Научная статья на тему 'ОЦЕНКА КОНЕЧНОГО РЕЗУЛЬТАТА ОБРАЗОВАНИЯ МЕТОДОМ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА'

ОЦЕНКА КОНЕЧНОГО РЕЗУЛЬТАТА ОБРАЗОВАНИЯ МЕТОДОМ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРНЫЙ И КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕЛИ / КРИТЕРИЙ РЕЗУЛЬТАТА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / FACTOR AND CORRELATION ANALYSIS / OUTCOME OF EDUCATION / MODELS / CRITERIA OF A RESULT / COMPETITIVENESS OF THE EDUCATIONAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арутюнян Давид

В статье поставлена задача вывести индикаторы конечного результата образования и изучить их связь с расходами на образование и показателями социально-экономического развития. С этой целью был применен метод факторного анализа (главных компонентов), затем метод корреляционного анализа. Исследование было проведено на основе показателей результатов и расходов, описывающих сферу образования около 7 десятков стран мира, причем как для всех стран вместе взятых, так и для двух отдельных групп стран. По результатам анализа были выведены модели конечного результата образования, характерные для той или иной группы стран. В них большое значение имеют, в частности, навыки выпускников и инновационные возможности, которые во многом обусловлены уровнем жизни стран и расходами на исследования и развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF EDUCATION OUTCOMES BY THE METHOD OF FACTOR ANALYSIS

The paper aims to derive indicators of education outcomes and to study their linkage with the expenditures of education and socio-economic development indicators. For this purpose, the method of factor analysis (main components) was applied, then the method of correlation analysis. The survey was conducted on the basis of the results and expenditure indicators that describe the sphere of education in about 7 dozen countries: it was done both for all countries combined, and for two separate groups of countries. Models of education outcomes were derived from the results of the analysis, which are specific to a particular group of countries. Particularly, the skills of graduates and innovative opportunities have a great importance in these cases, which are largely determined by the standard of living of countries and the costs of research and development

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА КОНЕЧНОГО РЕЗУЛЬТАТА ОБРАЗОВАНИЯ МЕТОДОМ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА»

^hÖUMUQPnhB3nhÜ

4U4h© <UPnhB3nhü3Ub

<äS< LflÄUJlUjqpnLßjUjCl LUúpfinÜfl шищ^шСл

QüU<USnh0ü QnnOn"UU3h"U ЦЬ^ПГОПНЭЗЦЬ ub©nin«4

<nríuiónLúËûrrÇp t rpíujó qmpupbpbi LpßnLßjuiCi LLbpçûuiprjnLÙgÇ gmgfi¿Cbp U hbïutqnïbi rpujûg Цшщр IpßnLßjuiC óuifuubpli U ungfiuji-ïûïbuujïujû quipquigúuiC gnLgujûÇ2ÛbpÇ hbï: Uju СщшлшЦпЦ IfipujLbi t qnpónCuijfiC (qi^uiL¡np puiquiqpÇ^-CbpÇ) фplnLÓnLßJшù úbpnqp, шJÙnLhbлU ' InébijujgÇnC фplnLÓnLßJшù úbpnqp: <Ьлш-qnлnLßnnLÚ|^ Ïuiïuipibi t ui2ËuiphÇ 2mp2 J лший]шЦ bpïpûbpÇ LpßnLßjuiCi ninpïp C|шpшqpnq uiprjnLCiguijliCi U óui^uuijfiC gnLgujCfißCbpfi h^^úшC ípui. pûq nprnú' fiC¿-L»u pninp bpïpûbpÇ hшúшp ú^u^/C Цbpgpшó, uijCujbu ti bpïpûbpÇ bpQm urnuiCôÇC [uúpbp[i hujúujp: ЦbplnLÓnLßJшC ujpqjnLCgnLL qmpu bC pbpíbi bpïpCbpÇ uiju Qujú ujjC fuúpfi hшúшp pCnpnß LpßnLßjuiC LLbpçCujprjnLCùÇ únqbiCbp: IpuiCgmú úbó ^pUnprn-ßjnLC rnCbC, úшuCшЦnpшLцbu, 2P2шCшЦшpлCbp^^ húлnLßJnLCCbpp U Cnpшuлbqóш-1шС QujpnqnLßjnLCCbpp, npnCg úbóujLybu LЦшJÚшCшЦnpЦшó bC bpïpCbpÇ QbCuujúuj-ÏujpruJÏnLL U hbлшqnлnLßJnLCCbp|^ nL quipquigúuiC ípui lujïujpinq óuj^ubpní:

<ÇÚûшpшßbp. qnpónCwjliC U ïnûbuuigÇnC ЦbplnLÓnLpJnLC, LpßnLßjuiC LbpçCujp-rjnLCjù, únqbiCbp, uiprjnLCùÇ ¿ujifrnpnßfc, Ipßuiluic hшúш|шpq|^ úpgnLCш|nLßJnL C

