Научная статья на тему 'Оценка качества процесса обучения в общеобразовательной школе'

Оценка качества процесса обучения в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1563
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / ОЦЕНИВАНИЕ / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА / МОНИТОРИНГ / SYSTEM OF QUALITY MANAGEMENT / TRAINING PROCESS / ASSESSMENT / METHODS OF QUALITY ASSESSMENT / MONITORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усачева Елена Сергеевна

Рассматривается вопрос оценивания качества образования, описываются методы оценки и критерии качества процесса обучения, обосновывается необходимость создания системы менеджмента качества в общеобразовательном учреждении, рассматриваются возможности использования психологического и педагогического мониторинга (с применением дифференцированного подхода к обучающимся) для объективной оценки достижений учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY ASSESSMENT OF TRAINING PROCESS IN A COMPREHENSIVE SCHOOL

The issue of estimating the quality of education is reviewed. Methods of assessment and criteria of the training process quality are described. The necessity of creating the system of quality management in a comprehensive institution is substantiated. Resources of using psychological and pedagogical monitoring (with differentiation approach applied to pupils) for objective assessment of pupils’ achievements are reviewed.

Текст научной работы на тему «Оценка качества процесса обучения в общеобразовательной школе»

УДК 371.3.014.6 ББК Ч421.28

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Е.С. Усачева

Челябинский государственный педагогический университет

QUALITY ASSESSMENT OF TRAINING PROCESS IN A COMPREHENSIVE SCHOOL

E. Usacheva Chelyabinsk State Pedagogical University

Рассматривается вопрос оценивания качества образования, описываются методы оценки и критерии качества процесса обучения, обосновывается необходимость создания системы менеджмента качества в общеобразовательном учреждении, рассматриваются возможности использования психологического и педагогического мониторинга (с применением дифференцированного подхода к обучающимся) для объективной оценки достижений учащихся.

Ключевые слова: менеджмент качества образования, процесс обучения, оценивание, методы оценки качества, мониторинг.

The issue of estimating the quality of education is reviewed. Methods of assessment and criteria of the training process quality are described. The necessity of creating the system of quality management in a comprehensive institution is substantiated. Resources of using psychological and pedagogical monitoring (with differentiation approach applied to pupils) for objective assessment of pupils’ achievements are reviewed.

Keywords: system of quality management, training process, assessment, methods of quality assessment, monitoring.

В начале ХХ1 века мир вступил в период глобальных изменений. Образовательная политика России не может не учитывать общие тенденции мирового развития. Новое понимание роли образования как стратегического ресурса общества, обеспечивающего его прогресс во всех сферах, требует системных изменений, в том числе и в общем образовании, которое должно работать на опережение, способствовать развитию человеческого потенциала, решению наиболее значимых и острых социальных проблем. В 2008 году в ежегодном Послании Федеральному собранию Президент Российской Федерации выделил школьное образование в качестве приоритетной сферы государственного развития. Обозначенная Дмитрием Медведевым национальная образовательная стратегия - президентская инициатива «Наша новая школа» - в числе основных направлений модернизации школьного образования определяет внедрение новых образовательных стандартов, включающих требования не только о том, какими должны быть

школьные программы и какие условия (кадровые, материально-технические и другие), обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени, необходимо создать в школе, но и каких результатов должны достигнуть обучающиеся. «Чтобы работа по стандартам была эффективной, предстоит развивать систему оценки качества образования... Механизмы независимой оценки могут создаваться силами профессионально-педагогических союзов и ассоциаций. Россия будет продолжать участвовать в международных сравнительных исследованиях качества образования, создавать методики сопоставления качества образования в различных муниципалитетах и регионах» [2]. «Новая школа - это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом», - обобщил Д.А. Медведев [6].

