Научная статья на тему 'Оценка качества технического сервиса сельскохозяйственной техники'

Оценка качества технического сервиса сельскохозяйственной техники Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
524
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКИЙ СЕРВИС / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ / ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА / СТЕПЕНЬ СООТВЕТСТВИЯ / ОБСЛУЖИВАНИЕ АГРЕГАТОВ / TECHNICAL SERVICE / ASSESSMENT METHODS / QUALITY INDEX / DEGREE OF CONFORMITY / SERVICE OF THE AGGREGATES

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Редреев Г.В., Лучинович А.А.

Предоставление услуг технического сервиса требует гарантий качества этих услуг. Результаты исследований ведущих специалистов в данной области не всегда доступны инженерам сельскохозяйственных предприятий, поэтому существует необходимость в разработке методик оценки качества клиентом или подтверждения обеспечения качества поставщиком услуг технического сервиса. Проект системы технического сервиса машинотракторного парка, включающей в себя совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных ее составляющих процессов, происходящих в сельскохозяйственных машинах; технологий технического сервиса; исполнителей технического сервиса, определяемую и направляемую целью технического сервиса поддержать работоспособность сельскохозяйственной техники, позволяет сформировать методику оценки качества. Показатель качества представляет собой произведение частных коэффициентов, учитывающих степень соответствия выполненных объемов работ требуемым объемам; степень соответствия периодичности ТО требуемым значениям; степень соответствия технологий ТО и ремонта процессам в подсистемах; достаточность компетенций исполнителей для реализации технологий ТО и ремонта; достаточность перечня работ, потенциально выполняемых исполнителями технического сервиса, для обслуживания определенного вида машинотракторных агрегатов. Степень соответствия периодичности может обеспечиваться соблюдением требований нормативно-технической документации. Объемы работ технического сервиса могут быть обеспечены работой группы исполнителей технического сервиса. Предлагается вариант методики оценки компетенций исполнителей технического сервиса, который может быть применен также и для аттестации и сертификации этих работников. В то же время он содержит указания на направление совершенствования компетенций сервисных инженеров за счет ремонтов обслуживаемых машин в межсезонное время. Этот опыт позволит повысить тщательность технического обслуживания машин во время полевых работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Qualitative assessment of technical service of agricultural machinery

The provision of technical services requires the provision of quality assurance of these services. The results of research by leading experts in this field are not always available to engineers of agricultural enterprises, so there is a need to develop methods for assessing the quality of the client or to confirm the quality of the technical service provider. The project of the system of technical service of the machine-tractor fleet, which includes a set of interrelated and interdependent its components-processes occurring in agricultural machines; technology of technical service; performers of technical service determined and directed by the purpose of technical service maintenance of efficiency of agricultural machinery, allows you to form a methodology for assessing the quality. Quality score is a product of the partial coefficients, reflecting the degree of conformity of the executed volumes of works required volumes; the matching degree of the periodicity of the desired values; the extent to which the technology maintenance and repair processes in the subsystems; the adequacy of competences of contractors for the implementation of technology maintenance and repair; the adequacy of the statement of work, potentially executed by the performers of technical services for the maintenance of a certain kind of machine-tractor aggregates. The degree of conformity of periodicity can be ensured by compliance with the requirements of normative and technical documentation. The scope of work of the technical service can be provided with the work of a group of performers of technical service. The variant of the method of assessment of technical service executors’ competences is proposed, which can be applied also for certification and certification of these workers. At the same time it contains instructions on the direction of improvement of competences of service engineers at the expense of repairs of the serviced cars in off-season time. This experience will improve the thorough maintenance of machines during field work.

Текст научной работы на тему «Оценка качества технического сервиса сельскохозяйственной техники»

7. Столбов Ю.В. [и др.]. Исследование точности высотного положения верхнего слоя покрытия автомобильной дороги с шагом нивелирования десять метров // Вестн. СибАДИ. 2012. Вып. 6 (28). С. 73-77.

8. СНиП 3.06.03-85. Автомобильные дороги. Госстрой СССР. М.ЦИТП Госстроя СССР, 1985. 106 с.

