Научная статья на тему 'Оценка конкурентной позиции транспортной организации на региональном рынке пассажирских автомобильных перевозок'

Оценка конкурентной позиции транспортной организации на региональном рынке пассажирских автомобильных перевозок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ / КОНКУРЕНТНАЯ ПОЗИЦИЯ / РЫНОК ПАССАЖИРСКИХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горин В.С., Богданова Т.В., Степанов А.А., Мальцева М.В., Киселев Д.А.

В статье представлены результаты исследования конкурентной позиции организации пассажирского автомобильного транспорта на рынке пассажирских перевозок Московской области. Выполнен анализ понятия конкурентоспособность организации. Предложено определение конкурентоспособности транспортной организации. Выделены ключевые факторы конкурентоспособности организаций пассажирского автомобильного транспорта. К ним относятся: соотношение спроса и предложения; качество предлагаемых услуг; разнообразие предлагаемых услуг; рентабельность перевозок; ресурсы транспортной организации. Предложен дополнительный фактор состояние и развитие автодорожной сети. Рассмотрены особенности внутривидовой и межвидовой конкуренции в сфере пассажирских внутригородских и пригородных перевозок. Предложено широкое внедрение выделенных полос движения для увеличения скорости движения. К движению по выделенным полосам должны допускаться только легальные перевозчики. Это будет способствовать легализации перевозчиков. Предложенный научно-методический подход к оценке конкурентоспособности организации пассажирского автомобильного транспорта апробирован на материалах Электростальского филиала ГУП «Мострансавто».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Горин В.С., Богданова Т.В., Степанов А.А., Мальцева М.В., Киселев Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка конкурентной позиции транспортной организации на региональном рынке пассажирских автомобильных перевозок»

Оценка конкурентной позиции транспортной организации на региональном рынке пассажирских автомобильных перевозок

г-

сэ

сч

сэ £

Б

а

2 о

Горин Виктор Сергеевич

д.э.н., заведующий кафедрой управления транс-портно-экспедиционным обслуживанием ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», auto_guu@mail.ru

Богданова Татьяна Владимировна

д.э.н., профессор кафедры управления транс-портно-экспедиционным обслуживанием ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», b-tv1@yandex.ru

Степанов Алексей Алексеевич

д.э.н., профессор кафедры управления транс-портно-экспедиционным обслуживанием ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», astepanov@guu.ru

Мальцева Мария Валерьевна

к.э.н., доцент кафедры управления транспорт-но-экспедиционным обслуживанием ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», m_maltseva@list.ru

Киселев Денис Анатольевич

магистрант кафедры управления транспортно-экспедиционным обслуживанием ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», kda352@gmail.com

В статье представлены результаты исследования конкурентной позиции организации пассажирского автомобильного транспорта на рынке пассажирских перевозок Московской области. Выполнен анализ понятия конкурентоспособность организации. Предложено определение конкурентоспособности транспортной организации. Выделены ключевые факторы конкурентоспособности организаций пассажирского автомобильного транспорта. К ним относятся: соотношение спроса и предложения; качество предлагаемых услуг; разнообразие предлагаемых услуг; рентабельность перевозок; ресурсы транспортной организации. Предложен дополнительный фактор - состояние и развитие автодорожной сети. Рассмотрены особенности внутривидовой и межвидовой конкуренции в сфере пассажирских внутригородских и пригородных перевозок. Предложено широкое внедрение выделенных полос движения для увеличения скорости движения. К движению по выделенным полосам должны допускаться только легальные перевозчики. Это будет способствовать легализации перевозчиков. Предложенный научно-методический подход к оценке конкурентоспособности организации пассажирского автомобильного транспорта апробирован на материалах Электростальского филиала ГУП «Мо-странсавто».

Ключевые слова: конкурентоспособность организации, конкурентная позиция, рынок пассажирских автомобильных перевозок.

В последние годы вопросам конкурентоспособности посвящено значительное число исследований, при этом прикладных работ, направленных на рассмотрение проблем конкуренции и конкурентоспособности на предприятиях пассажирского транспорта все еще недостаточно.

В ряде работ, посвященных изучению проблем конкуренции в сфере автомобильных перевозок [1], под конкурентоспособностью автотранспортной организации понимается ее способность оказывать транспортные услуги, которые по своим качественным и ценовым характеристикам более привлекательны, чем услуги конкурентов.