JEL: C38, I21

Îppnlpjmû LbpçûmprjnlûùÇ' np^bu |ppnlpjmû pjnlçbïmjÇû ôm^ubpÇ mprjnlûmLbïnlpjmû •СшИшлйшС grng^Ç LÇ^m|mqpm|mû Lbpinlônlpjmû ïbumCÏjnLÛÇg úbó hbïmùpùpnlpjnlû t úbp|mjmgúnlú qnpônûmjÇû U |néb-IjmgÇnû úbpn|Cbp^ hшúшлbrç ïÇpmrcnLpjnLÛp: Ujû, úmuúmínpmLbu, pnlji t ïmiÇu ïppnLpjmû ninpïÇ mprjnlû£mjÇû gnlgmûfaûbpÇg илшйш[ |ppnlpjmû LbpçûmprjnlûùÇ ûnp qnpônûûbp U pmgmhmjïbi LbpçÇûûbpÇu |шщр Ippnl-pjmû pjnlçbïmjÇû ôm^ubpÇ U úш|pnлûлbuш|шû gnlgmûÇ2ÛbpÇ hbï, Çû^Ç

Цpш hÇùùibini ti hûшpшЦnp t rçÇminLÙ ШRШùÔùшgùbl «ÏppnLpJШù бш^-ÏppnLpJШù Цbp2Ûшp^JnLÛù-mûmbuшïшû qшpqшgúшù ^^p^ï» b^ù-ÏjnLÙnL mшppbp ùnrçbiùbp:

<nrç^ônLÙ ûbpïшJшgЦbl bù ùúшùopÇùшï ЦbplnLánLpJшû шpп.JnLÙùùbp' ÏшmшpЦшá Ш2ËшphÇ 2™p2 7 mшuÙJШï bpïpùbpÇ ÏppnLpJШù ninpmp й^ш-pшqpnrç шp^JnLÛùШJÇû, áшËuшJÇû, Çù^bu ^U úшïpnmùmbuшïшù ùÇ2ÙbpÇ hÇ^ù Цpш: OqmшqnpáЦшá шpп.JnLÙùШJÇù gnLgшùÇ2Ùbpù bù'

1. ÏppnLpJШù hшúшpÇЦ (np^bu ^prç^jÇù qшpqшgúшù hшúшpЦÇ

1

pшrçшrçpшmшpp) ,

2. hùmnLpjnLÙùbp (qùшhшmЦшá t O-1OO uшù^^шïnЦ, npmbrç 1OO-p 1ш-^qnLjù ^^p^ïù t) : PùnLpшqpnLÚ t Ш2ËшmnLdÇ hùmnLpjmùùb-pÇ (ùbpшßJШl umbrç^qnpô úmшánrçnLpJШù ^pnrçnLpjnLùùbp) pùrç-hшùnLp ^^p^Ïp U ÏppnLpJШù ршйш^й nL npшïp (ùbp^ U ш^ш-•ш ubpmùrçùbpÇ Ш2ËшmnLdÇ' hùmnLpjmùùbpÇ U ÏppnLpJШù luùpnrç-çnLpjnLÙp),

3. ùnpшumbrçáшïшù ^pnrçnLpjnLùùbp (qùшhшmЦшá t O-1OO uшùrçrçш-Ïni, npmbrç 1OO-p ^^qnLjù ^^p^ïù t) : PùnLpшqpnLÚ t hbmш-qnmnLpjnLÙùbpÇ U qшpqшgúшù nL npшïp, Çù^bu ùшU •ш-rçшфшpùbpp ùnp шщpшùùùbpÇ U ^^jnLpjnLùùbpÇ ЦbpшáblnL pn^nLpjnLùùbpp: Ujù щшpnLÙшïnLÚ t hbmUJШl pшrçшrçpÇ¿ùbpp' 2Ф™й-ùbp U pшqúшqшùnLpJnLÙ, hbmшqnmnLpJnLÙùbp U qшpqшgnLÚ, ш^-mpшJùшgnLÚ,

4. 2P2ШùшЦшpmùbpÇ hùmnLpjnLùùbp (qùшhшmЦшá t 1-7 uшù^^шïnЦ, npmbrç 7-p ^^qnLjù ^^p^ïù t)4: Ujù hbmUJШl bpïnL hbmшqn-mшïшù hшpgnLÚùbpÇ щшmшuËшùùbpÇ ùÇçÇù qùшhшmшïшùù t' ш) т^ш1 bpïpnLÙ úÇ2Ùшïшpq ïppnLpjnLù nLùbgnrçùbpp pÇqùbuÇù шùhpшdb2m Çù^ÇuÇ" hùmmpjnLùùbp nLùbù, p) т^ш1 bpïpnLÙ 1пш-úшluшpшùÇ 2P2ШùшЦшpmùbpp pÇqùbuÇù шùhpшdb2m Çù^ÇuÇ" hùmnLpjnLùùbp nLùbù,

5. p^jÇù qÇïbiÇùùbpÇ mшpшáЦшánLpJnLÙp pùшï¿nLpJШù 2P2ШùnLÚ (qùшhшmЦшá t 1-7 uшù^^шïnЦ, npmbrç 7-p ^^qnLjù ^^p^ïù t)5,

