Научная статья на тему 'ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И РЕЙТИНГ ВУЗА: ТОЧКИ СОПРЯЖЕНИЯ'

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И РЕЙТИНГ ВУЗА: ТОЧКИ СОПРЯЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательная организация высшего образования / высшее образование / качество образования / независимая оценка качества образования (НОКО) / профессионально-общественная аккредитация / рейтинг / educational institution of higher education / higher education / education quality / independent education quality control / professional and public accreditation / rating

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кутькина Олеся Петровна

Государственная политика в области образования все большее внимание уделяет вопросам «качества образования». Для этой цели разрабатываются различные механизмы независимой оценки качества образования, которая в свою очередь делится на системы внутренней и внешней оценки. Одним из значимых механизмов внешней оценки качества образования является процедура профессиональной общественной аккредитации. Результаты независимой оценки качества образования влияют на рейтинг образовательной организации, а наличие сертификата о прохождении профессионально-общественной аккредитации учитывается при государственной аккредитации и выделении контрольных цифр приёма. В статье рассматривается понятие «качество образования» с нормативно-правовой точки зрения. Представлены современные инструменты независимой оценки качества образования. Приводится перечень необходимых показателей для повышения рейтинга вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кутькина Олеся Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION QUALITY CONTROL AND EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION RANKING: POINTS OF CONTACT

State policy in education sphere gives more attention to issues of education quality. For this, there are various mechanisms for independent education quality monitoring that falls into two systems of evaluation: internal and external. One of significant mechanism of education quality control is a procedure of professional and public accreditation. Results of such evaluation influence on rating position of an educational institution of higher education, proper certificate will be taking into account by members of state accreditation commission and when setting down admission quotas. The author considers a concept “education quality” on a point of law. Also, the researcher describes modern means for independent education quality control, gives a list of indicators for promoting an institution’s ranking position.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И РЕЙТИНГ ВУЗА: ТОЧКИ СОПРЯЖЕНИЯ»

6. Щедровицкий, Г. П. Рефлексия в деятельности // Вопросы методологии. - 1994. - № 3/4. -С. 76-121.

7. Щедровицкий, Г. П. Избранные труды. - Москва : Изд-во шк. культ. политики, 1995. -XXXVII, 759 с. : ил.

8. Бузыкова, Ю. С. Цифровые компетенции преподавателя и их индикаторы / Ю. С. Бузыкова, Е. С. Гафиатулина // Техник транспорта: образование и практика. - 2020. - № 1. - С. 278-282. - DOI: 10.46684/2687-1033.2020.4.278-282.

Roman V. Iliin

Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia)

rvi22@mail.ru

EXPERIENCE OF PRACTICAL IMPLEMENTATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS IN AN EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION OF CREATIVE ORIENTATION

Abstract. The paper considers an evolution of methodological approaches in Russian science and philosophy in the end of the 1980s and at the beginning of the 1990s to mass implementation of digital technologies in various spheres of life and economy. The author with reference to Russian Strategy of State Cultural Policy up to 2030 argues a need of implementation of trendsetting digital technologies for strategic and operative tasks in Russian culture sector. The author outlines his own view on updating usual forms of pedagogical process in Russian educational institutions of higher education by means of computer technologies. The paper outlines intermediate theoretical and empirical data concerning results of innovative educative project "Art-net" run in Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia) since 2020.

Keywords: digitalization of culture and art sphere, digital technologies, pedagogical program means, digital educational recourses, classification of information technologies, digitizing audio and video resources, educational and social effects, digital competency, designing (project) technologies, foresight studies, coaching, scientific assessment, tools for scientific assessment offormedness of digital competencies.