9. СП 78.13330-2012. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85. Автомобильные дороги. М. : Минрегион России, 2012. 118 с.

10. Столбов Ю.В. Основы расчета и анализа точности возведения сборных зданий и сооружений : учеб. пособие. Омск, 1981. 64 с.

11. Вентцель Е.С., Овчаров Л.А. Теория вероятностей и ее инженерное приложение: учеб. пособие для студ. втузов ; 3-е изд. перераб. и доп. М. : Академия, 2003. 464 с.

12. Гмурман Е.В. Теория вероятностей и математическая статистика : учебник для вузов. М. : Высшая школа, 1977. 479 с.

Пронина Лилия Анатольевна, канд. техн. наук, доц., Омский ГАУ, la.pronina@omgau.org; Мадиев Асет Габитович, студент, Омский ГАУ, ag.madiev 1538@omgau. org.

7. Stolbov Ju. V. [i dr.]. Issledovanie tochnosti vysotnogo polozhenija verhnego sloja pokrytija av-tomobil'noj dorogi s shagom nivelirovanija desjat' metrov // Vestn. SibADI. 2012. Vyp. 6 (28). S. 73-77.

8. SNIP 3.06.03-85. Avtomobil'nye dorogi. Gosstroj SSSR. M.CITP Gosstroja SSSR, 1985. 106 s.

9. SP 78.13330-2012. Aktualizirovannaja redakcija SNiP 3.06.03-85. Avtomobil'nye dorogi. M. : Minregion Rossii, 2012. 118 s.

10. Stolbov Ju.V. Osnovy rascheta i analiza tochnosti vozvedenija sbornyh zdanij i sooruzhenij : ucheb. posobie. Omsk, 1981. 64 s.

11. Ventcel' E.S., Ovcharov L.A. Teorija verojatnostej i inzhenernoe prilozhenie : ucheb.posobie dlja stud. vtuzov ; 3-e izd. pererab. i dop. M. : Akademija, 2003. 464 s.

12. Gmurman E.V. Teorija verojatnostej i ma-tematicheskaja statistika : uchebnik dlja vuzov. M. : Vysshaja shkola, 1977. 479 s.

Pronina Lilia Anatolyevna, Cand. tech. Sci., ass. Prof., Omsk SAU, la.pronina@omgau.org; Madiev Aset Gabitovich, student, Omsk SAU, ag.madiev 1538@omgau. org.

УДК 631.372

Г.В. РЕДРЕЕВ, А.А. ЛУЧИНОВИЧ

Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, г. Омск

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ

Предоставление услуг технического сервиса требует гарантий качества этих услуг. Результаты исследований ведущих специалистов в данной области не всегда доступны инженерам сельскохозяйственных предприятий, поэтому существует необходимость в разработке методик оценки качества клиентом или подтверждения обеспечения качества поставщиком услуг технического сервиса. Проект системы технического сервиса машинотракторного парка, включающей в себя совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных ее составляющих - процессов, происходящих в сельскохозяйственных машинах; технологий технического сервиса; исполнителей технического сервиса, - определяемую и направляемую целью технического сервиса - поддержать работоспособность сельскохозяйственной техники, позволяет сформировать методику оценки качества. Показатель качества представляет собой произведение частных коэффициентов, учитывающих степень соответствия выполненных объемов работ требуемым объемам; степень соответствия периодичности ТО требуемым значениям; степень соответствия технологий ТО и ремонта процессам в подсистемах; достаточность компетенций исполнителей для реализации технологий ТО и ремонта; достаточность перечня работ, потенциально выполняемых исполнителями технического сервиса, для обслуживания определенного вида машинотракторных агрегатов. Степень соответствия периодичности может обеспечиваться соблюдением требований нормативно-технической документации. Объемы работ технического сервиса могут быть обеспечены работой группы исполнителей технического

© Редреев Г.В., Лучинович А.А., 2018

сервиса. Предлагается вариант методики оценки компетенций исполнителей технического сервиса, который может быть применен также и для аттестации и сертификации этих работников. В то же время он содержит указания на направление совершенствования компетенций сервисных инженеров за счет ремонтов обслуживаемых машин в межсезонное время. Этот опыт позволит повысить тщательность технического обслуживания машин во время полевых работ.

