Научная статья на тему 'Оценка качества системы управления вузом: методы и подходы'

Оценка качества системы управления вузом: методы и подходы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система управления вузом / оценка эффективности системы управления вузом / методы оценки качества системы управления вузом / подходы к оценке качества системы управления вузом / управленческая практика / university management system / evaluation of the effectiveness of the university management system / methods of evaluating the university management system / approaches to assessing the quality of the university management system / management practice

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Судин Алексей Андреевич

В статье рассматривается система управления вузом, ее значимость и актуальность. Подробно излагаются методы оценки системы управления вузом и подходы к оценке качества системы управления вузом. Выбор подхода и метода оценки качества системы управления вузом базируется на специфике вуза и ее задачах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quality assessment of the university management system: methods and approaches

Тhe article discusses the university management system, its significance and relevance. The methods of assessing the university management system and approaches to assessing the quality of the university management system are described in detail. The choice of the approach and method of assessing the quality of the university management system is based on the specifics of the university and its tasks.

Текст научной работы на тему «Оценка качества системы управления вузом: методы и подходы»

► СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ

УДК 378.1 DOI: 10.31862/2218-8711-2024-2-265-271

ББК 74.48

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОМ: МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ

QUALITY ASSESSMENT OF THE UNIVERSITY MANAGEMENT SYSTEM: METHODS AND APPROACHES

Судин Алексей Андреевич

Аспирант Департамента педагогики, ГАОУ ВО МГПУ

E-mail: SudinAA@mgpu.ru

Sudin Alexey A.

PhD postgraduate student at

the Department of Pedagogy, Moscow City

University

E-mail: SudinAA@mgpu.ru

Аннотация. В статье рассматривается система управления вузом, ее значимость и актуальность. Подробно излагаются методы оценки системы управления вузом и подходы к оценке качества системы управления вузом. Выбор подхода и метода оценки качества системы управления вузом базируется на специфике вуза и ее задачах.

Abstract. ^e article discusses the university management system, its significance and relevance. The methods of assessing the university management system and approaches to assessing the quality of the university management system are described in detail. The choice of the approach and method of assessing the quality of the university management system is based on the specifics of the university and its tasks.

Ключевые слова: система управления вузом, оценка эффективности системы управления вузом, методы оценки качества системы управления вузом, подходы к оценке качества системы управления вузом, управленческая практика.

Keywords: university management system; evaluation of the effectiveness of the university management system, methods of evaluating the university management system, approaches to assessing the quality of the university management system, management practice.

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Судин А. А., 2024

Для цитирования: Судин А. А. Оценка качества системы управления вузом: методы и подходы // Проблемы современного образования. 2024. № 2. С. 265-271. DOI: 10.31862/2218-8711-2024-2-265-271.

Cite as: Sudin A. A. OuaLity assessment of the university management system: methods and approaches. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2024, No. 2, pp. 265-271. DOI: 10.31862/2218-87112024-2-265-271.

Система управления вузом - это форма распределения, координации и реализации управленческой деятельности в рамках структуры учебного заведения, которая определена спецификой его внутренних подразделений, органов управления, их взаимодействия [1, с. 28]. Современный российский вуз сопоставим с большим производственным предприятием. Выступая как сложная учебная, научная, социальная структура, университет имеет много иерархичную систему управления. Эффективное управление вузом является ключевым фактором для его успешного функционирования и достижения поставленных целей. В настоящее время качественное управление вузом не может осуществляться в полном объеме, если в системе управления нет обратных связей как внутри вуза, так и с внешней средой [2, с. 12].

Следует отметить, что исследование оценки качества системы управления вузом является актуальным, так как это позволит остановить проблемные места в управлении вуза, покажет сильные имеющиеся стороны в действующей системе управления, определит направления для дальнейшего развития университета.

