ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ:
ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ
и. б. кУШНир, кандидат экономических наук, доцент Южно-российский государственный университет экономики и сервиса
Рассматриваются основные подходы в оценке качества жизни индивидов как интегрального критерия эффективности и успешности проводимой социально-экономической политики государства и развития общества в целом. Проведенная сравнительная характеристика объективных и субъективных подходов к оценке качества жизни демонстрирует необходимость вывода на первый план выработки стандартов и в области субъективных подходов. На основе проведенного анализа обсуждается возможность возрождения обновленных культурных пространств — клубных муниципальных комплексов, где каждый индивид получил бы возможность расширить свои возможности по самореализации — самой высшей потребности по шкале оценки качества жизни.
Ключевые слова: постиндустриальное развитие экономики, качество жизни, иерархия потребностей, национально-культурная идентичность, социокультурные объединения, муниципальные клубные учреждения.
В России уделяется особенное внимание подходам к определению роли государства в решении социально-экономических задач. Поворотным моментом в ценностно-мировоззренческом ориентире России стала концепция В. В. Путина о развитии страны, подчиненная единой логике и укладывающаяся в единую стратегию, получившую название «План Путина», состоящий из решения пяти основных задач, необходимых для превращения России в одну из величайших и наиболее развитых держав мира:
• сохранение и развитие России как уникальной цивилизации;
• модернизация страны;
• обеспечение нового качества жизни граждан;
• повышение эффективности государства;
• укрепление обороноспособности и обеспечение безопасности страны.
В России инициировались процессы реализации курса превращения страны в центр мирового
политического, экономического и культурного влияния, курс на коренное улучшение качества жизни граждан. В качестве интегрального критерия эффективности и успешности проводимой социально-экономической политики государства и развития общества в целом было положено состояние качества жизни россиян.
Определяя вектор дальнейшего развития России, План Путина предполагает решение задачи обеспечения нового качества жизни граждан путем продолжения реализации приоритетных национальных проектов, дальнейшего и значительного повышения заработной платы, пенсий и стипендий, оказания помощи гражданам в решении жилищной проблемы.
Хочется отметить, что для оценки качества жизни населения важен не только уровень потребления, но и наличие других жизненных условий, которые определяют, в конечном итоге, жизненные планы и стратегии. Жизненную стратегию индивида определяет стремление к обеспечению сложившихся (устойчивых, типичных) способов и форм его жизнедеятельности, спроецированных территориально на место его проживания, и направленных на удовлетворение потребностей, достижение целей и реализацию намеченных планов. Жизненная стратегия индивида, представляющая собой искусство ведения собственной жизни, главной целью ставит поиск и осуществление своего уникального назначения. Важными характеристиками жизненной стратегии являются уровень ответственности, степень осмысленности жизни, система ценностей и отношений человека. Такой подход дает основание рассматривать качество жизни не только (и не столько) как определенный уровень потребления, но и как наличие условий для полноты реализации личности.
Отсюда следует, что измерять качество жизни необходимо не только сферой потребления и даже не через систему минимальных социальных стандартов. Но ввиду того, что самореализация человека происходит и в области духовной, то здесь следует учитывать качество условий жизни.
Президент фонда «Прагматика культуры» А. Долгин отмечает банальное заблуждение — сравнение России по качеству жизни с другими странами, отмечая, что если ряд экономических показателей в разы меньше, отсюда следует, что и качество жизни хуже [4].
Ограниченность чисто экономического подхода к решению социальных проблем [7], осознанного еще во второй половине 1970 гг., послужило основой появления концепции «ощущаемого качества жизни» и целого направления — «субъективного качества жизни». Политэкономический компонент теории «субъективного качества жизни» состоит в идейной связи представителей данного направления с неоклассической (маргиналистской) школой в политэкономии и улитаристского направления в этике [16]. Еще одним важным элементом теоретического базиса исследуемой концепции является политико-идеологический компонент. Под его влиянием предпринимались попытки непосредственного использования социальных показателей качества жизни как связующего звена между статистической системой информации и процедурой формирования целей общества, направленных как на благополучие всего общества, так и на счастье отдельной личности. Наиболее фундаментальными работами в области «ощущаемого благополучия» являются работы А. Кемпбелла [14], Ф. Конверса, В. Роджерса [15], Ф. Эндрюса, С. Утни [13]. В этих и других работах качество жизни связывают с достигнутым обществом уровнем благосостояния, с субъективным восприятием индивидуального благополучия как жизни в целом, так и в отдельных жизненных областях.