Ключевые слова: технический сервис, методика оценки, показатель качества, степень соответствия, обслуживание агрегатов.

Введение

При предоставлении любой услуги на первое место выступает проблема ее качества. Особенно остро эта проблема стоит при техническом обслуживании (ТО) техники, в том числе сельскохозяйственной. Машинотракторный парк предприятий в настоящее время весьма разнороден по составу, техническому состоянию и возрасту. Предприятия технического сервиса, как правило, узко специализированы, и ожидать высокого качества обслуживания даже однотипных узлов на однофункциональных машинах разных фирм производителей не приходится. Тем не менее, сельскохозяйственные производители, не имея средств технического обслуживания, в условиях острого дефицита инженерных кадров обращаются за услугами по техническому сервису к сторонним организациям. Вот здесь вопрос оценки качества клиентом или подтверждения обеспечения качества поставщиком становится острым, требующим разрешения.

Методы исследования

Качество технического обслуживания становилось предметом исследований многих ученых [1]. Наиболее исчерпывающе этот вопрос проработан А.П. Соломкиным [2]. Он предложил качество технического обслуживания оценивать по совокупности трех показателей: тщательности, полноте и своевременности.

Показатель своевременности относится к соблюдению нормативных значений периодичности обслуживания тех или иных узлов и систем машин. Для периода полевых работ этот вопрос решается применением метода централизованного обслуживания группой специалистов при наличии резервирования агрегатов по времени или производительности [3].

Показатель полноты относится к уровню выполнения всего перечня операций ТО, прописанного в нормативно-технической документации [4]. Обеспечение полноты ТО также решается применением метода централизованного обслуживания группой специалистов, с распределением операций ТО между несколькими исполнителями, с тем чтобы за небольшой промежуток времени остановки агрегата во время полевых работ выполнить весь перечень операций ТО [5].

Показатель тщательности наиболее сложен, он не может быть оценен только определением доступности и удобства выполнения той или иной операции ТО. Конструкция сельскохозяйственной машины, несомненно, влияет на тщательность ТО, но без учета исполнителей ТО и применяемых ими технологий ТО оценка тщательности будет неполной [6].

Результаты и обсуждение

Известен концептуальный проект системы технического сервиса машинотрактор-ного парка (МТП), включающей в себя совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных ее составляющих - процессов, происходящих в сельскохозяйственных машинах; технологий технического сервиса; исполнителей технического сервиса, -

определяемую и направляемую целью технического сервиса - поддержать работоспособность сельскохозяйственной техники (рис. 1) [7].

Цель технического сервиса сводится к поддержанию такого значения коэффициента технического использования, при котором обеспечивается необходимая производительность МТА:

Ша = ЖчасКт

(1)

где Шчас - часовая производительность МТА, га/час; Кти - коэффициент технического использования.

К > КтРе6 = К6 К

ти ти ти ц

(2)

где Кти = 0,75 - базовое значение коэффициента технического использования; Кц -коэффициент качества технического сервиса, определяемый по зависимости

Кц=ПЦ при I = 1-5,

(3)

где д1 - степень соответствия выполненных объемов работ требуемым объемам; д2 -степень соответствия периодичности ТО требуемым значениям; д3 - соответствие технологий ТО и Р процессам в подсистемах; - достаточность компетенций исполнителей для реализации технологий ТО и ремонта; - достаточность перечня работ, потенциально выполняемых исполнителями технического сервиса, для обслуживания определенного вида МТА.

Рис. 1. Взаимосвязи в системе технического сервиса МТП [3]

Требуемый объем работ по техническому сервису определится из выражения

К ,Ь

ЖТС = X АкЫЛк81т1

к,I=1

(4)

где Лк - обслуживаемые агрегаты; к = 1 - К; ЫЛк - количество машин в к-м агрегате; 81 - количество подсистем (узлов, сборочных единиц) в машине I = 1 - Ь; т - длительность обслуживания 1-й подсистемы (узла, сборочной единицы).