Оценка качества системы управления вузом - это совокупность различных элементов, таких как:

• успеваемость студентов;

• количество остепененных кадров из числа профессорско-преподавательского состава;

• финансовое управление университета;

• управление ресурсным обеспечением образовательных систем;

• успешная реализация целей и задач университета, направленных на постоянное развитие и приносящее экономическую выгоду университету.

Кроме того, оценка качества системы управления может быть полезна для сравнения вуза с другими учебными заведениями [3].

Рассмотрим, какими методами можно оценить качество системы управления вузом. Е. В. Усик в своей научной статье предлагает следующие методы для проведения комплексного анализа состояния вуза:

• SWOT-анализ;

• Анализ движущих сил;

• Внутренний анализ состояния организации;

• Анализ сильных и слабых сторон конкурентов [4, с. 234].

Помимо вышеизложенных методов от себя предложим еще метод «six Sigma» и метод балансированной системы показателей.

Приведем примеры на каждый из методов для оценки качества системы управления вузом.

1. SWOT-анализ.

Для определения SWOT-анализа необходимо определить сильные стороны и слабые стороны, которые имеются в системе управления вузом, а также определить возможности и угрозы, влияющие на работу.

• Сильные стороны: научная остепененность кадров университета, управляющих вузом, и их опыт работы; квалификационный и остепененный профессорско-преподавательский состав университета; большой спектр образовательных программ; хорошо отложенный механизм по контролю реализации образовательных программ; ежегодный рост абитуриентов, желающих учится в вузе; увеличивающийся перечень дополнительных профессиональных программ (программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки), которые университет реализует как для своих студентов, так и для внешних желающих слушателей.

• Слабые стороны: слабое финансирование университета, что не может привести к развитию вуза в дальнейшем; не налаженная синхронизация отделов управления в университете, что приведет к «путанице» в работе; неэффективная система управления, которая может повлечь за собой неудовлетворенные требования среди работников и студентов; отсутствие оперативных каналов связи и оперативного реагирования.

• Возможности: увеличение финансирования вуза за счет всевозможных государственных программ поддержки университета; развитие новых образовательных программ и, соответственно, привлечение еще большего количества студентов; улучшение материально-технического оснащения вуза.

• Угрозы: конкуренция с другими вузами, которые выступают лучше по неким параметрам; экономические кризисы, которые явно не повлекут за собой увеличение финансирования и прирост студентов; падение престижа высшего образования.

2. Анализ движущих сил.

Для метода анализа движущих сил для оценки системы управления вузом нам необходимо:

• Установить цели и задачи вуза. Например, целью может являться увеличение численности студентов на всех направлениях подготовки, имеющихся в вузе. А задачами в данном случае будут выступать снижение цен на обучение на коммерческой основе, увеличение квоты бюджетных мест, увеличение мест в общежитии, увеличение размеров стипендии.

• Выявить факторы, которые влияют на достижение целей и задач системы управления вузом. К примеру, кадровая политика вуза, административно-управленческая деятельность, финансирование, место вуза в рейтинге.

• Определить наиболее сильные факторы, которые в большей мере влияют на цели и задачи вуза.

• Разработать рекомендации по улучшению действующей системы управления вузом, опираясь на выявленные факторы и их влияние на цели и задачи.

3. Внутренний анализ состояния организации.

Одним из примеров внутреннего анализа состояния организации вуза может выступать анализ бюджета. Для этого нужно проанализировать бюджет вуза на расходы в области управления (затраты на зарплаты сотрудникам, затраты на развитие инфраструктуры, затраты на развитие персонала). Далее сравниваем эти расходы в области управления с доходами вуза в целом. В случае превышения расходов над доходами следует необходимо оптимизировать систему управления в вузе.

4. Анализ сильных и слабых сторон конкурентов.