В целом соглашаясь с данным подходом необходимо отметить его некоторую однобокость, не учет особенностей среды, в которой действуют организации пассажирского автомобильного транспорта. Более работоспособным представляется подход, изложенный в работах [2,3], в рамках которого под конкурентоспособностью транспортной организации, действующей на региональном рынке пассажирских автомобильных перевозок, предлагается понимать возможность организации в условиях рыночной нестабильности обеспечивать удовлетворение потребности пассажиров в перевозках заданного уровня качества и достижение поставленных стратегических целей за счет использования своих конкурентных преимуществ и своевременной и адекватной реакции на изменения в окружении.

Исходя из предложенного определения конкурентоспособности, важной теоретической и практической задачей становится определение конкурентной позиции транспортной организации на региональном рынке пассажирских автомобильных перевозок; выявление ключевых факторов, влияющих на конкурентоспособность транспортной организации; скорости проведения изменений в деятельности организации.

К ключевым факторам, определяющим конкурентоспособность организации пассажирского автомобильного транспорта, относятся:

- соотношение спроса и предложения на региональном рынке пассажирских перевозок, что характеризует уровень конкуренции;

- качество предоставляемых услуг;

- разнообразие предлагаемых услуг;

- ресурсы транспортной организации;

- рентабельность перевозок.

Поскольку пригородные и внутригородские перевозки являются убыточными, но социально значимыми, то здесь необходимо говорить не об уровне рентабельности, а об уровне убыточности.

Растет конкуренция на рынке пассажирских автомобильных перевозок, особенно на таких привлекательных региональных рынках как рынок Подмосковья, где существуют как внутривидовая, так и межвидовая конкуренция. Причем внутривидовая конкуренция усугубляется наличием значительного количества нелегальных и полулегальных перевозчиков, получающих конкурентные преимущества за счет более привлекательной структуры затрат.

Межвидовая конкуренция в основном происходит с организациями, выполняющими пригородные железнодорожные перевозки. В этом случае к вышеперечисленным ключевым факторам конкурентоспособности необходимо, на наш взгляд, добавить такой фактор как развитие и состояние дорожной сети. Не секрет, что хронические «пробки» на подмосковных дорогах существенно влияют на эксплуатационные затраты транспортных организаций, приводят к увеличению и главное - непредсказуемости времени поездки пассажира, что конечно же негативно сказывается на конкурентос-

Таблица 1

Основные показатели деятельности Электростальского ПАТП за 2015-2017гг.

Показатели Годы

деятельности 2015 2016 2017

абс.знач темп абс.знач темп абс.знач темп

Стоимость 22,0 - 23,0 104,5 25.0 108.7

основных

производстве

иных фондов,

млн. руб.

Выручка. 11266,0 - 10826.0 96.1 21191.0 195.7

ты е. руб.

Прибыль от 3250,0 - 3810,0 117.2 4890,0 128,3

реализации,

ты е. руб.

Валовая 3192,0 - 3679.0 1153 5246,0 142,6

прибыль,

тыс .руб.

Фондоотдача, 1.26 - 1.19 94.4 2.39 200.8

руб./руб.

Рентабельное 23.1 - 26.2 113.4 18.46 70,5

тъ основной

деятельности.

%

Таблица 2

Сравнительная характеристика конкурирующих субъектов экономической деятельности

I [аименование 1 УМ МО Группа И] 1 Кудинов ООО ИМ

«Мостранс- компаний С.Н. им «Автотранс Ьрин

авто» ООО «Контраст - Авто» Алисова E.H. » кж Ю.В

Количество 21 12 7 8 1

маршрутов, ед.

Объем перевозок 16247,8 8105,4 6499,1 6369,1 158,2

пассажиров,

тыс.пасс.

Парк подвижного 125 48 32 28 6

состава, ед.

пособности организаций автомобильного пассажирского транспорта. Решением данной проблемы могло бы стать введение выделенных полос для движения общественного транспорта и легальных перевозчиков на подмосковных трассах и в городах. Одновременно это бы способствовало «выходу из тени» нелегальных перевозчиков.

Предложенный научно-методический подход рассмотрен применительно к филиалу ГУП МО «Мострансавто» «Элект-ростальскому ПАТП», являющемуся обособленным подразделением Государственного унитарного предприятия пассажирского автомобильного транспорта Московской области «Мострансавто» и выполняющему часть производственных и коммерческих функций ГУП МО «Мострансавто» на территории городского округа Электросталь Московской области [4,5].

В 2016 году ЭПАТП перевезено 16247800пасс., из них 9709100пасс.

