбу и комбинации перечисленных подходов [1,2,3,4,5,7,8,9]. Анализ этих подходов позволяет утверждать, что в ряде случаев они дублируют друг друга, являются производными один от другого и в «чистом» виде, то есть отдельно и изолированно, не применяются. Поэтому целесообразным будет поиск иного подхода к конкурентоспособности предприятия. В этом контексте предлагается отказаться от подходов, основанных на конкурентных преимуществах, потенциале предприятия, эффективности производственно-хозяйственной деятельности, способности вести конкурентную борьбу и использовать комбинаторный подход, при котором конкурентоспособность деятельности предприятия рассматривается как комплексная характеристика. Комплексность такой характеристики проявляется двояко. С одной стороны, комплексность характеристики обусловливается определенной комбинаторикой более простых характеристик, описываемых экономическими показателями. С другой стороны, комплексность предлагаемой характеристики проявляется в том, что она описывает отличительные особенности не только деятельности предприятия, но опосредованно и других характеристик его деятельности, например, такой как экономическая устойчивость предприятия.

В качестве характеристик конкурентоспособности деятельности предприятия предлагается использовать конкурентоспособность продукции, имидж предприятия, долю рынка и эффективность маркетинговой деятельности (рис. 1).

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2007, № 4(24)

Рис. 1. Основные характеристики понятия «конкурентоспособность» деятельности

предприятия

Рис. 1 определяет четыре основных направления исследования понятия конкурентоспособности деятельности предприятия. Они являются достаточно емкими, по своему содержанию не дублируют друг друга и отражают экономическую сущность рассматриваемого понятия.

Рассмотрим подробнее характеристики конкурентоспособности деятельности предприятия. Тот факт, что конкурентоспособность деятельности предприятия проявляется через производимый и реализуемый конкурентоспособный продукт, не требует доказательств - он уже получил достаточное подтверждение (табл. 1).

Таблица 1

Интерпретация понятия конкурентоспособности деятельности предприятия относительно конкурентоспособности продукции

Автор / Источник Интерпретация понятия

С.И. Долгов [21] Реальные и потенциальные возможности предприятий в существующих для них условиях проектировать, изготавливать и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для них, чем товары конкурентов

В.Д. Немцов, Л.Е. Довгань [8, с. 220] Способность объекта, которая характеризуется степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на рынке

Ш.Ш. Магомедов [23, с. 127] Это степень его потребительской привлекательности по сравнению с товаром - аналогом на конкретном сегменте потребительского рынка

С.А. Попов [12, с. 61] Способность организации производить и продавать конкурентный продукт

И.3. Должанский, Т.О. Загорная [3, с. 28] Способность производить и реализовывать быстро, дешево, качественно, продавать в достаточном количестве, при высоком технологическом уровне обслуживания

Р.А. Фатхутдинов [16, с. 23] Свойство объекта, характеризующееся степенью реального и потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на рынке

Г.Г. Азгальдов Г. Долинский, В. Соловьева Конкурентоспособность продукции - это не что иное, как его качество, которое отождествляется с набором технических характеристик и определяется в процессе сопоставления затрат,

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2007, № 4(24)

[23, с. 23]_понесенных покупателем, и результата, достигнутого потребителем

Такая характеристика конкурентоспособности деятельности предприятия как его имидж не оставлена без внимания. Имеющиеся на этот счет высказывания относительно имиджевого преимущества подтверждают, что понятие конкурентоспособности основывается и на способности предприятия создавать и поддерживать свой имидж, используя приобретенные или созданные преимущества (табл. 2).

Таблица 2

Определения понятия конкурентоспособности деятельности предприятия на основе его имиджа

Автор / Источник Определение понятия

И.3. Должанский, Т.О. Загорная [3, с. 28] Результат конкурентных преимуществ по всему спектру проблем предприятия

А.П. Градов [15, с. 82] Сравнительное преимущество по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны и за ее пределами.

