Научная статья на тему 'Оценка качества электронного обучения'

Оценка качества электронного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
435
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ОНЛАЙН-КУРС / E-LEARNING / QUALITY OF EDUCATION / CRITERIA FOR THE QUALITY OF EDUCATION / ONLINE COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Разинкина Анастасия Игоревна

Статья посвящена проблеме обеспечения качества электронного обучения в вузе. Рассмотрено соответствие требований, предъявляемых к онлайн-курсам и критериев оценивания их качества, разработанных в рамках проектов федерального уровня Национальной платформы открытого образования и «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Данное соответствие может быть полезно вузам при разработке собственных методик для оценки качества онлайн-курсов, используемых при реализации образовательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of ensuring the quality of e-learning in high school. The compliance with the requirements for online courses and criteria for assessing their quality, developed in the framework of the federal-level projects of the National Open Education Platform and the Modern Digital Educational Environment in the Russian Federation, is considered. This correspondence may be useful for universities in developing their own methods for assessing the quality of online courses used in the implementation of educational programs.

Текст научной работы на тему «Оценка качества электронного обучения»

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Разинкина Анастасия Игоревна

Магистр Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена проблеме обеспечения качества электронного обучения в вузе. Рассмотрено соответствие требований, предъявляемых к онлайн-курсам и критериев оценивания их качества, разработанных в рамках проектов федерального уровня Национальной платформы открытого образования и «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Данное соответствие может быть полезно вузам при разработке собственных методик для оценки качества онлайн-курсов, используемых при реализации образовательных программ.

ABSTRACT.

The article is devoted to the problem of ensuring the quality of e-learning in high school. The compliance with the requirements for online courses and criteria for assessing their quality, developed in the framework of the federal-level projects of the National Open Education Platform and the Modern Digital Educational Environment in the Russian Federation, is considered. This correspondence may be useful for universities in developing their own methods for assessing the quality of online courses used in the implementation of educational programs.

Ключевые слова: электронное обучение, качество образования, критерии качества образования, он-лайн-курс.

Keywords: e-learning, quality of education, criteria for the quality of education, online course.

Сегодня все процессы в обществе в той или иной степени подчинены тенденциям цифровой экономики. Цифровая экономика оказывает влияние на традиционную экономику, активно меняя рынок труда. Уходят отдельные специальности, становятся востребованными другие. Перед системой образования стоит вызов: как переучить людей, как переориентировать их на новые профессии, чему и как надо учить людей, чтобы успевать за быстро изменяющимся миром.

В рамках происходящих изменений государство особое внимание уделяет вопросам необходимости цифровых трансформаций. 28 июля 2017 года Правительством Российской Федерации была утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации», направленная на создание условий для развития общества знаний в Российской Федерации, повышение благосостояния и качества жизни граждан нашей страны путем повышения доступности и качества товаров и услуг, произведенных в цифровой экономике с использованием современных цифровых технологий, повышения степени информированности и цифровой грамотности, улучшения доступности и качества государственных услуг для граждан, а также безопасности как внутри страны, так и за ее пределами. В программе развития цифровой экономики выделено отдельное направление «Образование и кадры».

В области образования на государственном уровне реализуется ряд приоритетных проектов, направленных на изменения в сфере образования, имеющих непосредственное отношение к цифрови-зации экономики. Среди них приоритетные проекты «Создание современной образовательной среды для школьников», «Вузы как центры пространства создания инноваций» и, самый крупный, из проектов, стартовавших в 2017 году - «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», направленный на формирование среды, позволяющей реализовывать принцип

lifelong learning - «обучения в течение всей жизни» за счет современных технологий.

Модернизация системы образования должна обеспечить обществу уверенный переход в цифровую эпоху, дать возможность сформировать у обучающихся необходимые компетенции. Поскольку любая модернизация - процесс весьма болезненный, и допущенные ошибки могут оказаться непоправимыми, при модернизации системы образования особое внимание следует уделить качеству образования и его обеспечению в новых условиях.

Необходимость интеграции различных педагогических и технологических инструментов в единую электронную образовательную среду, развитие онлайн-платформ и массовых открытых онлайн-курсов (МООК) требует поиска новых решений, позволяющих решить управленческие задачи по обеспечению качества образования в условиях происходящих цифровых трансформаций.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» приведена следующая формулировка качества образования: «качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы».

При определении понятия «качество образования», укрупненно выделяют три основных составляющих: качество содержания образования; качество результатов образования и качество образовательных технологий.

В рамках общих подходов к оценке системы качества образования выделяют следующие ее основные элементы:

• качество образовательных программ;

• качество научно-педагогического персонала, привлекаемого к реализации образовательных программ;

• качество студентов;

• качество управления образовательной организацией, ее инфрастурктуры и материально-технической базы.

При использовании электронного обучения, наряду с вышеперечисленными подходами к оценке качества, важное значение имеет методология проектирования средств информационных технологий обучения [1,3,4], в связи с чем, для оценивания системы качества электронного образования выделяют основные требования к компьютерным обучающим программам [2]; а также критерии оценки качества электронных образовательных ресурсов. Состав интегральных показателей при оценке качества электронного обучения может корректироваться, например, при оценке МООК изменяться в зависимости от целевого назначения он-лайн-курса. В качестве важного параметра экспертизы при общей оценке МООК могут быть учтены результаты опросов обучающихся и преподавателей.