льготных категорий граждан, что составило 59, 76%. Выполнение рейсов - 96,6 %.

Осуществляется обновление парка подвижного состава: получено 15 новых низкопольных автобусов марки ЛиАЗ 529260, приспособленных для перевозки пассажиров с ограниченными возможностями по здоровью, что способствует повышению транспортной подвижности маломобильных граждан и формированию комфортной городской среды.

В «Электростальском ПАТП» внедрена автоматизированная система диспетчерского управления пассажирскими перевозками АСУ «Навигация», что позволило повысить соблюдение расписания, а также позволяет формировать удобное для пассажиров расписание, что положительно влияет на конкурентоспособность компании.

Обновление парка автобусов улучшило систему безопасности перевозок за счет увеличения доли новых автобусов,

оснащенных видеокамерами, позволяющими оценить обстановку как внутри салона так и снаружи.

Основные показатели деятельности Электростальского ПАТП, представленные в табл. 1 (здесь и далее показатели 2017г. даны в прогнозном значении).

Из негативных тенденций стоит отметить снижение рентабельности основной деятельности на 4,62 процентных пункта.

Как уже отмечалось выше, при оценке конкурентной позиции транспортной организации на региональном рынке пассажирских перевозок важно выявить и оценить всех субъектов экономической деятельности, конкурирующих на рассматриваемом сегменте рынка перевозок.

В настоящее время в городском округе Электросталь Московской области пассажирские перевозки осуществляются по 42 маршрутам: ЭПАТП - по 21 маршрутам (20 по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам, 1

- по нерегулируемым тарифам). ООО «Контраст - Авто», ООО «Контраст - Авто +» ООО «Контраст Плюс» - по 12 маршрутам, ИП Кудинов С.Н, ИП Алисова Е.Н.

- по 7 маршрутам, ООО «Автотранс» по 8 маршрутам, ИП Бринюк Ю.В. по 1 маршруту по нерегулируемым тарифам. Сравнительная характеристика конкурирующих субъектов экономической деятельности представлена в табл.2.

Как видим, основным внутривидовым конкурентом Электростальского ПАТП является группа компаний ООО «Контраст-Авто», но по всем показателям указанная компания отстает от Электростальского ПАТП практически в два раза.

С целью оценки текущего состояния бизнеса и выявления проблемных сторон был выполнен анализ внутренней среды «Электростальского ПАТП» (табл. 3-5) по следующим группам: маркетинг; финансы; производственная деятельность; персонал.

Как видим, на низком уровне только освещение деятельности компании в средствах массовой информации, чему руководству предприятия стоит уделить внимание.

Колебания показателя 7 в основном связаны со спецификой получения и расходования денежных средств в организациях, осуществляющих социально значимые виды перевозок и не может быть в полной мере отнесено к недостаткам и упущениям в деятельности компании.

Выполненная оценка состояния основных параметров внутренней среды Электростальского ПАТП позволяет го-

0 3

в

S

ff

а

2 а

7

г-

CS

сч сэ

£

2 о

ворить о том, что серьезных стратегических проблем в организации нет, но есть вопросы, на которые руководству компании необходимо обратить внимание, реализуя принцип стратегического подхода к управлению - что необходимо сделать сегодня, чтобы завтра иметь процветающую компанию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Васильева Н.А., Матеуш Т.А., Миронов М.Г. Экономика предприятия: конспект лекций. - М.: Юрайт, 2011. - 192с.

2. Богданова Т.В., Гончаренко С.С., Фадеев Е.А. Методы конкурентной борьбы при создании и эксплуатации морских контейнерных линий // Вестник университета, №7-8, 2016. - с.48-53.

3. Богданова Т.В., Горовая М.В., Русинов Р.В. Научно-методические подходы к оценке конкурентоспособности организаций транспорта // Вестник университета, №21, 2013. - с.24-31.

4. ГУП МО «Мострансавто». Официальный сайт [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://mostransavto.ru/ about/about-company/ (дата обращения 15.09.2017).

5. Электростальское ПАТП. Официальный сайт [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://mostransavto.ru/ about/about-company/structure/affiliate/ ?ID=830 (дата обращения 05.09.2017).

Estimation of the competitive position of the transport organization in the regional market of passenger road transport

Gorin V.S., Bogdanova T.V., Stepanov A.A., Maltseva M.V., Kiselev D.A.