Ю.Б. Иванов [6, с. 26] Свойства производственно-экономических систем изменять траекторию развития или намеченный режим функционирования в процессе адаптации к изменениям внешней среды с целью сохранения, развития уже существующих или создания новых конкурентных преимуществ

Н.Я. Калюжнова [7, с. 12] Способность выявлять, создавать и использовать конкурентные ресурсы раньше, чем другие

Эффективность маркетинговой деятельности в современной литературе рассматривается как один из аспектов конкурентоспособности деятельности предприятия (табл. 3). В ряде случаев конкурентоспособность деятельности предприятия рассматривается в контексте наличия у него надежного сегмента рынка или доли рынка (табл. 4).

Таблица 3

Интерпретация понятия конкурентоспособности деятельности предприятия на основе эффективности маркетинговой деятельности

Автор /Источник Интерпретация понятия

П.В. Забелин, Н.И. Моисеева [5, с. 184] Способность предприятия приносить удельную прибыль на вложенный капитал не ниже заданной

В.Ф. Оберемчук [9, с. 88] Комплексная сравнительная характеристика предприятия, которая показывает степень преимущества совокупности оценочных показателей деятельности предприятия, что определяет его успех на определенном рынке за определенный промежуток времени относительно совокупности показателей предприятий-конкурентов

А.Э. Воронкова [4, с. 23] Свойство субъекта рыночных отношений, выявляемое в процессе конкуренции и позволяющее занять свою нишу в рыночном хозяйстве для расширенного воспроизводства, что предполагает покрытие всех издержек производства и получение прибыли от хозяйственной деятельности

А.Н. Тищенко [14] Способность предприятия к получению синергетического эффекта от рационального использования имеющихся и вновь создаваемых в процессе реализации стратегии развития конкурентных преимуществ

В.И. Теплов, М. В. Сероштан, Возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2007, № 4(24)

В.Е. Боряев, конкурентного рынка

Б.А. Панасенко

[13, с. 539]

Таблица 4

Интерпретация понятия конкурентоспособности деятельности предприятия на основе его доли рынка

Автор / Источник Интерпретация понятия

В.С. Пономаренко, А.Н. Тридед, Н.А. Кизим [11, с. 104] Оценка внутреннего потенциала (состояния) относительно конкурентов

3.Е. Шершнева, С.В. Оборская [22, с. 67] Уровень компетенции относительно других предприятий-конкурентов в создании и использовании производственного потенциала определенной направленности, а также его отдельных составляющих: технологии, ресурсов, менеджмента, особенно навыков и знаний персонала, который находит выражение в таких результирующих показателях, как качество продукции, прибыльность, продуктивность

Г.С. Бондаренко [2] Система взаимосвязанных элементов, которая состоит из внутренней среды предприятия, его потребителей и конкурентов, объединенных в единое целое для решения задачи обеспечения устойчивых конкурентных позиций, сохранение существующих и наращивание новых конкурентных преимуществ

Неоднозначность существующих подходов к трактованию понятия конкурентоспособности деятельности предприятия предопределяет и разнообразие методов ее оценки (табл.5).

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2007, № 4(24)

Анализ методов оценок конкурентоспособности предприятия с целью их применения в анализе конкурентоспособности деятельности предприятия

Автор /Источник Сущность оценки Достоинства Сложности в применении

Р. А. Фатхутдинов [16, с. 181] Оценка конкурентоспособности предприятия рассматривается как синонимичная оценке конкурентоспособности товара. п Корг = Е 1 1=1 где ai - удельный вес нго товара в объеме продаж за анализируемый период; Ь -показатель значимости рынка, на котором представлен товар; К] -конкурентоспособность ьго товара на j-м рынке Простота оценки, не требует дополнительной информации, показатели оценки товара и самого предприятия сопоставимы Подмена понятий конкурентоспособности предприятия и его товара: не всегда конкурентоспособность товара отражает конкурентоспособность предприятия

