4. Миркин Б.Г. Методы кластер-анализа для поддержки принятия решений: обзор: препринт WP7/2011/03. М.: ИД Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 2011. 88 с.
5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013: стат. сб. / Росстат. М., 2013. 990 с.
САРЫЧЕВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры прикладной статистики и информатики, директор института экономики, управления и финансов, Марийский государственный университет, Россия, Йошкар-Ола (tvdolmatova@bk.ru).
SARYCHEVA TATIANA - candidate of economics sciences, assistant professor of Applied Statistics and Informatics Chair, director of Economics, Management and Finance Institute, Mari State University, Russia, Yashkar-Ola.
УДК 330.123.6:[352+354]:005.336.3 ББК У050.14-823.2
Д.В. СЕРГЕЕВ, Н.В. СЕРГЕЕВА
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА И ДОСТУПНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ
Ключевые слова: государственные и муниципальные услуги, административные барьеры, корруп-циогенность.
Предложены результаты исследования качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг в Чувашской Республике. Даны рекомендации по совершенствованию процесса предоставления государственных и муниципальных услуг.
D. SERGEEV, N. SERGEEVA ASSESSMENT OF THE QUALITY AND AVAILABILITY OF NATIONAL AND MUNICIPAL SERVICES
Key words: public and municipal services, administrative barriers, corruption.
Offered the results of research of the quality and accessibility of provision of public and municipal services in the Chuvash Republic. Proposals wife recommendations to improve the process of providing public and municipal services.
Основная деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления состоит в обеспечении предоставления государственных и муниципальных услуг, связанных с жизнедеятельностью населения1. Административные барьеры, возникающие при получении заявителем государственных и муниципальных услуг, сдерживают темпы экономического развития отдельно взятого региона и всей страны в целом2.
Для оперативного разрешения существующих структурных проблем и реформирования системы государственного и муниципального управления осуществляется ежегодный мониторинг качества предоставления государственных и муниципальных услуг.
Оценка качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг в Чувашской Республике была проведена по четырем критериям:
- качество предоставления государственных и муниципальных услуг;
- доступность предоставления государственных и муниципальных услуг;
- уровень административных барьеров государственных и муниципальных услуг;
- уровень коррупционности государственных и муниципальных услуг. Мониторинг качества и доступности предоставления государственных и
муниципальных услуг проводился среди респондентов из 26 муниципальных образований Чувашской Республики, в том числе в городах Чебоксары, Ново-чебоксарск, Канаш, Алатырь, Шумерля.
1 Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Фед. закон РФ от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ // Рос. газета. 2010. № 5247, 30 июля.
2 О республиканской целевой программе «Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг в Чувашской Республике в 2011-2013 годах»: постановление Кабинета министров Чувашской Республики от 17.06.2011 г. № 246 // Рос. газета. 2010. № 5515, 30 июня.
Общее количество государственных и муниципальных услуг, изученных в рамках исследования, - 52. Из них государственных услуг - 25, муниципальных услуг - 27.
Критерии качества и доступности имеют качественную (балльную) и количественную (уровень удовлетворенности) оценку. Качественная оценка проводится путем расчета общего интегрального показателя качества или доступности (средняя арифметическая величина средневзвешенной совокупности балльных оценок по всем муниципальным образованиям в разрезе государственных и муниципальных услуг). Уровень удовлетворенности качеством предоставления государственных и муниципальных услуг принимается равным доле респондентов, давших удовлетворительную (3 балла и выше) оценку показателям, по которым оценивалось качество:
1. Вежливость сотрудников, предоставляющих услугу.
2. Комфортность оказания услуги (условия для заполнения посетителями документов, условия ожидания, наличие туалета, парковки и т.д.).
3. Качество оказания услуги (точность и правильность заполнения документов сотрудниками).
В свою очередь, уровень доступности государственных и муниципальных услуг принимается равным доле респондентов, давших удовлетворительную (3 балла и выше) оценку показателям, по которым оценивался уровень доступности:
1. Доступность информации о порядке предоставления услуги.
2. Полнота и понятность предоставленной информации.
3. Удобство графика работы.
4. Получение информации о стадии рассмотрения обращения.
Самый высокий уровень удовлетворённости качеством (100%) предоставления наблюдается у 18 государственных (71%) и 19 муниципальных (70%) видов услуг, что составляет 70% исследуемых видов услуг.
Высокий общий уровень удовлетворённости доступностью предоставления (100%) характерен для 30 государственных и муниципальных видов услуг (57,7%).
Организация предоставления 18 из 52 видов исследуемых услуг (34%) соответствует нормативным требованиям по уровню удовлетворенности населения качеством и доступностью предоставления государственных и муниципальных услуг (90%).
Уровень административных барьеров при предоставлении государственных и муниципальных услуг является третьим критерием оценки уровня удовлетворенности населения качеством и доступностью предоставления государственных и муниципальных услуг.