State University of management The article presents the results of the study of the competitive position of the organization of passenger road transport in the market of passenger transport of the Moscow region. The concept of competitiveness of the organization is studied. The proposed definition of competitiveness of the transport organization. The key factors of competitiveness of the organizations of passenger motor transport are allocated. These include: the ratio of supply and demand; the quality of services offered; the variety of services offered; the profitability of transportation; the resources of the transport organization. An additional factor is proposed-the condition and development of the road network. The features of intraspecific and interspecific competition in the sphere of passenger intracity and suburban transportations are considered. The wide introduction of the allocated lanes for increase in speed of movement is offered. Only legal carriers should be allowed to travel on the designated lanes. This will facilitate the legalization of carriers. The proposed scientific and methodological approach to assessing the competitiveness of the organization of passenger road transport has been tested on the materials of the Elektrostal branch State Unitary Enterprise «Mostransavto».

Таблица 3

Оценка организации маркетинга

Вопросы анализ 1 ¡олученные выводы

1. Знает ли организация свои сегменты рынка и требования рынка к услугам Известны - сегменты рынка и требования рынка к оказываемым предприятием услугам.

2. Знает ли организация пожелания потребителей относительно ее услуг Хорошо знает пожелания по требителей о гносительно ее услуг.

3. Хорошо ли организация представляет, какова структура затрат и прибыльность услуг (видов услуг) Хорошо знает структуру затрат и прибыльность услуг.

4. Качество услуг в сравнении с услугами конкурентов (в аналогичном ценовом диапазоне). Качество услуг в сравнении С услугами конкурентов - выше.

5. Каков уровень сервисного сопровождения и технического контроля услуг организации Высокий

6. Влияли ли изменения пен на объем реализации услуг Незначительно

7. Затраты на продвижение услуг. Средние

Какую ДОЛЮ В продажах услуг занимают наиболее важные потребители,%. 70%

9. Частота распространения информации о деятельност и организации (через СМИ. интернет). 11иэкая

Таблица 4

Оценка финансовой деятельности

Вопроси анализа Полученные выводы

1. Каким образом на предприятии осуществляется управление себестоимостью услуг Осуществляется планирование, формирование тарифов на окапываемые услуги по перевозкам пассажиров

2. Известна ли структура себестоимости услуг Известна, в соответствии с тарифами на услуги и затратами по каждой операции.

3. Какова динамика накладных расходов (их доля В структуре затрат) Снижение

4. Налагались ли на предприятие штрафные санкции налоговой инспекции Нет

5. Есть ли у предприятия безнадежные долги Нет

6. Сколько показателей используется для финансового анализа на предприятии 10

7. Какова динамика денежных средств предприятия (в составе оборотных средств) Колебания

Key words: competitiveness of the organization, competitive position, the market of passenger road transport. References

1. Vasilyeva N.A., Mateusz T.A., Mironov of M.G.

Ekonomik of the enterprise: abstract of lectures. - M.: Opam, 2011. - 192 pages.

2. Bogdanova T.V., Goncharenko S.S., Fadeyev

E.A. Competition methods during creation and operation of sea container lines//the Bulletin of the university, No. 7-8, 2016. - page 4853.

3. Bogdanova T.V., Gorovaya M.V., R. V. Russinians.

Scientific and methodical approaches to

assessment of competitiveness of the organizations of transport//Bulletin of the university, No. 21, 2013. - page 24-31.

4. SUE MO Mostransavto. Official site [An electronic

resource]. - Access mode: http:// mostransavto.ru/about/about-company/ (date of the address 9/15/2017).

5. Elektrostal PATP. Official site [An electronic

resource]. - Access mode: http:// mostransavto.ru/about/about-company/ structure/affiliate/?ID=830 (date of the address 9/5/2017).

Таблица 5

Оценка системы управления персоналом

Вопросы анализа Полученные ВЫВОДЫ

1. Осведомлен ли персонал предприятия о его планах Да, хорошо осведомлен

2. Участвует ли персонал предприятия в получении части прибыли Частично

3. Как предприятие распределяет полномочия и устанавливает ответственность с помощью составления рабочих инструкций Хорошо

4 Как предприятие определяет потребность В кадрах на перспективу Хорошо

5. Какова процедура приема на работу Детализированная

6. Какая часть персонала не прошла обучение за последние 2 года, % 5%

7. Как изменился уровень травматизма и пропусков reo болезни Без изменений (при достаточно низком уровне).

8. Как оценивается работа по регулированию оплаты груда на предприятии Удош ютворительно

9. Каков уровень понимания обязательств предприятия (юридических, финансовых и социальных) Высокий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.