УДК 378.1(470+571):65.018

DOI: 10.32340/2414-9101-2021-4-64-72

О. П. Кутькина, кандидат педагогических наук, доцент Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)

kutkinao@list.ru

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И РЕЙТИНГ ВУЗА: ТОЧКИ СОПРЯЖЕНИЯ

Аннотация. Государственная политика в области образования все большее внимание уделяет вопросам «качества образования». Для этой цели разрабатываются различные механизмы независимой оценки качества образования, которая в свою очередь делится на системы внутренней и внешней оценки. Одним из значимых механизмов внешней оценки качества образования является процедура профессиональной общественной аккредитации. Результаты независимой оценки качества образования влияют на рейтинг образовательной организации, а наличие сертификата о прохождении профессионально-общественной аккредитации учитывается при государственной аккредитации и выделении контрольных цифр приёма. В статье рассматривается понятие «качество образования» с нормативно-правовой точки зрения. Представлены современные инструменты независимой оценки качества образования. Приводится перечень необходимых показателей для повышения рейтинга вуза.

Ключевые слова: образовательная организация высшего образования, высшее образование, качество образования, независимая оценка качества образования (НОКО), профессионально-общественная аккредитация, рейтинг.

Стратегическими целями государственной политики России в области образования являются повышение качества образования, характеризующееся обеспечением глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождением Российской Федерации в число ведущих стран мира по качеству образования, доступности образования, формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся (постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2018-2025 гг.»).

Вопросам «качества образования», а вернее механизмам оценки качества образования, большое внимание стали уделять последние двадцать лет. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» 1992 года были определены такие процедуры как «обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования» и «государственная аккредитация», тогда как понятия «качество образования», «оценочные материалы» отсутствовали [1].

Государственная политика 2000-х годов в области образования была направлена на решение вопросов качества образования в целом, и высшего образования в частности [2].

В сентябре 2003 года Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу, подписав декларацию в Берлине, согласно которой до 2010 года Россия обязалась воплотить в жизнь основные принципы Болонского процесса: признание полученного образования выпускников для решения задач трудоустройства, повышение международной конкурентоспособности, внедрение новой системы обучения на основе двух циклов - бакалавриата и магистратуры, кредитной системы для обеспечения возможности студенческой мобильности и содействие разностороннему сотрудничеству между образовательными организациями разных стран. Это обусловило усиление роли студенчества во взаимоотношениях сторон образовательных отношений, с одной стороны, и борьбу вузов за лучших абитуриентов и высококвалифицированных преподавателей, с другой стороны.

В образовательных организациях высшего образования в этот период начинает функционировать система менеджмента качества (далее - СМК) в соответствии со стандартом ГОСТ Р ИСО 9001-2001. СМК была ориентирована на обеспечение качества предоставляемых услуг в соответствии с ожиданиями потребителей. Наличие сертифицированной СМК являлось формальным требованием при государственной аккредитации. Главной задачей СМК было создание системы, которая позволит не допускать появление ошибок, приводящих к плохому качеству услуг.

Разрабатываемая вузами Политика в области качества включала требования по его постоянному улучшению в части обеспечения необходимыми ресурсами образовательного процесса, внедрения инновационных образовательных технологий, создания системы измерений качества образования и обратной связи и многое другое. На основе разработанной Политики в области качества совершенствовалась внутренняя система оценки качества образования.

Пройдя длительный период своего развития, теория качества представляет собой бурно развивающееся, самодостаточное научное направление. В настоящее время понятия «качество» можно трактовать по-разному - с экономической, социальной, управленческой, личностной и других точек зрения. Сторонники каждой из них по-своему определяют содержание данного понятия в зависимости от объекта исследования [3].

В рамках реализации идеи управления качеством образования в образовательной практике идет внедрение различного рода инноваций: разрабатываются квалиметрические

методики, используются процедуры тестирования обученности, образовательными организациями ежегодно проводятся самообследования, внедряется мониторинг качества и многое другое [4].

Понятие «качество образования» было введено в статью 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года и определяется в ней как «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [5].

