Научная статья на тему 'Оценка конкурентноспособности деятельности торгового предприятия (на примере ООО Адидас)'

Оценка конкурентноспособности деятельности торгового предприятия (на примере ООО Адидас) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3371
558
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / ТОРГОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / АНАЛИЗ И ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рудакова Алёна Николаевна, Пирогова Оксана Евгеньевна

В данной статье представлено несколько методов оценки конкурентоспособности предприятия, проведён конкурентный анализ и сделаны выводы по результатам исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка конкурентноспособности деятельности торгового предприятия (на примере ООО Адидас)»

УДК 339.37

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ООО АДИДАС) Рудакова Алёна Николаевна, студент (e-mail: alenarudakova@yandex.ru) Пирогова Оксана Евгеньевна, к.э.н., доцент (e-mail: kafedra17@rambler.ru)

Санкт-Петербургский Политехнический университет Петра Великого,

г. Санкт-Петербург, Россия

В данной статье представлено несколько методов оценки конкурентоспособности предприятия, проведён конкурентный анализ и сделаны выводы по результатам исследования.

Ключевые слова: конкурентоспособность предприятия, торговое предприятие, анализ и оценка конкурентоспособности.

В современных условиях рыночной экономики многие торговые предприятия находятся в условиях ожесточенной конкуренции. Именно поэтому многие фирмы ставят для себя основные задачи - сохранение (укрепление) позиций на рынке и максимизация прибыли [6]. Повышение конкурентоспособности фирмы становится особенно актуальным вопросом для многих торговых предприятий.

Конкурентоспособность предприятия - это свойство компании, характеризующее степень реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными предприятиями, представленными на рынке [2].

На сегодняшний день, не существует единого способа оценки конкурентоспособности фирмы [3]. Именно поэтому получили особую популярность различные комплексные методы оценки конкурентоспособности.

В качестве исследуемого объекта возьмем ООО «Адидас».

В России представлен в форме общества с ограниченной ответственностью «Адидас» (ООО «Адидас»). Генеральный директор - Мартин Шенк-ланд. Уставной капитал - 61700000 рублей. Учредителем является Австрийская компания Адидас Австрия ГМБХ (100% акций) [4].

Компания ООО «Адидас» пропагандирует занятия спортом, поэтому в основном ориентируется на людей, которые активно занимаются спортом, ценят комфорт и удобство за приемлемую цену. Основной возраст аудитории 18-30 лет.

Для оценки конкурентоспособности компании ООО«Адидас», будем использовать несколько популярных методов оценки, а именно:

- Модель Портера;

- SWOT-анализ;

- Метод субъективных экспертных оценок, построение многоугольника по конкурентам.

Модель Портера позволяет оценить конкурентоспособность предприятия с позиции 5 сил.С помощью этой модели проводится анализ отрасли, по результатам которого разрабатывается бизнес-стратегия предприятия [1].

Сила 1: рыночная власть покупателей.

Основными потребителями являются спортсмены и люди, ведущие активный образ жизни. Они готовы доплачивать за качество и комфорт продукции. Однако, другие группы населения остаются зависимыми от ценовой политики предприятия. Исходя из этого, можно сделать вывод,что степень влияния данного фактора может быть оценена как средняя.

Сила 2: рыночная власть поставщиков.

Адидас имеет хорошую базу поставщиков по всему миру. Однако в силу специфики и повышенным требованиям к качеству определённых ресурсов, степень влияния данного фактора также может быть оценена как средняя.

Сила 3: угроза вторжения новых участников.

На данный момент повысился спрос на спортивные товары, именно поэтому существует угроза появления новых участников на всеобщий рынок. Кроме того, мир не стоит на месте и постоянно развивается. В данной отрасли имеют особое значение новые технологии в производстве спортивных товаров. Высокая вероятность появление новых участников рынка.

Сила 4: угроза появления товаров-заменителей.

