Научная статья на тему 'Оценка кадрового потенциала органов местного самоуправления'

Оценка кадрового потенциала органов местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
48
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / PERSONNEL POTENTIAL / КАДРОВЫЙ СОСТАВ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / LOCAL GOVERNMENTS / PERSONNEL STRUCTURE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Колесова Елена Львовна

В статье приведены результаты исследования кадрового потенциала органов местного самоуправления. Выявлен ряд важных количественных и качественных параметров современного кадрового состава органов местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Колесова Елена Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of personnel potential of local governments

The article presents the research results of personnel potential of local governments. A number of important quantitative and qualitative parameters of modern personnel structure of local governments is revealed.

Текст научной работы на тему «Оценка кадрового потенциала органов местного самоуправления»

Елена КОЛЕСОВА

ОЦЕНКА КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

С начала современных реформ в сфере местного самоуправления прошло уже достаточно много времени, чтобы можно было оценить произошедшие изменения, а также попытаться выяснить и проанализировать состав и характер современных проблем местного самоуправления в России. Один из таких проблемных сегментов

- комплекс вопросов функционирования и развития кадрового потенциала органов местного самоуправления.

На 1 января 2013 г. в России число муниципальных образований составило 23 001, из них: 1817 - муниципальные районы, 518 - городские округа, 1 687 - городские поселения, 18722

- сельские поселения, 257 - внутригородские территории городов федерального значения.

К настоящему времени сформировалось ядро кадрового корпуса органов местного самоуправления. В конце 2012 г. общая численность работников органов местного самоуправления и избирательных комиссий муниципальных образований составила 496 734 человек, в сравнении с этим же периодом прошлого года сократилась численность работников органов местного самоуправления (501, 9 тыс. человек), что связано с объективными факторами

- сокращением числа муниципальных образований в России [Формирование местного самоуправления..., 2013].

На первое полугодие 2013 г. на должностях муниципальной службы занято 331,3 тыс.человек, или 67,3% от общей численности занятых в органах местного самоуправления и избирательных комиссиях муниципальных образований. При этом уровень укомплектованности должностей муниципальной службы составил 96,3%, в представительных органах - 92,5%, или 9,2 тыс.; в исполнительных органах - 96,4%, или 318,1 тыс. Для сравнения: укомплектованность муниципальных должностей и должностей муниципальной службы на 1 октября 2011 г. достигла 96,4%, при этом среди муниципальных должностей - 98,3%, должностей муниципальной службы - 96,3%. Статистические данные показывают, что за истекшие 5-7 лет заметно увеличилась укомплектованность органов местного самоуправления власти, укрепилась стабильность кадрового состава, сократилась текучесть. Важно учитывать и то обстоятельство, что новое пополнение кадрового состава органов местного самоуправления идет главным образом за счет бывших военнослужащих и выпускников вузов. Хотя в органах местного самоуправления остается еще немало работников, не отвечающих установленным профессионально-квалификационным требованиям.

За годы реформ замедлился рост численности муниципальных служащих Российской Федерации. Так, с 2009 г. обозначилась тенденция снижения численного состава муниципальной службы: 2009 г. - 364 903 человек; 2010 г. - 339 600 человек; декабрь 2011 г. - 325 181 человек. К концу 2011 г. численность муниципальных служащих, по сравнению с 2009 г., сократилась на 39 722 человека. К концу июня 2012 г. численность составила 323 757 муниципальных служащих [Состав кадров государственной гражданской., 2012].

Важным показателем качества кадров органов местного самоуправления, хотя и далеко не главным, является их возраст. В настоящее время заметна тенденция некоторого старения кадрового корпуса органов местного самоуправления, что связано и со старением всего населения. По данным официальной статистики, численность муниципальных служащих в возрасте от 40-49 лет составляет 26,6 %, от 50-59 лет - 26,3%, от 60 до 65 лет - 2,9% и старше 65 лет - 0,2%. Средний возраст муниципальных служащих - 42 года. К октябрю 2011 г. среди муниципальных служащих возросла доля молодежи в возрасте до 30 лет, составив 17,5%.

Возрастной состав лиц, замещающих муниципальные должности, от 40-49 лет составляет 31,5 %, от 50-59 лет - 47,5%, от 60 до 65 лет - 8,4% и старше 65 лет - 1,2%. Средний возраст этой категории - 50 лет. Следует отметить определенный дисбаланс в использовании молодых - весьма невелик их удельный вес среди руководителей (1,4%).

