Научная статья на тему 'Оценка качества сестринской работы при оказании реаниматологической помощи'

Оценка качества сестринской работы при оказании реаниматологической помощи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1271
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общая реаниматология
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Левшанков А.И.

Качество работы медицинских сестер при оказании анестезиологической и реаниматологической помощи целесообразно оценивать по балльным величинам следующих показателей: объем работы, уровень профессионального образования, степень квалификационной категории, соблюдение этических норм и нормативно-правовых актов, ведение необходимой медицинской документации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Левшанков А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quality Assessment of Nursing in Resuscitative Care

It is expedient to assess the quality of the work of nurses delivering anesthesiological and resuscitative care from the scores of the following parameters: the volume of work, the level of vocational education, qualification grade, the observance of ethical norms and norm-setting and legal acts, and the keeping of required medical documents.

Текст научной работы на тему «Оценка качества сестринской работы при оказании реаниматологической помощи»

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА СЕСТРИНСКОЙ РАБОТЫ ПРИ ОКАЗАНИИ РЕАНИМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

А. И. Левшанков

Кафедра анестезиологии и реаниматологии Военно-медицинской академии, Санкт-Петербург

Quality Assessment of Nursing in Resuscitative Care

A. I. Levshankov

Department of Anesthesiology and Reanimatology, Military Medical Academy, Saint Petersburg

Качество работы медицинских сестер при оказании анестезиологической и реаниматологической помощи целесообразно оценивать по балльным величинам следующих показателей: объем работы, уровень профессионального образования, степень квалификационной категории, соблюдение этических норм и нормативно-правовых актов, ведение необходимой медицинской документации.

It is expedient to assess the quality of the work of nurses delivering anesthesiological and resuscitative care from the scores of the following parameters: the volume of work, the level of vocational education, qualification grade, the observance of ethical norms and norm-setting and legal acts, and the keeping of required medical documents.

Одной из важных задач реформирования здравоохранения является улучшение качества сестринского процесса (КСП) и объема сестринской работы (ОСР) в отделении реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ).

Для достижения этой цели требуется разработать и внедрить в практику систему объективного контроля и программу обеспечения медицинской помощи. Однако, несмотря на отдельные попытки решения этой проблемы [1, 2], на сегодня нет специально разработанных методик и критериев оценки КСП и ОСР при оказании реаниматологической помощи, нет единого подхода к реализации сестринского процесса в ОРИТ.

С целью дальнейшего совершенствования сестринской деятельности по спасению пациента, улучшению здоровья и качества его жизни при

оказании реаниматологической помощи нами разработаны и используются методика и критерии оценки КСР и ОСР медсестры ОРИТ.

Анализ сестринского процесса (СП) проводили с учетом следующих основных положений.

1. СП — это научный метод организации и исполнения медсестрами своих обязанностей при оказании помощи пациенту.

2. Основные задачи СП: определение потребностей пациента в сестринском уходе, разработка медсестрой плана СП, выделение приоритета из ряда существующих проблем, оценка эффективности проделанной медсестрой работы.

3. СП состоит из 5 этапов: 1) сбор информации о пациенте; 2) установление проблем пациента, сестринского диагноза; 3) планирование сестринского ухода; 4) выполнение плана сестринских вмешательств; 5) оценка эффективности СП.

Таблица 1

Оценка качества сестринского процесса при оказании реаниматологической помощи

Содержание сестринского процесса

Оценка КСП, баллы

Сбор информации о пациенте, проведение некоторых

диагностических исследований или подготовка к ним 1—5

Сестринская диагностика 1—5

Планирование сестринского вмешательства — определение сестринских задач 1—5

Подготовка рабочего места 1—5 Обеспечение психического и физического комфорта,

удовлетворенности пациента сестринским уходом. 1—5

Оказание помощи в обеспечении личной гигиены 1—5

Соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима 1—5

Выполнение назначений лечащего врача 1—5

Оказание неотложной помощи при критических состояниях 1—5

Оценка эффективности СП 1—5

Всего... 10—50

Примечание. Первая цифра — минимальное число баллов, вторая — максимальное — здесь и в табл. 2.

Таблица 2

Оценка объема сестринской работы в ОРИТ

Содержание сестринской работы Оценка СР мин./макс.

число баллов

Объем реаниматологической помощи 1—5

Уровень профессионального образования 1—5

Квалификационная категория (нет, 2-я, 1-я, высшая, подтверждение высшей) 1—5

Оценка сестринского процесса 10—50

Соблюдение этических норм и нормативно-правовых актов.