Объем работ, выполняемый группой исполнителей ТО и ремонта, должен соответствовать требуемым объемам работ при техническом сервисе машин агрегатов:

N К ,Ь

М X ^ ^Х ЛкМЛк8,Т, (5)

1=1 к ,1=1

где I - продолжительность технического обслуживания, ч; к^ - поправочный коэффициент, учитывающий снижение продолжительности технического обслуживания при работе группы исполнителей ТО и ремонта.

Степень соответствия м определяется логистической функцией [8]:

V—А

М =■

(6)

2 + (ву—А — 1)'

где V - значения отношения действительного объема выполняемых работ к полному объему; А - смещение точки перегиба логистической кривой.

Периодичность технического обслуживания должна соответствовать значениям, указанным в нормативно-технической документации [9]:

М2 =1 —:

2 + (ер—в — 1)'

где р - отношение текущей периодичности к нормативной.

(7)

Рис. 2. Логистическая функция соответствия выполняемых объемов работ требуемым объемам

Рис. 3. Логистическая функция соответствия текущей периодичности нормативной

Применяемые технологии ТО и Р должны соответствовать процессам в подсистемах (узлах, сборочных единицах) машин агрегатов:

м

К ,Ь

(8)

М{ХТХ1} - Ь{ X ЛкМЛк81 т},

]=1 к,1=1

где Ь - коэффициент пропорциональности, учитывающий степень сходства технологий ТО и Р различных машин агрегата; ТХ] - у-я технология из общего перечня технологий ТО и ремонта, ] = 1 - М.

Степень соответствия Мз определяется логистической функцией

Мз =

2 + (ех—С — 1)

е

х—С

е

где х - значение отношения текущей совокупности технологии технического сервиса данных агрегатов к полной совокупности.

Перечень работ, выполняемый группой исполнителей ТО и ремонта при техническом сервисе, определится

N

уТ = £ Nк,, (10)

¿=1

где N - 1-й исполнитель ТО и ремонта; Кг - компетентность /-го исполнителя.

При этом компетенции исполнителей должны быть достаточны для реализации технологий ТО и ремонта:

N М

»{ЕЧК } - {£ТХ]} . (П)

¿=1 j=l

Степень соответствия »4 определяется логистической функцией

»4 =-й-, (12)

4 2 + (ву-° —1) V 7

где у - значение отношения текущей совокупности компетенций реализации технологий ТО и Р к полному их набору.

Перечень работ, потенциально выполняемых исполнителями технического сервиса, должен быть достаточен для обслуживания определенного вида МТА:

N К ,Ь

» Е N.К, >£ АМЛ^Ь . (13)

1=1 к,1=1

Степень соответствия »5 определяется логистической функцией

,2 -Е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

»5 = ., / 2—Е ъ , (14)

е

2 + (е2—Е — 1)'

где 2 - значение отношения текущей совокупности компетенций исполнителей для обслуживания определенного вида МТА к полному их набору.

Тщательность ТО определяется произведением коэффициентов ц3, цА, цъ. Рассмотрим определение этих коэффициентов на примере достаточности компетенций исполнителей для реализации технологий ТО и ремонта /лА .

Компетенции исполнителей ТО будем определять через совокупность знаний, умений и навыков. Виды работ по ТО определим согласно соответствующему стандарту - чистка, смазка, корректировка, калибровка, ремонт, модернизация, замена [10]. Таблица соответствия будет выглядеть следующим образом:

Соответствие компетенций исполнителей технологиям ТО и Р

Исполнители ТО и Р чел. Потребности подсистем машин агрегатов

Чистка Смазка Корректировка Калибровка Ремонт Восстановление Замена

Знания 4 4 4 4 4 4 4 4

Умения 4 3 3 3 3 3 3 3

Навыки 4 2 2 2 2 2 2 2

Достаточно 63 9 9 9 9 9 9 9

Возможно 84 12 12 12 12 12 12 12

Таблица составлена для четырех исполнителей ТО и Р. Максимальное количество баллов не может быть более 84. Однако достаточно 63 баллов для обеспечения

тщательности по рассматриваемому показателю: все исполнители знают все виды работ; не более чем один исполнитель не умеет выполнять какой-либо один из видов работ; по крайней мере, двое исполнителей имеют навыки выполнения любого вида работ.

