ТОРГОВО-БЫТОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА
Козин М.Н. Рыжков Д.Н.
14. РАЗНОЕ
14.1. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОЦЕССОВ ТОРГОВО-БЫТОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА: НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ
Козин Михаил Николаевич, д-р экон. наук, профессор. Должность: ведущий научный сотрудник. Место работы: НИИ ФСИН России. Подразделение: НИЦ-2. E-mail: kozin-volsk@mail.ru
Рыжков Дмитрий Николаевич, соискатель. Место учебы: Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева.
Аннотация: В статье предложен методический подход оценки качества процессов торгово-бытового обеспечения на территории иностранного государства с учетом влияния нормативно-правовых и организационно-управленческих факторов.
Ключевые слова: нормативно-правовой подход, управление, торгово-бытовое обеспечение, факторы, качество, иностранное государство.
QUALITY ASSESSMENT OF TRADE AND HOUSEHOLD PROCESSES IN THE TERRITORY OF A FOREIGN STATE: REGULATORY AND ORGANIZATIONAL AND ADMINISTRATIVE APPROACHES
Kozin Mikhail Nikolaevich, Dr of Economics, Professor. Position: Leading Researcher. Place of employment: Scientific research institute of FPS Russia. Department: SRC-2. E-mail: kozin-volsk@mail.ru
Ryzhkov Dmitry Nikolaevich, competitor. Place of study: Military Academy of Logistics named after General A.V. Hrulev.
Annotation: The article proposed a methodological approach to assess the quality of the processes of trade and everyday support in the territory of a foreign state, taking into account the influence of regulatory and organizational and management factors.
Keywords: regulatory approach, management, trade and domestic support, factors, quality, foreign country.
В современных условиях Вооруженные силы Российской Федерации (ВС РФ), находящиеся на территории иностранного государства, в вступают в различные правоотношения, реализуя при этом постоянные и временные (вещные) правомочия, поскольку находясь за территорий РФ они обладают государственным имуществом - вооружение, военная и специальная техника, оборудование, обмундирование и др. Одновременно они получают установленные вещные правомочия в отношении имущества государства, где ВС РФ присутствуют - земельных участки для дислокации, зданий и сооружений, различных материальных ресурсов (например, продовольственного и др.) [1, 2].
Статус юридического лица у военной организации, которая дислоцирована за рубежом, обеспечивает решения определенного спектра юридических вопросов. Этот статус позволяет оперативно управлять закрепленным имуществом с установленными ограниче-
ниями (часть 4 статьи 298 ГКРФ) и ограничениями, установленными международными договорами.
Отдельной проблемой выступает процесс торгово-бытового обеспечения, как одной из важнейших сфер жизнеобеспечения ВС РФ. Военная торговля предназначена для обслуживания военнослужащих, находящихся в особых условиях проживания или выполняющих особо важные государственные функции. Данная торговля организуется в целях удовлетворения потребностей военнослужащих в различных товарах и услугах, в местах постоянной дислокации, на учениях и на территориях иностранного государства.
Современным оператором системы торгово-бытового обеспечения военнослужащих в Российской Федерации является АО «Военторг». Данное предприятие находится в государственной собственности и входит в структуру АО «Гарнизон» (до 2014 г. - «Росо-боронсервис»). В свою очередь, АО «Военторг» является материнской структурой для ряда дочерних предприятий, сформированных по региональному или функциональному принципу (табл. 1). Нормативно-правовой основой оказания услуг по торгово-бытовому обеспечению АО «Военторг» российских военнослужащих является распоряжение Правительства Российской Федерации «Об определении ОАО "Военторг" единственным исполнителем, оказывающим услуги по питанию, хлебопечению, поставке хлеба, бан-но-прачечному обеспечению и индивидуальному пошиву предметов военной формы одежды для нужд Минобороны РФ» от 06.02.2010 г. №155-р.
При этом решение задачи оценки уровня качества управления процессами торгово-бытового обеспечения группировки войск (сил) предполагается обеспечить на основе следующего подхода (таблица 1).
Представленная система оценки соответствует методическим основам, положенным в основу ее разработки (системность, обоснованность, объективность, информативность), структура и характер связей системы обусловлены использованием широкого круга общенаучных методов, в состав которых вошли анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование, а также системный подход. Ее практическое использование требует применения специальных методов, в частности экспертной оценки, графического метода (в частности, построения профилей оценки в разрезе отдельных групп и элементов системы оценки), социологического метода и др [3, 4, 5, 6, 7].
Разработанная система оценки имеет вид матрицы, где в столбцах (а^ i = 3) размещены уровни иерархии управления, а в сроках (ру; j = 4) его функциональные сферы. Каждый из отдельных показателей оценки уровня качества управления ^ук) состоит из индекса уровня иерархии управления (0, индекса функциональной зоны (у) и его порядкового номера в данной группе показателей (к). Путем привлечения группы экспертов нами были апробированы адекватность предложенной модели и осуществлена оценка весовых коэффициентов отдельных показателей, групп показателей в пределах отдельных функциональных сфер и уровней иерархии управления (соответственно пУ, Аук).