Эклектизм содержания различных вариантов концепции выражается в попытке охватить самые различные проблемы, включая пути и цели исторического развития, экономический рост, экологический кризис и его отрицательное влияние на человека, проблемы урбанизации и бедность населения, расово-этнические конфликты, борьбу с преступностью и наркоманией, развитие образования и других социальных сфер, возможности самореализации личности, человеческое счастье и удовлетворенность своей жизнью.
В последнее десятилетие появляется все больше сторонников комплексного, системного
подхода, который включает одновременное контролирование изменений в области экономических, социальных показателей и изменений, происходящих в обществе. Дж. Ван Гиг предлагает рассматривать дефиницию «качество жизни» населения предельно широко — как состояние благополучия. Показательно, что он эту категорию самым тесным образом связывает с целями, определяющими государственную политику, направленными на удовлетворение социальных, экономических и иных потребностей, повышение общего благосостояния населения, поддержание таких условий, в которых человек и природа могли бы вести гармоничное сосуществование [2].
Речь идет о жизни как целостном, едином феномене, в котором ее отдельные аспекты могут быть выделены лишь силой абстракции в целях более детального изучения потребностей человека. Следовательно, вопрос о качестве жизни — это вопрос о структуре потребностей человека, способах и уровне их реализации. Качество жизни в этом смысле действительно можно оценить, установив систему оснований критериев такой оценки.
В этом смысле чрезвычайно продуктивной при осмыслении качества жизни как непрерывной деятельности по удовлетворению широкого спектра различных потребностей является теория А. Маслоу, который выделяет витальные (пища, жилище, отдых, предохранение от неблагоприятных воздействий и т. д.), экзистенциональные (хорошее здоровье, отсутствие насилия, уверенность в завтрашнем дне, социальная стабильность), социальные (дружба, привязанности, любовь, принадлежность к сообществу, общение, участие в организациях), престижные (стремление к служебному росту, получению более высокого статуса, признания, оценки и пр.) и духовные потребности, например, в самовыражении через творчество.
Можно провести параллель между качеством жизни и иерархией потребностей большинства членов общества. Чем больше удовлетворение потребностей человека, тем выше качество его жизни. Самореализация же, согласно А. Маслоу, является состоянием наиболее полного раскрытия индивидом своего личностного потенциала. Это состояние может быть достигнуто только после удовлетворения потребностей низшего порядка. Удовлетворение перечисленных потребностей позволяет говорить о высоком качестве жизни, а их отсутствие свидетельствует об обратном.
Согласно сформулированной А. Маслоу иерархической модели потребностей в развитых
обществах имеются люди, в основном занятые удовлетворением потребностей низшего порядка. Здесь следует отметить, что потребности к самовыражению (самая высшая потребность), социальную потребность к признанию и оценке, потребность в принадлежности к сообществу испытывают не только люди с «определенным уровнем благосостояния». Например, индивиды, склонные к девиантному поведению, реализуют потребность в принадлежности к сообществу («Ведь я же, Зин, не пью один»), непрерывно требуют уважения к себе сакраментальной фразой «Ты меня уважаешь?» с последующим процессом самовыражения посредством антиобщественного поведения. Отсюда следует, что объективно люди с низкой оценкой качества жизни на самом деле оценивают ее как высокую, поскольку все их потребности, согласно пирамиде А. Маслоу, были удовлетворены.
Очевидно, проблема лежит в другой плоскости — в области снижения духовных требований к личности со стороны государства, снижения нравственных норм в обществе. Вот почему проблема улучшения качества жизни лежит не столько в плоскости измерения ее индикаторов (объективных и субъективных), сколько в патерналистичес-ком отношении государства к своим гражданам. Сегодня много говорят о разработке единых социальных стандартов, создающих приемлемый для высокоразвитого государства уровень жизни. Речь снова идет об объективных индикаторах, позволяющих точно измерить уровень жизни общества или индивида на основе статистической информации. С. В. Сарайкина подразделяет объективные индикаторы на две основные группы: природные и экономические [10].
Природные индикаторы, в свою очередь, делятся на три подгруппы:
• физико-географические условия проживания (широта и долгота места жительства, его высота над уровнем моря, среднегодовая температура, количество солнечных дней в году и т. д.);
• биологические условия (объем и разнообразие флоры и фауны, ее пригодность для питания и т. д.);
• экологические условия (концентрация вредных веществ в атмосфере, воде и недрах, уровень радиации и т. д.).
Экономические индикаторы включают: уровень доходов, обеспеченность жильем.
