© Буянова Т. И., 2012
Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 257-91-62 e-mail: [email protected]
Кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита
БУЯНОВА Татьяна Игоревна
Оценка качества отчетной финансовой информации на основе формализованного подхода
Ключевые слова: качество отчетной финансовой информации; качественные характеристики информации; формализованный способ; показатели оценки и анализа качества отчетной финансовой информации.
Аннотация. Рассмотрен формализованный подход к измерению и оценке качества отчетной финансовой информации организации на основе системы показателей, определены их содержание, алгоритм расчета, желательные значения. Доказывается, что количественно измеренные характеристики финансовой информации позволяют устанавливать причины и факторы, влияющие на ее качество, объективно определять способы и методы его улучшения.
Управление представляет собой информационный процесс, в котором большое значение имеет блок отчетной финансовой информации. Культура формирования отчетной финансовой информации - немаловажный фактор успешного управления бизнесом как с позиции самой компании, подготовившей отчет, так и с позиции ее внешних контрагентов. Не случайно повышению качества и доступности информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, уделяется столь значительное внимание в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике [1] и Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу [2]. В плане Министерства финансов РФ на 2012-2015 гг. по развитию бухгалтерского учета и отчетности в РФ на основе МСФО мероприятия, направленные на повышение качества информации, стоят на первом месте [3].
В связи с этим актуальными являются вопросы оценки и количественного измерения качества отчетной информации. В существующей нормативной литературе по бухгалтерскому учету не сформулировано понятие «качество отчетной финансовой информации». Основанием для его определения взят стандарт ГОСТ Р ИСО 9000-2008 «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь», где качество трактуется как «степень соответствия присущих характеристик (отличительных свойств) требованиям (потребностям и ожиданиям, которые установлены, обычно предполагаются или являются обязательными)» [4].
Исходя из этого под качеством отчетной финансовой информации понимается степень ее соответствия требованиям нормативных документов и способность максимально удовлетворять интересы пользователей. Чтобы оценить качество отчетной финансовой информации, необходимо установить для нее качественные характеристики (требования). Основным требованием к информации в соответствии с МСФО является ее полезность для принятия решений пользователями [5]. Полезность, в свою очередь, включает понятность, сопоставимость, релевантность, надежность, правдивость, полноту. Для количественной оценки и измерения этих качественных характеристик отчетной финансовой информации предлагается использовать формализованный
способ анализа, который заключается в разработке системы аналитических показателей качества отчетной финансовой информации, определении их содержания, алгоритма расчета и установлении базы для сравнения. Формализованный способ позволяет оценить качество информации для решения конкретной аналитический задачи.
Цель такого анализа - количественная оценка уровня качества отчетной финансовой информации, выявление причин и факторов неудовлетворенности пользователей. Исходной информацией для анализа является составленная бухгалтерская отчетность и программа анализа деятельности организации, которую необходимо выполнить, используя информацию отчетности.
Предлагаемая система показателей качества информации, соответствующая формализованному подходу, представлена тремя блоками (табл. 1).
Таблица 1
Показатели качества финансовой информации по формализованному способу
Показатель Формула Желательное значение Содержание показателя
Показатели общего состояния финансовой информации (блок 1)
Коэффициент общей информированности к — шф N1 1 Показатель характеризует уровень информации, содержащейся в отчетности, в общем объеме данных
Коэффициент релевантности к пз л -1 [і 1 Показатель характеризует уровень полезности информации, отраженной в отчетности, для проведения анализа
Показатели качества используемой отчетной финансовой информации (блок 2)
Коэффициент информационной отдачи N 3ф к — ф 0тд N1ж 1 Показатель характеризует уровень информационной отдачи (нагрузку) используемой первичной информации
Коэффициент однократности N1*7 бл к —1 0 однокр N1 0 1 Показатель характеризует уровень первичной информации, освобожденной от неоправданного дублирования
Показатели удовлетворенности пользователей (блок 3)
Коэффициент удовлетворенности пользователей N 3ф к — ф_ у д °вл N 3 1 Показатель характеризует степень удовлетворения интересов потребителей
Коэффициент эффективной информированности кф ф — ^ эф.инф N1 а 1 Показатель характеризует информацию, необходимую для анализа, и показывает уровень информационной обеспеченности конкретной аналитической задачи
Примечание. Исходные данные, необходимые для расчета показателей качества финансовой информации:
N1 - общий объем первичной информации;
Шо - первичные показатели, имеющиеся в отчетности;
N1 - первичные показатели, необходимые для анализа;
Ши - первичные показатели, используемые для расчета промежуточных и производных показателей;
N1*у бл - первичные показатели, имеющиеся и дублирующиеся в отчетности;
N3 - количество производных показателей, установленное пользователями в соответствии с программой анализа деятельности страховой организации;
Юф - количество производных показателей, фактически полученное в ходе анализа.