Школа как основная и самая продолжи-

Вопросы общего образования

тельная ступень образования становится ключевым моментом обеспечения нового качества образования, от чего зависит дальнейшая жизненная успешность и каждого человека, и общества в целом. Для объективной оценки качества результатов любой высокотехнологичной продукции или услуги, к которым, несомненно, относятся образовательные и научнометодические услуги школы, кроме оценки степени соответствия результатов технологического процесса предъявляемым требованиям, необходимо также и заключение о том, каково качество и самого процесса предоставления этих услуг. Качество результатов деятельности школ должно обеспечиваться через управление качеством основных рабочих процессов, протекающих в школе [4]. Качество таких процессов обычно подтверждается гарантией того, что оказанная услуга, в том числе образовательная, будет в точности соответствовать установленным требованиям и, в первую очередь, требованиям потребителей. Обеспечение же таких гарантий во всем мире связывают с наличием в организации некоторой системы менеджмента качества.

Система менеджмента качества должна быть всеобъемлющей, чтобы отвечать объективным критериям качества для образовательных учреждений. Школа, которая ориентируется на предполагаемые потребности и периодически проводит анализ требований внутренних и внешних потребителей к качеству, должна иметь в своем арсенале перечень нормативно закрепленных и корректно обоснованных характеристик (модель выпускника, модель образованности, требования к подготовке и деятельности учителя, характеристики образовательных и учебных программ и т. п.), а также соответствующий инструментарий для оценки их выполнения (критерии, показатели, процедуры и технологии) [5]. Важнейшей же результирующей характеристикой процесса обучения является образованность обучающегося. Это мера достижения личностью (носителем образованности) такого уровня развития отдельных ее свойств и структур, который в наибольшей степени отвечает потребностям самой личности в дальнейшем совершенствовании и самореализации. Контроль качества -основополагающий процесс в системе менеджмента качества [3]. Множественность запросов к образованию разных социальных, профессиональных групп, отдельных личностей порождает многообразие целей. Результаты образования могут быть оценены разными субъектами (обучаемые, родители, педагоги и

др.) по разным критериям, в разных измерениях, на разных уровнях. При этом речь может идти о разных результатах. Традиционно оценка качества обученности учащихся проводится посредством контроля с помощью всевозможных контрольных заданий, вопросов, практических задач. Оценивание в педагогической практике зачастую рассматривают как процесс соотнесения хода и результата деятельности с намеченным эталоном для установления уровня и качества освоения обучающимися программного материала и определения и принятия ими образовательных задач для дальнейшего продвижения в учении [1]. Учебный процесс - сложная система, основанная на качественных и количественных подходах к уровню образования учащихся. Новые приоритеты в сфере образования, растущая вариативность форм получения образования, программ, методик непосредственно влияют на качество подготовки учащихся. Охраной качества служит мониторинг. Мониторинг - это непрерывные контролирующие действия в системе «педагог - обучающийся», позволяющие наблюдать и корректировать по мере необходимости продвижение ученика от незнания к знанию, это важнейший инструмент проверки и оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик. Получение своевременной информации о ходе протекания учебного процесса позволяет лучше понять его сущность, а если возникают отклонения, оперативно вносить коррективы. Таким образом, мониторинг дает возможность своевременно вмешиваться в механизмы, закономерности образовательного процесса или развития личности.

Объектами мониторинга выступают как отдельные подсистемы образования, так и различные процессы, уровни образования, управления, отдельные аспекты деятельности, знания и т. д. Например: мониторинг педагогический и психологический; мониторинг качества подготовки учащихся; мониторинг процесса обучения; мониторинг качества образования. Мониторинг учебного процесса проводится в три этапа: подготовительный, практический, аналитический, что позволяет осуществлять регулярное отслеживание уровней усвоения теоретического и практического материала с целью прогнозирования успешности деятельности каждого учащегося и всего обучения в целом.

Первый этап мониторинга: подготовительный. Одним из важнейших элементов структуры модели мониторинга учебного процесса является конкретизация целей курса

Усачева Е.С.

