Рисунок 5- Причины выбора мест отдыха
Рисунок 6- Что понравилось/не понравилось в местах отдыха
Определяющими факторами (рис.5) для опрощенных стали близость объекта, компания, и привычка - ответ «Всегда там отдыхаем» выбрали 21% опрошенных. Также примечательно, что такие факторы как «Цена» и «Комфорт» находятся где-то в середине рейтинга, хотя, казалось бы, должны быть в самом его верху.
На вопрос что понравилось / не понравилось в местах отдыха многие сказали (рис.6), что природа и климат в плюсе, а сервис и питание так себе. Низкая удовлетворенность факторами, на которые может влиять человек и высокая удовлетворенность человеко-независимыми факторами говорят о неразвитости туристической индустрии в крае и о высоком ее потенциале в перспективе.
По оценкам респондентов (рис.7) развитие туристических услуг в Красноярском крае, по мнению большинства (55%), находится на среднем уровне, 20% считают, что состояние плохое, но есть улучшения, 15% - сервис хороший, 9% - очень плохой, и лишь 2% назвали сервис края в сфере туризма отличным.
сервис очень плохой 9%
сервис средний 20%
15 % 55%
сервис отличный 2%
0% 20% 40% 60%
Рисунок 7- Оценка сервисного Красноярского края
Также в ходе опроса были выявлены самые популярные источники информации. Из диаграммы (рис. 8) видно, что наиболее популярными является так называемое «сарафанное радио» - то есть отзывы и рекомендации друзей, родственников, коллег и знакомых. Из других исследований известно также, что данный канал информации считается самым достойным доверия из всех. Среди средств массовой информации наименее используемым источником информации о туризме является радио, наиболее используемым интернет.
родственники / друзья интернет преса радио телевидение
| часто редко I иногда
0%
20%
40%
60%
80°%
100°%
Рисунок 8- Наиболее популярные источники информации
Возможные каналы коммуникации: интернет-портал, колл- центр в летний период, печатные туристические каталоги, справочники и др. При этом нужно учитывать, что такие средства распространения информации о туристических ресурсах как телевидение, радио, пресса малоэффективны. Основной акцент необходимо сделать на интернете. При этом важно не превратиться в рекламный справочник турфирм.
Обобщая результаты исследования, можно утверждать, что для развития того или иного туристического места желательно, но не обязательно наличие в нем интересных достопримечательностей. Достаточно того, чтобы это место:
1) было близко расположено;
2) было красивым и живописным;
3) имело хорошие подъездные пути;
4) было безупречно чистым.
Для этого необходимо улучшить дорожную сеть, решить проблему инфраструктуры, обеспечить индустрию профессиональными кадрами. Плюс ко всему необходимо задуматься о решении более сложных задач. Таких как:
• проблема мусора (в «горячий» сезон Красноярскому краю угрожает превращение в мусорную свалку, особенно тяжелая ситуация складывается на «диких» пляжах Красноярского водохранилища)
• информационный обмен (как между участниками рынка, так и между
ними и потребителями).
Список использованных источников
1. Артёмова Е.Н., Козлова В.А. Основы гостеприимства и туризма. Учебное пособие. -Орёл: ОрёлГТУ, 2010. - 104 с.
2. Тарасов С.Н. Организация устойчивого жизнеобеспечения населения на особо охраняемых природных территориях / С.Н.Тарасов, А.Р.Григорян. Красноярск: КГУ, 2009. — 112 с.
3.http://www.visitsiberia.info/indusrty/research/otchet_211212.pdf