В.Д. Немцов и Л.Е. Довгань [8] Конкурентоспособность предприятия оценивается на основе доли рынка, занимаемой продукцией предприятия, с помощью долевого индекса Розенблюта. Используется качественная интерпретация оценки конкурентоспособности предприятия (высокий, средний, низкий уровень): ККО = 0,1Э0 + 0,29ФО + 0,23ЭС + 0,33КТ, где ЭО - эффективность производственной деятельности предприятия; ФО -финансовое положение организации; ЭС - эффективность организации сбыта и продвижения товара; КТ - конкурентоспособность товара Доля рынка отражает спрос на производимый товар, опосредованно характеризует его качество Доля рынка не всегда формируется честными методами; возможны лоббирование интересов, рейдерство. Качественной оценке конкурентоспособности присущи субъективизм, зависимость от квалификации и предпочтений экспертов

Г.Л. Багиев, Н.К. Моисеева, С.В. Никифорова [17, с. 107] Рассчитывается общий показатель уровня конкурентоспособности предприятия Кп: Кп = 1Т Х 1з , где !т - индекс конкурентоспособности по товарной массе; 1Э - индекс относительной эффективности (для его определения могут использоваться различные показатели) Простые расчеты, отсутствие большого количества показателей Расчет показателя основан на результатах прошлого периода, сложно определить причину динамики показателя

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2007, № 4(24)

А. Э. Воронкова [4, с. 169] Предложен интегральный показатель (ИП) .конкурентоспособного потенциала предприятия: ИП = 0,14 ПП + 0,15ИП+0Д6ФП+0,13МП + 0Д3УП + 0,11МПТ + + 0,1КП + 0,08ТП, где потенциалы: ПП - производственный; ИП - инновационный; ФП - финансовый; МП - маркетинговый; УП - управленческий; МТП - мотивационный; КП -коммуникационный; ТП - трудовой; 0,14; 0,15; 0,16; 0,13; 0,13; 0,11; 0,10; 0,08 -весовые коэффициенты значимости элементов конкурентоспособного потенциала (определяются экспертами) Конкурентные преимущества оцениваются с учетом потенциала предприятия. Диагностика является основой стратегического развития предприятия Требует объемного информационного обеспечения, проведения постоянного мониторинга внешней среды; экспертная оценка потенциала не исключает субъективизма

М.И. Круглов [18, с. 108] Дополняет индексную оценку. 2) индекс конкурентоспособности по товарной массе ут): т тр П пг К 3 = £01—^х-1-х —^, г=1 niб kiб 3iб где р - число видов производимого товара (/ = 1,2,.. .,р); п, пб - количество товара /-го вида; - коэффициент значимости /-го товара в конкуренции на рынке; к кб - комплексные показатели качества конкурирующих товаров данного и базового, с которым ведется сравнение; з,, зб - затраты на приобретение и использование этих товаров за их жизненный цикл; 2) индекс относительной эффективности фирмы-производителя уэ): Э £ г Еб где к - количество показателей эффективности производства (¡= 1, 2, .к); V, -коэффициент значимости показателя эффективности производства; Е/ и Еб -частные показатели эффективности данной организации и организации-конкурента Можно использовать в многономенклату рном производстве. Более детально рассматривает связь эффективности производства и Качества продукции Исследуется длинный временный ряд (жизненный цикл товара), сравниваются показатели эффективности ОС лизируемого предприятия и предприятия-конкурента, что ограничивает получение ОСтоверной информации

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2007, № 4(24)