Но в исследованиях качества жизни необходимо учитывать сложный характер взаимосвязи объективных и субъективных условий жизни. При
этом следует учитывать, исследования зарубежных и отечественных ученых, показывающие, что влияние субъективных факторов на общее качество жизни очень велико и, особенно, — отрицательных (тревожность, стресс, депрессия и др.). По результатам исследований в 18 западноевропейских странах в рамках проекта «Евробарометр» был произведен множественный классификационный анализ, который позволил выделить количественные взаимосвязи между социально-демографическими характеристиками людей и оценкой удовлетворенностью жизнью. Исследования показали, что социально-демографические характеристики людей только на 10—15 % определяют оценки удовлетворенности жизнью. Наиболее сильно влияет на оценки удовлетворенности жизни национальная принадлежность человека [6]. В этой же связи необходимо отметить и введенное регионоведом О. Г. Дмитриевой понятие «качество региональной среды», которое придает категории «качество жизни» хорошо выраженную региональную направленность, нацеленную на исследование и качества места проживания индивида (личности) [3].
Несомненно, расчет интегрального универсального показателя состояния общества разрешил бы проблему сравнительных регионального и временного анализов по единой шкале индекса качества жизни. Усилия государства по формированию минимальных социальных стандартов жизни своих граждан окажет со временем влияние на величину данного интегрального показателя качества жизни. Таким образом, объективные показатели качества жизни населения позволяют сделать заключение о социальной безопасности страны, т. е. мере приближения к той границе, за которой наступает опасность неконтролируемых социальных, трудовых, межнациональных и других конфликтов, создается угроза выживанию нации. Для современной России важнейшей задачей является недопущение дальнейшей деградации качества жизни населения, т. е. утраты достигнутого привычного уровня цивилизованности. Необходимость значительных изменений в проводимой социально-экономической политике возникает тогда, когда объективные индикаторы опускаются ниже тех минимальных значений, которые характеризуют состояние социальной безопасности, а субъективные — демонстрируют значительную деградацию возможностей накопления и развития человеческого потенциала.
Вот почему также важны и стандарты в области субъективных индикаторов качества жизни, к
которым относятся удовлетворенность жизнью, ощущение социальной поддержки, личного признания, тревожности и т. д. Подобные индикаторы выявляются при индивидуальных и общих социологических опросах, анкетировании и психологическом тестировании. П. Козловский высказывает мнение, о том, что отнюдь не все человеческие поступки могут быть поняты единообразно как максимизация определенных переменных, поскольку потребности и определения пользы обнаруживают слишком большую социальную и культурную вариабельность.
К оценке качества жизни необходимо подходить с позиций непосредственно мест проживания, поскольку каждый субъект (индивид) для того, чтобы оценить качество своей жизни должен реально где-то жить, ареал его жизнедеятельности должен проходить в каком-либо конкретном регионе с его социально-экономическими особенностями. И здесь речь идет не о разной потребительской корзине для разных регионов, как раз вопрос стоит о выравнивании уровня жизни регионов до приемлемого (по социально-минимальным стандартам). Еще Людвих Эрхард не уставал повторять, что рынок и экономическая эффективность не есть конечная цель, а лишь инструмент ее достижения. Сама же цель состоит в том, чтобы раскрепостить человека, дать простор его энергии и инициативе, обеспечить ему достойное существование, максимально удовлетворив его не только «материальные, но и духовные потребности» [5]. Речь идет о том образе жизни, о культурных детерминантах, присущих данному региону; о том, как условия места проживания воспринимаются и оцениваются отдельными личностями относительно значения каждого из них для человека. Р. В. Черняева отмечает, что ценою неоправданно больших жертв российское общество приходит к пониманию давно известного академической науке факта отсутствия самодостаточности рыночных принципов и необходимости базирования их на ценностях нематериального толка: традиционных, нравственных, национальных, духовных [12]. Потому неслучайно повсеместно фиксируемое стремление вернуться к традиционным и надежным ценностям культуры и морали: «мораль снова становится насущной необходимостью, а следовательно, прибыльным капиталовложением» [1]. В современной системе хозяйствования приоритетны трансакционные затраты, экономический механизм минимизации которых базируется прежде всего на социальном доверии и взаимодействии, а также социальной солидарности как факторе экономического развития.
Понятие «качество жизни», таким образом, характеризует определенную социально-экономическую реальность, существующую в точно определенном конкретно-историческом времени в рамках данной общественно-экономической формации и проявляющуюся в конкретной (повседневной) жизненной деятельности людей, социальных классов, слоев, групп, отдельных индивидов. Поэтому для познания категории «качество жизни» неизбежно познание характера и сущности традиционных культурных и нравственных детерминант региона, на территории которого реализуется и оценивается качество жизни проживающего там населения.