Оценка адекватности и весовых коэффициентов системы были получены путем анкетирования экспертов и расчетов средних арифметических значений опреде-
6'2018
Пробелы в российском законодательстве
ленных ими весов. Оценку весовых коэффициентов предлагалось осуществить в долях единицы в пределах отдельных групп показателей (О^ гу, Аук).
Показатели Yijk оцениваются в баллах от 0 до 10 (10 - наивысшая оценка). На основе полученных оценок показателей первого уровня Yijk, рассчитывались показатели более высокого уровня: ру и а1 соответственно. Расчеты ру , а1 и интегрального показателя оценки уровня качества управления I осуществляются по формулам (1-3)
ßu
Ё7т хЛт . _
' k Ёлт
»= , где: (1)
ру - показатель оценки уровня качества управления в рамках у-ой функциональной сферы на ьом уровне иерархии системы управления процессами торгово-бытового обеспечения группировки войск (сил);
Yijk - показатель оценки уровня качества управления процессами торгово-бытового обеспечения группировки войск (сил);
Аук - весовой коэффициент частного показателя оценки уровня качества управления процессами тор-
гово-бытового обеспечения группировки войск (сил).
]
ЁЧ
где:
(2)
I = -
Ёа< xQi =i_
Ё Ъ
сти государства // Современное право. 2016. № 2. С. 31-36.2.
3. Сорокин А.В. Особенности применения аутсорсинга военными организациями // Военное право. 2012. № 1. С. 145-152.
4. Калинин А.Н., Козин М.Н. Обоснование параметров оценки эффективности логистической системы обеспечения частной военной компании // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2015. № 11-12. С. 29-33.
5. Хрусталёв Е.Ю., Данилов А.Ю. Состав, структура, состояние и перспективы использования объектов военной инфраструктуры // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. Т. 9. № 24 (213). С. 25-31.
6. Хурсевич С.Н. К вопросу формирования и развития интегрированных структур сервисного обслуживания ВС РФ нового облика // Вооружение и экономика. 2011. № 2 (14). С. 57-62.
7. Чистов И.В. А мы не хуже. логистика в системе материального обеспечения силовой организации государства // Российское предпринимательство. 2006. № 7. С. 88-91.
Таблица 1
Система оценки уровня качества управления процессами торгово-бытового обеспечения группировки войск (сил)
ai - показатель оценки уровня иерархии управления процессами торгово-бытового обеспечения группировки войск (сил) в пределах ьго уровня иерархии;
гу - весовой коэффициент показателя оценки уровня качества управления процессами торгово-бытового обеспечения группировки войск (сил) в пределах у-ой функциональной сферы.
В дальнейшем осуществляется расчет интегрального показателя уровня качества управления процессами торгово-бытового обеспечения группировки войск (сил) на основе формулы (2.25.)
»=1 , где: (3)
I - интегральная оценка уровня качества управления процессами торгово-бытового обеспечения группировки войск (сил);
Qi - весовой коэффициент показателя оценки уровня качества управления процессами торгово-бытового обеспечения группировки войск (сил) в пределах ьго уровня иерархии управления.
Таким образом, предложен методический подход оценки качества процессов торгово-бытового обеспечения на территории иностранного государства, учитывающий влияние нормативно-правовых и организационно-управленческих условий.
Список литературы:
1. Селиверстова О.И. К вопросу о правовой природе военных баз за рубежом // Социально-гуманитарный вестник Юга России. 2010. № 3. С. 204-210.
2. Сморчкова Л.Н. Методологическая основа правового регулирования использования государственного имущества в интересах обороны страны и безопасно-
-1
п
итеративное управление
(от.)