Из-за роста конкуренции и развитием научно-технического прогресса во многих странах, особо остро стоит вопрос о товарах-заменителях. УАдидас достаточно хорошие технические разработки, именно благодаря им, компания выбилась в лидеры, однако не стоит недооценивать новых и уже существующих конкурентов. Вероятность появления товаров-заменителей достаточно высока.

Сила 5: внутриотраслевая конкуренция.

За последнее время число конкурентов, реализующих спортивные товары, аксессуары и обувь значительно увеличилось. Это связано, прежде всего, с увеличением спроса у покупателей, появлением новых спортивных тенденций. Однако, Адидас имеет преимущества по качеству реализуемой продукции, а также уже имеет своих поклонником. Поэтому степень влияния данного фактора можно оценить как среднее.

Основная цель SWOT-анализа - исследование сильных и уязвимых сторон предприятия [1]. Должен быть проведен анализ потенциальных угроз от факторов извне, поиск и определение предположительных путей развития фирмы. Кроме того, анализ помогает установить связи между данными составляющими.

SWOT-анализ представлен в виде матрицы в таблице 1.

300 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №1 (19), 2017 _Таблица 1- Матрица SWOT-анализа ООО «Адидас»_

Возможности О 1. Развитие интернет-торговли 2. Увеличение интереса к спорту 3. Расширение ассортимента Угрозы Т 1. Снижение реальных доходов населения 2. Рост конкуренции 3. Нехватка квалифицированных кадров

Сильные стороны 8 1. Качествотоваров 2. Лидирущая позиция на рынке 3. Развитый брен-динг 4. Большое число точек сбыта 80 1. Увеличение сбыта продукции, выход на новые рынки 2. Привлечение новых покупателей 3. Гибкая ценовая политики 8Т 1. Ориентация на конкурентные преимущества 2. Гибкое руководство 3. Повышение квалификации своих кадров

Слабые стороны W 1. Низкий уровень сервиса 2. Высокая текучесть кадров 3. Недостаток финансовых средств для развития персонала W0 1. Недостаточное использование спектра маркетинговых и финансовых инструментов 2. Невнимательность управленческого персонала к линейному WT 1. Потеря доли постоянных покупателей за счет снижения цен конкурентами 2. Вероятность увеличения текучести кадров

Выводы:

- проанализировав первый квадрант «силы-возможности» видно, что предприятие «Адидас» эффективно использует сильные стороны для увеличения своих возможностей;

- Рассмотрев квадрант «силы-угрозы» можно сделать сказать, что компания так же эффективно использует свои сильные стороны для избегания угроз;

- Исходя из результатов третьего квадранта «слабости-возможности», можно говорить о том, что компания «Адидас» неплохо использует представленные возможности для преодоления слабых сторон;

- Анализ четвертого квадранта «слабости-угрозы» показывал, что у компании существует немного слабых сторон, которые препятствуют избеганию угроз.

Оценка внешней среды положительна, значит, положение хозяйствующего субъекта на рынке благоприятно.

Конкурентоспособность предприятия также может быть оценена посредством проведения экспертных оценок. Данные оценки осуществлялись на основе сопоставления соответствующих показателей рассматриваемого

предприятия и конкурентов [5]. Экспертные оценки представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Анализ конкурентоспособности компании ООО «Адидас»

Степень Технико-экономические Баллы по компаниям*

значимости показатели

Adidas Nike Puma

0,17 Цена 2 3 3

0,15 Качество 5 4 4

0,05 Раскрученность бренда 5 5 3

0,15 Удобство 5 5 4

0,06 Скидки на продукцию 5 4 3

0,1 Широта ассортиментного ряда 5 4 4

0,1 Дизайн 3 5 4

0,1 Возможность покупки online с сайта 4 3 3

0,05 Количество розничных магазинов 5 3 1

0,07 Использование современных инновационных технологий 5 4 4

1 Итого: 45 40 33

* Оценка конкурентоспособности проведена по пятибалльной шкале: 5-очень сильное проявление, 4-сильное проявление, 3-нейтральное проявление, 2-слабое проявление, 1 - очень слабое проявление.