Н.А. Дробитько [19] К1 = Кщ а + РЖЪ + Свс, где К - показатель конкурентоспособности предприятия; /= 1, ..., п - предприятия, которые анализируются; КПР- показатель конкурентоспособности продукции предприятия: т кпр, = 2К1ХИ , ] =1 где К - совместный учет внутренних и внешних значений характеристик; X] - значение характеристики относительно ее лучшего значения; ] = 1, ..., т - характеристика продукции; Раи - рыночная активность предприятия; СВ - собственные возможности предприятия; а, Ь, с - значения показателей соответственно конкурентоспособности продукции, активности и собственных возможностей предприятия при оценке его конкурентоспособности Позволяет провести самооценку конкурентоспособ ности предприятия через оценку конкурентоспособ ности его продукции Нет разграничений между качественными и количественными характеристиками продукции

Г.С. Бондаренко [2] Конкурентоспособность автотранспортного предприятия. КСПатп = ^ х КГп X где КСПАтп] - конкурентоспособность ьго предприятия; ^ - рейтинговая оценка финансового состояния j-го предприятия; КТТП - конкурентоспособность транспортных услуг j-го предприятия; часть рыночной доли j-го предприятия Оценивает конкурентоспособ ность через качество услуг Ограниченность использования. Информационное обеспечение на основе статистических данных

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2007, № 4(24)

В.Ф. Оберемчук [9, с. 96]: Оценка конкурентоспособности предприятия с помощью интегрального показателя, определяемого как среднегеометрическая средняя: К = X 0,14П2 X 0,10П3 х 0,19П4 х 0,14П5 х 0,07П6 х 0,04П7 х 0,1П8 , где П1 - конкурентоспособность продукции; П2 — финансовое состояние предприятия; П3 - эффективность сбыта и продвижения товаров; П4 - эффективность производства; П5 -конкурентный потенциал; П6 - экологичность производства; П7 - социальная эффективность; П - имидж предприятия. Каждый из элементов (П]) оценивается с помощью системы частных показателей. В то же время коэффициенты весомости компонент интегрального показателя конкурентоспособности предприятия определяются экспертным путем Использование системы частных показателей Коэффициенты весомости компонент интегрального показателя конкурентоспособности предприятия определяются экспертным путем

В.С. Пономаренко, А.Н. Тридед, и Н.А. Кизим [11, с. 128] Модель оценки конкурентоспособности предприятия: ТУ, КП), где РБ, ТУ, КП - компоненты оценки, соответственно, финансового состояния предприятия, технического уровня его производства и конкурентоспособности продукции. Компоненты РБ, ТУ и КП - частные показатели, интегрируемые методом средней арифметической в комплексные. Интегральный комплексный показатель конкурентоспособности предприятия (МКБ) определяется путем интегрирования комплексных показателей компонент РБ, ТУ и КП с помощью метода таксономии. Объединение количественной и качественной оценки в единой модели позволило придать ей динамический характер Разработана методика качественной оценки конкурентоспособ ности предприятия с использованием матрицы Сложные расчеты требуют специальной подготовки персонала для сбора и обработки информации. Не отражается качество промежуточных процессов, работ по принципу черного ящика

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2007, № 4(24)

А.П. Градов [15, с. 124] Интегральное использование детерминанта «национального ромба» (внешней среды) и стратегического потенциала (внутренней среды). Принципы количественной оценки уровня конкурентоспособности фирмы: оценки должны быть дифференцированы по этапам жизненного цикла конкурентного преимущества фирмы; оценки должны учитывать значимость каждого детерминанта «национального ромба» в формировании условий конкурентоспособности фирмы; оценки должны учитывать структуру стратегического потенциала фирмы по его элементам, видам и степени соответствия ресурсов принципу Парето-эффективности; оценочные показатели должны позволять анализировать влияние как отдельных сторон внутренней и внешней среды, так и совокупное влияние всех условий на создание предпосылок соответствующего уровня конкурентоспособности фирмы Интегральное использование детерминанта «национального ромба» (внешней среды) и стратегического потенциала. Можно использовать как прогнозную модель конкурентоспособ ности Используется длинный временной ряд, что для украинских предприятий нереально. Сложность в информационном обеспечении, система показателей требует постоянной корректировки для их сопоставимости