Согласно методике уровень удовлетворенности заявителей услуг масштабами административных барьеров рассчитывался по четырем показателям, а именно:
1) удельный вес респондентов, указавших при опросе, что пакет документов, необходимых для получения ими услуги, не превышал 3 единиц;
2) удельный вес респондентов, сообщивших при проведении опроса, что количество инстанций, в которые они обращались в процессе получения услуги, не превысило 3 единиц;
3) удельный вес респондентов, не испытавших каких-либо затруднений ни на одном из этапов получения услуги;
4) удельный вес респондентов, не столкнувшихся с необходимостью повторного обращения в какой-либо орган исполнительной власти или подведомственную организацию в процессе получения услуги.
Совокупный уровень удовлетворенности населения административными барьерами процесса предоставления государственных и муниципальных ус-
луг в целях настоящего исследования принимается равным средней арифметической величине по четырем вышеуказанным показателям.
Ни для одной из исследованных услуг не характерен 100%-ный уровень удовлетворенности административными барьерами. Однако есть государственные услуги, по которым, согласно данным опроса заявителей, уровень административных барьеров достигает почти 100%.
Все услуги, отличающиеся высоким уровнем административных барьеров, требуют предварительного сбора большого количества документов для получения услуги; посещения большого числа инстанций для получения конечного результата данной услуги; многократного повторного обращения в орган власти или учреждение в процессе получения данной услуги; обращения за помощью к сторонним организациям по разным причинам. Кроме того, обращает на себя внимание большая сумма официальных расходов на получение данной услуги (по данным анкетирования).
Результаты анализа свидетельствуют о крайне высоком уровне административных барьеров в Чувашской Республике - 57,7%. При этом уровень административных барьеров при предоставлении государственных услуг традиционно выше, чем при предоставлении муниципальных услуг (63,8% и 52%, соответственно).
Основной причиной такого положения, на наш взгляд, является необходимость предоставления заявителем большого пакета документов для получения услуги. Три четверти (75,5%) заявителей вынуждены были предоставить пакет документов, насчитывающий более 4 документов. На втором месте по уровню неудовлетворенности населения уровнем административных барьеров находится большое количество инстанций, которые необходимо посетить в процессе предоставления услуги (42,5%).
По нашему мнению, ситуация в корне изменится, при выполнении двух условий:
1) увеличении доли заявителей, обратившихся за услугой во многофункциональные центры. При этом должно сократиться количество органов исполнительной власти и подведомственных организаций, которые ранее заявители вынуждены были посетить в процессе получения услуги;
2) подключении многофункциональных центров к системе межведомственного взаимодействия, что позволит сократить время предоставления интересующей услуги.
В ходе проведения мониторинга качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг были выявлены коррупционные проявления в процессе получения респондентами 9 государственных (36%) и 7 муниципальных (26%) услуг.
В целях данного исследования уровень коррупциогенности органов исполнительной власти и подведомственных организаций при предоставлении государственных и муниципальных услуг принимался равным удельному весу респондентов, прибегавших к материальному стимулированию государственных и муниципальных служащих при получении той или иной услуги.
Уровень коррупциогенности процесса предоставления муниципальных услуг в 2,5 раза ниже, чем при предоставлении государственных услуг, и составляет 2,5%. Уровень коррупциогенности процесса предоставления государственных услуг равен 6,25%. Мотивирование государственных и муниципальных служащих осуществляется преимущественно юридическими лицами.
Среди основных причин более высокого уровня коррупциогенности предоставления государственных услуг по сравнению с муниципальными можно выделить:
1. Более высокий уровень административных барьеров при предоставлении государственных услуг, чем при предоставлении муниципальных услуг (64% и 52%, соответственно).
2. Основная масса государственных услуг, для которых характерны коррупционные проявления, предоставляются юридическим лицам. Респонденты при этом жалуются на многодневное хождение по кабинетам с многократными повторными обращениями (до 4-5 раз) и внушительным пакетом документов, необходимых для получения услуги (более 11).
Также заметна тенденция усиления коррупционных проявлений в больших городах Чувашской Республики, в частности в г. Чебоксары.
Общий уровень удовлетворенности качеством и доступностью предоставления государственных и муниципальных услуг в 2013 г. составил 79,6% (нормативное значение - 90%). Этот показатель снизился по сравнению с таковым за 2012 г. почти на 5 процентных пунктов. Данные свидетельствуют о неэффективности организации процесса предоставления государственных и муниципальных услуг.