Анализ качества информации начинается с общей оценки состояния (блок 1), и первым показателем, определяющим его, является коэффициент общей информиро-
ванности (К^ф). Коэффициент общей информированности, равный 1, соответствует 100%-ной информационной обеспеченности. Если значение данного коэффициента меньше 1, то пользователи не имеют достаточной информации, необходимой для анализа.
Не вся отраженная в отчетности информация используется в анализе, о чем свидетельствуют значения коэффициента релевантности (Крелев), не достигшие 1. Повышение показателя релевантности, на первый взгляд, можно было бы произвести за счет сокращения неиспользуемой информации. Однако это не совсем так по нескольким причинам. Во-первых, в будущем может произойти расширение целей и задач аналитической работы, в результате чего не используемая в данный момент информация найдет применение. Во-вторых, наличие ряда показателей в отчетности диктуется требованиями законодательства и исключить их невозможно. Кроме того, исключение из состава финансовой информации неиспользуемых данных может снизить одну из качественных характеристик (сравнимость). Следовательно, исключать неиспользуемую информацию нужно с большой осторожностью.
Оценка качества информации зависит от интенсивности использования представленных в отчетности данных (блок 2). В этом случае рассчитывается коэффициент, характеризующий уровень информационной отдачи (нагрузку) первичной информации. Коэффициент информационной отдачи можно повысить за счет исключения из отчетности дублируемой информации. С этой целью необходимо выявить количество дублируемых показателей в разных формах отчетности. При этом нужно учитывать, что дублируемые показатели могут обеспечивать взаимосвязь информации разных форм отчетности (оправданное дублирование). Во всех других случаях дублирование неоправданно, именно такого рода параллельное отражение информации должно быть устранено. Для характеристики оригинальности информации рассчитывается коэффициент однократности (Коднокр). Коэффициент однократности, равный 1, соответствует такому состоянию информации в отчетности, при котором дублирование данных отсутствует. Следовательно, качество информации по данному показателю достаточно высокое.
Блок 3 содержит показатели оценки качества отчетной финансовой информации в целом (удовлетворенность пользователей, уровень их эффективной информированности).
Коэффициент удовлетворенности пользователей является обобщающим критерием качества отчетной финансовой информации и отражает то, в какой степени она позволяет потребителям удовлетворить их интересы (рассчитать все необходимые показатели) и провести полноценный анализ. Максимальное значение коэффициента удовлетворенности равно 1. Если значение данного коэффициента меньше 1, то пользователи не удовлетворены на 100%.
Эффективность использования представленных первичных данных в отчетности зависит от объема используемой информации и определяет коэффициент эффективной информированности. Улучшение показателя эффективной информированности сводится к сокращению отсутствующей информации и включению ее в состав финансовой информации, отражаемой в отчетности.
Расширение состава показателей, включаемых в финансовые отчеты, не только приводит к позитивным изменениям показателей блока 3, но и дает улучшение показателей общего состояния финансовой информации (блок 1): повышает коэффициенты общей информированности и релевантности.
Полное исключение недостающей информации позволяет повысить перечисленные коэффициенты до их максимально возможного значения, равного 1.
По результатам формализованной оценки качества отчетной информации рассчитывается общий коэффициент качества (Кф), синтезирующий оценку качества по
48 ► Известия УрГЭУ
3(41)2012
показателям трех блоков. Расчет общего коэффициента качества по формализованному способу производится по формуле
К * + К + К + К + К + К* *
ин* релев отд о днок р у д о вл эф.инф
К*= 6 .
Для оценки качества информации по коэффициенту Кф рекомендуется применять квалиметрическую шкалу (табл. 2).
Таблица 2
Квалиметрическая шкала соответствия общего коэффициента уровням качества информации
Значение коэффициента Кф Уровень качества
1 100-процентное качество
0,8-1 Очень высокое качество
0,5-0,8 Высокое качество
0,25-0,5 Низкое качество
0-0,25 Крайне низкое качество
Оценить качество отчетной финансовой информации по рассмотренному алгоритму могут различные пользователи: сама организация; Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности; аудиторские фирмы, осуществляющие аудит бухгалтерской отчетности организации; рейтинговые агентства и др.
Количественно измеренные характеристики финансовой информации позволяют устанавливать причины и факторы, влияющие на ее качество, объективно определять способы и методы его улучшения как на нормативном уровне путем обоснованного изменения порядка формирования бухгалтерской финансовой отчетности, так и на уровне организации через раскрытие дополнительных данных в составе пояснений к балансу и отчету о прибылях и убытках.
Источники
1. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России : одобр. Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29 декабря 1997 г.
2. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу : одобр. приказом Минфина РФ от 1 июля 2004 г. № 180.
3. План на 2012-2015 гг. по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе МСФО : утв. приказом Минфина РФ от 30 ноября 2011 г. № 440.
4. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь: нац. стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 9000-2008 : утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 г. № 470-ст.
5. Международные стандарты финансовой отчетности. М. : Аскери-АССА, 1999.