М.Н. Колегов [11, с.14] Конкурентоспособность предприятия рассматривается с двух позиций: как управленческий потенциал предприятия (конкурентоспособность менеджмента) и как преимущество предприятия по сравнению с другими (конкурентоспособность деятельности) Отражает конкурентоспособ ность через эффективность видов деятельности на предприятии и через качество принятия управленческого решения Уровень конкурентоспособности предприятия определяется как производная от эффективности деятельности предприятия и в сравнении с показателями аналогичных предприятий, а, значит, как результат прошлого периода

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2007, № 4(24)

Несмотря на наличие значительного количества методов, они не позволяют провести качественное, всестороннее и глубокое исследование конкурентоспособности деятельности предприятия. Предприятия осуществляют свою деятельность в условиях высокой неопределенности внешней среды, факторы этой среды слабо формализуются. С учетом этого весьма существенного обстоятельства предлагается исследовать

конкурентоспособность деятельности предприятия с помощью теории нечеткого множества и ее оценку проводить с помощью метода нечеткой логики, который позволит качественно и количественно определить уровень конкурентоспособности деятельности предприятия.

Конкурентоспособность деятельности предприятия следует рассматривать как совокупный результат процессов производственно-хозяйственной деятельности предприятия, для описания которого можно использовать внешние и внутренние характеристики. С определенной мерой условности к внутренним следует отнести характеристики конкурентоспособности товара и эффективности маркетинговой деятельности предприятия, к внешним - имидж предприятия и его долю рынка.

Конкурентоспособность товара можно рассматривать как оценку эффективности производственной деятельности предприятия через качество реализуемого товара. По своему содержанию конкурентоспособность товара прямо или косвенно зависит от ряда условий, среди которых как важнейшие выделены качество и количество материально-технического обеспечения производства, уровень конструкторской и технологической подготовки производства, контроль и техническое обслуживание; профессиональное мастерство рабочих, их достаточность.

Эффективность маркетинговой деятельности следует рассматривать как результат реализации потенциальных возможностей предприятия посредством грамотного продвижения продукции, обеспечиваемого действенной рекламой, хранением, упаковкой, транспортировкой, сервисным и гарантийным обслуживанием и т.д. Имидж предприятия традиционно рассматривается как отражение деловой активности предприятия через качественные характеристики - известность, налоговая и кредитная репутация, популярность производимого товара, т.е. коэффициент возобновляемости спроса за определенный промежуток времени (количество повторов заказа по товару).

Доля рынка рассматривается как одна из важнейших характеристик деятельности предприятия, с помощью которой оценивается признание рынком продукции предприятия, устойчивость и масштаб этого признания. Для количественного описания этой характеристики применяются такие показатели, как доля объемов продаж производимого предприятием товара в общем объеме продаж товара на рынке.

Для получения количественной оценки конкурентоспособности деятельности предприятия на основе выделенных четырех характеристик -конкурентоспособности товара, имиджа предприятия, эффективной маркетинговой деятельности и доли рынка, занимаемой продукцией предприятия, - с применением метода нечеткой логики необходимо выбрать показатели, позволяющие количественно описать эти характеристики, а также выполнить ряд действий и преобразований (табл. 6).

Выбор показателей, позволяющих количественно описать характеристики конкурентоспособности предприятия, зависит от вида деятельности предприятия. Каждый из показателей имеет свои особенности и может быть качественным или количественным. Значение этих показателей дает возможность провести самооценку конкурентоспособности, а интегральная

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2007, № 4(24)

Качественная и количественная оценка показателей конкурентоспособности деятельности предприятия