В ходе исследования были предложены следующие рекомендации по совершенствованию процесса предоставления государственных и муниципальных услуг:
1. Интенсификация деятельности многофункциональных центров в Чувашской Республике. Чаще всего граждане в 2013 г. обращались за получением государственных и муниципальных услуг в администрации муниципальных образований. Удельный вес респондентов, обратившихся во многофункциональные центры за получением государственных услуг, составляет 26%, а муниципальных - 24%. Опрошенные, обратившиеся в администрацию муниципального образования и иные органы исполнительной власти, полагают, что обращение напрямую сократит время получения услуги (например, в сфере строительства). Одним из вариантов решения данной проблемы может стать совершенствование административных регламентов по предоставлению государственных или муниципальных услуг в части сокращения времени их предоставления по межведомственному запросу из МФЦ.
2. Увеличение количества удаленных «окон» во многофункциональных центрах. Деятельность МФЦ направлена на минимизацию затрат времени обратившихся за государственными и муниципальными услугами. На данный момент по многим услугам наблюдается превышение норм времени на предоставление услуги. В муниципальных районах эффект может быть достигнут благодаря отсутствию транспортных затрат для получателя услуги.
3. Подключение МФЦ к системе межведомственного взаимодействия. Согласно данным опроса, для получения государственной или муниципальной услуги опрашиваемые собирают от 7 до 10 документов. Решением этой проблемы может стать разъяснение гражданам порядка предоставления той или иной услуги. Ранее заявители до обращения в органы государственной власти или органы местного самоуправления за получением государственных или муниципальных услуг должны были самостоятельно собрать необходимый перечень справок и документов в разных ведомствах и только потом обратиться с заявлением в орган, предоставляющий услугу.
4. Разработка административных регламентов по тем услугам, по которым они еще не приняты. Основная часть респондентов, столкнувшаяся с необходимостью повторного обращения в органы исполнительной власти и другие подведомственные организации, в качестве возникших при получении услуги трудностей назвала отсутствие необходимой информации о порядке ее предоставления. При этом респондентами не уточнялось, где они искали данную информацию.
Таким образом, можно сделать вывод, что административные барьеры являются ключевым фактором удовлетворенности населения качеством и доступностью предоставления государственных и муниципальных услуг. Органам исполнительной власти необходимо приложить максимум усилий по их снижению.
СЕРГЕЕВ ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ - кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (sergeev-dv@mail.ru).
SERGEEV DMITRY - candidate of economics sciences, associate professor of State and Municipal Management Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
СЕРГЕЕВА НАДЕЖДА ВЛАДИСЛАВОВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (sergeeva_gmu@mail.ru).
SERGEEVA NADEZHDA - candidate of economics sciences, associate professor of State and Municipal Management Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
УДК 338.45:[664+67] ББК У305.7-13
Н.В. ТУМАЛАНОВ, Э.Н. ТУМАЛАНОВ, Л.А. ИВАНОВА
ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОТРАСЛЕЙ*
Ключевые слова: конкурентоспособность, модернизация, функциональные возможности, ресурсы, способности фирмы, отношения обмена.
На основе анализа рынков продукции пищевой промышленности и легкой промышленности в ходе модернизации выявлены и обоснованы те изменения, которые происходят в их структуре, условиях конкуренции и конкурентной среде. Осуществлен анализ факторов, способствующих созданию региональными производителями конкурентного преимущества на рынках модернизируемых отраслей. Обоснована возможность лучшего использования некоторых ресурсов, в частности труда и тех нематериальных активов, которые связаны с человеческим капиталом и создаются креативной работой, совершенствующей способности, расширяющей компетенции.
N. TUMALANOV, E. TUMALANOV, L. IVANOVA IMPROVING THE COMPETITIVENESS OF REGIONAL PRODUCERS ON THE BASIS OF RESOURCES IN THE MODERNIZATION PROCESS OF INDUSTRIES
Key words: competitiveness, modernization, functionality, resources, firm's ability, exchange relations.
In the article on the basis of the analysis of the food industry market and light industry market in the course of modernization the changes that occur in their structure, competition and competitive environment are identified and justified. The analysis of the factors, allowing regional producers to create competitive advantage on the markets of the modernized industries is fulfilled. The possibility of some better use of resources, particularly labor and intangible assets connected with human capital and made by creative work, improving skills, expanding competence is proved.
Развитие рынков жизнеобеспечивающих отраслей в ходе модернизации. В модернизации отраслей специализации региона важную роль играют ресурсы и способности фирм, которые вносят серьезные и долгосрочные изменения в условия конкуренции на отраслевых рынках.
Внедрение биотехнологий, технологий замкнутого цикла, а также ряда других нововведений в разных сегментах отрасли, предусмотренные Стратегией развития пищевой промышленности РФ до 2020 г., могут преобразовать возможности отечественных производителей по ряду позиций отраслевой конкурентной среды1.
В результате модернизации отрасли появится ряд новых сегментов рынка. Например, внедрение в мукомольное производство добавления витаминов и
* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 13-12-21016 а/В.
1 Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 г.: утв. распоряжением Правительства РФ от 17.04.2012 г. № 559-Р [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-прав. системы «КонсультантПлюс».