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года было определено не только понятие «качество образования», в образовательную программу были включены «оценочные материалы», а так же было регламентировано проведение процедуры «самообследования» образовательной организации по всем основным видам деятельности и функционирование внутренней системы оценки качества образования.

Статья 95 этого же закона посвящена независимой оценке качества образования, которая направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) в части требований к условиям реализации образовательных программ так же определяют механизмы оценки качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся, которые определяются в рамках системы внутренней оценки, а также системы внешней оценки, в которой образовательная организация принимает участие на добровольной основе.

Для внутренней оценки качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся образовательная организация привлекает работодателей и (или) их объединения, иных юридических и (или) физических лиц, включая педагогических работников образовательных организаций высшего образования. Обучающимся предоставляется возможность оценивания условий, содержания, организации и качества образовательного процесса в целом и отдельных дисциплин (модулей) и практик.

Внешняя оценка качества образовательной деятельности в рамках процедуры государственной аккредитации осуществляется с целью подтверждения соответствия образовательной деятельности требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (далее - ФГОС ВО).

Внешняя оценка качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся по образовательной программе может осуществляться в рамках профессионально-общественной аккредитации, проводимой работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями, в том числе иностранными организациями, с целью признания качества и уровня подготовки выпускников, отвечающими требованиям профессиональных стандартов (при наличии), требованиям рынка труда к специалистам соответствующего профиля (рис. 1).

Параметрами внешней оценки качества образования выступают:

- качество результатов (уровень достижения выпускниками планируемых результатов образовательной программы);

- качество содержания образовательных программ (комплексная характеристика образовательной деятельности);

- качество условий осуществления образовательной деятельности [6].

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ВКЛЮЧАЕТ:

1) независимую оценку качества подготовки обучающихся

• Результаты текущей, промежуточной и итоговой аттестаций

• Потрфолио студентов

• Участие и результаты участия в конкурсах, олимпиадах

• Интернет-экзамен

Рис.1. Оценка качества образования

Независимая оценка качества образования (далее - НОКО), проводимая по инициативе образовательной организации - это оценочная процедура, которая направлена не только на получение сведений об образовательной деятельности организаций и качестве подготовки обучающихся, но и на предоставление участникам образовательных отношений информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ, в том числе:

- выявление факторов, влияющих на качество подготовки обучающихся (это могут быть используемые в учебном процессе образовательные технологии, методики и прочее);

- выявление уровня образовательных достижений обучающихся;

- выявление динамики изменения качества подготовки обучающихся;

- определение степени эффективности принимаемых управленческих решений, направленных на повышение качества подготовки обучающихся.

В качестве функций НОКО можно обозначить:

- определение соответствия образования потребностям лиц, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность;

- ориентирование потребителей образовательных услуг при выборе образовательной организации или программы на собственные интересы, потребности и возможности;

- обеспечение открытости и доступности информации о деятельности вуза;

- обеспечение различных заинтересованных пользователей достоверной информацией по всем видам деятельности [6].

Профессионально-общественная аккредитация является одним из значимых инструментов независимой оценки качества образования, результаты которой влияют на рейтинги образовательной организации. Основная цель проведения внешней экспертизы в рамках процедуры профессионально-общественной аккредитации - установление степени соответствия аккредитуемой образовательной программы стандартам и критериям профессионально-общественной аккредитации, разработанными уполномоченным центром (или организацией) профессионально-общественной аккредитации и установленным в соответствии с Европейскими стандартами гарантии качества образования ESG-ENQA. Как правило, центром (организацией), осуществляющей внешнюю экспертизу, разрабатывается порядка 10 стандартов, направленных на оценку ряда показателей: в области политики (цели, стратегии развития)

2) независимую оценку качества условий осуществления образовательной деятельности

• Оценка работы ППС (конкурсы педагогического мастерства, портфолио и рейтинг, мониторинг уровня квалификации при прохождении по конкурсу, анкетирование студентов)

• Ресурсное обеспечение образовательной организации (самообследование и анкетирование)

• Лицензионный контроль, государственная аккредитация, профессионально-общественная аккредитация

и процедуры гарантии качества образовательных программ, процедур для разработки и утверждения образовательных программ, студентоцентрированного обучения и процедур оценивания результатов обучения, приема, поддержки академических достижений и выпуска обучающихся (признания квалификации), квалификации и компетентности преподавателей, образовательных ресурсов, использование информации для управления образовательными программами и информирование общественности, мониторинг и периодическая оценка образовательных программ, гарантии качества образования.