Ведение необходимой медицинской документации. 1—5

Всего... 14—70

4. Качество СП оценивали с учетом специфики реаниматологической помощи конкретной категории пациентов по 10 основным мероприятиям СП (табл. 1). Оценку осуществляли по 5-балльной системе: 46—50 баллов (91 — 100% от максимального числа баллов) — оценка 5, 45—36 баллов (90—71%) — 4, 35—26 баллов (70—51%) — 3, 25—16 баллов (50—31%) — 2, менее 16 баллов (менее 30%) — 1.

1. Сбор информации о пациенте, проведение некоторых диагностических исследований или подготовка к ним. Информацию о пациенте можно получить путем ознакомления с историей болезни, заключением анестезиолога-реаниматолога, сбора анамнеза и физического обследования пациента, получения данных от медсестры, передающей пациента при сдаче дежурства, на основании проводимого мониторинга и лабораторного обследования. Если назначено врачом специальное исследование, медсестра должна подготовить к нему пациента и рабочее место для его проведения (например, гастро- или бронхоскопии), а в ряде случаев осуществить самой (исследование системы гемостаза — определение свертывания крови по Ли — Уайту, взятие крови и проведение электрокоагулографии и др.).

2. Сестринская диагностика. На основании собранной информации и проведенного обследования, мониторинга устанавливается сестринский диагноз с определением приоритетных проблем пациента.

3. Планирование сестринского вмешательства — определение сестринских задач осуществляется с учетом сестринского диагноза. В первую очередь медсестра планирует первоочередные мероприятия, направленные на спасение жизни пациента, предусматривает степень участия младшей медицинской сестры по уходу за больными.

4. Подготовка рабочего места для реаниматологической бригады — осуществляется медсестрами с учетом выявленной у пациента патологии и предполагаемых воздействий (операция, перевязка, лечебная бронхоскопия и пр.). При этом важно проверить исправность технических средств и подготовить их к работе. При дежурстве по экстренной помощи рабочее место готовят заранее, до поступления пациента в лечебное учреждение.

5. Обеспечение психического и физического комфорта, удовлетворенности пациента сестринским уходом предусматривает: успокоение пациента; вселение у него уверенности благополучного исхода; придание удобного положения в постели; устранение неприятных ощущений и боли; проведение безболезненно манипуляций; адаптацию пациента к новым условиям; обеспечение рациональной физической активности; соблюдение определенных этических норм и правил поведения; достижение удовлетворенности пациента и его родственников СП.

6. Оказание помощи тяжелобольным при проведении мероприятий личной гигиены во время туалета, приема пищи и физиологических отправлений организма. Следует иметь в виду, что пациент, находящийся в критическом состоянии, беспомощен, да к тому же в силу специфики работы ОРИТ, родственники не могут быть рядом с пациентом.

7. Создание и поддержание здоровой санитарно-гигиенической обстановки, строгое соблюдение правил асептики и антисептики в ОРИТ —

одна из основных сестринских задач, так как у пациентов в ОРИТ очень часто возникают гнойно-септические осложнения, ИВЛ-ассоциированные пневмонии, пролежни, которые часто являются основными причинами смерти больных.

8. Правильное и своевременное выполнение назначений лечащего врача (введение медикаментов, проведение инфузионно-трансфузионной и респираторной терапии, ЛФК и массажа, ингаляционной терапии и пр.) — одна из основных задач сестринского процесса. Важна положительная оценка СП лечащим врачом .

9. Оказание неотложной доврачебной помощи при критических состояниях. У пациентов ОРИТ часто может внезапно резко ухудшиться состояние. Поэтому медсестра ОРИТ должна уметь быстро определить причину ухудшения состояния и устранить ее (например, разгерметизация дыхательного контура, остановка аппарата ИВЛ), а при необходимости оказать неотложную помощь: приступить к сердечно-легочной реанимации, осуществить экстренную подачу 100% О2 и пр., вызвать врача на помощь.