6. hùmnLpjnLùùbp nLùbgnrç Ш2Ёшшп^ qmùbinL njnLpÇùnLpjnLùp ^ш-hшmЦшá t 1-7 uшù^^шïnЦ, npmbrç 7-p ^^qnLjù ^^p^ïù t)6:

<bmшqnmnLpJШù шßШ2Çù фnLlnLÚ шpп.JnLÙùШJÇù ^ÇmшpïЦшá ùÇ2ùbpÇ (1-6 gnLgшùÇ2Ùbp) hÇúшù Цpш ïшmшpЦbl t qnpánùшJÇù íbpinLánL-pjnLù:

ЦbplnLánLpJШù шp^JnLÙùùbpp í^jnLÚ bù ШJù úшuÇù, np ^ÇmшpïЦn^ pninp 6 gnLgшùÇ2ÙbpÇ pùrçhшùnLp ЦшpÇшgÇшJÇ 77,6%-p ^pbiÇ t рш0ШШ-pbi 1 qnpônùÇ ùÇçngni (npÇ ubфшïшù шpdbùp úbá t 1 -Çg):

1 Sb'u 0UÎ-Ç qi^pqi^gùi^ù ópшqpÇ (UNDP) Ïppmpji^ù ninpmÇù ш^Цп^ gnLgшùÇ2Ùbp, 2O15-2O17 pp. (http://hdr.undp.org/en/data)

2 Sb'u ■<wùi^2Ë|^phi^jÇù ùpgnLùi^l|nLpji^ù qbïnLjg, 2O18 p. (http://reports.weforum.org/global-competitiveness-report-2O18/)

3 Sb'u ùnLjù mbrçp:

4 Sb'u ùnLjù mbrçp:

5 Sb'u ùnLjù mbrçp:

6 Sb'u ùnLjù mbrçp:

^hûUMUQPnh»3nhb 143

QnpônùÇ (wùiwùnLÛ bù ùmL «pmpûimô |wû [wmbùmwjÇù qnpônù») pûrnpwqÇpp, pum b[wïbmwjÇù gnLgwùÇ2ùbpÇ, ùbp|wjwg4wô t wrçjnLurnï 1-nLÙ:

UnjnLumï 1

QnpônûuijÇû ôuiùpiupbnùi[uiônLpjLuù ûwmp/igp7

®4wjÇù qÇmb[ÇpûbpÇ mwpwôiwônLpjnLÛp pùwL^nLpjwù 2p2wùnLÛ 0,898

<ûmnLpjnLÙûbp mûbgnrç w2Ëwmnrç qmûb[nL ^jnLpÇùnLpjnLÛp 0,831

Umwgiwô qnpônùp |wpb[Ç t rçÇmwp|b[ np^bu |ppnLpjwù ibpçùmp-^jnLÛpÇ wû^n^ hwûwpÇi, npnLÙ qnpônùwjÇù ôwùpwpbrcùiwônLpjnLùùbpp pwrçwrçpÇ^ùbpÇ Ï2RmjÇû qnpôw|ÇgùbpÇ rçbpw|wmwpnLÙ nLùbù: Qpwùg m-RmÎb[mqnLjû qùwhwmw|wùp «hûmnLpjnLùùbp» gmgwùÇ2Ç rçb^pnLÙ t (0.939): SbmLmpmp, mju qnpônûû wrcw4b[w^bu pûnLpmqpinLÙ t W2ËwmnL-dÇ hûmnLpjnLÙûbpÇ L umbrçôwqnpô ûmwônrçnLpjwù ïwpnrçnLpjnLÙûbpÇ pùrç-hmûnLp ûw|wprçwïn4, Çù^bu ùmL ùbp|w L m^mqm ubpnLùrçùbpÇ W2Ëw-mnLdÇ' hûmnLpjnLÙûbpÇ L |ppnLpjwù pwûwïÇ nL npm|Ç wûpnrççnLpjwûp:

U^jnLumï 2-nLÙ ûbpïmjmgimô bù 4bp[nLÔnLpjwù ûbç ùbpwrciwô bp|pùb-pÇ' qnpônùÇ qùwhwmwïwùùbpp: <wp| t ù2»é, np qùwhwmwïwùùbpp ùnp-ûminpib[ bù 10 pw[wjÇù hwûw|wpqn4 L ùbpïwjwg4b[ pum ùiwqûwù:

UnjnLuuï 2

bpQpùbpfi rjwuuL/upqnnJù pum qnpônùfi ùnpûwijnpilwô uupdbgùbpff

1. o |U0b 10,00 Q KO 23. 9/1 îÇi^pnu 6,30 A iO 45. CpÇ LwùL|w 4,11

2. 3. CibjgwpÇw $Çù[wùrçÇw 9,02 9,19 24. 25. U[n4bùÇw ^npmnLqm[Çm 6,12 5,90 46. 47. în[nLÙpÇm 3,97 3,79