Оценка качества процесса обучения в общеобразовательной школе

через уровни усвоения. В исследовании цели обучения формулируются как результаты обучения, выраженные в деятельности учащихся, таких, которые преподаватель или какой-нибудь другой эксперт могут надежно опознать. Для реализации этой идеи в теории образовательного мониторинга рекомендуется построение четкой системы целей, внутри которой выделены их категории и последовательные уровни. Учебный процесс считается оптимальным, если позволяет достичь максимально возможной успешности обучения с учетом условий его протекания. Структура образовательного мониторинга определяется в первую очередь функциями его элементов. Она отражает связь между элементами мониторинга на каждом уровне его формирования. Структура данных об ученике состоит из двух частей: психическое развитие и усвоение содержания образования, поэтому для полного описания учащегося необходимы два взаимосвязанных мониторинга: психологический и педагогический.

Психологический мониторинг в школе мы рассматриваем как систему информационного сопровождения учебного процесса. Его необходимость обосновывается возможностями получения такой информации об ученике, которая требуется учителю для успешной работы. Эта информация лежит в области внутреннего, скрытого и относится к тем особенностям психической организации ученика, которые влияют на успешность освоения учеником содержания образования. Эти особенности можно разделить:

а) на особенности когнитивной сферы (особенности интеллекта учащихся - как ученики получают, хранят, используют информацию);

б) факторы личностного характера, которые могут помогать или мешать процессу обучения (особенности мотивации, межличностных отношений, самооценки и т. д.).

Таким образом, первая группа параметров, которая включается в мониторинг процесса обучения - это группа параметров интеллекта. Вторая группа параметров - параметры личности. По обеим группам параметров четко просматривается динамика за все время обучения в школе. После проведения первичного психологического мониторинга компьютер на основании используемых методик тестирования интеллекта, исследования личности в соотношении с параметрами педагогического консилиума способен сформировать прогноз успешности обучения, что позволяет выстроить образовательную стратегию

для конкретного учащегося, группы учащихся или класса в целом. В зависимости от степени отклонения того или иного параметра интеллекта, преподавателю необходимо разбить всех учащихся класса на группы и сформулировать для каждой из них различные задания, способствующие развитию необходимого интеллектуального показателя.

Педагогический мониторинг показывает усвоение учеником соответствующего содержания образования. Педагогический мониторинг отслеживает достижения учащихся в процессе усвоения ими содержания образования. Источником информации о том, как усвоено содержание на различных уровнях его конструирования, является контроль знаний учащихся. Контроль знаний учащихся на каждом из уровней конструирования содержания образования может проводиться с помощью тестов.

Распространенным методом оценки качества обучения является метод экспертных оценок или педагогический консилиум. С его помощью качественной оценке может подвергаться прогноз, сделанный учителями в зоне ближайшего развития ребенка; поведение учеников в экстремальных ситуациях или организованных педагогами диагностических ситуациях. Педагогический консилиум можно рассматривать как один из ключевых моментов описываемой системы психологического мониторинга. Консилиум позволяет максимально интегрировать психологический и педагогический подходы к поиску параметров, наиболее полно описывающих реальные учебные возможности ученика, с учетом которых можно строить индивидуализированное обучение [4]. Дифференцированный подход подразумевает, с одной стороны, опору на актуальный уровень развития и знаний различных учеников, а с другой, обнаруживает «зону их ближайшего развития», постепенно переводит их к более совершенному овладению знаниями и способами их приобретения. Этот подход дает перспективу в развитии каждого ученика. В педагогической науке индивидуализация определяется как «организация процесса обучения, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению» [4]. Индивидуальный подход - один из основных принципов обучения. Он понимается как ориентация на индивидуально-психологические особенности учеников, включение в работу с ними специальных способов и приемов, соответствующих их индивидуальным особенностям. Осуществляемый с помощью индиви-

Вопросы общего образования

дуализации обучения индивидуальный подход проявляется в выборе и применении методов обучения, дозировке домашних заданий, при определении вариантов самостоятельных и контрольных работ (по степени их трудности) и во многом другом.