Обратимся к гендерному составу органов местного самоуправления. По оценкам Росстата, доля женщин на муниципальной службе в 2003 г. составляла 77,2%, уже к 1 октября 2008 г. этот показатель снизился до 75,6 % и на 1 октября 2011 г. он составлял 75,3%. Тем не менее, количество женщин в органах местного самоуправления превышает количество мужчин более чем в четыре раза, причем численность женщин заметно уменьшается с повышением уровня должностей муниципальной службы. Эта же тенденция характерна и для муниципальных должностей, только 29,5% женщин замещают муниципальные должности. На наш взгляд, в качестве причин сложившейся гендерной диспропорции можно выделить: несовершенную кадровую политику, делающую в основном ставку на мужчин; наличие гендерных стереотипов в управленческой среде, определяющих потолок женской управленческой карьеры; заниженную самооценку самих женщин-управленцев; недостаточные ресурсы у женщин, выдвигающих свои кандидатуры на выборные должности.

Институциональный анализ состояния кадрового потенциала органов местного самоуправления свидетельствует о низком стаже муниципальной службы. По данным Росстата, состав муниципальных служащих по стажу муниципальной службы на 1 октября 2011 г., распределился следующим образом: стаж от 1 года до 5 лет имели 24,1% муниципальных служащих, от 6 до 10 лет - 24,3%, от 11 до 15 лет - 15,4%; от 16 до 25 лет - 20,4 и свыше 25 лет - насчитывал 7,5%. Примерно такое же распределение характерно и для муниципальных должностей: от 1 года до 5 лет - 26,6%, от 6 до 10 лет - 23,9%, от 11 до 15 лет - 14,7%; от 16 до 25 лет - 19% и свыше 25 лет насчитывал 8,1%.

По данным Росстата, число лиц, замещающих должности муниципальной службы, имеющих базовое высшее профессиональное и среднее профессиональное образование, в 2011 г. достигло соответственно 82,3% и 16%, при этом интересен показатель 1,7% - не имеющих профессионального образования. Число лиц, за-

Елена Колесова, глава управы района Северный г. Москвы, аспирантка РАНХиГС (119571, Москва, проспект Вернадского, 82). E-mail: kolesova-elena@mail.ru

Аннотация: В статье приведены результаты исследования кадрового потенциала органов местного самоуправления. Выявлен ряд важных количественных и качественных параметров современного кадрового состава органов местного самоуправления. Ключевые слова и словосочетания: кадровый потенциал, кадровый состав, органы местного самоуправления.

0 выношу НА ЗАЩИТУ

мещающих муниципальные должности, имеющих базовое высшее профессиональное и среднее профессиональное образование, в 2011 г. составило соответственно - 75,9% и 20,7%, число лиц, не имеющих профессионального образования, составляет в этой категории - 3,4°%. За последние годы наблюдается заметный рост людей, получивших высшее профессиональное образование. Это положительная тенденция, которую следует закреплять.

На 1 октября 2008 г. основную долю лиц, имеющих высшее профессиональное образование только среди лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы, составляют те, кто обучался по направлениям «экономика и управление» (35,6%), «гуманитарные и социальные науки» (16,0%), из них по направлениям «юриспруденция» - 11,3%, по специальности «государственное и муниципальное управление» - 6,7%, по направлению «физико-математические и естественные науки» - 3,5%.

Положительной является и тенденция роста числа муниципальных служащих, имеющих профессиональное образование по направлениям «экономика и управление» (38,9%), из него «государственное и муниципальное управление» составляет 7% и «управление персоналом» - 1,3%; по направлению «гуманитарные и социальные науки» (17,5%), из него «юриспруденция» - 12,9% и «международные отношения» - 0,1%; по направлению «образование и педагогика» -14%; по направлению «физико-математические и естественные науки» - 3,1% [Состав кадров государственной гражданской..., 2011].

Относительно лиц, замещающих муниципальные должности, распределение выглядит следующим образом: по направлению «экономика и управление» (22,2%), из него «государственное и муниципальное управление» составляет 8,9% и «управление персоналом» - 0,9%; по направлению «образование и педагогика» - 19,5%; по направлению «гуманитарные и социальные науки» (12,3%), из него «юриспруденция» - 8,4%; по направлению «физико-математические и естественные науки» - 2,9%.