Показатель Интерпретация показателя Расчетная формула примечания

Конкурентоспо собность изделия (х1) Более высокое по сравнению с товарами-заменителями соотношение совокупности качественных характеристик товара и затрат на его приобретение и потребление при их соответствии требованиям рынка или его определенного сегмента т - —, 1 р где /е - общий показатель качества изделия; -оценка конкурентоспособнос ти товара по цене потребления Показатель Х1 может быть рассчитан экспертно (метод парных сравнений) или методом нечеткой логики как интегральный показатель отдельных составляющих конкурентоспособности. С учетом ассортимента производимых товаров комплексный показатель конкурентоспособности продукции предприятия можно рассчитать как п XI — £ К, • к—1 где к = 1,... п - количество наименований товаров в номенклатуре выпускной продукции; дк - доля к-го наименования в номенклатуре выпускаемой продукции

Эффективност ь маркетинговой деятельности (х2) Степень использования инструментов маркетинга в совокупности со средствами и возможностями предприятия / ч - -1 Тз - 0,124•р • Р2 + Р2 • Р3 +... + Р9 • Р1 )• , ^V где Р1 - потенциал маркетинговых исследований; Р2- потенциал сегментации (выбора) целевого рынка;- Р3 потенциал товарной политики предприятия; Р4 - потенциал процесса ценообразования; Р5 - потенциал сбытовой политики предприятия; Р6 -потенциал персональных (личных) продаж; Р7 - потенциал рекламной деятельности предприятия; Р8 - потенциал стимулирования сбыта продукции (например, купонных продаж); Р9 - потенциал формирования общественного мнения. Pi - рассчитываются экспертно (лепестковая диаграмма)

Имидж (марочный капитал) предприятия (х3) Количество повторных заявок, популярность предприятия, корпоративная культура о x — п3 3 — о/ где Qnз - объем повторных заявок в стоимостном выражении; Qp - общий объем реализации

Доля рынка (х4) Характеризует реальное положение предприятия в конкурентной среде Рассчитывается на основе данных маркетинговых исследований и маркетинговых исследований

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2007, № 4(24)

Аналитическое и графическое выражение конкурентоспособности деятельности предприятия

Показатель

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аналитическое выражение конкурентоспособности деятельности предприятия на основе нечеткой логики

Графическое изображение

Конкурентоспособно сть изделия (.1)

Эффективность маркетинговой

деятельности

(.2 )

Имидж (марочный капитал)

предприятия (.3 )

Доля рынка (.4

.7

нечеткое

хз, х4: К1_п(Х)

подмножество "низкий" уровень показателя: х1, х2,

:= 1 if 0 < X < 0.2

0.5 - X

if 0.2< X < 0.5

0.5- 0.2

0 if X > 0.5 подмножество "средний" уровень показателя х1, х2,

нечеткое

хз, х4:

K1_s(X) := 0 if X < 0.2

X - 0.2

0.4- 0.2

if 0.2< X < 0.4

1 if 0.4< X < 0.6

0.8- X

if 0.6< X < 0.8

0.8- 0.6

0 if X > 0.8 подмножество "высокий" уровень показателя х1, х2,

нечеткое

хз, х4

K1_v(X) := 0 if X < 0.5

X - 0.5

0.8- 0.5 1 if X > 0.8

if 0.5< X < 0.8

1.1

0.88

0.66

0.44

0.22

0 0.1 02 03 0.4 0.5 0.6 0.7 0.8 0.9 1 0 х 1

0

0

0

0

0

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2007, № 4(24)

характеристика конкурентоспособности деятельности предприятия выступает его рейтинговой оценкой в сравнительном анализе предприятий.

Аналитическое и графическое выражение конкурентоспособности деятельности предприятия на основе теории нечеткого множественного числа представлено в табл. 7.