Процесс глобализации еще более усугубляет проблемы оценки качества жизни. Главной доминантой общественных умонастроений является возвращение от западнических увлечений периода становления демократии к «исконно российским» представлениям, нравственным устоям и образу жизни. Весьма характерно, что главными общенациональными целями, объединяющими позиции всех групп россиян, стали: повышение качества жизни, наведение порядка во всех сферах, создание равных возможностей для всех, усиление охраны здоровья населения, духовно-нравственное возрождение общества, словом, превращение России в великую державу XXI в. [9].
Сохранение национально-культурной идентичности в российском массовом сознании и самоопределение России в глобализирующемся мире представляются весьма актуальными и принципиально важными для понимания и прогноза дальнейшего развития российского общества. От того, какие образы идентичности будут доминировать в массовом сознании, во многом зависят перспективы модернизации, в частности, перспективы развития структур гражданского общества в России, эффективность функционирования политических институтов, «духовный климат» общества, характер и качество социокультурного ответа России на вызовы нового глобального миропорядка.
Сохранение национально-культурной идентичности, с одной стороны, на глобальном уровне способствует успешному интегрированию России в мировое сообщество и ее позиционированию на международной арене, а с другой стороны, — на личностном уровне — утверждению жизненного ориентира и значимости, чувства защищенности в рамках «своего» общества, подавлению тревоги и фрустрации, поскольку только при условии прочной национальной солидарности и коллективистского сознания, ощущения самотождественности
человек не рискует остаться в одиночестве перед натиском механизма глобализации и потеряться в нем [11]. Человек должен иметь возможность отнести себя к какой-то системе, которая бы направляла его жизнь и придавала ей смысл; в противном случае его переполняют сомнения, которые в конечном счете парализуют его способности действовать, а значит и жить. При потере своих идентификационных качеств человек «теряет себя», поскольку идентичность есть основа онтологической безопасности и непрерывности бытия каждого человека. Как сказал Ф. М. Достоевский: «Для всякого плода нужна своя почва».
С одной стороны, процессы глобализации ведут к выработке всемирных стандартов качества жизни, а с другой — вызывают углубление социально-экономических различий в территориальном плане. Именно поэтому тезис М. Портера: «Парадоксально, но более открытая глобальная конкуренция увеличивает важность местной базы» [8] для России является актуальным. Без сохранения собственной национально-культурной идентичности российское общество не будет достаточно интегрированным и устойчивым, способным отвечать на многочисленные вызовы современного мира, не сможет осуществить полноценную культурную, экономическую, социальную и политическую модернизацию. Кроме того, представления о национально-культурной принадлежности, соответствующие образы идентичности непосредственно влияют на формирование политической и социокультурной ориентации, связанной с массовым восприятием места и роли России в современном мире, с отношением к странам Запада, западным институтам и ценностям.
Итак, проблема улучшения качества жизни населения является важнейшим фактором повышения экономической, социальной и экологической безопасности. На основе анализа и обобщения существующих подходов к определению качества жизни можно предложить его уточненное синтетическое определение.
Качество жизни — это междисциплинарная категория, характеризующая уровень удовлетворения потребностей человека с учетом субъективной оценки индивида различных сторон жизни в контексте его территориальной принадлежности.
Сегодня, когда страна уже не живет по Заветам Ильича, а Ветхий и Новый заветы в стране, воспитавшей не одно поколение атеистов, не стали императивом жизни, заданием культурно-нравственных координат для оценки качества жизни
граждан должно заняться государство, предъявляя гражданам требования по духовно-нравственному, культурному уровню и создавая им условия для самореализации в этих областях.
Светским преемником церкви становится клуб, поскольку в условиях нестабильности и революционных изменений в обществе и в культуре в целом относительно небольшие социокультурные объединения, тесно сомкнувшиеся в самих себе, обеспечивают индивидам необходимую жизненную поддержку в солидарности членов группы.
Рождение всякого явления — это ответ на «зов времени», выполнение его общественного заказа. Изменения социально-экономического характера в постиндустриальном обществе усложняют структуру социального пространства, что, в свою очередь, ведет к появлению, точнее, к возрождению обновленных форм культурного пространства.
Став жертвой перенапряжения в системе капиталистического производства, человек демонстрирует психологическую предрасположенность к его снятию, у него возникает потребность в расслаблении, отвлечении и развлечении». Это обстоятельство становится важной предпосылкой возникновения новых досуговых пространств, в том числе и пространства клубов.
В связи с этим особую актуальность приобретают теоретическое переосмысление опыта и моделирование механизма управления клубными муниципальными комплексами на региональном уровне.