Аз =Э,27
-з—
УрЭБНИ П5рд рх ИИ У Гр=.£-Г =гИ= fgj
1.1.1. Н-эП№№С№Л£Ш оперативного упрэЕленге ©етью территориалью-распредепенных подразделений
1.1.2. Разработка ераткосроч ных программ управления качеством торгового обслужге-адая и сервиса б разрезе отдельны*
ассортиментных групп и подразделений_
1.1. 3. и истемэ оперативного учета и управления денежными потоками
1.1.4. Работа и нфо рмацио н ны х с истая управления ресурсами и поставками
1.2.1. Работа по повышению евалифисации персонала
~\ z.z. наоотапо обеспечению стабильности кадрового состава и сн нкенж» текучести_
1.3.1. Организация работы по продвижению товаров и усл^г, рвепага, информирование
Л ...ц
I а ст №i ее кое управление i'arj
£3,=Э,4 -5-
2.1 1
Разработка тактики развития сети территориально* распределенных подразделении
2.1.2. Пслитии в сфере маркетинга и взаимодействия с
поставщиками
иг.-
Достаточ ность и
релевантность информационного
обеспечения процессов оперативного и тактическою управления
TU. Разработка кадровых траекторий и планирование карьеры сотрудников
222. Уроеенг
обеспечения
социальных
гарантий
сотрудников
ТУТ Достаточ ность и
релевантность информационн
ого
обеспечения о конкуренции в гражданском секторе, рынах ресурсов и сырья_
0,32
итратепыеское управление {и^
~Г
У'.'*
3717Г ^азравотка стратегии развития сети
территориально-распредепенных подразделений с учетом перспестив военного присутствие группировки
3.1.2. Стратегуыеаое оотруднтелво с государственн ыми органами и бизнес ооойцеством принимающей страны
3.1.3. Развитие альтернативных логистических каналов, форм приграничного сотруднуыесгва с дружествен ны ми государствами
3.2.1. Стратегуыеаое планирование кадрового состава
5.Z.Z. ирганивация езз и модействия с профильными вузами и работа с кадроБы м резервом
3.3.1. Управление портфелем товаров и услугсети подразделений
0.41
0.43
n=l
а =
n=l
ТОРГОВО-БЫТОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА
Козин М.Н. Рыжков Д.Н.
Продолжение Табл.1
Z 3 4 9 Ь / 8
§ к = т п 1 3 О- Ü ш 2 т '■ч X 1 в 1_(П I СП и 4L ш 1.3.2. Скэроеть реакции на изменения б ценовой и1'или ассортиментном политике гражданских торгово- сервисных предприятий 0.38 2.3.2. Качество и оперативность разработки, реализации и пересмотра ассортиментной ПОЛИТИКИ 0,32 3.3.2. Стратег* развития отдельных видов торгового и бытового обеспеченияс ■учетом перспектив дальнейшего военного присутствия группировки 0.57
1.3.3. Гибкость це нооб разо ва н не и адаптивность ценовой политики 0.27 ¿.3.3. НЭПтИЕ политики развит™ территориально-распредепенвой сети подразделений с учетом особенностей спроса и гражоа неких конкурентов 0,23 3.4.1. Стратега кооперации с местным бизнес ■сообществом 0,21
1.4.1. Качество и скорость монтажа а та оке пуско-напздоч ных работ мобильного оборудования тор гово-бытового обеспечения 0,4 2.4.1. Инвестиционное обеспечение реализации ассортиментной ПОЛИТИКИ 0,3
•"v <4. X iX U т а = К. = X Е а «=; а X и 1.4.2. Органгеа^ ремонта, обслуживания и модернизации ос нов н ы х фонда в 0.32 2.4.2. Темпы развития собственного производства и снижения объеш потребления полуфабрикатов 0,37 3.4.2. Развитие собственной инфраструктур ы произведена и логистики 0,34
1.4.3. ирганизачт озммодыктиияс принимающей стороной в сфере аренды и обслуживания оборудования 0.28 2.4.3. Адаптация к условиям пспюльзоЕ-аннэ местного сырья и инфраструктуры 0,33 3.4.3. Стратега развития собственной ресурсной базы и автономной работы 0,45
Рецензия
на статью Козина Михаила Николаевича и Рыжкова Дмитрия Николаевича на тему: «Оценка качества процессов торгово-бытового обеспечения на территории иностранного государства: нормативно-правовой и организационно-управленческий подходы»
В современных условиях задача организации торго-во-бытового обеспечения усложняется за счет того, что ВС РФ активно участвуют в миротворческих и антитеррористических операциях (таких, как противодействие запрещенному на территории РФ т. н. «Исламскому государству» (ИГ) в Сирии). Очевидно, что в соответствующих регионах создаются филиалы АО «Военторга», обеспечивающие создание специальных условий для обеспечения военнослужащим, несущим службу в этих регионах, доступа к необходимым товарам и услугам. В этих условиях, очевидно, большой степенью актуальности обладает задача разработки оценки качества торгово-бытового обеспечения военнослужащих.
Логика формирования структуры системы управления и результаты анализа научной литературы в статье определили возможность выделения следующих функциональных зон управления, анализ которых на разных уровнях управленческой иерархии позволит оценить интегральный уровень качества управления процессами торгово-бытового обеспечения группировки войск (сил) на территории иностранного государства: логистика, администрирование, финансы; кадры, маркетинг; технологии и инвестиции.
Таким образом, в статье предложен методический подход оценки качества процессов торгово-бытового обеспечения на территории иностранного государства, учитывающих влияния нормативно-правовых и организационно-управленческих факторов.
Исходя из содержания статьи, представляется возможным сделать следующие вывод о необходимости публикации данного исследования.
Рецензент:
Заслуженный деятель науки, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры Экономических теорий и военной экономики ФГБОУ ВО «Военный университет» Министерства обороны РФ Хачатурян Арутюн Арутюнович
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста 93,34%.