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) #4 (61), 2019 В таблице 1, в качестве примера, представлено соответствие группы требований (с подробным описанием требований можно ознакомиться на сайте http://npoed.ru/files/npoed rules 1.0.pdf), предъявляемых к онлайн-курсам, размещенным на одной из самой популярной российской платформе МООК - Национальной платформе Открытого образования (https ://openedu. ru/) и критериев оценивания качества онлайн-курсов, разработанных в рамках мероприятия «Разработка и апробация системы оценки качества онлайн-курсов в целях развития академической мобильности обучающихся с использованием онлайн-ресурсов» (исполнители УрФУ, СПбПУ) приоритетного федерального проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Рассматриваемые критерии разрабатывались для использования Федеральными учебными методическими объединениями при оценке качества онлайн-курсов и их дальнейшей рекомендации по использованию в основном образовательном процессе вузов. Данное соответствие может быть полезно вузам при разработке собственных методик для оценки качества онлайн-курсов, используемых при реализации основных образовательных программ высшего образования.

Требования к онлайн-курсам, размещенным на Национальной платформе Открытого образования Проект «Разработка и апробация системы оценки качества онлайн-курсов в целях развития академической мобильности обучающихся с использованием онлайн-ресурсов» в рамках приоритетного федерального «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации»

Группы требований к онлайн-курсу Области критериев экспертизы качества ОК Группы критериев Критерии

1 2 3 4

Требования к описанию онлайн-курса Область А. Соответствие направлениям подготовки, ФГОС, ПООП Группа критериев соответствия ОК направлению подготовки Соответствие цели и задачам обучения заявленным направлениям подготовки.

Группа критериев соответствия заявленных в ОК компетенций и результатов обучения действующим ФГОС Соответствие заявленных результатов обучения ОК действующему ФГОС.

Группа критериев соответствия заявленных в ОК компетенций и результатов обучения ПООП Соответствие заявленных результатов обучения ОК действующему ПООП

Группа критериев соответствия сведений об ОК Соответствие трудоемкости ОК по видам учебной нагрузки результатам обучения и информации об ОК на платформе.

Таблица 1. Соответствие требований к онлайн-курсам (ОК) критериям экспертизы качества

1 2 3 4

Требования к структуре онлайн-курса Область Б. Содержание ОК Группа критериев оценки лекционных материалов ОК; Соответствие тематики лекций компетенциям и результатам ОК, Соответствие содержания лекций компетенциям и результатам ОК, Корректность используемой терминологии, Сочетание теоретического материала с практическими примерами, Видеоконтент, Конспект лекций или комментарии к слайдам.

Группа критериев оценки практических/лабораторных работ ОК Соответствие темы лабораторных/практических работ компетенциям и результатам ОК, Соответствие содержания лабораторных/практических работ компетенциям и результатам, ОК, Приобретение умений решения исследовательских практических задач на основе изученного материала, Формирование навыков эксплуатации программно-аппаратных средств и оборудования, Формирование умений обработки результатов исследований с использованием информационных технологий (ИТ),

1 2 3 4

Формирование умений представления результатов проведенных исследований с использованием ИТ, Выработка способности логического осмысления самостоятельно полученных знаний, Использование методов контроля хода выполнения и результатов заданий, Соответствие объемов заданий регламенту занятий, Видеоконтент, Методические материалы по выполнению лабораторных/практических работ.

Группа критериев оценки практико-ориентированных заданий (проектов) ОК Тематика, цель и задачи соответствуют компетенциям и результатам ОК, Актуальность тематики заданий, Практическая полезность и четкость постановки задания, Рекомендованные источники и нормативная документация, Рекомендации по представлению результатов.

Группа критериев оценки дискуссии и самостоятельной работы. Индивидуальный режим обучения, Интерактивная работа с преподавателем, Коммуникация с обучающимися на курсе.

1 2 3 4

Требования к оценке результатов обучения при освоении онлайн-курса Область С. Фонд оценочных средств Группа критериев оценки фонда оценочных средств ОК; Промежуточная аттестация теоретического материала, Промежуточная аттестация практического материала, Аттестация практико-ориенти-рованного задания, Итоговая аттестация (экзамен), Учет трудоемкости освоения курса по видам учебной нагрузки при формировании итогового результата.

Методические требования Группа критериев оценки анализа процесса обучения. Аналитика процесса обучения со стороны преподавателя (промежуточная, итоговая), Аналитика процесса обучения со стороны обучающегося (промежуточная, итоговая).

Технические и общие параметры контента Область D. Ма-териаль-но-тех-ническое обес-пече-ние Группа критериев оценки аппаратно-программных средств, используемых в процессе; Электронные и Internet ресурсы, Удаленный доступ к лабораторному оборудованию, Удаленный доступ к программному обеспечению, Функциональность, простота доступа и использования, добротность используемого ПО, Надежность, эффективность и сопровождаемостъ ПО.

Группа критериев оценки доступности контента Просмотр контента в любое время, Доступ к контрольным заданиям в соответствии с графиком ОК, Самостоятельная проверка выполнения практико-ориентиро-ванных заданий, Итоговая проверка выполнения практико-ориентированных заданий, Итоговая аттестация для получения сертификата.

3) Солдаткин В. И., Бубнов Г. Г., Плужник Е. В. Взгляд на тенденции развития электронного обучения в России // Образовательная среда сегодня и завтра. Сб. науч. трудов IX Международной науч.-практ. конф. — М. : МТИ, 2014. С. 96-108.

4) Osipov I. V., Nikulchev E., Volinsky A. A., Prasikova A. Y. Study of gamification effectiveness in online e-learning systems // International Journal of Advanced Computer Science and Applications. 2015. Vol. 6. No. 2. P. 71-77

Список литературы:

1) Бубнов Г. Г., Никульчев Е. В., Плужник Е. В. Опыт внедрения инновационных информационных технологий в образовательную деятельность // Высшее образование в России. 2015. № 1. С. 159— 161.

2) Основы открытого образования. Т. 2. / отв. ред. В. И. Солдаткин. — М. : НИИЦ РАО, 2002. С. 283-286

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.