4. QbpûwùÇw 8,97 26. âbËÇm 5,78 48. PnL[rçwpÇw 3,74

5. 8,93 27. hui^wùÇw 5,77 49. 0bùuÇ|m 3,70

6. CibrçÇw 8,87 28. hmw[Çw 5,58 50. SmçÇïummù 3,57

7. Q hupmjb[ 8,65 29. on Urçppbçwù n n 5,56 51. KO BnLùÇu 3,54

8. 9. hu[wùrçÇw IwùÇw 8,45 8,34 fl OK 30. 31. è' & QÇùwumwù 5,45 5,40 c 07 52. 53. KA Upmummù hpwù Xi 1 II 'Knhl il 11 3,51 3,44 'X oo

10. 11. •1 O UÇùqwi^nLp bnpibqÇw 8,25 8,23 Q H/l 32. 33. Q A SnLùwumwù LmmiÇm 5,27 5,22 A QQ 54. 55. KR si- U^pÇ^m ènLÛÇùÇm 3,29 3,26

12. 13. •1 A Îiuùiurçiu 00 8,04 7,97 "7 Qf\ 34. 35. QC PlLL|pwÇùw Lbhwumwù 4,88 4,83 A 7Q 56. 57. KQ 0nLÎbj|3 ÊnpimpÇm 3,07 3,03 O

14. 15. •1 CL U4umpw[Çw 7,90 7,82 "7 A O 36. 37. QO LÇmim Snprçwùwù 4,79 4,55 A KK 58. 59. BnLppÇm 2,93 2,85 O 17

16. 17. •1 Q Pb[qÇw bnp Qb[wùrçÇw 7,49 7,46 "7 O-l 38. 39. AC\ U[pwùÇw UbppÇm 4,55 4,53 60. 61. PpwqÇ[Çw 2,37 2,33 o on

18. 19. on UU[iujqÇiu Ûwi^nùÇw ',21 6,75 C C7 40. 41. A 9 SùrçL|iuumiuù UpqbùmÇùw 4,52 4,45 A OC 62. 63. (ZA bqÇ^mnu UÇbmùmû 2,20 2,20

20. 21. ipiuùuÇiu Îmmmp 6,67 6,37 42. 43. PlLpnLqiwj ÔmqmËummù 4,26 4,25 64. 65. 0mpnï|n 1,83 1,73

22. tumnùÇw 6,34 44. Swjwumwù 4,19 66. âwrç 0,00

7 U^pjnLpp' hbrçÇùwL|Ç hm2ÎmpÏùbpp:

8 U^pjnLpp' hbrçÇùwL|Ç hw24iupL|ùbpp:

□ил mprjnLÛ£mj|û gnlgmülßl mRmçmïmp bpjpûbpp (U0Ü, CLbjgm-p|m, Ь|С[шСг|ш, СЦЬ||ш, OmûÇm U mj[û) bû pújúnlú ûbpjm U шщш-qm (и^шиф^р) ubpnlû|ûbp| ш2Ёшлп^|' jppnlpjmû U húлnlpJnlûûbp| pmpôp úш|шprш|nЦ U |ppnlpJШû npш|| prnpôp шил|ЙшСпЦ: ÂbU nlunlú-ûшu|pЦшá 66 bpjpûbpÇ 2шpùnlú <ШJШuлшûp qpшrçbgûnlú t 44-pr ïbrçp, ШJûnlшúbûшJû|Ц, hшpUшû bpjpûbpÇg qljnlú t ú|шJû Urppb2шû|û (29-pr ïbrç) U qbpшqшûgnlú t ûrnU ШJÛL|u| bpjpûbpÇ, |û£L|u|£ bû PnLirçrnp|rnû, èn^^^û U ^p^p^û: <bлËnphprшJ|û bpjpûbpÇg ^^•n^û tuïn-С|шС t:

U|ûrnrcnL t, np ЦbplnlánlpJШû úbj ûbprnrcLbi bû qшpqшgúшû лшppbp úш|шprш|ûbp mûbgnrç bpjpûbp, npnûg hшúшp ú|шuûш|шû U pûrhrnûprn-|шС gnlg^l rnlpupbpnlúp IppnLpjrnû Цbp2ÛшprJnlûù| npn2ш|| hшúшhшp-pbgúшû, ûrnU' ÔUшËbrçúшû Цлшûq t Lшpnlûш|nlú: UprjnLÛ£rnj|û grng^Ç inlpupbpnlúp Lbïù t ûrnU шpлшgnl| hшúш|шpq| шßшûÔûшhшл|nlpJnlû-ûbpp: Spшúшpшûш|шû t bûpшrpbl, np qшpqшgúшû úш|шprш|nЦ ^^bu лшppbpЦnrç bpjpúbpnlú лшppbp |i|ûbû ûшU |ppnlpJШû Цbp2ÛшprJnlûù| |ШРП10ЦШ0РР' рил birn|bïrnj|û gnlgшû|2ûbp|:

Uju шßшûÔûшhшл|nlpJnlûp hbïrnqnïb[nL hшúшp bpjpûbpÇ hшúш-^nlúpp prndrnûLbi t bpjnl шршС0|С ^úpbpl U jnLprnprnü^jnLpl hшúшp |ш-лшpЦbl t шгсшС0|С qnpánûшJ|û Lbpinlônlpjnlû: bpjpûbpÇ' bpjnl лшppbp ^úpbp| pшdшûúшû h|úpnlú 1 2Ú¿| hш2ЦnЦ hшúшËшßû шqqшJ|û b|шúл| gnlgшû|2nЦ rшuш|шpqnlúû t <шúш2ËшphшJ|û prnû|| |n^ú|g (1-Çû fuúpl úbj ûbprnrcLbi bû 1 2û^| hш2ЦnЦ hrnúrn^rnRÚ шqqшJ|û b|шúл| 12055 U0ü inirnp шpdbù|g gшáp шpdbù nlûbgnrç bpjpûbpp, |u| 2-pr Mpl úbj' û2Îrn-ó|g pшpôp nlûbgn^ûbpp):

1-Çû ^úpl bpjpûbpÇ hшúшp |шлшpЦшá qnpánûшJ|û LbpinLÔnLpjrnû шprJnlûùûbpp gnljg bû лш[|и, np r|ïrnp|Lnrç pninp 6 gnlgшû|2ûbp| pû|-hшûnlp ^p^g^jl 79,4%-p ^pb^ t prngrnïpbi 2 qnpônûûbpÇ ú|2ngnl

QnpônûûbpÇ pûnlpшqpbpp, puï »[ш^лшп^ gnlgшû|2ûbp|, ûbp|rnjrng-Цш0 bû ш^пшш| Э-nlú:

UnjnLurnl Э

QnpónûшJ|û óшûpшpbûûЦшónLßJШû 2p2Llrnó (Varimax úbpnrnil) úuirnplgo grnóp ьцш01Лп1 bpjpûbpl rbiygrnd3

SпLgшû|2Ûbp 1 Qпpóпû 1 1 Qпpóпû2

чppnlpJШu hшúшpпц <úлnlpJnlûûbp Ъnpшuлbrçóш|шû |шpn^nlpJnlûûbp Cp2шûшЦшpлûbp| húлnlpJnlûûbp -0,071 0,285 0,969 0,9Э7 n qoc;

0,54Э 0,925 0,Э25 0,021

BЦшJ|û q|ïb[Çùûbp| лшpшóЦшónlpJnlûp pûш|¿nlpJШû 2P2шûnlú <úлnlpJnlûûbp rnûbgnrç ш2Ёшлп^ qïûb[nl rjnlphûnlpjnlûp 0,6Э0 0,947 0,560 0,021

UrçjnLurn| Э-Çg ^pb^ t û|rnïb[, np 1-Çû qnpônûÇ hbï hшúbúшлшpшp nldbrç Ц|¿ш|шqpш|шû |шщ nlûbû «2P2ШûшЦшpлûbp| húлnlpJnlûûbp» U «húлnlpJnlûûbp nlûbgnrç Ш2Ёшлп^ qïûb[nl hb2ïnlpjnlû» gnlgшû|2ûbpp, ú^^b^ 2-pr qnpônûÇ rbLúnlú шгсшЦ» |rnpUnplnLú bû |ppnlpJШû Lbpçû-шprJnlûù| hbïUjrni gnlgшû|2ûbpp' «|ppnlpJШû hшúшp|Ц» U «húлnlpJnlû-ûbp»: QnpônûûbpÇ' Lbpp Û2Цшá шßшûÔûшhшл|nlpJnlûûbp|g b[ûb[nl'

9 U^pjnlpp' hb^|ûш|| hi^Lrnplûbpp:

^hûUMUQPnh»3nhb 145

rçpwùgÇg jnLpw£wù£jnLpÇù |wpb[Ç t mw[ ^wjûwùwïwù pùnpn2nLÛùbp: Uju-^bu, 1-Çù qnpônùp |wpb[Ç t pùnpn2b[ np^bu «2p2wùw4wpmùbpÇ hûmnL-pjnLùùbp L hwûw^wmwuËwù ïwpnrçnLpjnLùùbpni W2ËwmnrçùbpÇ ûbô pw-ùmïnLpjnLù», Çu| 2-prç qnpônùp' «ïppnLpjwù, qpwqÇmnLpjwù L umbrçôwqnpô ûmwônrçnLpjwù ïwpn^nLpjnLùùbpni W2ËwmnLd»:

Q-ôw^wm|bp 1-nLÙ10 ùbp|wjwgiwô bù npn2 bp|pùbpÇ' 1-Çù qnpônùÇ wpdbpùbpp' ùnpûwinpiwô 10 pw[wjÇù hwûw|wpqn4, pum ùiwqûwù, Çu| qôw^wm|bp 2-nLÙ11' 2-prç qnpônùÇ wpdbpùbpp:

7 6 5 4 3 2

7.44

7.28

6.58

4.59

4 3.99

3.54 3.49

3.05

2.61

2.09 1.98

1.33

0.93

0.67

I ■

0.38 ■

/V # ^////

0

Qôu^umLbp 1. 3wôp bLLuûmni bpQpùbpp'pum 1-Çù qnpônùÇ ùnpûwijnpiuiô uupdbgùbpti

12 -

10 9.91 9.74 9.69

10 9.23 9.15 9.02 8.92

8.48 8.36

7.95

7.73

7.52

7.34

6.82 6.81

5.63

Qôu^umLbp 2. 3wôp bLwûmnibpLpùbpp'pum2-prj. qnpônù/i ùnpûiuinpiwô uupdbgùbpfi

UrçpjnLpp' hbrçÇùwL|Ç hw2Îwp|ùbpp: UrçpjnLpp' hbrçÇùwL|Ç hw2Îwp|ùbpp:

Uju^|uní, pum 1-|C qnpônù|, шгсшЦЬ[ úbó updb^ùbp bC umugb[ <ûrïuumuûp, 3|ùuumuùp, ПО-ù, Ub^uÇ^uû, |uL шршЦЬ[ Фп^ updb£-Cbp' 0п[^пЦшС, ^puumuùp, Pni[^up|uù U ujC: <ujuumuùù uju qnpônùni pùrniùb[ t 2,61 Cnpúuínpíuó updbù U |p hupUuC bpLpCbp|g qÇçniù t ù|ujù UrppbçuûÇû: 2-pr qnpônù| ^upuqujniú ^um^bpù uj[ t: Uju г»Щ-£niú upujmmup bpLpCbp bC huúupíniú ПО-ù, ^puumuùp, Ôuqu^umu-Cp, niLpu|ùuù, <ujuumuùp, |uL hbmùu^uhùbpù bC <ùrïuumuùp, Ub£-u|LuC, Bnipù|uù, 3|ùuumuùp U uj[ù: ÖuumnpbC, uju qnpônùni hbm-Ënphpruj|C bpïpùbpù bC umuùÔûb[ urcuçumup! rbpp: <ujuumuùp Uu niC| pu4uLuù|ù pupôp ripßbp U, pum 10 pu[uj|ù huùu^upq|, umugb[ t 9,15 Cnpúuínpíuó updbù' hupUuC bpLpCbp|g qÇçbini ù|ujù ^puumu-ù|û:

ünijC 4bp[niànipjniùp Lumup4b[ t ûuU pupôp b^uúmní bpLpCbp| Ëùp| huúup:

Üßbüß, np 4bp[niônipjuû uprjniü^niü ^upq t rurcùniù, np r|mupL4nrç pn[np 6 gniguù|2Ûbp| pûrçhuûnip íup|ug|uj| 75,5%-p Lupb[| t pugum-pb[ 1 qnpônù| ù|çngn4:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Umugíuó qnpônûuj|û áuúpupbrcúíuánipjuú updb^ûbpp (pum Lppni-pjuù ibpçùuprjniûù! gniguù|2Ûbp|) CbpLujugíuó bC lurçjniuuL

4-niú:

UiumuiulL 4 béCíuómpjuC ùumpÇgi] pupàp bLjuümnij bpïpCbpl фщ.ртй12

3mguCl2Cbp I QnpónC

Îppnipjuù huúup|4 0,7Э7

<ùmnipjniùùbp 0,955

Ünpuumb^óu^uú Lupn^nipjniùùbp 0,897

Cpçuùuiupmûbp! hùmnipjniùùbp 0,927

B4uj|ù q|mb[|ùùbp| mupuóíuónipjniúp pùuL^nipjuù 2p?uûniù <ùmnipjniùùbp niùbgn^ u2Ëumnrç qmùb[ni rjnip|ûnipjniùp 0,87Э 0,805

Umugíuó qnpônùp Uu, pn[np bpLpCbp| 4bp[niànipjuù uprjniC-

^niú umugíuó qnpônùp, pum tnipjuù, ùbpLujugùniù t Lppnipjuù 4bpçû-uprjniCù| шúфnф huúup|4: Qnpônûuj|û pbrcû4uànipjniûûbp| шршЦЬ[ш-qnijù qúuhumu^uúp «hùmnipjniùùbp» gniguü|ß| rçb^niù t (0.955): Umugíuó uprjniüßübpp ùùuùum|^ bC, U uju qnpônùù niC|

qpbpb CnijC pùnipuq|pp, pn[np bp|pCbp| 4bp[niànipjuù uprjniü^niü umugíuó qnpônùp:

O-ôu^um^bp Э-тй1Э úbp^ujugíuó bC npnß bp^pübp|' qnpônù| updb£-Cbpp' Cnpúuínpíuá 10 pu[uj|ù huúu^upqní, pum Cíuqúuú:

Qöu^um^bp|g u^ùhujm t rurcùniù, np uju qnpônùni pupàp updb£-Cbp bC pùrniùb[ ujù^|u| qupquguô U pupàp Lbúuuúu^upruL niùbgnrç bpLpCbp, bC U0û-p, C4bjgup|uù, b|ù[uûr|uû, Qbpùuù|uù,

C4br|uù U uj[ù: Qupquguô bpïpCbp|g huúbúumupup guóp updb^ùbp bC umugb[ 0bpÔpu[pjuû (np^bu hbmËnphpruj|C) bpLpCbpp, änpmniqu-

12 U^pjnipp' huß4up|übpp:

13 U^pjnipp' huß4up|übpp:

^hauMUQPni-iaanhb 147

Qdui^uimlibp 3. Pupdp bl/wilLnniJ bplipQbpp'pum qnp&nQ/i Qnpduinpiud uipdbgCibpfi

Mwmwp4b[ t QwL lnrcb[jwg|nl 4bp[nL6mpjnLQ, np| l^wmwll t qlw-hwmb[ IppnLpjmQ 6w^uwj|l (QwL' npn2 dwlpnmlmbuwlwl gnLgwl|2lbp|) L wpnjnLl£wj|l gnLgwl|2lbp| lw^p: Rp^bu wpnjnLl£wj|l gnLgwl|2lbp ^mwpl4b[ bl umwgiwi qnp6nllbpp, |ul np^bu 6w^uwj|l (QwL' dwlpn-mlmbuwlwl)' hbmLjw[ gnLgwl|2lbpp.