Таблица 3

Оценка объема сестринской работы в ОРИТ

Показатель содержание сестринского процесса Оценка КСП, балл

ГВГ* ОВГ** клиники

(п=9) (п=15) (п=11, п= =7/4***)

Объем реаниматологической и анестезиологической помощи 2,8

Уровень профессионального образования 2,6 2,1 2,4 1,0/3,0

Квалификационная категория (нет, 2-я, 1-я, высшая, подтверждение высшей) 3,0 2,1 3,0 1,0/4,3

0,2,5,2 4,7,2,2 4,3,1,3 7,0,1,2

Оценка сестринского процесса 3,9 2,1 3,7 2,5/4,2

Соблюдение этических норм и нормативно-правовых актов.

Ведение необходимой медицинской документации. 3,0 2,6

ИТОГО 3,0

Примечание. * — гарнизонный госпиталь, ** — окружной клинический военный госпиталь, 7/4*** — 7 медсестер без квалификационной категории и без специализации и 4 имеют категорию и подготовку.

10. Оценка эффективности СП. Медсестра должна уметь правильно и критически оценивать результаты сестринских воздействий на пациента, учитывать мнение пациента и его семьи. Такая оценка позволит правильно ориентироваться медицинскому персоналу отделения в дальнейшей стратегии и тактике лечения пациентов.

Оценка объема сестринской работы. Анализ ранее проведенных нами и обучающимися медсестрами исследований [2—7] показали, что при оценке КСП необходимо учитывать весь объем сестринской работы (табл. 2), а также состояние здравоохранения в регионе, в лечебно-поликлиническом учреждении — ЛПУ (обеспеченность кадрами, материально-техническое обеспечение, финансирование и пр.). Только при учете всех этих факторов можно не только объективно оценить качество СП, но и выявить причины некачественного его выполнения и наметить правильные пути его совершенствования.

Оценку объема работы медсестры осуществляли по 5-балльной системе: 64—70 баллов (91—100% от максимального числа баллов) — оценка 5, 63—50 баллов (90—71%) — 4, 49—36 баллов (70—51%) — 3, 35—22 (50—31%) — 2, менее 22 (менее 30%) — 1.

1. Объем помощи. Реаниматологическую помощь оценивают по следующим показателям:

• Число больных, которым проведена интенсивная терапия в течение года (месяца), из расчета в среднем на 1 штатную единицу медсестры ОРИТ.

• Степень тяжести больных (в баллах).

• Средний койко-день в палатах интенсивной терапии и реанимации.

• Летальность среди больных, лечившихся в ОРИТ.

• Сестринская активность участия медсестры в общей реаниматологической помощи с участием всех медсестер ОРИТ.

Каждый показатель, если он соответствует нормативу (средней величине для всех сестер отделения или аналогичных ОРИТ), оценивается 5 баллами, соответственно больше или меньше баллов при его изменении в положительную или от-

рицательную сторону от норматива. Деятельность медсестры ОРИТ оценивается по величине суммы баллов 5 показателей по сравнению с нормативом и с учетом характера осложнений во время анестезии и интенсивной терапии. Затем высчи-тывается средняя оценка объема помощи (5 баллов — адекватный объем помощи).

2. Уровень профессионального образования оценивают на основании следующих критериев: образования по анестезиологии и реаниматологии нет — 1 балл, первичная специализация — 2 балла, + общее усовершенствование — 3 балла, + тематическое усовершенствование — 4 балла, + высшее сестринское образование — 5 баллов. При этом учитывается предыдущее образование.

3. Уровень квалификационной категории оценивается на основании следующих критериев: нет категории — 1 балл, 2-я категория — 2 балла, 1-я — 3, высшая — 4 балла, подтверждение высшей — 5 баллов.

4. Умение выполнять СП оценивается с учетом степени использования ресурсов и с минимальным риском для пациента при медицинских сестринских вмешательствах, с обеспечением его удовлетворенности медицинским (сестринским) обслуживанием.

5. Соблюдение этических норм и нормативно-правовых («подзаконных») актов во время профессиональной деятельности, при общении с пациентом, коллегами и родственниками или доверенными лицами. Наличие стандартов медицинской помощи является необходимым условием для решения проблемы контроля качества сестринской работы и СП. К сожалению, отечественных стандартов для медсестер-анестезистов пока мало. Их профессиональная деятельность регламентируется в основном этическими нормами и нормативно-правовыми («подзаконными») актами [8—12].