Выводы. Конкурентоспособность предприятия рассматривается как характеристика его устойчивости. Как любая другая характеристика конкурентоспособность предприятия нуждается в оценке. К настоящему времени разработано множество способов оценки конкурентоспособности предприятия. Такая оценка необходима, прежде всего, для сравнительной оценки конкурентоспособности предприятий. В статье предложен подход к оценке конкурентоспособности на основе теории нечеткого множественного числа. Именно с его использованием возможно получение рейтинговой оценки конкурентоспособности предприятия. Кроме этого, использование предложенного способа в оценке конкурентоспособности предприятия позволяет выявить те ее составляющие, которые нуждаются в улучшении, поскольку именно они обусловили невысокий уровень конкурентоспособности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горбатов В.М. Конкурентоспособность и циклы развития интегрированных структур бизнеса: монография. - Х.: ИД «ИНЖЭК», 2006. - 592 с.

2. Бондаренко Г.С. УправлЫня конкурентоспроможнютю автотранспортного пщприемства: Автореф. на здоб. ступ. к. е. н. - Харюв: ХДЕУ, 2001. -20 с.

3. Должанський 1.3., Загорна Т.О. Конкурентоспроможнють пщриемства. - К.: ЦУЛ, 2006. -384 с.

4. Воронкова А.Э. Стратегическое управление конкурентоспособным потенциалом предприятия: динамика и организация: монография. - Луганск: ВНУ, 2000. - 315 с.

5. Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1998. -195 с.

6. Иванов Ю.Б. Конкурентоспособность предприятия в условиях формирования рыночных отношений. - Харгав: РИО ХГЭУ, 1997. - 246 с.

7. Калюжнова Н.Я. Конкурентоспособность регионов в условиях глобализации. - М.: ТЕИС, 2003. - 312 с.

8. Немцов В.Д., Довгань Л.С. Стратепчний менеджмент: навч. поабник. - К.: ТОВ «УВПК» Ексоб, 2001. - 560 с.

9. Оберемчук В.Ф. Стратепя пщприемства. - К.: МАУП, 2000. - 128 с.

10. Основы внешнеэкономических знаний. Словарь-справочник / Под ред. С.И. Долгова. -М.: Высшая школа, 1990. - 432 с.

11. Пономаренко В.С, Тридщ О.М., Кизим М.О. Стратепя розвитку пщприемства в умовах кризи: монографiя. - X.: ВД «1НЖЕК», 2003. - 328 с.

12. Попов С.А. Стратегическое управление. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 344 с.

13. Теплов В.И., Сероштан М.В., Боряев В.Е., Панасенко В.А. Коммерческое товароведение. - М.: ИД «Дашков и К0» 2000. - 186 с.

14. Тищенко А.Н., Головко О.С. Стратегия управления развитием предприятия. - Харюв: ЭДЭНА, 2003. - 198 с.

15. Экономическая стратегия фирмы / Под ред. А.П. Градова. - СПб.: Специальная литература, 1999. - 589 с.

16. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент. - М.: Дело, 2001. - 448 с.

17. Багиев Г.Л., Моисеева Н.К., Никифорова С.В. Международный маркетинг. - СПб.: Питер, 2001. - 536 с.

18. Круглов М.И. Стратегическое управление компанией. - М.: Русская деловая литература, 1998. - 768 с.

19. Дробитько Н.А. УправлЫня конкурентоспроможнютю в умовах ринковоТ економки: Автореферат на здоб. наук. ступ. к. е. н. - Харюв: ХДЕУ, 2001. - 20 с.

20. Колегов М.Н. Роль контроллинга в обеспечении конкурентоспособности предприятия. - М.: Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 2006. - 24 с.

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2007, № 4(24)

21. Основы внешнеэкономических знаний. Словарь-справочник / Под ред. С.И. Долгова. -М.: Высшая школа, 1990. - 432 с.

22. Шершнева З.Е., Оборська С.В. Стратепчне управлшня. - К.: КНЕУ, 1999. - 384 с.

23. Магомедов Ш.Ш. Конкурентоспособность товаров: учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. - 294 с.

Стаття надмшла до редакцп 22.09.2007 р.

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2007, № 4(24)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.