Современный вуз должен быть конкурентоспособен. Для проведения анализа сильных и слабых сторон конкурентов, в первую очередь, необходимо определить этих самых конкурентов. Ими могут выступать вузы с одинаковым профилем подготовки и с похожими образовательными программами или же вузы, имеющие схожую систему управления. Далее следует собрать информацию о выявленных конкурентах, провести анализ сильных и слабых сторон этой организации и сравнить полученную информацию со своим вузом.

5. Метод "Six Sigma".

Это один из методов управления процессами, основанный на проведении статистической оценки фактов, данных процесса, систематическом поиске и разработке мероприятий по повышению уровня выхода годной продукции, их последовательному внедрению и последующему анализу безошибочности процессов для увеличения удовлетворенности клиентов [5].

Для оценки качества системы управления вузом можно использовать данный метод, применяя ее к различным процессам, связанных с управлением вузом. Допустим, критерием оценивания выступает оценка процесса разработки и внедрения новых образовательных программ. Для этого нам следует:

• Определить ключевые показатели производительности (KPI) в процессе разработки новых образовательных программ (время на составление рабочей программы дисциплины и фонду оценочному средству к ней, ключевые ошибки в составленном учебном плане).

• Анализируем KPI при помощи статистических методов.

• Определяем слабые стороны, которые выявили при помощи статистических методов и ищем причины их возникновения.

• Исправляем имеющиеся недостатки и повторно проводим KPI.

• Повторяем последнее действие до тех пор, пока не будет достигнут желаемый результат.

6. Метод балансированной системы показателей.

Сбалансированная система показателей (ССП) (BSC, Balanced Scorecard) - это система стратегического управления организацией, основанная на измерении и оценки эффективности по показателям, которые должны отражать все аспекты деятельности этой организации. Определим показатели, по которым можно будет оценить систему управления

вузом: показатели качества образования, показатели финансовой деятельности вуза, показатели внутренней работы, показатели технологического развития вуза.

Все вышеуказанные методы имеют преимущества и недостатки, могут быть использованы как самостоятельно, так и в совокупности для более конкретной и объективной оценки качества системы управления вузом.

Теперь рассмотрим подходы к оценке качества системы управления вузом. Выделим три основных подхода:

1. Экспертный подход - применяется в рамках государственной аккредитации и зависит от субъективной оценки эксперта.

2. Нормативный подход - предполагает соблюдение нормативных правил деятельности образовательной организации по лицензированию.

3. Индикативный подход - определяется перечень определенных показателей -индикаторов по оценке управления вуза [6, с. 249].

При использовании экспертного подхода ключевую роль играет экспертная независимая комиссия, которая создается из специалистов в области управления вуза. В ходе своей проверки эксперты составляют критерии, по которым они будут оценивать вуз, собирают необходимый материал, проводят анализ и выносят свою экспертную оценку. Для объективной оценки качества системы управления вузом эксперты должны обладать достаточными знаниями, умениями и иметь опыт деятельности по данному профилю.

Для применения нормативного подхода, в первую очередь, отбираются нормативно-правовые акты, которым должна соответствовать система управления в вузе. Ими могут выступать статьи Федеральных законов, кодексы, подзаконные акты, локальные приказы и пр. Далее производится анализ документов, имеющихся в вузе, по тематике системы управления. Затем эти документы сравниваются с отобранными ранее нормативно-правовыми актами и на основании этого сравнения выносится оценка университету на соответствие / несоответствие вузом исполнения нормативно-правовых актов. Как итог, разрабатываются рекомендации по улучшению системы управления вузом.

В заключительном, индикативном подходе ключевую роль играют показатели (индикаторы), по которым измеряется эффективность системы управления вузом. Сначала определяются эти индикаторы (финансовая деятельность университета, количество научных трудов у сотрудников и пр.), далее собираются данные по определенным выше индикаторам, производится анализ и результатом является выявление наиболее сильных, наиболее слабых, наиболее проблемных сторон в системе управления.

Все представленные выше подходы могут комбинировать и взаимозаменять друг друга при оценке качества системы управления вузом.