На проведенных 13 ноября 2008 г. в Государственной Думе парламентских слушаниях на тему: «Влияние культуры на формирование инновационной экономики, человеческого капитала, образа жизни (законодательный аспект)» обозначен новый вектор социально-экономического развития России. Культура становится сегодня на новый уровень в иерархии государственных политических ценностей, а инвестирование государства в культуру означает инвестирование в «человеческий капитал» — это наиболее эффективные вложения в Россию и в ее будущее.
Доминирование в течение длительного времени технократического толкования экономических процессов посредством измерения различного рода технико-экономических показателей, норм расходов, коэффициентов и уровней игнорировало главного агента экономики — человека, его экономическую активность и предприимчивость.
Сегодня мы находимся в тысячелетии глобального мира, детерминирующего постиндуст-
риальное развитие экономики, опирающейся на культурные, творческие индустрии, экономику знаний, информационную экономику.
Создавая финансовые условия по формированию общества здоровых, образованных, материально обеспеченных людей, в полной мере реализующих свои способности и таланты, государство детерминирует развитие более высоких производственных отношений, соответствующих парадигме нового качества. Реализуя политику улучшения качества жизни своих граждан, государство создает тем самым такие условия, которые побуждают человека к активной, творческой деятельности во всех сферах общественной жизни и способствует становлению его как активного субъекта социальных, экономических, правовых, политических и прочих процессов.
Для того чтобы каждый человек получил возможность расширить свои возможности для самореализации, необходимо возродить деятельность учреждений по культурно-нравственному и духовному воспитанию населения — важнейшему составному элементу социальной инфраструктуры, обеспечивающему нормальное функционирование общественного бытия человека.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Альбе М. Капитализм против капитализма — СПб., 1998. С. 94.
2. Гиг Дж. Ван. Прикладная общая теория систем. В 2-х кн. Книга I. — М.: Мир. 1981. С. 314.
3. Дмитриева О. Г. Региональная экономическая диагностика. — СПб. 1992. 274 с
4. Долгин А. Культурная политика: каким должно быть государство — URL: http://www. polit. ru/culture/2005/10/10/dolg. html.
5. Зарицкий Б. Е. Людвих Эрхард: секреты «экономического чуда» — М., 1997. С. 12.
6. Отчет о мировом развитии 1994, МБРР. / Всемирный банк, Вашингтон, 1994. С. 14.
7. Отчет о научно-исследовательской работе по теме: «Разработка и экспериментальная апробация индикаторов качества жизни населения Калининградской области». // НО «Фонд социальных и маркетинговых исследований»; науч. рук. В. И. Бойков. — Калининград. 2003.
8. Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. — М., 1993. С. 180.
9. Российская идентичность в условиях трансформации: опыт социологического анализа. / Под ред. М. К. Чершкова, Н. Е. Тихонова. — М.: Наука. 2005. С. 141.
10. Сарайкина С. В. Качество жизни населения как важнейшая категория социально-экономической географии. //Актуальные проблемы географии и геоэкологии. Электронное научное периодическое издание. Вып. S. 2007. — URL: http://www. geoeko. mrsu. ru/2007-1/text/g08.pdf.
11. Хаттон У. Мир, в котором мы живем. — М.: Логос. 2004. С. 86—87.
12. Черняева Р. В. Социальные издержки: постановка проблемы. // Вестник С.-Петербург. ун-та. Серия 5. Экономика. 1999. Вып 3 (№ 19). — С. 56.
13. Andrews F., Withney S. Social indicators of well-being: american's perception of life quality. — N. Y.: L. Plenum Press. 1976. — XXI. — 455 p.
14. CambellF. The sense ofwell-being in America. / Recent patterns and trends. — N. Y.: McGraw Hill. 1981. — XII. 264 p.
15. CambellF., Converse Ph., Rodgers W. The quality of american life. Perceptions, evaluations and satisfactions. — N. Y. : Russell sage foundation, 1976. - XI. 583 p.
16. HankissE. Cross-cultural quality oflife research: an outline for conceptual framework. // Quality of life: problems of assessment and measurement. — P. UNESCO. 1983. P. 12.
ВНИМАНИЮ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ!
Предлагаем публикацию годовой и квартальной отчетности.
Стоимость одной публикации - 2950 руб. (в том числе НДС 18 %) за две журнальные страницы формата А4. При единовременной оплате публикации годовой отчетности за 2008 год, 1, 2 и 3-й кварталы 2009 года редакция гарантирует неизменность выставленных цен в течение 2009 года. Общая стоимость четырех публикаций составляет 11 800 руб. (в том числе НДС 18%).
Тел. /факс: (495) 721-85-75
http:\\www.fin-izdat.ru E-mail: [email protected]