При оценке соблюдения нормативно-правовых документов важно учитывать правильность ведения необходимой медицинской документации (карты интенсивной терапии, книги учета больных в ОРИТ), умение анализировать свою деятель-

Таблица 4

Факторы, влияющие на качество сестринского процесса

Показатель Абс. величины

ГВГ ОВГ клиники

(п-9) (п=15) («=11, п=11)

КАДРЫ:

медсестер имеется/некомплект 10/2 15/5 10/1 11/15

стаж работы медсестер по специальности 9 * 15/0,9—7мс

младших медсестер, имеется/некомплект 5/1 0 0,5/10

прибыло/убыло медсестер за последние 5 лет — 15/33 16/22

ОБРАЗОВАНИЕ:

специализация, да/нет 9/— 11/4 10/1 4/7

специализация + усовершенствование, да/нет 7/2 4/11 7/4 3/8

специализ. + усоверш. общее и тематическое 0/9 0/15 0/11 0/11

КАТЕГОРИЯ:

нет/2-я/1-я/Высшая 0/2/5/2 4/7/2/2 7/0/1/2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РАБОЧИХ МЕСТ:

анестезиологических/коек ИТ 5/5 /10 4/6 3/12

ОСНАЩЕНИЕ:

аппараты, исправны/нет 6/— 30/30

в том числе — типа «РО» 3/— 0 —

— «Фаза-5» .... 3/— 6/2 —

— зарубежные 0 2/14 8

— пульсоксиметры 0 4/4 7

— капнографы 0 1/2 2

— газоанализаторы кислорода 0 2/8 0

— волюмоспирометры 1 15/0 0

Примечание. * ОВГ: медсестер со стажем работы менее 5 лет — 0, более 5 лет — 5.

Таблица 5

Причины неудовлетворенности медсестер-анестезистов ГВГ своей работой Причина Число медсестер, %

Плохое материально-техническое обеспечение отделения 100

Физическая перегрузка 40

Неудовлетворенность оплатой труда, малая и несвоевременная заработная плата 100

Психологический стресс 40

Нехватка в штате младших медсестер 30

ность. Это позволяет существенно улучшить как СП, так и врачебную деятельность при оказании реаниматологической помощи. Так, например, если медсестра не регистрирует в карте интенсивной терапии в динамике параметры ИВЛ (ВВЛ), анестезиолог-реаниматолог не сможет правильно и своевременно уменьшить респираторную поддержку и перевести пациента на спонтанное дыхание, прогнозировать успешность перевода.

Объективная оценка качества сестринской помощи позволит правильно определить пути улучшения КСП и ОСР, дифференцированно подойти к оплате труда и стимулировать мотивацию к своей профессиональной деятельности, улучшить исходы реаниматологической помощи.

Анализ КСП в различных лечебных учреждениях (табл. 3, 4) показал, что чем выше балл профессионального образования и квалификационной категории, тем лучше КСП: в гарнизонном военном госпитале КСП оценено на 3,9 балла, а в окружном военном госпитале — 2,1 балла, клиниках 3,7 балла (по всем сестрам), 2,5 балла (без специализации) и 4,2 балла (у медсестер, прошедших подготовку и имеющих квалификационные кате-

гории). Следует отметить, что многие сестры не имеют даже первичной специализации, а сестры с большим стажем работы по специальности (15 лет) не имеют тематического усовершенствования.

В МЗ и ВС РФ должна быть реализована многоуровневая последовательная система подготовки медсестер: после базисной подготовки первичная специализация (не менее 10 мес), через 3—5 лет — общее усовершенствование, а еще через 3 года при желании получить высшую квалификационную категорию тематическое усовершенствование. Пройдя эти 3 этапа и имея достаточный опыт работы по специальности, целесообразно в дальнейшем поступить на факультет высшего сестринского образования. На этом этапе готовят специалиста-менеджера, способного выполнять обязанности старшей медсестры ОРИТ, осуществлять обучения медсестер в медучилище (колледже) по специальности анестезиология и реаниматология. Такая система обучения позволит подготовить хороших специалистов с высшим сестринским образованием.

Низкое качество СП обусловлено также (см. табл. 4): 1) большой текучестью кадров (за 5 по-

следних лет из ОВГ убыли 33 медсестры, а прибыло 15, некомплект 5); 2) наличием большого числа неисправных технических средств (30 из 60 в ОВГ); 3) недостаточным инженерно-техническим и метрологическим обеспечением. Так, например, отсутствуют средства для проверки аппаратов ИВЛ на исправность (!). Медсестры не могут провести метрологическую проверку средств измерений аппаратов ИВЛ.