Для определения действительного соответствия компетенций конкретных исполнителей технологиям ТО и Р необходимо провести проверку знаний по разработанному вопроснику, оценить умения и навыки при выполнении специально подготовленных практических заданий. Следует отметить, что это соответствие должно повышаться по мере накопления опыта работы исполнителей. Кроме этого, на качестве ТО положительно скажется выполнение ремонтов обслуживаемых машин в межсезонное время: это опыт позволит повысить тщательность ТО этих машин во время полевых работ.

Заключение

Рассмотренный проект системы технического сервиса является достаточным методологическим основанием для выработки показателя качества технического обслуживания. Предлагаемый вариант методики оценки компетенций исполнителей технического сервиса может быть применен для аттестации этих работников, для их сертификации. В то же время он содержит указания на направление совершенствования компетенций сервисных инженеров за счет ремонтов обслуживаемых машин в межсезонное время: это опыт позволит повысить тщательность ТО машин во время полевых работ.

G. V. Redreev, A.A. Luchinovich

Omsk State Agrarian University named after P.A. Stolypin, Omsk

Qualitative assessment of technical service of agricultural machinery

The provision of technical services requires the provision of quality assurance of these services. The results of research by leading experts in this field are not always available to engineers of agricultural enterprises, so there is a need to develop methods for assessing the quality of the client or to confirm the quality of the technical service provider. The project of the system of technical service of the machine-tractor fleet, which includes a set of interrelated and interdependent its components-processes occurring in agricultural machines; technology of technical service; performers of technical service - determined and directed by the purpose of technical service - maintenance of efficiency of agricultural machinery, allows you to form a methodology for assessing the quality. Quality score is a product of the partial coefficients, reflecting the degree of conformity of the executed volumes of works required volumes; the matching degree of the periodicity of the desired values; the extent to which the technology maintenance and repair processes in the subsystems; the adequacy of competences of contractors for the implementation of technology maintenance and repair; the adequacy of the statement of work, potentially executed by the performers of technical services for the maintenance of a certain kind of machine-tractor aggregates. The degree of conformity of periodicity can be ensured by compliance with the requirements of normative and technical documentation. The scope of work of the technical service can be provided with the work of a group of performers of technical service. The variant of the method of assessment of technical service executors' competences is proposed, which can be applied also for certification and certification of these wor k-ers. At the same time it contains instructions on the direction of improvement of competences of service engineers at the expense of repairs of the serviced cars in off-season time. This experience will improve the thorough maintenance of machines during field work.

Keywords: technical service, assessment methods, quality index, degree of conformity, service of the aggregates.

Список литературы

1. Трофимец Н.Л. Совершенствование организации работ и услуг технического сервиса (на примере МТС «Хлебороб» Красноармейского района и хозяйств Красноармейского и Воскресенского районов Саратовской области) : авто-реф. дис. ... канд. техн. наук: 05.20.03. Саратов, 2006. 20 с.

2. Соломкин А.П. Формирование и обеспечение готовности тракторов (на примере тракторов «Кировец») : дис. ... д-ра техн. наук: 05.20.03. Алексеевка, 1984. 460 с.

3. Пасин А.В. Обоснование и разработка методов эффективного использования резервных технологических комплексов в растениеводстве : автореф. дис. ... д-ра техн. наук: 05.20.01. Саранск, 2009. 32 с.

4. Kobbacy Khairy A.H., Murthy Prab-hakar D.N. Complex System Maintenance Handbook // Springer Series in Reliability Engineering: London, Springer-Verlag Limited, 2008. 657 s.

5. Редреев Г.В. Обоснование процесса технического обслуживания тракторов группой исполнителей во время полевых работ : автореф. дис. ... канд. техн. наук: 05.20. Челябинск, 1996. 16 с.

6. Лебедев А.Т. Ресурсосберегающие направления совершенствования эксплуатации и ремонта машин и оборудования сельскохозяйственного производства : автореф. дис. ... д-ра техн. наук: 05.20.01. Зерноград, 2012. 32 с.

7. Редреев Г.В. Обоснование концепции обеспечения работоспособности машинно-тракторных агрегатов // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: www.science-education.ru/122-22971 (дата обращения: 18.01.2018).