Исходя из полученных оценок, строим взвешенную оценку конкурентоспособности компании Адидас и её основных конкурентов (см. таблицу

3.).

Таблица 3 - Взвешенная оценка Адидас и её основных конкурентов

Степень значимости Технико-экономические показатели Баллы по компаниям*

Adidas Nike Puma

0,17 Цена 0,34 0,51 0,51

0,15 Качество 0,75 0,6 0,6

0,05 Раскрученность бренда 0,25 0,25 0,15

0,15 Удобство 0,75 0,75 0,6

0,06 Скидки на продукцию 0,3 0,24 0,18

0,1 Широта ассортиментного ряда 0,5 0,4 0,4

0,1 Дизайн 0,3 0,5 0,4

0,1 Возможность покупки 0,4 0,3 0,3

online с сайта

0,05 Количество розничных магазинов 0,25 0,15 0,05

0,07 Использование современных инновационных технологий 0,35 0,28 0,28

1 Итого: 4,19 3,98 3,47

^Определяется поочередным умножением

столбца на оценки экспертов.

На основании таблицы 3 построим многоугольник конкурентоспособности (рис.1).

Технологии и инновации

Розничные магазины

Покупка online

Дизаин

Цена

Качество

Раскрученность бренда

Удобство

Скидки на продукцию

Adidas

Nike

Puma

Широта ас.ряда

Рисунок 1 - Многоугольник конкурентоспособности

Исходя из полученный данных, видно, что ближайший конкурент Adidas на российском рынке - это Nike. Не так далеко и Puma. Nike имеет лучшие оценки в показателях: цена и дизайн, в то время как Adidas лучше в показателях: качество, скидки на продукцию, широта ассортимента, возможность покупки online с сайта, количество розничных магазинов и использование современных инновационных технологий. Безусловно, все три бренда являются мировыми и имеют свои преимущества и недостатки. Так, имея высокие цены на продукцию и имея уступающий дизайн в сравнении с конкурентами, Adidas является уверенным лидером в других, более значимых показателях. Для рынка спортивных товаров это прежде всего качество и удобство. Раскрученность бренда на одинаково высоком уровне находятся Adidas и Nike, не зря именно эти бренды являются спонсорами Олимпийских игр и Чемпионатов мира по различным видам спорта. Свою большую цену Adidas оправдывает, однако именно эта компания способствует тому, чтобы спортивные товары были доступны не только профессиональным спортсменам. Компания реализуют широкую систему скидок на продукцию. Безусловно, в наше время стало больше ценится

время человека, именно поэтому важно развивать не только розничные магазины, но и интернет-магазины. В этих двух показателях, Adidas обгоняет своих конкурентов. Особую роль занимают и разработки новых технологий, однако они больше необходимы для профессиональных спортсменов, чем для обычных покупателей.

Таким образом, проведя исследование конкурентоспособности компании Адидас, можно сделать вывод о том, что это действительно сильный игрок на рынке спортивных товаров. Для более подробной и точной оценки конкурентоспособности необходимо также учитывать и экономические показатели.

Список литературы

1. Божук С., Ковалик Л., Маслова Т., Розонова Н.,Тэор Т. Маркетинг: Учебник для вузов. 4-е изд. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2012. - 448 с.

2. Воронов Д. С. Динамический подход к оценке конкурентоспособности предприятий // Конкурентоспособность социально-экономических систем: монография / под науч. ред. А.И. Татаркина и В. В. Криворотова. М.: Экономика, 2014. С. 371-409

3. Лазаренко А. А. Методы оценки конкурентоспособности / А. А. Лазаренко // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 374-377

4. Сайт компании Адидас. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.adidas.ru

5. Пирогова О.Е. Возможности применения методов оценки конкурентоспособности в системе управления стоимостью торгового предприятия // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфере, технологии, №4(26), 2015. с. 60-65.