Отсутствие достаточного оснащения рабочего места и низкая заработная плата также являются основными причинами неудовлетворенности медсестер своей работой (табл. 5). Различия в зарплате между категориями несущественные. Совмещение работы в должности младшей медсестры по уходу за больными, низкий престиж работы в ОРИТ, влечет за собой снижение КСП.

Выводы

1. При определении качества сестринского процесса и путей его улучшения необходимо учитывать весь объем сестринской работы, а также состояние здравоохранения в регионе, в ЛПУ (обеспеченность кадрами, материально-техническое обеспечение, финансирование).

2. Сестринскую работу при оказании анестезиологической и реаниматологической помощи целесообразно оценивать по балльным величинам следующих показателей: 1) сестринский процесс; 2) объем сестринской работы при оказании анестезиологической и (или) реаниматологической

Литература

1. Чавпецов В. Ф. и др. (ред.). Медицинское страхование: Экспертиза качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования (Проблемы, задачи и подходы к их решению): Метод. пособие. М.; 1995.

2. Чавпецов В. Ф. и др. (ред.). Экспертиза качества медицинской помощи: Теория и практика. СПб.; 1997.

3. Актуальные вопросы сестринской практики в анестезиологии и реаниматологии. Материалы конф. 12 мая 1999. С-Пб.: ВмедА; 1999.

4. Левшанков А. И. (ред.). Актуальные вопросы сестринской практики в анестезиологии и реаниматологии. Вып. 2.. СПб.: Агентство РДК-принт; 2000.

5. Левшанков А. И. (ред.). Актуальные вопросы сестринской практики в анестезиологии и реаниматологии. Вып. 3. Проблемы сестринской деятельности при оказании реаниматологической помощи и пути их решения. СПб: Агентство РДК-принт; 2001.

6. Левшанков А. И. (ред.). Актуальные вопросы сестринской практики в анестезиологии и реаниматологии. Вып. 4. Состояние и пути совершенствования специализированной сестринской помощи при проведении анестезии, интенсивной терапии и реанимации. СПб.; 2002.

помощи; 3) уровень профессионального образования; 4) степень квалификационной категории; 5) соблюдение этических норм и нормативно-правовых актов, ведение необходимой медицинской документации.

3. Качество сестринского процесса при оказании реаниматологической помощи целесообразно оценивать по балльным величинам следующих этапов: 1) сбор информации о пациенте, проведение некоторых диагностических исследований или подготовка к ним; 2) сестринская диагностика; 3) планирование сестринского вмешательства — определение сестринских задач; 4) подготовка рабочего места; 5) обеспечение психического и физического комфорта, удовлетворенности пациента сестринским уходом; 6) оказание помощи в обеспечении личной гигиены; 7) соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима; 8) выполнение назначений лечащего врача; 9) оказание неотложной помощи при возникновении острых критических состояний; 10) оценка эффективности сестринского ухода.

4. Наиболее важными направлениями улучшения качества сестринского процесса являются: 1) обеспечение своевременной последовательной профессиональной многоуровневой подготовки медсестер ОРИТ по анестезиологии и реаниматологии; 2) улучшение материально-технического, инженерного и метрологического обеспечения ОРИТ; 3) снижение текучести и дефицита кадров медсестер, повышение их мотивации к сестринскому процессу.

7. Левшанков А. И. (ред.). Актуальные вопросы сестринской практики в анестезиологии и реаниматологии. Выпуск 5. Профессиональная подготовка медсестер ОАРИТ и качество выполнения ими функциональных обязанностей (респираторная поддержка, санэпидре-жим, новые технологии и технические средства). СПб.: ВмедА; 2003.

8. Директива начальника ГВМУ МО РФ N 161/ДМ-2 О мерах по обеспечению безопасности больных во время анестезии, реанимации и интенсивной терапии от 24 февраля 1997 г.

9. Организация анестезиологической и реаниматологической помощи в Вооруженных силах Российской Федерации. М.: ВмедА; 2002.

10. Стандарты практической деятельности медицинской сестры. Приняты Ассоциацией медицинских сестер России 10 июня 1998 г. Том I и II. СПб.: Межрегиональная ассоциация медсестер; 1998.

11. Справочник главной (старшей) медицинской сестры. Издание 3, дополненное, переработанное. М.: Издательство ГРАНТЪ; 2001.

12. Гребенев А. Л, Шептулин А. А, Хохлов А. М. Основы общего ухода за больными: Уч. пособие. М.: Медицина; 1999.

Поступила 20.12.04

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.