1. pjnL2bmwj|l 6w^ubp Ippmpjwl n[npmnLd (%, <bU-| llwmdwdp)14,

2. pjnLjbmwj^G 6w^ubp IppnLpjwl n[npmnLd (%, pjnL2bmwj|l pl^hw-QnLp 6w^ubp| llwmdwdp)15,

3. hbmwqnmnLpjnLllbp| L qwpqwgdwl 6w^ubp (%, <bU-| l^wm-dwdp)16,

4. <"bU-| mwpblwl w^p17,

5. 1 2Ci£|i hm24n4 <bU-Q (UUL. ^n[wp)18:

Up^jnLlplbpp Qbplwjwg4w6 bl wrjnLuwl 5-nLd:

U^jnLuml! m4jm[lbp|g ^wpq t ^wrclnLd, np pn[np bplplbp| L pwpdp b^wdmni bplplbp| hwdwp umwgiwi 4bp2&wp^jnL&£| qnp6nllbpp, npnlg hwdwp plnLpwqpwlwl bl Qbplw L w^wqw ubpnLl^lbp| W2^wmnLd|' hdmnLpjnLllbp| (lbpwrcjw[ umb^6mqnp6 dmw6nrnLpjwl Iwpn^nLpjnLllbp) pl^hwlmp pwpdp dw^wp^wlp, nLdbr ^pwlwl lnrcb[jwg|nl dbj bl

qmlimd «1 hm2ini <bU, U0b ^n[wp» L «hbmwqnmnLpjnLllbp| L

qwpqwgdwl 6w^ubp (%, <bU-| llwmdwdp)» gnLgwl|2lbp| hbm, ¿w^w-4np ^pwlwl dbj' «pjnL2bmwj|l 6w^ubp IppnLpjwl n[npmnLd (%,

<bU-| llwmdwdp)» L pnLj[ dbj' «<"bU-| mwpblwl w^» gnLgwl|2l

hbm: gwip b^wdmni bplplbp| hwdwp umwgiwi ibpjQwpnjnLl-

14 Sb'u <wdw2^wphwj|l pwll|| <wdw2^wphwj|l qwpqwgdwl gnLgfi^lbp (World Development Indicators), 2015-2017pp. (https://data.worldbank.org/indicator?tab=all)

15 Sb'u QnLjl imbrrp:

16 Sb'u QnLjl mbrp:

17 Sb'u QnLjl mbrp:

18 Sb'u QnLjl mbrp:

qnpônùùbpp pnij[ ùbç bC LppnipjuC n[npmniú pjniçbmujIù óu.-

ubp| U hbmuqnmnipjniûûbp| ni qupqugùuû öu|ubp| hbm U шфф !шщЦш0 bC 1 2&¿| hu2ÍnI <ÜU-| hbm (hum^u^bu 2-prç qnpônû| rçb^pniù, npní urcujumupCbpp hbmUnphp^uj|C bpLpCbpC bC):

U^jniuuL 5

QlUuui[np qnpónCCbpl U LppmpjuC óufuubpl n úuLpnmCmbuuLuCgniguCfaCbpli' âlpunCÇ qóujIC Lnúbi/ugfiujfi qnpóumgCbpQ19

0,491*

ouUubpl CLumüuüp) -0,045 0,085 -0,219 0,Э8Э*

Ымиш^й! óuUubp 0,786** 0,Э12 0,11Э 0,762**

(%, <ÜU-| CLumüuüp)

ШФпФЬ[пЦ !upb[| t C2»[, np LppnipjuC IbpjCupnjniCpI' «CbpLu U u^uqu ubpniC^Cbp| U2Ëumnid|' hdmnipjniCCbp| (CbpuRjuf umb^ôu-qnpô dmudn^nipjuC jшpnrçnlpJnlûûbp) pC^huCnip pupôp du^p^u!» pCnipuqlp niCbgnrç qnpánCn! urujCujIC rç|ppbp bC qpurçbgpb[ mCmbuu-^bu qupquguá U pupàp jbûuшúшjшprçшj niCbgnrç bpLpCbpp: DCrç npniú, ujC ^ujduCuInplud t CuU q|mшhbmшqnmш|шû qupqugduCC ni^Iuá óuUubpl pupàp úш|шp^ш|nЦ: UjCniudbCujC|4, LppnipjuC U hbmuqnmni-pjniCCbp| n[npmniú IpuLuCugln^ áu|ubpp u^uhnlniú bC шЦЬ[| pupàp IbpjCup^jniCp, bpb шгс^ш t mCmbuuLuC qupqugúuC U jbûuшúшjшp-^шЦ npn2u!| pupàp uum|¿uC: 3uóp b!uúmn4 bpLpCbp| huúup |pu!u-Cugluó IbpinidnipjniCp gnijg mlbg, np «huúu^umuuUuC húmnipjniC-Cbpní U2Uumn^Cbp| úbá ùшûшjnlpJnlû» pCnipuq|p niCbgnrç qnpánCn! шршЦЬ[ pupàp rç|ppbp bC qpu^bgpb[ <C^!uumuCp, 3|CuumuCp, 0bpu|-LuC, «LppnipjuC, qpuq|mnipjuC U umb^áuqnpá dmudn^nipjuC