Принятие решения о прохождении процедуры профессионально-общественной аккредитации требует от образовательной организации серьезной подготовки. В этом случае речь идет не просто о документированной процедуре, а о продолжительной системной работе в области политики качества образования. Результаты прохождения процедуры профессионально-общественной аккредитации помимо повышения рейтинга вуза учитываются при прохождении образовательной организацией государственной аккредитации и выделении контрольных цифр приема. Именно эти обстоятельства активизируют вузы для прохождения процедуры профессионально-общественной аккредитации.

Подготавливаемый экспертами отчет по результатам внешней экспертизы в рамках процедуры профессионально-общественной аккредитации, содержит рекомендации по совершенствованию качества реализуемых образовательным программ, которые могут стать основой для разработки программы развития вуза в области качества образования.

Участниками независимой оценки качества образования выступают обучающиеся, профессорско-преподавательский состав (далее - ППС), выпускники, работодатели. Результаты же НОКО представляют интерес и для потенциальных абитуриентов и их родителей. В качестве значимых критериев, подлежащих независимой оценке качества образования, для всех участников выступают - качество образования, кадровое и материально-техническое обеспечение, информирование и открытость образования, рейтинг образовательной организации (рис. 2). В то же время для «внутренних» (обучающиеся, преподаватели и выпускники) и «внешних» (абитуриенты и работодатели) участников НОКО может быть различное ранжирование по степени значимости данных критериев. Смеем предположить, что для абитуриентов наиболее значимым окажется рейтинг вуза, а для выпускников - качество полученного образования.

Для оценки обозначенных выше критериев независимой оценки качества образования используется многообразие инструментов, представленных на рис. 3.

Одним из наиболее активно используемых инструментов в системах внутренней и внешней независимой оценки качества образования является анкетирование участников образовательного процесса (студентов, ППС, выпускников) или заинтересованных лиц (работодателей).

В качестве основных критериев анкетирования при процедурах НОКО выступают:

- открытость и доступность информации об образовательной организации;

- комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

- доброжелательность, вежливость, компетентность работников;

- удовлетворенность качеством образовательной деятельности организаций.

Результаты анкетирования, многочисленных мониторингов (эффективности, целевого

обучения, трудоустройства выпускников, доступности образования и пр.), статистические отчеты по уровню высшего образования (формы ВПО-1, ВПО-2, 2-наука, 1-ПК и пр.) оказывают влияние на рейтинг образовательной организации наряду с независимой оценкой качества образования, которые являются популярным и востребованным инструментом управления и информирования потребителей образовательных услуг.

Вместе с тем, рейтинг - один из возможных в рамках независимой системы оценки качества образования подходов к представлению информации о результатах деятельности образовательных организаций [6].

к. л

Критерии

Участники НОКО Участники

На сегодняшний день составлением рейтингов занимаются специализированные исследовательские организации, которые доводят до самой широкой аудитории информацию о рейтингах образовательных организациях через средства массовой информации [7].

В настоящее время не только государство заинтересовано в продвижении образовательных услуг на мировой арене, но и сами образовательные организации пытаются повысить свою конкурентоспособность. Преимуществом рейтингов является то, что ими могут легко пользоваться любые целевые группы [2].