После проведения урока и системы уроков по теме проводится сравнение достигнутых результатов с прогнозируемыми. На основе полученных результатов проводится коррекция прогноза результатов обучения учащихся и класса в целом. Качество процесса обучения может оцениваться с помощью мониторинговых исследований для оценки индивидуального прогресса обучающихся с использованием стартовой, текущей и итоговой диагностики. Педагогическая деятельность в режиме мониторинга не заканчивается проведением итогового контроля, она имеет дополнительный этап -прогнозирование успешности обучения в последующих циклах, обработка информации для моделирования оптимального учебного процесса в следующей учебной группе.

Второй этап мониторинга: практический. Осуществляется реализация смоделированного учебного процесса. Для успешности обучения важное значение имеет исходное состояние учебного процесса, т. е. насколько учащиеся готовы к изучению предмета, есть ли необходимость в актуализации знаний, необходимых для изучения предмета, насколько уровень обученности учащихся соответствует требованиям, предъявляемым в учебном процессе, и т. п. Для выявления исходного состояния используются данные проведенных мониторингов, позволяющие оптимизировать учебный процесс с учетом выявленного исходного состояния. Для отслеживания промежуточных состояний учебного процесса и своевременной ликвидации затруднений используется индивидуальный мониторинг учащегося. Одной из задач практического этапа мониторинга является выявление и устранение затруднений, возникновение которых на промежуточных состояниях учебного процесса закономерно. Конечное состояние учебного процесса определяет степень достижения планируемых результатов, степень успешности обучения по предмету, сопоставляет цели и конечный результат.

Третий этап мониторинга: аналитический. Для активации механизма реагирования на полученную информацию и её использования для прогноза возможного развития учебного процесса, его коррекции, реализации оп-

тимизированной модели обучения, повторения цикла движения информационного потока необходим анализ полученных результатов.

Применяя средства мониторинга каждый раз после изучения курса или отдельной темы (если предмет изучается длительный промежуток времени), можно говорить об успешности или неуспешности обучения. Прогнозирование осуществляется по двум направлениям: готовности учащихся к контролю и по совершенствованию учебного процесса. На основе анализа результатов мониторинга разрабатываются рекомендации для учащихся и для преподавателя, которые направлены на коррекцию конкретизации целей по предмету и исходной организации учебного процесса. Таким образом, переход к первому этапу мониторинга учебного процесса на уровне предмета означает начало нового цикла мониторинга, на котором идет дальнейшее уточнение норм, заданий, их сложности, времени и т. д. Многократное использование мониторинга учебного процесса на уровне предмета позволяет совершенствовать организацию учебного процесса, развивает педагогическую деятельность и способствует объективности оценки успешности обучения.

Литература

1. Болотов, В.А. Системы оценки качества образования: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений, получающих образование по педагогическим направлениям и специальностям / В.А. Болотов, Н.Ф. Ефремова. - М.: Логос, 2007. - 190 с.

2. Выступление Президента РФ Дмитрия Медведева на церемонии открытия Года учителя 21 января 2010 г. - http://news. kremlin. ru/news/6683

3. Злобин, Э.В. Управление качеством в образовательной организации / Э.В. Злобин, С.В. Мищенко, Б.И. Герасимов. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. - 88 с.

4. Матрос, Д.Ш. Менеджмент качества в школе на основе стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000-2001, новых информационных технологий и образовательного мониторинга / Д.Ш. Матрос. - М. : Центр пед. образования, 2008. - 288 с.

5. Моисеев, А.М. Качество управления школой: каким оно должно быть / А.М. Моисеев. - М. : Сентябрь, 2001. - 160 с.

6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». - http://mon. gov.ru/dok/akt/6591

Поступила в редакцию 1 декабря 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.