При анализе динамики развития кадрового состава органов местного самоуправления следует учитывать и новые тенденции, особенно в формировании новых социальных источников кадрового пополнения органов власти: в настоящее время значительно усилился приток предпринимателей и их ставленников в органы местного самоуправления. Эта тенденция ведет к ряду отрицательных последствий. Образно говоря, у этой группы работников есть стремление «обменять» часть своей собственности на власть, с тем, чтобы ее защитить и даже приумножить. Для некоторых «хождение во власть» становится выгодным бизнесом.

Как показали результаты социологического исследования актуальных проблем функционирования и развития местного самоуправления в Российской Федерации, проведенного на кафедре государственной службы и кадровой политики РАГС при Президенте

Российской Федерации в 2011 г. с участием автора, 52, 7% и 33,3% респондентов дали соответственно среднюю и низкую оценку кадрового потенциала органов местного самоуправления. Обращает внимание распределение ответов на вопрос, насколько эффективно в современных условиях местная власть занимается формированием кадрового потенциала своих муниципальных образований, 46,7% респондентов выбрали позицию - малоэффективно. При ответе на вопрос, какие направления формирования кадрового потенциала должны быть в центре внимания местной власти, участники исследования выделили: создание условий для привлечения в местные органы власти высокопрофессиональных кадров (72,8%), регулирование занятости профессионально подготовленного населения (30,5%), обеспечение финансирования развития кадрового потенциала (28,9%), оптимизация образовательной сферы в соответствии с потребностями региона, местного сообщества (28,4%), стимулирование предпринимателей на создание условий для профессионального развития работников ( 23,4%), устранение несоответствия кадрового потенциала потребностям регионального и местного рынков труда (22,1%).

Особое значение, отмечают участники исследования, имеет направление, связанное с подготовкой, подбором и отбором кадров органов местного самоуправления (63,4%), [Местное самоуправление в современной России., 2011].

Определение важных количественных и качественных параметров современного кадрового состава органов местного самоуправления, тенденций его развития позволяет говорить о необходимости большой работы по профессиональной переподготовке и повышению квалификации работников органов местного самоуправления, расширению сети соответствующих учебных заведений, выпуску учебных, учебно-методических и информационно-аналитических изданий по различным аспектам теории и практики организации местного самоуправления.

Литература

Местное самоуправление в современной России: социологический взгляд на проблемы функционирования и развития». Материалы социологического исследования. М.: РАНХиГС, 2011. Состав кадров государственной гражданской и муниципальной службы. Статистический бюллетень, июнь 2012 г.// [Электронный ресурс] www.gks.ru Состав кадров государственной гражданской и муниципальной службы по состоянию на 1 октября 2011 года // [Электронный ресурс]. www.gks.ru Формирование местного самоуправления. Статистический бюллетень, 2013. // [Электронный ресурс] www.gks.ru

assessment of personnel potential of local governments

Elena Kolesova is the Head of the local authority of the Northern Moscow District, a postgraduate student at RANEPA (Vernadsky Prospekt, 82, Moscow, Russian Federation, 119571). E-mail: kolesova-elena@mail.ru

Summary: The article presents the research results of personnel potential of local governments. A number of important quantitative and qualitative parameters of modern personnel structure of local governments is revealed. Keywords: personnel potential, personnel structure, local governments

Reference

Formirovanie mestnogo samoupravleniia. Statisticheskii biulleten', 2013 [Formation of local government. Statistical bulletin, 2013]. [Elektronnyi resurs] // www.gks.ru Mestnoe samoupravlenie v sovremennoi Rossii: sotsiologicheskii vzgliad na problemy funktsionirovaniia i razvitiia. Materialy sot-siologicheskogo issledovaniia [Local government in modern Russia: sociological view of functioning and development problems». Materials of sociological research]. Moscow: RANEPA , 2011.

Sostav kadrov gosudarstvennoi grazhdanskoi i munitsipal'noi sluzhby [Structure of shots of the public civil and municipal service. Statistical bulletin, June, 2012.]. Statisticheskii biulleten', iiun' 2012 g.// www.gks.ru Sostav kadrov gosudarstvennoi grazhdanskoi i munitsipal'noi sluzhby po sostoianiiu na 1 oktiabria 2011 goda [Structure of shots of the public civil and municipal service as of October 1, 2011]// www.gks.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.