8. Моделирование нелинейной динамики глобальных процессов / под. ред. И.В. Ильина, Д.И. Трубецкова. М. : Изд-во Московского ун-та, 2010. 412 с.

9. Мухаметшин А.А. Повышение эффективности использования тракторов путем оптимизации сроков и объемов ремонтно-обслу-живающих воздействий (на примере хозяйств Республики Татарстан) : автореф. дис. ... канд. техн. наук: 05.20.03. Уфа, 2013. 16 с.

10. ГОСТ Р 27.601-2011. Надежность в технике. Управление надежностью. Техническое обслуживание и его обеспечение. М. : Стандар-тинформ, 2013. 36 с.

Редреев Григорий Васильевич, канд. техн. наук, доц., Омский ГАУ, gv.redreev@omgau.org; Лучинович Анастасия Александровна, аспирант, Омский ГАУ, aa.luchinovich1107@omgau.org.

References

1. Trofimec N.L. Sovershenstvovanie orga-nizacii rabot i uslug tehnicheskogo servisa (na pri-mere MTS "Hleborob" Krasnoarmejskogo rajona i hozjajstv Krasnoarmejskogo i Voskresenskogo ra-jonov Saratovskoj oblasti) : avtoref. dis. ... kand. tehn. nauk: 05.20.03. Saratov, 2006. 20 s.

2. Solomkin A.P. Formirovanie i obespechenie gotovnosti traktorov (na primere traktorov "Kiro-vets") : diss. d-ra tehn. nauk: 05.20.03. Alekseevka, 1984. 460 s.

3. Pasin A.V. Obosnovanie i razrabotka metodov effektivnogo ispolzovaniya rezervnyih tehnologicheskih kompleksov v rastenievodstve : avtoref. dis. ... d-ra tehn. nauk: 05.20.01. Saransk , 2009. 32 s.

4. Kobbacy Khairy A.H., Murthy Prab-hakar D.N. Complex System Maintenance Handbook // Springer Series in Reliability Engineering: London, Springer-Verlag Limited, 2008. 657 s.

5. Redreev G.V. Obosnovanie protsessa tehnicheskogo obsluzhivaniya traktorov gruppoy ispolniteley vo vremya polevyih rabot : avtoref. dis. ... kand. tehn. nauk: 05.20.03. Chelyabinsk, 1996. 16 s.

6. Lebedev A.T. Resursosberegayuschie napravleniya sovershenstvovaniya ekspluatatsii i remonta mashin i oborudovaniya selskohozyaystven-nogo proizvodstva : avtoref. dis. ... d-ra tehn. nauk: 05.20.01. Zernograd, 2012. 32 s.

7. Redreev G.V. Obosnovanie kontseptsii obespecheniya rabotosposobnosti mashinno-traktornyih agregatov. / G.V.Redreev // Sovremen-nyie problemyi nauki i obrazovaniya. 2015. № 2 [Elektronnyj resurs]. URL: www.science-educa-tion.ru/122-22971 (data obrascheniya: 18.01.2018).

8. Modelirovanie nelineynoy dinamiki global-nyih protsessov / pod. red. I.V. Ilina, D.I. Trubetsko-va. M. : Izd-vo Moskovskogo un-ta, 2010. 412 s.

9. Muhametshin A.A. Povyishenie effektivnos-ti ispolzovaniya traktorov putem optimizatsii srokov i ob'emov remontno-obsluzhivayuschih vozdeystviy (na primere hozyaystv Respubliki Tatarstan) : avtoref. dis. ... kand. tehn. nauk: 05.20.03. Ufa, 2013. 16 s.

10. GOST R 27.601-2011. Nadezhnost v teh-nike. upravlenie nadezhnost'yu. Tehnicheskoe obslu-zhivanie i ego obespechenie. M. : Standartinform, 2013. 36 s.

Redreev Grigory Vasilyevich, Cand. Tech. Sci., Ass. Prof. Omsk SAU, gv.redreev@omgau.org; Luchinovich Anastasia Aleksandrovna, Postgraduate student, Omsk SAU, aa.luchinovich! 107@omgau.org.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.