Несмотря на разнообразие рейтингов, среди них можно выделить следующие типы:

1) мировые (проводится анализ вузов всех стран мира), национальные (анализируются вузы в пределах одной страны) и региональные (анализ вузов одного региона или нескольких регионов или стран со схожей экономикой) рейтинги;

2) институциональные (общие рейтинги, в рамках которых ранжируются университеты различных стран в независимости от их предметной направленности и других характеристик), отраслевые/предметные (по определенным отраслевым/предметным направлениям), специальные рейтинги (в большинстве случаев появляются как реакция на запрос тех или иных целевых групп, а также в ответ на критику уже существующих рейтингов);

3) рейтинги, основанные на интегральном подходе, т.е. на оценке вузов, производимой по единому набору показателей с приписываемыми им весовыми коэффициентами, многомерные и многофакторные рейтинги - рейтинги, которые позволяют ранжировать университеты по различному набору индикаторов, которые выбираются пользователями [2].

Для получения признания на международном уровне образовательная организация должна иметь как минимум следующие показатели: высокая доля иностранных студентов, реализация образовательных программ на иностранных языках, наличие международной

профессионально-общественной аккредитации. Для региональных вузов достижение значимых результатов по этим показателям весьма сложная задача.

Национальный агрегированный рейтинг образовательных организаций высшего образования (рис. 4) складывается из 9 рейтингов, в трех из которых не могут участвовать вузы, имеющие специфику подготовки кадров (например, вузы культуры и искусства, спортивные, а иногда и медицинские образовательные организации).

Критерии

Инструментарий

[

[

С

Рейтинг вуза

[

Информирование, открытость данных

Качество образования

Стипендиаты, победители конкурсов и олимпиад, реализованные гранты и проекты, публикации, Интернет-экзамен и пр.

Потрфолио ППС

Кадровое обеспечение

Результаты конкурсного отбора

Материально-техническое обеспечение

Инфраструктура

Доступность услуг

о р

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

е к н

с

Рис. 3. Инструменты, используемые для оценки критериев НОКО

Для повышения рейтинга образовательной организации необходимо иметь положительную динамику таких показателей, как средний балл ЕГЭ при зачислении, участие студентов в различных конкурсах и олимпиадах, публикационная активность ППС, продвижение образовательных программ на международном рынке образовательных услуг и, безусловно, результаты НОКО - участие в проекте Интернет-экзамена, прохождение процедур профессионально-общественной аккредитации и другое.

В последнее время все большее внимание уделяется еще одному рейтингу - рейтингу медийной активности образовательной организации, который складывается из трех показателей:

- эффективность работы вуза с социальными сетями (оценивается по результатам перехода из аккаунта социальной сети на сайт организации, прирост подписчиков, количество комментариев (лайков));

- эффективность работы вуза с официальным сайтом (учитывается количество посетителей сайта, среднее время, проведенное на сайте);

- эффективность работы вуза со средствами массовой информации (определяется количеством публикаций, выходом ТВ-сюжетов, охватом аудитории).

Национальные рейтинги: У

«Первая миссия» К.

Рейтинг мониторинга эффективности вузов

Образовательная деятельность

Научно-исследовательская деятельность

Международная деятельность

Финансово-экономическая деятельность

Заработная плата ППС

Дополнительный показатель

Рейтинг по индексу Хирша

Публикации

Цитируемость

Рейтинг «Оценка качества обучения»

ЕГЭ

I

Студенческие олимпиады и конкурсы

Интернет-экзамен

Рис. 4. Национальный агрегированный рейтинг

Возможно, такие процессы как глобализация и цифровизация образования будут способствовать появлению новых рейтингов, а соответственно и новых механизмов оценки качества образования. Главное, чтобы в погоне за рейтингами, удовлетворения запросов доступности, вежливости и прочего, не ухудшалось содержание образовательных программ, не снижался уровень качественной подготовки кадров для современного состояния экономики, совершенствовались педагогические технологии и профессионализм преподавателей.