|шpn^nlpJnlûûbpnЦ U2Ëumnid» pCnipuq|p niCbgnrç qnpánCn! uéuçu-mupCbpp hbmUnphp^uj|C bpLpCbpC bC, ujrç рЦтй' <ujuumuCp: Uju щш-puqujniú, np^buql <ujuumuC| •^i^ppu^uC CbpnidC URu4b[uqnijC Lbp^ní oqmuqnpáíl, U LppnipjuC ni hbmuqnmnipjniCCbp| n[npmniú |pu-LuCugln^ óuUubpC u^uhníbC ^ppi^iC шфф pupàp IbpjCup^jniCp, CuUUuru2 ^bmp t niCbCu[ mCmbuuLuC qupqugúuC U pupbLbgnipjuC npn2u!| pupàp ÜMLup^u!:

19 Urçpjnipp' hu24up!Cbpp: ** - p C!upuqpniJ t Û2Шûш|ш[|nlpJШû 0.01 úшL|шprçшL|p,

* - p' Û2Шûш|ш[|nlpJШû 0.05 úшL|шprçшL|p:

чьйичиапги-газпгъ 149

Oqmrnqnpdirnd •рш^шйт^тй

1. UUM-p qшpqшgC¡ш[l дршдрр (UNDP) Цррт^шй п[пртрй шгсО^ф^ дт.дшСф2&Ьр, (http://hdr.undp.org/en/data):

2. <ш^ш2Ёшр1"1ш]|-|[| йрдт.йшЦт^шй qb^^jg, 2018 p., http://reports. weforum.org/global-competitiveness-report-2018/:

3. <ш^ш2Ёшр1"^р[| рш[|1|р <ш^ш2Ёшр1"^р[| qшpqшgC¡ш[l дтд^^ЬЬр (World Development Indicators), https://data.worldbank.org /indicator? tab=all:

4. Орлова И.В., Многомерный статистический анализ в экономических задачах: компьютерное моделирование в SPSS, М., 2009.

5. Landau S., Everitt B., A handbook of statistical analyses using SPSS. A CRC Press company Boca Raton London New York Washington, D.C; 2004.

6. Field A., Discovering Statistics using SPSS: Introducing Statistical Method (3rd ed.), Thousand Oaks, CA: Sage Publications; 2009.

7. Hogarty K., Hines C., Kromrey J., Ferron J., Mumford K., The quality of factor solutions in Exploratory Factor Analysis: The influence of Sample Size, Communality and Overdetermination. Educational and Psychological Measurement, 2005.

ДАВИД АРУТЮНЯН

Аспирант кафедры статистики АГЭУ

Оценка конечного результата образования методом факторного анализа.- В статье поставлена задача вывести индикаторы конечного результата образования и изучить их связь с расходами на образование и показателями социально-экономического развития. С этой целью был применен метод факторного анализа (главных компонентов), затем метод корреляционного анализа. Исследование было проведено на основе показателей результатов и расходов, описывающих сферу образования около 7 десятков стран мира, причем как для всех стран вместе взятых, так и для двух отдельных групп стран. По результатам анализа были выведены модели конечного результата образования, характерные для той или иной группы стран. В них большое значение имеют, в частности, навыки выпускников и инновационные возможности, которые во многом обусловлены уровнем жизни стран и расходами на исследования и развитие.

Ключевые слова: факторный и корреляционный анализ, конечный результат образования, модели, критерий результата, конкурентоспособность образовательной системы. JEL: C38, I21

DAVIT HARUTYUNYAN

PhD Student at the Chair ofStatistics at ASUE

Evaluation of Education Outcomes by the Method of Factor Analysis.- The paper aims to derive indicators of education outcomes and to study their linkage with the expenditures of education and socio-economic development indicators. For this purpose, the method of factor analysis (main components) was applied, then the method of correlation analysis. The survey was conducted on the basis of the results and expenditure indicators that describe the sphere of education in about 7 dozen countries: it was done both for all countries combined, and for two separate groups of countries. Models of education outcomes were derived from the results of the analysis, which are specific to a particular group of countries. Particularly, the skills of graduates and innovative opportunities have a great importance in these cases, which are largely determined by the standard of living of countries and the costs of research and development.

Key words: factor and correlation analysis, outcome of education, models, criteria of a result, competitiveness of the educational system. JEL: C38, I21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.