Рассмотрев уже имеющиеся методы и подходы к оценке качества системы управления вузом и предложив свои методы, мы пришли к выводу о том, что оценка качества системы управления вузом является важным показателем работы университета как прогрессирующей организации. По результатам этой оценки можно определить уровень профессиональной компетенции сотрудников всех структурных подразделений вуза,

узнать, какие зоны в структуре университета нуждаются в укреплении, и заложить вектор развития на будущее. Мы рекомендуем регулярно проводить оценку качества системы управления вузом, но распоряжение о частоте подобных проверок выносится руководством университета, при этом необходимо учитывать цели, задачи и специфику вуза.

Список литературы

1. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 26 июля 2018 г. № 13н «Об утверждении перечня должностей, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера». URL: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minobrnauki-Rossii-ot-26.07.2018-N-13n (дата обращения: 01.11.2023).

2. Рябова С. В. Мониторинг качества образования как базовый элемент системы управления вузом. Ульяновск, 2013. 24 с.

3. Переход на дистанционное обучение в условиях COVID-19 в оценках профессорско-преподавательского состава / Е. В. Неборский, М. В. Богуславский, Н. С. Ладыжец [и др.] // Перспективы науки и образования. 2020. № 4 (46). С. 99-110.

4. Усик Е. В. Совершенствование системы управления вузом: зарубежный опыт в контексте Болонского процесса // Вестник Университета. 2012. № 11. С. 233-238.

5. Шесть сигм // Энциклопедия производственного менеджмента. URL: https://up-pro. ru/encyclopedia/six-sigma/ (дата обращения: 01.11.2023).

6. Вихарева О. Н., Соколик И. В. Оценка качества услуг высшего профессионального образования: кластерный подход // Теория и практика общественного развития. 2018. № 5. С. 249-252.

7. Нестеров А. К. Управление вузом // Энциклопедия Нестеровых. URL: https://odiplom. ru/lab/upravlenie-vuzom.html (дата обращения: 01.11.2023).

References

1. Prikaz Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii ot 26.07.2018 No. 13n "Ob utverzhdenii perechnya dolzhnostey, pri naznachenii na kotorye grazhdane i pri zameshchenii kotorykh rabotniki obyazany predstavlyat svedeniya o svoikh dokhodakh, raskhodakh, ob imushchestve i obyazatelstvakh imushchestvennogo kharaktera". Available at: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minobrnauki-Rossii-ot-26.07.2018-N-13n (accessed: 01.11.2023).

2. Ryabova S. V. Monitoring kachestva obrazovaniya kak bazovyy element sistemy upravleniya vuzom. Ulyanovsk, 2013. 24 p.

3. Neborskiy E. V., Boguslavskiy M. V., Ladyzhets N. S. et al. Perekhod na distantsionnoe obuchenie v usloviyakh COVID-19 v otsenkakh professorsko-prepodavatelskogo sostava. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2020, No. 4 (46), pp. 99-110.

4. Usik E. V. Sovershenstvovanie sistemy upravleniya vuzom: zarubezhnyy opyt v kontekste Bolonskogo protsessa. Vestnik Universiteta. 2012, No. 11, pp. 233-238.

5. Shest sigm. In: Entsiklopediya proizvodstvennogo menedzhmenta. Available at: https://up-pro.ru/encyclopedia/six-sigma/ (accessed: 01.11.2023).

6. Vikhareva O. N., Sokolik I. V. Otsenka kachestva uslug vysshego professionalnogo obrazovaniya: klasternyy podkhod. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2018, No. 5, pp. 249-252.

7. Nesterov A. K. Upravlenie vuzom. In: Entsiklopediya Nesterovykh. Available at: https:// odiplom.ru/lab/upravlenie-vuzom.html (accessed: 01.11.2023).

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2024, № 2

Статья поступила в редакцию 15.11.2023 The article was received on 15.11.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.