Список литературы

1. Об образовании : фед. закон от 10 июля 1992 г. № 3267-1 // «Кодекс», электрон. фонд правов. и нормат.-технич. документов : [сайт]. - Москва, 2021. - URL: https://docs.cntd.ru/ document/9003751 (дата обращения: 24.11.2021).

2. Полихина, Н. А. Рейтинги университетов: тенденции развития, методология, изменения / Н. А. Полихина, И. Б. Тростянская. - Москва : ФГАНУ «Социоцентр», 2018. - 189 с.

3. Резер, Т. М. Государственное управление качеством образования : учеб. пособие / Т. М. Резер, Т. Ю. Ольшевская. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. - 115 с.

4. Панасюк, В. П. Качество образования: инновационные тенденции и управление : моногр. / В. П. Панасюк, Н. В. Третьякова. - Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2018. - 201 с. -URL: http://elar.rsvpu.ru/978-5-8050-0635-8 (дата обращения: 11.11.2021).

5. Об образовании в Российской Федерации : фед. закон от 29 дек. июня 2012 г. № 273-ФЗ // «Кодекс», электрон. фонд правов. и нормат.-технич. документов : [сайт]. - Москва, 2021. - URL: https://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения: 24.11.2021).

6. Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность : утв. Минобрнауки России 1 апр. 2015 г.) // «Кодекс», электрон. фонд правов. и нормат.-технич. документов : [сайт]. -Москва, 2021. - URL: https://docs.cntd.ru/document/499051604 (дата обращения: 22.11.2021).

7. Пугач, В. Н. Рейтинги вузов как один из способов оценки качества образования // Вестник евразийской науки. - 2011. - № 2. - С. 7-17.

Olesia P. Kut'kina, Ph. D. in Pedagogics, Associate Professor Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia)

kutkinao@list.ru

EDUCATION QUALITY CONTROL AND EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION RANKING: POINTS OF CONTACT

Abstract. State policy in education sphere gives more attention to issues of education quality. For this, there are various mechanisms for independent education quality monitoring that falls into two systems of evaluation: internal and external. One of significant mechanism of education quality control is a procedure of professional and public accreditation. Results of such evaluation influence on rating position of an educational institution of higher education, proper certificate will be taking into account by members of state accreditation commission and when setting down admission quotas. The author considers a concept "education quality" on a point of law. Also, the researcher describes modern means for independent education quality control, gives a list of indicators for promoting an institution's ranking position.

Keywords: educational institution of higher education, higher education, education quality, independent education quality control, professional and public accreditation, rating.

УДК [378.1:008(470.319-25)-057.87]:17.002.1 DOI: 10.32340/2414-9101-2021-4-72-77

С. Р. Леш

Орловский государственный институт культуры (Орёл, Россия)

svetlana-riv@mail.ru

СПЕЦИФИКА И ВЗАИМОСВЯЗЬ КОММУНИКАТИВНЫХ СВОЙСТВ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. Охарактеризованы некоторые особенности коммуникативного поведения обучающихся современной российской образовательной организации высшего образования творческой направленности. Исходя из предположения о ключевой роли коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности выпускников высшей школы, автор обосновывает необходимость формирования развитых коммуникативных навыков и умений у современной студенческой аудитории. Проанализирована зависимость между коммуникативными свойствами личности и её ценностными ориентациями; представлены промежуточные результаты авторской диагностики коммуникативных свойств личности студентов Орловского государственного института культуры (Орёл, Россия) с связи их ценностными ориен-тациями, сформированными под воздействием социального и культурного опыта.

Ключевые слова: общение, коммуникативные свойства, ценностные ориентации, коммуникабельность, коммуникативная направленность, ценности, коммуникативная компетентность, студент высшего учебного заведения, личность студента.

Решение многих профессиональных задач в сфере искусств и культуры требует владения высоким уровнем различных видов коммуникативных компетенций. В процессе профессио-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.