6. Пирогова О.Е. Динамическая модель развития торгового предприятия на основе роста стоимости// Управленческое консультирование №9 (93), 2016 С.95-106.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Организация деятельности совета директоров в компаниях с государственным участием/ Поздняков К.К., Горохов А.А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 7 (17). С. 265-271

8. Интеллектуальная миграция в России/ Серебренникова А.И., Микрюков А.В., Куваева Ю.В., Горохов А.А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 7 (17). С. 335-340.

9. Проблемы учета кредиторской задолженности в структуре капитала торгового предприятия при оценке темпов роста стоимости/ Пирогова О.Е.//Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2014. № 6. С. 42-47.

10. Возможности применения методов оценки конкурентоспособности в системе управления стоимостью торгового предприятия/ Пирогова О.Е.// Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2015. № 4 (26). С. 60-64.

11. Экономика недвижимости/ Боровкова В.А., Боровкова В.А., Пирогова О.Е.// Учебник и практикум / Москва, 2015. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (1-е изд.)

12. Учет внутренних рисков при определении оптимальных темпов роста стоимости предприятия/ Пирогова О.Е.// Управленческое консультирование. 2014. № 7 (67). С. 7481.

13. Функциональная схема управления устойчивым развитием торгового предприятия на основе стоимостного подхода/ Пирогова О.Е.// Экономика и управление. 2012. № 12 (86). С. 85-89.

14. Формирование критерия устойчивого развития торгового предприятия в условиях неопределенности/ Пирогова О.Е.// Международный научный журнал. 2012. № 2. С. 17-21.

15. Применение методов прогнозирования в определении денежного потока организации/ Пирогова О.Е., Литавина А. А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 5 (15). С. 106-114.

16. Применение логистической регрессии для оценки финансового состояния предприятий/ Пирогова О.Е., Шишова М.О.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 5 (15). С. 114-122.

Rudakova Alena Nikolaevna, student

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University «Institute of Industrial Management, Economics and Trade» , St. Petersburg, Russia

Pirogova Oksana Evgenevna, candidate of economic sciences, docent

(e-mail: kafedra17@rambler.ru)

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University «Institute of Industrial Management, Economics and Trade» , St. Petersburg, Russia

ASSESSMENT OF COMPETITIVE OF ACTIVITY OF THE TRADING COMPANY (ON THE EXAMPLE OF LLC ADIDAS)

Abstract. This article provides several methods to assess the competitiveness of enterprises, conducted a competitive analysis and conclusions According to a study.

Keywords: competitiveness of enterprises, analysis and assessment of the competitiveness.

КЛАСТЕРЫ В ФОРМИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ: РАЗВИТИЕ ТУРИЗМ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ Рыжкова Ольга Владимировна, к.и.н., доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова, г.Тула, Россия

Настоящая статья посвящена анализу возможностей кластерной политики в формировании и развитии региональной экономике. В статье оценивается потенциал Тульской области в сфере туризма, как возможности создания туристического кластера.

Ключевые слова: кластер; экономика, экономическое развитие, потенциал, туризм, туристическая индустрия, стратегия развития туризма, Тульская область.

Туризм в самом простом понимании означает временный выезд (путешествие) людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства. Срок тура (путешествия) согласно законодательству РФ может варьироваться от минимума - 24 часов до максимума - 6 месяцев в течение одного календарного года. Условие тура совершение не менее одной ночевки в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, оплачиваемой из местного источника.

Существует множество оснований для классификации туризма:

- выездной (перемещение граждан одной страны за её границы);

- въездной (представляет собой въезд иностранцев на территорию другого государства;

- внутренний туризм (перемещение туристов внутри одной страны).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.